|
Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия
Берн Э.
Б 51 Трансакционный анализ и психотерапия. Перевод с англ. СПб., издательство <Братство>, 1992. 224 с.
Книга о трансакционном анализе дает представление о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, получившем широкое распространение в США.
0303040000
1994, без объявл.
ББК 88.5
Eric Berne. Transactional Analysis in Psychotherapy Grove Press. Inc., New York
Перевод с английского
БЕРН Эрик
ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Перевод с английского Переводчик Нина Федоровна Цветкова
Редактор Е. Г. Павлова Художник В. Н. Дзюба Технический редактор П, П. Никитина Корректор И. Е. Блиндер
ЛР N> 100033 от 18.10.91 г. Издательство <Братство>
195176. СПб., Большая Пороховская. 37/2
Подписано к печати с готовых диапозитивов 15.04.94. формат 84Х Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 11,76. Уч.-изд. ..
Доп. тираж 50 000 экз. Заказ № 639.
Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии им. Володар
т1-...,,"..,т.а 141023. Санкт-Петербург, Фонтанка. 57.
,С Издательство <Братство
Лениздата. 191023.
..кого. 1992
ОГЛАВЛЕНИЕ
Об авторе. . Предисловие. Введение . .
Основные положения.
Глава 1.
Часть первая. анализ .
Глава II. Глава III. Глава IV. Глава V. Глава VI. Глава VII.
Психиатрия
индивидуума и структурный
Часть вторая. анализ .
Глава VIII. Глава IX. Глава X. Глава XI. Глава XII.
Структура личности Функция личности. Психопатология . Патогенез.... Симптоматология . Диагностика. . .
Соидальная психиатрия
трансакционный
Социальные связи . . . Анализ трансакций . . Анализ игр ..... Анализ сценариев . . . Анализ взаимоотношений
Часть третья. Психотерапия ....
Глава XIII. Терапия функциональных психозов . . Глава XIV. Терапия неврозов ........ Глава XV. Групповая терапия .......
Часть четвертая. Границы трансакционного анализа .
Глава XVI. Подробная структура личности . . . Глава XVII. Прогрессивный структурный анализ . Глава XVIII. Терапия брака ........ Глава XIX. Регрессивный анализ ...... Глава XX. Теоретические положения и техника .
Приложение. Пример завершенного курса лечения . Библиография. . . . . . . . . . . . .
1
ОБ АВТОРЕ
ЭРИК. БЕРН - знаменитый американский пси- хиатр, особую известность которому принесла книга <Люди и игры>, ставшая бестселлером и переведенная на многие языки.
Книга о трансакционном анализе дает пред- ставление о новом методе индивидуальной и со- циальной психотерапии, получившем широ- кое распространение и успешно примененном во многих психиатрических учреждениях США. Базируясь на принципах структурного анали- за, эта методика использует главным образом игру в межличностных отношениях, применяя ее как в рамках групповой терапии, так и в индивиду- альной практике при лечении больных нев- розами, сексуальных психопатов, психосомати- ческих больных, а также подростков.
Трансакционный анализ начинается с перио- да индивидуального ознакомления с теорети- ческими принципами, на которых основывается лечение. При благоприятном прогнозе пациент проходит терапию вместе с другими пациента- ми в небольших группах, вступая в целую серию персональных отношений, позитивных или нега- тивных, с другими участниками группы, таких отношений, которые позволят ему постепенно от- крыть не только причины и характер своего заболевания, но средства и способы его преодоле-
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга посвящена системе, связанной с индивидуальной и социальной психиатрией, той сис- теме, которая в течение последних пяти лет пре- подавалась на семинаре групповой терапии в боль- нице <Мунт Зион> в Сан-Франциско, излагалась на Медицинском конгрессе по психиатрии в Монтрей Пенинсула, на семинарах по социальной психиатрии в Сан-Франциско, а в последние годы - в психиатричес- кой больнице Атаскадеро и в Нейропсихиатрическом институте Лаиглея Портера. Этот подход теперь ис- пользуется психотерапевтами как в различных офи- циальных учреждениях, так и вне их, в частных кон- сультациях при лечении почти всех разновидностей нервных и умственных расстройств. Возрастающий интерес к этому методу, все более широкое распростра- нение его основ и принципов показали, насколько эта книга необходима, к тому же стало все трудней отвечать на запросы материалов конференций, заказы на исчерпывающие тексты, полные описания и справ- ляться с потоком корреспонденции на эту тему.
Автор имел возможность посетить психиатричес- кие больницы почти тридцати стран Европы, Азии, Африки, а также островов в Атлантическом и Тихом океанах. Он имел возможность опробовать прин- ципы структурного анализа на группах, разнообразных как в расовом, так и в культурном отношении. Их точность и значимость подтвердились даже в тех слу- чаях, когда при лечении приходилось прибегать к помощи переводчика.
Установив, что структурный анализ является тео- рией более общей, чем ортодоксальный психоанализ, было бы справедливо, чтобы читатель не пытался,
хотя бы на первых порах, ввести один внутрь другого. В противном случае можно рассматривать психоана- лиз с методологической точки зрения как узкоспе- циализированный аспект структурного анализа. На- пример, трансакционный анализ, который является социальным аспектом анализа структурного, показы- вает, что существуют многочисленные формы скрещи- вающихся взаимодействий.
Одна из этих форм, обозначаемая здесь как тип 1, группирует почти все феномены перемещений. Другие примеры взаимосвязей между психоанализом и струк- турным анализом будут приведены в тексте.
СЕМАНТИКА
В книге используется термин <трансакционный анализ>, когда речь идет о системе в целом, включая структурный анализ. В контексте этот термин употреб- ляется и в более узком значении анализа спе- циальных трансакционных взаимодействий.
Термином <социальная психиатрия> обозначается исследование психиатрических аспектов специфичес- ких трансакционных действий или сочетание этих действий, которые имеют место между определенными личностями (двумя или более) в определенный момент и в определенном месте. При сравнительном иссле- довании психиатрических проблем разнообразных со- циологических групп разных национальностей и куль- турных уровней можно для большей точности приме- нять и термин <сравнительная психиатрия>, который автор этой книги использует с 1951 года.
<Он> обозначает часто просто человека, независи- мо от пола.
<Существует> в контексте обозначает <существует или наличествует регулярно, как это мог установить автор при работе>.
<Кажется, что есть>, обозначает <мне кажется, что существует, благодаря повторяющимся наблюде- ниям, однако недостаточным, чтобы дать мне полную уверенность>.
Когда речь идет о реальных людях, говорят <взрос- лый>, <родитель> или <ребенок>. Эти слова, написан- ные с прописной буквы, обозначают состояние Я, то есть состояние личности. Образованные от этих
слов прилагательные пишутся также то с прописной, то со строчной буквы, в зависимости от контекста.
Когда речь идет о психоанализе, имеется в виду ортодоксальный психоанализ, то есть разрешение ин- фантильных конфликтов через систематическое при- менение свободной ассоциации в соответствии с яв- лениями перенесения и сопротивления по Принципам Фрейда.
Следует, однако, отметить, что автор отошел от официального психоаналитического направления уже несколько лет назад; кроме того, авторская концеп- ция функции Я не совпадает с концепцией боль- шинства ортодоксальных психоаналитиков, она ближе к концепции П. Федерна (1952) и его ученика Э. Вейсса (1950).
ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ
Прежде всего я выражаю благодарность всем в Сан-Франциско, кто поддержал меня, проявив инте- рес к трансакционному анализу с первых моих шагов в этой области. Это доктор Р. Ж. Старело, который следил за моими успехами ab initio; доктор Мартин Стейнер, который организовал первые семинары в больнице <Мунт Зион>, а также госпожа Евгения Прекотт из Отдела гигиены Сан-Франциско, которая организовала первые вечерние семинары. Я благодарен тем, кто помог мне изложить свои идеи перед кол- легами. Это доктор Норман Рейдер из больницы <Мунт Зион>; доктор Дональд Шаскан из Клиники умственной гигиены для ветеранов государственных служб; доктор Роберт Харрис из Института нейро- психиатрии Ланглея Портера; доктор Реджинальд Руд и доктор Виктор Аркади из психиатрической боль- ницы Атаскадеро.
Наибольший успех был достигнут на семинарах по социальной психиатрии в Сан-Франциско. Я ис- пытывал большое удовлетворение при виде людей, преодолевавших большие расстояния и затрачиваю- щих много времени, чтобы присутствовать на семинарах, которые проходили каждую неделю в течение многих месяцев и даже лет. Многие из этих людей применяли структурный и трансакционный анализ при лечении своих пациентов, передавая
мне данные о результатах своих наблюдений. Я хотел бы назвать Виолу Литт, секретаря семинаров, а также Барбару Розенфельд, посвятившую много времени траисакционному анализу и подсказавшую много полезных идей; моя благодарность доктору Гарольду Е. Денту, доктору Франклину Эрнсту, Маргарите Фрингс, доктору Гордону Гриттеру, док- тору Джону Риану, Мире Шаппс и Клоду Стей- неру. Моя благодарность также тем, кто активно участвовал в Медицинском конгрессе по психиатрии, состоявшемся в Монтрей Пенинсула. Это доктор Бруно Клопфер, доктор Давид Купфер, доктор Герберт ВейзсЬфелд и Анита Виггинс. Я мог бы продолжить этот список, чтобы включить в него тех, кто периодически участвовал в семинарах и своими вопросами и замечаниями давал материал для раз- мышлений. Я благодарен всем организаторам лекций, на которые меня приглашали как докладчика. Я благодарен всем ассистентам и пациентам, при- нимавшим участие в групповой психотерапии. Пациенты позволили мне раскрыть и описать струк- туру их личности и выработать принципы трансак- ционного анализа.
И наконец, моя благодарность всем, кто помог мне при редактировании этой книги, моей жене за заботу о моем здоровье и за терпение, когда все вечера я посвящал работе, а также моему секре- тарю госпоже Аллен Вильяме за ум и такт, которые она проявила в своей работе.
Апрель, 1960
ВВЕДЕНИЕ
Состояние личности (Я) феноменологически может быть описано как когерентная система ощу- щений, связанных с определенным объектом, а опе- рационно - как когерентная система типов по- ведения; прагматически речь идет о системе ощу- щений и чувствований, которая определяет соот- ветствующую систему типов поведения. Пенфилд показал, что у эпилептиков воспоминания сохра- няются в натуральной форме как состояние Я. Электрической стимуляцией можно вызвать соот- ветствующие феномены. <У пациента вновь вызывают эмоции, которые были у него в первый раз под влиянием ситуации. Спровоцированное воспоминание не является точным фотографическим воспроиз- ведением сцены или события, но воспроизводит то, что пациент видел, слышал, чувствовал и понимал>. Пенфилд отмечает далее, что такие восстановления в памяти, припоминания прерывисты и <не смеши- ваются с другими сходными явлениями>. Он сви- детельствует далее, что два различных состояния Я могут присутствовать в сознании одновременно, как две прерывистые психологические сущности, четко отделенные одна от другой.
Больной, которого под воздействием электро- стимуляции заставили пережить прошлый опыт, начал кричать, что слышит, как смеются люди, однако <не чувствовал, что его сердце готово радоваться. Он осознавал наличие двух ситуаций одновременно. Его восклицания показывали, что он отчетливо сознает несогласованность двух опытов: происхо- дившего в настоящем и вызванного из прошлого>. Это подчеркивает тот факт, что больной полностью
Федерн первым подтвердил в психиатрическом плане то, что Пенфилд доказал позднее своими выдающи- мися нейрохирургическими опытами, а именно, что психологическая реальность опирается на интеграль- ные и прерывистые состояния Я. Он отмечает, что введение термина <состояние Я> встретило сопро- тивление многих. Людям было легче продолжать мыслить в ортодоксальных концептуальных формах, чем освободиться от них и принять феноменологи- ческий подход.
Вейсс, главный интерпретатор Федерна, прояснил и систематизировал психологию Я. Он описал состоя- ние Я как <реальность в таком виде, в каком ее видит пациент, исходя из своего чувственного состоя- ния и опыта прошлой жизни>. В этом отношении Федерн говорит о повседневных состояниях Я. Вейсс подчеркивает то, что Пенфилд доказал: состояния Я уровней предыдущих возрастов потенциально сохра- няются в личности. Это положение было принято в клиническом плане, благодаря уже тому факту, что такие состояния Я могут быть непосредственно выз- ваны при некоторых определенных обстоятельствах и условиях, например, в состоянии психоза, под гипнозом или во сне. Он отмечает также, что два различных состояния Я могут бороться, чтобы оста- ваться объединенными, и могут одновременно при- сутствовать в сознании. По мнению Федерна, подав- ление воспоминаний и болезненных конфликтов воз- можно во многих случаях только через торможение всего состояния Я, которое здесь участвует. Прежние состояния Я поддерживаются в латентном режиме в ожидании восстановления. Когда же он говорит о замещении состояния Я, то само это замещение жи- вет как ощущение Я. Это относится к проблеме природы Я.
Вейсс говорит об остаточном состоянии инфан- тильного Я у взрослого человека, которое в основном является замещенным, но может в любой момент быть легко восстановленным состоянием <Я - ребе- нок>. С другой стороны, существует вид влияния, ко- торый он называет психическим настоящим (presence psychic). Оно является <мысленным (воображаемым) образом другого моего Я, иногда Я Родительского, которое оказывает влияние на эмоции и поведение
осознавал, что находится в операционной и его восклицания обращены к врачу. И в то же время, когда воспоминание вызвано в сознании принудитель- но, больной переживает его как бы вживую, в действительности. Лишь по окончании экспери- мента он может его признать очень живым вос- поминанием прошлого опыта. Это воспоминание является таким же четким, каким оно могло быть спустя тридцать секунд после того, как был пережит подлинный опыт. В момент стимуляции <больной был одновременно и актером, и публикой>.
Пенфилд, Жаспер и Роберте подчеркивают разни- цу между приходом в сознание от воспоминаний, полученных таким образом в полном объеме, то есть восстановлением интегрального Я, и изолированными явлениями, происходящими при стимуляции памяти визуальной или аудитивной, или памяти речи и слов. Они подчеркивают, что во временной регистрации зафиксированы важные психические элементы, такие, как понимание смысла эксперимента и вызываемых эмоций. Однако Пенфилд не употребляет термин <со- стояние моего Я>.
Куби, комментируя эти эксперименты, отмечает, что объект есть одновременно наблюдатель и наблю- даемый и что объемы архипаллеальные и неопаллеаль- ные открыты. <Запоминание является тотальным по существу. Оно позволяет запомнить больше, чем па- циент способен вызвать в памяти в сознательном состоянии, но объем может быть увеличен при вос- произведении под гипнозом>. Прошлое - такое же близкое и живое, как настоящее, - заставляет паци- ента пережить очень точный эксперимент. Вербальная память, кажется, играет роль экрана, который засло- няет воспоминания, относящиеся к ощущениям, по- рождаемым теми же экспериментами. Куби делает Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|