Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 1 страница



Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



1 страница


 

Берн Э.  

 

Б 51 Трансакционный анализ и психотерапия.  

Перевод с англ.  

СПб., издательство <Братство>,  

1992.  

224 с.  

 

Книга о трансакционном анализе дает представление о  

новом методе индивидуальной и социальной психотерапии,  

получившем широкое распространение в США.  

 

0303040000  

 

1994, без объявл.  

 

ББК 88.5  

 

Eric Berne. Transactional Analysis in Psychotherapy  

Grove Press. Inc., New York  

 

Перевод с английского  

 

БЕРН Эрик  

 

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ  

И ПСИХОТЕРАПИЯ  

 

Перевод с английского  

Переводчик Нина Федоровна Цветкова  

 

Редактор Е. Г. Павлова  

Художник В. Н. Дзюба  

Технический редактор П, П. Никитина  

Корректор И. Е. Блиндер  

 

ЛР N> 100033 от 18.10.91 г.  

Издательство <Братство>  

 

195176. СПб., Большая Пороховская. 37/2  

 

Подписано к печати с готовых диапозитивов 15.04.94. формат 84Х  

Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 11,76. Уч.-изд. ..  

 

Доп. тираж 50 000 экз. Заказ № 639.  

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии им. Володар  

 

т1-...,,"..,т.а 141023. Санкт-Петербург, Фонтанка. 57.  

 

,С Издательство <Братство  

 

Лениздата. 191023.  

 

..кого.  

1992  

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  

 

Об авторе. .  

Предисловие.  

Введение . .  

 

Основные положения.  

 

Глава 1.  

 

Часть первая.  

анализ .  

 

Глава II.  

Глава III.  

Глава IV.  

Глава V.  

Глава VI.  

Глава VII.  

 

Психиатрия  

 

индивидуума и структурный  

 

Часть вторая.  

анализ .  

 

Глава VIII.  

Глава IX.  

Глава X.  

Глава XI.  

Глава XII.  

 

Структура личности  

Функция личности.  

Психопатология .  

Патогенез....  

Симптоматология .  

Диагностика. . .  

 

Соидальная психиатрия  

 

трансакционный  

 

Социальные связи . . .  

Анализ трансакций . .  

Анализ игр .....  

Анализ сценариев . . .  

Анализ взаимоотношений  

 

Часть третья. Психотерапия ....  

 

Глава XIII. Терапия функциональных психозов . .  

Глава XIV. Терапия неврозов ........  

Глава XV. Групповая терапия .......  

 

Часть четвертая. Границы трансакционного анализа .  

 

Глава XVI. Подробная структура личности . . .  

Глава XVII. Прогрессивный структурный анализ .  

Глава XVIII. Терапия брака ........  

Глава XIX. Регрессивный анализ ......  

Глава XX. Теоретические положения и техника .  

 

Приложение. Пример завершенного курса лечения .  

Библиография. . . . . . . . . . . . .  

 

1  

 

ОБ АВТОРЕ  

 

ЭРИК. БЕРН - знаменитый американский пси-  

хиатр, особую известность которому принесла  

книга <Люди и игры>, ставшая бестселлером  

и переведенная на многие языки.  

 

Книга о трансакционном анализе дает пред-  

ставление о новом методе индивидуальной и со-  

циальной психотерапии, получившем широ-  

кое распространение и успешно примененном во  

многих психиатрических учреждениях США.  

Базируясь на принципах структурного анали-  

за, эта методика использует главным образом игру  

в межличностных отношениях, применяя ее как в  

рамках групповой терапии, так и в индивиду-  

альной практике при лечении больных нев-  

розами, сексуальных психопатов, психосомати-  

ческих больных, а также подростков.  

 

Трансакционный анализ начинается с перио-  

да индивидуального ознакомления с теорети-  

ческими принципами, на которых основывается  

лечение. При благоприятном прогнозе пациент  

проходит терапию вместе с другими пациента-  

ми в небольших группах, вступая в целую серию  

персональных отношений, позитивных или нега-  

тивных, с другими участниками группы, таких  

отношений, которые позволят ему постепенно от-  

крыть не только причины и характер своего  

заболевания, но средства и способы его преодоле-  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ  

 

Эта книга посвящена системе, связанной с  

индивидуальной и социальной психиатрией, той сис-  

теме, которая в течение последних пяти лет пре-  

подавалась на семинаре групповой терапии в боль-  

нице <Мунт Зион> в Сан-Франциско, излагалась на  

Медицинском конгрессе по психиатрии в Монтрей  

Пенинсула, на семинарах по социальной психиатрии в  

Сан-Франциско, а в последние годы - в психиатричес-  

кой больнице Атаскадеро и в Нейропсихиатрическом  

институте Лаиглея Портера. Этот подход теперь ис-  

пользуется психотерапевтами как в различных офи-  

циальных учреждениях, так и вне их, в частных кон-  

сультациях при лечении почти всех разновидностей  

нервных и умственных расстройств. Возрастающий  

интерес к этому методу, все более широкое распростра-  

нение его основ и принципов показали, насколько  

эта книга необходима, к тому же стало все трудней  

отвечать на запросы материалов конференций, заказы  

на исчерпывающие тексты, полные описания и справ-  

ляться с потоком корреспонденции на эту тему.  

 

Автор имел возможность посетить психиатричес-  

кие больницы почти тридцати стран Европы, Азии,  

Африки, а также островов в Атлантическом и Тихом  

океанах. Он имел возможность опробовать прин-  

ципы структурного анализа на группах, разнообразных  

как в расовом, так и в культурном отношении. Их  

точность и значимость подтвердились даже в тех слу-  

чаях, когда при лечении приходилось прибегать к  

помощи переводчика.  

 

Установив, что структурный анализ является тео-  

рией более общей, чем ортодоксальный психоанализ,  

было бы справедливо, чтобы читатель не пытался,  

 

хотя бы на первых порах, ввести один внутрь другого.  

В противном случае можно рассматривать психоана-  

лиз с методологической точки зрения как узкоспе-  

циализированный аспект структурного анализа. На-  

пример, трансакционный анализ, который является  

социальным аспектом анализа структурного, показы-  

вает, что существуют многочисленные формы скрещи-  

вающихся взаимодействий.  

 

Одна из этих форм, обозначаемая здесь как тип 1,  

группирует почти все феномены перемещений. Другие  

примеры взаимосвязей между психоанализом и струк-  

турным анализом будут приведены в тексте.  

 

СЕМАНТИКА  

 

В книге используется термин <трансакционный  

анализ>, когда речь идет о системе в целом, включая  

структурный анализ. В контексте этот термин употреб-  

ляется и в более узком значении анализа спе-  

циальных трансакционных взаимодействий.  

 

Термином <социальная психиатрия> обозначается  

исследование психиатрических аспектов специфичес-  

ких трансакционных действий или сочетание этих  

действий, которые имеют место между определенными  

личностями (двумя или более) в определенный момент  

и в определенном месте. При сравнительном иссле-  

довании психиатрических проблем разнообразных со-  

циологических групп разных национальностей и куль-  

турных уровней можно для большей точности приме-  

нять и термин <сравнительная психиатрия>, который  

автор этой книги использует с 1951 года.  

 

<Он> обозначает часто просто человека, независи-  

мо от пола.  

 

<Существует> в контексте обозначает <существует  

или наличествует регулярно, как это мог установить  

автор при работе>.  

 

<Кажется, что есть>, обозначает <мне кажется,  

что существует, благодаря повторяющимся наблюде-  

ниям, однако недостаточным, чтобы дать мне полную  

уверенность>.  

 

Когда речь идет о реальных людях, говорят <взрос-  

лый>, <родитель> или <ребенок>. Эти слова, написан-  

ные с прописной буквы, обозначают состояние Я,  

то есть состояние личности. Образованные от этих  

 

слов прилагательные пишутся также то с прописной,  

то со строчной буквы, в зависимости от контекста.  

 

Когда речь идет о психоанализе, имеется в виду  

ортодоксальный психоанализ, то есть разрешение ин-  

фантильных конфликтов через систематическое при-  

менение свободной ассоциации в соответствии с яв-  

лениями перенесения и сопротивления по Принципам  

Фрейда.  

 

Следует, однако, отметить, что автор отошел от  

официального психоаналитического направления уже  

несколько лет назад; кроме того, авторская концеп-  

ция функции Я не совпадает с концепцией боль-  

шинства ортодоксальных психоаналитиков, она ближе  

к концепции П. Федерна (1952) и его ученика  

Э. Вейсса (1950).  

 

ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ  

 

Прежде всего я выражаю благодарность всем в  

Сан-Франциско, кто поддержал меня, проявив инте-  

рес к трансакционному анализу с первых моих шагов  

в этой области. Это доктор Р. Ж. Старело, который  

следил за моими успехами ab initio; доктор Мартин  

Стейнер, который организовал первые семинары в  

больнице <Мунт Зион>, а также госпожа Евгения  

Прекотт из Отдела гигиены Сан-Франциско, которая  

организовала первые вечерние семинары. Я благодарен  

тем, кто помог мне изложить свои идеи перед кол-  

легами. Это доктор Норман Рейдер из больницы  

<Мунт Зион>; доктор Дональд Шаскан из Клиники  

умственной гигиены для ветеранов государственных  

служб; доктор Роберт Харрис из Института нейро-  

психиатрии Ланглея Портера; доктор Реджинальд Руд  

и доктор Виктор Аркади из психиатрической боль-  

ницы Атаскадеро.  

 

Наибольший успех был достигнут на семинарах  

по социальной психиатрии в Сан-Франциско. Я ис-  

пытывал большое удовлетворение при виде людей,  

преодолевавших большие расстояния и затрачиваю-  

щих много времени, чтобы присутствовать на  

семинарах, которые проходили каждую неделю в  

течение многих месяцев и даже лет. Многие из этих  

людей применяли структурный и трансакционный  

анализ при лечении своих пациентов, передавая  

 

мне данные о результатах своих наблюдений. Я  

хотел бы назвать Виолу Литт, секретаря семинаров,  

а также Барбару Розенфельд, посвятившую много  

времени траисакционному анализу и подсказавшую  

много полезных идей; моя благодарность доктору  

Гарольду Е. Денту, доктору Франклину Эрнсту,  

Маргарите Фрингс, доктору Гордону Гриттеру, док-  

тору Джону Риану, Мире Шаппс и Клоду Стей-  

неру. Моя благодарность также тем, кто активно  

участвовал в Медицинском конгрессе по психиатрии,  

состоявшемся в Монтрей Пенинсула. Это доктор  

Бруно Клопфер, доктор Давид Купфер, доктор  

Герберт ВейзсЬфелд и Анита Виггинс. Я мог бы  

продолжить этот список, чтобы включить в него тех,  

кто периодически участвовал в семинарах и своими  

вопросами и замечаниями давал материал для раз-  

мышлений. Я благодарен всем организаторам лекций,  

на которые меня приглашали как докладчика. Я  

благодарен всем ассистентам и пациентам, при-  

нимавшим участие в групповой психотерапии.  

Пациенты позволили мне раскрыть и описать струк-  

туру их личности и выработать принципы трансак-  

ционного анализа.  

 

И наконец, моя благодарность всем, кто помог  

мне при редактировании этой книги, моей жене за  

заботу о моем здоровье и за терпение, когда все  

вечера я посвящал работе, а также моему секре-  

тарю госпоже Аллен Вильяме за ум и такт, которые  

она проявила в своей работе.  

 

Апрель, 1960  

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

Состояние личности (Я) феноменологически  

может быть описано как когерентная система ощу-  

щений, связанных с определенным объектом, а опе-  

рационно - как когерентная система типов по-  

ведения; прагматически речь идет о системе ощу-  

щений и чувствований, которая определяет соот-  

ветствующую систему типов поведения. Пенфилд  

показал, что у эпилептиков воспоминания сохра-  

няются в натуральной форме как состояние Я.  

Электрической стимуляцией можно вызвать соот-  

ветствующие феномены. <У пациента вновь вызывают  

эмоции, которые были у него в первый раз под  

влиянием ситуации. Спровоцированное воспоминание  

не является точным фотографическим воспроиз-  

ведением сцены или события, но воспроизводит то,  

что пациент видел, слышал, чувствовал и понимал>.  

Пенфилд отмечает далее, что такие восстановления  

в памяти, припоминания прерывисты и <не смеши-  

ваются с другими сходными явлениями>. Он сви-  

детельствует далее, что два различных состояния Я  

могут присутствовать в сознании одновременно, как  

две прерывистые психологические сущности, четко  

отделенные одна от другой.  

 

Больной, которого под воздействием электро-  

стимуляции заставили пережить прошлый опыт, начал  

кричать, что слышит, как смеются люди, однако <не  

чувствовал, что его сердце готово радоваться.  

Он осознавал наличие двух ситуаций одновременно.  

Его восклицания показывали, что он отчетливо  

сознает несогласованность двух опытов: происхо-  

дившего в настоящем и вызванного из прошлого>.  

Это подчеркивает тот факт, что больной полностью  

 

Федерн первым подтвердил в психиатрическом плане  

то, что Пенфилд доказал позднее своими выдающи-  

мися нейрохирургическими опытами, а именно, что  

психологическая реальность опирается на интеграль-  

ные и прерывистые состояния Я. Он отмечает, что  

введение термина <состояние Я> встретило сопро-  

тивление многих. Людям было легче продолжать  

мыслить в ортодоксальных концептуальных формах,  

чем освободиться от них и принять феноменологи-  

ческий подход.  

 

Вейсс, главный интерпретатор Федерна, прояснил  

и систематизировал психологию Я. Он описал состоя-  

ние Я как <реальность в таком виде, в каком ее  

видит пациент, исходя из своего чувственного состоя-  

ния и опыта прошлой жизни>. В этом отношении  

Федерн говорит о повседневных состояниях Я. Вейсс  

подчеркивает то, что Пенфилд доказал: состояния Я  

уровней предыдущих возрастов потенциально сохра-  

няются в личности. Это положение было принято в  

клиническом плане, благодаря уже тому факту, что  

такие состояния Я могут быть непосредственно выз-  

ваны при некоторых определенных обстоятельствах  

и условиях, например, в состоянии психоза, под  

гипнозом или во сне. Он отмечает также, что два  

различных состояния Я могут бороться, чтобы оста-  

ваться объединенными, и могут одновременно при-  

сутствовать в сознании. По мнению Федерна, подав-  

ление воспоминаний и болезненных конфликтов воз-  

можно во многих случаях только через торможение  

всего состояния Я, которое здесь участвует. Прежние  

состояния Я поддерживаются в латентном режиме  

в ожидании восстановления. Когда же он говорит о  

замещении состояния Я, то само это замещение жи-  

вет как ощущение Я. Это относится к проблеме  

природы Я.  

 

Вейсс говорит об остаточном состоянии инфан-  

тильного Я у взрослого человека, которое в основном  

является замещенным, но может в любой момент  

быть легко восстановленным состоянием <Я - ребе-  

нок>. С другой стороны, существует вид влияния, ко-  

торый он называет психическим настоящим (presence  

psychic). Оно является <мысленным (воображаемым)  

образом другого моего Я, иногда Я Родительского,  

которое оказывает влияние на эмоции и поведение  

 

осознавал, что находится в операционной и его  

восклицания обращены к врачу. И в то же время,  

когда воспоминание вызвано в сознании принудитель-  

но, больной переживает его как бы вживую,  

в действительности. Лишь по окончании экспери-  

мента он может его признать очень живым вос-  

поминанием прошлого опыта. Это воспоминание  

является таким же четким, каким оно могло быть  

спустя тридцать секунд после того, как был пережит  

подлинный опыт. В момент стимуляции <больной  

был одновременно и актером, и публикой>.  

 

Пенфилд, Жаспер и Роберте подчеркивают разни-  

цу между приходом в сознание от воспоминаний,  

полученных таким образом в полном объеме, то есть  

восстановлением интегрального Я, и изолированными  

явлениями, происходящими при стимуляции памяти  

визуальной или аудитивной, или памяти речи и слов.  

Они подчеркивают, что во временной регистрации  

зафиксированы важные психические элементы, такие,  

как понимание смысла эксперимента и вызываемых  

эмоций. Однако Пенфилд не употребляет термин <со-  

стояние моего Я>.  

 

Куби, комментируя эти эксперименты, отмечает,  

что объект есть одновременно наблюдатель и наблю-  

даемый и что объемы архипаллеальные и неопаллеаль-  

ные открыты. <Запоминание является тотальным по  

существу. Оно позволяет запомнить больше, чем па-  

циент способен вызвать в памяти в сознательном  

состоянии, но объем может быть увеличен при вос-  

произведении под гипнозом>. Прошлое - такое же  

близкое и живое, как настоящее, - заставляет паци-  

ента пережить очень точный эксперимент. Вербальная  

память, кажется, играет роль экрана, который засло-  

няет воспоминания, относящиеся к ощущениям, по-  

рождаемым теми же экспериментами. Куби делает




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2826
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 13 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 27 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 26 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 25 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 24 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 23 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 22 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 21 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 20 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 18 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 17 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 16 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 15 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 14 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 12 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 11 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 10 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 9 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 8 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 7 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 6 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 5 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 4 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 3 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 2 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 3 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 4 страница
  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь