|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииности открывается возможность изучить все соответствующие ат- рибуты субъекта деятельности - потребности, мотивы, цели груп- пы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к про- стой констатации актов индивидуальной деятельности вне опре- деленного <социального контекста> - данной системы общест- венных отношений. Принцип деятельности превращается, таким 49 образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии. 3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается тер- мином <методика>. Однако в ряде других языков, например в анг- лийском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы, если слово <метод> понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологи- ческих соображений. Суть внедрения предложенной <иерархии> различных методо- логических уровней заключается именно в том, чтобы не допус- кать в социальной психологии сведения всех методологичес-ких проблем только к третьему значению этого понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или эксперимен- тальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием - анкета, тест, социометрия - всегда применяется в определенном <методологическом ключе>, т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается также и в том, что философ- ские принципы не могут быть применены в исследованиях каж- дой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методи- ческих приемов, то они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в оди- наковой форме в рамках различных методологических ориента- ций, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их приме- нения, конечно, несут методологическую нагрузку. Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современ- ной логике и методологии науки под выражением <научное иссле- дование>. Следует помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит именно в опоре на <исследования>, а не на <спеку- ляции>. Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением <исследование - теория>. Поэтому, выяв- ляя черты современного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научно- го исследования: 1) оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, 50 Специфика научного исследования в соци- альной психологии с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно со- брать средствами, имеющимися в распоряжении науки: 2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выде- ление фактов, разработка методов измерения), логические (выве- дение одних положений из других, установление связи между ними) [1 теоретические (поиск причин, выявление принципов, формули- рование гипотез или законов) познавательные задачи; 3) для него характерно четкое разграничение между установ- ленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез; 4) его цель - не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные чер- ты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных дан- ных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях. Каждая из названных здесь черт науч- ного исследования имеет специфику в социальной психологии. Модель науч- ного исследования, предлагаемая в ло- гике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Вследствие этого многие существен- ные для других научных дисциплин черты оказываются утрачен- ными. В частности, для социальной психологии необходимо ого- ворить ряд специфических проблем, касающихся каждой из на- званных черт. Первая проблема, которая встает здесь, - это проблема эмпи- рических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. По вопросу о том, <допускать> ли в исследование данные этих двух видов, в социальной психологии идет ожесточенная дискус- сия: в различных теоретических ориентациях этот вопрос решает- ся по-разному. Так, в бихевиористской социальной психологии за данные при- нимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напро- тив. делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитив- ный мир индивида: образы, ценности, установки и лр. В других традициях данные социально-психологического исследования мо- гут быть представлены обоими их видами. Но это сразу выдвигает определенные требования и к методам их сбора. Источником лю- бых данных в социальной психологии является человек, но один 51 ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, дру- гой - для фиксации его когнитивных образований. Признание в качестве полноправных данных и того, и другого родов требует признания и многообразия методов. Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присут- ствует в социально-психологическом исследовании, все они де- лятся на два типа: а) корреляционные, основанные на большом мас- сиве данных, среди которых устанавливаются различного рода кор- реляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ог- раниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и кон- троле за ними. Опять-таки и в этом вопросе весьма значима теоре- тическая позиция исследователя: какие объекты, с его точки зре- ния, вообще <допустимы> в социальной психологии (предполо- жим, включаются ли в число объектов большие группы или нет). Вторая черта научного исследования - это интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. И эта черта весьма спе- цифично раскрывается в социальной психологии. Теориями в том понимании, в каком о них говорится в логике и методологии нау- ки, она вообще не обладает. Как и в других гуманитарных науках, теории в социальной психологии не носят дедуктивного характе- ра, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза <представляет> в социально-психо- логическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важ- нейшее звено социально-психологического исследования - форму- лирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследова- ний - отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение. С другой стороны, как бы ни сложно было построение теорий в социальной психологии, более или менее полное знание и здесь не может развиваться при отсутствии теоретических обобщений. Поэтому даже хорошая гипотеза в исследовании не есть достаточ- ный уровень включения теории в исследовательскую практику: уровень обобщений, полученных на основании проверки гипоте- зы и на основании ее подтверждения, есть еще только самая пер- вичная форма <организации> данных. Следующий шаг - переход к обобщениям более высокого уровня, к обобщениям теоретичес- ким. Конечно, оптимальным было бы построение некой общей теории, объясняющей все проблемы социального поведения и де- 52 ятельности индивида в группе, механизмы динамики самих групп и т.д. Но более доступной пока представляется разработка так на- зываемых специальных теорий (в определенном значении они мо- гут быть названы теориями среднего ранга), которые охватывают более узкую сферу - какие-то отдельные стороны социально-пси- хологической реальности. К таким теориям можно, например, от- нести теорию групповой сплоченности, теорию группового при- нятия решений, теорию лидерства и т.д. Подобно тому, как важ- нейшей задачей социальной психологии является задача разработ- ки специальной методологии, также крайне актуально здесь и со- здание специальных теорий. Без этого накапливаемый эмпири- ческий материал не может представлять собой ценности для по- строения прогнозов социального поведения, т.е. для решения глав- ной задачи социальной психологии. Третья черта научного исследования, согласно требованиям логики и методологии науки, - обязательная проверяемость гипо- тез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Проверка гипотез, естественно, необходимый элемент научного исследова- ния: без этого элемента, строго говоря, исследование вообще ли- шается смысла. И вместе с тем в деле проверки гипотез социаль- ная психология испытывает целый ряд трудностей, связанных с ее двойственным статусом. В качестве экспериментальной дисциплины социальная пси- хология подчиняется тем нормативам проверки гипотез, которые существуют для любых экспериментальных наук, где давно раз- работаны различные модели проверки гипотез. Однако, обладая чертами и гуманитарной дисциплины, социальная психология по- падает в затруднения, связанные с этой ее характеристикой. Су- ществует старая полемика внутри философии неопозитивизма по вопросу о том, что вообще означает проверка гипотез, их верифи- кация. Позитивизм объявил законной лишь одну форму верифи- кации а именно сопоставление суждений науки с данными непо- средственного чувственного опыта. Если такое сопоставление не- возможно, то относительно проверяемого суждения вообще нель- зя сказать, истинно оно или ложно; оно просто не может в таком случае считаться суждением, оно есть <псевдосуждение>. Если строго следовать такому принципу (т.е. принимать идею <жесткой> верификации), ни одно более или менее общее сужде- ние науки не имеет права на существование. Отсюда вытекают два важных следствия, принимаемые позитивистски ориентированными исследователями: 1) наука может пользоваться только методом эксперимента (ибо лишь в этих условиях возможно организовать сопоставление суждения с данными непосредственного чувствен- 53 ного опыта) и 2) наука по существу не может иметь дело с теоре- тическими знаниями (ибо не всякое теоретическое положение может быть верифицировано). Выдвижение этого требования в фи- лософии неопозитивизма закрывало возможности для развития любой неэкспериментальной науки и ставило ограничения вооб- ще всякому теоретическому знанию; оно давно подвергнуто кри- тике. Однако в среде исследователей-экспериментаторов до сих пор существует известный нигилизм относительно любых форм неэкспериментальных исследований: сочетание внутри социаль- ной психологии двух начал дает известный простор для пренебре- жения той частью проблематики, которая не может быть исследо- вана экспериментальными методами, и где, следовательно, невоз- можна верификация гипотез в той единственной форме, в кото- рой она разработана в неопозитивистском варианте логики и ме- тодологии науки. Но в социальной психологии существуют такие предметные области, как область исследования психологических характеристих больших групп, массовых процессов, где необходимо применение совсем иных методов, и на том основании, что верификация здесь невозможна, области эти не могут быть исключены из проблема- тики науки; здесь нужна разработка иных способов проверки вы- двигаемых гипотез. В этой своей части социальная психология сход- на с большинством гуманитарных наук и, подобно им, должна утвердить право на существование своей глубокой специфики. Иными словами, здесь приходится вводить и другие критерии на- учности, кроме тех, которые разработаны лишь на материале точ- ных наук. Нельзя согласиться с утверждением о том, что всякое включение элементов гуманитарного знания снижает <научный стан- дарт> дисциплины: кризисные явления в современной социальной психологии, напротив, показывают, что она сплошь и рядом проиг- рывает именно из-за недостатка своей <гуманитарной ориентации>. Таким образом, все три сформулированных выше требования к научному исследованию оказываются применимыми в социаль- ной психологии с известными оговорками, что умножает методо- логические трудности. Тесно связана с предыдущей проблема качества информации в социально-пси- хологическом исследовании. По-ино- му эта проблема может быть сформу- лирована как проблема получения надежной информации. В об- щем виде проблема качества информации решается путем обеспе- чения принципа репрезентативности, а также путем проверки спо- <4 Проблема качества социально-психологи- ческой информации соба получения данных на надежность. В социальной психологии эти общие проблемы приобретают специфическое содержание. Будь то экспериментальное или корреляционное исследование, инфор- мация. которая в нем собрана, должна удовлетворить определен- ным требованиям. Учет специфики неэкспериментальных иссле- дований не должен обернуться пренебрежением к качеству ин- формации. Для социальной психологии, как и для других наук о человеке, могут быть выделены два вида параметров качества ин- формации: объективные и субъективные. Такое допущение вытекает из той особенности дисциплины, что источником информации в ней всегда является человек. Зна- чит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности и тех параметров, которые квалифицируются как <субъективные>. Конечно, ответы на вопросы анкеты или интервью составляют <субъективную> ин- формацию, но и ее можно получить в максимально полной и на- дежной форме, а можно упустить многие важные моменты, про- истекающие из этой <субъективности>. Для преодоления ошибок такого рода и вводится ряд требований относительно надежности информации. Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три харак- теристики надежности: обоснованное/инвалидность), устойчивость и точность (Ядов, 1995). Обоснованность (валидность) инструмента - это его способ- ность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Исследователь - социальный психолог, строя какую- нибудь шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, например, установок индивида, которые он намере- вается измерить. Существует несколько способов проверки инстру- мента на обоснованность. Можно прибегнуть к помощи экспер- тов, круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе об- щепризнана. Распределения характеристик исследуемого свойст- ва, полученные при помощи шкалы, можно сравнить с теми рас- пределениями, которые дадут эксперты (действуя без шкалы). Со- впадение полученных результатов в известной мере убеждает в обоснованности используемой шкалы. Другой способ, опять-таки основанный на сравнении,- это проведение дополнительного интервью: вопросы в нем должны быть сформулированы так, что- бы ответы на них также давали косвенную характеристику распре- деления излучаемого свойства. Совпадение и в этом случае рас- сматривается как некоторое свидетельство обоснованности шка- 55 лы. Как видно, все эти способы не дают абсолютной гарантии обоснованности применяемого инструмента, и в этом одна из су- щественных трудностей социально-психологического исследова- ния. Она объясняется тем, что здесь нет готовых, уже доказавших Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|