|
Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапиявторой начинает кричать: <Обманщик!> Если женщина лелеяла мужчину в период ухаживания, то подра- зумевается, что так будет и дальше, и частично в этом тайна их контракта. Если вдруг она потребует, чтобы теперь он заботился о ней, последствия этого шага без посторонней помощи не уладить.
3. Существенной основой брака является секрет- ный контракт между Детьми, контракт сценария. Именно на нем основывается выбор партнера среди всех возможных кандидатов. Предполагаемый супруг является как бы режиссером: он ищет женщину на первую роль, а женщина ищет премьера на мужскую роль, который передал бы характер, близкий к ее про- токолу. В подготовительный период кандидаты де- лятся на две большие категории: ту, в которой кан-
дидаты дают подходящие трансакционные ответы, и ту, в которой не дают. Из первой категории идет дальнейший отбор в нужных играх; и выбор па- дает на того, кто, кажется, лучше всех соответствует сценарию в целом.
Рейк, цитируя Фрейда, говорит: <В момент приня- тия решения второстепенной важности я всегда взвешиваю все <за> и <против>. В вопросах же наисущественнейших, как выбор партнера или про- фессии, решение должно приходить из подсознания. Для жизненно важных решений в нашей личной жизни мы должны бы руководствоваться глубокими внутренними нуждами нашей натуры>.
Опыт супружеских групп показывает, что выраже- ние <мы должны бы> следует заменить выражением <мы руководствуемся>.
В свободном браке выбор неизбежно диктуется нуждами Ребенка. Примеры, которые приводятся ниже, покажут клиническое и операционное проявлен ние контракта сценария. Описать все разнообразие этих сценариев нет возможности. В примерах будут приводиться базовые концепции, чтобы была ясна терминология. Читатель сможет призвать на помощь собственные наблюдения, которые будут самыми убе- дительными доказательствами на эту тему.
3. Терапевтические цели
Цели терапии брака определяются начальной структурой брачного контракта. Следует по возмож- ности сохранить формальный контракт и обеспечить каждому партнеру наибольшее количество выгод, благодаря компромиссам между контрактом отноше- ний и контрактом сценария.
Эта цель доводилась до пациентов путем клини- ческого разъяснения: <Игры р отношения в рамках брака должны быть предметом выбора, а не принуж- дения, а все разрушительные и неплодотворные эле- менты должны быть исключены. Когда это положение будет достигнуто, супруги будут или не будут иметь интерес друг к другу. Должен быть предусмотрен какой-то период времени для того, чтобы могли появиться другие отношения и другие конструктивные игры. Тогда каждый партнер должен решить, основы-
ваясь на доводах разума, желает ли он сохранять брак. Это равносильно психологическому разводу в рамках формального контракта. И так как каждый из супругов предстанет с новым лицом, появится шанс повторного психологического брака, если оба того пожелают. Если нет, терапия может привести к окончательному упразднению формального конт- ракта>.
На практике мы видим, что брак испытывает прогрессивное улучшение, по мере того как элементы игры и сценария отслаиваются слой за слоем, пока не обнажится какая-нибудь трудность из исходного протокола. В этот момент возникает вопрос: <А что нам делать дальше?> И тогда есть искушение вер- нуться к старой схеме.
Если один из партнеров держится непоколебимо за новую позицию, не делая возвратных шагов, дру- гой партнер имеет тенденцию искать внебрачного партнера, который будет играть в старые игры и по- может довести сценарий до конца. Если эти попытки отвергнуты и конечный результат хороший, форми- руются новые отношения внутри брака, как бы над старыми сексуальными конфликтами, которые не то чтобы окончательно решены, но к ним уже иначе относятся.
Можно предположить, что если бы каждый из партнеров начал заниматься психоанализом в крити- ческий момент, когда обнажились конфликты, то их решение привело бы к повторению брака на более прочной основе либо с тем же партнером, либо с другим, чей сценарий удовлетворял бы новые, менее архаические нужды. При использовании только тран- сакционного анализа есть три возможных выхода: хороший - брак с большими, но хорошо контро- лируемыми трудностями; или компромисс и отказ от всех потребностей; или, в лучшем случае, радость взаимного открытия лучших качеств и возможностей, скрытых до сих пор. Если в браке имеются дети, эти решения благоприятны для них.
4. Любовь
Нельзя включить в строку отчета любого ана- лиза чувство, которое называют любовью. И если такое
183
чувство связывает двоих людей, то это такое преиму- щество, которое не подлежит психическому иссле- дованию.
Однако любовь не является необходимейшим условием идеального брака, такого, каким он видится в формулировках структурного и трансакционного анализа. Брак - это свободно выбранный (и Роди- телями одобренный) союз двух счастливых личностей, и их отношения и сценарии являются дополнитель- ными и в любом анализе конструктивными. На этом основании две личности, преданные друг другу и признающие одни и те же ценности, могут быть поставлены выше, чем Элоиза и Абеляр.
5. Эволюция нарушенных семейных отношений
На практике в США характерные последствия нарушенных семейных отношений встречаются чаще у женщин, чем у мужчин. Первый брак в шестнад- цатилетнем возрасте представляет собой операцию освобождения; пара живет вместе от десяти дней до десяти месяцев, потом расходится или разводится. Если есть ребенок, он достается родителям жены. Девушка теперь граждански независима и может дать свободный ход своему сценарию, обычно ирреальному и мазохистскому. Второй брак имеет место лет через пять и длится лет пять. Он разрушается из-за жесто- кости или равнодушия мужа; муж делает все, чего требует сценарий жены, но сам-то сценарий ничего не стоит. К этому моменту она должна найти работу, чтобы воспитывать появившихся детей, которые ста- новятся центром ее интересов. Ее третий брак, к трид- цати годам, диктуется скорее материальными инте- ресами, но ностальгия по сценарию ее еще не поки- нула, поэтому брак не удовлетворяет ее вполне, и она начинает провоцировать своего мужа. Так как ее третий супруг - это чуть смягченный вариант вто- рого, он отвечает на эти провокации так, как пола- гается по сценарию его нынешней жены (и частич- но прошлой). Сценарий не соответствует Я супруги, она понимает, что что-то не ладится, и обращается за лечением либо себя, либо брака. Муж, который, может быть, впервые в жизни решил выразить свои
личные потребности каким-нибудь необычным пове- дением, не участвует в терапии.
Типичным является следующий случай, когда един- ственный брак нуждался во врачебной помощи. С са- мого начала этот союз выдерживал сравнение с идеаль- ными браками. В период медового месяца секс был основным источником удовлетворения и двух партне- ров, и их Родителей. Но проходят первые восторги, и начинаются первые трудности, обычно околосек- суальные. Жена начинает играть в игру <Фригидная женщина>; она называет мужа глупым, сцена следует за сценой, обычно заканчиваясь вопросом денег. Без сопротивления супруги ставят под угрозу сексуальную интимность. Но появляются дети. Они принимаются с благодарностью. Родители погружаются в воспита- ние детей, что оставляет мало времени для секса, но много законных причин и отговорок, чтобы прервать интимные отношения. Дети растут, и у супругов оста- ется все больше свободного времени. Возникают ста- ринные игры. Трудности начинают возникать потому, что у каждого в голове есть небольшие изменения, но они становятся все значительнее, и все чаще слы- шится крик: <Обманщик!> Когда супружеская пара приближается к сорокалетию, крах всех игр и сце- нариев ведет к отчаянию, это дает повод обратиться за помощью к врачу.
6. Клинические примеры
Если в группе кто-нибудь задавал вопрос госпо- дину Катри, он спешил на него ответить. Если вопрос задавали госпоже Катри, отвечал тоже он. Госпожа Катри восставала против этой привычки; она гово- рила, что у мужа отцовские привычки и что он при- нимает ее за ребенка с поздним развитием. Но, когда ей предоставляли возможность говорить самой, она терялась, а на вопрос почему отвечала, что она тупая и не понимает вопроса. Было очевидно, что такие отношения выработаны по взаимному согласию. Врач порекомендовал господину Катри воздерживаться от ответов вместо жены. Можно было наблюдать тогда два интересных феномена: с одной стороны, госпожа Катри очень злилась, когда муж не отвечал за нее, с другой стороны, господин Катри уже не был на-
стороже, а, когда к нему обращались, старался отде- латься шуткой. Все в группе начинали смеяться, кроме госпожи Катри< Никто не смеялся, однако, когда вы- яснилось, что в сексуальных отношениях роли были обратны тем, которые они играли в группе: вместо того чтобы он был Родителем, а она Ребенком, он был Ребенком, а она Родителем, поэтому их сексуаль- ные отношения не приносили удовлетворения ни тому, ни другой. Терапевтическая задача относительно кон- тракта отношений заключалась в укреплении Взрос- лого в каждом из супругов, касалось ли это их поведе- ния в группе или во время сексуального акта.
С супругами Панти был противоположный случай. Госпожа Панти не позволяла мужу самому отвечать на вопрос. Он переносил это с видом мученика, иногда протестовал. Когда же обстоятельства немного прояснились, оказалось, что он страдает эротофобией и боится покраснеть, если откроет рот. Следовате- льно, он играет в игру <Без тебя>. Он женился на говорливой и подавляющей его женщине, чтобы защи- титься от эротофобии, а когда она играла свою роль, жаловался.
Супруги Эшт присоединились к группе позднее и не сразу усвоили терминологию. Когда во время вто- рого сеанса врач сказал: <Добрый день>, господин Эшт не ответил. Во время сеанса доктор К. напом- нил ему об этом. Господин Эшт ответил, что эти идиотские ритуалы не имеют никакого смысла и он в них не верит, а госпожа Эшт подчеркнула, что ее муж всегда так груб и отвечает сухо. Он же ответил ей, что говорит, как считает необходимым, и не видит смысла в излишнем шуме. И он рассказал малень- кую историю из жизни своего патрона. Секретарша, придя утром на работу, сказала патрону: <Добрый день>, а тот ответил: <Я не рекламирую метеороло- гический бюллетень, все, что от вас требуется, это выполнять свою работу>. Господин Эшт считал, что патрон проявил много здравого смысла и что его жена склонна верить во всякую ерунду. Жена ответила на это, что жизнь гораздо приятнее, когда люди вежливы.
Доктор К. для начала решил ввести их в игру <Этикет>, на что жена с удовольствием согласилась, а муж нет. Кажется, это было одной из проблем их брака. 186
Супруги Септен организовали брак вчетвером еще с одной супружеской парой. Господин Септен через шесть месяцев почувствовал себя плохо и привел в группу свою жену. Доктор К. принял решение ска- зать, что этот сценарий был разработан ими совме- стно и что с самого начала они подсознательно предусматривали ввести другую супружескую пару в свою семью. Они выбрали партнеров, которых такая организация интересовала, и знали их возможности еще до своего брака.
Оба отрицали это утверждение доктора К. с боль- шой горячностью, а господин Септен назвал это абсур- дом. Со своей стороны, он готов порвать с той парой. Вопросы группы, однако, выявили ранние намерения супругов Септен в отношении устройства семьи. Госпожа Септен объявила тогда, что хотела поста- вить эксперимент, что она артистка и что брак вчетве- ром интересный опыт. Пара не вернулась в группу по- сле второго сеанса. Доктор К. невольно ускорил момент истины, и группа помогла ему в этом.
7. Сопротивления
В супружеских группах предпочтительной формой сопротивления является игра <Трибунал>. Муж очень долго рассказывает группе, что сделала его жена, стараясь заручиться поддержкой членов группы. Жена начинает защиту, объясняя группе, что сделал ее муж, подтолкнув ее к таким действиям. В сле- дующей сцене жалобу приносит жена, муж является ответчиком, группа играет роль судебных заседателей, а врач - роль судьи. Существует два пути для завер- шения этих разбирательств. Первый - предложить жалобщику помириться с ответчиком и спросить, как такое решение на него влияет. Во втором случае врач не признает жалобу действительной и тоже спраши- вает, какое это оказывает действие. Эта процедура была описана в случае с госпожой Катри, которая ответила, что она все знала заранее. Такие решения не должны приниматься часто.
Другой способ прекратить игру более элегантен и прост. Врач предупреждает группу, что каждый уча- стник может говорить только о себе, от первого лица. или, обращаясь к своему супругу, употреблять
второе лицо, но третье лицо упоминать запре- щается.
Эта процедура полезна и в других ситуациях. Некоторые пары не общаются во время сеанса. И вот врач провозглашает аксиому: <По-моему, очень полез- но и хорошо, если супруги иногда поговорят друг с другом>. Наряду с запретом использовать местоиме- ния третьего лица это создает прекрасную воз- можность для супругов пообщаться между собой в присутствии группы.
Если пара колеблется и затрудняется, группа доброжелательно приходит на помощь, и все заканчи- вается мирным рукопожатием.
Примечания
Игра в брак, широко практиковавшаяся яо фран- цузском высшем обществе первой половины XIX ве- ка, подробно описана Бальзаком. И если сравни- вать современные буржуазные игры для двоих <Фригидная женщина> и <Без тебя> с парижской игрой втроем (муж, жена и любовник), полной тонкости и лукавства, то последняя дает неизмеримо больший простор воображению и интеллекту, в ней больше шика. Бальзак не боится использовать язык игр, отсюда изящество описаний браков; он говорит о защите, западне, стратегии, союзниках. И некоторые авторы в сборнике Кейзерлинга рассматривают брак как игру.
Если говорить более серьезно, то все шутки, относящиеся к браку, указывают на элементы анта- гонизма, которые он содержит. Очень странно, что глубокие неурядицы в семейных отношениях вызы- вают шутки и смех, хотя на самом деле они трагичны. А когда какой-нибудь автор описывает идеальный брак, к чему стремится и терапия брака, его воспри- нимают как что-то сентиментальное.
Возвращаясь к сюжету о браке, коснемся еще одной темы. Можно предположить, что в каждой семье имеется постоянная доза патологии (назовем ее воспаленным диском), которая делится между дву- мя супругами. Когда один супруг здоров, другой нездо- ров, или наоборот. Есть семьи с четырьмя, тремя и двумя дисками. В семье, где один здоров, а другой
нет, один не имеет ни одного диска, а другой - четыре; один - три, а другой - один; или оба имеют по два диска, то есть равное количество патоло- гий. И если один из супругов начинает лечиться и его доза патологии уменьшается, то у другого она как бы увеличивается; вот почему терапию им жела- тельно проходить вместе. Притча с дисками пред- ставляет удобную прогностическую лесенку для разви- тия семьи. Прогноз для семьи даже с четырьмя дисками хорош, хоть и небезоблачен. С пятью - совсем ненадежен. Семья с одним или двумя диска- ми может пользоваться советами человека и без медицинского образования, а семье с тремя дисками следует заняться психотерапией.
Глава XIX РЕГРЕССИВНЫЙ АНАЛИЗ
Конечной целью трансакционного анализа явля- ется структурная ректификация и реинтеграция. Это требует, в первую очередь, перестройки и, во вторую Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|