Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека



8 страница


В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты.  

-------------------------------------------------  

Первая диада: сенсорно-логический интроверт Т  

интуитивно-этический экстраверт Т  

Сенсорно-логический экстраверт (Маяковский), как и все экстраверты, не любит инициативы со стороны других. Тот, кто ее проявляет неинтересен, на зойлив, скучен и вообще не такой. Порой старается этого не показывать, изоб ражает вежливого (особенно если это девушка), но чувствует себя скверно. Че ловек с таким характером вовсе не сомневается, что имеет право на физичес кую сторону любви, если только он сам ее ищет, если она ему не навязана. Влечение, стремление к физической идентификации с другим человеком - дело понятное и обыкновенное. Это непререкаемая часть его природы. Его слабое место - чувства. Судя о других по себе, он знает и не сомневается, что мо жет быть желаем, но редко бывает уверен, что также и любим. Влечение - обык новенное средство самореализации. Любовь, психическая идентификация с дру гим человеком - не каждому доступная роскошь. Поэтому не может сам говорить о чувствах, пока не уверен, что партнер их ценит выше, чем он. А если про молвится, чувствует, как будто сам себя предал. Боится любви не как психи ческой идентификации с другим, а как незаконного желания, незаслуженной рос коши. Боится не только любви, но и любых других чувств. Он сам, как и его близкие уверен, что не знает страха, ненависти и т.п., не удивляется и не завидует.  

Эмоционально вполне откровенно чувствует себя только с интуитивно-эти ческим интровертом (Руссо), который, с одной стороны достаточно эмоционален, хорошо понимает чувства другого и не скрывает собственные, с другой - соз дает впечатление очень беспомощного, потерявшегося в жизни индивида. Только столкнувшись с таким человеком, сенсорно-логический экстраверт уверен, что над его чувствами никогда не посмеются. Даже если они будут отвергнуты, это покажется столь беспомощным и неправдоподобным, что не обидит. Кроме того, сенсорно-логическому экстраверту импонирует сексуальная сдержанность партне ра как предпосылка серьезных чувств и постоянства.  

Нередко говорят, что мужчина ищет женской слабости, т.к. только слабому не боится показать свою слабость. Это неправильно. Одни люди, насколько это касается разных типов ИМ, не слабее других. То же можно сказать о взаимоот ношениях этих людей. Сила сенсорно-логического экстарверта в его энергии, способности к логическим выводам и отречении от чувств. Его слабость в ста рании избежать показа чувств. Сила интуитивно-этического интроверта в его приспособлении к другим людям и умении манипулировать их эмоциями. Только сенсорно-логическому экстраверту может казаться, что любящая женщина привле кает его своим бессилием,т.к. на чувства и эмоции, которых не прячут, он смотрит как на слабость. Для нее же он не менее беспомощен. Ведь выбирая между сенсорно-логическим экстравертом и сенсорно-этическим экстравертом, выбирает первого только из-за его "беспомощности", несмелости в любви.  

Вторая диада: сенсорно-этический экстраверт Т  

интуитивно-логический интроверт Т  

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон) не только не скрывает своих чувств, но наоборот ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, высказывает свое восхищение и словами, и взглядом. Он всегда за полноценную любовь, за физическую и психическую идентификацию, если только ему это нужно. Даже когда чувство кратковременное. Очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, а только диктовать. Наполеон, как и все сенсорные, много внимания уделяет эстетике окружения, чистоте, порядку. Он чаще всего обладает тем, что называется врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры для измерения содеянного не имеет, постоян но уверен, что сделал все, что мог.  

Жизнь сенсорно-этического экстраверта комплексуют требования близких об думать свою деятельность, вести себя умно. Чаще всего в эту ситуацию попа дают мужчины, т.к. логикой женского поведения меньше интересуются. Он этого не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестает считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от не го не требуют, пока его "уважают", с ним "считаются". Нельзя спорить с его логикой. Повлиять на него можно только противопоставляя его целям другие, более благородные и труднодоступные. Их инициативность и деловитость нас только велики, что никакая критика, даже постоянное ворчание интуитивно-ло гического интроверта, которым осуждается почти каждое проявление активности, не портит настроения. Даже наоборот,критика успокаивает, показывает, что они сделали и делают достаточно много, что их деятельность замечается. Это люди не самокритичны в отношении своей деятельности не потому, что ее переоцени вают, а потому, что недооценивают. Их подозревают в желании быть в центре внимания, а им лишь нужно чувствовать, что окружающий со всех сторон "хаос" они приводят к какому-то порядку, овладевают им.  

Благодаря своей инициативности и требовательности сенсорно-этические эк страверты довольно часто разочаровываются в объектах своих чувств. Те оказы ваются "не такими", недостаточно понимающими порывы их души. А сущность в том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабли ваясь. О таком и мечтают. Вот как студентка Рута описывает рыцаря своих меч таний: "Он должен быть красивый и унылый (напоминает главного героя романа Г.Гессе "Степной волк"). Глаза большие и печальные, неразговорчив, не произ носит комплиментов, и поэтому создает впечатление недосягаемого. Его мучают десятки проблем, на которые, по-моему, не стоит обращать внимания. Меня при тягивает его печаль, серьезность, стараюсь развеселить, поднять настроение, обрадовать. Поэтому если на вечеринке есть такой парень, я не скучаю, ожив ляюсь, становлюсь преувеличенно веселой, стараюсь развеселить его, прину дить если не к смеху, то хотя бы к улыбке". Это образное описание интуитив но-логического интроверта, который в своих чувствах очень постоянен, не склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательности люби мого. Вниманию партнера доверяет не скоро, ждет долгих доказательств, поэто му-то и выглядит недосягаемым, серьезным и таким нужным энергичному, настой чивому, уставшему от своего собственного непостоянства сенсорно-этическому экстраверту.  

Основная черта интуитивно-логического интроверта (Бальзак) - он не только сам редко проявляет инициативу, что в целом почти характерно для всех интровертов, но и подшучивает над теми, кто ее проявляет, когда без этого можно обойтись. Все деятельные, мол, лезут на сцену, хотят быть в центре внимания или разрываются из-за собственной глупости. Некоторые это восприни мают как трезвость взглядов, объективные независимые суждения, смелость в высказывании неприятных вещей. Других он настраивает дурно, т.к. всегда и везде ухитряется капнуть каплю дегтя. Интересно охарактеризовал этот тип Эрих Фромм (он называл его даже некрофилом, т.е. любящим смерть): "Его мож но узнать, - писал он,- по выражению лица: выглядит обычно так, будто приню хивается к дурному запаху, имеет необыкновенную способность омертвлять, ту шить все, к чему притрагивается. Скучный в общении, там, где появляется, гаснет оживленность, тухнут разговоры. Его привлекает все неживое, болезнен ное, мертвое или механическое." Сам Эрих Фромм - интуитивно-логический эк страверт,т.е. противоположность интуитивно-логического интроверта. Между ни ми нет общих точек мироощущения. Если интуитивный интроверт высказал свое мнение о проповеднике оптимистической философии - интуитивном экстраверте оно звучало бы не менее красочно. Даже когда люди с противоположным типом .им симпатизируют друг другу, они не понимают мотивов активности друг друга. Отсюда и недоверие. А для того,кому он нужен как психическое дополнение, он является носителем душевного спокойствия и отличается особой глубиной интел лекта. (Вспомним, что пишет студентка Рута о парне своих мечтаний).  

Интересное свойство интуитивно-логического интроверта - уступчивость. Он любит людей сильных, хорошо знающих свою дорогу и требующих уступок, людей, которые освобождают его от необходимости придумывать цели, а сами пользуют ся им придуманными методами действия. Но уступает лишь в том случае, когда считает, что так будет умнее, нужно, необходимо, иначе нельзя. Говоря по-другому, охотно действует лишь там, где может со спокойной совестью ска зать, что вынужден действовать, что иначе нельзя, нет выхода. В эротических отношениях они еще пассивнее, чем в любой другой деятельности. Вся инициати ва в руках партнера. Он "уступает", когда "иначе нельзя. Когда иначе неумно, когда требуют обстоятельства, разум, понимание, что выйти замуж или же ниться является в каком-то отношении правильным, необходимым. Его нередко называют мизантропом. Порой создается впечатление, что он вообще видит только черное и что он сам - злое и нехорошее существо. Нет. Он лишь живет все время будто бы опасаясь, что может что-нибудь проглядеть. Если он от ка кой-нибудь угрожающей неприятности (удачи его меньше интересуют) не предос терегал бы заблаговременно, то по-видимому, чувствовал бы себя лишним чело веком.  

Когда люди что-нибудь с энтузиазмом делают, возможные неудачи чаще всего забываются. Лишь увидев хорошее настроение интровертная интуиция начинает напоминать о том, что нечего радоваться, что это доступно любому глупцу и что еще неизвестно, сто из этого получится, - настроение портится, пыл угасает. Зато он непревзойденный утешитель, когда другим не везет, когда все падает из рук, когда судьба кажется враждебной. Сущность в том, что этот тип боится всех экстравертных эмоций, его раздражают как ра достные настроения, которые кажутся ему камуфляжем, мешающим видеть суть де ла, так и любое отчаяние, трагизм. Он их гасит. Он сам не может поступать под диктовку эмоций, отсюда отказ от чувствительности и склонность смотреть на всех, разрешающих себе быть такими, как на эгоцентричных детей, которых полезно хотя бы изредка возвратить в земную реальность. Вот это и нужно сен сорно-этическому экстраверту. Отлично, когда любящее существо может забла говременно подумать об ожидающих проделках судьбы, своими предупреждениями охраняет от любого удара, неожиданности, а если постигнет катастрофа, умеет показать релятивность зла во времени.  

Кроме того, нужно сказать, что его едкие замечания совершенно не портят настроения людям, которые довольны качеством содеянного. А все сенсорики ка чеством довольны. Слова "иначе и не могло быть", "выше носа не прыгнешь", которые на индивида с экстравертной интуицией действовали бы как осуждение, очень энергичного сенсорно-этического экстраверта лишь успокаивают. Убеж дают, что не его вина, если не сделано еще больше. Одно и то же одного мо рально успокаивает, а другому кажется упреком.  

Интуитивно-логический интроверт из отдельных элементов поведения друго го человека, его поступков, составляет как будто бы действующую модель. Поэ тому его невозможно чем-нибудь удивить. Отсюда его неудовлетворенность теми, в поведении кого не хватает понятной им последовательности, а поэтому нельзя составить такой бихевиористической модели поведения.  

Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты.  

-------------------------------------------------  

Первая диада: интуитивно-логический экстраверт Т  

сенсорно-этический интроверт Т  

Интуитивно-логический экстраверт /Дон Кихот/, как и все другие экстра верты, не любит внимания со стороны других лиц, которое превышает его соб ственную инициативу. Друзей выбирает сам. Не любит ни уступчивых, которые кажутся ему неопределенными, ни тех, кто пользуется уступками других. Но, как правило, уступает, а не наступает. Является исключительно плохим такти ком. Не только не умеет устанавливать с людьми нужное ему расстояние, но и не соображает о том, каким оно должно быть. Не умеет сердиться. упрямиться, отстаивать свои интересы. Поэтому тех, кто старается его использовать не ра ди какого-то нового, сложного и стоящего, интересного дела, что является его страстью, а ради чьих-то личных, "эгоистических" интересов, старается прямо рассердить. И поэтому часто славится плохим характером.  

Уступок и услуг делать не любит. Но то, что делает для дела, даже когда делает за других, уступкой не считает. "За других" не есть "для других". Чувства для него - табу, от них нужно бежать. Должен быть уверенным, что лю бой поступок есть результат логического объективного, а не субъективного этического мышления.  

Интуитивно-логический экстраверт видит объективные возможности партнера, но не его чувства. Является исключительно чутким там, где неосторожность мо жет ослабить жизненную активность другого человека. Любит упрямых, очень хо рошо знающих, чего они хотят, и вместе с тем веселых, теплых, спокойных сен сорных интровертов. Он человек слова, выполняющий все, что пообещал, даже если это оказывается невыгодным. Его страсть - забота о создании условий для жизненной активности других. Поддерживает активность всех людей, поддержи вает, руководствуясь своеобразным чувством объективного долга, а не эмоция ми. Апелляция на чувство долга, как и ни любое другое чувство, выбивает из равновесия, заставляет ощетиниваться и восставать. Отношения с ними портят ся сразу после намека на необходимость выполнять долг, хотя до этого време ни они могли делать гораздо больше, чем это сообразуется со здравым смыслом и нормальной практичностью. Интуитивно-логический экстраверт никогда никого не упрекает. Упрекнуть - это значит признаться в чувстве, а это выше его сил. Ему кажется, что у человека нет права на упреки. Упреков со стороны боится, как и любых других признаков агрессивности, столкнувшись с которыми приходит в ярость. Он и так уж употребляет слишком много энергии для подав ления чувств. На вызов, т.е. на любой упрек, чаще всего отвечает как "Если так, то, значит, я здесь не нужен", и уходит, хлопнув дверью. Но этих бес контрольных состояний боится, старается избежать. Одной из причин своеобраз ного желания перестараться в любой деятельности является желание избежать случайных намеков на долг, а тем самым и потери контроля над своими взаи моотношениями с людьми.  

В эротических чувствах очень сдержан. Положение осложняется экстравер сией, которая не позволяет поддаваться воле и инициативе другого. Засекре ченные чувства созревают трудно. Долго сомневается, сравнивает, обдумывает. Иногда нужны год или два лишь для того, чтобы самому себе, не сомневаясь, сказать "люблю". Еще тяжелее это показать другому, поэтому, если только мож но, от чувства стараются избавиться, чтобы в глазах другого не показаться смешным, слабым, зависимым и ничтожным. В чувствах партнера и его эмоцио нальных установках совершенно не разбирается. Допустив, после того как себе объяснит, что чувство- продукт собственного воображения, из памяти всплы вает множество доказательств симпатии любимого. Но только этому обрадуется и решит, сто собой бороться глупо, как память обеспечивает таким же количес твом доказательств противоположного толка. Любовь - неподвластный, бушующий в психике ураган. Сплошной бред, когда ничем другим невозможно заниматься и ни о чем другом невозможно думать. Это один из самых опасных видов платони ческой любви. На разговор о чувствах решаются только когда понимают, что они переросли в хроническую болезнь, от которой необходимо лечиться. Интересно, что не могут от них избавиться, пока нет уверенности /и только до тех пор пока ее нет/ в ответном чувстве. Духовное равновесие восстанавливается, как только исчезает двусмысленность, то есть когда объект определенно отказы вается от его симпатий или принимает их. Интуитивно-логический экстраверт из-за любви никогда не конкурирует. Если находится лицо, которое он считает более достойным внимания друга, уступает без щемящего чувства сожаления, ведь свою жизнь старается подчинить логике. Но если объект любви через неко торое время возвращается, ничего, кроме благодарности, не чувствует. Все ин туитивные экстраверты в быту рассеяны, невнимательны, им трудно ладить с ок ружающим миром вещей, и, если живут в одиночку, вокруг царит хаос, перед ко торым чувствуют себя беспомощными. Эту свою слабость знают, как и то, что другими быть не могут, поэтому их утомляет внимательность других. В партне ры полностью подходит только дружелюбный, постоянно хорошо и оптимистично настроенный сенсорно-этический интроверт /Дюма-отец/.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1200
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь