|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииусловия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Для Бехтерева такое понимание коллективной рефлексологии представлялось преодо- лением субъективистской социальной психологии. Это преодоле- ние он видел в том, что все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико- соматическими реакциями их членов. Социально-психологичес- кий подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условия- ми жизни и классовой борьбы в обществе). В конечном итоге пред- мет коллективной рефлексологии определялся следующим обра- зом: <изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ..., проявляющих свою соборную соотносительную дея- тельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов> (Бехтерев, 1994. С. 40). Хотя в таком подходе и содержалась полезная идея, утверж- дающая, что коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодейст- вии людей, общая методологическая платформа оказывалась весь- ма уязвимой. Вопреки замыслу, эти особые качества и свойства интерпретировались как развивающиеся по тем же законам, что и качества индивидов. Это было данью механицизму, который пронизывал всю систему рефлексологии: хотя личность и объяв- лялась продуктом общества, но при конкретном ее рассмотрении в основу были положены ее биологические особенности и прежде всего, социальные инстинкты. Более того, при анализе социаль- ных связей личности для их объяснения по существу допускались законы неорганического мира (закон тяготения, закон сохранения энергии), хотя сама идея такой редукции и подверглась критике. Поэтому, несмотря на отдельные, имеющие большое значение для развития социальной психологии находки, в целом рефлексологи- ческая концепция Бехтерева не стала основой подлинно научной социальной психологии. Особенно радикальными оказались те предложения, которые были высказаны относительно перестройки социальной психоло- гии в связи с дискуссией, развернувшейся в те годы по поводу понимания идеологии. М.А. Рейснер, например, предлагал постро- ить марксистскую социальную психологию путем прямого соотне- сения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий. Но, поскольку сама психология должна строиться на учении об условных рефлексах, в социально-психо- логической сфере допускалось прямое отождествление условных г> рефлексов, например, с надстройкой, а безусловных - с системой производственных отношений. В конечном счете социальная пси- хология объявлялась наукой о социальных раздражителях разных видов и типов (Рейснер, 1925). Таким образом, несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача в 20-е гг. не была выполнена. Хотя отпор точке зрения Челпанова и был сделан достаточно решительно, ключевые мето- дологические проблемы психологии не были решены. Стремясь противостоять идеалистическому подходу, исследователи сплошь и рядом оказывались в плену позитивистской философии, кон- кретным и специфическим проявлением которой явился механи- цизм. Кроме того, не было четкости и относительно предмета со- циальной психологии: по существу были смешаны две проблемы, или два различных понимания предмета социальной психологии. С одной стороны, социальная психология отождествлялась с уче- нием о социальной детерминации психических процессов; с дру- гой стороны, предполагалось исследование особого класса явле- ний, порождаемых совместной деятельностью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом. Те, которые принимали пер- вую трактовку (и только ее), справедливо утверждали, что резуль- татом перестройки всей психологии на марксистской материалис- тической основе должно быть превращение всей психологии в со- циальную. Тогда никакая особая социальная психология не требу- ется. Это решение хорошо согласовывалось и с критикой позиции Челпанова. Те же, кто видели вторую задачу социальной психоло- гии - исследование поведения личности в коллективе и самих коллективов, - не смогли предложить адекватное решение про- блем, используя в качестве методологических основ марксистскую философию. Результатом этой борьбы мнений явился тот факт, что лишь первая из обозначенных трактовок предмета социальной психоло- гии получила права гражданства - как учение о социальной де- терминации психики. Поскольку в этом понимании никакого само- стоятельного статуса для социальной психологии не предполага- лось, попытки построения ее как особой дисциплины (или хотя бы как особой части психологической науки) прекратились на до- вольно длительный срок. Социология же в эти годы вообще оказа- лась под ударом, поэтому о существовании социальной психоло- гии в ее рамках вопрос вообще не поднимался. Более того, тот факт, что социальная психология в то же время продолжала разви- ваться на Западе, притом в рамках немарксистской традиции, при- вел некоторых психологов к отождествлению социальной психо- 13 логии вообще лишь с ее <буржуазным> вариантом, исключив саму возможность существования социальной психологии в нашей стра- не. Само понятие <социальная психология> стало интерпретиро- ваться как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения. Именно в этом смысле и говорят о наступившем на длитель- ный период <перерыве> в развитии социальной психологии. Од- нако термин этот может быть употреблен лишь в относительном значении. Действительно, имел место перерыв в самостоятель- ном существовании социальной психологии в нашей стране, что не исключало реального существования отдельных исследований, являющихся по своему предмету строго социально-психологичес- кими. Эти исследования были продиктованы потребностями об- щественной практики, прежде всего педагогической. Так, изучение вопросов коллектива было сконцентрировано в сфере педагоги- ческой науки, где работы А.С. Макаренко, А.С. Залужного имели отнюдь не только чисто педагогическое значение. Точно так же ряд проблем социальной психологии продолжал разрабатываться в рамках философии, в частности проблемы общественной психо- логии классов и групп. Здесь становление марксистской традиции в социально-психологическом знании осуществлялось с меньши- ми трудностями, поскольку философия в целом была рассмотрена как составная часть марксизма. Особо следует сказать и о том, как развивалась социально-психологическая мысль в рамках психоло- гической науки. Важнейшую роль здесь сыграли исследования Л.С. Выготского. Можно выделить два круга вопросов в работах Выготского, которые имеют непосредственное отношение к раз- витию социальной психологии. С одной стороны, это учение Выготского о высших психичес- ких функциях, которое в значительной степени решало задачу вы- явления социальной детерминации психики (т.е., выражаясь язы- ком дискуссии 20-х гг., <делало всю психологию социальной>). Доказав, что высшие психические функции (произвольное запо- минание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое дей- ствие) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л. С. Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях жизни. Усвоение обществен- ного опыта изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, которые прини- мают вид высших психических функций, отличающих человека от животных. Таким образом, конкретные формы общественно-ис- торической деятельности становятся решающими для научного Ч понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений. Начав с идеи об историческом происхождении высших психических функций, Вы- готский развил далее мысль о культурно-исторической детерми- нации самого процесса развития всех психических процессов. Две известные гипотезы Выготского (об опосредованном характере психических функций человека и о происхождении внутренних психических процессов их деятельности, первоначально <интерп- сихической>) (Выготский, 1983. С. 145) позволяли сделать вывод, что главный механизм развития психики - это механизм усвое- ния социально-исторических форм деятельности. Такая трактовка проблем общей психологии давала солидную основу для решения собственно социально-психологических проблем. С другой стороны, в работах Л.С. Выготского решались и в более непосредственной форме социально-психологические во- просы, в частности высказывалось специфическое понимание пред- мета социальной психологии. Оно исходило из критики того по- нимания, которое было свойственно В. Вундту, развивавшему концепцию <психологии народов>. Социальная психология, или <психология народов>, как ее понимал Вундт, рассматривала в качестве своего предмета язык, мифы, обычаи, искусство, рели- гию, которые Выготский назвал <сгустками идеологии>, <крис- таллами> (Выготский, 1987. С. 16). По его мнению, задача психо- лога заключается не в том, чтобы изучать эти <кристаллы>, а в том, чтобы изучить сам <раствор>. Но <раствор> нельзя изучить так, как предлагает Бехтерев, т.е. вывести коллективную психику из индивидуальной. Выготский не соглашается с той точкой зре- ния, что дело социальной психологии - изучение психики соби- рательной личности. Психика отдельного лица тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличается от коллективной пси- хологии: <предмет социальной психологии - психика отдельного человека, а коллективной - личная психология в условиях кол- лективного проявления (например, войска, церкви)> (Выготский, 1987. С. 20). На первый взгляд кажется, что эта позиция сильно отличается от современного взгляда на социальную психологию, как она была нами условно определена. Но в действительности отличие здесь чисто терминологическое: Выготский сравнивает не <общую> и <социальную> психологию (как это обычно делается теперь), а <со- циальную> и <коллективную>. Но легко видеть, что <социальная> психология для него - это та самая общая психология, которая 15 Современные представ- ления о предмете соци- альной психологии усвоила идею культурно-исторической детерминации психики (в терминологии 20-х гг. - это такая общая психология, которая <вся стала социальной>). Термином же <коллективная психология> Вы- готский обозначает тот самый второй аспект понимания социаль- ной психологии, который не сумели увидеть многие друтие психо- логи 20-х гг. или относительно которой они не сумели найти под- линно нагнои методологии исследования. Поэтому можно по праву утверждать, что идеи Выготского, высказанные им в 20-е гг. и позже, в 30-е гг. явились необходимой предпосылкой, сформировавшейся внутри психологической нау- ки, для того чтобы впоследствии наиболее точно определить пред- мет социальной психологии. В конце 50-х - начале 60-х гг. развер- нулся второй этап дискуссии о предме- те социальной психологии. Два обсто- ятельства способствовали новому об- суждению этой проблемы. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую сто- рону различных проявлений общественной жизни. Активное об- ратное воздействие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, <человеческий> фактор приобретает столь зна- чительную роль. Механизмы конкретного взаимодействия обще- ства и личности в этих условиях должны быть исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне. Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остро- той были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисципли- ну, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследова- ний. Значительно возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общест- ва. что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся <оттепелью> и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве <буржуазной науки>. Таким 16 образом, были созданы и необходимые субъективные предпосыл- ки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психоло- гии, о ее предмете, задачах, метолах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным. Дискуссия началась в 1959 г. статьей А. Г. Ковалева, опублико- ванной в журнале <Вестник ЛГУ> (Ковалев, 1959), после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала <Вопросы философии> (1962, № 2, 5). Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания пред- мета социальной психологии и соответственно крута ее задач; 2) со- отношения социальной психологии с психологией, с одной сторо- ны, и с социологией - с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в не- сколько основных подходов. Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное рас- пространение среди социологов, понимал социальную психоло- гию как науку о <массовидных явлениях психики>. В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подхо- дящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общнос- тей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах обще- ственной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию об- щественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все еди- нодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Боль- шинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответ- ственно были разведены термины: <общественная психология> - уровень общественного сознания, характерный для отдельных со- циальных групп, прежде всего классов, и <социальная психоло- гия> - наука об этой общественной психологии). Второй подход, напротив, видит главным предметом исследо- вания социальной психологии личность. Оттенки здесь проявля- лись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психоло- гические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, меж- личностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте <пси- хологии личности> в системе психологического знания (есть ли 17 это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в за- щиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он го- раздо более <психологичен>, что лишь на этом пути можно пред- ставить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался по- пулярным среди психологов. Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к во- просу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|