|
Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапияРозита или врач не прекращали игру.
Так как все решения поставленной задачи, как правило, отвергались, очевидно, что у игры имелась какая-то другая цель, скрытая, и эта цель заключа- лась в том, чтобы дезавуировать Ребенка. На бумаге обмен репликами может показаться Взрослым, но в живой игре можно наблюдать, что <кошка> сама похожа на Ребенка, неспособного противостоять ситуации, что превращает всех других в Родителей. Анализ этой игры представлен на рис. 9, г. Игра продолжается потому, что на социальном уровне стимул и ответ идут от Взрослого к Взрослому и на психологическом уровне они суть дополнительные, так как стимул от Родителя к Ребенку <Почему вы не?..> вызывает ответ от Ребенка к Родителю. <Да, но...> Психологический аспект может быть у двух собеседников неосознанным. С учетом такой интер- претации полезно проследить игру Гиацинты до конца.
Гиацинта. Да, но все может рухнуть... Врач (обращаясь к группе). Что вы думаете об этом?
Розита. Ну вот, игра начинается сначала, как будто теперь мы будем умнее.
Врач. Может кто-нибудь сказать то, что раньше не приходило ему в голову?
Гиацинта. Нет, никто. В действительности я пробовала все, что мне сейчас предлагали: купила мужу инструменты, он ходил на курсы.
Врач. Интересно заметить, что Гиацинта раньше говорила, что у него нет времени ходить на курсы. Гиацинта. В разгаре дискуссии я не очень
все учитывала, теперь я вижу, что мы продолжаем играть в <Почему вы не?..>, и я старалась доказать, что никакой Родитель не сможет меня ничему на- учить.
Врач. Однако вы просили меня сделать сеанс гипноза.
Гиацинта. Вы - да. Но никто другой не бу- дет указывать, что мне делать.
Социальная польза (структурирование времени) этой игры была сформулирована госпожой Тредик, страдавшей эротофобией, которая в игре могла ис- полнять любую роль: и <кошки>, и мудреца. Вот ее индивидуальная беседа с врачом.
Доктор К. Почему вы играете, если знаете, что здесь есть подвох?
Госпожа Тредик. Когда я с кем-то раз- говариваю, у меня всегда должны быть слова для продолжения разговора, иначе я краснею, за исклю- чением разговора в темноте.
Доктор К. Почему вы не краснеете в темно- те?
Госпожа Тредик. Но в темноте же этого никто не видит.
Доктор К. Мы должны поговорить об этом отдельно. Если вы прекращаете играть в <Почему вы не?.. Да, но...>, то это интересный опыт и мы могли бы чему-то научиться.
Госпожа Тредик. Я не выношу попусту тратить время. Я это знаю, и мой муж это знает, он это всегда говорит.
Доктор К. Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый не занят делом, то ваш Ребенок высовы- вает нос и морочит вас?
Госпожа Тредик. Да, это так. Вот почему все идет хорошо, когда я вношу предложения или мне предлагают, тогда я в безопасности и то, что я краснею, меня мало беспокоит. Пока Взрослый со- храняет контроль, мне удается справиться со стес- нением, а когда оно возникает, то не вызывает та- кой паники и замешательства, как раньше.
Здесь госпожа Тредик очень убедительно показы- вает, что боится неструктурированного времени. Сек- суально озабоченный Ребенок не имеет возможности заявлять о себе до тех пор, пока Взрослый нахо-
дится в какой-то социальной ситуации, и игра обес- печивает адекватную структуру для функционирова- ния Взрослого. Но чтобы поддерживать живой инте- рес пациента, игра должна иметь подходящую моти- вацию. Выбор игры определялся экономией; прин- цип экономии обеспечивал максимум внутренних и внешних выгод в связи с конфликтом ее Ребенка по отношению к физической пассивности. Госпожа Тредик могла играть роль хитрого Ребенка, зная, что настоящий Ребенок не может доминировать, или роль Родителя, зная что он никогда не одерживает победы в этой игре, потому что ее девиз: <Не стоит волноваться, Родитель никогда не выигрывает>. В конечном итоге это возвращает к амбивалентному бисексуальному поведению по отношению к роди- телям в период раннего детства.
Среди других игр можно назвать <Хитрость>, <Алкоголик>, <Деревянная нога>, <Сцена>, <Это ужасно>, <Ты вовлек меня в это>, <Я из этого не выпутаюсь>, <Сражайтесь!>. Названия игр придуманы самими пациентами в зависимости от их воображе- ния, способности очень нужной в техническом пла- не и эффективной в плане терапевтическом. В опи- сательном плане каждая игра похожа на обычные регламентированные соревнования, как шахматы или футбол. По сигналу судьи белая пешка делает пер- вый ход, или по свистку делается первый удар по мячу, игра начинается. Стимул Х получает стандарт:- ный ответ Y, на который Х дает стереотипную реп- лику.
После определенного количества ходов игра за- канчивается развязкой, как в шахматах матом или в футболе счетом и победой. Таким образом, игра - это не манера поведения, не пастайм, но совокуп- ность дополнительных трансакций,-направленных на полезную цель. Игра <Хитрость> предоставляет прек- расный случай, правда опасный, увидеть, что про- исходит, когда игру прерывают. В этой игре <кошка> все разбивает, роняет, совершает всякое свинство и при этом каждый раз говорит: <Извините, я просто в отчаянии!> В типичной ситуации могут быть сле- дующие <удары>.
1. Белый опрокидывает стакан шампанского на вечернее платье хозяйки.
2. Черный сначала реагирует гневно, но чувст- вует (смутно), что, если покажет свой гнев, Белый одержит верх, поэтому усаживается на место, ду- мая, что выиграл.
3. Белый говорит: <Извините, я в отчаянии>.
4. Черный бормочет: <Ничего, пустяки>, и это усиливает иллюзию выигрыша, победы.
После того как он прожег сигаретой скатерть, разорвал кружевную занавеску ножкой стула, вылил соус на палас, Ребенок Белого полон радости, что дал свободу анальной агрессивности и к тому же его извинения приняты, он прошен; в то же время Черный получил награду в виде контроля над сво- им бесконечным самообладанием. Таким образом, каждый извлек пользу из трудной ситуации, и Чер- ный не выражает желания прервать дружбу. Надо отметить, что, как и в большинстве игр. Белый, ко- торый атакует, должен и хочет победить; если Чер- ный покажет свой гнев. Белый выигрывает, если же Черный сдерживает себя, Белый может продолжать пользоваться случаем. В игре кто-то должен быть по- бедителем.
В игре <Антихитрость> требуется игрок опытный и стремительный, который действует следующим об- разом.
1. Белый раздавил погремушку ребенка.
2. Черный, готовый ко всему, ждет, не говоря ни слова.
3. Белый, дезориентированный апломбом Черного, говорит: <Я в отчаянии>.
4. Черный говорит: <Вы можете опрокидывать стакан на платье моей жены, жечь скатерть и рвать занавеску, выливать соус, как р прошлый раз, но очень прошу вас не говорить при этом: "Я в отча- янии">.
Вот теперь анальная враждебность Белого обна- жена публично, выгодам первичным внутренним, которые он извлекал из своих социально приемле- мых проделок, и преимуществам первичным внеш- ним от факта прощения - всему этому подрезаны ноги. Теперь интересно узнать, не признает ли он себя побежденным сразу же и не оставит ли поле битвы, просто хлопнув дверью? Или он сдержится и отложит реванш до другого раза? В том и в дру-
том случае Черный теперь враг и преимущества Бе- лого в опасности.
Эта ситуация показывает, что если игра и по- хожа на английский юмористический рассказ, в дей- ствительности она довольно серьезна. С динамиче- ской точки зрения задача игроков предохранить фи- зическое равновесие, а если один побежден, это вы- зывает его гнев или такое состояние, которое в тран- сакционном анализе называют отчаянием (состояние, которое с клинической точки зрения отличается от депрессии и находит точки соприкосновения с экзистенциальным отчаянием).
<Алкоголик> - игра довольно сложная, так как в классической форме требует четырех участников, которые извлекают из нее преимущества и первого, и второго порядка. Большая игра требует пресле- дователя, спасителя, <грушу> и <кошку>. Пресле- дователь обычно противоположного пола, обычно супруга, а спаситель того же пола, обычно врач. <Груша> - кто-то нейтральный, поставщик <доволь- ствия>, когда от него это требуют, который может быть пассивной мишенью агрессивных и неприлич- ных упреков. Игра может ограничиться и меньшим количеством участников, но тогда они берут на себя по две роли. Многие учреждения публикуют пра- вила этой игры и расписывают в ней роли. Чтобы быть <кошкой>, надо принять утром стаканчик... А спаситель должен верить в Высшую Силу, ну и так далее.
Успех спасающих организаций зависит от того, что люди, которые предаются определенной игре, предположительно могут играть какие угодно роли. Такие организации могут успешно лечить людей от пьянства и не запрещать игру <Алкоголик>. В дан- ном случае происходит, кажется, замена роли <кош- ки> на роль спасителя.
Давно известно, что когда спасители делают ошибки, то <кошки> возвращаются в исходное сос- тояние. Те люди, которые были алкоголиками, вы- полняют роль спасителей лучше, чем те, которые никогда не пили, потому что первые лучше знают правила игры и лучше умеют их применять. Игра называется <Алкоголик>, а не <Алкоголизм> потому, что играется без бутылки.
Считается, что именно спасающие организации (в частности <Анонимные алкоголики>) имеют на- илучшие шансы на успех в лечении от токсикации, лучшие, чем другие методы, включая групповую пси- хотерапию. Ясно, что алкоголики не собираются в ро- довые группы для психотерапии, и причину неслож- но обнаружить. Если основное назначение группы - помочь индивиду структурировать свое время с целью получения максимальной выгоды и интереса, то лег- ко понять, что каждый человек ищет группу, кото- рая в этой перспективе подходит ему наилучшим образом, которая с самого начала дает возможность развиться его воображению и шансам на успех. Если эти надежды не сбываются, человек уходит из группы. Случается, что люди остаются в психоте- рапевтической группе, если могут в ней играть лю- бимую роль или видят возможность научиться луч- шей роли.
Алкоголику нелегко вести свою специфическую игру в группе обычных невропатов или психопатов, и так как он не терпит, чтобы его надежды не сбы- вались, он быстро ретируется. Алкоголик может ос- таться в группе при соблюдении двух условий: если врач не осознает, что алкоголик успешно манипули- рует группой (в этом случае он не достигает успе- хов в лечении), или если врач достаточно опытен и помогает алкоголику стерпеть обманутые надежды, пока не будут погашены сопутствующие конфликты. Ну а третье условие заключается в том, что алко- голик попадает в группу, где все играют в <Алко- голика>.
Освоив метод социального контроля и перестав играть в игры, пациенты часто задают себе вопрос: <Что я стал бы делать на месте?>, то есть <Как я стал бы структурировать свое время теперь?> Со временем vis medicatrix naturae берет на себя ре- шение этой проблемы, позволяя Ребенку изобретать более естественную и конструктивную форму выра- жения, чем оригинальная игра, к удивлению и боль- шому удовольствию пациента. Это не значит, что социальный контроль уже есть выздоровление, но в благоприятных обстоятельствах он приносит явное улучшение. Не может быть и речи, конечно, о том, чтобы врач придумывал все новые игры для паци-
ентов <со стажем>; здесь он придерживается мак- симы Амбруаза Паре: <Я врачую, Бог исцеляет>. Нетрудно объяснить, почему некоторые исцелив- шиеся алкоголики стараются ничем не выделяться в обществе, им очень сложно понять, что бы они <делали на месте...>, потому что они не совсем ос- вободились от прежней роли. Искать новые роли, сливаться с людьми, отличающимися от них, быв- шим алкоголикам слишком трудно.
Игра <Деревянная нога> интересна и важна для психотерапии, потому что очень велико ее соответ- ствие культурной среде наших дней. Подобно пси- хоанализу фобий, здесь трансакционныи анализ про- пагандирует активную терапию: рано или поздно наступает момент, когда пациент самостоятельно должен спуститься в метро, пройти через мост, вос- пользоваться лифтом, и трансакционный анализ пред- почитает, чтобы это делайтесь раньше, а не позже. Иногда он одобряет принцип: <Начинайте делать необходимое, проанализируем проблему потом>. Па- циент может ответить психиатрическим вариантом: <Я не могу, я невропат>, как ответил бы человек .с деревянной ногой: <Чего же вы ждете от человека с деревянной ногой?>
В действительности врач просит пациента только использовать то, чему он научился, и тогда, когда он готов к этому. Очень многие невропаты питают иллюзию, что они должны ждать окончания лечения и получить справку, прежде чем жить в обществе, и одна из задач врача - победить эту инерцию, если это вопрос инерции. Люди. имеющие привычку чи- тать статьи о психиатрии, играют вариант <Дере- вянной ноги>, говоря о проблеме acting-out: <Хотя я и делаю это, я не могу это проанализировать>. Часто требуется хорошее клиническое исследование, чтобы решить, действительно пациент не готов или играет в <Деревянную ногу>. Так или иначе, но врач не должен выступать против <Деревянной ноги>, разве что при некоторых условиях. Раз в три месяца он должен индивидуально беседовать с пациентом, ис- пользуя Взрослого, а не Родителя. И даже если пациент видит что-то Родительское в предложениях врача, важно, чтобы сам врач и другие члены группы видели Взрослый характер предложений. Некоторые
формы <Деревянной ноги> действительно вызывают Родительский перенос у внушаемых врачей: боль- ной, ссылающийся на слабость интеллекта, взывает к их снобизму, ссылающийся на хрупкое здоровье - к их симпатии, а ссылающийся на принадлежность к этническому меньшинству - к их предрассудкам. Следующая маленькая история раскрывает нелогич- ность этой игры и ее социологическую противоре- чивость в наши дни.
Господин Секундо претендовал на то, что помог оправдать одного пациента, процитировав заключе- ние психиатра. Пациента обвиняли в злоупотребле- ниях по службе, но адвокат и господин Секундо до-
Господин Секундо далее рассказал, что возбудил дело против обманувшего его компаньона, у которого тоже были тяжелые семейные обстоятельства, боль- ная жена, однако это не побудило господина Секун- до прекратить дело.
В трансакционном анализе четким отличительным свойством Взрослого является способность держать свое слово и нести ответственность за взятое на себя обязательство; поэтому пациента можно счи- тать наделенным этим свойством в той мере, в какой его Взрослый соответственно функционирует в дан- ной ситуации. Врач выступает против <Деревянной ноги>, когда это необходимо, и пациенты это пони- мают, а автор не имел прецедента ухода из группы из-за противодействия <Деревянной ноге>. Говоря терминами структурного анализа. Ребенок может извлекать уроки из приобретенного опыта, и, сле- довательно, следует поддерживать, ободрять чело- века, когда он устремляется в мир, и чем раньше, тем лучше. Еще один силлогизм заключается в том, что каждый человек определенного возраста, как бы он ни был затронут с функциональной точки зрения, содержит в себе хорошо развитого Взрослого, ко- торому при соответствующих условиях могут быть возвращены его полномочия. Данный силлогизм бо- лее оптимистичен и плодотворен, чем большинство общепринятых концепций.
Среди других названных игр <Сцена>, с криками, с хлопанием дверьми, является классической защи- той от сексуальных угроз между мужем и женой
или отцом и дочерью, например. Иногда это финаль- ная стадия <Фригидной женщины> (<Ты только об Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|