Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



3 страница


различных аспектах. <Плохая> девочка (секси) преоб-  

ладала, когда внешнее воздействие не отвлекало ее  

от этого образа. Сходство ее поведения с поведением  

маленькой девочки было разительным, это состояние  

Я взрослой женщины можно рассматривать как  

архаическое. Голос врача прерывал это состояние,  

и оно становилось состоянием <воспитанной> девочки,  

 

которое следует классифицировать также как архаи-  

ческое. Различались два состояния тем, что <плохая>  

девочка позволяла себе поведение, свойственное ее  

личности, по принципу: что в голову взбрело, а <вос-  

питанная> девочка понимала, что может быть наказа-  

на. Оба состояния следует отнести к археопсихике,  

следовательно, к двум формам Ребенка в госпоже  

Прим.  

 

Вмешательство врача определило переход к новому  

состоянию: поведение, живость, осознание реальности,  

образ мыслей, выражение лица, голос и мышечный  

тонус, более естественная манера держаться стали со-  

ответствовать Я взрослой и ответственной хозяйки  

дома. Этот переход, повторявшийся несколько раз,  

был коротким успокоением, затишьем в психозе. Это  

позволяет определить психоз как перемещение психи-  

ческой энергии из Взрослой системы в Детскую и  

определить успокоение как перемещение в противо-  

положном направлении.  

 

Любой опытный наблюдатель легко обнаружил бы  

происхождение голоса, который слышала больная, а  

также произносимых при галлюцинациях оскорбле-  

ний. Чтобы подтвердить свои впечатления, врач пе-  

ревел разговор на ее семью. Как он и предполагал,  

голос говорил те же слова, что и ее отец. Голос  

относился к экстеропсихической, или Родительской,  

системе, это был не голос Сверх-Я, а голос реальной  

личности, - еще одно доказательство, что Родитель,  

Взрослый и Ребенок представляют собой реальные  

личности, входящие в окружение пациента и имеющие  

определенные имена, занятия, положение. В случае  

госпожи Прим Родитель проявил себя не в форме  

состояния Я, а в форме внешнего голоса. В самом  

начале лечения следовало установить диагноз и отде-  

лить Взрослого от Ребенка, а изучение Родителя  

отнести на последующую стадию лечения.  

 

Для демонстрации активности Родителя приведем  

два других примера.  

 

Впервые сформулировать теорию структурного  

анализа автору удалось, когда он изучал, в частности, ,  

случай господина Секундо. Этот господин рассказал  

следующую историю.  

 

Мальчик восьми лет, одетый ковбоем, проводил  

каникулы на ранчо. Он помогал работнику расседлы-  

 

ють лошадь, и, когда они закончили, работник сказал:  

<Спасибо, ковбой!>, на что мальчик ответил: <Я не  

настоящий ковбой, я просто маленький мальчик>.  

Здесь господин Секундо добавил: <Это то, что я  

чувствую сейчас. Я не настоящий адвокат, я только  

маленький мальчик>. Господин Секундо был адвока-  

том с блестящей репутацией, прекрасным семьянином,  

активным членом общества, пользующимся всеобщей  

симпатией, однако во время курса лечения он часто  

вел себя, как маленький мальчик. Иногда во время  

сеанса он спрашивал: <Вы. к кому обращаетесь, к  

адвокату или к мальчику?> Когда он не был  

на службе, мальчик в нем часто брал верх. Он удалялся  

в хижину в горах, где у него был запас виски,  

морфия, фотографий и оружия, и предавался там  

детским мечтам и забавам, в том числе и сексуаль-  

ным.  

 

И вот в один из моментов просветления и пони-  

мания, что в его состоянии от Ребенка, а что от  

Взрослого, господин Секундо ввел в ситуацию своего  

Родителя, так как его ощущения и действия не  

укладывались в рамки двух первых категорий и неко-  

торые состояния не соответствовали ни тому, ни дру-  

гому. Они имели такие характеристики, которые вы-  

зывали в больном образ родителей, что и привело  

 

----- ""ttarl>a  

 

зывали в  

 

клиническая  

 

автора к мысли о третьей категории, клиничс<.>.аи  

ценность которой была подтверждена последующими  

наблюдениями.  

 

В частности, у господина Секундо было три четко  

различающихся вида отношения к деньгам. Ребенок  

был скуп и стремился обеспечить свое благосостояние  

сомнительными способами. В этом состоянии, не боясь  

риска для человека его положения, господин Секундо  

воровал в магазине жевательную резинку и другие  

мелочи, как делал это иногда ребенком. Взрослый  

уверенно манипулировал большими суммами, не хуже  

банкира, тратя много, чтобы заработать еще больше.  

Но какая-то часть его существа мечтала все истра-  

тить на благо общества. Он происходил из семьи  

набожной и филантропической и, как и его отец,  

занимался благотворительной деятельностью в духе  

общепринятого сентиментализма. По мере угасания  

филантропического огня Ребенок брал верх, полный  

мстительных чувств, а Взрослый умерял темп, спра-  

 

шивая себя: <Какого дьявола я хочу разориться из-за  

такой сентиментальности?>  

 

Одна из самых больших трудностей для врача,  

практикующего структурный анализ, - убедить па-  

циента, что слова Ребенок, Взрослый и Родитель  

не удобные понятия или интересные неологизмы,  

а термины, отражающие явления реальности. Случай  

господина Секундо показывает это со всей очевид-  

ностью: мы называем Ребенком человека, который во-  

ровал жевательную резинку, не потому, что детям  

свойственно мелкое воровство, но потому, что сам  

господин Секундо в детстве совершают такие поступки.  

Взрослый называется так не потому, что господин  

Секундо играл роль взрослого человека, имитируя  

его поведение, но потому, что в своей обществен-  

ной деятельности и финансовой активности он про-  

демонстрировал серьезный опыт реальной действи-  

тельности.  

 

В случае с господином Труа, шизофреником, полу-  

чившим электрошок во время морского сражения,  

Родительское состояние оказалось настолько укоре-  

нившимся, что Ребенок и Взрослый редко имели слу-  

чай проявить себя, и пациент долго не мог усвоить  

понятие Ребенок. В отношениях с окружающими гос-  

подин Труа был однообразно догматичен: любые приз-  

наки детскости у других, проявления наивности, шар-  

ма. легкомыслия вызывали у него презрение и осуж-  

дение. Среди членов своей терапевтической группы он  

был известен как человек с девизом: <Смерть ма-  

леньким негодяям>. Он был очень суров и по отно-  

шению к самому себе, и кажется, его целью было.  

если воспользоваться жаргоном группы, <помешать  

Ребенку высунуть нос из своей норы>. Такая манера  

поредения часто встречается у людей, подвергшихся  

воздействию электрошока. Они, вероятно, возлагают  

ответственность за свое несчастье на Ребенка: Роди-  

тель очень сильно восстановлен и сурово репресси-  

рует большую часть Детских проявлений, часто с  

помощью Взрослого.  

 

Но в суровом поведении господина Труа случались  

странные исключения. Он не был тираном, когда речь  

заходила о любовных приключениях или выпивке.  

Здесь он оказывался доброжелательным отцом и готов  

был поделиться опытом. Его советы порой были  

 

просто опасны, они основывались на вульгарных пред-  

рассудках, от которых он не мог отказаться, хотя  

много раз убеждался в их ложности. Без всякого  

удивления врач узнал, что отец наказывал его в детстве  

за наивность и легкомыслие и рассказывал ему много-  

численные истории невоздержанности и дебошей, ко-  

торые он буквально впитывал. Следовательно, его  

состояние Я очень достоверно воспроизводило пове-  

дение его отца. Эта фиксация Родителя не оставляла  

никакого поля деятельности ни Взрослому, ни Ребен-  

ку, исключая те области, где отец проявлял снисхо-  

дительность.  

 

Наблюдение за такими фиксированными личностя-  

ми очень поучительно. Непоколебимый Родитель,  

как у господина Труа, непоколебимый Взрослый,  

который часто встречается у ученых с объективным  

сознанием и без чувства юмора, непоколебимый Ре-  

бенок (<Какой же я ребенок!>) - все они показывают  

преобладание какой-то одной доминанты из трех со-  

стояний Я. Для некоторых людей преобладающее  

состояние Я становится главной характеристикой их  

профессии: священники в основном Родители, диаг-  

носты, как правило, Взрослые, а клоуны-Дети.  

 

Описанные случаи позволяют наметить теорети-  

ческие основы структурного анализа, которые включа-  

ют три прагматических принципа и три основные  

гипотезы. Прагматическим принципом называется та-  

кое состояние факта, при котором до настоящего  

времени не существует исключения.  

 

1. Каждый взрослый человек раньше был ребен-  

ком.  

 

2. Каждое человеческое существо, у которого мозг  

функционирует нормально, наделено необходимым  

опытом реальности.  

 

3. Каждый индивидуум, который достиг взрослос-  

ти, имел либо родителей, либо тех, кто их заменял.  

 

С этими прагматическими принципами соотносят-  

ся следующие гипотезы.  

 

1. Следы детства возрождаются в виде интеграль-  

ных состояний Я (археопсихические следы, или остат-  

ки).  

 

2. Опыт реальности является функцией прерывае-  

мых состояний Я, а не изолированной способностью  

(неопсихическое функционирование).  

 

3. Исполнительная власть может быть выполнена  

интегральным Я посторонней личности, такой, какую  

представляет пациент (экстеропсихическое функцио-  

нирование) .  

 

Таким образом, согласно данной теории, структура  

личности включает три органа: экстеропсихику, нео-  

психику и археопсихику (рис. 1,д). Феноменологи-  

чески и операционно они проявляются в виде трех  

типов состояния Я, которыми являются Родитель,  

Взрослый и Ребенок (рис. 1,6).  

 

Примечания  

 

Психоаналитические термины <первичный про-  

цесс>, <вторичный процесс>, <опыт реальности> описа-  

ны фрейдом в <Кратком изложении психоанализа>.  

Проблема взаимосвязи между галлюцинациями и  

архаическим содержанием сознания описана автором  

ч другой публикации.  

 

Глава III  

ФУНКЦИЯ ЛИЧНОСТИ  

 

1. Реакция на стимулы (возбуждение)  

 

Различные системы личности, как и различные  

органы тела и мозга, реагируют на стимулы неодина-  

ково. Экстеропсихика догматично влияет на другую  

личность и старается навязать заимствованные суж-  

дения. Неопсихика стремится прежде всего транс-  

формировать стимулы в элементы информации, обра-  

ботать и классифицировать эти элементы, опираясь  

на свой предшествующий опыт. Археопсихика стре-  

мится к более импульсивной реакции, основанной на  

прелогической мысли и деформированных понятиях.  

В реальности каждый из этих аспектов личности  

воспринимает окружающий мир по-разному, в зави-  

симости от функции и ее реакция, следовательно,  

является ответом на совокупность различных стиму-  

лов. Самый простой пример, который хорошо иллюст-  

 

рирует эту ситуацию, может дать реакция на поме-  

щаемые в газетах рассказы о мошенничестве в <Фэ  

диверс>. У некоторых людей эти рассказы вызывают  

моралистическую реакцию, Родительскую. Чаще  

люди (типично Взрослые) с интересом спрашивают,  

каким образом мошенничество было совершено. Но  

наиболее распространена реакция, содержащая наив-  

ную ребяческую мысль: <А это интересная идея!>  

 

Говоря языком трансакционного анализа, Роди-  

тель играет в <Трибунал>, Взрослый - в <Опыт-  

ного бухгалтера>, а Ребенок хочет играть в <Поли-  

цейские и воры>.  

 

Кроме того, эти три аспекта личности постоянно  

влияют друг на друга, пересекаясь. Фантасмы Ре-  

бенка возбуждают (огорчают) Родителя, а Ребенок  

особенно чувствителен к сдерживающим стимулам,  

которые распространяет Родитель. Эти взаимоотно-  

шения являются ответом или репликой первона-  

чальных отношений ребенок - родитель, пережитых  

индивидуумом когда-то.  

 

2. Поток смещения (перемещений)  

 

Госпожа Тетар, замужняя женщина двадцати двух  

лет, обратилась к психиатру по поводу раздражи-  

тельного возбуждения после рождения второго ребен-  

ка.  

 

На терапевтических сеансах она <допекала> врача.  

Например, она спрашивала, что ей делать, если от  

нее уйдет прислуга, или, ложиться ли ей в больницу.  

Очень скоро врачу удалось доказать ей, что ее вопросы  

не нуждаются в ответах, а являются, на более глу-  

боком уровне, попыткой ее Ребенка управлять вра-  

чом. Она ответила, что во всем виновата ее мать,  

и рассказала, как умоляла мать делать вместо себя  

то, что могла сделать и сама, а мать делала.  

 

Но по мере продолжения сеансов и решения  

проблем поведение пациентки менялось. Она прямее  

сидела на стуле, выражение ее лица стало менее  

напряженным, голос более уверенным, она стала лю-  

безной, веселой и открытой. Ее прежнее Я возвра-  

тилось, как заметила она сама. Но когда после сеанса  

врач провожал ее до двери, она впадала в преж-  

нее состояние и начинала жаловаться, потом вдруг  

 

вновь улыбалась и говорила: <Вот это опять меня  

захватывает!>  

 

Такие соскальзывания в другое состояние Я, на-  

блюдающиеся как у больныСх, так иногда и у здоровых  

людей, можно объяснить с помощью концепции пси-  

хической энергии, или замещения власти: в какой-то  

момент состояние Я, которое каким-то образом за-  

менено, владеет исполнительной властью. В настоящий  

момент можно говорить о постоянной смене (течении,  

потоке) облечения властью. Поведение госпожи Тетар,  

например, можно объяснить следующим образом:  

когда она приходила к врачу, ее Ребенок был сильно  

наделен, или облечен, властью и замена шла посте-  

пенно от Ребенка к Взрослому, пока последний не  

захватывал исполнительную власть; в момент, когда  

она уходила от врача, поток замещения перетекал  

в сторону Ребенка, а когда она брала себя в руки,  

этот поток резко истекал на Взрослого. Аналогичное  

объяснение может подойти и к циклам в поведении  

госпожи Прим.  

 

3. Границы Я  

 

Когда речь шла о переходе власти от Ребенка  

к Взрослому и наоборот, эта метафора предполагала  

существование границы между двумя состояниями Я.  

Такая гипотеза имеет право на существование с невро-  

логической точки зрения, но современное состояние  

науки не позволяет проверить эту гипотезу в плане  

физиологическом, поэтому в данной книге ограничим-  

ся тем, что примем во внимание явления психологи-  

ческие.  

 

В своем препсихопатическом состоянии и во время  

ремиссий, которые происходили на сеансах, госпожа  

Тетар полностью сознавала те состояния навязчивых  

идей, принуждения и фобий, которые не свойственны  

ее Я. В эти моменты она была в состоянии судить  

о своей одержимости чистотой, о мытье рук несколько  

раз подряд, судила, как посторонний, о своем подлин-  

ном Я. Когда она рассуждала таким образом, ее  

сознание было разделено на две системы: Сама под-  

линная и Сама неподлинная. Сама подлинная осоз-  

навала реальную действительность относительно и гря-  

зи, и чистоты, в то время как другая Сама этого  

 

не понимала. Таким образом, Сама подлинная была  

типичная Взрослая, а другая была типичный Ре-  

бенок.  

 

То, что госпожа Тетар сознавала два аспекта своей  

личности, подсказывало существование границы меж-  

ду ними. Довольно большое число аналогичных наблю-  

дений подтверждает гипотезу, согласно которой каж-  

дое состояние Я представляет собой вид сущности,  

которая как бы отделяется от остального психичес-  

кого содержания, включая другие состояния Я, су-  

ществовавшие как много лет назад, так и несколько  

минут назад или существующие одновременно. Вы-  

ражаясь более понятно и адекватно, каждое состояние  

Я имеет границу, отделяющую его от других состоя-  

т,.,й <л На оис. 1,6 серией кругов представлена  

 

ний Я. На рис.  

структура личности.  

 

а) Органы б) Состояния Я  

Рис. 1. Структурные диаграммы  

28  

 

4. Проблема Себя подлинного  

 

Говоря о несоответствии своему Я (госпожа Тетар  

много раз подряд мыла руки), мы вправе говорить  

о несоответствии относительно Я Взрослого. Однако  

в психопатическом состоянии, когда Сама подлинная  

была Ребенком, факт мытья рук соответствовал ее  

Я. В эти моменты она допускала чрезвычайно услож-  

ненное рациональное объяснение для оправдания  

своего поведения, и в этом не было ничего уди-  

вительного, потому что эти объяснения были творчест-  

вом Ребенка. Факт мытья рук был у больной не-  

совместим с Я Взрослого и соответствовал Я Ре-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 906
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь