Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



8 страница


ности открывается возможность изучить все соответствующие ат-  

рибуты субъекта деятельности - потребности, мотивы, цели груп-  

пы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения  

любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к про-  

стой констатации актов индивидуальной деятельности вне опре-  

деленного <социального контекста> - данной системы общест-  

венных отношений. Принцип деятельности превращается, таким  

49  

образом, в своего рода норматив социально-психологического  

исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и  

есть функция специальной методологии.  

3. Методология - как совокупность конкретных методических  

приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается тер-  

мином <методика>. Однако в ряде других языков, например в анг-  

лийском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом  

понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики  

(или методы, если слово <метод> понимать в этом узком смысле),  

применяемые в социально-психологических исследованиях, не  

являются абсолютно независимыми от более общих методологи-  

ческих соображений.  

Суть внедрения предложенной <иерархии> различных методо-  

логических уровней заключается именно в том, чтобы не допус-  

кать в социальной психологии сведения всех методологичес-ких  

проблем только к третьему значению этого понятия. Главная мысль  

заключается в том, что, какие бы эмпирические или эксперимен-  

тальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться  

изолированно от общей и специальной методологии. Это значит,  

что любой методический прием - анкета, тест, социометрия -  

всегда применяется в определенном <методологическом ключе>,  

т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов  

исследования. Суть дела заключается также и в том, что философ-  

ские принципы не могут быть применены в исследованиях каж-  

дой науки непосредственно: они преломляются через принципы  

специальной методологии. Что же касается конкретных методи-  

ческих приемов, то они могут быть относительно независимы от  

методологических принципов и применяться практически в оди-  

наковой форме в рамках различных методологических ориента-  

ций, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их приме-  

нения, конечно, несут методологическую нагрузку.  

Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современ-  

ной логике и методологии науки под выражением <научное иссле-  

дование>. Следует помнить при этом, что социальная психология  

XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции  

XIX в. состоит именно в опоре на <исследования>, а не на <спеку-  

ляции>. Противопоставление исследования спекуляции законно,  

но при условии, что оно соблюдается точно, а не подменяется  

противопоставлением <исследование - теория>. Поэтому, выяв-  

ляя черты современного научного исследования, важно корректно  

ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научно-  

го исследования:  

1) оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами,  

50  

Специфика научного  

исследования в соци-  

альной психологии  

с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно со-  

брать средствами, имеющимися в распоряжении науки:  

2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выде-  

ление фактов, разработка методов измерения), логические (выве-  

дение одних положений из других, установление связи между ними)  

[1 теоретические (поиск причин, выявление принципов, формули-  

рование гипотез или законов) познавательные задачи;  

3) для него характерно четкое разграничение между установ-  

ленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку  

отработаны процедуры проверки гипотез;  

4) его цель - не только объяснение фактов и процессов, но и  

предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные чер-  

ты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных дан-  

ных, объединение их в принципы, проверка и использование этих  

принципов в предсказаниях.  

Каждая из названных здесь черт науч-  

ного исследования имеет специфику в  

социальной психологии. Модель науч-  

ного исследования, предлагаемая в ло-  

гике и методологии науки, обычно строится на примерах точных  

наук и прежде всего физики. Вследствие этого многие существен-  

ные для других научных дисциплин черты оказываются утрачен-  

ными. В частности, для социальной психологии необходимо ого-  

ворить ряд специфических проблем, касающихся каждой из на-  

званных черт.  

Первая проблема, которая встает здесь, - это проблема эмпи-  

рических данных. Данными в социальной психологии могут быть  

либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо  

данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих  

индивидов, либо психологические характеристики самой группы.  

По вопросу о том, <допускать> ли в исследование данные этих  

двух видов, в социальной психологии идет ожесточенная дискус-  

сия: в различных теоретических ориентациях этот вопрос решает-  

ся по-разному.  

Так, в бихевиористской социальной психологии за данные при-  

нимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напро-  

тив. делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитив-  

ный мир индивида: образы, ценности, установки и лр. В других  

традициях данные социально-психологического исследования мо-  

гут быть представлены обоими их видами. Но это сразу выдвигает  

определенные требования и к методам их сбора. Источником лю-  

бых данных в социальной психологии является человек, но один  

51  

ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, дру-  

гой - для фиксации его когнитивных образований. Признание в  

качестве полноправных данных и того, и другого родов требует  

признания и многообразия методов.  

Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен  

быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присут-  

ствует в социально-психологическом исследовании, все они де-  

лятся на два типа: а) корреляционные, основанные на большом мас-  

сиве данных, среди которых устанавливаются различного рода кор-  

реляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ог-  

раниченным объемом данных и где смысл работы заключается в  

произвольном введении исследователем новых переменных и кон-  

троле за ними. Опять-таки и в этом вопросе весьма значима теоре-  

тическая позиция исследователя: какие объекты, с его точки зре-  

ния, вообще <допустимы> в социальной психологии (предполо-  

жим, включаются ли в число объектов большие группы или нет).  

Вторая черта научного исследования - это интеграция данных  

в принципы, построение гипотез и теорий. И эта черта весьма спе-  

цифично раскрывается в социальной психологии. Теориями в том  

понимании, в каком о них говорится в логике и методологии нау-  

ки, она вообще не обладает. Как и в других гуманитарных науках,  

теории в социальной психологии не носят дедуктивного характе-  

ра, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи  

между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое  

другое. В социально-психологических теориях отсутствует строгость  

такого порядка, как, например, в теориях математики или логики.  

В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает  

занимать гипотеза. Гипотеза <представляет> в социально-психо-  

логическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важ-  

нейшее звено социально-психологического исследования - форму-  

лирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследова-  

ний - отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение.  

С другой стороны, как бы ни сложно было построение теорий  

в социальной психологии, более или менее полное знание и здесь  

не может развиваться при отсутствии теоретических обобщений.  

Поэтому даже хорошая гипотеза в исследовании не есть достаточ-  

ный уровень включения теории в исследовательскую практику:  

уровень обобщений, полученных на основании проверки гипоте-  

зы и на основании ее подтверждения, есть еще только самая пер-  

вичная форма <организации> данных. Следующий шаг - переход  

к обобщениям более высокого уровня, к обобщениям теоретичес-  

ким. Конечно, оптимальным было бы построение некой общей  

теории, объясняющей все проблемы социального поведения и де-  

52  

ятельности индивида в группе, механизмы динамики самих групп  

и т.д. Но более доступной пока представляется разработка так на-  

зываемых специальных теорий (в определенном значении они мо-  

гут быть названы теориями среднего ранга), которые охватывают  

более узкую сферу - какие-то отдельные стороны социально-пси-  

хологической реальности. К таким теориям можно, например, от-  

нести теорию групповой сплоченности, теорию группового при-  

нятия решений, теорию лидерства и т.д. Подобно тому, как важ-  

нейшей задачей социальной психологии является задача разработ-  

ки специальной методологии, также крайне актуально здесь и со-  

здание специальных теорий. Без этого накапливаемый эмпири-  

ческий материал не может представлять собой ценности для по-  

строения прогнозов социального поведения, т.е. для решения глав-  

ной задачи социальной психологии.  

Третья черта научного исследования, согласно требованиям  

логики и методологии науки, - обязательная проверяемость гипо-  

тез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Проверка  

гипотез, естественно, необходимый элемент научного исследова-  

ния: без этого элемента, строго говоря, исследование вообще ли-  

шается смысла. И вместе с тем в деле проверки гипотез социаль-  

ная психология испытывает целый ряд трудностей, связанных с ее  

двойственным статусом.  

В качестве экспериментальной дисциплины социальная пси-  

хология подчиняется тем нормативам проверки гипотез, которые  

существуют для любых экспериментальных наук, где давно раз-  

работаны различные модели проверки гипотез. Однако, обладая  

чертами и гуманитарной дисциплины, социальная психология по-  

падает в затруднения, связанные с этой ее характеристикой. Су-  

ществует старая полемика внутри философии неопозитивизма по  

вопросу о том, что вообще означает проверка гипотез, их верифи-  

кация. Позитивизм объявил законной лишь одну форму верифи-  

кации а именно сопоставление суждений науки с данными непо-  

средственного чувственного опыта. Если такое сопоставление не-  

возможно, то относительно проверяемого суждения вообще нель-  

зя сказать, истинно оно или ложно; оно просто не может в таком  

случае считаться суждением, оно есть <псевдосуждение>.  

Если строго следовать такому принципу (т.е. принимать идею  

<жесткой> верификации), ни одно более или менее общее сужде-  

ние науки не имеет права на существование. Отсюда вытекают два  

важных следствия, принимаемые позитивистски ориентированными  

исследователями: 1) наука может пользоваться только методом  

эксперимента (ибо лишь в этих условиях возможно организовать  

сопоставление суждения с данными непосредственного чувствен-  

53  

ного опыта) и 2) наука по существу не может иметь дело с теоре-  

тическими знаниями (ибо не всякое теоретическое положение  

может быть верифицировано). Выдвижение этого требования в фи-  

лософии неопозитивизма закрывало возможности для развития  

любой неэкспериментальной науки и ставило ограничения вооб-  

ще всякому теоретическому знанию; оно давно подвергнуто кри-  

тике. Однако в среде исследователей-экспериментаторов до сих  

пор существует известный нигилизм относительно любых форм  

неэкспериментальных исследований: сочетание внутри социаль-  

ной психологии двух начал дает известный простор для пренебре-  

жения той частью проблематики, которая не может быть исследо-  

вана экспериментальными методами, и где, следовательно, невоз-  

можна верификация гипотез в той единственной форме, в кото-  

рой она разработана в неопозитивистском варианте логики и ме-  

тодологии науки.  

Но в социальной психологии существуют такие предметные  

области, как область исследования психологических характеристих  

больших групп, массовых процессов, где необходимо применение  

совсем иных методов, и на том основании, что верификация здесь  

невозможна, области эти не могут быть исключены из проблема-  

тики науки; здесь нужна разработка иных способов проверки вы-  

двигаемых гипотез. В этой своей части социальная психология сход-  

на с большинством гуманитарных наук и, подобно им, должна  

утвердить право на существование своей глубокой специфики.  

Иными словами, здесь приходится вводить и другие критерии на-  

учности, кроме тех, которые разработаны лишь на материале точ-  

ных наук. Нельзя согласиться с утверждением о том, что всякое  

включение элементов гуманитарного знания снижает <научный стан-  

дарт> дисциплины: кризисные явления в современной социальной  

психологии, напротив, показывают, что она сплошь и рядом проиг-  

рывает именно из-за недостатка своей <гуманитарной ориентации>.  

Таким образом, все три сформулированных выше требования  

к научному исследованию оказываются применимыми в социаль-  

ной психологии с известными оговорками, что умножает методо-  

логические трудности.  

Тесно связана с предыдущей проблема  

качества информации в социально-пси-  

хологическом исследовании. По-ино-  

му эта проблема может быть сформу-  

лирована как проблема получения надежной информации. В об-  

щем виде проблема качества информации решается путем обеспе-  

чения принципа репрезентативности, а также путем проверки спо-  

<4  

Проблема качества  

социально-психологи-  

ческой информации  

соба получения данных на надежность. В социальной психологии  

эти общие проблемы приобретают специфическое содержание. Будь  

то экспериментальное или корреляционное исследование, инфор-  

мация. которая в нем собрана, должна удовлетворить определен-  

ным требованиям. Учет специфики неэкспериментальных иссле-  

дований не должен обернуться пренебрежением к качеству ин-  

формации. Для социальной психологии, как и для других наук о  

человеке, могут быть выделены два вида параметров качества ин-  

формации: объективные и субъективные.  

Такое допущение вытекает из той особенности дисциплины,  

что источником информации в ней всегда является человек. Зна-  

чит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить  

максимально возможный уровень надежности и тех параметров,  

которые квалифицируются как <субъективные>. Конечно, ответы  

на вопросы анкеты или интервью составляют <субъективную> ин-  

формацию, но и ее можно получить в максимально полной и на-  

дежной форме, а можно упустить многие важные моменты, про-  

истекающие из этой <субъективности>. Для преодоления ошибок  

такого рода и вводится ряд требований относительно надежности  

информации.  

Надежность информации достигается прежде всего проверкой  

на надежность инструмента, посредством которого собираются  

данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три харак-  

теристики надежности: обоснованное/инвалидность), устойчивость  

и точность (Ядов, 1995).  

Обоснованность (валидность) инструмента - это его способ-  

ность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно  

измерить. Исследователь - социальный психолог, строя какую-  

нибудь шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно  

те свойства, например, установок индивида, которые он намере-  

вается измерить. Существует несколько способов проверки инстру-  

мента на обоснованность. Можно прибегнуть к помощи экспер-  

тов, круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе об-  

щепризнана. Распределения характеристик исследуемого свойст-  

ва, полученные при помощи шкалы, можно сравнить с теми рас-  

пределениями, которые дадут эксперты (действуя без шкалы). Со-  

впадение полученных результатов в известной мере убеждает в  

обоснованности используемой шкалы. Другой способ, опять-таки  

основанный на сравнении,- это проведение дополнительного  

интервью: вопросы в нем должны быть сформулированы так, что-  

бы ответы на них также давали косвенную характеристику распре-  

деления излучаемого свойства. Совпадение и в этом случае рас-  

сматривается как некоторое свидетельство обоснованности шка-  

55  

лы. Как видно, все эти способы не дают абсолютной гарантии  

обоснованности применяемого инструмента, и в этом одна из су-  

щественных трудностей социально-психологического исследова-  

ния. Она объясняется тем, что здесь нет готовых, уже доказавших




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1204
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь