Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапияразличных аспектах. <Плохая> девочка (секси) преоб- ладала, когда внешнее воздействие не отвлекало ее от этого образа. Сходство ее поведения с поведением маленькой девочки было разительным, это состояние Я взрослой женщины можно рассматривать как архаическое. Голос врача прерывал это состояние, и оно становилось состоянием <воспитанной> девочки,
которое следует классифицировать также как архаи- ческое. Различались два состояния тем, что <плохая> девочка позволяла себе поведение, свойственное ее личности, по принципу: что в голову взбрело, а <вос- питанная> девочка понимала, что может быть наказа- на. Оба состояния следует отнести к археопсихике, следовательно, к двум формам Ребенка в госпоже Прим.
Вмешательство врача определило переход к новому состоянию: поведение, живость, осознание реальности, образ мыслей, выражение лица, голос и мышечный тонус, более естественная манера держаться стали со- ответствовать Я взрослой и ответственной хозяйки дома. Этот переход, повторявшийся несколько раз, был коротким успокоением, затишьем в психозе. Это позволяет определить психоз как перемещение психи- ческой энергии из Взрослой системы в Детскую и определить успокоение как перемещение в противо- положном направлении.
Любой опытный наблюдатель легко обнаружил бы происхождение голоса, который слышала больная, а также произносимых при галлюцинациях оскорбле- ний. Чтобы подтвердить свои впечатления, врач пе- ревел разговор на ее семью. Как он и предполагал, голос говорил те же слова, что и ее отец. Голос относился к экстеропсихической, или Родительской, системе, это был не голос Сверх-Я, а голос реальной личности, - еще одно доказательство, что Родитель, Взрослый и Ребенок представляют собой реальные личности, входящие в окружение пациента и имеющие определенные имена, занятия, положение. В случае госпожи Прим Родитель проявил себя не в форме состояния Я, а в форме внешнего голоса. В самом начале лечения следовало установить диагноз и отде- лить Взрослого от Ребенка, а изучение Родителя отнести на последующую стадию лечения.
Для демонстрации активности Родителя приведем два других примера.
Впервые сформулировать теорию структурного анализа автору удалось, когда он изучал, в частности, , случай господина Секундо. Этот господин рассказал следующую историю.
Мальчик восьми лет, одетый ковбоем, проводил каникулы на ранчо. Он помогал работнику расседлы-
ють лошадь, и, когда они закончили, работник сказал: <Спасибо, ковбой!>, на что мальчик ответил: <Я не настоящий ковбой, я просто маленький мальчик>. Здесь господин Секундо добавил: <Это то, что я чувствую сейчас. Я не настоящий адвокат, я только маленький мальчик>. Господин Секундо был адвока- том с блестящей репутацией, прекрасным семьянином, активным членом общества, пользующимся всеобщей симпатией, однако во время курса лечения он часто вел себя, как маленький мальчик. Иногда во время сеанса он спрашивал: <Вы. к кому обращаетесь, к адвокату или к мальчику?> Когда он не был на службе, мальчик в нем часто брал верх. Он удалялся в хижину в горах, где у него был запас виски, морфия, фотографий и оружия, и предавался там детским мечтам и забавам, в том числе и сексуаль- ным.
И вот в один из моментов просветления и пони- мания, что в его состоянии от Ребенка, а что от Взрослого, господин Секундо ввел в ситуацию своего Родителя, так как его ощущения и действия не укладывались в рамки двух первых категорий и неко- торые состояния не соответствовали ни тому, ни дру- гому. Они имели такие характеристики, которые вы- зывали в больном образ родителей, что и привело
----- ""ttarl>a
зывали в
клиническая
автора к мысли о третьей категории, клиничс<.>.аи ценность которой была подтверждена последующими наблюдениями.
В частности, у господина Секундо было три четко различающихся вида отношения к деньгам. Ребенок был скуп и стремился обеспечить свое благосостояние сомнительными способами. В этом состоянии, не боясь риска для человека его положения, господин Секундо воровал в магазине жевательную резинку и другие мелочи, как делал это иногда ребенком. Взрослый уверенно манипулировал большими суммами, не хуже банкира, тратя много, чтобы заработать еще больше. Но какая-то часть его существа мечтала все истра- тить на благо общества. Он происходил из семьи набожной и филантропической и, как и его отец, занимался благотворительной деятельностью в духе общепринятого сентиментализма. По мере угасания филантропического огня Ребенок брал верх, полный мстительных чувств, а Взрослый умерял темп, спра-
шивая себя: <Какого дьявола я хочу разориться из-за такой сентиментальности?>
Одна из самых больших трудностей для врача, практикующего структурный анализ, - убедить па- циента, что слова Ребенок, Взрослый и Родитель не удобные понятия или интересные неологизмы, а термины, отражающие явления реальности. Случай господина Секундо показывает это со всей очевид- ностью: мы называем Ребенком человека, который во- ровал жевательную резинку, не потому, что детям свойственно мелкое воровство, но потому, что сам господин Секундо в детстве совершают такие поступки. Взрослый называется так не потому, что господин Секундо играл роль взрослого человека, имитируя его поведение, но потому, что в своей обществен- ной деятельности и финансовой активности он про- демонстрировал серьезный опыт реальной действи- тельности.
В случае с господином Труа, шизофреником, полу- чившим электрошок во время морского сражения, Родительское состояние оказалось настолько укоре- нившимся, что Ребенок и Взрослый редко имели слу- чай проявить себя, и пациент долго не мог усвоить понятие Ребенок. В отношениях с окружающими гос- подин Труа был однообразно догматичен: любые приз- наки детскости у других, проявления наивности, шар- ма. легкомыслия вызывали у него презрение и осуж- дение. Среди членов своей терапевтической группы он был известен как человек с девизом: <Смерть ма- леньким негодяям>. Он был очень суров и по отно- шению к самому себе, и кажется, его целью было. если воспользоваться жаргоном группы, <помешать Ребенку высунуть нос из своей норы>. Такая манера поредения часто встречается у людей, подвергшихся воздействию электрошока. Они, вероятно, возлагают ответственность за свое несчастье на Ребенка: Роди- тель очень сильно восстановлен и сурово репресси- рует большую часть Детских проявлений, часто с помощью Взрослого.
Но в суровом поведении господина Труа случались странные исключения. Он не был тираном, когда речь заходила о любовных приключениях или выпивке. Здесь он оказывался доброжелательным отцом и готов был поделиться опытом. Его советы порой были
просто опасны, они основывались на вульгарных пред- рассудках, от которых он не мог отказаться, хотя много раз убеждался в их ложности. Без всякого удивления врач узнал, что отец наказывал его в детстве за наивность и легкомыслие и рассказывал ему много- численные истории невоздержанности и дебошей, ко- торые он буквально впитывал. Следовательно, его состояние Я очень достоверно воспроизводило пове- дение его отца. Эта фиксация Родителя не оставляла никакого поля деятельности ни Взрослому, ни Ребен- ку, исключая те области, где отец проявлял снисхо- дительность.
Наблюдение за такими фиксированными личностя- ми очень поучительно. Непоколебимый Родитель, как у господина Труа, непоколебимый Взрослый, который часто встречается у ученых с объективным сознанием и без чувства юмора, непоколебимый Ре- бенок (<Какой же я ребенок!>) - все они показывают преобладание какой-то одной доминанты из трех со- стояний Я. Для некоторых людей преобладающее состояние Я становится главной характеристикой их профессии: священники в основном Родители, диаг- носты, как правило, Взрослые, а клоуны-Дети.
Описанные случаи позволяют наметить теорети- ческие основы структурного анализа, которые включа- ют три прагматических принципа и три основные гипотезы. Прагматическим принципом называется та- кое состояние факта, при котором до настоящего времени не существует исключения.
1. Каждый взрослый человек раньше был ребен- ком.
2. Каждое человеческое существо, у которого мозг функционирует нормально, наделено необходимым опытом реальности.
3. Каждый индивидуум, который достиг взрослос- ти, имел либо родителей, либо тех, кто их заменял.
С этими прагматическими принципами соотносят- ся следующие гипотезы.
1. Следы детства возрождаются в виде интеграль- ных состояний Я (археопсихические следы, или остат- ки).
2. Опыт реальности является функцией прерывае- мых состояний Я, а не изолированной способностью (неопсихическое функционирование).
3. Исполнительная власть может быть выполнена интегральным Я посторонней личности, такой, какую представляет пациент (экстеропсихическое функцио- нирование) .
Таким образом, согласно данной теории, структура личности включает три органа: экстеропсихику, нео- психику и археопсихику (рис. 1,д). Феноменологи- чески и операционно они проявляются в виде трех типов состояния Я, которыми являются Родитель, Взрослый и Ребенок (рис. 1,6).
Примечания
Психоаналитические термины <первичный про- цесс>, <вторичный процесс>, <опыт реальности> описа- ны фрейдом в <Кратком изложении психоанализа>. Проблема взаимосвязи между галлюцинациями и архаическим содержанием сознания описана автором ч другой публикации.
Глава III ФУНКЦИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Реакция на стимулы (возбуждение)
Различные системы личности, как и различные органы тела и мозга, реагируют на стимулы неодина- ково. Экстеропсихика догматично влияет на другую личность и старается навязать заимствованные суж- дения. Неопсихика стремится прежде всего транс- формировать стимулы в элементы информации, обра- ботать и классифицировать эти элементы, опираясь на свой предшествующий опыт. Археопсихика стре- мится к более импульсивной реакции, основанной на прелогической мысли и деформированных понятиях. В реальности каждый из этих аспектов личности воспринимает окружающий мир по-разному, в зави- симости от функции и ее реакция, следовательно, является ответом на совокупность различных стиму- лов. Самый простой пример, который хорошо иллюст-
рирует эту ситуацию, может дать реакция на поме- щаемые в газетах рассказы о мошенничестве в <Фэ диверс>. У некоторых людей эти рассказы вызывают моралистическую реакцию, Родительскую. Чаще люди (типично Взрослые) с интересом спрашивают, каким образом мошенничество было совершено. Но наиболее распространена реакция, содержащая наив- ную ребяческую мысль: <А это интересная идея!>
Говоря языком трансакционного анализа, Роди- тель играет в <Трибунал>, Взрослый - в <Опыт- ного бухгалтера>, а Ребенок хочет играть в <Поли- цейские и воры>.
Кроме того, эти три аспекта личности постоянно влияют друг на друга, пересекаясь. Фантасмы Ре- бенка возбуждают (огорчают) Родителя, а Ребенок особенно чувствителен к сдерживающим стимулам, которые распространяет Родитель. Эти взаимоотно- шения являются ответом или репликой первона- чальных отношений ребенок - родитель, пережитых индивидуумом когда-то.
2. Поток смещения (перемещений)
Госпожа Тетар, замужняя женщина двадцати двух лет, обратилась к психиатру по поводу раздражи- тельного возбуждения после рождения второго ребен- ка.
На терапевтических сеансах она <допекала> врача. Например, она спрашивала, что ей делать, если от нее уйдет прислуга, или, ложиться ли ей в больницу. Очень скоро врачу удалось доказать ей, что ее вопросы не нуждаются в ответах, а являются, на более глу- боком уровне, попыткой ее Ребенка управлять вра- чом. Она ответила, что во всем виновата ее мать, и рассказала, как умоляла мать делать вместо себя то, что могла сделать и сама, а мать делала.
Но по мере продолжения сеансов и решения проблем поведение пациентки менялось. Она прямее сидела на стуле, выражение ее лица стало менее напряженным, голос более уверенным, она стала лю- безной, веселой и открытой. Ее прежнее Я возвра- тилось, как заметила она сама. Но когда после сеанса врач провожал ее до двери, она впадала в преж- нее состояние и начинала жаловаться, потом вдруг
вновь улыбалась и говорила: <Вот это опять меня захватывает!>
Такие соскальзывания в другое состояние Я, на- блюдающиеся как у больныСх, так иногда и у здоровых людей, можно объяснить с помощью концепции пси- хической энергии, или замещения власти: в какой-то момент состояние Я, которое каким-то образом за- менено, владеет исполнительной властью. В настоящий момент можно говорить о постоянной смене (течении, потоке) облечения властью. Поведение госпожи Тетар, например, можно объяснить следующим образом: когда она приходила к врачу, ее Ребенок был сильно наделен, или облечен, властью и замена шла посте- пенно от Ребенка к Взрослому, пока последний не захватывал исполнительную власть; в момент, когда она уходила от врача, поток замещения перетекал в сторону Ребенка, а когда она брала себя в руки, этот поток резко истекал на Взрослого. Аналогичное объяснение может подойти и к циклам в поведении госпожи Прим.
3. Границы Я
Когда речь шла о переходе власти от Ребенка к Взрослому и наоборот, эта метафора предполагала существование границы между двумя состояниями Я. Такая гипотеза имеет право на существование с невро- логической точки зрения, но современное состояние науки не позволяет проверить эту гипотезу в плане физиологическом, поэтому в данной книге ограничим- ся тем, что примем во внимание явления психологи- ческие.
В своем препсихопатическом состоянии и во время ремиссий, которые происходили на сеансах, госпожа Тетар полностью сознавала те состояния навязчивых идей, принуждения и фобий, которые не свойственны ее Я. В эти моменты она была в состоянии судить о своей одержимости чистотой, о мытье рук несколько раз подряд, судила, как посторонний, о своем подлин- ном Я. Когда она рассуждала таким образом, ее сознание было разделено на две системы: Сама под- линная и Сама неподлинная. Сама подлинная осоз- навала реальную действительность относительно и гря- зи, и чистоты, в то время как другая Сама этого
не понимала. Таким образом, Сама подлинная была типичная Взрослая, а другая была типичный Ре- бенок.
То, что госпожа Тетар сознавала два аспекта своей личности, подсказывало существование границы меж- ду ними. Довольно большое число аналогичных наблю- дений подтверждает гипотезу, согласно которой каж- дое состояние Я представляет собой вид сущности, которая как бы отделяется от остального психичес- кого содержания, включая другие состояния Я, су- ществовавшие как много лет назад, так и несколько минут назад или существующие одновременно. Вы- ражаясь более понятно и адекватно, каждое состояние Я имеет границу, отделяющую его от других состоя- т,.,й <л На оис. 1,6 серией кругов представлена
ний Я. На рис. структура личности.
а) Органы б) Состояния Я Рис. 1. Структурные диаграммы 28
4. Проблема Себя подлинного
Говоря о несоответствии своему Я (госпожа Тетар много раз подряд мыла руки), мы вправе говорить о несоответствии относительно Я Взрослого. Однако в психопатическом состоянии, когда Сама подлинная была Ребенком, факт мытья рук соответствовал ее Я. В эти моменты она допускала чрезвычайно услож- ненное рациональное объяснение для оправдания своего поведения, и в этом не было ничего уди- вительного, потому что эти объяснения были творчест- вом Ребенка. Факт мытья рук был у больной не- совместим с Я Взрослого и соответствовал Я Ре- Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|