Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



23 страница


очередь, реорганизации. <Автоматическая> фаза пере-  

строения заключается в прояснении и определении  

границ Я с помощью таких процессов, как диагно-  

стическое уточнение и обеззараживание. <Физиоло-  

гическая> фаза интересуется перераспределением  

властных полномочий путем плановой активизации  

точного состояния Я, активизации, подчиняющейся  

критериям отбора и соотнесенной со специфическими  

процедурами с целью установить гегемонию Взрослого  

посредством социального контроля.  

 

Реорганизация отличается обычно некоторым за-  

дабриванием Ребенка, одновременно сопровождаемым  

выпрямлением Родителя. После этой динамической  

фазы реорганизации наступает вторичная анали-  

тическая фаза, которая стремится ликвидировать  

состояние смущения Ребенка.  

 

Оптимальный вариант ректификации и реинтегра-  

ции личности в целом предусматривает, чтобы Ребе-  

нок выражал себя в присутствии Взрослого и Ро-  

дителя. Требование, чтобы Взрослый и Родитель  

были полностью при исполнении своих функций  

на протяжении всего эксперимента, снижает до-  

 

стоинства, приписываемые гипнозу или фармакологии,  

так как главная задача этой техники заключается  

в освобождении Ребенка путем смещения других  

аспектов личности. Психоанализ преодолевает эту  

трудность при помощи техники свободной ассо-  

циации, но в этом случае неудобство состоит в том,  

что Ребенок часто выражает себя непрямым обра-  

зом, запутанно и неясно, поэтому успех в большей  

мере зиждется на профессионализме врача и способ-  

ности пациента предоставить данные для нужной  

интерпретации.  

 

Логическим развитием трансакциониого анализа  

является прямое обращение к Ребенку в состоянии  

бодрствования. Размышления и опыт заставляют ве-  

рить, что Ребенок выражает себя наиболее свободно  

тогда, когда имеет дело с другим Ребенком. Следо-  

вательно, ближе всего к идеальному решению терапев-  

тической проблемы свободного выражения нас подво-  

дит метод регрессивного анализа. Развитие этой  

процедуры проходит через начальную стадию, и пона-  

добятся годы опытов и работы, чтобы преодолеть  

многие трудности и получить значительные терапевти-  

ческие результаты.  

 

Регрессивный анализ представляет собой особый  

метод, которому обучают пациента, но необходимым  

условием для этого является четкое усвоение им струк-  

турного анализа. Все данные заставляют предполагать,  

что такие пациенты, как догматик Труа, цепляющийся  

за Родительское поведение, или интеллектуал Киит,  

исповедующий Взрослого, с огромными трудностями  

ослабляют защиту и совершают необходимый перенос  

полномочий. Напротив, большинство людей проявляют  

большую гибкость и удивительную быстроту переноса,  

а некоторые индивиды с особыми навыками (их при-  

рода еще не совсем ясна) могут это делать мгновенно.  

 

Чтобы сделать короткое резюме, следует сказать,  

что Ребенок рассматривается с функциональной  

точки зрения как проявление органа психической  

системы, археопсихики. В феноменологическом плане  

Ребенок представляется как состояние Я интегриро-  

ванное и прерывистое; с точки зрения поведения его  

можно узнать по симптоматическим, физиологичес-  

ким, психологическим и словесным признакам, а с со-  

циальной точки зрения - по характеру его трансак-  

 

190  

 

ций. С исторической точки зрения можно подтвердить,  

что все проявления Ребенка воспроизводят явления,  

имевшие место в детстве индивида. Однако описание  

поведения и реконструкция истории - все это Взро-  

слые подходы. Пациент и врач говорят о Ребенке с  

теоретическим, отстраненным уклоном, как при зна-  

комстве по переписке. Это имеет определенный тера-  

певтический эффект, который достаточно ценен, но  

смещается на другой уровень по сравнению с тем, что  

происходит, когда архаическое состояние Я живо  

воспроизводится в уме пациента вместо слабой ре-  

конструкции по внешним данным. Такое живое во-  

спроизведение сродни <абреакции> Фрейда, <ожившим  

воспоминаниям> Куби, <временной доле> Пенфилда.  

Речь идет о недедуктивном методе восприятия, ко-  

торый составляет <знакомство в прямом опыте> в  

самом строгом смысле слова. В этом случае уже не  

Взрослый говорит о Ребенке, а Ребенок сам лично.  

 

Чтобы это стало яснее клиницисту, следует при-  

вести примеры. Ситуация в точности такая, как будто  

в комнате вместе с врачом находятся еще два чело-  

века: взрослый, который наблюдает, и патологи-  

ческий ребенок, правда, в одном лице. Задача состоит  

в том, чтобы разделить их в психологическом плане,  

чтобы Ребенок мог говорить самостоятельно. (Для  

простоты не будем пока упоминать третьего партнера,  

Родителя.) Разделение такими искусственными сред-  

ствами, как гипноз, нежелательно из-за конечного  

результата; когда педиатр рассказывает матери,  

ожидавшей за дверью кабинета, что говорил ее  

ребенок, это не то же самое, как если бы она слы-  

шала это сама.  

 

Когда прошлое впечатление как бы оживлено во  

всей свежести, оно находится полностью в распоря-  

жении врача и пациента, которые могут изучить его  

самым подробным образом. Ребенка можно окружить  

заботливым вниманием, чтобы он расцвел как цветок,  

выставил напоказ все сложности своей внутренней  

структуры. Можно поворачивать его во все стороны и  

рассматривать качества, которые раньше были в тени,  

а теперь высветились.  

 

Ирис входила в группу в течение нескольких  

лет с небольшими перерывами; она великолепно игра-  

ла а игру <Психиатрия>, владела терминами и  

 

структурного, и трансакционного анализа. Методом  

наблюдения и дедукции она могла диагностировать  

состояние Я у себя и у других членов группы, а  

также анализировать трансакции. Как-то ей предста-  

вилась возможность пройти курс индивидуальной  

интенсивной терапии, к которому она была подготов-  

лена, по мнению и врача, и ее самой. Когда сеансы  

индивидуальной терапии стали регулярными. Ирис  

совершенно преобразилась. Феноменологический Ре-  

бенок проявился и распустился как цветок, в пол-  

ном блеске. Она вдруг почувствовала двойственность  

между Взрослым и Ребенком. На другой день она  

рассказала: <Со вчерашнего дня я впервые ясно  

вижу многие годы своей ранней жизни. Как будто  

я сейчас вышла из тумана. Знать о существовании  

Ребенка - это одно, но чувствовать его в себе реаль-  

но - это другое. Это удивительно и страшно. И то, что  

это мой Ребенок, немного успокаивает: я знаю, по  

крайней мере, откуда идут все эти чувства>.  

 

Таким образом, регрессивный анализ является  

попыткой перевести исследование Ребенка из ранга  

дедукции в ранг феноменологии.  

 

Одному хорошо подготовленному пациенту, ко-  

торый имел опыт структурного анализа, трансак-  

ционного анализа и анализа игр, врач сделал сле-  

дующее заявление: <Мне пять лет, я еще не хожу  

в школу. Вам - сколько хотите, но не более восьми.  

Теперь начинайте>. В данных обстоятельствах врач  

играет роль ребенка, который не знает ни трудных  

слов, ни понятий. Это роль особого типа, она привыч-  

на врачу, ему надо только вспомнить, каким он был  

в пять лет.  

 

Не так просто составить отчет о результатах  

сеанса регрессивного анализа. Положение врача не  

совсем свободно: он должен быть наполовину Ре-  

бенком, наполовину Взрослым, чтобы наблюдать за  

поведением пациента и своим собственным, то есть  

поддерживать оба состояния активными одновремен-  

но. Отчет о регрессивном анализе трудно составить  

еще и потому, что невозможно запомнить все де-  

тали, а магнитофон использовать нельзя из-за не-  

предсказуемости его действия на пациента. Прибли-  

зительное восстановление сеанса передает лишь  

общую атмосферу.  

 

1  

 

Отец господина Веата, собеседника врача, умер,  

 

когда мальчику было два года. Помимо Родитель-  

ских проблем у него на момент сеанса были и сек-  

суальные.  

Доктор К. Мне пять лет, я еще не хожу в  

 

школу. Вам не более восьми. Теперь начинайте.  

В. Мой папа умер. А где твой?  

Доктор К. Он пошел лечить больных людей.  

 

Он доктор.  

 

В. Я тоже буду доктором, когда вырасту.  

Доктор К. А что значит <умер>?  

В. Умер - это когда ты такой, как мертвая кошка,  

 

или птица, или рыба.  

Доктор К. Это не так, потому что, когда  

 

умирает человек, его хоронят, и все.  

В. Откуда ты знаешь?  

Доктор К. Знаю, потому что это так. У них  

 

есть могилки, и их хоронят на кладбище. Твой  

 

папа на кладбище?  

В. Да. И еще в раю.  

 

Доктор К. Как это: и на кладбище, и в раю?  

В. А вот так.  

 

Доктор К. Где же рай?  

В. Это высоко на небе.  

Доктор К. Если твой папа на небе, он не может  

 

быть на кладбище.  

В. Нет, может. Есть что-то такое, что вылетает  

 

из него на небо, в рай, а остальное они хоронят на  

 

кладбище.  

 

Доктор К. Откуда это вылетает?  

В. Это вылетает через рот.  

Доктор К. Ты смешной. Я тебе не верю. Почему  

 

через рот, ты это видел?  

 

В. Нет, но это не так важно, что я не видел.  

Доктор К. Если ты не видел, откуда же тогда  

 

знаешь?  

В. Потому что мама мне говорила: <Твой папа  

 

улетел на небо, только его тело везут на кладбище>.  

Доктор К. Как же это он может быть в двух  

 

местах? Что он делает на небе?  

.В Сидит рядом с Иисусом и смотрит на нас. А ты  

 

сам смешной, у тебя маленькая голова,  

 

Доктор К. А ты глупый, раз считаешь, что твой  

лаи-л может быть в двух местах.  

1. Эрни Ьсрн 193  

 

В. Я очень хотел, чтобы у меня был настоящий  

папа. (Он заплакал.) Ну все, я больше не могу.  

 

Этот небольшой эксперимент ясно показал и па-  

циенту, и врачу все смущение и растерянность, ко-  

торые были в Ребенке господина Беата относительно  

наличия и функций его Родителя. До этого момента  

влияние его отца подсознательно сказывалось только  

на его поведении. Регрессивный анализ показал,  

насколько эти влияния обильны, он показал также,  

насколько ребенку трудно примириться с противоре-  

чиями, вызванными смертью: с одной стороны, его  

отец в холодной земле на кладбище, с другой  

стороны, где-то рядом с Иисусом в светлых голубых  

небесах; помимо отца приходит на ум и своя очередь  

быть похороненным и оплаканным и, может быть,  

предстать перед Господом.  

 

В приведенном примере Взрослый врача должен  

был программировать Ребенка. И возникшие трудно-  

сти были очевидны. Например, может ли пятилетний  

ребенок настойчиво обсуждать одну тему? Разумно ли  

употреблять слова <глупый> или <сумасшедший>,  

когда имеешь дело с пациентом, хотя эти слова при-  

надлежат как бы пятилетнему ребенку? Может ли  

пациент перестать видеть в своем враче Родителя  

и разговаривать с ним, как с другим Ребенком  

Очевидно, что регрессивный анализ находится на  

экспериментальной стадии и может быть использован  

в избирательном режиме. Использование этого метода  

в групповой терапии тоже дает интересные результаты.  

Вот небольшой пример из практики.  

 

Доктор К. Мне пять лет, я еще не хожу в шко-  

лу. Каждой из вас столько, сколько вы хотите, но  

не более восьми. Ну, а теперь начнем.  

Э те р. Мой папа делает мне гнусные штучки.  

Магнолия. Я не могу припомнить, чтобы кто-то  

из мужчин в нашей семье мне сделал что-то некор-  

ректное.  

 

Доктор К. Магнолия ходит в школу и гово-  

рит <взрослые> слова, которые я не понимаю. Что  

такое <некорректное>?  

 

Камелия. А я знаю, мне сказала мама. <Не-  

корректное> - это когда делаешь то, что не должен  

делать.  

Д э з и. Вы со своей мамочкой, наверно, очень  

 

194  

 

дружно живете. Камелия? Имеете тесные отноше-  

ния?  

 

Доктор К. У нас тут есть одна дама, ее зовут  

Дэзи, которая нас слушает и говорит <взрослые>  

слова.  

 

Ирис. Иногда я боюсь играть здесь, потому что  

знаю, что есть эта дама, Дэзи, которая на нас смотрит.  

 

Доктор К. Почему же вы все приходите ко  

мне играть?  

 

Розит а. Я люблю ходить играть к мальчику.  

Можно играть во всякие игры и делать такие же штуч-  

ки, как моя мама с некоторыми мужчинами, которые  

к ней приходят.  

 

И так далее в течение двадцати минут. Когда  

все закончилось, каждая из женщин сказала, что этот  

эпизод произвел на нее огромное впечатление, какой-  

то необычный эффект. Камелия почувствовала боль в  

груди, напомнившую ей похожие боли в детстве; Ро-  

зита ощутила чувство полета; у Этер дрожали руки;  

Пэппи плакала; у Дэзи случилась мигрень, какой она  

не испытывала с восьми лет; у Магнолии было силь-  

ное сердцебиение; Ирис была охвачена волной новых  

воспоминаний.  

 

Все были так взволнованы мощью этой новой  

техники, что, когда Этер предложила на следующем  

сеансе продолжить прошлый эксперимент, проголосо-  

вали против, и только через несколько недель могли  

к нему вернуться. А тем, кто проходил индивидуальную  

терапию, было что рассказать из <вновь приобретен-  

ных> воспоминаний.  

 

Возраст восьми лет выбран потому, что почти нет  

людей, у которых бы не было воспоминаний после  

этого возраста, то есть на утрату воспоминаний  

никто из пациентов сослаться уже не мог. Возраст  

врача - пять лет - был выбран потому, что чувство  

реальности у ребенка в этом возрасте уже развито,  

но его словарь еще очень ограничен. Ограничения  

в словаре позволяют отсеивать тех, кто не участвует  

в эксперименте, и тех, кто не старается изменить  

свой словарь. Эти ограничения позволяют довольно  

точно показать пациенту, что от него требуется, и  

если он не понимает такого примера, то, возможно,  

не из-за непонятливости, а из-за сопротивления,  

упрямства.  

-т 195  

 

ходрамы, но его теоретические обоснования и тех-  

ника более четки и точны. Его цель более ограни-  

ченная и менее искусственная, так как все участники,  

включая врача, проиграли свои роли кровью, потом  

и слезами. Регрессивный анализ ближе всего к прямо-  

му анализу Розена, в частности, в способе исполь-  

зования материала. Так как регрессивный анализ бли-  

же всего соседствует с трансакционным анализом,  

все сведения о нем носят гипотетический характер.  

Возможно, опыты Шандлера и Гартмана с LSD25  

внесут больше ясности в эту тему, потому что это  

средство имеет много сходства, как кажется, с регрес-  

сивным анализом, но в нем нет тех отрицательных  

качеств, которые свойственны другим фармакологи-  

ческим субстанциям.  

 

Глава XX  

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕХНИКА  

 

1. Теория  

 

Никакая система не может быть обобщена изнутри.  

Самое скрупулезное изучение небесной сферы Земли  

не подсказало бы исследователю, какое место она  

занимает во Вселенной, если бы он не набрался сме-  

лости обратить свой взор к небесам. Современная  

теория чисел дает нам хорошую иллюстрацию. Свой-  

ства и отношения простых чисел были объектом  

углубленного исследования в течение двадцати двух  

веков. Однако эта область оставалась сравнительно  

бесплодной со времени первых открытий Эрато-  

сфена. В наши дни нашли способ ответить на вопрос:  

<Что может служить примером набора простых чи-  

сел?> Ответ: <Существуют многочисленные возмож-  

ные последовательности и бесконечное количество  

примеров математических выборок этого типа>. Даже  

ддя непосвященного очевидно, что это обобщение  

открытия Эратосфена предлагает интересные воз-  

можности дальнейших теоретических изысканий и  

практического применения.  

 

Математики с энтузиазмом встречают плодотвор-  

ные интуитивные открытия такого типа, потому что  

они позволяют сгруппировать внутри одной общей  

концепции такие элементы, которые раньше трудно  

было даже соотнести между собой.  

 

Некоторые свойства показывают, что структурный  

и трансакционный анализ могли бы иметь аналогичную  

функцию. Например, был предпринят опыт перевести  

на структурный язык учебники, монографии и статьи,  

относящиеся к социально-клиническим дисциплинам,  

и это выявило два его преимущества: прежде всего,  

ясность и сжатость, которые позволили уменьшить  

объем этих работ, и, во-вторых, это облегчило проб-  

лему взаимопонимания между дисциплинами, обеспе-  

чив ранее разделенным дисциплинам терминологию  

на общей основе.  

 

Ради справедливости следует подчеркнуть, что




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 844
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь