Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапияпроцесс первый, неопсихики - процесс второй, эксте- ропсихики - то, что напоминает идентификацию. Следовательно, Ребенок стремится развивать процесс первый, но вероятностное программирование имеет тенденцию туда вклиниваться. Взрослый осуществляет процесс второй, но внутреннее программирование (импульсивное) стремится противоречить этой функ- ции. Что касается Родителя, он имеет тенденцию функционировать по параметрам заимствования или поражения, но это может быть нарушено внутрен- ним программированием или программированием ве- роятности.
Эти ситуации сходны с теми, которые рассмат- ривались выше в случае заражений, хотя заражения были описаны в понятиях пространственных, а здесь принимается функциональная точка зрения.
Родитель имеет две манеры поведения: одна пи- тающая, другая запретительная. Теперь можно их рас- смотреть с точки зрения функциональной, а раньше использовались только исторические данные. Функ- циональная интерпретация связана с инстинктом смерти, в зависимости от того, принимается он или нет. Если да, то обе манеры поведения рассматри- ваются как состояния Я экстеропсихическйе, внутрен- не программируемые: питающая манера будет опреде- ляться через либидо, а запретительная манера через мортидо. Если концепция инстинкта смерти не прини- мается, то питающий Родитель программируется внутренне (например, через эндокринный процесс), а запретительный Родитель может рассматриваться как программируемый извне.
Родитель описывался также и как влияние, и как активное состояние Я. Теперь ясно, что в первом случае это относится к программированию внешнему (как случай с коммерсантом. Взрослый кото{юго продолжал работать, движимый чувством долга), а вторая формула-относится к активному состоянию Я, которое можно программировать по одному из трех путей или их комбинаций: <как мама, когда она нежит меня во время болезни> (внутренний); <как мама, счета из бакалейной
когда она
опротестовывает 205
лавочки> (вероятность); <как мама, когда она дает мне по попе> (внешний или внутренний мортидо). Очевидно, что это соотносится также со структурой второй степени Родителя, если его описывают с функциональной точки зрения, а не феноменоло- гически. Теперь легче установить разницу между Ре- бенком воспитанным (адаптированным) и Ребенком естественным. Ребенок адаптированный - это со- стояние Я археопсихическое с внешним программиро- ванием; а Ребенок естественный - это состояние Я археопсихическое с внутренним программированием.
Гипотеза или концепция программирования осо- бенно необходима для разрешения трудностей, встре- ченных при состоянии Я Взрослом. Пример ее по- лезности можно увидеть при различении автори- тета разумного и авторитета авторитарного. Разумным авторитетом может быть и диктатор, и монарх типа царя Соломона или даже полицейского-регулировщи- ка. Ярким современным примером может служить британский колониальный администратор: его позиция по отношению к местному населению типична для специалиста по выработке статистических данных, но его поведение отеческое, и решения, которые он при- нимает, соотносятся с Детскими аспектами людей, которыми он управляет. Такой тип личности можно было бы назвать Взрослый, программируемый Роди- телем, как показано на рис. 20,а. Позиция авто- ритарного властителя или диктатора, большого или маленького, - навязать свою волю подданным, и к статистическим данным он обращается для того, чтобы все рассчитать и оправдать свою тиранию. А так как его Сам подлинный есть Родитель <в глу- бине самого себя>, он и сам верит в то, что говорит. В этом случае речь идет о Родителе, программи- руемом Взрослым, как представлено на рис. 20,6. (Можно в дополнение поговорить о неограниченной власти римских императоров, программируемых Ре- бенком, которые осуществляли на практике свои архаические фантасмы.)
То, что здесь говорилось о детерминантах на осно- ве обобщенного клинического материала, натолкнуло на мысль о другом круге понятий, созданных давно на основе аналогичного материала. Эта соотнесенность является источником большого удовлетворения, так
1 РшиМШММ WUV>tW ВН>- fTш"1Ї" ТЛччч>
б) НттршА <<ГОР"": рсймсш, чтЇтчW"~ Яикклы>
Рис. 20. Программирование
как подтверждает жизненность обеих систем с по- мощью серии независимых наблюдений. Понятия Это, Я, Сверх-Я немного трансформировались в жаргон, благодаря ученикам Фрейда, поэтому лучше не употреблять их в строгом изложении с ориги- нальными формулировками.
Это. <Содержание этого понятия включает все то, что существо приносит, рождаясь на свет, и что было законно определено, то есть прежде всего толчки (ритмы), происходящие из соматической орга- низации и находящие в Это (в формах, которые нам неизвестны) первый способ физического выраже- ния... Эта самая древняя часть физического аппа- рата остается на протяжении всей жизни самой важной>. Такое описание очень квалифицированно определяет не только современное понятие актив- ности Это, но также гениальные факторы и питаю- щее материнское поведение, и в этом смысле активность Это похожа на внутреннее программиро- вание.
Я. <Оно обеспечивает самосохранение... Что ка- сается внешних воздействий, Я учит различать воз-
207
буждения, аккумулируя (в памяти) опыт, который они дают, удаляя возбуждения очень сильные, при- спосабливаясь к возбуждениям умеренным (путем адаптации), добиваясь модификации, подходящим путем и к своей выгоде, внешнего мира (деятель- ность). Что касается внутренних аспектов, Я ведет борьбу против Это с целью подчинения себе его требований, чтобы решать, могут ли они быть удовлет- ворены, или следует им сопротивляться до наступ- ления более благоприятного момента, или их следует погасить совсем>. Эта инстанция сходна с калькуля- тором для вероятностных расчетов, который само- программируется, имея специальные характеристики, и является моделью для неопсихического программи- рования.
Сверх-Я. <В течение длительного периода детства индивид зависит от своих родителей, и, развиваясь далее, он замечает, как внутри него формируется особая субстанция, через которую продолжает дей- ствовать родительское влияние... И не только лич- ностное влияние родителей действует на ребенка, но, переданные через родителей, и семейные традиции, и расовые, и национальные... Сверх-Я отдельного человека в течение его эволюции моделируется и на его предках>. Приходится признать, что Сверх-Я - это емкость для экстеропсихических влияний.
И в качестве резюме: <... Это и Сверх-Я имеют ту общую характеристику, что оба представляют роль прошлого; Это - роль наследственности, а Сверх-Я - роль других, в то время как Я определяется тем, что живет сейчас>.
Фрейд не стремится установить систематическую феноменологию, и вот как раз здесь структурный анализ может восполнить пробел в психологической теории, в точности так, как трансакционный анализ восполняет пробел в социальной теории, давая опре- деления элементарным (трансакции) и более крупным единицам (игры, сценарии) социального действия.
Примечания
Автор начал прибегать к структурному анализу с осени 1954 года. С 1956 года возникла необхо- димость сформулировать основные принципы транс-
208
акционного анализа игр, и это позволило наметить систематическую терапевтическую программу. Ре- зультаты двух начальных лет были изложены в отдель- ной работе и здесь даются в виде таблицы. Многие мои коллеги и пациенты были против цифровых показателей, так как не все можно отобразить в цифрах. Буквой Е обозначены неудачи (доброволь- ная госпитализация), буквой О обозначены не очень большие улучшения в состоянии или поведении, бук- вой А обозначено количество безусловных удач.
Линия Р обозначает количество психопатических личностей, а линия Н - все другие пациенты.
23 42
Количество Проценты ЕОА БОА 2318 101278 01428 03367
Неудачи легче зафиксировать в цифрах, чем уда- чи, особенно в частной практике и в индивидуаль- ном лечении.
По опыту, продолжительность лечения устанавли- валась от семи недель и выше. Семь недель соот- ветствуют естественному биологическому циклу. .Обычно требуется 39-45 дней, чтобы границы Я подверглись изменениям и зафиксировались в новом положении. Это и период акклиматизации в новом доме. И семь недель считается в том случае, если лечебные сеансы проходят регулярно, а если нет, то это уже другой счет.
Количество психоаналитиков, которые сообщали о таких структурных проблемах, как соскальзывание в другое состояние Я, или говорили о состояниях Взро- слого и Ребенка, просто удивительно, хотя большин- ство, за исключением Федерна и его учеников, ни- когда серьезно не интересовалось этими вопросами. X. Вейзенфельд привлек мое внимание к статье Экштейна и Валерштейна, в которой они подчерки- вают те же факты, но потом отступают от нату- ралистического подхода и углубляются в техниче- скую дискуссию о механизмах защиты. И как бы ни были интересны их выводы, они кажутся баналь- ными по сравнению с начальными, такими обещаю- щими наблюдениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕР ЗАВЕРШЕННОГО КУРСА ЛЕЧЕНИЯ
Данный случай иллюстрирует всю процедуру и результаты лечения, которые от начала и до конца основывались на структурном и трансакционном ана- лизе. Так как метод сравнительно молод, хотя его теоретические принципы и методика хорошо разрабо- таны, период наблюдения не был длительным. И тем не менее этот пример не является изолированным; благодаря достигнутым успехам, имеется целая группа успешно закончивших лечение людей, наблюдающих- ся в течение нескольких лет. У некоторых па- циентов симптоматическое и социальное улучшение было исключительно быстрым в контролируемых тера- певтических условиях.
Коротко остановимся на случае госпожи Хендрикс, тридцатилетней матери семейства. Впервые она появи- лась в кабинете врача десять лет назад, у нее было депрессивное состояние. В течение года она лечилась по обычной методике поддержки, и лечение было очень успешным. Через десять лет она вынуждена была повторно обратиться за помощью в худшем состоянии, с активными фантасмами самоубийства. На этот раз был применен структурный анализ и в течение шести недель был достигнут значительный прогресс. Таково было мнение не только пациентки
210
и врача, но и ее семьи и близких. Успех был достигнут и благодаря новой технике, отличавшейся от техники прошлого лечения. Шесть последующих недель были посвящены закреплению достигнутых ре- зультатов, и пациентка вернулась к нормальной жизни. Пример интересен тем, что болезнь была та же, врач тот же, временной интервал между двумя эпизодами достаточно большой, разными были только применен- ные методы.
Теперь обратимся к случаю госпожи Энатоски. В главе XIV было упомянуто, что она жаловалась на внезапно подступавшую депрессию. Можно напом- нить также, что она прошла курс в ассоциации <Ано- нимные алкоголики>, курс гипноза, а также психо- терапии в сочетании с дзэн-йогой. Она доверилась методу структурного и трансакционного анализа и очень скоро стала осуществлять социальный контроль над играми, разыгрывавшимися у нее с мужем и сы- ном. В ее случае самым точным диагнозом была шизо- истерия. Далее будет подробно описан ход лечения с фиксацией самого существенного, что происходило на каждом сеансе.
1. 1 апреля. Пациентка пришла на первую беседу вовремя. Она рассказала, что лечилась у других врачей, но не удовлетворена лечением, обратилась в муници- пальную клинику, где врач, выслушав ее, порекомен- довал ей обратиться к доктору К. По ходу разговора ей были заданы вопросы, касающиеся наиболее существенных моментов, чтобы прояснить ее пси- хиатрическую историю. Она рассказала, что в течение десяти лет была алкоголичкой и вылечилась, пройдя курс в ассоциации <Анонимные алкоголики>. Привыч- ку к выпивке она приобрела в восемнадцать лет, когда психически заболела ее мать. Приступы депрес- сии начались в это же время. Были заданы вопросы о прежнем психиатрическом лечении. Были выяснены демографические данные: возраст тридцать четыре го- да, протестантка, замужем первый раз, муж механик, образование среднее. Были заданы также вопросы о профессии отца, возрасте вступления в брак, братьях и сестрах и возрастной разнице между ними, воз- расте ее детей. При этом опросе был выявлен один из травматических моментов: ее отец очень много пил, и родители расстались, когда ей было семь лет.
211
Медицинское освидетельствование выявило голов- ные боли, ригидность руки и ноги, аллергию, за- болевание кожи; были перечислены все операции, ранения, тяжелые заболевания. Опрос касался и пси- хопатологии, начиная с детского возраста: сомнамбу- лизм, сосание пальца, ночное недержание, заикание и другие дошкольные проблемы. Было выяснено, какие медикаментозные средства она употребляла. Затем ее попросили рассказать о своих сновидениях. Вот одно из недавних: <Они вытащили мужа из воды. Он был ранен в голову, я начала кричать>. Она под- черкнула, что часто слышит голоса изнутри и сна- ружи. Полученных данных было достаточно для пред- варительного хронологического изучения.
Примечание. Данные были записаны очень осто- рожно, вся беседа протекала в духе естественного любопытства врача к истории жизни пациентки. Она могла строить свой рассказ свободно, не вовлекая врача в игру <Первый раз у психиатра>. Так как она жаловалась на жесткость в руке, ей была реко- мендована консультация у невропатолога.
II. 8 апреля. Невропатолог установил артрит, но не назначил никакого специального лечения. На этот раз пациентка вела беседу в духе психологического об- зора. Она спонтанно заявила, что любит одобрение, что иногда бунтует, <как маленькая девочка>, и что ее <взрослая часть> осуждает ее за это. Ей было предложено дать больше свободы <маленькой девоч- ке>. Она ответила, что это довольно стыдно. <Я люблю детей и знаю, что не. могу жить на той высоте, которой ждет от меня отец. Я устала -и пытаться>. Это касалось также и ожиданий ее мужа. Ей объяс- нили, что такие ожидания называются Родитель- скими. Она сказала, что главные Родители в ее жизни муж и отец. У нее была соблазняющая ма- нера поведения по отношению к мужу и почти такая же по отношению к отцу. Когда родители разводились, она думала, что смогла бы удержать, отца.
Примечание. Отношение пациентки к структурному анализу уже очевидно. Она самостоятельно отличает <маленькую девочку> от <взрослой части>. Следует закрепить эту трихотомию не очень директивам пу- тем. С другими пациентами это можно было бы сде- лать лишь на четвертом сеансе или позднее.
III. 15 апреля. Она не любит, чтобы ей указывали, что делать, особенно женщины. Но на родителей реакция другая. Она говорит, что при ходьбе у нее ощущение, будто она идет по яйцам. Именно так ходят маленькие девочки. Речь опять идет о Ребенке. Она сказала: <Это именно так! Когда я говорила это, я видела маленькую девочку... Трудно поверить, но для меня это имеет смысл. Я вспоминаю, что не хотела ходить. Они тащат тебя за плечо, и ты бе- сишься... А ведь я делаю то же со своим сыном. Я знаю, что он чувствует, говорю, что не должна его упрекать, а сама это делаю. Вероятно, в этот момент во мне говорит моя мать. Это и есть та Родительская часть, о которой вы говорили? Мне даже немного страшно>.
Именно в этот момент было сделано замечание, что ничего таинственного или метафизического в диаг- ностическом суждении нет.
Примечание. Пациентка чувствовала феноменоло- гическую реальность Ребенка и внесла новые элементы Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|