|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиисвою валидность способов, напротив, исследователю приходится по существу каждый раз заново строить инструмент. Устойчивость информации - это ее качество быть однознач- ной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. (Иногда это качество информации называют <досто- верностью>). Способы проверки информации на устойчивость сле- дующие: а) повторное измерение; б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; в) так называемое <расщепле- ние шкалы>, т.е. проверка шкалы по частям. Как видно, все эти методы перепроверки основаны на многократном повторении за- меров. Все они должны создать у исследователя уверенность в том, что он может доверять полученным данным. Наконец, точность информации (в некоторых работах совпа- дает с устойчивостью - см. Саганенко, 1977. С. 29) измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент. Таким обра- зом, это степень приближения результатов измерения к истинно- му значению измеряемой величины. Конечно, каждый исследова- тель должен стремиться получить наиболее точные данные. Одна- ко создание инструмента, обладающего нужной степенью точнос- ти, - в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходимо решить, какая мера точности является допустимой. При определе- нии этой меры исследователь включает и весь арсенал своих тео- ретических представлений об объекте. Нарушение одного требования сводит на нет и другое: скажем, данные могут быть обоснованы, но неустойчивы (в социально- психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводимый опрос оказался ситуативным, т.е. время его проведения могло играть определенную роль, и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях); другой пример, когда данные могут быть ус- тойчивы, но не обоснованы (если, предположим, весь опрос ока- зался смещенным, то одна и та же картина будет повторяться на длительном отрезке времени, но картина-то будет ложной!). Многие исследователи отмечают, что все способы проверки информации на надежность недостаточно совершенны в социаль- ной психологии. Кроме того, Р. Пэнто и М. Гравитц, например, справедливо замечают, что работают эти способы только в руках квалифицированного специалиста. В руках неопытных исследова-
телей проверка <дает неточные результаты, не оправдывает зало- женного труда и служит основой для несостоятельных утвержде- ний> (Пзнто, Гравитц, 1972. С. 461). Требования, которые считаются элементарными в исследова- ниях других наук, в социальной психологии обрастают рядом труд- ностей в силу прежде всего специфического источника информа- ции. Какие же характерные черты такого источника, как человек, осложняют ситуацию? Прежде чем стать источником информа- ции, человек должен понять вопрос, инструкцию или любое дру- гое требование исследователя. Но люди обладают различной спо- собностью понимания; следовательно, уже в этом пункте исследо- вателя поджидают различные неожиданности. Далее, чтобы стать источником информации, человек должен обладать ею, но ведь выборка испытуемых не строится с точки зрения подбора тех, кто информацией обладает, и отвержения тех, кто ею не обладает (ибо, чтобы выявить это различие между испытуемыми, опять-таки надо проводить специальное исследование). Следующее обстоятельст- во касается свойств человеческой памяти: если человек понял во- прос, обладает информацией, он еще должен вспомнить все то, что необходимо для полноты информации. Но качество памяти - вещь строго индивидуальная, и нет никаких гарантий, что в вы- борке испытуемые подобраны по принципу более или менее оди- наковой памяти. Есть еще одно важное обстоятельство: человек должен дать согласие выдать информацию. Его мотивация в этом случае, конечно, в определенной степени может быть стимулиро- вана инструкцией, условиями проведения исследования, но все эти обстоятельства не гарантируют согласия испытуемых на со- трудничество с исследователем. Поэтому наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит в социальной психологии вопрос о репрезентативности. Сама постановка этого вопроса связана с двойственным характером со- циальной психологии. Если бы речь шла о ней только как об экс- периментальной дисциплине, проблема решалась бы относитель- но просто: репрезентативность в эксперименте достаточно строго определяется и проверяется. Но в случае корреляционного иссле- дования социальный психолог сталкивается с совершенно новой для него проблемой, особенно если речь идет о массовых процес- сах. Эта новая проблема - построение выборки. Условия решения этой задачи сходны с условиями решения ее в социологии. Естественно, что и в социальной психологии применяются те же самые нормы построения выборки, как они описаны в статис- тике и как они употребляются всюду. Исследователю в области социальной психологии в принципе даны, например, такие виды 57 выборки, как случайная, типичная (или стратифицированная), выборка по квоте и пр. Но в каком случае применить тот или другой вид - это вопрос всегда творческий: нужно или нет в каждом отдельном случае де- лить предварительно генеральную совокупность на классы, а лишь затем производить из них случайную выборку, эту задачу каждый раз приходится решать заново применительно к данному исследо- ванию, к данному объекту, к данным характеристикам генераль- ной совокупности. Само выделение классов (типов) внутри гене- ральной совокупности строго диктуется содержательным описа- нием объекта исследования: когда речь идет о поведении и дея- тельности масс людей, очень важно точно определить, по каким параметрам здесь могут быть выделены типы поведения. Самой сложной проблемой, однако, оказывается проблема реп- резентативности, возникающая в специфической форме и в соци- ально-психологическом эксперименте. Но, прежде чем освещать ее, необходимо дать общую характеристику тех методов, которые применяются в социально-психологических исследованиях. Весь набор методов можно подразде- лить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой <психологии воздействия> и будут рассмотрены в гла- ве о практических приложениях социальной психологии. Здесь же анализируются методы исследования, в которых в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки. Су- ществует и много других классификаций методов социально-пси- хологического исследования. Например, различают три группы ме- тодов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы модели- рования, 3) управленческо-воспитательные методы (Свенцицкий, 1977. С. 8). При этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и третьей групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в соци- альной психологии (что признают, по крайней мере относительно моделирования, и сами авторы классификации). Методы обработ- ки данных часто просто не выделяются в специальный блок, по- скольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют не- которые общенаучные приемы. С этим можно согласиться, но тем 58 Общая характеристика методов социально- психологического исследования не менее для полного представления о всем методическом воору- жении социальной психологии следует упомянуть о существова- нии этой второй группы методов. Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ). разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Вряд ли целесообразно в общем курсе, да еще и в его начале подробно характеризовать каждый из этих методов. Логичнее сказать случаи их применения при изложении отдельных содержательных про- блем социальной психологии, тогда такое изложение будет значи- тельно понятнее. Сейчас необходимо дать лишь самую общую ха- рактеристику каждого метода и, главное, обозначить те моменты, где в применении их встречаются определенные затруднения. В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применя- ются в социологии (Ядов, 1995). Наблюдение является <старым> методом социальной психоло- гии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершен- ный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода на- блюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индиви- дов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная про- блема, которая встает при применении метода наблюдения, за- ключается в том, как обеспечить фиксацию каких- то определен- ных классов характеристик, чтобы <прочтение> протокола наблю- дения было понятно и другому исследователю, могло быть интер- претировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фик- сировать наблюдаемое? Существует много различных предложений для организации так называемого структурирования данных наблюдения, т.е. выде- ления заранее некоторых классов, например, взаимодействий лич- ностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий и т.д. Ниже будет подробно оха- рактеризована одна из таких попыток, предпринятых Р. Бейлсом. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по суще- ству вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии. В социально-психологическом ис- следовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования. Другой принципиальный вопрос - это временной интервал, кото- рый можно считать достаточным для фиксации каких-либо еди- 59 ниц наблюдения. Хотя и существует много различных процедур для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определен- ные промежутки времени и их кодирование, вопрос нельзя счи- тать до конца решенным. Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических ис- следований. Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод <объ- ективный> методу <субъективному>. Вряд ли это противопостав- ление уместно: ведь и в документах источником информации вы- ступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Конечно, мера <субъективности> документа раз- лична в зависимости от того, изучается ли официальный или су- губо личный документ, но она всегда присутствует. Особая про- блема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует доку- мент - исследователь, т.е. тоже человек со своими собственны- ми, присущими ему индивидуальными психологическими особен- ностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, на- пример, способность к пониманию текста. Проблема понимания - это особая проблема психологии, но здесь она включается в про- цесс применения методики, следовательно, не может не прини- маться во внимание. Для преодоления этого нового вида <субъективности> (интер- претации документа исследователем) вводится особый прием, по- лучивший название <контент-анализ> (буквально: <анализ содер- жания>) (Богомолова, Стефаненко, 1992). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные <единицы>, а затем подсчитывается час- тота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл приме- нять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с боль- шим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и приме- нением методики контент-анализа; например, сам процесс выде- ления единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоре- тической позиции исследователя, и от его личной компетентнос- ти, уровня его творческих возможностей. Как и при использова- нии многих других методов в социальной психологии, здесь при- чины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя. 60 Опросы - весьма распространенный прием в социально-пси- хологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по суще- ству из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наи- большее распространение получают в социальной психологии ин- тервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп). Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании во- просника. Первое требование здесь - логика построения его, пред- усмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информа- цию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в опреде- ленном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. В литера- туре подробно описаны (Лекции по методике конкретных соци- альных исследований. М., 1972) типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов <в лоб>, чтобы содер- жание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем. Конструирование вопросника - труднейшая работа, она не может выполняться поспешно, ибо всякий плохой опросник служит лишь компрометации метода. Отдельная большая проблема - применение интервью, посколь- ку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе ин- тервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каж- дая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность <субъективности>, о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду. что все эти про- блемы не являются новыми для социальной психологии, по пово- ду каждой из них разработаны определенные <противоялия>, и задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью относиться к овладению этими методами. В противовес распро- страненному непрофессиональному взгляду, что опросы - самый 61 <легкий> для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос - это самый <трудный> метод социально-психо- логического исследования. Тесты не являются специфическим социально-психологичес- ким методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаше всего личностные тесты, реже - групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социаль- но-психологическом исследовании нет: все методологические нор- мативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь. Как известно, тест - это особого рода испытание, в ходе кото- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|