Формула смысла



26 страница


нятно что-то, но... "но какже! Какже! О господи!" И она ломала  

руки в отчаянии.  

- Нет, Соня, это не то! - начал он опять, вдруг поднимая  

голову, как будто внезапный поворот мыслей поразил и вновь  

возбудил его, - это не то! А лучше... предположи (да! этак  

действительно лучше!), предположи, что я самолюб, завист-  

лив, зол, мерзок, мстителен, ну... и, пожалуй, еще наклонен к  

сумасшествию. (Уж пусть всё зараз! Про сумасшествие-то го-  

ворили прежде, я заметил!) Я вот тебе сказал давеча, что в  

университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я,  

может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести что надо, а на  

сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки  

выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разуми-  

хин! Да я озлился и не захотел. Именно озлился (это слово  

хорошее!). Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Ты ведь  

была в моей конуре, видела...А знаешь ли, Соня, что низкие  

потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как ненавидел  

я эту конуру! А всё-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не  

хотел! По суткам не выходил и работать не хотел, и даже есть  

не хотел, всё лежал. Принесет Настасья - поем, не прине-  

сет - так и день пройдет; нарочно со зла не спрашивал! Но-  

чью огня нет, лежу в темноте, а на свечи не хочу заработать.  

Надо было учиться, я книги распродал; а на столе у меня, на  

записках, да на тетрадях, на палец и теперь пыли лежит. Я  

ПРОЙЛВНЫЕ" ФОРМУЛЫ,  

лучше любил лежать и думать. И всё думал... И всё такие у  

меня были сны, странные, разные сны, нечего говорить какие!  

Но только тогда начало мне тоже мерещиться, что... Нет, это  

не так! Я опять не так рассказываю! Видишь, я тогда всё себя  

спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я  

знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее?  

Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умны-  

ми, то слишком уж долго будет... Потом я еще узнал, что ни-  

когда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переде-  

лать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их  

закон... Закон, Соня! Это так!.. И я теперь знаю, Соня, что кто  

крепок и силен умом и духом, тот над ними и влаетелин! Кто  

много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плю-  

нуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может по-  

сметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда бу-  

дет! Только слепой не разглядит!  

Раскольников, говоря это, хоть и смотрел на Соню, но уж не  

заботился более: поймет она или нет. Лихорадка вполне охва-  

тила его. Он был в каком-то мрачном восторге. (Действительно,  

он слишком долго ни с кем не говорил!) Соня поняла, что этот  

мрачный катехизис стал его верой и законом.  

- Я догадался тогда, Соня, - продолжал он восторжен-  

но, - что впасть дается только тому, кто посмеет наклониться  

и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня  

тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую  

никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг  

ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до  

сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепо-  

сти, взять просто-запро.сто всё за хвост и стряхнуть к черту!  

Я... я захотел осмелиться, и убил... я только осмелиться захо-  

тел, Соня, вот вся причина!  

- О, молчите, молчите! - воскликнула Соня, всплес-  

нув руками. - От бога вы отошли, и вас бог поразил, дья-  

волу пред ал!..  

ФОРМУЛЫ смысл.  

- Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал, и мне всё  

представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?  

- Молчите! Не смейте, богохульник, ничего, ничего-то вы  

не понимаете! О господи! Ничего-то, ничего-то он не поймет!  

- Молчи, Соня, я совсем не смеюсь, я ведь и сам знаю,  

что меня черт тащил. Молчи, Соня, молчи! - повторил он  

мрачно и настойчиво. - Я всё знаю. Всё это я уже переду-  

мал и перешептал себе, когда лежал тогда в темноте... Всё  

это я сам с собой переспорил, до последней малейшей чер-  

ты, и всё знаю, всё! И так надоела, так надоела мне тогда  

вся эта болтовня! Я всё хотел забыть и вновь начать, Соня, и  

перестать болтать! И неужели ты думаешь, что я как дурак  

пошел, очертя голову? Я пошел как умник, и это-то меня и  

сгубило! И неужель ты думаешь, что я не знал, например,  

хоть того, что если уж начал я себя спрашивать и допраши-  

вать: имею ль я право власть иметь? - то, стало быть, не  

имею права власть иметь. Или что если задаю вопрос: вошь  

ли человек? - то, стало быть, уж не вошь человек для меня,  

а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто пря-  

мо без вопросов идет... Уж если я столько дней промучился:  

пошел ли бы Наполеон, или нет? так ведь уж ясно чувство-  

вал, что я не Наполеон... Всю, всю муку всей этой болтовни  

я выдержал, Соня, и всю ее с плеч стряхнуть пожелал: я  

захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя  

одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не длятого, что-  

бы матери помочь, я убил - вздор! Не для того я убил, что-  

бы, получив средства и власть, сделаться благодетелем че-  

ловечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя  

одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или  

всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех жи-  

вые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно  

было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня,  

когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Я  

это всё теперь знаю... Пойми меня: может быть,, тою же до-  

ПРОБЛЕМНЫЕ" ФОРМУЛЫ,  

Худ. Д. А. Шмаринов. Каморка Раскольникова.  

/Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание":  

<Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый  

жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от  

стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку стано-  

вилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о  

потопок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула,  

не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколь-  

ко тетрадей и книг: уже по тому одному, как они были запылены, видно  

было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая  

большая софа, занимавшая чуть не всю стену и поповину ширины всей  

комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая  

постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздева-  

ясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим студенческим паль-  

то и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал  

всё, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголо-  

вье. Перед софой стоял маленький столик>./  

рогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.  

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки:  

мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я,  

как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу!  

Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожа-  

щая, или право имею...  

-Убивать? Убивать-то право имеете? - всплеснула рука-  

ми Соня.  

- Э-эх, Соня! - вскрикнул он раздражительно, хотел было  

что-то ей возразить, но презрительно замолчал. - Не преры-  

вай меня, Соня!>/  

На состязаниях кто-то нечаянно убил дротиком человека.  

Древние греки - военачальник Перикл (ок. 500-429 гг. до  

н.э.) и философ Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н.э.) -  

проспорили целый день, выясняя, кто же виноват в случив-  

шемся: распорядители состязаний, тот, кто бросил дротик,  

или же сам дротик?  

Не догнать быстроногому Ахиллесу, как бы быстро он ни  

бежал, тихоходной черепахи.  

(Зенон из Эти,  

ок. 490-430 гг. до н.э.)  

/Доказательство: преодолевая путь до черепахи, Ахил-  

лес всегда будет сталкиваться с тем, что за время его  

бега продвинется (ну и что с того, что не на много!) и  

черепаха. И так будет бесконечно, поскольку простран-  

ство делимо нескончаемо, а и мельчайшее расстояние  

всё равно есть расстояние./  

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше  

делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать  

как можно больше.  

Все явления, по-видимому, совершенно отделены и изоли-  

рованы друг от друга; одно явление следует за другим, но мы  

никогда не можем заметить между ними связи: они, по-види-  

мому, соединены, но никогда не бывают связаны друг с  

другом.  

{Давид Юм, 1711-1776,  

английский философ)  

/Доказательство, предложенное Юмом:  

Практика, скажете вы, опровергает мои сомнения, но тог-  

да вы ошибаетесь относительно моего вопроса: как деятель, я  

вполне довольствуюсь этим (то есть верой в объективность  

существования внешнего мира и в необходимость закона при-  

чинности), но как философ, у которого есть некоторый запас  

любопытства, я не хочу сказать - скептицизма, я желал бы  

узнать основания этого вывода.  

Предположим, что человек, наделенный в высшей степе-  

ни сильным разумом и способностью к размышлению, внезап-  

но был бы перенесен в наш мир; он действительно тотчас же  

заметил бы постоянное следование друг за другом объектов и  

событий, но он не был бы в состоянии открыть что-нибудь по-  

мимо этого. Он не мог бы сразу с помощью рассуждений дой-  

ти до идеи причины и действия, раз единичные силы, произво-  

дящие все действия в природе, никогда не открываются чув-  

ствам, а из того, что одно явление в единичном случае следует  

за другим, неразумно выводить заключение, что одно из них  

причина, другое-действие.  

Предположим далее, что человек этот приобрел больший  

опыт и прожил на свете достаточно долго для того, чтобы заме-  

тить, что сходные объекты или явления постоянно связывают-  

ся друг с другом.  

Каков же результат этого опыта? Весь его опыт не дал ему  

идеи или знания той скрытой силы, с помощью которой один  

объект производит другой.  

ФОРМУЛЫ СМЫСЛА,  

Существует какой-то иной принцип, заставляющий челове-  

ка приходить к данному заключению.  

Принцип этот есть привычка, или навык.  

Мы должны удовлетворяться привычкой как последним  

принципом всех наших опытных заключений./  

Враг моего врага мне друг. Это ясно. А вот кем считать че-  

ловека, убившего моего потенциального убийцу? Моим спаси-  

телем?! А если он это сделал только для того, чтобы получить  

возможность самому меня убить? А если он меня сначала спас,  

а потом убил?  

/Существует довольно головоломная история о путеше-  

ственнике, который на полпути вышел из автобуса, пе-  

ресекавшего пустыню, решив закончить путешествие  

пешком. Но у него было два недруга, каждый из кото-  

рых поклялся расправиться с ним. Первый из злодеев  

еще в~автобусе умудрился незаметно подсыпать наше-  

му путешественнику цианистый калий во фляжку с во-  

дой, второй же, ничего не зная об этом, долго подкара-  

уливал его в пустыне, а потом метким выстрелом про-  

бил фляжку. Вода из фляжки вытекла - и путешествен-  

ник принял медленную смерть от жажды. Со временем  

обоих его врагов привлекли к суду и признали виновны-  

ми в попытке убийства. Что же касается самой форму-  

лировки обвинения, то тут суд оказался в затруднении.  

Враг № 1 доказывал, что все возможные последствия  

его поступка были аннулированы, поскольку отравлен-  

ная вода вытекла из фляжки. В то же время враг № 2  

настаивал на том, что его действия не только не приве-  

ли к смерти потерпевшего, но даже продлили ему жизнь.  

В конце концов суду пришлось признать правильной  

логику обоих рассуждений./  

Давид Юм  

1711-1776  

/Английский философ/  

(Портрет работы Аллана Рамзея)  

Список литературы  

Абу-ль-Для аль Маарри. Избранное. - М., 1990.  

Аврора.-1991.-№9.  

АлексеевВ. Коллекция переводов.-М.: Прометей, 1989.  

Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Моск. ра-  

бочий, 1968.  

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литера-  

турные цитаты.Образные выражения: Изд. 3-е, испр. и  

доп. - М.: Худож. лит., 1966.  

БеленькийМ. С. ВольнодумецАкоста. - М.: Мысль, 1984.  

Бирюкове. Песня, обращенная к совести: Ее не успел про-  

петь Игорь Тальков //Труд. - 1992. - 24 окт.  

Винокуров Евг. Жребий.-М.: Сов.писатель, 1978.  

ВианевскийВ. Спасибомне,чтоестьяутебя.-М.: МНПО  

"Праминко", 1993.  

Вопросылитературы.-1991.-№3.  

Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. -  

М., 1990.  

Выдающиеся русские ученые и писатели о Низами Гянд-  

жави. - Баку: Язычи, 1981.  

Высказывания знаменитых людей /Пер. с англ.  

А. И. Блейз. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.  

Высоцкий В. Сочинения: В 2 т.- М.: Худож. лит., 1991.  

Высоцкий В. Четыре четверти пути. - М.: Физкультура и  

16.  

17.  

18.  

19.  

20.  

21.  

22.  

23.  

24.  

25.  

26.  

27.  

28.  

29.  

30.  

31.  

32.  

33.  

34.  

спорт, 1988.  

ГалгокТ. Такой простой и сложный менеджмент//0го-  

нек. - 1989. - № 9.  

ГафуровА. Афоризмы, мысли и суждения. - М.: Моск.  

рабочий, 1990.  

Гончаренко Е. Пятый сон Веры Павловны // Столица. -  

1992. - № 30.  

Грановская P. М. и др. Интуиция и искусственный ин-  

теллект.-Л .,1991.  

ГримакЛ. П. Резервы человеческой психики. - М., 1987.  

ГулыгаА. Уроки классики и современность. - М" 1990.  

Гюго В. Что слышится в горах: "Осенние листья"/ Пер.  

В.Левика//ГюгоВ. Собр. соч.- М., 1953.-Т. 1.  

ДорриДж. Персидская сатирическая проза.- М., 1977.  

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. - М.: Про-  

свещение, 1982.  

Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье.  

- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.  

Западов А. В. Поэты XVII века: Литературные очерки. -  

М.: Изд-во Моек. ун-та, 1984.  

За рубежом. -1990.-№40.  

Знание-сила.-1989.-№8.  

ИбраевЛ. Сквозь лики мира. - М., 1979.  

Ильф И. А., Петров Е. П. Двенадцать стульев. Золотой  

теленок: Романы.-Одесса: Маяк, 1990.  

Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение:  

Пер. с исп./ Сост., вступит, статья А. Л. Штейна. - М.:  

Искусство, 1977.  

Историярусскойлитературы. - М.; Л., 1948. -Т. П-Ч. 2.  

КавдаловД. П., Суименко Е. И. Психология единонача-  

лия и коллегиальности. - М., 1979.  

Камю А. Бунтующий человек: философия, политика, ис-  

кусство.-М.: ИПЛ, 1990.  

КардошЛ. Этика в торговле: Пер. с венг. - М., 1983.  

Китайская пейзажная лирика. - М.: Изд-во Моск. ун-  

та, 1984.  

Книга рекордов Гиннесса. - М.: Прогресс, 1991.  

Комсомольская правда. - 1990. - 19окт.  

КристиН. Пределынаказания. - М.: Прогресс, 1985.  

Кукин Ю. Дом на полпути: Сб. /Сост. и прим.  

А. и М. Левитанова. М.: Сов. фонд культуры, 1990. - 1 -е  

нотное издание.  

КругловА. Формулы. - М.: Изд-во "Прометей" МГПИ  

им. В. И.Ленина, 1990.  

Курьер "Для Вас". - 1992. - № 4.  

Лекции по истории эстетики. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-  

та, 1973.-Кн. 1.  

Литературная газета. -1985. - Март.  

Литературное обозрение .-1991.-№4.  

Лучи света его философии: Извлечено из Полн. собр. соч.  

А. Шопецгауэра Юлиусом Фраунштертом. - М., 1886.  

МаккейХ. Как уцелеть среди акул. -М., 1991.  

Мальгин А. Роберт Рождественский: Очерк творчества.  

-М.:Худож. лит., 1990.  

МичиД.,ДжонстонР. Компьютер-творец. - М.: Мир  

1987.  

НикитанаА. Узел на память// Рабочая смена. - 1987 -  

№12.  

Ноздрева P. Б., ЦигичноЛ. И. Маркетинг: Как побеждать  

на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1991.  

НуйкинА. Отказ от солдафонства?//Сов. литература. -  

1990.-№3.  

ОгденК. Маргарет Тэтчер, женщина у власти. - М.: Но-  

вости, 1992.  

Огонек. -1987.-№38; 1990.-№ 32,36; 1991. -№45.  

Палькин Н. О, Волга. - М.: Мол. гвардия, 1985.  

56.  

57.  

58.  

59.  

60.  

61.  

62.  

63.  

64.  

65.  

66.  

67.  

68.  

69.  

70.  

71.  

72.  

73.  

74.  

75.  

76.  

Парус. - 1990. - № 10.  

Пигоров Г. С., Таран Ю. Н., Бельгольсиш Б. П. Интенси-  

фикация инженерного творчества. - М., 1989.  

Пикуль В. Барбаросса: Роман-размышление//Наш совре-  

менник. -1991.-№2-8.  

Парнов Е. ТронЛюцифера: Критические очерки магии и  

оккультизма.-М.: ИПЛ, 1991.  

Перекличка веков: Размышления, суждения, высказы-  

вания/Сост. В. Г. Носков. - М.: Мысль, 1990.  

Пермяков Г. Тропой женьшеня. - Хабаровск, 1965.  

Покровский Н. Е. Генри Торо. - М.: Мысль, 1983.  

Пособие по развитию речевых навыков и умений. - М.,  

1988.  

Поэзия Фрайции. Век XIX: Пер. с фр. /Вступит, ст.  

С. Великовского.-М.:Худож. лит., 1985.  

Примост В. Лекарство против морщин // Юность. -1991.  

-№6.  

Причудылюбви. - М.: Вивасват, 1992.  

Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой  

культуры. - М.: Наука, 1979.  

Работница. - 1990. - № 8.  

Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и  

афоризмах/Сост. В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. - М.:




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 840
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 25 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 31 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 30 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 29 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 28 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 27 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 26 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 33 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 24 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 23 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 22 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 21 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 20 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 19 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 18 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 32 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 16 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 34 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 35 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 36 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 37 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 38 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 39 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 40 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 41 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 42 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 43 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 44 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь