|
Формула смыслаНе спеши, победи на траве, под которой Скоро будешь лежать, никуда не спеша. Мы поспушные ккпы в руках у Творца! Это сказано мною не ради словца. Нас по сцене Всевышний на ниточках водит И пихает в сундук, доведя до конца. Мужи, чьей мудростью был этот мир пленен, В которых светочей познанья видел он, Дороги не нашли из этой ночи темной, Посуесловили и погрузились в сон. 1ФОРМУАЫ <ФАКТА>> У врат обители святой Стоял просящий подаянья - Бедняк, иссохший, чуть живой От жажды, глада и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. (М. Ю. Лермонтов) Если у человека нет эгоистической заинтересованности, то не будет и полной отдачи. Так уж человек устроен, и бороться с этим бесполезно. (Василии Васильевич Лвонтьвв, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии) Себя мы оцениваем по намерениям, других - по поступкам. Современность всегда распинает своих блапздетелей, но они потом воскресают на третий день или третье столетие. {Томназо Каипамлла} Никто не может описать жизнь человека лучше, чем он сам... Но... рисуя свою жизнь, он занимается самооправданием, по- казывая себя таким, каким он хочет казаться, но отнюдь не таким, каков он есть. Наиболее искренние люди правдивы, осо- бенно в том, что они говорят, но они лгут в том, что они замал- чивают; и то, что они скрывают, изменяеттаким образом значе- ние того, в чем они лицемерно признаются; говоря только часть правды, они не говорят ничего, (ж.-ж. руссо) Когда мы совершаем те или иные действия, то в этот мо- мент мы обычно не отдаем себе отчет в мотивах, которые их ФОРМУЛЫ СМЫСЛА) побуждают. Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив. (Алексеи Николаевич Леонтьев, известный советский психолог) Уж что-что, а врать люди горазды! Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. (М. К). Лермонтов) Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами: Где нужно действовать умом, Он только хлопает ушами. (Г. Р. Державин, 1743-1816) Мигель де Унамуно 1864-1936 /Испанский философ, поэт, эссеист/ (Портрет маслом Хосе Гутиер- реса Солана. Фото из архива изд-ва "Эспаса-Кальпе". Мадрид) d) Формулы тонких аллюзий" ЮРМУЛЫ смыо 1 Аллюзия фр. allusion-намек. Ленин умер - дело его... /И через паузу говоривший продолжал фразу: живет. Та- кая речевая "фигура" была видом смелости в эпоху "культа личности Сталина./ Эпоха застоя - это когда долго стоят у руля. /Намек на "геронтопогические проблемы" руководства СССР в 80-е годы./ Куй железо, пока Горбачев. /Любимое присловье более чем предприимчивой части населения в форпосте социализма" во времена пресло- вутой "перестройки". Здесь обыгрываются сразу два фак- тора: известная поговорка - "Куй железо, пока горячо" и близкозвучие обычного слова и известной фамилии./ Улетают те, кого сильней надули. (Виктор Шмдврович) /Это сказано об эмигрантах из СССР/ Масло и сахар - очень пугливые продукты: как только ус- лышат выстрелы, немедленно прячутся. {Евгений Шварц. Дракон) Шершеляфам. (Французская поговорка "Ищите женщину") /Ее ищут не погому, что она потерялась. Нет. Просто "жен- щина" есть та основная (а возможно, и единственная> причина, по которой теряются все равновесия в обще- стве; из-за чего и все проблемы.../ "ФОРМУЛЫ ДК Если вы утром проснулись и у вас ничего не болит, значит, вы умерли. К мужчине надо относиться, как к собаке: не дразнить, во- время кормить и время от времени выпускать погулять. (Изтёщиныхнаставлений) Ноябрь 1993 г.... Центральное телевидение России... Для программы Владислава Листьева Тема" корреспоадент опра- шивает на улицах Москвы людей на предмет, знают они или нет, что такое импотенция? Один из интервьюируемых раз- думчиво-уверенно отвечает: "Это состояние иестояния". Пуговица живет по-настоящему, если ежедневно лезет в петлкэ. --- .: .. . : , . . - . - . .- " И самое лучшее лекарство не поможет больному, если он отказывается его принять. (Мигель Сервантвс) Лесть подобна одеколону: хорошо обонять, но не глотать. (Дж. Биллинас) С Чтобы хотеть хотение, надо не иметь имение. Джинн обиделся и полез в бутылку. (Никита Богословский) Дихотомические формулы i!2i?A!iiLijsiffl Все с предубеждением относятся к крайностям. Но как быть, если они сами возникают? Возьмите любую целостность, раздвоите ее и получите те са- мые крайности, которых так стараются избежать. Крайности - крайне противоположны: "день и ночь", "правое -левое", "сухое -влажное", "муж- ское -женское", "живое - мертвое". Операция по делению содержания понятия о чем-либо называется дихотомией. Познавательный смысл деления на два вот в чем: если строго, то это сгибание чего-либо попо- лам или разрубливание посредине. В любом слу- чае обнаруживается то, что на первый взгляд не сразу заметно. Но есть еще и смысл психологический, когда полнота полноты вравнивается в неполноту непол- ноты. Не очень понятно? Давайте рассуждать. Если я говорю, что диаметр круга равен кругу диамет- ра, то здесь имеет место лишь мерцание причины и следствия; когда я утверждаю, что один и тот же путь не равен такому же пути снизу вверх, то это всего лишь игры с участием софистики; когда я объявляю, что любовь - это счастье и беда, то показываю только свою неискушенность, ибо беда и есть доступное нам счастье. Но если сказать, что любая смелость состоит из двух составляю- щих: трусости перед позором и страха перед бес- честьем, то кто попробует возразить? Ведь в последнем высказывании поначалу вполне ясное и вписывающееся в разум представ- ление об явлении (я имею в виду "смелость") как- то очень уж неожиданно переворачивается в плос- кости "знание - не есть незнание" и вместо уве- ренности - неуверенность, да и сама эта неуве- ренность тоже какая-то неуверенная, граничит с растерянностью (в смысле: это ж надо же!). Если справедливо считать неуверенность неполнотой уверенности, то что же тогда придется сказать о неуверенности неуверенности, как не то, что мы имеем дело с неполнотой неполноты? То есть дихотомические, диадные формулы рассеивают средоточенность разума. Я полагаю, что это и хорошо. Ибо не будь подобного, мы не смогли бы ощущать знание в подсветке его проч- ности, твердости, надежности. Здесь тот же эффект, что и при свете солнца. Представьте себе, что нам светили бы не его лучи, а оно само. Давно бы сгорели! К высокому положению ведут два пути: проторённая пря- мая дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче. (Жан Пабрюйер) Человек может возвыситься лишь двумя путями - с помо- щью собственной ловкости или благодаря чужой глупости. (Он же) Время да я-на любого врага. (Карп V) /В 1558 г. Карл V, император Священной Римской импе- рии, на 58-м году жизни отрекся от престола и удалился в монастырь./ Существуют два вида благодарности: преходящее доброе чувство, возникающее в нашем сердце от того, что мы получи- ФОРМУЛЫ СМЫСЛАд ли; и величайшая радость, которую мы испытываем, когда мы приносим дары. {Эрвинробинсон, 1869-1935) Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (На них основано от века, По воле бога самого, Самостоянье человека, Залог величия его.) {А. С. Пушкин) От всего плохого есть два лекарства: одно - время, дру- гое, на вес золота, - молчание. (Французская поговорка) Характер - это результат двух вещей: внутреннего отноше- ния к миру и того, как мы проводим свое время. {Элберт Грин Хаббард, 1836-1915) Две силы есть-две роковые силы. Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы, - Одна есть Смерть, другая - Суд людской. Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой-душа и мысль моя... (А. А. Фет) .<АИХОТОМИЧ1-СКИ1Е"<1>ОРМУЛЫ>1гг Жизнь человека болтается между тревогой и скукой. {Артур Шопенгауэр) Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостат- ка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полно- ты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. (А. С. Пушкин) В России две беды - дураки и дороги. {Н. В. Гоголь) В России две философии: выпоротого и ищущего, кого бы ему еще выпороть. (В. В. Розанов) Во всех важных происшествияхжизни продолжают действо- вать два основных инстинкта нашего существа: инстинкт само- сохранения и инстинкт любви. {Поль Бурже, 1852-1935, французский писатель) Два мира есть у человека; Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. {Александр Межиров) Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать... (Ф. И. Тютчев) ri-SI <:?:? -Igll ll Что человек? Падучая звезда и ее свет, Она вспыхивает и превращается в пепел. Добро наше и семья даны нам временем в залог, А ведь придет время возвращать его. Люди подобны двум работникам: один из них Разрушает то, что строит другой, а другой снова возводит. Здесь есть и счастливец, получивший свою долю благ, Здесь и несчастный, довольствующийся своим жребием. {Имруулкайс, VI в" арабский поэт) Формулы и воспитывающего внушения тт T=ll/AJiLCMNCAAg Долг и назначение человечества состоят не в том, чтобы искать для себя удобств, но в том, чтобы непрерывно осуще- ствлять себя в качестве всё более высоких форм, как это дела- ют поэт и художник, сочинять вечную поэму истории. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель) Человекдолжен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. {К. Г. Паустовский) Никому не требуется охранять себя от благ, но чтобы пред- отвратить беду, нужны руки. {Бернард Мандевчль, 1670-1733) Счастье обитает не в стадах и не в золоте. Душа - мес- тожительство этого демона... Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость. (Демокрит) Только человек как мыслящее существо, своим разумом сам определяющий себе свои цели, может быть идеалом кра- соты, пределом совершенства... Его существование имеет в себе самом высшую цель. (Иммануил Кант) Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя мо- гуществен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу, долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. (Лао-цзы) Доброта, красота и правда - вот идеалы, которые освеща- ли мой жизненный путь, вновь и вновь возрождая в моей душе радость И мужество. {Альберт Эйнштейн) С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никог- да не прощай своих собственных. {А. в. Суворов) Кто может быть самим собою, пусть не будет ничем другим. (Г. Парацельс) Всякий день есть маленькая жизнь: всякое пробуждение и вставание - маленькое рождение; всякое свежее утро - ма- ленькая юность; всякое приготовление ко сну и засыпание - маленькая смерть. {Артур Шопенгауэр) Нет ничего высокомернее бессилия, которое чувствует, что его поддерживают. {Наполеон 1) Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых. {Люк Вовенарг) Светоч критики должен озарять, а не жечь. {Шарль Фавар, 1710-1792, французский драматург) Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, сораз- мерных человеку. {Аристотель) Никому не завидуйте, ибо добрые добро свое заслужили, а злодеям и в достатке живется худо. {Аполлоний Тианский, 1 в. н.э., странствующий философ-пифагореец) ( Формулы эмпот-1 <ФОРМУЛЫ СМЫСЛА> Эмпатия (греч. empatheia)-сопереживание. Термин введен Э. Титченером, который обобщил в нем близкие по содержанию идеи о симпатии, а также положения концепции вчувствования. Карл Роджерс, американский психолог, бывший директор Центра по изучению личности в Ла-Джолла (Калифорния): <Есть много попыток определить понятие "эмпатия", и мне самому принадлежит несколько. Более чем двадцать лет на- зад я предложил одно из определений в ходе систематизи- рованного изложения моих взглядов (Rogers, 1959). (...) Оно заключается в следующем. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внут- ренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь ра- дость или боль другого, как он -их ощущает, и воспринима- ешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок "как будто": как будто это я раду- юсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации. Небольшой пример может пояснить как само понятие пе- реживания, так и его отношение к эмпатии. Один участник психотерапевтической группы довольно не- гативно высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит: "Создается впечатление, что ты сердит на своего отца". Тот отвечает: "Нет, я не думаю". - "Может быть, ты не удовлет- ворен им?"-"Ну, мажет быть" (с сомнением). - "Может быть, ты разочаровался в нем?". Следует быстрый ответ: "Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я дав- но разочаровался в нем, еще в детстве". Выходит, что "сердит" не подходит, "неудовлетворен" - оказывается ближе, и слово "разочарован" - вполне точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает к даль- нейшему течению переживаний. На основе изложенного позвольте мне попробовать опи- сать эмпатию более удовлетворительным для меня сейчас образом. Я больше не говорю "состояние эмпатии", потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние. Попы- таюсь описать его суть. Эмпатический способ общения с другой личностью име- ет несколько граней. Он подразумевает вхождение в лич- ный мир другого и пребывание в нем "как дома". Он включает постоянную чувствительность к меняю- щимся переживаниям другого - к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавли- вание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего со- беседника". Роджер К. Эмпатия // Психология эмоций: (Тексты).- М.: МГУ, 1984. - С. 235-236. Итак, формулы: Поймите меня. Станьте на мою точку зрения, посмотрите на вещи моими глазами. Понять-значит почувствовать. {К. С. Станиславский) ФОРМУЛЫ СМЫСЛА) Всё ПОНЯТЬ - значит Простить. (Жврмена де Сталь] Быть мудрым - это значит прежде всего быть вниматель- ным к душе близкого человека, (л>, м. Пришвин] Я плохо выразил свою мысль. /Намного лучше и "полезнее" сказать так, чем выразить- ся откровенно и напрямую: "Вы меня не поняли..."/ Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) 1863-1938 /Русский актер, режиссер, теоретик театра/ Формулы- и дмагноз тт f Таковые предполагают "врачевательную" фор- - му преподнесения объяснения чего-либо, после ко- торого в человеке устойчиво остается ощущение све- жей понятности - то ли произошедшего, то ли ха- рактера предстоящих действий. Жизнь каждого человека, если ее обозреть в целом, пред- ставляет собой трагедию; а рассматриваемая в частностях, она - комедия... Тщетные стремления, разбитые надежды, роковые ошибки всей жизни и в заключение смерть - вот трагедия. {Артур Шопенгауэр) Не родись красивой, а родись счастливой. Tuaculpa {лат.)-виноват сам. В незаконной связи до брака виновата девушка, а после брака - муж. Природа полна непоследовательности: то она помещает го- лову старика на молодых плечах, а то иной раз полное жара сердце прячет подо льдом прожитых лет. (Ральф Эмерсон) По своей натуре мы несчастны всегда и при всех обстоя- тельствах, ибо когда желания рисуют нам идеал счастья, они Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|