Практикум по практической психологии



4 страница


вторая треть вопросов (середина) - наиболее трудные основ-  

ные вопросы, направленные на выявление мнений, установок, оценок  

индивида;  

третья часть (окончание) - наиболее интимные и различного  

рода контрольные вопросы, цель которых углубить и уточнить инфор-  

мацию, полученную ранее. Практика показывает, что к этому времени  

респондент уже готов довести дело до конца и ответить на те вопросы, которые  

его ранее смущали.  

Демографическая часть заполняется в случае Н1  

обходимости. Установлено, что лучше помещать ее в конце анкеты  

и обязательно снять негативное к ней отношение.  

Тема. Анкетирование на начальной стадии исследования. Описа-  

ние ситуации анкетирования. Выдвижение гипотез на основании изуче-  

ния объективных условий. Описание результатов анкетирования. Воз-  

можности и ограничения группового анкетирования.  

Введение. Задание строится как модель процесса проведения  

психологического исследования с помощью метода анкетирования.  

Сначала на материале предварительного ознакомления с объектом ис-  

следования разрабатывается общая схема группового исследования,  

которая определяет задачу анализа, формулировку гипотезы, выбор  

способа проведения анкетирования.  

Предмет исследования - изучение социально-психологического  

климата в студенческих группах с различными способами их управ-  

ления. Объект исследования - группы студентов, в которых в одном  

случае управление осуществляется активом группы совместно с кура-  

тором, .а в другом существует самоуправление.  

Психологический климат рассматривается как относительно  

устойчивое, качественно определенное состояние социально-психо-  

логической сферы жизнедеятельности коллектива, характеризующееся  

определенным отношением к наиболее значимые моментам социальной  

деятельности. В качестве таких компонентов социальной деятельнос-  

ти рассматриваются эмоциональный, когнитивный и поведенческий  

компоненты.  

Задачи работы  

1. Использовать метод анкетирования для выяснения особен-  

ностей психологического климата в -студенческих группах.  

2. Сформулировать гипотезы о различиях психологического кли-  

мата в группах в зависимости от способа управления этими группами.  

3. Проанализировать особенности группового и индивидуального  

анкетирования.  

Завершается составление анкеты пробным пилотажным исследованием.  

Проверка анкеты и способы анкетирования  

Пилотажное исследование - это предварительное апробирование  

анкеты на пригодность. Оно проводится в виде интервью. Для этого  

выбирается рандомизированная выборка из той совокупности респон-  

дентов, которая будет впоследствии подвергнута основному анкетиро-  

ванию (разного возраста, пола, уровня образования, культуры).  

В процессе пилотажного интервью фиксируются все комментарии, ре-  

акции респондентов. Обязательным является последующее обсуждение  

опросника с "экспертами".  

Основное анкетирование бывает трех видов: почтовое, раздаточное, прессовое.  

Почтовое - анкета рассылается по почте. Его достоинство  

состоит в простоте и легкости организации, недостаток - в  

низком проценте возврата анкет (до 5%).  

Раздаточное - выдача и заполнение анкеты на месте.  

Заполнение проходит в присутствии исследователя, который контро-  

лирует этот процесс. Опрос может быть индивидуальным и групповым.  

Этот способ анкетирования гарантирует наиболее полный возврат  

анкет.  

Прессовое анкетирование - это публикация анкет  

в газете, трансляция по радио, телевидению, телефону. Достоинства  

и недостатки такие же, как и у почтового.  

После ознакомления с методом анкетирования студентам пред-  

лагается самостоятельно провести групповое анкетирование по задан-  

ной теме.  

 

ЗАДАНИЕЗ  

Анкетная "экспресс-методика" измерен:  

климата в студенческих коллективе  

Методические указания  

Исследование проводится с помощью модифицированного варианта  

"экспресс-методики" измерения психологического климата, разрабо-  

танного А.Ю.Шалыто, О.С.Михалюк.  

Респондентам предлагается печатная анкета, которая заполня-  

ется ивдивидуально каждым членом обследуемой группы.  

Описание процедуры анкетирования  

Уважаемый товарищ!  

Просим Вас принять участие в исследовании, целью  

является дальнейшее совершенствование управления В  

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:  

внимательно прочитать варианты ответа;  

выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению  

поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного Вами  

ответа.  

Заранее благодарим за участие в работе?  

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверж-  

дений Вы больше всего согласны?  

Большинство членовнашейгруппыхорошие, симпатичныелюди  

В нашей группе есть всякие лоди  

Большинство членовнашейгруппылюди малоприятные  

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашей  

группы жили близко друг от друга?  

 

3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:  

 

ДаПожалуй, даНе знаю, не задумывалсяПожалуй, нетНет  

Деловых качеств .большинства  

членов группы  

Личных качеств большинства  

членов группы  

 

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 ха-  

рактеризует группу, которая Вам очень нравится, а 9 - группу, ко-  

торая Вам очень не нравится. В какую из клеток Вы поместили бы  

свою группу?  

 

123456789  

 

 

5. Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы с  

членами Вашей группы, то как бы Вы к этому отнеслись?  

 

Это меня вполне бы устроилоНе знаю, не задумывался об этомЭто бы меня совсем не устроило  

 

 

6. Знаете ли Вы, с кем охотнее всего общается большинство  

членов Вашей группы?  

 

Нет, конечноСкорее нет, чем даНе знаю, не задумывалсяСкорее да, чвм нетДа, конечно  

 

Нет, не знаюНе могу сказать, не задумывался об этомДа, знаю  

 

 

7. Какая атмосфера преобладает обычно в Вашей группе? На  

приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой,  

нетоварищеской атмосфере, а 9 - атмосфере взаимопомощи, взаи  

ного уважения и т.п. В какую из клеток Вы поместили бы свой  

ответ?  

 

Участники  

опроса  

 

Компоненты  

 

эмоциональный  

 

когнитивный  

 

поведенческий  

 

1<.3456789  

 

 

8. Как Вы думаете, после окончания университета или длитель-  

ных каникул стали бы Вы стремиться к встрече с членами Вашей  

группы?  

Да, конечноСкорее да, чем нетЗатрудняюсь ответитьСкорее нет, чем даНет, конечно  

 

После проведения анкетирования в разных студенческих груп-  

пах студенты приступают к обработке результатов.  

Сначала анализируются различные стороны отношения к коллекти  

ву каждого его члена. Затем каждый компонент (поведенческий,  

когнитивный и эмоциональный) тестируется тремя вопросами, причем  

ответ на эти вопросы принимает только одну из трех возможных  

форм: +1; 0; -1. Сочетание ответов испытуемого на вопросы одного  

компонента можно обобщить следующим образом:  

положительная оценка (к этой категории относятся те сочета-  

ния, в которых положительные ответы даны на все три вопроса  

компонента, или два ответа положительные, а третий имеет другой  

знак);  

отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие  

три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий  

с противоположным знаком);  

неопределенная, противоречивая оценка (на все три вопроса  

дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны,  

ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределен-  

ный, а два других имеют разные знаки).  

Полученные данные можно свести в таблицу индивидуальных оце-  

нок отдельных компонентов.  

 

 

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех  

знаков: "+", "-", "О".  

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводит-  

ся средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального ком-  

понента:  

Э =  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- количество Положительных и отрицательных  

ответов, содержащихся в столбце оценки  

эмоционального компонента;  

число членов коллектива, принявших участие  

в исследовании.  

Средние оценки располагаются в интервале от -1 до +1  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классифицируем полученные средние. Для этого разделим воз-  

можные оценки от -1 до +1 на три равные части: от -1 до -0,33;  

от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.  

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать  

отрицательными; во второй - противоречивыми, неопределенными;  

в третий - положительнымг.  

 

Следовательно, возможны такие  

отношения:  

1. Полностью положительное.  

2. Положительное.  

3. Полностью отрицательное.  

4. Отрицательное.  

5. Противоречивое, неопределенное.  

В первом случае психологический климат трактуется как весь-  

ма благоприятный; во втором - в целом благоприятный; в третьем -  

совершенно неудовлетворительный; в четвертом - в целом неудов-  

летворительный; в пятом считается, что тенденции противоречивы  

и неопределенны.  

Отработка задания  

Отработка задания проводится в три этапа. На первом студенты знакомятся  

с обследуемыми группами. Основные методы -  

наблюдение и беседа. Два других этапа - основное исследование.  

При помощи анкетирования проводится опрос в двух академических  

группах, отличающихся способом управления. В одной группе, кроме  

студенческого актива, управление осуществляет преподаватель - руководитель  

академгруппы, а в другой - студенты.  

Исследовательская задача, которая стоит перед студентами-  

психологами, - проанализировать характер социально-психологи-  

ческого климата в академгруппах с разным способом управления.  

Обработанные материалы анкетирования анализируются и  

оформляются в виде отчета о лабораторном задании.  

Оформление отчета  

Отчет должен иметь следующую структуру:  

1. Введение. Общая характеристика метода анкетирования  

и возможности его применения при исследовании социально-психологического  

климата в группах.  

2. Цель, задача и гипотеза работы.  

3< Предмет и методика исследования. Краткое описание 061  

та и процедуры анкетирования.  

4. Результаты и их обсуждение. Проводится сравнительный  

анализ характеристик социально-психологического климата акаде  

мических групп с разным типом управления.  

5. Выводы и рекомендации по усовершенствованию социально  

психологического климата в группах.  

Контрольные вопросы  

 

и ограничения.  

 

1. Общая характеристика метода опроса, его возможности и ограничения  

.  

2. Каковы требования к предварительному этапу анкетирования?  

3. Каковы функции исследователя во время группового анкетирования?  

4. Какие процедурные и содержательные требования предъявляются к сравнительному  

исследованию?  

Литература  

1. Лекции по методике конкретных социальных исследований  

/ Под ред. Г.М.Авдреевой. - М.: Изд-во МГУ, 1979.  

2. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина.  

Л.; Изд-во ЛГУ, 1977.  

3. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1976.  

4. Социально-психологические проблемы производственного  

коллектива. - М.: Наука, 1983.  

Метод интервью, его характеристика и классификация  

Интервью - это метод получения необходимой информации путем  

непосредственной и целенаправленной беседы интервьюера с респон-  

дентом. Направление беседы определяется проблемой исследования.  

Межличностное взаимодействие в процессе интервьюирования  

отличается от обычного акта общения строгой дифференциацией ро-  

лей между интервьюером и респондентом. В их взаимоотношениях существует  

определенного рода необратимость: интервьюер всегда  

ведущий, а респондент ведомый, и ни в коем случае наоборот.  

Только в таком случае это научный метод.  

Сферы применения интервью:  

на ранних стадиях исследования с целью уточнения общей  

проблемы и гипотезы;  

для разработки методики больших опросов-обследований;  

 

в качестве основного метода сбора социально-психологической информации;  

в качестве дополнительного метода совместно с другими методами исследования;  

в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных  

других методов.  

В современной научной литературе существует несколько клас-  

сификаций интервью в зависимости от выбранного основания:  

по целевому назначению: а) интервью мнений и отношений,  

б) документальные интервью;  

по технике или по форме: а) неформализованное (вопросы,  

их последовательность и количество заранее не определяются),  

б) формализованное (вопросы и регистрация стандартизированы  

по процедуре: а) панельное (повторное) - изучают эволюцию  

отношений, мнений, б) клиническое (глубокое, интенсивное),  

в) многократное - изучают одно лицо много раз, г) фокусированно  

Процедура интервью  

Начальный этап всякого интервью - установление социально-  

психологических контактов интервьюера и респондента. Затем  

интервьюер называет организацию, которую он представляет, объясняет задачу  

интервью и причины выбора данного респондента. Следующий этап - основное  

интервьюирование - осуществляется в соответствии с разработанным заранее  

вопросником. Третий этап интервью - анализ результатов опроса.  

ЗАДАНИЕ 4  

Интервью по самостоятельно выбранной проблеме  

Тема. Интервью как метод исследования. Описание ситуации  

интервьюирования, постановка задачи и выдвижение гипотезы. Описание результатов  

интервью. Возможности и ограничения метода интервью.  

Введение. Задание строится как исследование, которое самостоятельно разработано  

студентами с использованием метода интервью. Выбор проблемы, постановка задачи,  

гипотеза, выбор объекта исследования, способ проведения интервью и обработка  

результатов также выбираются студент;  

Задачи работы  

1. Самостоятельная разработка проблемы психологии  

исследования с использованием метода интервью.  

2. Организация и проведение интервью.  

3. Обработка и описание результатов интервью.  

Оформление отчета  

Отчет оформляется в соответствии с требованиями, предьявляемыми  

к отчетным материалам.  

Контрольные вопросы  

1 Сравнительная характеристика метода анкетирования  

и интервью.  

2< Основные требования к личности интервьюера.  

3. Общая характеристика типов интервью.  

4. Возможности и ограничения метода интервью.  

Литература  

1> Лекции по методике конкретных социальных исследований  

2. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина.  

 

3. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1976.  

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Ключ связи категорий в системе Бейлза. по пр1  

а- - ориентации;  

6 - оценок, мнений;  

С - контроля; .  

Я? - нахождения решения;  

е - преодоления напряженности  

ф - интеграции.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  

Система категорий, используемых в наблюдении  

и их основные связи  

 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

1< Общая характеристика психологического  

исследования  

 

 

 

Э5  

ПК  

 

-- -  

 

1. Выражает солццарность, повышает  

статус другого человека, оказы-  

вает помощь, вознагралздает  

 

2. Выражает ослабление напряжения,  

шутит, смеется, выражает удов-  

летворение  

 

3. Соглашается, выражает пассивное  

___принятие, принимает, уступает  

 

4. Дает совет, направление, подра-  

зумевая автономию другого  

 

5. Выражает мнение, оценивает, ана-  

лизирует, выражает чувства, же-  

лания <- -;  

 

6. Дает ориентацию, информацию, 1 )  

повторяет, уточняет, подтверядает- )  

 

--1  

1  

 

~~~)  

 

1 (  

 

1 1 1  

1 1  

 

2. Особенности метода наблюдения в психологии ...  

Задание 1. "Поведенческий портрет" по данным наблюдения-  

Задание 2. Метод наблюдения процесса взаимодействия  

 

людей в дискуссии (методика Р.Бейлза) .....  

3. Опрос как метод конкретного психологического  

исследования .........................................  

Задание 3. Анкетная "экспресс-методика" измерения пси-  

хологического климата в студенческих  

коллективах  

 

Задание 4. Интервью по самостоятельно выбранной  

 

проблеме  

Приложения  

 

ю <В  

о ж  

 

7. Запрашивает ориентацию, инфор-  

мацию, повторение, подтвериздение  

 

8. Запрашивает мнение, оценку, ин-  

тересуется самочувствием  

 

9. Спрашивает совет, наЩэавяение,  

___возможный способ действия  

 

10> Возражает, выражает пассивное от-  

вержение, формален, отказывает  

в помощи  

 

II. Выражает напряжение, просит по-  

мощи, отступаег "с поля боя"  

 

12, Выражает атагонизм, подрывает "  

статус другого, защищает или  

утвэряздает себя  

 

? ё" ле/  

 

 

 

"!  

 

1 1  

-- 1  

 

1-  

 

._"-  

 

Система категори  

и их основные  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

!лю,цении  

5, /У7г)  

 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

1. Общая характеристика психологического  

исследования  

 

<в  

 

1  

 

1 С  

О с;  

в Э  

 

1" Х Л  

О Е-5-  

ю ас ч я  

ге гтЯ 1  

его я  

о ата к  

.ото?.  

 

1. Выражает солидарность, повышает




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1510
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь