|
Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизнимом деле нет никакого преимущества в том, чтобы остальные из нас смотрели на это чрезмерно серьезно или возмущенно. В сущ- ности, серьезность и негодование - это то, что вызывает войны, и если бы каждый стал смеяться, они бы вскоре бросили стрелять друг в друга. Это действительно один из твердо установленных принципов веде- ния химической войны. Каждая сторона знает, что тот, кто сможет принудить другую сторону к смеху, выиграет войну. Если смеющая- ся сторона отплатит тем же самым, вся война целиком остановит- ся, что с военной точки зрения более ценно, чем когда побеждает кто-то один *. Поэтому тот, кто более серьезен и строг, чем ты, может быть более добродетелен, чем ты, но он также наделает больше бед, чем ты. Факт заключается в том, что если бы моржи и бабуины расхохотались над своими собственными игровыми номера- ми, игры были бы разрушены, и вещи уладились бы к более равноп- равному и мирному укладу жизни, где никому не причиняли бы оби- ды или боли. Но до тех пор, пока они не начнут смеяться, игры будут продолжаться, и точно также обстоят дела у людей. _____________________ * Игра слов: dell означает "долина" и одновременно "потаскушка, девка", - прим. пер. ** Рапо - название игры от английского "rape" - "изнасилова- ние".
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 44
е. Что такое игра? Человеческие существа являются, кроме всего прочего, повы- шенными в цене медузами, и многие из них - "добровольных" дейс- твий и реакций ничуть не в большей степени результат свободной воли, чем реакции низших животных, от которых они поднялись. На низших ступенях, таких как колюшки, "игры природы" являются ав- томатическими ответами, почти полностью определяемыми генами. По мере того, как мы поднимаемся по ступеням к моржам и бабуи- нам, они все более и более усваиваются путем имитации и опыта. Человеческие психологические и транзактные игры в большей сте- пени программируются родителями, но это программирование почти столь же жесткое, как автоматическое программирование посредс- твом генов у курицы. Человек - самое свободное из всех живот- ных, но его жизненный сцекнарий и игры, сопровождающие его, де- лают его жертвой могущественной шутки, разыгрываемой неотвратимыми силами эволюции. Несмотря на наши стремления и нашу иллюзию понимания, мы немного лучше поэта, идущего с уст- ремленным кверху взглядом и протянутыми руками к радуге, и пос- кальзывающегося на незамеченной им под ногами банановой корке или чем-нибудь похуже. Давайте теперь проанализируем "Игру курицы" и "Игру колюш- ки". В каждом случае имеется приманка, которая выглядит для иг- рока как одно, но на самом деле "предназначается" для совсем другого. Яйца назначаются для выведения цыплят, но курицу обма- нывает то, что они прохладные и она садится на них. Они ловят ее на том, что досаждают ей, а этим является горящая грудь. Как только она охлаждает себя, природа нажимает на включатель, и расплатой оказывается выводок цыплят. В случае колюшки яйца и мальки требуют защиты, и его обманным путем заставляют оста- ваться рядом, но для него они выглядят как сёедобная икра. Его ловят на потребности момента, которой является голод. Снова природа нажимает включатель, и как только его рот освобождает- ся, закуска уплывает, оставляя его разочарованным его распла- той. В "Игре моржей" слабостью папаши является его территория. Корова, вместо того, чтобы быть благодарной ему за охрану ран- чо, занята ясельными заботами. В "Игре бабуинов" слабостью па- паши является ревность. Самка играет на этом, а потом нажимает включатель, делая ту самую вещь, которую он старается предотв- ратить. Уже появляется схема для игр. Имеется приманка, которая об- ладает внешней привлекательностью, но в действительности служа- щая другой цели. Приманка ловит на определенной слабости, но после того, как жертва отвечает, происходит переключение. "Нас- тоящая причина" обнаруживается и делает сюрприз под занавес. Для курицы, рыбы и обезьяны шутка Природы точно следует плану; для моржа она дает немного больше свободы, но все элементы при- сутствуют. Людям остается усовершенствовать эту схему, превра- тить в образ жизни и сичинить многочисленные варианты. В транзактных играх приманка, которая выглядит как одно, а на деле предназначена совсем для другого, называется ловушкой. Слабинка или нужда другого игрока, которая заставляет его отве- тить на ловушку, называется слабостью. Следующее за этим заме- шательство называется переключением. Таким образом, формула для всех транзакционных игр следующая: Ловушка + Слабость = Ответ ---- Переключение ---- Расплата
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 45
Как пример рассмотрим следующую серию транзакций между жен- щиной и ее врачом, которая очень похожа на игру под названием Рапо. Джудит: Как вы думаете, мне когда-нибудь станет лучше? д-р К: Да, я так думаю. Джудит: Почему вы воображаете, что вы все знаете? Ясно, что вопрос Джудит был фальшивым, и доктор К. был об- манут. Для того, чтобы более ясно понять, что в действительнос- ти произошло, мы можем перевести это на язык игр, который зо- вется Марсианским. Джудит (говоря как беспомощный маленький Ребенок): Помоги мне, С., Великий. Д-р К. (говоря как могущественный Родитель): Я, могущест- венный, могу помочь тебе. Джудит (говоря как наглый Ребенок): Спускайся вниз, Выдаю- щийся Деятель. Этот Марсианский перевод показывает, что ловушкой является: "Помоги мне, О, Великий". Джудит явно льстит доктору и просит помощи, но в действительности держит в уме другое. Ее ловушка попадает точно в слабость доктора, который является скромное ощущение силы. Он отвечает соответственно, и в этот момент Джу- дит нажимает на переключатель, и они оба получают свой выигрыш (расплату). Джудит чувствует, что причинила боль, что ей нра- вится, а неосторожный доктор огорчается, что ему нравится по его собственным причинам. Таким образом, Ловушка + Слабинка = Ответ --- Переключение --- Расплата (Выигрыш). Природа выигрыша также делает ясным, что Джудит играет в Катись Отсюда, Выдаю- щийся Деятель, а врач играет в дополняющую игру Я только Стара- юсь Вам Помочь (ЯСВП) 12. Джудит завела его в капкан, так что вместо того, чтобы получить благодарность за хорошие намерения, он попадает в глупое положение, что является стандартным выиг- рышем в игре ЯСВП. Прежде, чем идти дальше, давайте рассмотрим, что является "не игрой". Нам легче понять, что такое кошка, если мы одновре- менно поймем, что не является кошкой. Некоторые люди думают, что любая последовательность взаимодействий, которая повторяет- ся снова и снова, является игрой, но это не так. Много таких последовательностей, не являющихся играми, независимо от того, как часто они повторяются, потому что они не подходят под фор- мулу. Возьмем следующий пример: Пациент: Как вы думаете, мне когда-нибудь станет лучше? Терапевт: Да, ятак думаю. Пациент: Спасибо вам, хорошо, что я снова могу это услы- шать. Это серия прямых взаимодействий, без ловушки и переключе- ния. Вопрос женщины точно совпадает с тем, как он звучит, и, независимо от того, как часто она обрашается за подтверждением, это не является игрой, поскольку в нем нет ни ловушки, ни пе- реключения. Каждая игра является маленькой драмой, и д-р Стефан Карпман предложил очень простой способ продемонстрировать это (таблица 13). Он называется Драматический Треугольник Карпмана 13. Он показывает, как игра переключает каждого игрока из одной роли в другую, что является сущностью драмы в реальной жизни так же как в театре. Он основан на игре Алкоголик, где три основные роли, жертва, преследователь и избавитель играются наиболее яс- но. "Жертва алкоголизма" преследуется "плохими" людьми, но есть
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 46
"хорошие" люди, которые пытаются спасти его. Алкоголик сохраня- ет инициативу во всех случаях, поскольку он может сменить свое нытье на преследование жены, превращая ее в жертву зверских из- биений, или бросить вызов своим избавителям, тем самым превра- щая их в преследователей. Треугольники на таблице 14 показывают переключения (а) между колюшкой и потомством, (в) между большим папой-бабуином и его заблудшей женой и (с) между Джудит и док- тором К. На таблице 14а колюшка начинает как голодный каннибал-за- щитник или избавитеь по отношению к своим маленьким малькам, являющимся потенциальными жертвами. После переключения они "преследуют" его тем, что уплывают, оставляя его голодной жерт- вой их проделки. На таблице 14в бабуин-паша начинает как избавитель его "преследуемой" жены, а кончает как жертва ее двуличности. Таблица 14с переводится на Марсианский следующим образом: Джудит (говоря как жертва эмоциональных проблем): Спаси ме- ня. Д-р К. (говоря как избавитель): Я спасу тебя. Джудит (переключаясь на роль преследователя): Умный малый! Джудит теперь берет верх. Она переключается из жертвы в преследователя, а он переключается из избавителя в жертву. Она приходит к нему за тем же самым, за чем ее тезка Юдифь пришла к Олоферну 2500 лет назад: отрезает ему голову, по крайней мере финурально.
Некоторые сексуальные игры Сексуальные игры являются упражнениями в сексуальной прив- лекательности, эксплуатаций органов и оргазма, описанных в гла- ве 3. Если мы назовем двух игроков Грин и Браун, то ловушкой Грина заключается либо в силе, доставляемой привлекательностью или нахальством, либо в тяжких попытках достичь ее другим пу- тем. Слабое место или слабинка Брауна заключается в сексуальном желании либо в потребности власти над людьми. Выигрыш может быть влажным или сухим. Во влажных играх выигрышем является ор- газм (в конце концов), которому предшествует масса неискреннос- ти и за которым следует масса смешанных чувств с обеих сторон. В сухих играх выигрыш Грина - ощущение победы, а Брауна - кру- шение надежд и реакция на это *. Почти все игры с двумя участниками являются вариантами игры Рапо, а большинство игр с тремя участниками имеют сходство с .. ... Рапо разыгрывается чаще всего с женщинами. Она следует фор- муле Л + С = О --- П --- Р. Ловушкой, Л, служит соблазнительная поза, а слабинкой, С, служит желание секса или власти. Ловушка женщины подлавливает слабость мужчины, и он выдает Ответ, О, который заключается в появлении силы. Женщина тогда нажимает Переключатель П, говоря "Да, но", и после этого они оба получа- ют свою Расплату Р. Рапо, как все игры, проигрывается при трех степенях тяжес- ти, каждая из которых имеет свой собственный тип Переключения и Расплаты. Рапо первой степени - сухая игра, Флирт, в котором Переключателем является "Да, но мы оба знаем, что это невозмож- но, сейчас по крайней мере". Выигрышем являются взаимные добрые чувства, и, может быть, надежда с одной или обеих сторон.
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 47
Рапо второй степени называется Катись Отсюда, Выдающийся Деятель. Переключением является "Да, но я не того сорта женщи- на, несмотря на то, что я увлекла тебя дальше, чем полагалось". Выигрыш женщины в том, что она удовлетворяет свою злость, а для мужчины - в том, что он чувствует себя отвергнутым и удручен- ным. В этом случае мужчина играет в дополнительную игру Ударь Меня. Это обычно сухая игра, но во влажной игре мужчина платит за свое развлечение тем, что его ударяют больнее. Рапо третьей степени заключается в фальшивом крике об Изна- силовании. Переключением является "Да, но я все равно назову это изнасилованием". Выигрышем женщины является оправдание, так же как и злоба, а мужчина проводит всю свою жизнь и карьеру, занимаясь ожиданием пинков. Она может разыграться в сухом и мокром варианте, в зависимости от того, насколько подлой или сексуальной является женщина. Выигрыш в любой игре не только используется сразу же, когда ими наслаждаются или от них страдают, но и сохраняются для бу- дущего использования, что очень похоже на систему доплатных ма- рок в бакалейной лавке. Пользуясь этим сравнением, каждый сце- нарий имеет прикрепленную к нему книгу доплатных марок, и по сценарию не может быть произведен окончательный расчет раньше, чем вся книга будет заполнена. Вот, например, как это работает в игре Рапо второй степени. "Экзистенциальная" цель этой игры - подтвердить, что мужчи- ны не представляют ничего хорошего. В действительности, женщина говорит во фразе "Катись отсюд, выдающийся деятель (Ты такой же как все остальные - ничего хорошего)". Ее выигрыш проистекает не только от того, что она видит замешательство мужчины, но еще и от факта, что она может добавить в свою коллекцию (картину) нового экземпляра Мужчины - Ничего Хорошего. Когда ее книга ма- рок будет заполнена такими картинами, она сможет произвести окончатеьный расчет для "Сценарийной Расплаты". Это может быть свободное самоубийство, свободное убийство, или разрешение стать алкоголичкой или Лесбиянкой - смотря по тому, к чему при- зывает ее сценарий. Подобно этому, мужчина, который играет в Ударь Меня, может добавить новый Пинок в его книгу Пинков. Ког- да он заполняет книгу, он может произвести окончательный расчет для его Сценарийной Расплаты. Категория: Библиотека » Сексология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|