Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



4 страница


бенка, поэтому она его классифицировала как не-  

соответствующий или соответствующий, в зависимости  

от природы Себя подлинной в данный момент.  

 

Остается установить, что такое Сам подлинный.  

Это, конечно, не исполнительная власть, потому что  

в состоянии непсихопатическом, когда больная  

против своего желания мыла руки или сдувала пы-  

линки, исполнительная власть была в руках Ребенка,  

но именно Взрослый еще чувствовался как Сам  

подлинный.  

 

Чтобы дать правильное и разумное клиническое  

объяснение этому явлению, следует предположить,  

что облечение властью (investment) присутствует в  

трех видах: связанное, развязанное и свободное.  

Обезьяна на ветке дерева дала бы хорошую физи-  

ческую аналогию. Если она остается сидящей, нахож-  

дение на высоте обеспечивает ей только потенциаль-  

ную энергию. Если она падает, потенциальная энер-  

гия превращается в кинетическую. Но она живое  

существо и может прыгать. Тогда следует рассмотреть  

следующую составляющую, а именно энергию мус-  

кульную, чтобы понять, каким образом обезьяна при-  

земляется в нужном ей месте. Когда она сидит, ее  

физическая энергия связана; когда она падает, ее  

энергия как бы развязана, освобождена; когда же  

она прыгает, прибавляется третья составляющая,  

определяемая ее свободным выбором. Энергия кине-  

тическая и мускульная, взятые вместе, образуют энер-  

гию активную. Облечение властью связанное соот-  

ветствует потенциальной энергии, развязанное - ки-  

нетической и свободное - мускульной; два последних  

 

взятые  

 

типа, взятшс вместе, образуют то, iiw называется  

активным облечением властью.  

 

Считается, что границы между состояниями Я в  

большинстве случаев проницаемы. Они сравнительно  

непроницаемы при связанном и развязанном облече-  

нии властью, в то время как свободное облечение  

властью может проходить очень легко при переходе  

Я из одного состояния в другое.  

 

Психологическую ситуацию можно резюмировать  

следующим образом:  

 

а) состояние Я, при котором доминирует свобод-  

ное облечение властью, чувствуется как Сам подлинный,  

или, по Федерну, <это самооблечение властью, кото-  

рое живет как чувство Я>;  

 

б) исполнительная власть похожа на то состояние,  

в котором находится в определенный момент самое  

большое количество активного облечения властью  

(полная сумма развязанного и свободного облече-  

ния).  

 

Можно проиллюстрировать эти два принципа в  

случае госпожи Тетар, исследуя три ее различных  

клинических состояния.  

 

1. В нормальном состоянии ее прежнее Сама,  

Ребенок, владела связанной властью. Она, следователь-  

но, латентна, в то время как Взрослая облечена  

свободной властью и живет как Сама подлинная.  

Взрослая владеет исполнительной властью, так как  

располагает самым большим количеством активных  

полномочий (развязанные плюс свободные).  

 

2. В невротическом состоянии, когда пациентка  

без конца моет руки, свободные полномочия нахо-  

дятся все еще у Взрослого, а Ребенок владеет  

развязанными полномочиями, и они более значитель-  

ны, с точки зрения количества, чем активные полно-  

мочия Взрослого. Ребенок имеет, следовательно,  

-" <пясть, в то время как Взрослый  

 

власть,  

 

исполнительную вла.и, -  

остается как Сам подлинный.  

 

3. В психопатическом состоянии Ребенок владеет  

развязанными полномочиями, а также свободныйи,  

которые передаются от Взрослого, лишающегося  

части активных полномочий. Ребенок имеет испбл-  

нительную власть и в то же время чувствует себя  

как Сам подлинный.  

 

5. Соскальзывания в состояния Я  

 

В данной системе соскальзывание из одного со-  

стояния Я в другое обусловлено тремя факторами:  

силами, которые действуют на каждое состояние,  

проницаемостью границ между разными состояниями  

и объемом полномочий каждого состояния Я.  

Клиническое положение пациента зависит от соотно-  

шения сил между тремя этими факторами; и они же  

определяют терапевтический курс. В случае госпожи  

Тетар терапия была запрограммирована таким обра-  

зом, чтобы все факторы были задействованы после-  

довательно.  

 

Для начала врач попытался активизировать  

Взрослого, как в случае госпожи Прим, акценти-  

руя опыт реальности. Он исходил из гипотезы, что  

неопсихика как система не повреждена, следовало  

только увеличить активные полномочия - развязан-  

ные и свободные. Перемещение и социальные сооб-  

ражения играют свою роль в этой мобилизации. Затем  

врач попытался прояснить и укрепить границу между  

Взрослым и Ребенком, чтобы захватить в плен  

полномочия Взрослого. Наконец, он постарался уве-  

личить объем полномочий (как абсолютных, так и  

относительных) Ребенка, чтобы он не стремился прояв-  

лять себя болезненно в неподходящие моменты.  

Какая при этом использовалась техника, не предмет  

для обсуждения на этом этапе. Сейчас основная  

задача - подчеркнуть важность в исследовании фак-  

торов, которые приводят к соскальзыванию в то или  

другое состояние Я. Часто пациенты интуитивно по-  

нимают введенные в игру принципы какими-то улов-  

ками, о чем будет речь позднее. Следует уточнить  

два момента, которые часто вызывают затруднения.  

 

Родитель может проявляться то в виде активного  

Я, то в форме воздействия, влияния. В случае гос-  

подина Труа Родитель был одновременно и испол-  

нительная власть, и Сам подлинный и действовал, как  

активный Я, вел себя, как его отец. У госпожи Прим  

активное состояние Я было Ребяческим, когда она  

постоянно одергивала юбку, а Родитель проявлял  

себя в виде голоса при галлюцинациях. Пациентка  

вела себя не как ее отец, а скорее - как ее отец  

желал бы, чтобы она себя вела.  

 

Э1  

 

Таким образом, каждый раз, когда говорят о  

Родителе, надо четко различать, идет ли речь об  

активном состоянии Я или Родительском влиянии.  

Именно Родительское влияние решает, кто будет в  

данный момент себя проявлять: Ребенок естественный  

или Ребенок прирученный. Ребенок прирученный -  

архаическое состояние Я, подверженное Родитель-  

скому влиянию. Ребенок естественный - архаическое  

состояние Я, которое свободно от этого влияния или  

пытается от него освободиться. Это та же разница,  

которая существует, например, между воспитанным и  

послушным ребенком и ребенком в приступе каприза  

и гнева. Надо четко понимать, какого из двух автор  

имеет в виду, когда говорит о Ребенке.  

 

Примечания  

 

Описания <психической энергии> и <облечения  

полномочиями> у Фрейда очень трудны и неясны.  

Колби попытался решить некоторые из концеп-  

туальных проблем. Самым простым выходом для авто-  

ра было с благодарностью принять концепцию <об-  

лечения полномочиями> и попытаться ее согласовать  

с собственными наблюдениями.  

 

Глава IV  

ПСИХОПАТОЛОГИЯ  

 

Структурный анализ позволяет сформулировать  

систематическую общую патологию психических нару-  

шений. Предметом патологии является изучение реак-  

ций живых организмов на болезнь. Исследование  

специфических нозологических сущностей и специаль-  

ных механизмов защиты принадлежит к области спе-  

циальной патологии. В рамках данной книги нас  

интересуют самые общие реакции, которые застав-  

ляют психическую организацию вмешиваться в их  

совокупность или являются общей характеристикой  

целой серии нарушений (заболеваний).  

 

Структурная патология интересуется аномалиями  

в психической структуре, среда которых двумя самыми  

распространенными являются исключение (exclusion)  

и заражение (contamination).  

 

1. Исключение  

 

Исключение проявляется в очень стереотипном  

и предусмотрительном образе действий или поведении,  

за которое человек цепляется как можно дольше  

при появлении какой-то угрожающей ситуации. Не-  

поколебимый Родитель, непоколебимый Взрослый  

или Ребенок проявляют себя прежде всего за счет  

исключения с целью защиты двух других дополни-  

тельных граней. Вторичные преимущества трансак-  

ционного анализа имеют тенденцию усиливать исклю-  

чение.  

 

Исключительный Родитель встречается очень  

часто среди шизофреников; в этих типичных слу-  

чаях исключение составляет основную защиту от  

археопсихической спонтанной деятельности. Такие  

люди труднее всего допускают существование Ребенка,  

так как цель исключения - контролировать и отри-  

цать этот аспект личности.  

 

Господин Труа, который в течение шести лет про-  

ходил групповую терапию, дал доказательство жест-  

кости такого исключения. Выше описана структура  

его Родителя, очень властного; его Взрослый и его  

Ребенок проявлялись лишь в самых благоприятных  

обстоятельствах. Когда разговор касался общих тем,  

Родителе в господине Труа как бы приопускал  

забрало, чтобы чуть-чуть высунулся Взрослый. Тогда  

он оказывался способным терпимо обсуждать погоду,  

события, проблемы эпохи и даже личные невзгоды.  

Он становился вежливым и любезным. Погода на его  

вкус была немного жаркая, черные - хорошие, но  

требующие контроля люди, никого ничему не научила  

последняя война, и каждый раз, когда вымоют его  

машину, идет дождь. Иногда такое состояние позволя-  

ло ему только повторять за кем-нибудь последнее  

выражение: <надо их контролировать>, <последняя  

война>, <дождь>. Но как только дискуссия заканчи-  

валась, Взрослый отступал перед яростным догма-  

тизмом Родителя, вступавшего в свои права.  

 

С другой стороны, когда говорил врач, пациент  

проявлял молчаливое подчинение и даже благоже-  

лательность. Это был Ребенок, которому разрешалось  

зыйти на волю под бдительным взором Родителя.  

Но если врач угрожал Родительской гегемонии,  

 

2. Эрик Берн  

 

а) Родитель б) Взрослый  

истичочительный исключительный  

 

Рис. 2. Исключение  

 

в) Ребенок  

исключитвя>""  

 

снисходительно относясь к детским выходкам. Ребенок  

тотчас изгонялся и Родитель брал верх с девизом:  

<Покончим с этими глупостями> или: <Смерть ма-  

леньким негодяям!> Все это показывало слабые  

полномочия (развязанные) Взрослого и Ребенкечл  

давящую силу Родителя. Именно этот тип личиости  

схематично показан на рис. 2,а. Рисунок был сделан  

на черной доске по настоянию господина Труав  

благоприятный период его лечения.  

 

Личность доктора Кинта иллюстрирует другой тает  

структуры. Будучи специалистом в социальных науках,  

он особенно хорошо разбирался в экспериментаяь-  

ных проектах и вычислительной технике. Доктор Кццт  

был лишен обаяния непосредственности, свойствеаиой  

нормальному Ребенку, но был и не способен зашягиить  

--< знание с достоинством и убежденностью, своЙст-  

"->nin. Его любимым саосо-  

 

свое мнение с  

aei  

 

сиосо-  

 

г--  

 

ое мнение с достоин.-.>,..-  

 

венной нормальному Родителю. Его люоимш>. -,_,  

бом рассуждения было взвешивание <за> > <протиц>,  

в компаниях он не разделял общего веселья, <фи  

необходимости не мог ни в чем убедить жену и  

демонстрировал Родительского поведения по (уни>-  

шению к своим студентам. Он мог только планиро-  

 

34  

 

и<№  

(ywK>-  

 

вать, собирать информацию и обрабатывать данные и  

поэтому имел заслуженную репутацию хорошего спе-  

циалиста в своей области. Его Взрослый был его  

Сам подлинный, и он отдавал всю душу и сердце  

своим цифрам. Как следствие, он держал своего  

Ребенка и своего Родителя под железной пятой ин-  

теллекта. К несчастью, это сказывалось на сексуаль-  

ной активности. Отстраненные аспекты получали та-  

кой заряд развязанных полномочий, что Взрослый  

просто терял контроль и чувствовал себя бессильным в  

битве между Ребенком и Родителем, вновь становив-  

шимися активными. Тогда начинала проясняться обо-  

ронительная функция исключения. Но малейшая  

уступка Ребенку вела к импульсивному поведению,  

а всякая терпимость к поведению Родителя вы-  

зывала депрессию. Структура личности доктора Кинта  

показана на рис. 2,6.  

 

Исключительный Ребенок представлен на рис. 2,в.  

Он наблюдается в жизни чаще всего среди им-  

пульсивных нарциссов, какими являются, например,  

проститутки высокого класса; в клиническом плане  

у этого типа людей наличествуют некоторые формы  

шизофрении или же отстранены рациональные состоя-  

ния Я (Взрослого) и догматические Родитель-  

ские. В некоторых случаях Взрослый и Родитель  

могут слабо проявляться, но угроза легко изгоняет  

их, и Ребекок-соблазнитель вновь занимает свое  

место. Тогда речь идет о проститутках и шизофре-  

никах <интеллигентных> и <услужливых>. Встречают-  

ся случаи как бы врожденной утонченности, но  

это не имеет ничего общего с поведением настоящих  

детей, как показали исследования Пьяже.  

 

Клиническая проблема, представленная такими  

патологическими исключениями, выявляет одновре-  

менно и функцию, и природу доминирующего со-  

стояния Я. Всякая попытка войти в соприкосно-  

вение с отстраненными аспектами терпит неудачу  

из-за идиосинкразии Взрослого, Родителя или Ре-  

бенка относительно оборонительного положения, кото-  

рое в их реакциях прибегает, например, к религи-  

озности, интеллектуализации или льстивому послуша-  

нию.  

 

С операционной точки зрения эти личности ха-  

рактеризуются тем, что при нормальных условиях  

 

все их симптоматические реакции происходят из  

одной единственной системы. Две другие системы  

смещены (<отрешены от должности>). Очень долгое  

время было почти невозможно добраться до Взрос-  

лого или Ребенка в личности господина Труа, до  

Родителя или Ребенка в докторе Кинте. Отчаяние  

врачей, пытавшихся взывать к морали или разуму  

импульсивных женщин и нарциссов, - поучительный  

и яркий пример тех трудностей, с которыми встре-  

чаешься, имея дело с феноменами исключительности.  

Следует подчеркнуть, что исключительные состояния  

Я не являются ролями. Вопрос о ролях будет изучен  

позднее.  

 

2. Заражение (контаминация)  

 

Лучшие примеры заражения нам могут предоста-  

вить некоторые типы предубеждений (предрассудков)  

или бредовых состояний (делириев). Диаграмма на  

рис. 3,а представляет структуру предрассудка: часть  

Родителя совмещается со Взрослым и находится  

внутри границ Я Взрослого.  

 

Сын одного миссионера хотел доказать, что та-  

нец - это грех, и при этом ссылался на факты,  

имевшие место на одном из островов Тихого океана,  

где его отец жил в 1890 году. Он в конце концов  

осознал, что этот вывод сделан его Взрослым Я,  

что он защищал его как разумный аргумент, но на  

самом деле это был Родительский предрассудок.  

В результате лечения этот предрассудок был заточен  

в Родителя, благодаря расчистке границ Взрослого  

Я, как показано на рис. 3,6. Это означает, что на  

способен говорить разумно о танце и подобных раз-  

влечениях со своей пятнадцатилетней дочерью и же-  

ной, но при некоторых стрессовых состояниях Взрос-  

лый в нем замещался Родителем, демонстрирующим  

свою непримиримость. Когда Взрослый брал верх,  

он был способен рассуждать объективно. И по мере  

того как Взрослый становился все сильнее, возрра-  

ты Родителя становились все реже. Но этого бадо  

бы трудно добиться без терапевтического обеззара-  

живания Взрослого. Переход к окончательному по-  

ложению показан на рис. 3,а и 3,6.  

 

а) Структура предрассудка б) Обеззараженный в) Структур> бреда  

 

Родителем Взрослый  

 

с) Обеззараженный  

Ребенком Взрослый  

 

а) Двойное заражение е) Обеззараживание  

 

В.,рм.м> ) мражси>ы<  

Взрослый  

 

ж) Функциональные зоны  

 

Рис. 3. Заражение  

 

Одна женщина была убеждена, что за ней под-  

глядывают, когда она моется в ванне. Ее клиническое  

состояние показало, что речь идет о бреде, и это  

можно было убедительно доказать; к тому же эпизоды.  

из ее детства позволили понять генетическую подопле-  

ку этого бреда. Однако она упорно приводила логи-  

ческие доводы, доказывая существование шпионского  

гнезда в своем доме.  

 

Структура этого бреда представлена на рис. 3,в.  

Речь шла о заражении Взрослого Ребенком. Во  

время лечения пациентка поняла, что в других облас-  

тях ее личность представляла архаический аспект,  

который не совпадал с ее Я Взрослого. Это поз-  

волило открыть существование Ребенка. Позднее боль-  

ная сама смогла увидеть архаический характер дока-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 815
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь