Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



9 страница


торому оказываете знаки внимания и признатель-  

ности. Выражение признательности между зрителями  

и актерами часто носит теплый, но не личностный  

характер, вот почему некоторые артисты в ущерб  

своим гонорарам отдают предпочтение театру перед  

кино. Этот пример ярко показывает широкое дей-  

ствие принципа Спица.  

 

2. Создание структуры времени  

 

Простая благодарность и признательность ока-  

зываются недостаточными, потому что после выпол-  

нения ритуала растет напряжение, появляется тре-  

вога и дальнейшие взаимодействия и обмены со-  

здают новые проблемы. И уже можно говорить не  

только о жажде стимулов, но и о жажде струк-  

туры. Каждое человеческое существо каждый день  

должно решать проблему структуры (расписания, рас-  

пределения) часов бодрствования. Если кто-то не  

делает такого распределения вашего времени, как  

это бывает с маленьким ребенком, то приходится  

 

распределять свое время час за часом самому, то  

есть создавать структуру своего времени.  

 

Самым простым, общепринятым, удобным и прак-  

тичным методом построения времени является соз-  

дание такого плана, который призван регулировать  

материальную сторону внешней жизни человека; это  

то, что обычно называется работой. Научное наз-  

вание работы - деятельность; термин <работа> не  

подходит потому, что общая теория социальной пси-  

хиатрии рассматривает социальные связи, обществен-  

ные обмены как формы работы.  

 

Социальная сторона проблемы представляется  

следующим образом: как построить (создать) струк-  

туру времени (1), в данной ситуации (2), самым  

благоприятным образом (3), собственную идиосин-  

кразию (4), идиосинкразию других (5), то, что си-  

туация может предоставить сейчас и в будущем (6).  

Цель: получить как можно больше удовлетворе-  

ния.  

 

Оперативный аспект распределения (или созда-  

ния структуры) времени можно назвать програм-  

мированием. Оно обусловливается факторами трех  

типов: материальными, социальными, индивидуаль-  

ными. Материальные вопросы соответствуют пере-  

менам в отношениях с внешней реальностью и нас  

здесь не касаются. Выше говорилось о социаль-  

ном программировании ритуалов приветствий. Его  

дальнейшее развитие связано с pastime (время-  

препровождением), который обычно принимает фор-  

му полуритуальных дискуссий на такие банальные  

темы, как время, деньги, происшествия или семей-  

ные дела.  

 

По мере ослабления контроля программиро-  

вание тормозится и начинаются сбои и инциденты.  

Внешне эти инциденты кажутся случайными, так о  

них и говорят заинтересованные стороны, но вни-  

мательное изучение показывает, что они уклады-  

ваются в точные схемы, что их можно рассорти-  

ровать и классифицировать и что закономерности  

их протекания поддаются регламентации. Все остает-  

ся в скрытом, латентном состоянии до тех пор, пока  

дружественные или неприязненные отношения идут  

по ортодоксальной схеме. Но как только сраба-  

тывает не поддающийся регламентации случай, раз-  

 

71  

 

дается символический крик: <Обманщик!> Такую раз-  

вязку можно назвать игрой, но ее программиро-  

вание уже будет индивидуальным, а не обществен-  

ным. Семейная и супружеская жизнь иногда годами  

вращается вокруг этой игры или ее вариантов.  

 

Времяпрепровождение и игры - это заместители  

реальной практики подлинной интимности, и их  

можно рассматривать скорее как помолвку, чем как  

супружество, это острые формы игры. Когда инди-  

видуальное программирование становится более ин-  

тенсивным, социальные соображения и запреты вся-  

кого рода начинают затушевываться. Эта ситуация  

может быть описана как стяжение, то есть аутен-  

тачное слияние личностей; на более привычном языке  

это называется интимностью. Таким образом, можно  

сказать, что социальные контакты, входят они или  

нет в рамки деятельности, принимают две формы:  

игры и интимности. Решающее большинство со-  

циальных связей осуществляется в форме игры.  

 

3. Социальные связи  

 

Открыто проявляющийся аспект социальных  

связей называют трансакциями. Эти связи наиболее  

характерно представлены в цепочке: трансакцион-  

ный стимул со стороны Х вызывает трансакцион-  

ный ответ со стороны Y; этот ответ становится  

стимулом для X, и его ответ преобразуется в но-  

вый стимул для Y. Трансакционный анализ инте-  

ресуется анализом именно такого типа цепочек и,  

в частности, их программированием. Можно проде-  

монстрировать, что когда цепочке дан ход, то пос-  

ледующие этапы очень хорошо предвидятся, если из-  

вестны характеристики Родителя, Взрослого и Ре-  

бенка каждого участника цепочки. В некоторых слу-  

чаях, как будет показано позднее, обратный ход  

событий также возможен; если известны исходные  

вопрос и ответ, то можно вывести, не рискуя оши-  

биться, что последует дальше, а также сформули-  

ровать некоторые характеристики Родитем, Взрос-  

лого и Ребенка каждого участника.  

 

Все формы социальных связей могут быть под-  

вергнуты трансакционному анализу, и группа транс-  

 

акционной терапии особенно пригодна для получения  

большого количества возможной информации об иди-  

осинкратическом программировании каждого пациен-  

та, так как это программирование находится во  

взаимосвязи с его симптоматикой и определяет его  

социальное назначение.  

 

Характеристики такой группы следующие.  

1. Учитывая отсутствие формальной активности  

и установленной процедуры, построение сеанса не  

задействовано на внешний источник. Все программи-  

рование сводится к взаимодействию данных, взятых  

из культурного окружение и прошлого опыта каж-  

дого индивида.  

 

2. Берутся частичные добровольные обязатель-  

ства, и каждый член группы может отказаться от-  

вечать или оставить группу, не подвергаясь санк-  

циям. Ответственность здесь не так серьезна, как  

при строительстве мостов или в такой интимной  

области, как оплодотворение.  

 

Двумя этими аспектами группа скорее похожа  

на светское собрание, типа коктейля, но отличается  

от него двумя следующими критериями.  

 

3. Пациенты должны согласиться с данной точной  

структурой группы. Врач - с одной стороны, а па-  

циент - с другой; это необратимо. Пациенты платят  

врачу и соблюдают правила его учреждения, а  

врач не платит своим больным.  

 

4. Пациент не выбирает контингент группы, хотя  

в самой группе может выбрать, с кем общаться.  

Таким образом, двумя этими аспектами группа ско-  

рее похожа на школьный класс или компанию де-  

ловых людей.  

 

Примечания  

 

Жажда структуры. Опытные психологи утверж-  

дают, что дезорганизация обусловлена не только  

простым лишением чувственных ощущений, но и  

монотонностью, которая порождает скуку. Класси-  

ческим примером может служить жизнь Робинзона  

Крузо на острове и его борьба с безумием путем  

структурализации времени и пространства. Робин-  

зон - иллюстрация не только жажды структуры, но  

и социальной жажды. Правдивость образа этого  

 

персонажа особенно интересна в сравнении с реаль-  

ными узниками, как, например, барон Трэнк, про-  

ведший десять лет в тюрьме Магдебурга, Казано-  

ва, Джон Буниан и другие.  

 

Можно показать, что неопсихика испытывает про-  

рыв в полномочиях, вызванный лишением стиму-  

лов, социальных контактов и структур, путем срав-  

нения пациентов, находящихся в плохой лечеб-  

нице и в хорошей. Жестокие вожди часто исполь-  

зуют принципы лишения стимулов для расправы с  

непримиримыми личностями.  

 

Игра. Игра не обязательно означает фарс. Боль-  

шинство человеческих игр сопровождается искренним  

весельем. Общей чертой всех игр является то, что  

эмоции в них не враждебны, а как бы подчинены  

определенным правилам, договору.  

 

Чтобы изучить договор <Это игра>, можно обра-  

титься к работам Батсона и других авторов. У лю-  

дей этот сознательный договор часто прячет подсоз-  

нательный: <Речь идет об игре>. Хороший пример  

дает игра <Фригидная женщина>, содержащая в себе  

подсознательную провокацию и взаимные упреки, но  

секретный контракт говорит: <Не принимай мои сек-  

суальные проблемы всерьез>.  

 

Интересно отметить, что результаты современных  

исследований, а также идеи, изложенные в данной  

главе, совпадают с некоторыми размышлениями  

Кьеркегора о скуке (1843), хотя все исследова-  

тели шли разными путями. Социальный контроль,  

цель, разыскиваемая трансакционным анализом на  

уровне поведения, выходит на <человека на некото-  

в виду, когда писал о дружбе, супружестве и де-  

ловых отношениях.  

 

В заключение можно сказать, что объединение  

в группы не очень практично, чтобы избежать войны,  

но это хорошая отправная точка, чтобы поразмышлять  

о войне и мире.  

 

Глава IX  

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ  

 

1. Введение  

 

Целью структурного анализа является овладение  

внутренним конфликтом (не обязательно его реше-  

ние) с помощью диагноза состояния Я, его обез-  

зараживания, действия на его границы и стаби-  

лизации тех состоянии, в которых Взрослый мог  

бы сохранить контроль над личностью в стрессовых  

ситуациях.  

 

Когда пациент извлек все полезное для себя из  

структурного анализа, перед ним открываются три  

возможности: остановка временная или окончатель-  

ная, психоанализ или трансакционный анализ. В слу-  

чае господина Секундо было решено временно оста-  

новиться при общем согласии.  

 

Цель психоанализа - ликвидировать состояние  

помрачения и решить конфликты между Ребенком  

и Родителем, выражаясь в терминах структурного  

анализа.  

 

Целью трансакционного анализа является учреж-  

дение социального контроля, благодаря которому  

Взрослый сохранит исполнительную власть в отно-  

шениях с другими людьми, даже когда они попы-  

таются вольно или невольно активизировать Ребенка  

или Родителя пациента. Это не значит, что в со-  

циальных ситуациях Взрослый остается одиноким  

в активном состоянии, но это значит, что Взрос-  

лый будет решать, когда оставить немного испол-  

нительной власти Ребенку или Родителю и когда  

отобрать ее. Пациент может сказать себе, например:  

<В этой компании я могу себе позволить выпить  

и развлечься, не то что на вчерашнем торжествен-  

ном ужине>, а в другой раз: <Я начинаю опускаться,  

я поступлю правильно, если перестану пить, успо-  

коюсь, даже если все они будут толкать меня играть  

клоуна>.  

 

Трансакционный анализ дает великолепные ре-  

зультаты в терапевтических группах; и, наоборот,  

можно сказать, что естественная функция терапев-  

 

тических групп есть трансакционный анализ. Струк-  

турный анализ, который является sine qua поп для  

анализа трансакционного, может быть применен в  

группах, а не в индивидуальной терапии. Но прежде  

чем включить пациента в группу, с ним следует  

провести несколько индивидуальных сеансов, чтобы не  

только выяснить его историю, но и ввести его в  

структурный анализ.  

 

За собственно трансакционным анализом следует  

анализ игр, затем анализ сценариев. Первый обя-  

зателен для двух последующих, иначе они превра-  

тятся в простое времяпрепровождение, вместо того  

чтобы быть эффективными терапевтическими проце-  

дурами. Анализ игр необходим, чтобы получить  

социальный контроль; анализ сценариев, цель кото-  

рого можно сформулировать как контроль жизнен-  

ного плана, довольно сложен, его этапа дости-  

гают не все группы, но социальный контроль воз-  

можен и без него. В особых ситуациях может быть  

рекомендована специальная процедура, называемая  

анализом отношений, например, для групп супру-  

жеских пар, но врач должен хорошо знать технику  

этой процедуры.  

 

2. Трансакционный анализ  

 

В этом месте изложения можно обратиться к  

рассказу о группе, состоящей из матерей в возрасте  

30-40 лет, имеющих, по крайней мере, одного ре-  

бенка; группа собиралась каждую неделю на сеанс  

продолжительностью 1,5 часа в кабинете психиатра,  

доктора К. Через восемнадцать месяцев Лили, Ро-  

зита и Дафния, участвовавшие в группе с самого  

начала, были наиболее подготовленными. Камелия,  

Холли, Цицилия и Гиацинта, включенные в группу  

позднее, были менее подготовлены. Рис. 7 показы-  

вает диаграмму расположения участников группы в  

комнате и программу встреч (контактов, обменов).  

 

Однажды Камелия, возвращаясь к ставшей при-  

вычной для нее идее, объявила, что сказала мужу о  

разрыве физических отношений с ним, чтобы он  

искал другую женщину. Розита спросила с любо-  

пытством: <Почему вы это сделали?> В ответ Ка-  

 

( ( КамелияДоктор К.  

iДиванчик  

ДафнияПрограмма встреч  

11 Гиацинта1 17 10сеанс в неделю ч.- 18 ч. 30 м. 75-й сеанс октября 1957 г.1  

( Лили  

Холли Розита )  

Стол  

Рис. 7. Диаграмма занятых мест  

 

мелия заплакала и ответила: <Я делаю как можно  

лучше, а вы меня критикуете>.  

 

Мы имеем здесь взаимоотношения, представ-  

ленные на диаграмме на рис. 8,а и 8,6. Они были  

проанализированы в присутствии группы. Личность  

обеих женщин рассматривается с точки зрения струк-  

турного анализа с Родителем, Взрослым и Ребен-  

ком. Первым трансакционным стимулом явился рас-  

сказ Камелии о своем муже, рассказ Взрослого,  

хорошо известный группе. Взрослый Розиты показал,  

что она серьезно интересуется историей Камелии в  

положительном смысле. На рис. 8,а стимулы идут  

от Взрослого к Взрослому, как и ответы. Если бы  

все оставалось на этом уровне, разговор продолжался  

бы спокойно. Но ответная реакция Камелии не  

Взрослая, а Детская на Родительскую критику. То,  

что Камелия плохо поняла Я Розиты, и соскаль-  

зывание ее собственного Я привели к пересекаю-  

щимся трансакциям и прервали разговор, который  

 

Камелия POIUTI  

а) Дополнительна> трансакция. Тип  

 

К.1ме.1ия Розита  

б) Пересекающаяся трансакция. Чгп 1  

 

Гочюдин Труа Друюи члсч lTMinu d>u.lи< Каляи  

в) Пересекающаяся трансакция Тип И Допо-яельнч т[псакция. Тип fi  

 

Рис. 8. Современные виды трансакциппиых взаимодействий  

 

принял другой оборот. Эта структура показана на  

рис. 8,6.  

 

Такой тип перекрещивающихся и даже сталки-  

вающихся отношений, при котором стимул предназ-  

начен Взрослому, а ответ идет от Ребенка, есть,  

пожалуй, самая распространенная причина недоразу-  

мений и разногласий в семье, на работе и в обще-  

ственной жизни. В клиническом плане это типичный  

пример классической реакции переноса. Можно ска-  

зать, что разнообразие перекрещивающихся тран-  

сакций составляет центральную проблему психоана-  

литического метода. Обратное происходит, когда сти-  

 

мул обращен к Взрослому, а отвечает Родитель. Эта  

ситуация показана на рис. 8,в. Из схемы видно, что  

разговор продолжается спокойно в виде серии до-  

полнительных трансакций, пока векторы не пересе-  

кутся. Как только происходит пересечение, кто-то  

вступает в беседу и дополнительное взаимоотно-  

шение прекращается. В случае с Камелией и Ро-  

зитой, например, Розита сразу замолчала, когда Ка-  

мелия заплакала. Холли тут же начала утешать Ка-  

мелию и извиняться за поведение Розиты. Ее слова  

можно передать так: <Не плачь, дорогая, все ула-  

дится, мы все тебя любим, а эта злая женщина  

не хотела тебя обидеть>. Камелия жалостливым тоном  

произнесла слова благодарности. Рис. 8,г показывает  

эти взаимоотношения.  

 

Так как Ребенок Камелии искал Родительского  

отклика и Холли его дала, то замечание Розиты:  

<Эта идиллия будет длиться до бесконечности> было  

правильным с методической точки зрения. И отно-  

шения Родитель - Ребенок между Холли и Каме-  

лией могли продолжаться, пока одна из них не уста-  

ла бы.  

 

На самом же деле при замечании Розиты обе  

замолчали, так как Родитель Холли был прерван, а  

на поверхность вызван ее Ребенок, который оби-  

делся и, нахмурив брови, замолчал, не в силах по-  

мочь Камелии. Теперь наступила очередь вмешаться  

врачу. Он тщательно оценил ситуацию и сумел при-  

вести всех ее участниц во Взрослое состояние, чтобы  

проанализировать случившееся. Эта фаза его отноше-  

ний с группой опять может быть представлена  

исходной диаграммой на рис. 8,а.  

 

Конечной целью вмешательства доктора К. было




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1104
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь