Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



5 страница


зательств существования шпионов, которые она приво-  

дила. Ее Взрослый был обеззаражен, и система,  

дававшая бред, загнана в Ребенка. Когда границы Я  

 

были очищены, как показано на рис. 3,г, бредовые  

идеи перестали быть присущими Я Взрослого. Теперь  

понадобилось бы сместить Взрослого, чтобы бред  

возобновился. Благодаря процессу прояснения и уси-  

ления, границы Я Взрослого становилось все труднее  

пробить. Пациентка становилась способной противо-  

стоять самым острым стрессовым ситуациям, и ин-  

ясного сознания становились все лпиннее  

 

тервалы  

и длиннее.  

 

длиннее  

а на  

 

Jinci>,  

 

На рис. !,д показано двойное заражение, а на  

рис. 3,с - его решение в результате лечения. Гладя  

на эти диаграммы, можно подумать, что Взрослый  

выходит после лечения несколько <усеченным>, но  

надо помнить, что реальная ситуация соответствует  

диаграмме, выполненной в трех измерениях. И зара-  

женность не только отсекают, но и <отскабливают>.  

Если прибегнуть к метафоре, это похоже на очистку  

от ракушек днища корабля, чтобы он беспрепятствен-  

но плавал.  

 

Простое заражение включает четыре зоны в лич-  

ности, а заражение двойное - пять, как показано  

стрелками на рис. 3,ж. Взрослое Я пациента видит,  

что то, что исходит из зон <Родитель> и <Ребенок>,  

является делом (произведением) Родителя или Ребен-  

ка, а исходящее из зон <Родитель - Взрослый>,  

<Взрослый> и <Взрослый - Ребенок> соответствует  

его Я Взрослого, и он его защищает как таковое.  

Именно сюда вторгается врач, чтобы скорректировать  

неправильную интерпретацию и помочь осуществить  

обеззараживание Взрослого и очищение его гра-  

ниц.  

 

Техника, механизмы, терапевтические проблемы, а  

также предосторожности, которые необходимо прини-  

мать, чтобы продвинуть ситуацию от стадии на рис. 3,д  

до стадии на рис. 3,е, будут исследованы в свое время.  

 

3. Функциональная патология  

 

Некоторые пациенты обладают способностью про-  

являть упрямство и настойчивость и резко перехо-  

дить к другому, иногда противоположному, состоянию  

Я. Это характеризовало поведение госпожи Саш. Так,  

в обществе она упорно отстаивала расовые и семейные  

предрассудки, но в своей семье плакала, жаловалась,  

 

обвиняла мужа и т. п. Иногда ее Ребенок демонстри-  

ровал себя в течение трех или четырех дней так  

интенсивно, что у нее начиналась ужасная мигрень.  

 

Во время же терапевтических сеансов ситуация бы-  

ла совсем другой: одного слова врача было достаточно,  

чтобы ее разгневанное сектантство уступало место  

ноющему Ребенку; другое слово, наоборот, могло  

прекратить такое поведение и зафиксировать, хотя бы  

временно, разумного Взрослого, способного рассмат-  

ривать свое предыдущее поведение с завидной объек-  

тивностью. Но достаточно было одного неловкого  

шага со стороны врача, чтобы вновь вызвать появле-  

ние враждебного Родителя или ноющего Ребенка.  

<Прилив-отлив> полномочий связанных и развязанных  

в каждом состоянии как будто имел какую-то вяз-  

кость, хотя и свободное состояние было очень не-  

устойчивым. Во время сеансов Сама подлинная могла  

быстро переходить из одного состояния в другое,  

причем его интенсивность могла достигать крайней  

степени или исчезать совсем. Но и в повседневной  

жизни ее состояния Я в зависимости от обстоя-  

тельств могли сохранять исполнительную власть в  

течение долгого периода, что доказывало существова-  

ние прочных границ между состояниями Я. Таким  

образом, можно говорить о неустойчивости полномо-  

чий и при отсутствии дефектов в границах Я. Из  

таких качеств может произойти (при правильном  

контроле) высокая эффективность функционирования  

и хорошая адаптация. Существует также дополни-  

тельный тип: он характеризуется прочными границами  

Я и <ленивыми полномочиями>, это относится к  

людям с замедленной реакцией, с замедленным рит-  

мом жизни.  

 

Проницаемость границ Я также имеет два полюса.  

Механизм исключения встречается только у людей с  

жесткими границами Я. Так, некоторые шизофреники  

с трудом поддерживают компенсацию. Астеники, ко-  

торые соскальзывают с одного состояния в другое  

почти незаметно, имеют очень вялые (слабо натя-  

нутые) границы Я. У них Ребенок и Родитель,  

хоть и слабые, просачиваются без больших труд-  

ностей внутрь границ Взрослого, и слабое натяже-  

ние делает возможным изменение Самого подлинного.  

Ребенок госпожи Саш был очень развязным, но струк-  

 

тура ее личности не страдала отсутствием четкости.  

Личность в целом у людей с вялыми границами  

Я создает впечатление легкости.  

 

Глава V  

ПАТОГЕНЕЗ  

 

Можно рассматривать соматическую жизнь как не-  

прерывность (или преемственность), при которой  

общее состояние тела непрерывно изменяется, сле-  

дуя принципам биологической флюидности и го-  

меостаза. Но, с клинической точки зрения, лучше  

рассматривать влияние различных стимулов (возбу-  

дителей) на каждую систему отдельно и разделять  

или изолировать более или менее поровну периоды  

внутри непрерывности (или континуума).  

 

Можно рассматривать, в свою очередь, психичес-  

кую жизнь как непрерывность, содержащую единст-  

венное состояние Я, которое все время изменяется  

под влиянием нарушения или адаптации. И в этом  

случае для врачей полезнее рассматривать отдельно  

каждый период и каждую систему. Существует естест-  

венный ритм психологических периодов, характери-  

зующийся подъемами активности, которые вклинйпа-  

ются в периоды относительного покоя. В обычное Цф-  

мя психика подвергается в течение дня постояюйнм  

воздействиям, внутренними внешним, которые не <то"  

гут быть все ассимилированы сразу же. Ассимияа>  

ция осуществляется во сне. С полным правом можир  

рассматривать день как единицу измерения Я. В тако  

случае функцией снов является ассимиляция прожит>  

го в течение дня. Новый день начинается с состоямця  

Я сравнительно свежего, и весь процесс повторяется  

Если же что-то не может быть ассимилировано, то ёЮл.  

имеют тенденцию становиться повторяющимися к  

состоянии бодрствования у Я начинается стагиацдп>  

Как видим, речь идет о распространенной концик-  

ции.  

 

Можно проиллюстрировать генезис патолопййцЙ-  

кой личности с помощью простой метафоры, сравиизд  

опыт каждого дня, то есть каждой единицы Я  

монетой, которая выходит необработанной из-под Mki  

 

г) Варьирующийся  

 

а) Пример  

травматизма  

 

травма  

Рис. 4. Развитие личности  

 

рицы и полируется в течение ночи. В идеале жизнь,  

исключающая травматизмы, представляла бы собой  

стопку монет, каждая из которых имеет оттиск одной  

личности; все монеты обработаны таким образом, что  

стопка получается ровная, плотная и устойчивая  

(рис. 4,а). Травмированное состояние Я, как испор-  

ченная монета, искривит всю стопку, даже если все  

остальные монеты правильные (рис. 4,6).  

 

Если травмы носят одинаковый характер и повто-  

ряются с какой-то последовательностью, вся стопка  

будет наклоняться в одну сторону, пока не обру-  

шится (рис. 4,в). Если травматизм носит разнообраз-  

ный характер, стопка будет наклоняться то влево,  

то вправо и держаться вертикально очень неустойчиво  

(рис. 4,г). Так или иначе, при увеличении дефор-  

маций устойчивость стопки изменится.  

 

Данная метафора, переведенная на клинический  

язык, может означать, что сильный травматизм заста-  

вит весь столбик потерять плотность и устойчивость,  

последующие травмы будут усиливать этот эффект,  

даже если сверху все будет прикрыто хорошими  

монетами. Важно вовремя поправить, изменить одну  

"пи две монеты, чтобы скорректировать ситуацию.  

 

или две  

 

Очевидно, что общая устойчивость тем более под-  

вержена риску, чем ниже находится дефектная монета.  

Теперь можно говорить еще и о разных монетах:  

сантимы детства, сто су переходного периода, франки  

юности и луи зрелости. Единственный искривленный  

сантим может вызвать падение сотен луи. Эта малень-  

кая монета символ того, что до сих пор мы называли  

Ребенком. Ребенок есть состояние Я искривленное, ко-  

торое зафиксировалось и искривляет направление всей  

последующей части континуума. Говоря точнее, речь  

идет либо об одной резко деформированной единице  

Я, либо о комплекте единиц, деформированных менее  

серьезно.  

 

При травматическом неврозе Ребенок есть искрив-  

ленное состояние Я, которое зафиксировалось в день  

Д месяца М года Г в детстве пациента. При психо-  

неврозе Ребенок есть нездоровое состояние Я, которое  

повторялось изо дня в день в сходных условиях с  

месяца А по месяц В года С в детстве пациента.  

И в том и в другом случае количество архаических  

и патологических состояний Я, зафиксированных у че-  

ловека, ограничено: одно или два, редко три. Пусть  

читатель разовьет сам метафору с монетами, которая  

приводилась выше.  

 

В семье Гепт бабушка обучила развратным дейст-  

виям своего внука трех лет на 39-42 месяце его  

жизни. Каждое утро, когда мать ребенка уходила на  

работу, он оставался в постели с бабушкой в состоянии  

ожидания и возбуждения, которые она научила его  

скрывать, если кто-то входил в комнату. Однажды  

осмелевший ребенок сделал развратную попытку по  

отношению к своей матери, вытиравшейся после ван-  

ны. Это подтвердило подозрения, которые приходили  

ей в голову, но казались столь дикими, что она не  

верила им, боясь психоза. Теперь ее ужас был столь  

велик, что ребенок замер на месте; это состояние Я  

зафиксировалось в его личности и разделило ее. В  

этом смысле в тот момент родился Ребенок. Травмой  

явилось не развратное поведение, а реакция матери  

Много лет спустя, когда анализировали в этом челове-  

ке Родительские, Взрослые и Детские комяонввч  

ты, открыли, что Ребенок, который проявлялся ИНОГДА  

на феноменологическом уровне и на уровне соцдаиоп>  

ном, состоял из состояния Я, которое воспроизводили  

 

а) Человек, смущенный  

в сексуальном плане  

 

б) Травматический невроз  

 

в) Извращенность, сопровождаемая  

угрызениями совести  

 

г) Психопатическая  

извращенность  

 

Рис. 5. Структурные диаграммы  

 

все моменты, наличествовавшие в комнате бабушки у  

ребенка трех лет. Ребенок исчез во Вселенной, но его  

Я оставалось неизменным, готовое возродиться во всей  

яркости. Его Родитель противостоял инфантильному  

поведению из-за того ужаса, который испытала его  

мать (рис. 5,а). Нет способа установить, был ли  

Ребенок исключен из Взрослого, как из Родителя, -  

а это позволило бы диагностировать травматический  

невроз (рис. 5,6), - или же некоторые элементы Ре-  

бенка были через заражение свойственны Взрослому,  

что могло бы дать в этом случае извращенность,  

 

отягощенную угрызениями совести (рис. 5,в). Если  

бы сама мать соблазнила его, то некоторые элементы  

Ребенка могли быть свойственны Не только Я Взрос-  

лого, но и Родителя, ведя за собой психопатическую  

извращенность (рис. 5,г). С другой стороны, не слу-  

чись эпизода с участием матери, имелось бы простое  

сложение легких ежедневных травм, сопровождаемых  

психоневрозом.  

 

Госпожа Огден была соблазнена своим дедушкой  

в шестилетнем возрасте, когда ее Родитель уже уста-  

новился. Она сохраняла все в тайне от матери, пони-  

мая, что не встретит поощрения. Сексуальный момент  

был исключен с этого дня (у Взрослого), а вот  

тайный момент остался свойственным Я Взрослого,  

как это было в тот период. Когда интегральное состоя-  

ние Я проявлялось в снах, оно воспроизводило без  

больших изменений состояние Я реальной маленькой  

девочки 12 октября 1924 года в 15 часов, в момент со-  

блазнения. В повседневной жизни пациентка была аб-  

солютно асексуальна, не пользовалась гримом и оде-  

валась очень строго. Однако чрезвычайная скрытность  

была свойственна ее Взрослому, и она еще усиливала  

это патологическое поведение. Так как ее мать также  

была скрытной, было согласие и относительно Я  

Родительского. Такое поведение было не только па-  

тологическим, но также психопатическим. Однажды  

она рассказала длинную историю о своей школьной  

подруге, которая находилась где-то за 5000 км, назы-  

вая ее <эта персона> и отказываясь назвать ее имя  

и фамилию, потому что врач мог рано или поздно  

познакомиться с ней и узнать, кто такая госпожа Ог-  

ден. Она добавила: <Моя мама учила меня никогда не  

называть имен, и я с ней согласна>.  

 

Структура невроза аналогична структуре психопа-  

тии, и до настоящего времени все доказывает, что раз-  

ница заключается только в социальной среде. Столет>  

назад на островах Фиджи один вождь ел человеческое  

мясо, убивал своих жен, заставлял неугодных слуг  

глотать битое стекло, а окружающие видели в нем  

только злой характер, а не криминального психопата  

А в наши дни колониальные власти вызывают врача-  

психиатра, когда видят варварское поведение.  

 

Структурный анализ приводит к удивительным в>:  

водам относительно нормальных людей, которые со>  

 

гласуются с самыми серьезными клиническими суж-  

дениями. По терминологии структурного анализа, че-  

ловек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя,  

Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом.  

 

Молодой врач, имевший супружеские проблемы,  

был очень счастлив в работе. Отец пациента был меди-  

ком, так что его Родитель одобрял его карьеру.  

Взрослый пациента был удовлетворен, потому что  

профессия его очень интересовала, он был компетен-  

тен и любил доброс-овестно трудиться. Рабочие опыты  

позволяли сублимировать сексуальное любопытство  

его Ребенка. Таким образом, Родитель, Взрослый  

и Ребенок уважали друг друга, но так как отцы и  

дети не могут быть в постоянном согласии, он иногда  

скучал по своему рабочему кабинету. Мораль этой ис-  

тории такова: можно определить, что такое счастье,  

но нельзя быть счастливым все время.  

 

И как ни странно, можно говорить о счастливых  

преступниках концентрационных лагерей. Напрасно  

было бы думать, что в глубине души они страдают.  

Следующий случай - подтверждение этого.  

 

Один молодой человек, вернувшись как-то домой,  

объявил своей матери: <Как я рад! Я получил повы-  

шение по службе!> Мать поздравила его, выставила на  

стол прибереженную к торжественному случаю бутыл-  

ку вина и спросила, каковы будут теперь его обязан-  

ности. Он ответил: <Сегодня утром я был только  

охранником в концлагере, а вечером буду комендан-  

том!> - <Прекрасно, дитя мое, - сказала мать. -  

Вот видишь, как я тебя хорошо воспитала>.  

 

В этом случае, как и в случае с молодым врачом,  

Родитель, Взрослый и Ребенок считали свою карье-  

ру интересной и получали удовлетворение: человек  

имел все, чтобы быть счастливым. Его рациональный  

патриотизм соответствовал тем амбициям, которые  

воспитала в нем мать, и в то же время получал  

вознаграждение его архаический садизм. Поэтому нет  

ничего удивительного в том, что такие люди любили  

музыку и литературу. Эта малоприятная параллель  

поднимает серьезные проблемы добра и зла и полез-  

ности человека. Следует задуматься и о тех, кто вос-  

питывает детей <как полагается>, но не способен  

определить, чего ждет от них; может быть, формулы  

<чтобы они были счастливы> недостаточно.  

 

Есть еще один тип нормальной личности: это  

люди, хорошо организованные. Их описывают как лю-  

дей с хорошими границами Я, но границы эти непрони-  

цаемы. У них могут быть серьезные внутренние  

конфликты, но они способны изолировать Родителя,  

Взрослого и Ребенка так, чтобы позволить каждому  

из них стабильно выполнять свои функции. (Изоля-  

ция есть форма исключения, но менее категоричная  

и более здоровая.)  

 

Один шотландский учитель, отлично характеризо-  

вавшийся в профессиональном плане, выпивал почти  

каждый вечер бутылку виски, но утром вовремя при-  

ходил на работу и хорошо выполнял ее. В рабочее  

время он полностью изолировал своего Взрослого,  

и его невоздержанность оставалась неизвестной целым  

поколениям учеников, которые его любили. Когда он  

пил, его Взрослый был смещен Ребенком. Целый  

период его жизни Родитель был слабо наделен




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 881
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь