Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 24 страница



Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



24 страница


структурный анализ есть персик, ядром которого  

является психодинамика. Люди, которые добросове-  

стно его изучают, должны признать, что ядро на-  

ходится в самой середине персика; и все попытки  

насильно вставить персик в ядро могут привести толь-  

ко к огорчительной потере фруктового сока из плодов  

клинического опыта.  

 

2. Роли  

 

Следует определить позицию структурного анализа  

относительно понятия роли, так как состояния Я  

должны четко дистанцироваться от роли, если мы не  

хотим обеднить концепцию роли во всех ее значениях.  

 

Когда бухгалтер на обеде в <Ротари клубе> берет  

слово, он действует так, как, по его мысли, должен  

действовать бухгалтер. В этот момент он играет  

роль. Но когда в своей конторе он сосредоточи-  

вается над колонкой цифр, то он не играет роль  

бухгалтера, он им является.  

 

Если врач играет роль врача, он не продвинется  

далеко с пациентами, наделенными интуицией. Он  

должен быть врачом; кстати, это одна из задач ме-  

дицинского учебного учреждения: отделить стажеров,  

которые хотят играть роль врача, от тех, которые  

хотят быть врачами.  

Один пациент может играть роль в сценарии  

 

197  

 

или игре другого пациента, но как индивид он не  

играет роль, когда он Родитель, Взрослый или Ре-  

бенок, он просто живет в одном из этих трех состоя-  

ний Я. Пациент в состоянии Я Ребенка может  

решить сыграть какую-то роль; но, какова бы ни была  

эта роль, его состояние Я остается состоянием Ре-  

бенка. Дети, играющие в <Папу и маму> могут менять  

роли: папа, мама, доктор, дочка, сын, но они остаются  

детьми определенного точного возраста.  

 

3. Образование (овладение профессией)  

 

Овладение профессией специалиста по структур-  

ному анализу не так трудно, как по психоанализу,  

но тоже достаточно сложно. Оно требует крити-  

ческой оценки ранее полученного образования, вклю-  

чая и психоанализ; требуется также не менее года  

еженедельных семинаров и ежедневной практики,  

чтобы выковать клиническое мастерство и врачебное  

чу.ъе. Автооа этой книги попросили однажды сделать  

двадцатиминутный доклад о трансакционном анализе  

перед аудиторией, не имевшей сведений об этом  

методе. Эт( было похоже на доклад о теории и  

практике проектирования микросхем для специали-  

стов по радиолампам. Как однажды сказал Фрейд,  

одно дело пофлиртовать с идеей, а другое дело же-  

ниться на ней. Узнаешь женщину, лишь пожив с ней, и  

небольшая прогулка с трансакционным анализом  

далека от выявления всех его возможностей. И если  

овладение этим анализом не требует длительных  

сроков, то это не значит, что он проще или менее  

значим, чем другие терапевтические системы, просто  

его материал проявляется более спонтанно и подает  

себя с большей свободой.  

 

4. Терапевтические рекомендации  

 

1. Рекомендуется сосредоточить первые усилия на  

различении Взрослого и Ребенка. Начинающий врач  

может оставить Родителя в стороне, пока сам мате-  

риал не заставит его учитывать и Родителя. Так сле-  

дует обращаться с новым пациентом.  

 

2. Только владея достаточным клиническим мате-  

риалом, можно вводить систему в работу. Разумно  

 

(98  

 

иметь в резерве три диагностические иллюстрации,  

соотнесенные с пациентом. Если пациент не поймет  

первый пример, можно предложить ему второй.  

Если и этот не принят, то причину надо искать или в  

сопротивлении, или в неправильно выбранном мо-  

менте; подождать приводить третий пример до лучшего  

времени и потом возобновить попытку.  

 

3. Диагностика Родителя и Ребенка должна увя-  

зываться с историческим материалом. Один из роди-  

телей или сам пациент в детстве должны себя вести  

так, как подсказывает исторический материал. Если  

такого подтверждения не наблюдается, следует приос-  

тановить диагностирование.  

 

4. Деление натрое (трихотомия) должно быть  

буквальным, то есть как будто каждый пациент  

сформирован из трех разных личностей. Врач не  

смо"жет использовать систему эффективно, если не  

будет рассматривать ситуацию именно таким образом.  

Например, пациент обратился к врачу по трем раз-  

ным причинам. Первая: потому что его привел сюда  

отец (или мать); вторая: разумное рассуждение и  

решение самого пациента обратиться к врачу; третья:  

в надежде на интересное или вкусное (если это  

дошкольник). Или один не хотел идти, а двое других  

его заставили. Когда врач дает себе труд выяснить  

как можно больше обстоятельств уже в первой  

беседе, он должен представить, что в комнате нахо-  

дятся одновременно как бы шесть человек: сам врач,  

его отец и врач - маленький мальчик, а со стороны  

пациентки - маленькая девочка, ее гувернантка или  

педиатр, а также мать.  

 

5. И опять слова <зрелый>, <незрелый> не имеют  

здесь места. Следует исходить из того, что каждый па-  

циент в структурном плане имеет в своей личности  

Взрослого. Проблема заключается в умении снабдить  

его полномочиями. Всегда есть радио, надо уметь  

его включить.  

 

6. Термин <ребяческий> в уничижительном смысле  

должен быть исключен. Ребенок может быть смущен  

или наделен нетворческими чувствами, но Детские  

качества в нем есть, они-то и являются самыми цен-  

ными в личности.  

 

7. Приводимые примеры касаются по большей ча-  

сти Ребенка, каким он проявляется в плане поведения  

 

199  

 

и в плане социальном; именно эти аспекты можно  

наблюдать объективно. Их исследование осуществ-  

ляется интеллектуальным образом, а для получе-  

ния лучших результатов надо, чтобы пациент сам  

сделал эксперимент с состоянием Я феномено-  

логического Ребенка: как будто он опять маленький  

мальчик с царапинами и шишками или маленькая  

девочка в разорванном платье, а вокруг - близкие  

люди из детства.  

 

8. Следует вспомнить, что понятие <игра> является  

научным. Игра не просто привычка, поведение или  

реакция, но специфическая последовательность опе-  

раций, на каждую из которых ожидается специфи-  

ческий ответ: первый ход (или удар) - ответ; второй  

ход - ответ; третий ход - ответ; шах и мат!  

 

9. Потребуется некоторое время, чтобы понять и  

принять во внимание, что игры и пастаймы не являют-  

ся случайными эпизодами, но занимают большую  

часть времени и усилий, расточаемых в обществе.  

 

10. Если врач замечает, что пациент предпочи-  

тает определенную игру, то последующие исследова-  

ния и наблюдения покажут ему, как и самому па-  

циенту, что речь идет не об отдельном эпизоде,  

но оо активности, которая протекает час за часом,  

день за днем с разной степенью интенсивности.  

 

II. Вмешательство (или вступление в разговор)  

врача будет идеальным тогда, когда оно попадает  

в цель, в яблочко, то есть имеет смысл для всех трех  

аспектов личности пациента, и .все три могут это  

вмешательство воспринять и даже принять.  

 

В какой-то момент, когда атмосфера в группе  

была напряженной, господин Эшт вынул плитку шоко-  

лада и дал половинку своей жене. Потом они удобно  

устроились в креслах и начали жевать шоколад,  

как два школьника. Доктор К. сказал: <Теперь я  

понимаю, йочему вы поженились. Вы как два ребенка,  

которые ушли далеко в лес и заблудились, но и  

спаслись от своих строгих родителей, о которых вы  

нам рассказывали>. Господин Эшт добавил: <И мы  

вместе вкушаем сладости>, а доктор К. подхватил:  

<Да, вы доставляете сладость один другому>. Все раз-  

разились смехом, а госпожа Эшт вставила: <Стыдно  

пусть будет тому, кто плохо подумал!> Шутка докто-  

ра К. попала в самое яблочко. Она понравилась  

 

200  

 

Ромгелю-сладкоежке из-за слова <сладость>. Она  

понравилась Взрослому из-за своей вольности и забав-  

ности, понравилась она и Ребенку госпожи Эшт, уло-  

вившей в ней намек на природу сценария их брачного  

контракта.  

 

12. В самом начале врач проходит через период  

большого энтузиазма. За ним, однако, может после-  

довать период некоторого спада и преодоления труд-  

ностей, особенно с употреблением терминологии. Это  

не должно вызывать особой тревоги, так как явля-  

ется частью процесса обучения. Даже более того, при  

отсутствии такой реакции можно задаться вопросом,  

станет ли эта система предметом вашего убеж-  

дения. И тогда, когда новая профессиональная дисцип-  

лина интегрируется с вашей личностью, препятствия  

могут появляться время от времени. Это нормаль-  

ное состояние и процесс любого профессионального  

обучения и, вероятно, естественный структурный фе-  

номен.  

 

5. Результаты  

 

Теперь читатель познакомился ближе с тем, что  

можно сделать, благодаря трансакционному анализу.  

Из пациентов автора в последние четыре года сто  

могут быть рассмотрены для подведения некоторых  

итогов и выводов. Некоторые проходили курс семь  

недель, другие до двух-трех лет. Среди них двад-  

цать были больные в препсихопатическом, психопа-  

тическом и постпсихопатическом состоянии. В боль-  

шинстве случаев к концу лечения пациенты, их  

семьи и сам врач чувствовали себя гораздо лучше.  

Опыт других врачей, прибегавших для лечения к этому  

методу, дал аналогичные положительные результаты.  

Особенно плодотворно работа проходит с пациентами,  

которые до того проходили курс лечения у пси-  

хиатров, применявших ортодоксальный психоанализ,  

психоаналитическую терапию или другие методы, и,  

таким образом, имели хорошую подготовку. Такие  

больные после лечения имели жизнерадостное со-  

стояние и хорошее отношение к трансакционному  

анализу.  

 

У тех пациентов, которые не преуспели в плодот-  

ворном использовании трансакционного анализа,  

 

201  

 

улучшения были минимальные. Было также три слу-  

чая полной неудачи, когда пациенты были госпи-  

тализированы, правда, все трое уже ранее проходили  

лечение в психиатрических клиниках.  

 

Среди этих трех случаев наиболее поучитель-  

ным и печальным является случай госпожи Б., первой  

алкоголички, на которой был испробован анализ игр.  

По внешним данным после двух индивидуальных  

сеансов и десяти в группе она казалась вполне овла-  

девшей некоторым insight, и вот однажды она попро-  

сила слова, чтобы спросить у других членов группы,  

что они о ней думают. Все немного удивились, потому  

что обычно она была довольно молчалива и вдруг  

проявила активность. Врач подумал, что она доста-  

точно подготовлена, чтобы начать играть свою игру.  

Участники группы ей объективно ответили в до-  

вольно комплиментарном тоне. Госпожа Б. запроте-  

стовала, говоря, что хочет знать <всю правду>, видимо,  

имея в виду неприятные комментарии в свой адрес.  

Группа не была к этому готова. Говоря языком игр,  

они отказались играть роль преследователей в ее  

игре <Алкоголик>. Когда она пришла домой, то объя-  

вила мужу, что, если выпьет хоть один стакан, пусть  

он ее бросит или отправит в лечебницу. Муж обещал.  

Когда она вновь запила, он поместил ее в лечебницу,  

а когда она оттуда вышла, они развелись.  

 

6. Психический аппарат  

 

Совсем недавно был выявлен случай, когда при  

незараженном состоянии Я имелось расщепление  

этого состояния, то есть такая ситуация, которая не  

могла быть объяснена на основе той теории, кото-  

рая была сформулирована до сих пор. При попытке  

объяснить эту аномалию поняли, что необходимо  

введение некоторых новых элементов, полезность  

которых сразу же была проверена и доказана при  

разъяснении некоторых неясных случаев.  

 

Клиническим примером случая, потребовавшего  

введения новых элементов, явился случай господина  

Декатура, коммерсанта тридцати лет, торговые дела  

которого шли очень хорошо. Он вернулся однажды  

домой из длительной деловой поездки в довольно  

напряженном сексуальном состоянии. Ночью он имел  

 

202  

 

вполне удовлетворивший его половой акт со своей  

женой, а утром поехал на работу, с нетерпением  

ожидая вечера, чтобы встретиться с женой. Следо-  

вательно, он не был очень удивлен, что днем, разгова-  

ривая с клиентами, предавался сексуальным фанта-  

смам. Он заметил, что его Взрослый как бы разде-  

лился надвое: на сексуальную часть и на рабочую.  

Автор тоже склонен поставить ему такой диагноз.  

В сексуальных фантасмах господина Декатура не  

было элементов половой патологии. Все реакции соот-  

ветствовали состоянию Взрослого, свободного от  

влияния экстеропсихики, археопсихики и контроли-  

руемого опытом реальной действительности.  

 

Параллельно с фантасмами он продолжал говорить  

и слушать в обычной манере преуспевающего ком-  

мерсанта, и это была обычная деятельность Взросло-  

го. Значит, с клинической точки зрения следовало  

признать, что его Взрослый был расщеплен на два  

разных состояния, которые функционировали одно-  

временно. Но сам он заметил, что, хотя его фантасмы  

были интересны, а коммерческая деятельность впол-  

не успешна, и в том и в другом случае не было доста-  

точной интенсивности. По его замечаниям можно  

заключить, что разделение полномочий лишило их  

прежней энергии. Он утверждал также, что сосредо-  

точиться на работе ему помогало чувство долга, или  

моральное обязательство, не позволявшее ему уто-  

нуть в фантасмах, слушая длинные речи какого-  

нибудь клиента.  

 

Ниже приводится небольшой доклад, адресован-  

ный особенно тем, кто имеет прочную клиническую  

базу в трансакционном анализе. Иначе выбранные  

постулаты, необходимые для практики, рискуют быть  

принятыми за новые понятия, вполне бесплодные,  

как часто встречается в академической психоло-  

гии.  

 

Мы будем говорить о трех порядках (или уров-  

нях): детерминантах, организаторах и феноменах.  

Феномены нам известны в виде состояний Я: Ребе-  

нок, Взрослый и Родитель.  

 

Организаторы тоже нам знакомы в виде психи-  

ческих органов: археопсихика, неопсихика и экстеро-  

психика. Детерминанты - это те факторы, которые  

определяют природу организации и феноменов.  

 

203  

 

то есть как бы включают в программирование. Про-  

граммирование внутреннее рождается из биологи-  

ческих сил, присущих индивиду; последние влияют на  

тот или другой организатор и, следовательно, на  

феномены, которые оттуда происходят. Программиро-  

вание вероятности рождается из автономной выра-  

ботки данных, основанной на прошлом опыте. Про-  

граммирование внешнее выполняется из внешних  

норм.  

 

В вышеприведенном примере с коммерсантом фе-  

номеном было состояние Я Взрослое, проявление  

неопсихики. Имелась и сильная внутренняя биоло-  

гическая детерминанта, но, с другой стороны, и  

сильная детерминанта внешняя (мораль). Это и при-  

вело к Взрослому состоянию Я расщепленному:  

одна его часть действовала импульсивно, а другая  

находилась под влиянием чувства долга. Исполни-  

тельная власть находилась в руках неопсихики, по-  

этому поведение оставалось корректным, с осознанием  

реального опыта.  

 

Следующий этап состоит в предположении, что  

каждый организатор имеет две функции, при этом обе  

они независимы. Одна функция - организовать детер-  

минанты, чтобы они делали влияния эффектив-  

ными, а другая - организовать феномены. (Можно  

легко понять независимость двух этих функций на  

основе равновесия полномочий. Организатор, на кото-  

рый попадают самые сильные активные полномочия,  

берет исполнительную власть; организатор же,  

на который выпадают активные, но наименее силь-  

ные полномочия, предстает просто как влияние.)  

 

Теперь мы можем перейти к рассмотрению не-  

которых трудностей, с которыми сталкивается струк-  

турный анализ. Состояние Я является проявлением  

(в плане феноменологическом и поведенческом)  

активности определенного психического органа или  

организатора. Эти же органы имеют четкую задачу  

организовать эффективным образом ансамбль самых  

активных детерминант в определенный момент. Это  

допускает наличие двух параллельных последователь-  

ностей с девятью простыми случаями: Ребенок с про-  

граммированием внутренним, вероятностным или  

внешним; Взрослый с теми же возможностями и Ро-  

дитель с теми же возможностями. Все эти случаи  

 

204  

 

не будут рассматриваться, но можно с пользой рас-  

смотреть некоторые.  

 

Основной характеристикой археопсихики является




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 945
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 11 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 26 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 25 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 23 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 22 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 21 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 20 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 18 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 17 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 16 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 15 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 14 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 13 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 12 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 10 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 9 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 8 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 7 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 6 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 5 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 4 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 3 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 2 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 27 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь