Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



55 страница


щимся к вступлению в брак. Иными словами, первой формой при-  

ложения социальной психологии к этой области могут стать ее  

просветительская функция, включение элементов подготовки мо-  

лодежи к семейной жизни.  

Вторая форма такого приложения: обеспечение так называе-  

мой службы знакомства. Во многих научных публикациях, в об-  

суждениях, организованных государственными и общественными  

организациями, ставится вопрос о том, что современный образ  

жизни создает при определенных условиях для части людей труд-  

ности в поиске спутника или спутницы жизни. Эти трудности свя-  

заны с тем, что занятость основных масс молодежи учебой, трудом  

достаточно сильно локализует сферу общения: например, в таком  

производстве, где преобладает труд только мужчин или только  

женщин, естественная среда общения ограничивает контакты с  

лицами другого пола. Работа и досуг, организуемый по производ-  

ственному принципу, сужают возможности общения с людьми  

определенного возраста, несемейных, одиноких и т.д. В данном  

случае помощь может быть оказана отнюдь не социальной психо-  

логией, а системой различных государственных и общественных  

мер, как например, создание клубов, различных форм содружества  

предприятий и т.п.  

Но есть и другая сторона проблемы: возникновение у молодых  

людей определенных психологических барьеров, мешающих им по  

каким-то причинам устанавливать взаимоотношения с предста-  

ём  

вителями другого пола. Здесь сплошь и рядом нужна помощь пси-  

холога. Что же касается социальной психологии, то она может взять  

на себя функции организации психологической помощи одино-  

ким людям, что тем более необходимо, так как зачастую они попа-  

дают в руки не просто непрофессионалов, но настоящих шарлата-  

нов, работающих на чисто коммерческих началах. Всякая консуль-  

тация в этой области должна обязательно включать в себя профес-  

сиональное обучение общению. Совершенно ясно, что <электрон-  

ная сваха>, даже если и принять ее услуги, не может решить всей  

проблемы: подбор партнера или партнерши по браку не может  

исключить вопросов психологической организации их взаимоот-  

ношений. Ряд экспериментов, проведенных к настоящему време-  

ни, свидетельствует о том, что успех знакомства во многом зави-  

сит от степени социально-психологической грамотности органи-  

заторов подобной службы.  

Вторая часть задач в системе службы семьи относится к уже  

существующим семьям. Главный вопрос здесь -регулирование се-  

мейных взаимоотношений, способствующее Повышению устойчи-  

вости семьи. Среди разных причин увеличения числа разводов,  

проанализированных неоднократно в специальной демографичес-  

кой литературе, в качестве важной причины отмечается неумение  

строить повседневные взаимоотношения между супругами. Это  

означает, что важнейшей формой прикладных социально-психо-  

логических исследований должны стать исследования, выясняю-  

щие формы и структуру семейных конфликтов, способы их разре-  

шения. Причем все это должно стать не просто темой исследова-  

ния; социальный психолог-практик должен обучить нормальному  

общению в семье (Алешина, 1993).  

Средством такого обучения является социально-психологичес-  

кий тренинг. Но всякий курс тренинга - это не только трудоем-  

кая, но и длительная работа. Для такого контингента, как члены  

семей, она должна быть где-то организована. Единственное реше-  

ние проблемы -создание специальных семейных консультаций, где  

эта работа уже проводится. Необходимость включения социально-  

го психолога в штат сотрудников семейной консультации очевидна.  

Прикладные исследования и практи-  

ческая работа социального психолога  

в сфере политики - относительно новая сфера деятельности в  

нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной пси-  

хологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лас-  

суэлллу, относятся к 30-м гг. Обозначена специальная ветвь пси-  

хологической науки - <политическая психология>, в фундамснталь-  

355  

Политика  

ных работах по которой выявлен круг и практических ее приложе-  

ний (М. Герман. И. Джанис. В. Стоун. П. Шаффнер). Перечень  

проблем политики, в анализе которых есть место для социальной  

психологии, очевиден: это психологические факторы принятия  

политических решений, психологические условия их восприятия;  

роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля;  

политическая социализация и многое другое. Однако проблемы  

эти в большей степени разработаны как теоретические (Дилиген-  

ский, 1994; Шестопал. 1990). Что же касается практических при-  

ложений социальной психологии в этой сфере, то в общем этот  

вопрос достаточно детально еще не разработан, хотя кое-какие  

попытки и предпринимаются.  

Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях,  

которые стоят перед психологом, работающим, например, кон-  

сультантом у какого-либо крупного политического деятеля (Гоз-  

ман, 1994). Во-первых, это совмещение в политике двух качеств:  

возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и  

желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во-  

вторых, это проблема времени для исследования и консультирова-  

ния, и доступа к данным: политические решения часто должны  

быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной.  

В-третьих, психолог, лающий личные рекомендации политичес-  

кому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концеп-  

цию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессио-  

нальной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно  

преодолеть негативное отношение к психологической службе в  

политике, которое иногда имеет место среди общественности  

(<политик не должен жить подсказками> и т.п.).  

Тем не менее осознание необходимости психологической под-  

держки постепенно распространяется среди политических деяте-  

лей. В нашем обществе это осознание пришло вместе с радикаль-  

ными преобразованиями в разных сферах жизни общества, с из-  

менениями экономических и политических структур, с возникно-  

вением совершенно новых отношений, в том числе в политичес-  

кой сфере, например в период избирательных кампаний. Поэтому  

постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в  

этой области.  

Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить  

следующие направления (Гозман, 1994).  

1. Участие в разработке и принятии решений. Беда многих по-  

литических решений в том. что при их разработке не принимали в  

расчет такой фактор, как восприятие этих решений гражданами.  

Иными словами, не учитывались психологические последствия  

6  

принимаемых решений. Коррекцию политического решения с этой  

точки зрения и должен осуществлять психолог: учесть ожидания  

граждан, построить прогноз восприятия документа разными слоя-  

ми населения. Чтобы такой прогноз был обоснованным, необхо-  

димы предварительные замеры состояния массового сознания, что  

возможно сделать лишь совместными усилиями психологов и со-  

циологов, а в экономической политике - и экономистов. Если  

решение заведомо непопулярно (а в кризисные периоды это встре-  

чается сплошь и рядом), психолог обязан предвидеть и возможные  

конфликты на почве принятия (или непринятия) политического  

решения, обозначить пути их возможного устранения.  

2. Второе направление практической деятельности психолога  

(как, впрочем, и социолога) - это систематический анализ дина-  

мики общественного мнения. Здесь речь идет не об отношении к  

каждому конкретному решению, а об общем представлении в мас-  

совом сознании тех или иных политических, экономических и  

социальных реалий. В дополнение к традиционным методам изу-  

чения общественного мнения, принятым в социологии, социаль-  

ный психолог может проводить серию глубоких интервью, полу-  

чая специфические <срезы> мнений отдельных групп по отдель-  

ным вопросам. Поскольку заказчиком в таком исследовании вы-  

ступает либо конкретный политик, либо какая-то политическая  

структура, надо быть готовым к тому, что полученная психологом  

картина не удовлетворит инициатора исследования. В принципе  

каждый политик и сам определенным образом ориентируется (или  

думает, что ориентируется) в общественном мнении, и его заклю-  

чение может не совпадать с выводами исследователя. Самая рас-  

пространенная среди политиков болезнь - принимать желаемое  

за действительное, и психологу-практику надо быть готовым к тому,  

чтобы убедить заказчика в корректности своего анализа. Специ-  

фический вариант работы психолога-практика в этой сфере - ре-  

комендации политику относительно его встреч с избирателями или  

с какими-то другими группами населения. Здесь имеется в виду, в  

частности, просветительская работа с политиком по поводу спосо-  

бов общения, роли диалогического общения и т.п.  

3. Третье направление - это прямое консультирование полити-  

ческих деятелей перед их публичными выступлениями. Работа,  

которая выполняется при этом, сходна с работой в рекламе: она  

обозначается как создание имиджа, т.е. определенного образа.  

Имидж политика это не прихоть, а важное условие его популяр-  

ности. Имидж имеет значение при выступлениях по телевидению.  

на митинге, на встрече, но это его непосредственные проявления.  

Вместе с ними создается и более стабильный имидж, аккумули-  

357  

рующий публичные появления политика перед людьми, информа-  

цию о нем в печати, в слухах и т.д. Работа консультанта по созда-  

нию имиджа политика весьма щепетильна. Она не может заклю-  

чаться в том. чтобы <сделать> человека (например, другим, чем он  

есть на самом деле, т.е. в полном смысле слова выступить <имидж-  

мейкером>). Смысл работы в том, чтобы дать заказчику обратную  

связь, касающуюся того, как воспринимаются внешний вид ора-  

тора. его мимика, жестикуляция, построение речи и т.д. Такого  

рода консультирование в общем сходно с тем, которое может быть  

предложено и руководителю фирмы или компании, и педагогу, и  

любому лектору. Однако, учитывая специфику деятельности по-  

литика, масштаб его влияния, консультирование в данном случае  

становится особенно ответственным.  

4. Четвертое направление работы - создание психологических  

портретов оппонентов, а в более широком смысле - психологичес-  

кое обеспечение различного рода переговоров. Демократизация поли-  

тической жизни поднимает все поставленные вопросы с особой  

остротой. На примере работы психолога-практика в области поли-  

тики особенно отчетливо видна необходимость высочайшей ком-  

петентности специалиста, включающей в себя не только знание  

конкретных технологий экспертизы, консультирования, но и со-  

держательных проблем общественной жизни.  

ЛИТЕРАТУРА  

Авду веская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского самоопреде-  

ления в практике школьной психологической службы // Введение в прак-  

тическую социальную психологию. М., 1994.  

Ачешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль-  

тирование. М., 1994.  

Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Вве-  

дение в практическую социальную психологию. М., 1994.  

Беличева С.А. Основы превентивноН психологии. М., 1993.  

Белкин П.. Емельянов Е.Н.. Иванов М.А. Социальная психология науч-  

ного коллектива. М., 1987.  

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиде-  

ния. М.. 1991.  

Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию //  

Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.  

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.  

Дубовская Е.М., Тчхо.чандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в  

школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.  

Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.  

Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М.. 1992.  

КричевскиН Р.Л. Если Вы - руководитель... М., 1993.  

Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.  

Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики ор-  

ганизации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.  

Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.  

Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и  

их совершенствование. Л., 1977.  

СвенцицкиНА. Социальная психология управления. Л., 1986.  

Социально-психологический климат коллектива. М., 1979.  

Человек и его работа. М., 1967.  

Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.  

Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических  

работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психо-  

логию. М., 1994.  

Яковлев А.М. Преступность и социальная психология, м., 1/1.  

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ  

Здесь были перечислены только некоторые области общест-  

венной жизни, где находит применение социальная психология.  

Самая главная задача, которая стоит сегодня перед прикладной  

областью этой нагнои дисциплины, заключается в том, чтобы  

четко развести два круга вопросов: 1) что в принципе может вы-  

полнить социальная психология своими средствами анализа, т.е.  

какой класс задач применительно к каждой сфере общественной  

жизни она может решить и 2) что она уже делает сегодня? Ответ  

на первый вопрос - это выявление перспектив социальной пси-  

хологии в прикладной сфере. Ответ на второй вопрос - это об-  

суждение практических и организационных мер, которые необхо-  

димо осуществить, чтобы прикладные исследования стали не только  

возможными, но и эффективными. Решение и того, и другого круга  

вопросов естественно обусловлено той новой ситуацией, которая  

сложилась в обществе сегодня.  

Перед профессиональной социальной психологией встает це-  

лый ряд совершенно новых задач. Весь накопленный ею опыт, все  

теоретические и экспериментальные разработки так или иначе  

апеллировали к стабильному обществу. Собственно такая пере-  

менная как <стабильность - нестабильность> практически не фи-  

гурировала в исследованиях. Только относительно недавно лишь в  

некоторых работах (в частности А. Тэшфела) была поднята про-  

блема недопустимого игнорирования социальной психологией со-  

циальных изменений. Если верен тезис о том, что вопросы соци-  

альной психологии ставит общество, то следует признать ее обя-  

занность искать ответы на вопросы изменяющегося общества. В про-  

тивном случае социальная психология оказывается разоруженной  

перед лицом глобальных общественных трансформаций: ее аппа-  

рат. ее средства не адаптированы к тому, как исследовать социаль-  

но-психологические феномены в изменяющемся мире.  

Если социальной психологии прнходится существовать в этом  

мире, ее первая задача - осознать характер происходящих прсоб-  

0  

разований, построить своеобразную программу трансформирова-  

ния сложившихся подходов в связи с новыми объектами исследо-  

ваний, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией.  

Все это имеет самое непосредственное отношение к развитию  

социальной психологии в нашей стране. Радикализм осуществля-  

емых здесь преобразований настолько очевиден, что многие их  

проявления просто не могут быть <схвачены> в рамках разрабо-  

танных социально-психологических схем. Самая существенная  

черта современного российского общества - его нестабильность -  

исключает его анализ методами и средствами, сформированными  

для анализа стабильных ситуаций.  

Приходится отвергнуть аргумент о том, что тип отношений,  

складывающихся в нашем обществе - отношений рынка - не  

нов, а, напротив, имеет солидную историю во многих странах.  

<От имени> такого типа экономических структур ставились зада-  

чи традиционной социальной психологии, и, следовательно, от-  

веты на вопросы в социально-психологических концепциях, раз-  

работанных для этих, новых для нас, но достаточно устоявшихся  

в других обществах реалий, уже найдены. Такой аргумент не вы-  

держивает критики потому, что новый тип экономических отно-  

шений у нас еще не установился, а лишь становится. Социальной  

психологии переходного периода, к сожалению, не существует. И  

свой, отечественный опыт тоже сформировался в условиях, хотя  

и специфической, но социальной стабильности. Ее тоже уже не  

существует: общество совершает переход не только <к чему-то>,  

но и <от чего-то>. Таким образом, рассмотренный и с этой сторо-  

ны опыт социальной психологии оказывается не вполне пригод-  

ным. Задачу можно поэтому сформулировать так: нужна социаль-  

ная психология переходного периода для нестабильного общест-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1629
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь