Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



14 страница


ющие друг друга; люди, которые не могут перено-  

сить друг друга; люди, любящие спорить и противо-  

речить; и, наконец, люди, которым нечего сказать  

друг другу. Такие варианты могут быть соответствен-  

но определены как симпатия, антагонизм, антипатия  

и безразличие, и они широко используются в ана-  

лизе игр.  

 

Качественный анализ пользуется и техникой век-  

торов. Пример приводится на рис. 12,а, где качества  

представлены условно: симпатия - широкой линией,  

антагонизм - зигзагом, антипатия - линией с чер-  

точкой, а равнодушие - очень тонкой линией.  

 

Количественный аспект интересуется интенсив-  

ностью каждого вектора, что также может быть  

представлено в виде диаграммы. В данном случае  

лучше использовать двойные линии, так как допол-  

нительные векторы могут иметь разную силу: нап-  

ример, <Родитель Каттерс - Ребенок Бэт>. Когда  

 

Господин Жимбел  

 

Госпожа Долид  

 

а) Качественный анализ отношений  

Каттерс  

 

Родитель - Родитель:  

моральный конфликт  

 

Взрослый - Взрослый:  

мало взаимных  

интересов  

 

Ребенок - Ребенок:  

взаимное  

разочарование  

 

Родитель - Ребенок:  

спасатель - жертва  

 

б) Количественный анализ отношений  

Рис. 12. Количественный и качественный анализ отношений  

 

Бэт заболела, ей требовалось меньше внимания, чем  

оказывала Каттерс (рис. 12,6).  

 

Третье осложнение касается количества матери-  

ала, которым располагают. Анализ отношений не-  

молодой супружеской пары требует непрерывной  

бдительности, все возрастающей по мере того, как  

продвигается лечение.  

 

Эти сложности, однако, имеют значение только  

с академической точки зрения. В таком ракурсе  

анализ отношений может показаться трудно опреде-  

ляемым и сомнительным. На практике же тип прос-  

того анализа, используемого в случае, например, гос-  

подина Кинза и госпожи Каттерс, обеспечивает оби-  

лие удивительной информации и дает очень ценное  

средство предвидения и суждения, со степенью точ-  

ности порядка 80-90 %. Эта процедура позволяет  

удивительно точно предвидеть ситуацию в разные  

моменты в течение отношений и финальный исход.  

И так как в реальной действительности не сущест-  

вует ничего похожего на взаимоотношения в ста-  

тическом смысле, а есть только переменчивое пре-  

обладание возможных девяти векторов, просто необ-  

ходимо делать анализ отношений, если требуется  

понять, что может произойти.  

 

Часть третья  

ПСИХОТЕРАПИЯ  

 

Глава XIII  

ТЕРАПИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЗОВ  

 

1. Психозы активные  

 

Общее понятие функциональных психозов охва-  

тывает все состояния, диагностируемые в настоя-  

щее время как маниакально-депрессивные и шизо-  

френические. Однако, учитывая психотерапевти-  

ческие цели, здесь не приводится их каталогизация  

в качестве различных нозологических сущностей,  

они рассматриваются лишь как состояния в рамках  

структурного анализа. С этой точки зрения сущест-  

вуют две формы психозов: активные и латентные.  

Психозы латентные называются также психозами  

компенсационными, психозами ослабленными, ши-  

зофренией амбулаторной и препсихопатией.  

 

Автор называет психоз активным, если Ребенок  

имеет исполнительную власть, оставаясь одновре-  

менно Самим подлинным, в то время как Взрослый  

совсем смещен. При таких характерных заболева-  

 

ниях, как психопатия и паранойя, Взрослый сильно  

заражен Ребенком и сотрудничает с ним, но не яв-  

ляется замещенным, и его действия и мотивации  

подчинены восприятию с ограниченным реальным  

опытом. То же относится к мании величия и к лег-  

кой депрессии. Все эти состояния могут открывать  

выход на активный психоз. Ситуация Родителя из-  

меняется, и именно она окончательно определяет  

неспецифическую форму психоза. Например, при  

циклических маниакально-депрессивных состояниях  

Родитель, сильно смещенный, сначала исключается  

Ребенком, затем вновь возвращается на передний  

план. Можно определить остановку активного пси-  

хоза как восстановление, или возведение Взрослого  

в роль распорядителя исполнительной власти и в  

состояние Сам подлинный. При достижении этого  

результата устанавливают новый диагноз латент-  

ного психоза, который требует и другого терапев-  

тического подхода. Этот процесс уже комментиро-  

вался в случае госпожи Прим и госпожи Тетар.  

Случай господина Труа сложнее, потому что его  

психоз был с клинической точки зрения латентным,  

но не был остановлен в том смысле, как было ска-  

зано выше; вернее сказать, что он был компенсиро-  

ван, так как в его случае именно Родитель, а не  

Взрослый контролировал исполнительную власть и  

оставался в качестве Самого подлинного. Это раз-  

личие очень важно, потому что, если психоз был  

латентным, его не могли рассматривать как таковой.  

Для лечения латентного психоза нужен врач-союз-  

ник в лице Взрослого с нормальным функциониро-  

ванием. Вот такого союзника и не было в случае  

господина Труа. Поэтому очень долго единственным  

выходом было терпеть доминирующего Родителя, бу-  

дучи не в силах ничего предпринять для Ребенка,  

сколько лет, чтобы Взрослый стал достаточно ак-  

тивным и смог потребовать, не взирая на протесты  

Родителя, ликвидации неправомочного состояния  

Ребенка. И хотя курс лечения госпожи Прим не  

имел клинического значения из-за нестабильности,  

он явился примером принципов, применяемых в ле-  

чении активных психозов. Эти принципы покоятся  

на равновесии полномочий.  

 

Психоз обусловлен тем фактором, что основные  

доминирующие полномочия переходят к Ребенку, а  

Взрослый становится недоступен, потому что, что  

бы ни говорилось нужного и полезного, это воспри-  

нимается Ребенком. Многое зависит от расположен-  

ности Ребенка к врачу. Но сложность ситуации в  

том, что Ребенок знает: все обращения к Взрослому  

касаются его. Ребенка. И еще хуже, когда Ребенок  

находится в помрачении и не способен оценить си-  

туацию, чем и объясняются иногда острые случаи  

психоза, редко поддающиеся психотерапии, потому  

что пациент труднодосягаем.  

 

Эта аналогия еще раз подчеркивает тот факт, что  

с прагматической точки зрения следует начинать ле-  

чение с анализа социальной реальности и феноме-  

нологического состояния Я; это позволит установить  

два первых терапевтических правила. 1. Чтобы пред-  

принять психотерапию, надо выбрать период наи-  

меньшего помрачнения. 2. Никакая психотерапев-  

тическая инициатива не должна быть предпринята  

до тех пор, пока пациент не познакомится как сле-  

дует с врачом, и такая возможность должна быть  

ему предоставлена. Все хорошие врачи знают эти  

правила интуитивно или благодаря клинической прак-  

тике. Кажущиеся исключения, например, некоторые  

случаи, описанные в работах Розена, скорее под-  

тверждают, чем опровергают эти основные принципы.  

И совершенно очевидно, что желательно сменить вра-  

ча, если пациенту не удается победить неприязнь к  

нему. Для врача в этом нет никакого поражения, в  

конце концов, не каждый врач может завязать дружбу  

с кем угодно.  

 

После периодов активности Ребенок начинает ус-  

тавать, и Взрослый становится более доступным.  

Если вы дали возможность Ребенку освободиться  

от болезни, он склонен правильно передать ваше  

послание, а если вы позволили ему поплакать, он  

может стать вашим другом и не только передать  

ваше послание, но и проводить вас к своим старшим  

родственникам. Он может позволить даже себя дуб-  

лировать. А хорошее обращение с Ребенком - дей-  

ственное средство, чтобы привлечь внимание взрос-  

лых, если вы хотите по-взрослому поговорить с ними.  

Эти замечания подводят к формулировке следующих  

 

правил при лечении активных психозов. 3. Сначала  

надо позволить Ребенку действовать по его усмот-  

рению. 4. Первый же выход к Взрослому, первое об-  

ращение к нему должно быть сделано в подходящий  

момент на бесспорном и твердом Взрослом языке.  

Власть и полномочия Ребенка теперь иссякли, а у  

Взрослого надлежащим образом активизировались,  

поэтому, если немного повезет, преобладание Взрос-  

лого закрепится. Каждый раз, когда это реализует-  

ся, срабатывает кумулятивный эффект, но конеч-  

ный результат будет зависеть и от мнения Ребенка  

о процедуре во всем ее объеме. Но если внешние  

воздействия и влияния продолжают его травмиро-  

вать и беспокоить, трудности могут оказаться не-  

преодолимыми. Поэтому в очень многих случаях лю-  

ди, окружающие пациента, сами должны пройти курс  

групповой психотерапии, и это может быть лучшим  

подходом к лечению.  

 

Вот коротко те основные положения, которые  

относятся к начальным фазам психотерапии психо-  

зов с учетом идиосинкразий. Эти правила кажутся  

банальными, но они неизбежны; структурный ана-  

лиз не вносит много нового в эту фазу, но освещает  

проблему более ясно.  

 

Идиосинкразии многообразны и требуют особого  

подхода. В случае госпожи Прим первая стадия не  

была преодолена из-за невозможности лечения ин-  

дивидуальным образом. Но правила соблюдались и  

во время консультаций. Ни одно неосторожное слово  

не было адресовано ей в период острой фазы, так  

как это могло быть воспринято как грубый прием  

и еще более обострило бы болезнь.  

 

Врач не говорил с ней до тех пор, пока (1) она  

не почувствовала себя нормально, слыша чужие го-  

лоса; она имела возможность (2) наблюдать и изу-  

чать врача; первый вопрос врача о голосах был об-  

ращен к Ребенку и давал разъяснения его поведе-  

ния; после того как Ребенку была дана возможность  

оценить врача и (3) высказаться, врач сделал по-  

пытку заговорить со Взрослым-, при этом (4) его  

манера говорить была объективной и твердой, чтобы  

привлечь внимание Взрослого и не очень беспокоить  

Ребенка.  

А особенность госпожи Тетар заключалась в том,  

 

что она не могла прекратить разговор. Решение было  

(3) отвлечь Ребенка, возвратить разговор к началу  

беседы и (1), когда Взрослый почувствовал себя  

достаточно хорошо, поддерживать его в этом состо-  

янии хотя бы в течение половины сеанса. И уже  

есть доказательства успехов на этом пути решения  

проблемы. Есть и другие особенности в поведении  

больных, но вышеизложенные правила действуют.  

 

Если пациентка яростно атакует врача, он может  

только ловко уклониться от удара, а затем (2) по-  

казать, что он обо всем этом думает. Если он или  

она не окажутся на высоте положения, будет луч-  

ше, если врач не возьмется за лечение. Если Ребенок  

требует, чтобы врач сел вместе с ним на пол, прежде  

чем обратиться к Взрослому, то лучше (3) сделать  

так, как хочет Ребенок, но затем (4) обратиться к  

Взрослому, а не к Ребенку. Это значит, что врач не  

должен начинать анализировать действия Ребенка,  

потому что Взрослый еще не готов сотрудничать с  

ним в выполнении этого анализа, а главная цель  

врача - Взрослый.  

 

Сравнительно просто определить технику реаби-  

литации Взрослого, значительно сложнее выстроить  

теоретический аспект этой проблемы. Поэтому на  

данном этапе изложения самым плодотворным было  

бы сказать следующее: если в активном психозе Взрос-  

лый лишен полномочий, как во время сна, и их мож-  

но вернуть ему посредством сенсорной и соответст-  

вующей социальной стимуляции, то для неопсихики  

самой адекватной и самой избирательной стиму-  

ляцией является вопрос или точное и объективное  

замечание, выбранное таким образом, чтобы исклю-  

чить одновременную стимуляцию двух других систем.  

 

2. Латентные (скрытые) психозы  

 

Латентный психоз, как все латентное, позволяет  

только предполагать о своем существовании. Можно  

утверждать наличие латентного психоза, когда пред-  

положительно установлено, что у Ребенка является  

дефектной способность к связям. В зависимости от  

состояния границ будут иметь место либо патоло-  

гия зон, через которые Взрослый активно заражен,  

 

119  

 

либо взрывы, во время которых Взрослый временно  

смещен, либо и то и другое одновременно. Лечение  

латентных психозов преследует двойную цель и яв-  

ляется самым убедительным в психиатрии тестом  

на врачебный профессионализм. Следует, прежде  

всего, очистить границу между Взрослым и Ребенком  

и укрепить ее. Это цель структурного анализа. Если  

Родитель сильно наделен полномочиями, как в ма-  

ниакально-депрессивных состояниях, то врач и, по-  

зднее, Взрослый пациента должны сыграть еще и  

роль преграды между Родителем и Ребенком, когда  

один из них будет нетерпим к другому. Вторая цель,  

скорее психоаналитическая, заключается в том,  

чтобы ликвидировать состояние смущения Ребенка.  

 

В случае господина Секундо Родитель имел от-  

носительно ограниченное влияние, так как отец гос-  

подина Секундо умер, когда пациент был очень мо-  

лод и его отношения с другими мужчинами были  

слабы; мать уделяла ему мало внимания, так что в  

целом экстеропсихические влияния были слабы. За  

небольшим исключением - поэтому его Родитель  

был неестественный и мнимый - и его полномочия  

ограничивались вопросами денег и собственности.  

Следовательно, лечение касалось исключительно от-  

ношений между Взрослым и Ребенком. И три пер-  

вые задачи, выполненные успешно, так как в обыч-  

ное время Взрослый был достаточно полномочен,  

состояли в том, чтобы: а) обеззаразить Взрослого,  

б) уточнить, с) укрепить границу с Ребенком.  

 

Когда господин Секундо делал или говорил что-  

то на уровне ниже своего интеллекта, ему говорили,  

что это Детское (не ребяческое) поведение для та-  

кого одаренного человека, как он. Например, когда  

он вообразил, что Служба наркотического надзора  

не могла бы ему запретить хранить морфий, кото-  

рый оставляли некоторые его клиенты, то эта идея  

на первый взгляд казалась относящейся к его Взрос-  

лому состоянию; но когда он попытался ее рацио-  

нализировать, то не составило труда противопоста-  

вить ему его же собственные юридические знания.  

 

Процесс обеззараживания проиллюстрирован на  

рис. 13. На рис. 13,а показано первоначальное от-  

ношение пациента к морфию: некоторые архаиче-  

ские идеи, которые на самом деле относятся к Pe-  

rn  

 

Взрослый ] 1 Взрослый  

iffgff / <Эксперимент>~~<  

 

Ребенок 1 1 Ребенок  

 

а) Перед лечением  

 

б) После лечения  

 

Рис. 13. Деконтаминация  

(обеззараживание)  

 

бенку, заключены внутри границ Я Взрослого, ра-  

ционализированы и восприняты как Взрослые.  

 

На рис. 13,6 показана ситуация после обезза-  

раживания: зона смущения исчезла. И это означает,  

что идеи пациента относительно морфия не соот-  

ветствуют Я Взрослого. Собственно обеззаражива-  

ние здесь останавливается. Как только Взрослый на-  

чинает понимать свою ситуацию отчетливо, уже он  

принимает решение, как поступать лучше всего.  

 

Терапевтическая польза заключается в том, что  

пациенту возвращена способность принимать реше-  

ния, зная об их последствиях. И теперь врачу сле-  

довало подготовить его к следующему этапу лече-  

ния (с точки зрения трансакционного анализа его  

псевдоупрямство составляло часть игры, но этот ас-  

пект умышленно игнорировался на начальной ста-  

дии лечения, как у всех латентных психопатов).  

 

Чем больше было зон обеззараживания, тем в  

большей степени Взрослый господина Секундо мог  

оценивать свои действия. Следующая фаза состояла  

в том, чтобы уточнить и укрепить границу между  

Взрослым и Ребенком. Врач беседовал с Ребенком,  

как понимающий Взрослый, имеющий психодина-  

ческое образование. Когда говорил Взрослый па-  

 

циента, врач слушал его, как опытный наблюдатель,  

и все пересекающиеся трансакции анализировались  

немедленно.  

 

Например, врач спросил у Ребенка. <Зачем вы  

рассказываете мне все это?> Пациент ответил: <Я  

хотел вам сказать, чтобы вы улепетывали и оста-  

вили меня в покое>, а потом поторопился приба-  

вить: <Я не хотел этого говорить!> Врач спросил, кто  

сказал последнюю фразу, и пациент ответил: <Мы  

оба>, указывая и на Взрослого, и на Ребенка. Тогда,  

обращаясь к Взрослому, врач спросил, действительно  

ли он верит, что врач ушел бы под предлогом, что  

Ребенок (потому что это был он) сказал: <Оставьте




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 967
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 10 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 22 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 21 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 20 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 18 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 17 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 16 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 15 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 13 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 12 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 11 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 9 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 8 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 7 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 6 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 5 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 4 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 3 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 2 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 23 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 24 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 25 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 26 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 27 страница
  • Анджело Дэвид Ди » Критические точки и мосты » 1 страница
  • Анджело Дэвид Ди » Критические точки и мосты » 2 страница
  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь