|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиищимся к вступлению в брак. Иными словами, первой формой при- ложения социальной психологии к этой области могут стать ее просветительская функция, включение элементов подготовки мо- лодежи к семейной жизни. Вторая форма такого приложения: обеспечение так называе- мой службы знакомства. Во многих научных публикациях, в об- суждениях, организованных государственными и общественными организациями, ставится вопрос о том, что современный образ жизни создает при определенных условиях для части людей труд- ности в поиске спутника или спутницы жизни. Эти трудности свя- заны с тем, что занятость основных масс молодежи учебой, трудом достаточно сильно локализует сферу общения: например, в таком производстве, где преобладает труд только мужчин или только женщин, естественная среда общения ограничивает контакты с лицами другого пола. Работа и досуг, организуемый по производ- ственному принципу, сужают возможности общения с людьми определенного возраста, несемейных, одиноких и т.д. В данном случае помощь может быть оказана отнюдь не социальной психо- логией, а системой различных государственных и общественных мер, как например, создание клубов, различных форм содружества предприятий и т.п. Но есть и другая сторона проблемы: возникновение у молодых людей определенных психологических барьеров, мешающих им по каким-то причинам устанавливать взаимоотношения с предста- ём вителями другого пола. Здесь сплошь и рядом нужна помощь пси- холога. Что же касается социальной психологии, то она может взять на себя функции организации психологической помощи одино- ким людям, что тем более необходимо, так как зачастую они попа- дают в руки не просто непрофессионалов, но настоящих шарлата- нов, работающих на чисто коммерческих началах. Всякая консуль- тация в этой области должна обязательно включать в себя профес- сиональное обучение общению. Совершенно ясно, что <электрон- ная сваха>, даже если и принять ее услуги, не может решить всей проблемы: подбор партнера или партнерши по браку не может исключить вопросов психологической организации их взаимоот- ношений. Ряд экспериментов, проведенных к настоящему време- ни, свидетельствует о том, что успех знакомства во многом зави- сит от степени социально-психологической грамотности органи- заторов подобной службы. Вторая часть задач в системе службы семьи относится к уже существующим семьям. Главный вопрос здесь -регулирование се- мейных взаимоотношений, способствующее Повышению устойчи- вости семьи. Среди разных причин увеличения числа разводов, проанализированных неоднократно в специальной демографичес- кой литературе, в качестве важной причины отмечается неумение строить повседневные взаимоотношения между супругами. Это означает, что важнейшей формой прикладных социально-психо- логических исследований должны стать исследования, выясняю- щие формы и структуру семейных конфликтов, способы их разре- шения. Причем все это должно стать не просто темой исследова- ния; социальный психолог-практик должен обучить нормальному общению в семье (Алешина, 1993). Средством такого обучения является социально-психологичес- кий тренинг. Но всякий курс тренинга - это не только трудоем- кая, но и длительная работа. Для такого контингента, как члены семей, она должна быть где-то организована. Единственное реше- ние проблемы -создание специальных семейных консультаций, где эта работа уже проводится. Необходимость включения социально- го психолога в штат сотрудников семейной консультации очевидна. Прикладные исследования и практи- ческая работа социального психолога в сфере политики - относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной пси- хологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лас- суэлллу, относятся к 30-м гг. Обозначена специальная ветвь пси- хологической науки - <политическая психология>, в фундамснталь- 355 Политика ных работах по которой выявлен круг и практических ее приложе- ний (М. Герман. И. Джанис. В. Стоун. П. Шаффнер). Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. Однако проблемы эти в большей степени разработаны как теоретические (Дилиген- ский, 1994; Шестопал. 1990). Что же касается практических при- ложений социальной психологии в этой сфере, то в общем этот вопрос достаточно детально еще не разработан, хотя кое-какие попытки и предпринимаются. Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, кон- сультантом у какого-либо крупного политического деятеля (Гоз- ман, 1994). Во-первых, это совмещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во- вторых, это проблема времени для исследования и консультирова- ния, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, лающий личные рекомендации политичес- кому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концеп- цию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессио- нальной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности (<политик не должен жить подсказками> и т.п.). Тем не менее осознание необходимости психологической под- держки постепенно распространяется среди политических деяте- лей. В нашем обществе это осознание пришло вместе с радикаль- ными преобразованиями в разных сферах жизни общества, с из- менениями экономических и политических структур, с возникно- вением совершенно новых отношений, в том числе в политичес- кой сфере, например в период избирательных кампаний. Поэтому постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в этой области. Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следующие направления (Гозман, 1994). 1. Участие в разработке и принятии решений. Беда многих по- литических решений в том. что при их разработке не принимали в расчет такой фактор, как восприятие этих решений гражданами. Иными словами, не учитывались психологические последствия 6 принимаемых решений. Коррекцию политического решения с этой точки зрения и должен осуществлять психолог: учесть ожидания граждан, построить прогноз восприятия документа разными слоя- ми населения. Чтобы такой прогноз был обоснованным, необхо- димы предварительные замеры состояния массового сознания, что возможно сделать лишь совместными усилиями психологов и со- циологов, а в экономической политике - и экономистов. Если решение заведомо непопулярно (а в кризисные периоды это встре- чается сплошь и рядом), психолог обязан предвидеть и возможные конфликты на почве принятия (или непринятия) политического решения, обозначить пути их возможного устранения. 2. Второе направление практической деятельности психолога (как, впрочем, и социолога) - это систематический анализ дина- мики общественного мнения. Здесь речь идет не об отношении к каждому конкретному решению, а об общем представлении в мас- совом сознании тех или иных политических, экономических и социальных реалий. В дополнение к традиционным методам изу- чения общественного мнения, принятым в социологии, социаль- ный психолог может проводить серию глубоких интервью, полу- чая специфические <срезы> мнений отдельных групп по отдель- ным вопросам. Поскольку заказчиком в таком исследовании вы- ступает либо конкретный политик, либо какая-то политическая структура, надо быть готовым к тому, что полученная психологом картина не удовлетворит инициатора исследования. В принципе каждый политик и сам определенным образом ориентируется (или думает, что ориентируется) в общественном мнении, и его заклю- чение может не совпадать с выводами исследователя. Самая рас- пространенная среди политиков болезнь - принимать желаемое за действительное, и психологу-практику надо быть готовым к тому, чтобы убедить заказчика в корректности своего анализа. Специ- фический вариант работы психолога-практика в этой сфере - ре- комендации политику относительно его встреч с избирателями или с какими-то другими группами населения. Здесь имеется в виду, в частности, просветительская работа с политиком по поводу спосо- бов общения, роли диалогического общения и т.п. 3. Третье направление - это прямое консультирование полити- ческих деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выполняется при этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как создание имиджа, т.е. определенного образа. Имидж политика это не прихоть, а важное условие его популяр- ности. Имидж имеет значение при выступлениях по телевидению. на митинге, на встрече, но это его непосредственные проявления. Вместе с ними создается и более стабильный имидж, аккумули- 357 рующий публичные появления политика перед людьми, информа- цию о нем в печати, в слухах и т.д. Работа консультанта по созда- нию имиджа политика весьма щепетильна. Она не может заклю- чаться в том. чтобы <сделать> человека (например, другим, чем он есть на самом деле, т.е. в полном смысле слова выступить <имидж- мейкером>). Смысл работы в том, чтобы дать заказчику обратную связь, касающуюся того, как воспринимаются внешний вид ора- тора. его мимика, жестикуляция, построение речи и т.д. Такого рода консультирование в общем сходно с тем, которое может быть предложено и руководителю фирмы или компании, и педагогу, и любому лектору. Однако, учитывая специфику деятельности по- литика, масштаб его влияния, консультирование в данном случае становится особенно ответственным. 4. Четвертое направление работы - создание психологических портретов оппонентов, а в более широком смысле - психологичес- кое обеспечение различного рода переговоров. Демократизация поли- тической жизни поднимает все поставленные вопросы с особой остротой. На примере работы психолога-практика в области поли- тики особенно отчетливо видна необходимость высочайшей ком- петентности специалиста, включающей в себя не только знание конкретных технологий экспертизы, консультирования, но и со- держательных проблем общественной жизни. ЛИТЕРАТУРА Авду веская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского самоопреде- ления в практике школьной психологической службы // Введение в прак- тическую социальную психологию. М., 1994. Ачешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль- тирование. М., 1994. Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Вве- дение в практическую социальную психологию. М., 1994. Беличева С.А. Основы превентивноН психологии. М., 1993. Белкин П.. Емельянов Е.Н.. Иванов М.А. Социальная психология науч- ного коллектива. М., 1987. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиде- ния. М.. 1991. Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. Дубовская Е.М., Тчхо.чандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988. Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М.. 1992. КричевскиН Р.Л. Если Вы - руководитель... М., 1993. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978. Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики ор- ганизации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991. Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977. СвенцицкиНА. Социальная психология управления. Л., 1986. Социально-психологический климат коллектива. М., 1979. Человек и его работа. М., 1967. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990. Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психо- логию. М., 1994. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология, м., 1/1. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Здесь были перечислены только некоторые области общест- венной жизни, где находит применение социальная психология. Самая главная задача, которая стоит сегодня перед прикладной областью этой нагнои дисциплины, заключается в том, чтобы четко развести два круга вопросов: 1) что в принципе может вы- полнить социальная психология своими средствами анализа, т.е. какой класс задач применительно к каждой сфере общественной жизни она может решить и 2) что она уже делает сегодня? Ответ на первый вопрос - это выявление перспектив социальной пси- хологии в прикладной сфере. Ответ на второй вопрос - это об- суждение практических и организационных мер, которые необхо- димо осуществить, чтобы прикладные исследования стали не только возможными, но и эффективными. Решение и того, и другого круга вопросов естественно обусловлено той новой ситуацией, которая сложилась в обществе сегодня. Перед профессиональной социальной психологией встает це- лый ряд совершенно новых задач. Весь накопленный ею опыт, все теоретические и экспериментальные разработки так или иначе апеллировали к стабильному обществу. Собственно такая пере- менная как <стабильность - нестабильность> практически не фи- гурировала в исследованиях. Только относительно недавно лишь в некоторых работах (в частности А. Тэшфела) была поднята про- блема недопустимого игнорирования социальной психологией со- циальных изменений. Если верен тезис о том, что вопросы соци- альной психологии ставит общество, то следует признать ее обя- занность искать ответы на вопросы изменяющегося общества. В про- тивном случае социальная психология оказывается разоруженной перед лицом глобальных общественных трансформаций: ее аппа- рат. ее средства не адаптированы к тому, как исследовать социаль- но-психологические феномены в изменяющемся мире. Если социальной психологии прнходится существовать в этом мире, ее первая задача - осознать характер происходящих прсоб- 0 разований, построить своеобразную программу трансформирова- ния сложившихся подходов в связи с новыми объектами исследо- ваний, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией. Все это имеет самое непосредственное отношение к развитию социальной психологии в нашей стране. Радикализм осуществля- емых здесь преобразований настолько очевиден, что многие их проявления просто не могут быть <схвачены> в рамках разрабо- танных социально-психологических схем. Самая существенная черта современного российского общества - его нестабильность - исключает его анализ методами и средствами, сформированными для анализа стабильных ситуаций. Приходится отвергнуть аргумент о том, что тип отношений, складывающихся в нашем обществе - отношений рынка - не нов, а, напротив, имеет солидную историю во многих странах. <От имени> такого типа экономических структур ставились зада- чи традиционной социальной психологии, и, следовательно, от- веты на вопросы в социально-психологических концепциях, раз- работанных для этих, новых для нас, но достаточно устоявшихся в других обществах реалий, уже найдены. Такой аргумент не вы- держивает критики потому, что новый тип экономических отно- шений у нас еще не установился, а лишь становится. Социальной психологии переходного периода, к сожалению, не существует. И свой, отечественный опыт тоже сформировался в условиях, хотя и специфической, но социальной стабильности. Ее тоже уже не существует: общество совершает переход не только <к чему-то>, но и <от чего-то>. Таким образом, рассмотренный и с этой сторо- ны опыт социальной психологии оказывается не вполне пригод- ным. Задачу можно поэтому сформулировать так: нужна социаль- ная психология переходного периода для нестабильного общест- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|