Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница



Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



19 страница


всмятку, которое он ест по утрам, но однажды я  

отказалась играть в <Мамочку> и больше не чистила  

Я поняла, что мне осточертело подчиняться его  

игре. Шаг за шагом я отказываюсь от роли матери,  

а он все больше сердится, и я в отчаянии.  

 

С п кнель. Кажется, вы тоже что-то для  

себя открыли.  

 

Доктор К. Следует углубить тему. Если его  

сценарий нарушен, это должно иметь отрицательный  

эффект, и он может захотеть вас оставить. Может  

быть, не стоит толкать его на крайности.  

 

Гарнет. Да, он хочет каких-то изменений,  

потому что обратился в клинику за медицинской  

помощью.  

 

Доктор К. Следовательно, у него есть  

другой выход, и вы не очень рискуете, что он оставит  

вас, отказываясь играть. Должен сказать, что этот  

сеанс был для меня особенно интересен, вот почему  

я выступал чаще и дольше обычного. Теперь вы  

очень хорошо усвоили то, что я старался вам объяс-  

 

нить и показать. Вы знаете, что такое Родитель,  

Взрослый, Ребенок, которые находятся в каждой  

из вас, вы научились даже различать их проявления.  

Вы отчетливо понимаете, что такое игры, практи-  

куете их и дома, и здесь; и, как сегодня показала  

Эсмеральда, ваши семьи играют в игры полным  

составом, включая детей. С большой пользой для  

всех мы можем говорить теперь и о ваших детях  

потому что знаем их действительные трудности и  

подходы к их разрешению; думаю, что теперь вы  

будете решать их несколько иначе, чем предполагали  

раньше. Когда я отсутствовал несколько месяцев,  

вы отказались играть в <Ассоциацию родителей>,  

решив, что можно употребить время с большей  

пользой.  

 

Спинель. Да. Мы с мужем решили, что  

должны посещать сеансы вдвоем. Это возможно?  

 

Доктор К. Вы хотите сказать, что следовало  

бы трансформировать вашу группу в группу супру-  

жеских пар?  

 

Лазул и. Мой муж тоже мог бы приходить,  

если можно.  

 

Доктор К. Хорошо, если ваши мужья обра-  

тятся к ассистентке И., мы рассмотрим этот вопрос.  

Пусть кто-нибудь проявит инициативу.  

Дискуссия после сеанса.  

 

Присутствовали: госпожа И., наблюдатель, док-  

тор К.  

 

И. Вы и в самом деле говорили больше, чем  

обычно.  

 

К. Меня взволновал этот сеанс, ведь это завер-  

шающий этап двадцати одного месяца работы. Я  

думаю, что основную часть успехов следует отнести  

на счет групповой терапии; двое проходили еще и  

индивидуальную терапию, но ориентация здесь  

разная.  

 

И. Они в самом деле Получили точные и ценные  

знания, которые смогут применить на практике.  

Меня особенно поразил их энтузиазм. Я слышала,  

как они разговаривали в кафетерии, некоторые  

решили обратиться ко мне. Интересно, как будет  

решать свои проблемы Амбер. Вы, наверное, тоже  

задаете себе такой вопрос. Что касается Лазули,  

то она будет бороться за своего мужа.  

 

К. Да, это даже любопытно. Ведь до настоящего  

времени вопроса о ее отношении к мужу не стояло,  

но когда речь пошла о ее покровительственном  

отношении, я испугался за нее: ведь она играет  

два варианта <Папочки и мамочки>: в одном ее  

муж - отец, в другом - маленький мальчик.  

 

И. Я задаю себе еще один вопрос: как изменения  

в их поведении повлияют на их детей, но, вероятно,  

это такая бесконечная многовариантная проблема,  

которую надо обсуждать отдельно.  

 

К. На данном этапе нас должен удовлетворить  

тот факт, что многие женщины признали, что их  

поведение благоприятно повлияет на детей.  

 

7. Последующие успехи (прогресс)  

 

Из приведенного отчета можно сделать вывод,  

что, благодаря групповой терапии, женщины научи-  

лись тому, что им следует делать в многочисленных  

жизненных ситуациях; в некоторых случаях можно  

отметить все признаки социального контроля в  

семейной и повседневной динамике. С клинической  

точки зрения налицо уменьшение фобических отвра-  

щений, более активное участие в жизни, ослабление  

проявления симптомов, благодаря социальному конт-  

ролю, осуществляемому при социальных связях.  

Образцы поведения стали более произвольными и  

свободными. Если раньше поступки были неприми-  

римыми, ведущими к стереотипной бесплодной раз-  

вязке с нагромождением клинических симптомов,  

связанных с acting-out пациента и его близких (игры),  

то теперь они могли прервать игру сразу в любой  

критический момент, как предлагала госпожа Амбер  

своей дочери; это было сознательное действие, и  

результат его она предвидела. Взрослый  

стал рассматриваться как мускул, укрепляющийся от  

тренировки. Этот вывод подтверждают последующие  

успехи пациентов. По мере продвижения лечения  

Взрослый становится все более способным контро-  

лировать Ребенка и вмешиваться не только во внеш-  

ние, но и во внутренние конфликты, особенно на  

уровне Ребенок - Родитель. Обогащается и социаль-  

ный опыт Взрослого. Можно наблюдать социальные  

 

и симптоматические улучшения и у близких пациента,  

включая детей.  

 

Даже не поражая воображения, перечисленные  

достижения представляют огромный интерес для са-  

мого врача, потому что свидетельствуют о том, что,  

использовав рассчитанный, точный, понятный и конт-  

ролируемый метод, он достиг намеченных целей; и не  

только врач, но и пациенты на каждом этапе лечения  

имели точное и ясное представление о ситуации и  

могли ее контролировать.  

 

На девяносто первом сеансе пациентки без под-  

сказки врача начали проявлять интерес к изучению  

выгод (бенефисов) внутренних и внешних (первич-  

ных, вторичных, социальных и биологических).  

 

Гарне т. Однажды я заметила, что чувствую  

себя счастливой, я мыла ванну и пела. Вдруг мне  

в голову пришла мысль: <А если мой сын убит?> Я  

остановилась и спросила себя, почему я об этом поду-  

мала. И поняла, что не могла просто так чувствовать  

себя счастливой, что мне как будто необходимо было  

все испортить. Заглянув в свое прошлое, я осознала,  

что не раз со мной случалось нечто похожее, что в  

этом и есть моя проблема, но раньше я просто этого  

не понимала.  

 

Л азул и. Со мной такое тоже бывало.  

Другие пациентки тоже стали вспоминать случаи  

из прошлой). Те игры и сценарии, которые расска-  

зали Лазули и Амбер, теперь стали изучать с другой  

точки зрения: не как операции, обеспечивающие мак-  

симум внешних выгод и преимуществ, а как попытки  

разрешить внутренние конфликты, извлечь внутренние  

выгоды, где удобства, завуалированные сексуальные  

награды, защищенность выступали на первый план.  

(Механизмы, которые принято называть защищен-  

ностью или мерами безопасности, очень существенны,  

чтобы не сказать более. Их функцией является обес-  

печение и провокация импульсов удовлетворения.  

Без этого люди лишь изредка обменивались бы сло-  

вами, считая молчание лучшей мерой защиты.)  

 

Знания и опыт, приобретенные пациентками в  

группе, не только позволили им достигнуть личных  

терапевтических целей, но и подготовили их к новой  

ступени лечения. И опыт врача подсказал ему, что  

дальнейшая терапия должна состоять в развернутом  

 

IS8  

 

 

 

 

трансакционном анализе, основанном на следующих  

моментах.  

 

1. Возникновение возрастающего количества игр,  

которые внешне отличаются друг от друга, но в даль-  

нейшем обнаруживают сходную арматуру, характер-  

ную для каждого пациента.  

 

2. Игра, в которую играет пациент, по его мнению,  

лишь изредка оказывается ежедневной с тем же  

кругом людей.  

 

3. Игра входит в один очень длинный сценарий,  

воспринимаемый в трех аспектах: протокол, собст-  

венно сценарий и адаптация.  

 

4. Структурный анализ второй степени (см. гла-  

ву XVI).  

 

Понадобилось время, чтобы распознать в группе,  

например, тонкую игру госпожи Амбер, но, когда она  

была разгадана, стало ясно, что госпожа Амбер вела  

свою игру непрерывно весь сеанс, и другие матери  

быстро поняли, какой эффект такая игра могла про-  

изводить на двенадцатилетнюю дочь госпожи Амбер.  

Эту игру можно назвать <Поставить в неловкое  

положение, или Загнать в угол>. Она комментиру-  

ется так: <Хорошо, сейчас я тебе так отвечу, что  

тебе нечего будет сказать>. Она играла в различные  

варианты этой игры, поэтому ее долго не замечали.  

Но игра восходила к эдиповскому протоколу: она  

и ее отец противостояли матери, или она противо-  

стояла родителям, чтобы взять верх над своей  

сестрой. Вскоре стало возможно обнаружить и <учи-  

теля>: смесь Взрослого с хитрым Ребенком. Но в  

данном случае <учитель> был иезуитом и талму-  

дистом, доктором софизмов и казуистики.  

 

8. Уход из группы  

 

Уход пациента из группы зависит от того, на-  

сколько успешно проходят в группе его игры. Семь  

участниц покинули группу матерей, потому что  

по разным причинам их игры не проходили удовле-  

творительно для них и они не могли побороть воз-  

никающую на этой почве неприязнь. Это можно  

показать на двух простых примерах.  

 

Госпожа Гэй, как старожил клиники, хотела  

играть с психиатром в <Психиатрию>, принимая  

 

других пациентов за зрителей. Врач, не имевший  

еще достаточного опыта, отказался; в ответ паци-  

ентка сказала, что не намерена играть роль прихо-  

дящей няни, и объявила о своем уходе. Больше  

о ней никто не слышал.  

 

Госпожа Вав была просто невыносима, она  

хотела играть только в <Это ужасно>. С психоло-  

гической точки зрения это был Родитель - палач  

детей. Она удалилась с обиженно-укоризненным  

видом, когда группа отказалась играть с ней.  

 

Примечания  

 

Я уже выражал благодарность медицинскому  

персоналу психиатрической больницы в Атаскадеро,  

куда меня пригласили вести психотерапевтическую  

программу. В течение девяноста сеансов наблюда-  

телем в группе матерей была Эльза Зисович, затем  

ее заменила Барбара Розенфельд.  

 

Материальные вопросы работы терапевтических  

групп близко касаются рассматриваемых здесь тем,  

и можно коротко на них остановиться. Сеансы  

проходили в комнате, где последние два года не  

было стола, пациентки сидели кружком, и обмен  

мнениями был еще непосредственнее, чем ранее.  

Количество пациентов в группе вырабатывалось  

эмпирическим путем, начиная с десяти в 1928 году  

у Григана Бюррова, который первым применил  

групповую динамическую терапию. Теперь боль-  

шинство врачей считают, что лучшее количество  

пациентов восемь, некоторые уменьшают его до  

шести. Для восьмерых часовой сеанс мал, а двух-  

часовой длинен. Шесть человек и часовой сеанс -  

это оптимально.  

 

Семнадцать женщин посещали группу матерей,  

которая работала четыре года, семь из них покинули  

группу, не встретив понимания, что немного превы-  

шает ожидаемый процент отсева. Г. Баш, один из  

тех, кто много сделал для групповой терапии,  

вывел из своего опыта некоторые принципы, касаю-  

щиеся игр. То, что он называет операциями кон-  

такта, находится в прямой связи с тем, что назы-  

вают ангажементом.  

 

Часть четвертая  

ГРАНИЦЫ  

ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА  

 

Прежде чем приступить к чтению этой части,  

читателю рекомендуется усвоить то, что было сказа-  

но ранее.  

 

Глава XVI  

ПОДРОБНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ  

 

Можно допустить, что определение структуры  

личности, приведенное в предыдущих главах, будет  

удовлетворять врача на протяжении всей его карье-  

ры, как оно оказалось достаточным доя автора  

этих строк в течение первой фазы клинического  

формирования этих идей.  

 

Однако, проявив больше любознательности и  

хорошо овладев структурным анализом, наблюда-  

тель вскоре почувствует необходимость дальнейшего  

усовершенствования, чтобы разрешать сложные  

проблемы, которые могут встретиться в практике.  

Госгодин Детер, пациент двадцати трех лет,  

рассказал врачу сон: <Мне снилось, что я малень-  

 

Ь. Эрик Берн 161  

 

кий мальчик и сосу палец, хотя знаю, что я большой.  

и боюсь, что скажет мама, когда увидит. Вы знаете,  

я всегда чувствую вину при одной мысли ее огорчить>.  

 

Ясно, что сон рассказывает Взрослый, главным  

действующим лицом является Ребенок, а обвини-  

телем - Родитель, который внушает пациенту чув-  

ство вины при мысли, что он огорчает мать. Сон  

ставит структурную проблему, которая может быть  

решена, если понаблюдать за ребенком в обычной  

жизни.  

 

Мальчик начал сосать палец в четыре года, после  

появления в семье второго ребенка. Мать Арона  

рассказала, что он сосал палец до двух лет, потом  

прекратил и вновь начал, когда у него появилась  

сестра; он чувствует свою вину, но всякий раз, когда  

дела у него идут плохо, он это делает. Его сестре  

было три года, и, когда все шло спокойно, они  

дружно играли. Арон учил ее складывать кубики.  

Если она бегала или пачкалась, он говорил ей:  

<Нельзя этого делать, надо убирать игрушки на  

место> и так далее. Мать рассказывала это гостям,  

и, приходя в детскую, они видели Арона в одном  

из трех состояний: либо сердитым, либо играющим  

с сестрой, либо in loco parentis.  

 

Не составляет труда диагностировать эти три  

состояния Арона: Ребенок, Взрослый и Родитель.  

Наблюдая за детьми, можно заметить в самом ран-  

нем возрасте разницу между функционированием  

неопсихики и археопсихики, когда ребенок начинает  

воспринимать предметы отдельно, самостоятельно  

существующими. Позднее парантализм (parent -  

родитель) начинает проявляться в форме подра-  

жания реальным родителям.  

 

Арон проявлял детские черты характера, свой-  

ственные его возрасту: покровительственное отно-  

шение к сестре, бережное отношение к вещам и  

людям; в зависимости от положительных или отри-  

цательных эмоций был заботливым или сердитым,  

и в последнем случае проявлялась регрессивная  

привычка: он сосал палец. Эти ра-тоаидности пове-  

дения позволяют пхтроить дааграмму структуры  

личности зтого ребенка (ряс. 1~;,и. 1..0и":ельское  

состояние Я. a KJTCVOM он подменял для сестры  

родителей; Взрослое состояние Я, в котором он  

 

б) Структура Ребенка  

горой степени  

 

в) Структура Ребенка г) Структура Взрослого  

третьей степени второй степени  

 

ж) Паяный структурны  

второй степени  

 

Рис. 17. Детализированная структура личности  

 

играл в кубики, разговаривал с людьми и проявлял  

характерные для своего возраста реакции; и нако-  

нец, Детское состояние Я, в котором он возвра-  

щался к манере поведения очень раннего возраста.  

Именно Родитель заставлял его стыдиться, когда  

он сосал палец, а Взрослый, который изучал это  

поведение, понимал, что, тем или иным образом,  

сам он смещен. Короче, Арон походил на образ,  

который господину Детеру рисовался-в снах.  

 

И вот что случилось с господином Детером.  

Когда он был в таком состоянии, как будто ему  

шесть лет, в комнату вбежала его взрослая сестра  

и объявила, что их мать попала в аварию, она ранена.  

Психологическая структура целиком была зафикси-  

рована травматическим способом. И когда позднее  

проявлялся Ребенок господина Детера, обычно в  

ситуациях, когда он жульничал, эта психологичес-  

кая структура оживала, восстанавливалась цели-  

ком.  

 

Чтобы представить это в структурной диаграмме,  

надо включить внутрь Ребенка не только привычку  

сосать палец, но и чувство вины и объективную  

оценку. Это тот Ребенок, который появлялся во  

сне. Состояние, в котором пациент рассказывал  

сон, - это Взрослый, а Родитель представлен со-  

знанием вины за те огорчения, которые он доставлял  

матери.  

 

Следовательно, на рис. Ч,б Ребенок показан,  

как на рис. 17,а, то есть дана полная структура  

регрессивной личности, сосущей палец, в то время  

как Взрослый и Родитель господина Детера могут  

быть представлены обычным образом.  

 

Основное и главное значение сказанного заклю-  

чается в следующем: при подробном анализе вы-  

ясняется, что Ребенок состоит из архаического  

Родителя, архаического Взрослого и еще более  

архаического Ребенка. В момент, когда Ребенок  

был травматически зафиксирован, он представлял  

собой уже завершенную личность, содержащую  

все эти три элемента. С клинической точки зрения  

в большинстве случаев лучше рассматривать Ре-  

бенка как неделимое единство, но в редких особых  

случаях уместно анализировать этот аспект лич-  

ности более подробно. Именно эта внутренняя




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 940
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 4 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 3 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 2 страница
  • Берн Эрик » Сексуальные игры » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь