|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. Фокус проблемы лич- ности в социальной психологии Глава 18 ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ Две рассмотренные проблемы личнос- ти социализация и социальная установ- ка - раскрывают как бы две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Те- перь необходимо интегрировать эти две стороны и проанализиро- вать реальное поведение личности в системе связей с другими людь- ми, принадлежащими прежде всего к той же самой группе. Без этого социально-психологический подход к изучению личности окажется незавершенным, ибо фокус этого подхода - рассмотре- ние личности в условиях совместной деятельности и общения. Такой подход не претендует на исчерпывающее исследование лич- ности, она остается предметом изучения и в общей психологии, где в последние годы наметились новые линии анализа, в том числе фиксирующие и социально-психологический аспект. Так, В.А. Петровский выделяет три возможных аспекта исследования личности, когда личность рассматривается: 1) как свойство, по- груженное в пространство индивидуальной жизни субъекта; 2) как 303 свойство, существующее в пространстве межиндивидуальных свя- зей; 3) как свойство, находящееся за пределами интериндивидно- го пространства (т.е. как <погружение> в другого, <вклад> в друго- го, как <персонализация>) (Петровский В.А., 1992). Легко видеть, что второй аспект точно совпадает с тем фокусом интереса, кото- рый выделен в социальной психологии. (Что же касается третьего аспекта, то и внутри него, очевидно, возможна дальнейшая, более детальная социально-психологическая проработка.) Сохраняется свой аспект изучения личности и в социологии, где проблема иден- тичности решается в ключе, весьма близком к социально-психо- логическому (Ядов, 1994). Для социальной психологии важно понять личность как взаи- модействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное лич- ностью в процессе социализации, все сформированные у нее со- циальные установки не являются чем-то застывшим, но подверга- ются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль именно реаль- ной, конкретной группы очень велика: социальные детерминанты более высокого порядка (общество, культура) как бы преломляют- ся через ту непосредственную <инстанцию> социального, каковой выступает группа. Тезис о том, что <общим объективным основа- нием свойств личности является система общественных отноше- ний> (Ломов, 1984. С. 300), при более конкретном анализе требует рассмотрения того, как личность включается в различные виды общественных отношений и какова различная степень реализации ею этих общественных отношений. Способом такой конкретиза- ции и является обсуждение проблемы <личность в группе> в про- тивовес традиционной проблеме социальной психологии <личность и группа>. Только при такой постановке вопроса можно обеспе- чить всесторонний анализ проблемы социальной идентичности личности. Поставленная в связи с характеристикой психологии группы теперь эта проблема должна быть рассмотрена со стороны личности. Что значит: личность идентифицируется с группой? Какие психологические механизмы проявляются при этом? Что конкретно усваивает личность в группе и чем она эту группу <на- деляет>? Развернутые ответы на все эти вопросы могут быть най- дены только при условии детального исследования существования личности именно в группе. Принцип, гласящий, что <личностью не рождаются, а личнос- тью становятся>, должен быть также конкретизирован: личностью становятся и поэтому для личности небезразлично, в каких имен- но группах осуществляется ее становление, в частности, с какими другими личностями она взаимодействует. Если бы можно было 304 осуществить такое лонгитюдное исследование, в котором удалось бы проследить весь жизненный путь личности, то на поставлен- ный вопрос был бы дан исчерпывающий ответ. При этом можно было бы выявить, насколько значимо для становления личности <прохождение> ее через группы, предположим, высокого (или, напротив, низкого) уровня развития, богатые межличностными кон- фликтами, или, напротив, относительно бесконфликтные и т.п. Интересно, что в повседневной жизни, в обыденной практике эти факторы фиксируются. Так, например, при выяснении причин про- тивоправного поведения подростка изучается и характер отноше- ний в родительской семье, и в школьном классе, и в группе сверс- тников по месту проживания. Точно так же рассматривается в этом случае и вопрос о том, какое место занимал интересующий нас субъект в системе отношений данных групп. Однако очевидная для практики важность обозначенной проблемы не нашла до сих пор своего исчерпывающего теоретического и, еще более, экспе- риментального объяснения. На языке фундаментального исследования проблема должна быть сформулирована таким образом: какова зависимость форми- рования определенных качеств (свойств) личности от <качества> групп, в которых осуществляется процесс социализации и в кото- рых актуально разворачивается ее деятельность? Другая сторона этой проблемы: какова зависимость формирования определенных <качеств> группы (т.е. ее психологических характеристик) от того исходного материала (т.е. психологических характеристик личнос- тей), с которого начинается процесс оформления группы? Исследование качеств личности имеет весьма солидную тради- цию как в общей, так и в социальной психологии. Начиная с пере- числения различных качеств личности через описание их структу- ры, социальная психология пришла к выводу о необходимости понимания системы качеств личности. Но принципы построения такой системы до сих пор не вполне разработаны. В общем плане решение содержится, в частности, в работах А.Н. Леонтьева. Рас- сматривая саму личность как системное качество, он полагал,что такой подход должен диктовать психологии и новое измерение для исследования личности, <это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им?> (Леонтьев, 1983. С. 385). Можно, очевидно, построить систему качеств личности, расположив их в соответствии с этими основа- ниями. Но более подробный ответ на вопрос можно дать, только изучив проявления личности в тех реальных группах, в которых и организуется ее деятельность. Это не следует понимать слишком узко, т.е. лишь как функционирование личности только в своей 305 первичной среде - непосредственном окружении. Естественно, что должна быть изучена система групп, в которые включена лич- ность, в том числе и больших социальных групп, так как общие ценности общества, культуры она постигает именно в этих группах. Некоторые подходы к решению этих проблем намечены: изу- чается роль такого фактора, как <вхождение> личности в группу (Петровский, 1992); высказана идея о том, что каждая группа име- ет свое собственное <лицо>, и это значимо для индивидов, в нее включенных (Коломинский, 1976); в ряде исследований вместе с другими детерминантами поведения личности в группе изучался <статусный опыт индивида> (т.е. опыт, приобретенный в различ- ных группах пребывания на протяжении предшествующего жиз- ненного пути) и т.д. Чрезвычайно важная мысль была высказана в свое время В.С. Мерлиным: <Характер взаимоотношений в кол- лективе детерминирует формирование свойств личности, типич- ных для данного коллектива> (Мерлин, 1979. С. 259). Пожалуй, именно эта идея должна быть развита дальше, если мы хотим по- нять реальную ситуацию, в которой оказывается личность в груп- пе. Можно привести два ряда доводов в пользу того, почему непо- средственная среда деятельности личности - группа - действи- тельно <наделяет> личность определенными свойствами. Первый из доводов заключается в том, что результат активнос- ти каждой личности, продукт ее деятельности дан прежде всего не вообще, а там, где он непосредственно произведен, осуществлен, т.е. выступает как некоторая реальность. Но поскольку она возни- кает в группе, то здесь более всего очевидна мера участия каждой личности в общем усилии. Через долю в общем объеме деятель- ности личность как бы сопрягается с другими членами группы, а следовательно, оценивается ими. Но такая оценка предполагает некоторые нормативы, с помо- щью которых она осуществляется. Значит, существуют такие лич- ностные качества, которые особенно значимы для данной группы, для данных условий деятельности. Будучи закреплены в оценках, они в определенном смысле как бы <предписываются> членам груп- пы. Выделяются четыре процесса, в которых развертывается меж- личностное оценивание: 1) интериоризация (т.е. усвоение личнос- тью оценок со стороны других членов группы); 2) социальное срав- нение (прежде всего с другими членами группы); 3) самоатрибу- ция (т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов); 4) смысловая интерпретация жиз- ненного переживания (Кон, 1984. С. 234). Конкретный вид этих процессов обусловлен характеристиками группы: самооценка каж- дого члена группы зависит от группового мнения (но лишь опре- 306 деленным образом: самооценка может идти и вразрез с мнением группы, что порождает сеть конфликтных ситуаций, например, в условиях школьного класса и т.п.); социальное сравнение предпо- лагает наличие кого- то <среднего> как точки отсчета, а это пред- ставление о <среднем> также формируется в группе и т.д, Экспе- риментальные исследования межлячностного оценивания в ма- лых группах подтверждают, что характер его различается, напри- мер, в группах высокого и низкого уровней развития. Сами этало- ны оценки оказываются различными, причем даже внутри одной и той же группы эгалоны неоднозначны, посколоку группа не- однородна по составу, е члены обладают различными нндибиду- альными психологическими особенностями (Кроннк, 19Й2). К со- жалению, относительный вес индивидуальных различии членов группы и свойств самой группы в формировании эталона оценки нс выяснен. Второй довод заключается в том, что всякая совместная дея- тельность в группе предполагает набор обязательных ситуации общения. В этих ситуациях проявляются также определенные ка- чества личности, что особенно наглядно видно, например, в си- туациях конфликта. В зависимости от наличия тех или иных ка- честв личность по-разному проявляет себя. причем всегда либо через сравнение себя с другими, либо через утверждение себя сре- ди других. Но эти <другие> - тоже члены той же самой группы, следовательно, демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой посредством приложения к этим качест- вам групповых критериев. Именно это также способствует наделе- нию личности <нужными> группе качествами. Принятие или непринятие личностью такой формы группово- го контроля зависит и от степени ее включенности в группу. Ка- кой бы по уровню развития ни была группа, индивидуальная по- зиция каждой отдельной личности зависит от меры значимости для нее групповой деятельности. Если даже принять тезис о том, что в группах высокого уровня развития, т.е. коллективах, цель совместной деятельности принимается всеми членами как своя собственная, то это не снимает вопроса о мере принятия этой цели каждой личностью в отдельности, т.е. включенности личности в групповую жизнедеятельность. Этот же показатель определяет и меру принятия или отверження такой формы группового контро- ля, как оценка качеств, необходимых в условиях совместной дея- тельности и общения. Оба приведенных довода требуют включения в социально-пси- хологический анализ личности и проблемы смыслоооразования. Традиционно изучаемая в общей психологии эта проблема нс освое- 307 Социально-психологи- ческие качества личности на социальной психологией. Вместе с тем обозначение фокуса со- циально-психологического исследования личности (<личность в группе>) предполагает изучение процесса смыслообразования в контексте таких феноменов, как социальное сравнение, социаль- ное оценивание и т.д. Подобно личностному смыслу, <групповой смысл> выступает как определенная реальность во взаимодейст- вии личности и группы. Соответственно двум сторонам этого вза- имодействия - совместная деятельность и общение - можно ус- ловно выделить два ряда социально- психологических качеств лич- ности: качества, проявляющиеся непосредственно в совместной деятельности, и качества, необходимые в процессе общения. При общей неразработанности пробле- мы качеств личности достаточно труд- но обозначить круг ее социально-пси- хологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богда- нов, 1983), зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие: 1. Различение трактовок самого понятия <личность> в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если <личность> - сино- ним термина <человек>, то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики чело- века. Если <личность> сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальны- ми свойствами. 2. Неоднозначность в употреблении понятий <социальные свой- ства личности> и <социально-психологические свойства личнос- ти>. Каждое из этих понятий употребляется в определенной систе- ме отсчета: когда говорят о <социальных свойствах личности>, то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотно- шения биологического и социального; когда употребляют понятие <социально-психологические свойства личности>, то чаще делают это при противопоставлении .социально-психологического и об- щепсихологического подходов (как вариант: различение <вторич- ных> и <базовых> свойств). Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ. 3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не <черты>, а другие единицы проявления (Асмолов, 1984. С. 59-60). 308 До тех пор, пока не получены однозначные ответы на принци- пиальные вопросы, нельзя ждать однозначности и в решении бо- лее частных проблем. Поэтому на уровне социально-психологи- ческого анализа также имеются противоречивые моменты, напри- мер, по следующим пунктам: а) сам перечень социально- психоло- гических качеств (свойств) личности и критериев для их выделе- ния; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно <социально-психологические спо- собности ). Что касается перечня качеств, то зачастую предметом анализа являются все качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г. Айзенка и Р. Кеттелла). В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фикси- руется специфика протекания отдельных психических процессов (мышление, память, воля и т.п.). Во многих зарубежных исследо- ваниях при описании методик для выявления качеств личности употребляется термин <прилагательные> (не наименование качеств, а <прилагательные>, их описывающие), где в одном ряду перечис- ляются такие, например, характеристики, как <умный>, <трудолю- бивый>, <добрый>, <подозрительный> и т.п. Лишь иногда выделяется какая-то особая группа качеств. Так, социально-психологические свойства личности рассматриваются как <вторичные> по отношению к <базовым> свойствам, изучае- мым в общей психологии. Эти социально-психологические свой- ства сведены в четыре группы: 1) обеспечивающие развитие и ис- пользование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оцени- вания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния; 3) более общие, связанные с Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|