Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



10 страница


установление социального контроля. Розита, как са-  

мая подготовленная из троих, вела себя разумно,  

она замолчала; вновь пришедшая Холли немедлен-  

но ответила на жалобы Ребенка Камелии. Розита  

уже понимала, что группа должна выполнить дидак-  

тическую функцию, и знала, что Камелию ничему  

нельзя научить с помощью жалости. Две другие  

опытные участницы группы. Дафния и Лили, мол-  

чали, считая такое поведение наилучшим. Две но-  

венькие, Гиацинта и Цицилия, просто еще не знали,  

что говорить и как поступать.  

 

Этот инцидент интересен потому, что он был  

характерным для поведения Камелии. В ее глазах  

все ее не понимали и стремились критиковать. В  

действительности же именно она все понимала не так  

и всех критиковала. Розита четко понимала это и не  

собиралась ее критиковать. Ее Взрослый сохранял  

контроль и мешал ей утешать Камелию и извиняться  

перед ней. Она уже была убеждена, что не вы-  

ходит за рамки поставленной врачом цели.  

 

Камелия еще раз показала, что хочет вызвать  

жалость и сочувствие, и члены группы начали по-  

нимать, что она стремится получить то, на что не  

имеет права. Часть группы решила дать Камелии  

возможность осознать свое поведение. И еще члены  

группы поняли, что Холли использует все случаи,  

чтобы проявить свое Родительское Я. Таким образом,  

Камелия и Холли дополняли друг друга в некото-  

рых тенденциях, а именно в тех. которые были ис-  

точником раздоров в их семьях. Холли была на  

грани развода, потому что муж ее <эксплуатировал>,  

а у Камелии были проблемы, потому что муж ее <не по-  

нимал и критиковал>. Трансакционный анализ, кото-  

рый сделал на основании этого эпизода доктор К., был  

точен. Повторные анализы аналогичных ситуаций поз-  

волили обеим женщинам осознать свое поведение и  

все лучше и лучше контролировать свои тенденции,  

от чего только выиграли их семейные отношения.  

Такие анализы были поучительны и для остальных  

членов группы; они учились социальному контролю, а  

дополнительный опыт усиливают их Взрослое Я. Бла-  

годаря трансакционному анализу отношения между  

двумя пациентками были использованы во благо всех;  

и прогресс почувствовался даже раньше, чем одна  

из участниц научилась подавлять своего Ребенка и  

решать связанные с этим конфликты.  

 

Примечания  

 

Очень трудно описывать сеанс терапевтической  

группы так, чтобы его ясно и четко представлял  

читатель. Поэтому очень важно использовать диаграм-  

му и доску. Участники группы очень скоро научат-  

ся использовать информацию, помещаемую на ней,  

и это поможет в дискуссиях. Наличие диаграмм также  

 

экономит время и улучшает качество и содержание  

дискуссий. Теперь о группе. В описанной выше груп-  

пе к моменту организации было пятнадцать человек.  

В течение восемнадцати месяцев посещаемость была  

95%. Двое из участниц выходили за пределы ее  

нормы. Одна была переведена в другую группу после  

первого сеанса. Другая была бездетной алкоголич-  

кой, которую автор хотел подвергнуть лечению с  

помощью трансакционного анализа. Она оказалась  

не способна выдержать свое раздражение, вызванное  

отказом других участниц играть в игру <Алкоголик>  

(см. главу X). Когда она потребовала, чтобы уча-  

стницы группы открыто высказали свое мнение о ней,  

а они отказались, она ушла из группы и добро-  

вольно отправилась в больницу лечиться от алко-  

голизма. Четыре участницы группы с постпсихо-  

патическими диагнозами в улучшенном состоянии пе-  

реехали на другое место жительства. Одна, почув-  

ствовав улучшение, перестала посещать сеансы. Еще  

одна, Вероника, решила посещать сеансы вместе с  

мужем и была переведена в группу, состоящую из  

супружеских пар. Остальные семь решили, что затра-  

ченные деньги и время пошли им на пользу, они  

чувствовали улучшение сами и замечали его в других.  

 

Среди тринадцати участниц четверо ранее при-  

бегали к другим методам лечения и наиболее четко  

представляли преимущества трансакционного ана-  

лиза. Их непосредственные наблюдатели подтвердили  

личный опыт автора.  

 

Глава Х  

АНАЛИЗ ИГР  

 

1. Времяпрепровождение (pastime)  

 

Основные социальные связи сводятся к добро-  

вольно взятым на себя обязательствам. Это особен-  

но справедливо относительно психотерапевтических  

групп, где деятельность, как и интимность, зап-  

рещена или заторможена. Добровольные обязатель-  

ства (или ангажемент) могут быть двух типов: пас-  

тайм и игры. Первое определяется как ангажемент,  

 

в котором трансакции прямые, непосредственные.  

Когда в ситуации появляется моделирование, вре-  

мяпрепровождение становится игрой. Иногда счастли-  

вые, хорошо организованные люди с ненарушен-  

ной способностью к наслаждению предаются социаль-  

ному пастайму ради личного удовлетворения. Для  

других, в частности, для невропатов, пастайм есть  

не что иное, как то, что обозначено этим словом,-  

способ провести (структурировать) время до того,  

как они лучше узнают друг друга; до того, как  

пройдет какой-то час, день; до того, как идти спать;  

до наступления каникул, отпуска; до того, как ока-  

жут помощь; до того, как придет смерть. С точки  

зрения экзистенциальной пастайм - средство изба-  

виться от чувства вины и безнадежности, уловка и  

хитрость, подсказанные природой или культурой,  

чтобы облегчить скорбь и тоску.  

 

Говоря более оптимистично, это средство получить  

лучшее из того, что может принести удовольствие,  

и худшее, чтобы избавиться от одного и предаться  

другому. То есть каждый участник устраивается  

наилучшим для себя образом.  

 

В психотерапевтических группах времяпрепро-  

вождение обычно Родительское или Взрослое, так  

как их цель исключить проблему, которая вращается  

вокруг Ребенка. Чаще всего в группах организуются  

варианты <Ассоциации родителей учащихся> и <Пси-  

хиатрии>. Первая, внешняя, форма <Ассоциации>  

носит, естественно, Родительский характер, и ее  

темой являются правонарушения в самом общем  

смысле этого слова: детская преступность, мужья-  

правонарушители, жены-правонарушительницы, тор-  

говцы-правонарушители, власти-правонарушители,  

знаменитости-правонарушители. Но есть вариант  

внутренней формы <Ассоциации>, она имеет Взрос-  

лый характер; каждый участник излагает собствен-  

ные ошибки: <Почему бы мне не стать хорошей  

матерью, хорошим отцом, хорошим начальником, хо-  

рошим работником, хорошим товарищем?> В первом  

случае девизом служит: <Это ужасно!>, а во вто-  

ром: <Я тоже!>  

 

<Психиатрия> - это времяпрепровождение  

Взрослое или псевдоВзрослос. Во внешней форме  

девиз формулируется так: <Посмотрите, что вы делае-  

 

те!>, а во внутреннем варианте: <Почему я это делаю?>  

В группах трансакционного анализа интеллектуалы  

играют иногда в вариант <Какая часть моего Я это  

сказала?>, но в подготовленных группах этим не  

увлекаются, так как фаза усвоения структурного  

анализа уже пройдена.  

 

Некоторые группы ведут себя осмотрительно и  

придерживаются таких тем, как <Автосалон>, <Кто  

выиграл?> (мужские группы), <Бакалея>, <Кухня>,  

<Тряпки> (женские группы); существуют еще такие  

темы, как: <Каким образом?> (сделать что-то),  

<Сколько?>, <Посещали ли вы?> (о путешествиях),  

<Знаете ли вы?>, <Что с ним стало?> (бедняга  

такой-то), <На другое утро> (ну и рожа), <Коктейль>  

(я знаю прекрасный рецепт). Эти темы характерны  

ддя терапевтической группы на первом этапе функцио-  

нирования, и если врач не будет должным образом  

направлять ход дискуссии, то группа не сдвинется  

с первого этапа. Опытные участники группы четко  

понимают значение пастайма и то, что бесконечный  

повтор тем возможен в трех случаях: когда появ-  

ляются новые участники, когда группа от чего-то  

уклоняется и когда отсутствует лидер или руково-  

дитель группы.  

 

В этом случае, если группа продолжает соби-  

раться под руководством ассистента, по возвраще-  

нии руководителя слышны фразы: <Без вас мы только  

и делали, что играли в <Ассоциацию родителей> да  

в <Психиатрию>, а это уже даром потерянное  

время>.  

 

Однако настоящая цель пастайма на первом этапе  

работы группы - под самым безобидным предлогом  

получить информацию о Ребенке. Предварительные  

ни к чему не обязывающие разговоры раскрепощают  

человека, а врач получает необходимые исходные дан-  

ные. Очень многие одобряют этот период запуска  

пробного шара, потому что Ребенок, вовлеченный  

в игру по правилам, должен принимать и послед-  

ствия. Некоторые же группы минуют фазу пастайма  

и погружаются прямо в игры. Это происходит осо-  

бенно быстро в группах, где имеется хотя бы один  

очень нетерпеливый участник, который устремляется  

в игру, не понаблюдав предварительно за другими.  

Такая стремительность обуславливается не агрес-  

 

сивностью, она может быть вызвана импульсивным  

Ребенком, ослабленным Взрослым, дефектным Ро-  

дителем. Это прежде всего признак отсутствия адап-  

тации; другие члены группы могут быть более аг-  

рессивными, но и более флегматичными, рассудитель-  

ными или дисциплинированными.  

 

Пастаймы могут развлечь группу в момент стрес-  

са, но не играют важной роли с аналитической точки  

зрения. Они могут помочь врачу объяснить пациентам  

свойства Родителя и Взрослого, но основной зада-  

чей врача является прекратить их как можно скорее,  

чтобы больные могли приступить к играм. На ри-  

сунках 9,а и 9,6 приведены две парадигмы, кото-  

рые демонстрируют банальность времяпрепровожде-  

ний.  

1. <Ассоциация родителей учащихся>. Форма  

 

внешняя.  

 

Холл и. Не было бы такого количества прес-  

туплений, если бы не было этих разбитых очагов  

(неблагополучных семей).  

 

Магнолия. Но и не только из-за этого. В наши  

дни даже в хороших семьях больше не учат детей  

хорошим манерам, как прежде.  

II. <Психиатрия>. Форма внутренняя.  

Дэзи. Для меня живопись должна символизи-  

ровать мазню.  

 

Ирис. Что касается меня, то живопись была  

попыткой понравиться моему отцу.  

 

2. Игры  

 

Самая распространенная игра между супругами  

называется <Без тебя>, она и послужит нам для  

основных характеристик игр вообще.  

 

Госпожа Додакис жаловалась, что муж запре-  

щает ей заниматься общественной работой и даже  

спортом. Видя улучшение в ее состоянии после ле-  

чения, муж снял свои запреты, и это позволило  

пациентке расширить свой круг деятельности. Она  

всегда мечтала заниматься плаванием и танцами и  

записалась и туда, и сюда. Каково же было ее  

удивление, когда обнаружилось, что она до ужаса  

боится бассейна и танцевальной площадки! Ей просто  

пришлось отказаться от своих планов.  

 

Такое открытие частично обнаружило структуру  

ее брака. Муж обеспечивал ей максимум преиму-  

ществ, первичных и вторичных. Известно, что Фрейд  

описывает три типа преимуществ, которые больной  

может извлечь из своей болезни: паранозик экстерн  

(первичный), паранозик интерн (первичный) и эпи-  

нозик (вторичный). Эту концепцию можно распро-  

странить на преимущества, извлекаемые из челове-  

ческих взаимоотношений. Госпожа Додакис выбрала  

в мужья тирана, и первичное внешнее преиму-  

щество состояло в том, что он помогал ей избе-  

гать всякий фобий; первичное внутреннее преиму-  

щество состояло в том, что она всегда могла  

сказать ему: <Без тебя я могла бы...> Вторичные  

преимущества заключались в материальной выгоде,  

которую она извлекала из своего положения; кроме  

того, она контролировала сексуальную сторону супру-  

жества, а также получала подарки от мужа, который  

таким образом смягчал ее суровость.  

 

Но что особенно интересно здесь, так это со-  

циальная психиатрия, и в этом разделе имеется от-  

личное от других видов преимуществ преимущество  

социальное. Оно описывается с помощью ответа на  

вопрос: <Как ситуация позволяет индивиду структури-  

ровать свое время?>  

 

Госпожа Додакис строила свою игру, приводя  

мужа к необходимости делать запреты, которые да-  

вали ей описанные выше преимущества, а также  

наполняли резервуар ее злобы. Каждый раз, когда  

ей не хватало активности, она могла сказать мужу:  

<А вот без тебя я бы...> Вот почему госпожа Дода-  

кис любила игру <Без него>, которая давала ей боль-  

шое удовлетворение. Таким образом, она получала  

покровительство, контроль и подарки, а также воз-  

можность играть в игры <Без него> и <Без тебя>.  

Даже в воспитании детей она часто практиковала  

эту игру.  

 

Пятым типом преимущества является преиму-  

щество биологическое, вытекающее из того факта, что  

стороны стимулируют друг друга в любом виде.  

 

Можно только предполагать, какие преимущества  

извлекал из своего положения господин Додакис,  

мужчины обычно не ищут решения своих проблем  

в психиатрии. По примеру других пар, остается  

 

предположить, что первичное внутреннее преиму-  

щество было садистского характера; первичное внеш-  

нее было сходно с таким же преимуществом его  

жены: избежать сексуальной интимности и не терять  

самоуважения, провоцируя отказ; его вторичным преи-  

муществом была свобода идти на охоту или в кафе;  

и социальным преимуществом был пастайм на тему:  

<Женщины - это тайна>.  

 

Трансакционный анализ игр очень поучителен для  

всех участников. Существует три типа трансакций:  

дополнительные, перекрещивающиеся и вторичные.  

Выше уже говорилось о дополнительных трансак-  

циях хорошо построенных взаимоотношений и перек-  

рещивающихся трансакциях плохо построенных от-  

ношений. В случае времяпрепровождения трансак-  

ции суть дополнительные при хорошо построенном  

взаимоотношении, сравнительно простом. В случае  

игр взаимоотношения также хорошо структурированы,  

без перекрещиваний, но трансакции являются вто-  

ричными и проходят на двух уровнях одновремен-  

но: на социальном и на психологическом.  

 

Анализ <Без тебя> схематично представлен на  

рис. 9,в. На социальном уровне парадигма сле-  

дующая.  

 

М. Оставайся дома и займись хозяйством.  

Ж. Без тебя я могла бы развлекаться.  

Здесь трансакционный стимул идет от Родитем  

к Ребенку и ответ от Ребенка к Родителю.  

 

На психологическом уровне (повторное супру-  

жество) ситуация совсем другая.  

 

М. Ты всегда должна быть дома, когда я возвра-  

щаюсь. Мне страшно быть брошенным.  

 

Ж. Я всегда буду дома, если ты мне поможешь  

избежать ситуаций, вызывающих страх.  

 

Здесь стимул, как и ответ, идет от Ребенка к  

Ребенку. Ни на каком уровне не наблюдается пере-  

крещивания, поэтому игра может продолжаться бес-  

конечно долго. Значит, игра может быть определена  

с трансакционной точки зрения как совокупность  

вторичных трансакций. С описательной точки зре-  

ния это совокупность периодических трансакций,  

даже повторяющихся, правдоподобных, со скрытой  

мотивацией, или серия приемов с <трюками>.  

Во всех видах групп, в том числе в группах  

 

ПАСТАЙМ  

 

Муж  

! ~  

1Социальный f уровень  

а. -~~  

3 1  

 

<  

g  

Пгиче1н  

 

/_ _m>,  

 

в) Бе" тебя>  

 

Другой член  

Гиацинта группы  

 

fПсихологический я  

) SурИЮНЬ  

a.  

1г  

Социальный уровень1  

1 .aa  

>t /  

г) <Почему вы не?.. Да, но...>  

 

игры  

Рис. 9. Досуг и игры  

 

психотерапевтических, наиболее распространена игра  

<Почему вы не?.. Да, но...>.  

 

Гиацинта. Все, что мой муж строит, качается.  

Камелия. Почему бы ему не брать уроки сто-  

лярного дела?  

 

Гиацинта. Да, но у него нет времени.  

Розит а. Почему вы не купите ему хорошие  

инструменты?  

 

Гиацинта. Да, но он не умеет ими пользо-  

ваться.  

 

87  

 

Холл и. Почему вы не поручите работу столяру?  

Гиацинта. Да, но это обойдется дорого.  

Ирис. Почему бы вам не оставить все как есть?  

Гиацинта. Да, но все может рухнуть.  

Игра <Почему вы не?.. Да, но...> может охваты-  

вать любое количество игроков. Один из них, назы-  

ваемый <кошкой>, предлагает задачу, все ищут ре-  

шение, начиная свое предложение словами: <Почему  

вы не?..> Хороший игрок способен противостоять  

бесконечно долго всей группе, пока от него не от-  

станут, тогда он выходит победителем. Гиацинта,  

например, отклоняла по двенадцать решений, пока




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 872
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь