Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапияполномочиями, но когда этот период закончился, Родитель восторжествовал, и учитель не притраги- вался к спиртному. Но он теперь терроризировал своих учеников: теперь они имели дело с его Роди- телем, а не с его Взрослым. В те годы, когда он пил, он не был счастлив, потому что Родитель осуждал его поведение, но он был хорошо организован.
Понятие <зрелость> имеет особый смысл в струк- турном анализе. На основании солидных клинических данных можно принять без доказательств, что в каж- дом человеке существует хорошо развитый Взрослый и что, согласно структурному анализу, не существует личностей незрелых. Существуют люди, у которых Ребенок владеет исполнительной властью и которые ведут себя так, как будто они достигли зрелости, но если терапевтическое вмешательство преуспеет снабдить Взрослого полномочиями, их поведение становится зрелым, как это было в случае госпожи Прим. Таким образом, поведение может быть незре- лым, но сам индивид таковым быть не может (за исключением, может быть, органических нарушений). Радио, которое не включено, не работает, хотя оно способно работать, когда его включают. Пациент оши- бается, когда думает, что у врача нет радио или оно сломано, если во время беседы не играет му-
Большой опыт автора позволяет утверждать, что у всех страдающих неврозами, шизофренией, умствен- ной отсталостью, психопатией Взрослый вполне сформирован. Проблема не в том, что этим людям недостает зрелости, а в том, что очень трудно <вклю- чить> их Взрослого. И так как слова <зрелый> и <незрелый> имеют такое несчастливое значение и судьбу, лучше совсем вычеркнуть их из клини- ческого словаря. Биологи единственные, кто исполь- зует это слово, остальные успешно пользуются словом Родитель.
Глава VI СИМПТОМАТОЛОГИЯ
Чтобы понять частные проблемы, характерные для данной области, лучше начать с создания общей картины. Структурные диаграммы, выполненные в двух измерениях, были бы нагляднее в трех или, будь это возможно, четырех измерениях. Но и в данном виде они призваны стимулировать размыш- ление.
Инстинктивно Родитель помещен наверху, а Ре- бенок внизу. Такая интуиция имеет солидные мо- ральные основания. Родитель есть направляющая сила в этических чаяниях и жажде превосходства; Взрос- лый занимается земными реальностями объективной жизни, а Ребенок - это чистилище и иногда ад для архаических (устарелых) тенденций. Это образ мыс- лей, который казался естественным для всех народов во все времена.
Фрейд в своей книге, посвященной интерпретации снов, приводит цитату из Вергилия: <Если я не могу склонить богов, то приведу в действие силы ада>.
Эта моральная иерархия подкрепляется клиничес- ким опытом: Родитель есть самый слабый член, Взрос- лый менее легко лишается полномочий, а Ребенок кажется почти неутомимым. Под влиянием алкоголя, например, Родитель опьяняется первым; по сравне- нию с ним Ребенок держится лучше, и это делает его в социальном плане более приятным; затем следует очередь Взрослого, и вот здесь объективные оценки
физической реальности начинают ослабевать. Если дозы будут увеличены, то Ребенок, освобожденный от своих пут, поколебленный своей свободой, начи- нает падать в обморок. Распространенное мнение, что люди обретают свое подлинное лицо под влия- нием алкоголя, означает, что Ребенок, подчиняю- щийся приказаниям Родителя и Взрослого, уступает место Ребенку естественному по мере того, как верх- ние уровни функционирования стираются. Когда влия- ние опьянения исчезает, этот приказ может быть опрокинут в соответствии с принципом ортриогенеза, сформулированным Федерном.
С учетом некоторых сложных явлений и некоторых идиосинкразий ситуация такая же, как во время сна. Моральное существо в состоянии бдительности под гипнозом уступает место аморальному, но с практи- ческим умом и разбуженному. Вместо того чтобы думать о поведении, которое диктовали бы мораль, практика или удовольствие, в полусне оно начинает спрашивать себя, что предпочло бы делать, не забо- тясь о моральных проблемах, но не упуская из виду возможных реальностей. Когда вдруг наступает сон, этика и запреты меркнут в забвении, как и объек- тивный мир реальности со своими физическими и социальными ограничениями, так что Ребенок отно- сительно свободен продолжать свой магический бег в мечтах. Правда, некоторые следы функционирования Взрослого и Родителя иногда видны, но это не проти- воречит иерархическому принципу; они обусловлены наличием в Ребенке архаических Родительских влия- ний и чувства реальности. Именно это отличает самым решительным образом явление Детского сос- тояния Я от концепции Это. Термин <Ребенок> обоз- начает состояние, которое существует или существо- вало ранее, в то время как Фрейд описывает Это как <хаос, котелок, полный бурлящих эмоций... никакой организации, никакой воли>.
Симптомы суть все проявления состояния Я един- ственного и четко определенного, активного или исключительного, будь они результатом конфликтов, согласий или заражений между двумя различными состояниями Я. Следовательно, в структурном анализе первая задача симптоматологии - установить, каково состояние Я, которое сейчас проявляется в симпто-
мах. Эта операция в некоторых случаях легка, а в других требует большой тонкости в диагностиро- вании и большого опыта.
Недовольство господина Труа шумом воспроиз- водило отношение его отца и было явно Родительским. Педантизм доктора Кинта и скрытность госпожи Огден требовали очень скрупулезного изучения. Когда Родитель у господина Труа был отстранен, это приво- дило к тому, что он много пил и вел себя импуль- сивно; как в том, так и в другом случае проявлялся Ребенок, как и при плохом настроении у Кинта и приступах тревоги у Огден. Это означает, что в каж- дом случае некоторые черты характера были выра- жением одного состояния Я, в то время как не- которые симптоматические проявления - выраже- нием другого.
На основании этих двух принципов можно ана- лизировать психиатрические симптомы в структурной терминологии, включая те, при которых разверты- вается одновременная активность двух различных сос- тояний Я.
Галлюцинации являются обычно проявлениями Родителя: примером могут служить голоса, слышимые госпожой Прим. Два наиболее часто встречающихся типа галлюцинаций - непристойные эпитеты и при- зывы к убийству. Можно с уверенностью сказать, что обвинение: <Ты гомосексуалист> и приказ: <Ты должен его убить!> являются пережитками Роди- тельских воспоминаний.
Если голос исходит из Родителя, то публика сос- тоит из Ребенка и, иногда, зараженного Взрослого. В помраченных состояниях, обусловлены ли они ин- токсикацией, острым приступом шизофрении или го- мосексуальным страхом. Взрослый смещен и Ребе- нок остается единственным слушателем. При неко- торых состояниях паранойи Взрослый, активный, но зараженный, присоединяется к Ребенку и тоже слы- шит голос. В более редких случаях, когда голос исхо- дит из Ребенка, зараженный Взрослый тоже слышит голос.
Этот момент можно прояснить с помощью рис. 6, а, на котором представлены три состояния Я, но четыре области. Если Сам подлинный в какой-то момент есть Взрослый, то голоса, исходящие из Ребенка
Область Родителя
Область Взрослого
Область заражения
Область Ребенка
Область Родителя
Область Взрослого
Область Ребенка
в) - бред б) - страннах идея Рис. 6. Структура бреда (мании, психоза)
или Родителя, могут (если они произведены зара- женным участком) быть восприняты как произне- сенные вне человека. На этом участке опыт реаль- ности является дефектным, потому что участок как будто принадлежит Взрослому, а на самом деле яв- ляется вторжением ирреального Ребенка. Если учи- тывать необходимые топологические перемещения, эта ситуация очень правдоподобна, с точки зрения неврологической. Если вербализация произведена на участке, выделенном из Взрослого, она будет вос- приниматься не как галлюцинация, а как сознатель- ный голос, то есть внутреннее явление. В этом случае дефектный участок будет производить что-нибудь другое и результатом будет психопатологический сим- птом другого типа.
Бред в основном является симптомом Ребенка, но он зарождается на зараженном участке (рис. 6,а), который находится в границах Я Взрослого. Бред, следовательно, соответствует Я Взрослого, что оз- начает, что реальный опыт не может действовать, пока не будут очищены границы между Взрослым и Ребенком, как показано на рис. 6,6; в этом случае бред становится несовместимым с Я Взрослого и воспринимается не как бред, а как странные идеи; и это продолжается до тех пор, пока Взрослый
остается Сам подлинный. Взрослый говорит себе: <Часть меня думает, что это вот так, но я-то так не думаю>. Но если Взрослый смещен, а Ребенок становится Сам подлинный, то человек скажет: <Я думаю, что это в самом деле так>, так как теперь идея соответствует Самому подлинному.
В случае господина Труа, у которого Родитель и был Сам подлинный, эквиваленты того, что было бредом в психопатическом состоянии (когда Ребенок был Сам подлинный), отвергались со злобой, в чисто Родительской манере, как глупые, идиотские идеи, с намеком: <Смерть маленьким негодяям с такими идеями>.
Границы Я, кажется, ведут себя как сложные мем- браны с очень избирательной проницаемостью. Повреждения границы между Взрослым и Ребенком могут вызвать симптом, принадлежащий к группе пограничных симптомов: чувство ирреальности, стран- ности, деперсонализации; явления дежа вю и его аналоги и хорошо известное дежа раконтэ. Тяжесть этих симптомов, как и других, зависит от манеры распределения свободных полномочий. Если Взрослый есть Сам подлинный, все симптомы относятся к пси- хопатологии повседневной жизни; если Ребенок есть Сам подлинный, они образуют часть психопатичес- кого материала. Так или иначе, они являются патогно- монами повреждений границ, что поддается лечению с трудом, будь оно сложно или не очень.
Пациент, который, выслушав внимательно врача, говорит ему: <Почему я должен вас слушать, если вы не существуете?>, полностью потерял чувство реальности. В его случае Сам подлинный есть Ре- бенок, который исключил Взрослого, блокируя гра- ницу между двумя состояниями Я. Следовательно, неопсихическая выработка данных, хотя и не раз- рушена, не может повлиять на Ребенка. Он ведет себя так, будто Взрослого не существует, и эта ситуа- ция влечет за собой как вторичный фактор ощу- щение, что внешний мир не существует. В случаях такого типа гипотеза могла бы быть проверена, если бы было установлено, что Ребенок был отрезан от мира.
Теперь Взрослый слышит и понимает, что ему говорит врач, но данные, получаемые Взрослым, не
достигают Ребенка, который и говорит, что этих данных не существует, то есть что врача не сущест- вует. Призыв к разуму Взрослого не достигает Ре- бенка. Структура чувства отчужденности такова же, как ни странно, как и структура интуиции (insight). Здесь внешний мир теряет первоначальный смысл вследствие исключения Ребенка Взрослым. Архаичес- кая выработка данных, свойственная Ребенку, не входит больше в игру, и Взрослый чувствует эту потерю в форме странности, необычности, отчужден- ности. Таким образом, Сам подлинный есть Ребенок в ощущении ирреальности и он же Взрослый в ощу- щении странности; в обоих случаях речь идет о функциональном склерозе заинтересованной границы. При психотерапии insight (интуиция, понимание) появился, когда Взрослый был обеззаражен и граница между Ребенком и Взрослым установилась надле- жащим образом. Таким образом, чувство странности, как и insight, обусловлено усилением границы между Взрослым и Ребенком в момент, когда Взрослый есть Сам подлинный, но в одном случае усиление является патологическим, а в другом ведет к восста- новлению нормальных процессов. (Insight может произойти и на уровне границы между Родителем и Взрослым, но об этом позднее.)
Случай господина Эннат, холостого биолога двад- цати четырех лет, является примером исключения Ребенка при чувстве странности. Он рассказал, что однажды на охоте ему вдруг все показалось бес- смысленным и это чувство осталось. Он подчинился ежедневной безрадостной рутине. Его Взрослый искал объяснения и облегчения с помощью интеллектуаль- ных средств. Он начал интересоваться происхожде- нием Вселенной, жизни, своиМ собственным Я в фило- софском плане. Выбор профессии имел целью прежде всего ответить на эти вопросы и, казалось, был про- диктован инфантильным сексуальным любопытством. Было ясно, что монашеская жизнь привела к ак- кумуляции сексуального напряжения у Ребенка. А так как сексуальность Ребенка имеет садистскую ориен- тацию, такая ситуация не была здоровой. В то же время ярость Ребенка против отца делалась более интенсивной; чтобы разрешить эти два типа напря- жений, он исключил Ребенка и платил теперь эа
это огромную цену. Хотя он считал, что для него ничего не имеет смысла (то есть для его Взрос- лого Я), было очевидно, что Ребенок продолжает интересоваться окружающим миром. И когда кто- нибудь из группы спрашивал о его чувствах, он ударял себя кулаком по бедру и кричал: <Я не знаю, почему я так чувствую!> Он сам (то есть его Сам подлинный) не осознавал, что при этом ударяет себя, и был искренне удивлен, когда его внимание обратили на этот факт. Расспросы пока- зали, что этот жест был следом, связанным с при- учением его к чистоте; то есть события, происхо- дившие вокруг, были полны смысла для его Ребенка, но не имели никакого смысла для Взрослого. Это можно объяснить отсутствием коммуникаций между археопсихикой и неопсихикой.
В случае деперсонализации могут быть вырабо- таны очень эффективные, но деформированные пом- раченным Ребенком соматические стимулы. Однако эти деформации остаются непонятными Взрослому, так как они не присущи состоянию Я Взрослого, а если станут таковыми, то из чувства деперсона- лизации трансформируются в делирии телесных из- менений, что означает: Взрослый пришел на помощь Ребенку, рационализируя воображаемые изменения. Возражения против <чувств> являются проявлениями Взрослого, в то время как делирии - Ребенка. Сома- тический деформированный образ не представляет собой новое явление, он оставался латентным с дет- ского периода до тех pop, пока повреждение гра- ницы Я между Взрослым и Ребенком не позволило ему проникнуть в зону неопсихики и спровоцировать там помрачение.
Согласно этой гипотезе, следовало бы найти в фазе продромального периода склероза границы, а симптом укажет тонкую щель, где эффекты были бы локализованы, временно или постоянно, подхо- дящими оборонительными мерами.
Все симптомы, о которых говорилось до сих пор,- галлюцинации, бред, пограничные симптомы - имеют шизоидный характер. При мании величия Родитель исключается Ребенком с помощью зараженного Взрос- лого так, что неопсихическое рассуждение (мне- ние, взгляд), хотя и ослабленное, остается в силе.
Если мания проявляет себя. Взрослый и Родитель лишаются полномочий обретшим власть Ребенком, ко- торый получает свободу дяя необузданной активности. Исключение представляет собой как бы зеркало, поли- рованное с одной стороны: Родитель, скандализован- ный, но лишь временно лишенный прав, может наб- людать все происходящее. Ребенок пользуется Роди- тельской невозможностью действовать, но вполне сознает, что за ним наблюдают. Отсюда и происхо- дят делирии дежа вю, дежа коню. Сведение счетов может быть ужасным. Когда Ребенок исчерпает себя. Родитель восстановит свои права и возьмет Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|