Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапияторому оказываете знаки внимания и признатель- ности. Выражение признательности между зрителями и актерами часто носит теплый, но не личностный характер, вот почему некоторые артисты в ущерб своим гонорарам отдают предпочтение театру перед кино. Этот пример ярко показывает широкое дей- ствие принципа Спица.
2. Создание структуры времени
Простая благодарность и признательность ока- зываются недостаточными, потому что после выпол- нения ритуала растет напряжение, появляется тре- вога и дальнейшие взаимодействия и обмены со- здают новые проблемы. И уже можно говорить не только о жажде стимулов, но и о жажде струк- туры. Каждое человеческое существо каждый день должно решать проблему структуры (расписания, рас- пределения) часов бодрствования. Если кто-то не делает такого распределения вашего времени, как это бывает с маленьким ребенком, то приходится
распределять свое время час за часом самому, то есть создавать структуру своего времени.
Самым простым, общепринятым, удобным и прак- тичным методом построения времени является соз- дание такого плана, который призван регулировать материальную сторону внешней жизни человека; это то, что обычно называется работой. Научное наз- вание работы - деятельность; термин <работа> не подходит потому, что общая теория социальной пси- хиатрии рассматривает социальные связи, обществен- ные обмены как формы работы.
Социальная сторона проблемы представляется следующим образом: как построить (создать) струк- туру времени (1), в данной ситуации (2), самым благоприятным образом (3), собственную идиосин- кразию (4), идиосинкразию других (5), то, что си- туация может предоставить сейчас и в будущем (6). Цель: получить как можно больше удовлетворе- ния.
Оперативный аспект распределения (или созда- ния структуры) времени можно назвать програм- мированием. Оно обусловливается факторами трех типов: материальными, социальными, индивидуаль- ными. Материальные вопросы соответствуют пере- менам в отношениях с внешней реальностью и нас здесь не касаются. Выше говорилось о социаль- ном программировании ритуалов приветствий. Его дальнейшее развитие связано с pastime (время- препровождением), который обычно принимает фор- му полуритуальных дискуссий на такие банальные темы, как время, деньги, происшествия или семей- ные дела.
По мере ослабления контроля программиро- вание тормозится и начинаются сбои и инциденты. Внешне эти инциденты кажутся случайными, так о них и говорят заинтересованные стороны, но вни- мательное изучение показывает, что они уклады- ваются в точные схемы, что их можно рассорти- ровать и классифицировать и что закономерности их протекания поддаются регламентации. Все остает- ся в скрытом, латентном состоянии до тех пор, пока дружественные или неприязненные отношения идут по ортодоксальной схеме. Но как только сраба- тывает не поддающийся регламентации случай, раз-
71
дается символический крик: <Обманщик!> Такую раз- вязку можно назвать игрой, но ее программиро- вание уже будет индивидуальным, а не обществен- ным. Семейная и супружеская жизнь иногда годами вращается вокруг этой игры или ее вариантов.
Времяпрепровождение и игры - это заместители реальной практики подлинной интимности, и их можно рассматривать скорее как помолвку, чем как супружество, это острые формы игры. Когда инди- видуальное программирование становится более ин- тенсивным, социальные соображения и запреты вся- кого рода начинают затушевываться. Эта ситуация может быть описана как стяжение, то есть аутен- тачное слияние личностей; на более привычном языке это называется интимностью. Таким образом, можно сказать, что социальные контакты, входят они или нет в рамки деятельности, принимают две формы: игры и интимности. Решающее большинство со- циальных связей осуществляется в форме игры.
3. Социальные связи
Открыто проявляющийся аспект социальных связей называют трансакциями. Эти связи наиболее характерно представлены в цепочке: трансакцион- ный стимул со стороны Х вызывает трансакцион- ный ответ со стороны Y; этот ответ становится стимулом для X, и его ответ преобразуется в но- вый стимул для Y. Трансакционный анализ инте- ресуется анализом именно такого типа цепочек и, в частности, их программированием. Можно проде- монстрировать, что когда цепочке дан ход, то пос- ледующие этапы очень хорошо предвидятся, если из- вестны характеристики Родителя, Взрослого и Ре- бенка каждого участника цепочки. В некоторых слу- чаях, как будет показано позднее, обратный ход событий также возможен; если известны исходные вопрос и ответ, то можно вывести, не рискуя оши- биться, что последует дальше, а также сформули- ровать некоторые характеристики Родитем, Взрос- лого и Ребенка каждого участника.
Все формы социальных связей могут быть под- вергнуты трансакционному анализу, и группа транс-
акционной терапии особенно пригодна для получения большого количества возможной информации об иди- осинкратическом программировании каждого пациен- та, так как это программирование находится во взаимосвязи с его симптоматикой и определяет его социальное назначение.
Характеристики такой группы следующие. 1. Учитывая отсутствие формальной активности и установленной процедуры, построение сеанса не задействовано на внешний источник. Все программи- рование сводится к взаимодействию данных, взятых из культурного окружение и прошлого опыта каж- дого индивида.
2. Берутся частичные добровольные обязатель- ства, и каждый член группы может отказаться от- вечать или оставить группу, не подвергаясь санк- циям. Ответственность здесь не так серьезна, как при строительстве мостов или в такой интимной области, как оплодотворение.
Двумя этими аспектами группа скорее похожа на светское собрание, типа коктейля, но отличается от него двумя следующими критериями.
3. Пациенты должны согласиться с данной точной структурой группы. Врач - с одной стороны, а па- циент - с другой; это необратимо. Пациенты платят врачу и соблюдают правила его учреждения, а врач не платит своим больным.
4. Пациент не выбирает контингент группы, хотя в самой группе может выбрать, с кем общаться. Таким образом, двумя этими аспектами группа ско- рее похожа на школьный класс или компанию де- ловых людей.
Примечания
Жажда структуры. Опытные психологи утверж- дают, что дезорганизация обусловлена не только простым лишением чувственных ощущений, но и монотонностью, которая порождает скуку. Класси- ческим примером может служить жизнь Робинзона Крузо на острове и его борьба с безумием путем структурализации времени и пространства. Робин- зон - иллюстрация не только жажды структуры, но и социальной жажды. Правдивость образа этого
персонажа особенно интересна в сравнении с реаль- ными узниками, как, например, барон Трэнк, про- ведший десять лет в тюрьме Магдебурга, Казано- ва, Джон Буниан и другие.
Можно показать, что неопсихика испытывает про- рыв в полномочиях, вызванный лишением стиму- лов, социальных контактов и структур, путем срав- нения пациентов, находящихся в плохой лечеб- нице и в хорошей. Жестокие вожди часто исполь- зуют принципы лишения стимулов для расправы с непримиримыми личностями.
Игра. Игра не обязательно означает фарс. Боль- шинство человеческих игр сопровождается искренним весельем. Общей чертой всех игр является то, что эмоции в них не враждебны, а как бы подчинены определенным правилам, договору.
Чтобы изучить договор <Это игра>, можно обра- титься к работам Батсона и других авторов. У лю- дей этот сознательный договор часто прячет подсоз- нательный: <Речь идет об игре>. Хороший пример дает игра <Фригидная женщина>, содержащая в себе подсознательную провокацию и взаимные упреки, но секретный контракт говорит: <Не принимай мои сек- суальные проблемы всерьез>.
Интересно отметить, что результаты современных исследований, а также идеи, изложенные в данной главе, совпадают с некоторыми размышлениями Кьеркегора о скуке (1843), хотя все исследова- тели шли разными путями. Социальный контроль, цель, разыскиваемая трансакционным анализом на уровне поведения, выходит на <человека на некото- в виду, когда писал о дружбе, супружестве и де- ловых отношениях.
В заключение можно сказать, что объединение в группы не очень практично, чтобы избежать войны, но это хорошая отправная точка, чтобы поразмышлять о войне и мире.
Глава IX АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ
1. Введение
Целью структурного анализа является овладение внутренним конфликтом (не обязательно его реше- ние) с помощью диагноза состояния Я, его обез- зараживания, действия на его границы и стаби- лизации тех состоянии, в которых Взрослый мог бы сохранить контроль над личностью в стрессовых ситуациях.
Когда пациент извлек все полезное для себя из структурного анализа, перед ним открываются три возможности: остановка временная или окончатель- ная, психоанализ или трансакционный анализ. В слу- чае господина Секундо было решено временно оста- новиться при общем согласии.
Цель психоанализа - ликвидировать состояние помрачения и решить конфликты между Ребенком и Родителем, выражаясь в терминах структурного анализа.
Целью трансакционного анализа является учреж- дение социального контроля, благодаря которому Взрослый сохранит исполнительную власть в отно- шениях с другими людьми, даже когда они попы- таются вольно или невольно активизировать Ребенка или Родителя пациента. Это не значит, что в со- циальных ситуациях Взрослый остается одиноким в активном состоянии, но это значит, что Взрос- лый будет решать, когда оставить немного испол- нительной власти Ребенку или Родителю и когда отобрать ее. Пациент может сказать себе, например: <В этой компании я могу себе позволить выпить и развлечься, не то что на вчерашнем торжествен- ном ужине>, а в другой раз: <Я начинаю опускаться, я поступлю правильно, если перестану пить, успо- коюсь, даже если все они будут толкать меня играть клоуна>.
Трансакционный анализ дает великолепные ре- зультаты в терапевтических группах; и, наоборот, можно сказать, что естественная функция терапев-
тических групп есть трансакционный анализ. Струк- турный анализ, который является sine qua поп для анализа трансакционного, может быть применен в группах, а не в индивидуальной терапии. Но прежде чем включить пациента в группу, с ним следует провести несколько индивидуальных сеансов, чтобы не только выяснить его историю, но и ввести его в структурный анализ.
За собственно трансакционным анализом следует анализ игр, затем анализ сценариев. Первый обя- зателен для двух последующих, иначе они превра- тятся в простое времяпрепровождение, вместо того чтобы быть эффективными терапевтическими проце- дурами. Анализ игр необходим, чтобы получить социальный контроль; анализ сценариев, цель кото- рого можно сформулировать как контроль жизнен- ного плана, довольно сложен, его этапа дости- гают не все группы, но социальный контроль воз- можен и без него. В особых ситуациях может быть рекомендована специальная процедура, называемая анализом отношений, например, для групп супру- жеских пар, но врач должен хорошо знать технику этой процедуры.
2. Трансакционный анализ
В этом месте изложения можно обратиться к рассказу о группе, состоящей из матерей в возрасте 30-40 лет, имеющих, по крайней мере, одного ре- бенка; группа собиралась каждую неделю на сеанс продолжительностью 1,5 часа в кабинете психиатра, доктора К. Через восемнадцать месяцев Лили, Ро- зита и Дафния, участвовавшие в группе с самого начала, были наиболее подготовленными. Камелия, Холли, Цицилия и Гиацинта, включенные в группу позднее, были менее подготовлены. Рис. 7 показы- вает диаграмму расположения участников группы в комнате и программу встреч (контактов, обменов).
Однажды Камелия, возвращаясь к ставшей при- вычной для нее идее, объявила, что сказала мужу о разрыве физических отношений с ним, чтобы он искал другую женщину. Розита спросила с любо- пытством: <Почему вы это сделали?> В ответ Ка-
( ( КамелияДоктор К. iДиванчик ДафнияПрограмма встреч 11 Гиацинта1 17 10сеанс в неделю ч.- 18 ч. 30 м. 75-й сеанс октября 1957 г.1 ( Лили Холли Розита ) Стол Рис. 7. Диаграмма занятых мест
мелия заплакала и ответила: <Я делаю как можно лучше, а вы меня критикуете>.
Мы имеем здесь взаимоотношения, представ- ленные на диаграмме на рис. 8,а и 8,6. Они были проанализированы в присутствии группы. Личность обеих женщин рассматривается с точки зрения струк- турного анализа с Родителем, Взрослым и Ребен- ком. Первым трансакционным стимулом явился рас- сказ Камелии о своем муже, рассказ Взрослого, хорошо известный группе. Взрослый Розиты показал, что она серьезно интересуется историей Камелии в положительном смысле. На рис. 8,а стимулы идут от Взрослого к Взрослому, как и ответы. Если бы все оставалось на этом уровне, разговор продолжался бы спокойно. Но ответная реакция Камелии не Взрослая, а Детская на Родительскую критику. То, что Камелия плохо поняла Я Розиты, и соскаль- зывание ее собственного Я привели к пересекаю- щимся трансакциям и прервали разговор, который
Камелия POIUTI а) Дополнительна> трансакция. Тип
К.1ме.1ия Розита б) Пересекающаяся трансакция. Чгп 1
Гочюдин Труа Друюи члсч lTMinu d>u.lи< Каляи в) Пересекающаяся трансакция Тип И Допо-яельнч т[псакция. Тип fi
Рис. 8. Современные виды трансакциппиых взаимодействий
принял другой оборот. Эта структура показана на рис. 8,6.
Такой тип перекрещивающихся и даже сталки- вающихся отношений, при котором стимул предназ- начен Взрослому, а ответ идет от Ребенка, есть, пожалуй, самая распространенная причина недоразу- мений и разногласий в семье, на работе и в обще- ственной жизни. В клиническом плане это типичный пример классической реакции переноса. Можно ска- зать, что разнообразие перекрещивающихся тран- сакций составляет центральную проблему психоана- литического метода. Обратное происходит, когда сти-
мул обращен к Взрослому, а отвечает Родитель. Эта ситуация показана на рис. 8,в. Из схемы видно, что разговор продолжается спокойно в виде серии до- полнительных трансакций, пока векторы не пересе- кутся. Как только происходит пересечение, кто-то вступает в беседу и дополнительное взаимоотно- шение прекращается. В случае с Камелией и Ро- зитой, например, Розита сразу замолчала, когда Ка- мелия заплакала. Холли тут же начала утешать Ка- мелию и извиняться за поведение Розиты. Ее слова можно передать так: <Не плачь, дорогая, все ула- дится, мы все тебя любим, а эта злая женщина не хотела тебя обидеть>. Камелия жалостливым тоном произнесла слова благодарности. Рис. 8,г показывает эти взаимоотношения.
Так как Ребенок Камелии искал Родительского отклика и Холли его дала, то замечание Розиты: <Эта идиллия будет длиться до бесконечности> было правильным с методической точки зрения. И отно- шения Родитель - Ребенок между Холли и Каме- лией могли продолжаться, пока одна из них не уста- ла бы.
На самом же деле при замечании Розиты обе замолчали, так как Родитель Холли был прерван, а на поверхность вызван ее Ребенок, который оби- делся и, нахмурив брови, замолчал, не в силах по- мочь Камелии. Теперь наступила очередь вмешаться врачу. Он тщательно оценил ситуацию и сумел при- вести всех ее участниц во Взрослое состояние, чтобы проанализировать случившееся. Эта фаза его отноше- ний с группой опять может быть представлена исходной диаграммой на рис. 8,а.
Конечной целью вмешательства доктора К. было Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|