|
Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапияющие друг друга; люди, которые не могут перено- сить друг друга; люди, любящие спорить и противо- речить; и, наконец, люди, которым нечего сказать друг другу. Такие варианты могут быть соответствен- но определены как симпатия, антагонизм, антипатия и безразличие, и они широко используются в ана- лизе игр.
Качественный анализ пользуется и техникой век- торов. Пример приводится на рис. 12,а, где качества представлены условно: симпатия - широкой линией, антагонизм - зигзагом, антипатия - линией с чер- точкой, а равнодушие - очень тонкой линией.
Количественный аспект интересуется интенсив- ностью каждого вектора, что также может быть представлено в виде диаграммы. В данном случае лучше использовать двойные линии, так как допол- нительные векторы могут иметь разную силу: нап- ример, <Родитель Каттерс - Ребенок Бэт>. Когда
Господин Жимбел
Госпожа Долид
а) Качественный анализ отношений Каттерс
Родитель - Родитель: моральный конфликт
Взрослый - Взрослый: мало взаимных интересов
Ребенок - Ребенок: взаимное разочарование
Родитель - Ребенок: спасатель - жертва
б) Количественный анализ отношений Рис. 12. Количественный и качественный анализ отношений
Бэт заболела, ей требовалось меньше внимания, чем оказывала Каттерс (рис. 12,6).
Третье осложнение касается количества матери- ала, которым располагают. Анализ отношений не- молодой супружеской пары требует непрерывной бдительности, все возрастающей по мере того, как продвигается лечение.
Эти сложности, однако, имеют значение только с академической точки зрения. В таком ракурсе анализ отношений может показаться трудно опреде- ляемым и сомнительным. На практике же тип прос- того анализа, используемого в случае, например, гос- подина Кинза и госпожи Каттерс, обеспечивает оби- лие удивительной информации и дает очень ценное средство предвидения и суждения, со степенью точ- ности порядка 80-90 %. Эта процедура позволяет удивительно точно предвидеть ситуацию в разные моменты в течение отношений и финальный исход. И так как в реальной действительности не сущест- вует ничего похожего на взаимоотношения в ста- тическом смысле, а есть только переменчивое пре- обладание возможных девяти векторов, просто необ- ходимо делать анализ отношений, если требуется понять, что может произойти.
Часть третья ПСИХОТЕРАПИЯ
Глава XIII ТЕРАПИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЗОВ
1. Психозы активные
Общее понятие функциональных психозов охва- тывает все состояния, диагностируемые в настоя- щее время как маниакально-депрессивные и шизо- френические. Однако, учитывая психотерапевти- ческие цели, здесь не приводится их каталогизация в качестве различных нозологических сущностей, они рассматриваются лишь как состояния в рамках структурного анализа. С этой точки зрения сущест- вуют две формы психозов: активные и латентные. Психозы латентные называются также психозами компенсационными, психозами ослабленными, ши- зофренией амбулаторной и препсихопатией.
Автор называет психоз активным, если Ребенок имеет исполнительную власть, оставаясь одновре- менно Самим подлинным, в то время как Взрослый совсем смещен. При таких характерных заболева-
ниях, как психопатия и паранойя, Взрослый сильно заражен Ребенком и сотрудничает с ним, но не яв- ляется замещенным, и его действия и мотивации подчинены восприятию с ограниченным реальным опытом. То же относится к мании величия и к лег- кой депрессии. Все эти состояния могут открывать выход на активный психоз. Ситуация Родителя из- меняется, и именно она окончательно определяет неспецифическую форму психоза. Например, при циклических маниакально-депрессивных состояниях Родитель, сильно смещенный, сначала исключается Ребенком, затем вновь возвращается на передний план. Можно определить остановку активного пси- хоза как восстановление, или возведение Взрослого в роль распорядителя исполнительной власти и в состояние Сам подлинный. При достижении этого результата устанавливают новый диагноз латент- ного психоза, который требует и другого терапев- тического подхода. Этот процесс уже комментиро- вался в случае госпожи Прим и госпожи Тетар. Случай господина Труа сложнее, потому что его психоз был с клинической точки зрения латентным, но не был остановлен в том смысле, как было ска- зано выше; вернее сказать, что он был компенсиро- ван, так как в его случае именно Родитель, а не Взрослый контролировал исполнительную власть и оставался в качестве Самого подлинного. Это раз- личие очень важно, потому что, если психоз был латентным, его не могли рассматривать как таковой. Для лечения латентного психоза нужен врач-союз- ник в лице Взрослого с нормальным функциониро- ванием. Вот такого союзника и не было в случае господина Труа. Поэтому очень долго единственным выходом было терпеть доминирующего Родителя, бу- дучи не в силах ничего предпринять для Ребенка, сколько лет, чтобы Взрослый стал достаточно ак- тивным и смог потребовать, не взирая на протесты Родителя, ликвидации неправомочного состояния Ребенка. И хотя курс лечения госпожи Прим не имел клинического значения из-за нестабильности, он явился примером принципов, применяемых в ле- чении активных психозов. Эти принципы покоятся на равновесии полномочий.
Психоз обусловлен тем фактором, что основные доминирующие полномочия переходят к Ребенку, а Взрослый становится недоступен, потому что, что бы ни говорилось нужного и полезного, это воспри- нимается Ребенком. Многое зависит от расположен- ности Ребенка к врачу. Но сложность ситуации в том, что Ребенок знает: все обращения к Взрослому касаются его. Ребенка. И еще хуже, когда Ребенок находится в помрачении и не способен оценить си- туацию, чем и объясняются иногда острые случаи психоза, редко поддающиеся психотерапии, потому что пациент труднодосягаем.
Эта аналогия еще раз подчеркивает тот факт, что с прагматической точки зрения следует начинать ле- чение с анализа социальной реальности и феноме- нологического состояния Я; это позволит установить два первых терапевтических правила. 1. Чтобы пред- принять психотерапию, надо выбрать период наи- меньшего помрачнения. 2. Никакая психотерапев- тическая инициатива не должна быть предпринята до тех пор, пока пациент не познакомится как сле- дует с врачом, и такая возможность должна быть ему предоставлена. Все хорошие врачи знают эти правила интуитивно или благодаря клинической прак- тике. Кажущиеся исключения, например, некоторые случаи, описанные в работах Розена, скорее под- тверждают, чем опровергают эти основные принципы. И совершенно очевидно, что желательно сменить вра- ча, если пациенту не удается победить неприязнь к нему. Для врача в этом нет никакого поражения, в конце концов, не каждый врач может завязать дружбу с кем угодно.
После периодов активности Ребенок начинает ус- тавать, и Взрослый становится более доступным. Если вы дали возможность Ребенку освободиться от болезни, он склонен правильно передать ваше послание, а если вы позволили ему поплакать, он может стать вашим другом и не только передать ваше послание, но и проводить вас к своим старшим родственникам. Он может позволить даже себя дуб- лировать. А хорошее обращение с Ребенком - дей- ственное средство, чтобы привлечь внимание взрос- лых, если вы хотите по-взрослому поговорить с ними. Эти замечания подводят к формулировке следующих
правил при лечении активных психозов. 3. Сначала надо позволить Ребенку действовать по его усмот- рению. 4. Первый же выход к Взрослому, первое об- ращение к нему должно быть сделано в подходящий момент на бесспорном и твердом Взрослом языке. Власть и полномочия Ребенка теперь иссякли, а у Взрослого надлежащим образом активизировались, поэтому, если немного повезет, преобладание Взрос- лого закрепится. Каждый раз, когда это реализует- ся, срабатывает кумулятивный эффект, но конеч- ный результат будет зависеть и от мнения Ребенка о процедуре во всем ее объеме. Но если внешние воздействия и влияния продолжают его травмиро- вать и беспокоить, трудности могут оказаться не- преодолимыми. Поэтому в очень многих случаях лю- ди, окружающие пациента, сами должны пройти курс групповой психотерапии, и это может быть лучшим подходом к лечению.
Вот коротко те основные положения, которые относятся к начальным фазам психотерапии психо- зов с учетом идиосинкразий. Эти правила кажутся банальными, но они неизбежны; структурный ана- лиз не вносит много нового в эту фазу, но освещает проблему более ясно.
Идиосинкразии многообразны и требуют особого подхода. В случае госпожи Прим первая стадия не была преодолена из-за невозможности лечения ин- дивидуальным образом. Но правила соблюдались и во время консультаций. Ни одно неосторожное слово не было адресовано ей в период острой фазы, так как это могло быть воспринято как грубый прием и еще более обострило бы болезнь.
Врач не говорил с ней до тех пор, пока (1) она не почувствовала себя нормально, слыша чужие го- лоса; она имела возможность (2) наблюдать и изу- чать врача; первый вопрос врача о голосах был об- ращен к Ребенку и давал разъяснения его поведе- ния; после того как Ребенку была дана возможность оценить врача и (3) высказаться, врач сделал по- пытку заговорить со Взрослым-, при этом (4) его манера говорить была объективной и твердой, чтобы привлечь внимание Взрослого и не очень беспокоить Ребенка. А особенность госпожи Тетар заключалась в том,
что она не могла прекратить разговор. Решение было (3) отвлечь Ребенка, возвратить разговор к началу беседы и (1), когда Взрослый почувствовал себя достаточно хорошо, поддерживать его в этом состо- янии хотя бы в течение половины сеанса. И уже есть доказательства успехов на этом пути решения проблемы. Есть и другие особенности в поведении больных, но вышеизложенные правила действуют.
Если пациентка яростно атакует врача, он может только ловко уклониться от удара, а затем (2) по- казать, что он обо всем этом думает. Если он или она не окажутся на высоте положения, будет луч- ше, если врач не возьмется за лечение. Если Ребенок требует, чтобы врач сел вместе с ним на пол, прежде чем обратиться к Взрослому, то лучше (3) сделать так, как хочет Ребенок, но затем (4) обратиться к Взрослому, а не к Ребенку. Это значит, что врач не должен начинать анализировать действия Ребенка, потому что Взрослый еще не готов сотрудничать с ним в выполнении этого анализа, а главная цель врача - Взрослый.
Сравнительно просто определить технику реаби- литации Взрослого, значительно сложнее выстроить теоретический аспект этой проблемы. Поэтому на данном этапе изложения самым плодотворным было бы сказать следующее: если в активном психозе Взрос- лый лишен полномочий, как во время сна, и их мож- но вернуть ему посредством сенсорной и соответст- вующей социальной стимуляции, то для неопсихики самой адекватной и самой избирательной стиму- ляцией является вопрос или точное и объективное замечание, выбранное таким образом, чтобы исклю- чить одновременную стимуляцию двух других систем.
2. Латентные (скрытые) психозы
Латентный психоз, как все латентное, позволяет только предполагать о своем существовании. Можно утверждать наличие латентного психоза, когда пред- положительно установлено, что у Ребенка является дефектной способность к связям. В зависимости от состояния границ будут иметь место либо патоло- гия зон, через которые Взрослый активно заражен,
119
либо взрывы, во время которых Взрослый временно смещен, либо и то и другое одновременно. Лечение латентных психозов преследует двойную цель и яв- ляется самым убедительным в психиатрии тестом на врачебный профессионализм. Следует, прежде всего, очистить границу между Взрослым и Ребенком и укрепить ее. Это цель структурного анализа. Если Родитель сильно наделен полномочиями, как в ма- ниакально-депрессивных состояниях, то врач и, по- зднее, Взрослый пациента должны сыграть еще и роль преграды между Родителем и Ребенком, когда один из них будет нетерпим к другому. Вторая цель, скорее психоаналитическая, заключается в том, чтобы ликвидировать состояние смущения Ребенка.
В случае господина Секундо Родитель имел от- носительно ограниченное влияние, так как отец гос- подина Секундо умер, когда пациент был очень мо- лод и его отношения с другими мужчинами были слабы; мать уделяла ему мало внимания, так что в целом экстеропсихические влияния были слабы. За небольшим исключением - поэтому его Родитель был неестественный и мнимый - и его полномочия ограничивались вопросами денег и собственности. Следовательно, лечение касалось исключительно от- ношений между Взрослым и Ребенком. И три пер- вые задачи, выполненные успешно, так как в обыч- ное время Взрослый был достаточно полномочен, состояли в том, чтобы: а) обеззаразить Взрослого, б) уточнить, с) укрепить границу с Ребенком.
Когда господин Секундо делал или говорил что- то на уровне ниже своего интеллекта, ему говорили, что это Детское (не ребяческое) поведение для та- кого одаренного человека, как он. Например, когда он вообразил, что Служба наркотического надзора не могла бы ему запретить хранить морфий, кото- рый оставляли некоторые его клиенты, то эта идея на первый взгляд казалась относящейся к его Взрос- лому состоянию; но когда он попытался ее рацио- нализировать, то не составило труда противопоста- вить ему его же собственные юридические знания.
Процесс обеззараживания проиллюстрирован на рис. 13. На рис. 13,а показано первоначальное от- ношение пациента к морфию: некоторые архаиче- ские идеи, которые на самом деле относятся к Pe- rn
Взрослый ] 1 Взрослый iffgff / <Эксперимент>~~<
Ребенок 1 1 Ребенок
а) Перед лечением
б) После лечения
Рис. 13. Деконтаминация (обеззараживание)
бенку, заключены внутри границ Я Взрослого, ра- ционализированы и восприняты как Взрослые.
На рис. 13,6 показана ситуация после обезза- раживания: зона смущения исчезла. И это означает, что идеи пациента относительно морфия не соот- ветствуют Я Взрослого. Собственно обеззаражива- ние здесь останавливается. Как только Взрослый на- чинает понимать свою ситуацию отчетливо, уже он принимает решение, как поступать лучше всего.
Терапевтическая польза заключается в том, что пациенту возвращена способность принимать реше- ния, зная об их последствиях. И теперь врачу сле- довало подготовить его к следующему этапу лече- ния (с точки зрения трансакционного анализа его псевдоупрямство составляло часть игры, но этот ас- пект умышленно игнорировался на начальной ста- дии лечения, как у всех латентных психопатов).
Чем больше было зон обеззараживания, тем в большей степени Взрослый господина Секундо мог оценивать свои действия. Следующая фаза состояла в том, чтобы уточнить и укрепить границу между Взрослым и Ребенком. Врач беседовал с Ребенком, как понимающий Взрослый, имеющий психодина- ческое образование. Когда говорил Взрослый па-
циента, врач слушал его, как опытный наблюдатель, и все пересекающиеся трансакции анализировались немедленно.
Например, врач спросил у Ребенка. <Зачем вы рассказываете мне все это?> Пациент ответил: <Я хотел вам сказать, чтобы вы улепетывали и оста- вили меня в покое>, а потом поторопился приба- вить: <Я не хотел этого говорить!> Врач спросил, кто сказал последнюю фразу, и пациент ответил: <Мы оба>, указывая и на Взрослого, и на Ребенка. Тогда, обращаясь к Взрослому, врач спросил, действительно ли он верит, что врач ушел бы под предлогом, что Ребенок (потому что это был он) сказал: <Оставьте Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|