Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 25 страница



Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



25 страница


процесс первый, неопсихики - процесс второй, эксте-  

ропсихики - то, что напоминает идентификацию.  

Следовательно, Ребенок стремится развивать процесс  

первый, но вероятностное программирование имеет  

тенденцию туда вклиниваться. Взрослый осуществляет  

процесс второй, но внутреннее программирование  

(импульсивное) стремится противоречить этой функ-  

ции. Что касается Родителя, он имеет тенденцию  

функционировать по параметрам заимствования или  

поражения, но это может быть нарушено внутрен-  

ним программированием или программированием ве-  

роятности.  

 

Эти ситуации сходны с теми, которые рассмат-  

ривались выше в случае заражений, хотя заражения  

были описаны в понятиях пространственных, а здесь  

принимается функциональная точка зрения.  

 

Родитель имеет две манеры поведения: одна пи-  

тающая, другая запретительная. Теперь можно их рас-  

смотреть с точки зрения функциональной, а раньше  

использовались только исторические данные. Функ-  

циональная интерпретация связана с инстинктом  

смерти, в зависимости от того, принимается он или  

нет. Если да, то обе манеры поведения рассматри-  

ваются как состояния Я экстеропсихическйе, внутрен-  

не программируемые: питающая манера будет опреде-  

ляться через либидо, а запретительная манера через  

мортидо. Если концепция инстинкта смерти не прини-  

мается, то питающий Родитель программируется  

внутренне (например, через эндокринный процесс),  

а запретительный Родитель может рассматриваться  

как программируемый извне.  

 

Родитель описывался также и как влияние, и как  

активное состояние Я. Теперь ясно, что в первом  

случае это относится к программированию внешнему  

(как случай с коммерсантом. Взрослый кото{юго  

продолжал работать, движимый чувством долга),  

а вторая формула-относится к активному состоянию  

Я, которое можно программировать по одному из трех  

путей или их комбинаций: <как мама, когда она нежит  

меня во время болезни> (внутренний); <как мама,  

счета из бакалейной  

 

когда она  

 

опротестовывает  

205  

 

лавочки> (вероятность); <как мама, когда она дает  

мне по попе> (внешний или внутренний мортидо).  

Очевидно, что это соотносится также со структурой  

второй степени Родителя, если его описывают с  

функциональной точки зрения, а не феноменоло-  

гически. Теперь легче установить разницу между Ре-  

бенком воспитанным (адаптированным) и Ребенком  

естественным. Ребенок адаптированный - это со-  

стояние Я археопсихическое с внешним программиро-  

ванием; а Ребенок естественный - это состояние Я  

археопсихическое с внутренним программированием.  

 

Гипотеза или концепция программирования осо-  

бенно необходима для разрешения трудностей, встре-  

ченных при состоянии Я Взрослом. Пример ее по-  

лезности можно увидеть при различении автори-  

тета разумного и авторитета авторитарного. Разумным  

авторитетом может быть и диктатор, и монарх типа  

царя Соломона или даже полицейского-регулировщи-  

ка. Ярким современным примером может служить  

британский колониальный администратор: его позиция  

по отношению к местному населению типична для  

специалиста по выработке статистических данных, но  

его поведение отеческое, и решения, которые он при-  

нимает, соотносятся с Детскими аспектами людей,  

которыми он управляет. Такой тип личности можно  

было бы назвать Взрослый, программируемый Роди-  

телем, как показано на рис. 20,а. Позиция авто-  

ритарного властителя или диктатора, большого или  

маленького, - навязать свою волю подданным, и к  

статистическим данным он обращается для того,  

чтобы все рассчитать и оправдать свою тиранию.  

А так как его Сам подлинный есть Родитель <в глу-  

бине самого себя>, он и сам верит в то, что говорит.  

В этом случае речь идет о Родителе, программи-  

руемом Взрослым, как представлено на рис. 20,6.  

(Можно в дополнение поговорить о неограниченной  

власти римских императоров, программируемых Ре-  

бенком, которые осуществляли на практике свои  

архаические фантасмы.)  

 

То, что здесь говорилось о детерминантах на осно-  

ве обобщенного клинического материала, натолкнуло  

на мысль о другом круге понятий, созданных давно  

на основе аналогичного материала. Эта соотнесенность  

является источником большого удовлетворения, так  

 

1 РшиМШММ WUV>tW  

ВН>- fTш"1Ї"  

ТЛччч>  

 

б) НттршА <<ГОР"":  

рсймсш, чтЇтчW"~  

Яикклы>  

 

Рис. 20. Программирование  

 

как подтверждает жизненность обеих систем с по-  

мощью серии независимых наблюдений. Понятия  

Это, Я, Сверх-Я немного трансформировались в  

жаргон, благодаря ученикам Фрейда, поэтому лучше  

не употреблять их в строгом изложении с ориги-  

нальными формулировками.  

 

Это. <Содержание этого понятия включает все  

то, что существо приносит, рождаясь на свет, и что  

было законно определено, то есть прежде всего  

толчки (ритмы), происходящие из соматической орга-  

низации и находящие в Это (в формах, которые  

нам неизвестны) первый способ физического выраже-  

ния... Эта самая древняя часть физического аппа-  

рата остается на протяжении всей жизни самой  

важной>. Такое описание очень квалифицированно  

определяет не только современное понятие актив-  

ности Это, но также гениальные факторы и питаю-  

щее материнское поведение, и в этом смысле  

активность Это похожа на внутреннее программиро-  

вание.  

 

Я. <Оно обеспечивает самосохранение... Что ка-  

сается внешних воздействий, Я учит различать воз-  

 

207  

 

буждения, аккумулируя (в памяти) опыт, который  

они дают, удаляя возбуждения очень сильные, при-  

спосабливаясь к возбуждениям умеренным (путем  

адаптации), добиваясь модификации, подходящим  

путем и к своей выгоде, внешнего мира (деятель-  

ность). Что касается внутренних аспектов, Я ведет  

борьбу против Это с целью подчинения себе его  

требований, чтобы решать, могут ли они быть удовлет-  

ворены, или следует им сопротивляться до наступ-  

ления более благоприятного момента, или их следует  

погасить совсем>. Эта инстанция сходна с калькуля-  

тором для вероятностных расчетов, который само-  

программируется, имея специальные характеристики,  

и является моделью для неопсихического программи-  

рования.  

 

Сверх-Я. <В течение длительного периода детства  

индивид зависит от своих родителей, и, развиваясь  

далее, он замечает, как внутри него формируется  

особая субстанция, через которую продолжает дей-  

ствовать родительское влияние... И не только лич-  

ностное влияние родителей действует на ребенка, но,  

переданные через родителей, и семейные традиции,  

и расовые, и национальные... Сверх-Я отдельного  

человека в течение его эволюции моделируется и на  

его предках>. Приходится признать, что Сверх-Я -  

это емкость для экстеропсихических влияний.  

 

И в качестве резюме: <... Это и Сверх-Я имеют  

ту общую характеристику, что оба представляют роль  

прошлого; Это - роль наследственности, а Сверх-Я -  

роль других, в то время как Я определяется тем,  

что живет сейчас>.  

 

Фрейд не стремится установить систематическую  

феноменологию, и вот как раз здесь структурный  

анализ может восполнить пробел в психологической  

теории, в точности так, как трансакционный анализ  

восполняет пробел в социальной теории, давая опре-  

деления элементарным (трансакции) и более крупным  

единицам (игры, сценарии) социального действия.  

 

Примечания  

 

Автор начал прибегать к структурному анализу  

с осени 1954 года. С 1956 года возникла необхо-  

димость сформулировать основные принципы транс-  

 

208  

 

акционного анализа игр, и это позволило наметить  

систематическую терапевтическую программу. Ре-  

зультаты двух начальных лет были изложены в отдель-  

ной работе и здесь даются в виде таблицы. Многие  

мои коллеги и пациенты были против цифровых  

показателей, так как не все можно отобразить  

в цифрах. Буквой Е обозначены неудачи (доброволь-  

ная госпитализация), буквой О обозначены не очень  

большие улучшения в состоянии или поведении, бук-  

вой А обозначено количество безусловных удач.  

 

Линия Р обозначает количество психопатических  

личностей, а линия Н - все другие пациенты.  

 

23  

42  

 

Количество Проценты  

ЕОА БОА  

2318 101278  

01428 03367  

 

Неудачи легче зафиксировать в цифрах, чем уда-  

чи, особенно в частной практике и в индивидуаль-  

ном лечении.  

 

По опыту, продолжительность лечения устанавли-  

валась от семи недель и выше. Семь недель соот-  

ветствуют естественному биологическому циклу.  

.Обычно требуется 39-45 дней, чтобы границы Я  

подверглись изменениям и зафиксировались в новом  

положении. Это и период акклиматизации в новом  

доме. И семь недель считается в том случае, если  

лечебные сеансы проходят регулярно, а если нет,  

то это уже другой счет.  

 

Количество психоаналитиков, которые сообщали о  

таких структурных проблемах, как соскальзывание  

в другое состояние Я, или говорили о состояниях Взро-  

слого и Ребенка, просто удивительно, хотя большин-  

ство, за исключением Федерна и его учеников, ни-  

когда серьезно не интересовалось этими вопросами.  

X. Вейзенфельд привлек мое внимание к статье  

Экштейна и Валерштейна, в которой они подчерки-  

вают те же факты, но потом отступают от нату-  

ралистического подхода и углубляются в техниче-  

скую дискуссию о механизмах защиты. И как бы ни  

были интересны их выводы, они кажутся баналь-  

ными по сравнению с начальными, такими обещаю-  

щими наблюдениями.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

ПРИМЕР  

ЗАВЕРШЕННОГО КУРСА ЛЕЧЕНИЯ  

 

Данный случай иллюстрирует всю процедуру и  

результаты лечения, которые от начала и до конца  

основывались на структурном и трансакционном ана-  

лизе. Так как метод сравнительно молод, хотя его  

теоретические принципы и методика хорошо разрабо-  

таны, период наблюдения не был длительным. И  

тем не менее этот пример не является изолированным;  

благодаря достигнутым успехам, имеется целая группа  

успешно закончивших лечение людей, наблюдающих-  

ся в течение нескольких лет. У некоторых па-  

циентов симптоматическое и социальное улучшение  

было исключительно быстрым в контролируемых тера-  

певтических условиях.  

 

Коротко остановимся на случае госпожи Хендрикс,  

тридцатилетней матери семейства. Впервые она появи-  

лась в кабинете врача десять лет назад, у нее было  

депрессивное состояние. В течение года она лечилась  

по обычной методике поддержки, и лечение было  

очень успешным. Через десять лет она вынуждена  

была повторно обратиться за помощью в худшем  

состоянии, с активными фантасмами самоубийства.  

На этот раз был применен структурный анализ и в  

течение шести недель был достигнут значительный  

прогресс. Таково было мнение не только пациентки  

 

210  

 

и врача, но и ее семьи и близких. Успех был  

достигнут и благодаря новой технике, отличавшейся  

от техники прошлого лечения. Шесть последующих  

недель были посвящены закреплению достигнутых ре-  

зультатов, и пациентка вернулась к нормальной жизни.  

Пример интересен тем, что болезнь была та же, врач  

тот же, временной интервал между двумя эпизодами  

достаточно большой, разными были только применен-  

ные методы.  

 

Теперь обратимся к случаю госпожи Энатоски.  

В главе XIV было упомянуто, что она жаловалась  

на внезапно подступавшую депрессию. Можно напом-  

нить также, что она прошла курс в ассоциации <Ано-  

нимные алкоголики>, курс гипноза, а также психо-  

терапии в сочетании с дзэн-йогой. Она доверилась  

методу структурного и трансакционного анализа и  

очень скоро стала осуществлять социальный контроль  

над играми, разыгрывавшимися у нее с мужем и сы-  

ном. В ее случае самым точным диагнозом была шизо-  

истерия. Далее будет подробно описан ход лечения с  

фиксацией самого существенного, что происходило на  

каждом сеансе.  

 

1. 1 апреля. Пациентка пришла на первую беседу  

вовремя. Она рассказала, что лечилась у других врачей,  

но не удовлетворена лечением, обратилась в муници-  

пальную клинику, где врач, выслушав ее, порекомен-  

довал ей обратиться к доктору К. По ходу разговора  

ей были заданы вопросы, касающиеся наиболее  

существенных моментов, чтобы прояснить ее пси-  

хиатрическую историю. Она рассказала, что в течение  

десяти лет была алкоголичкой и вылечилась, пройдя  

курс в ассоциации <Анонимные алкоголики>. Привыч-  

ку к выпивке она приобрела в восемнадцать лет,  

когда психически заболела ее мать. Приступы депрес-  

сии начались в это же время. Были заданы вопросы  

о прежнем психиатрическом лечении. Были выяснены  

демографические данные: возраст тридцать четыре го-  

да, протестантка, замужем первый раз, муж механик,  

образование среднее. Были заданы также вопросы о  

профессии отца, возрасте вступления в брак, братьях  

и сестрах и возрастной разнице между ними, воз-  

расте ее детей. При этом опросе был выявлен один  

из травматических моментов: ее отец очень много пил,  

и родители расстались, когда ей было семь лет.  

 

211  

 

Медицинское освидетельствование выявило голов-  

ные боли, ригидность руки и ноги, аллергию, за-  

болевание кожи; были перечислены все операции,  

ранения, тяжелые заболевания. Опрос касался и пси-  

хопатологии, начиная с детского возраста: сомнамбу-  

лизм, сосание пальца, ночное недержание, заикание  

и другие дошкольные проблемы. Было выяснено, какие  

медикаментозные средства она употребляла. Затем ее  

попросили рассказать о своих сновидениях. Вот одно  

из недавних: <Они вытащили мужа из воды. Он был  

ранен в голову, я начала кричать>. Она под-  

черкнула, что часто слышит голоса изнутри и сна-  

ружи. Полученных данных было достаточно для пред-  

варительного хронологического изучения.  

 

Примечание. Данные были записаны очень осто-  

рожно, вся беседа протекала в духе естественного  

любопытства врача к истории жизни пациентки. Она  

могла строить свой рассказ свободно, не вовлекая  

врача в игру <Первый раз у психиатра>. Так как  

она жаловалась на жесткость в руке, ей была реко-  

мендована консультация у невропатолога.  

 

II. 8 апреля. Невропатолог установил артрит, но не  

назначил никакого специального лечения. На этот раз  

пациентка вела беседу в духе психологического об-  

зора. Она спонтанно заявила, что любит одобрение,  

что иногда бунтует, <как маленькая девочка>, и что  

ее <взрослая часть> осуждает ее за это. Ей было  

предложено дать больше свободы <маленькой девоч-  

ке>. Она ответила, что это довольно стыдно. <Я люблю  

детей и знаю, что не. могу жить на той высоте,  

которой ждет от меня отец. Я устала -и пытаться>.  

Это касалось также и ожиданий ее мужа. Ей объяс-  

нили, что такие ожидания называются Родитель-  

скими. Она сказала, что главные Родители в ее  

жизни муж и отец. У нее была соблазняющая ма-  

нера поведения по отношению к мужу и почти такая  

же по отношению к отцу. Когда родители разводились,  

она думала, что смогла бы удержать, отца.  

 

Примечание. Отношение пациентки к структурному  

анализу уже очевидно. Она самостоятельно отличает  

<маленькую девочку> от <взрослой части>. Следует  

закрепить эту трихотомию не очень директивам пу-  

тем. С другими пациентами это можно было бы сде-  

лать лишь на четвертом сеансе или позднее.  

 

III. 15 апреля. Она не любит, чтобы ей указывали,  

что делать, особенно женщины. Но на родителей  

реакция другая. Она говорит, что при ходьбе у нее  

ощущение, будто она идет по яйцам. Именно так  

ходят маленькие девочки. Речь опять идет о Ребенке.  

Она сказала: <Это именно так! Когда я говорила  

это, я видела маленькую девочку... Трудно поверить,  

но для меня это имеет смысл. Я вспоминаю, что не  

хотела ходить. Они тащат тебя за плечо, и ты бе-  

сишься... А ведь я делаю то же со своим сыном.  

Я знаю, что он чувствует, говорю, что не должна  

его упрекать, а сама это делаю. Вероятно, в этот  

момент во мне говорит моя мать. Это и есть та  

Родительская часть, о которой вы говорили? Мне  

даже немного страшно>.  

 

Именно в этот момент было сделано замечание,  

что ничего таинственного или метафизического в диаг-  

ностическом суждении нет.  

 

Примечание. Пациентка чувствовала феноменоло-  

гическую реальность Ребенка и внесла новые элементы




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 841
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 18 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 5 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 6 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 7 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 8 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 9 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 10 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 11 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 12 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 13 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 14 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 15 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 16 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 17 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 20 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 21 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 27 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 26 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 24 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 23 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 4 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 3 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 2 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 22 страница
  • Анджело Дэвид Ди » Критические точки и мосты » 1 страница
  • Анджело Дэвид Ди » Критические точки и мосты » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь