|
Формула смысланятно что-то, но... "но какже! Какже! О господи!" И она ломала руки в отчаянии. - Нет, Соня, это не то! - начал он опять, вдруг поднимая голову, как будто внезапный поворот мыслей поразил и вновь возбудил его, - это не то! А лучше... предположи (да! этак действительно лучше!), предположи, что я самолюб, завист- лив, зол, мерзок, мстителен, ну... и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз! Про сумасшествие-то го- ворили прежде, я заметил!) Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разуми- хин! Да я озлился и не захотел. Именно озлился (это слово хорошее!). Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Ты ведь была в моей конуре, видела...А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как ненавидел я эту конуру! А всё-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел! По суткам не выходил и работать не хотел, и даже есть не хотел, всё лежал. Принесет Настасья - поем, не прине- сет - так и день пройдет; нарочно со зла не спрашивал! Но- чью огня нет, лежу в темноте, а на свечи не хочу заработать. Надо было учиться, я книги распродал; а на столе у меня, на записках, да на тетрадях, на палец и теперь пыли лежит. Я ПРОЙЛВНЫЕ" ФОРМУЛЫ, лучше любил лежать и думать. И всё думал... И всё такие у меня были сны, странные, разные сны, нечего говорить какие! Но только тогда начало мне тоже мерещиться, что... Нет, это не так! Я опять не так рассказываю! Видишь, я тогда всё себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умны- ми, то слишком уж долго будет... Потом я еще узнал, что ни- когда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переде- лать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон... Закон, Соня! Это так!.. И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и влаетелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плю- нуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может по- сметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда бу- дет! Только слепой не разглядит! Раскольников, говоря это, хоть и смотрел на Соню, но уж не заботился более: поймет она или нет. Лихорадка вполне охва- тила его. Он был в каком-то мрачном восторге. (Действительно, он слишком долго ни с кем не говорил!) Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом. - Я догадался тогда, Соня, - продолжал он восторжен- но, - что впасть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепо- сти, взять просто-запро.сто всё за хвост и стряхнуть к черту! Я... я захотел осмелиться, и убил... я только осмелиться захо- тел, Соня, вот вся причина! - О, молчите, молчите! - воскликнула Соня, всплес- нув руками. - От бога вы отошли, и вас бог поразил, дья- волу пред ал!.. ФОРМУЛЫ смысл. - Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал, и мне всё представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а? - Молчите! Не смейте, богохульник, ничего, ничего-то вы не понимаете! О господи! Ничего-то, ничего-то он не поймет! - Молчи, Соня, я совсем не смеюсь, я ведь и сам знаю, что меня черт тащил. Молчи, Соня, молчи! - повторил он мрачно и настойчиво. - Я всё знаю. Всё это я уже переду- мал и перешептал себе, когда лежал тогда в темноте... Всё это я сам с собой переспорил, до последней малейшей чер- ты, и всё знаю, всё! И так надоела, так надоела мне тогда вся эта болтовня! Я всё хотел забыть и вновь начать, Соня, и перестать болтать! И неужели ты думаешь, что я как дурак пошел, очертя голову? Я пошел как умник, и это-то меня и сгубило! И неужель ты думаешь, что я не знал, например, хоть того, что если уж начал я себя спрашивать и допраши- вать: имею ль я право власть иметь? - то, стало быть, не имею права власть иметь. Или что если задаю вопрос: вошь ли человек? - то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто пря- мо без вопросов идет... Уж если я столько дней промучился: пошел ли бы Наполеон, или нет? так ведь уж ясно чувство- вал, что я не Наполеон... Всю, всю муку всей этой болтовни я выдержал, Соня, и всю ее с плеч стряхнуть пожелал: я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не длятого, что- бы матери помочь, я убил - вздор! Не для того я убил, что- бы, получив средства и власть, сделаться благодетелем че- ловечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех жи- вые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Я это всё теперь знаю... Пойми меня: может быть,, тою же до- ПРОБЛЕМНЫЕ" ФОРМУЛЫ, Худ. Д. А. Шмаринов. Каморка Раскольникова. /Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание": <Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку стано- вилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потопок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколь- ко тетрадей и книг: уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и поповину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздева- ясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим студенческим паль- то и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголо- вье. Перед софой стоял маленький столик>./ рогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожа- щая, или право имею... -Убивать? Убивать-то право имеете? - всплеснула рука- ми Соня. - Э-эх, Соня! - вскрикнул он раздражительно, хотел было что-то ей возразить, но презрительно замолчал. - Не преры- вай меня, Соня!>/ На состязаниях кто-то нечаянно убил дротиком человека. Древние греки - военачальник Перикл (ок. 500-429 гг. до н.э.) и философ Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н.э.) - проспорили целый день, выясняя, кто же виноват в случив- шемся: распорядители состязаний, тот, кто бросил дротик, или же сам дротик? Не догнать быстроногому Ахиллесу, как бы быстро он ни бежал, тихоходной черепахи. (Зенон из Эти, ок. 490-430 гг. до н.э.) /Доказательство: преодолевая путь до черепахи, Ахил- лес всегда будет сталкиваться с тем, что за время его бега продвинется (ну и что с того, что не на много!) и черепаха. И так будет бесконечно, поскольку простран- ство делимо нескончаемо, а и мельчайшее расстояние всё равно есть расстояние./ Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше. Все явления, по-видимому, совершенно отделены и изоли- рованы друг от друга; одно явление следует за другим, но мы никогда не можем заметить между ними связи: они, по-види- мому, соединены, но никогда не бывают связаны друг с другом. {Давид Юм, 1711-1776, английский философ) /Доказательство, предложенное Юмом: Практика, скажете вы, опровергает мои сомнения, но тог- да вы ошибаетесь относительно моего вопроса: как деятель, я вполне довольствуюсь этим (то есть верой в объективность существования внешнего мира и в необходимость закона при- чинности), но как философ, у которого есть некоторый запас любопытства, я не хочу сказать - скептицизма, я желал бы узнать основания этого вывода. Предположим, что человек, наделенный в высшей степе- ни сильным разумом и способностью к размышлению, внезап- но был бы перенесен в наш мир; он действительно тотчас же заметил бы постоянное следование друг за другом объектов и событий, но он не был бы в состоянии открыть что-нибудь по- мимо этого. Он не мог бы сразу с помощью рассуждений дой- ти до идеи причины и действия, раз единичные силы, произво- дящие все действия в природе, никогда не открываются чув- ствам, а из того, что одно явление в единичном случае следует за другим, неразумно выводить заключение, что одно из них причина, другое-действие. Предположим далее, что человек этот приобрел больший опыт и прожил на свете достаточно долго для того, чтобы заме- тить, что сходные объекты или явления постоянно связывают- ся друг с другом. Каков же результат этого опыта? Весь его опыт не дал ему идеи или знания той скрытой силы, с помощью которой один объект производит другой. ФОРМУЛЫ СМЫСЛА, Существует какой-то иной принцип, заставляющий челове- ка приходить к данному заключению. Принцип этот есть привычка, или навык. Мы должны удовлетворяться привычкой как последним принципом всех наших опытных заключений./ Враг моего врага мне друг. Это ясно. А вот кем считать че- ловека, убившего моего потенциального убийцу? Моим спаси- телем?! А если он это сделал только для того, чтобы получить возможность самому меня убить? А если он меня сначала спас, а потом убил? /Существует довольно головоломная история о путеше- ственнике, который на полпути вышел из автобуса, пе- ресекавшего пустыню, решив закончить путешествие пешком. Но у него было два недруга, каждый из кото- рых поклялся расправиться с ним. Первый из злодеев еще в~автобусе умудрился незаметно подсыпать наше- му путешественнику цианистый калий во фляжку с во- дой, второй же, ничего не зная об этом, долго подкара- уливал его в пустыне, а потом метким выстрелом про- бил фляжку. Вода из фляжки вытекла - и путешествен- ник принял медленную смерть от жажды. Со временем обоих его врагов привлекли к суду и признали виновны- ми в попытке убийства. Что же касается самой форму- лировки обвинения, то тут суд оказался в затруднении. Враг № 1 доказывал, что все возможные последствия его поступка были аннулированы, поскольку отравлен- ная вода вытекла из фляжки. В то же время враг № 2 настаивал на том, что его действия не только не приве- ли к смерти потерпевшего, но даже продлили ему жизнь. В конце концов суду пришлось признать правильной логику обоих рассуждений./ Давид Юм 1711-1776 /Английский философ/ (Портрет работы Аллана Рамзея) Список литературы Абу-ль-Для аль Маарри. Избранное. - М., 1990. Аврора.-1991.-№9. АлексеевВ. Коллекция переводов.-М.: Прометей, 1989. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Моск. ра- бочий, 1968. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литера- турные цитаты.Образные выражения: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Худож. лит., 1966. БеленькийМ. С. ВольнодумецАкоста. - М.: Мысль, 1984. Бирюкове. Песня, обращенная к совести: Ее не успел про- петь Игорь Тальков //Труд. - 1992. - 24 окт. Винокуров Евг. Жребий.-М.: Сов.писатель, 1978. ВианевскийВ. Спасибомне,чтоестьяутебя.-М.: МНПО "Праминко", 1993. Вопросылитературы.-1991.-№3. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. - М., 1990. Выдающиеся русские ученые и писатели о Низами Гянд- жави. - Баку: Язычи, 1981. Высказывания знаменитых людей /Пер. с англ. А. И. Блейз. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. Высоцкий В. Сочинения: В 2 т.- М.: Худож. лит., 1991. Высоцкий В. Четыре четверти пути. - М.: Физкультура и 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. спорт, 1988. ГалгокТ. Такой простой и сложный менеджмент//0го- нек. - 1989. - № 9. ГафуровА. Афоризмы, мысли и суждения. - М.: Моск. рабочий, 1990. Гончаренко Е. Пятый сон Веры Павловны // Столица. - 1992. - № 30. Грановская P. М. и др. Интуиция и искусственный ин- теллект.-Л .,1991. ГримакЛ. П. Резервы человеческой психики. - М., 1987. ГулыгаА. Уроки классики и современность. - М" 1990. Гюго В. Что слышится в горах: "Осенние листья"/ Пер. В.Левика//ГюгоВ. Собр. соч.- М., 1953.-Т. 1. ДорриДж. Персидская сатирическая проза.- М., 1977. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. - М.: Про- свещение, 1982. Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. Западов А. В. Поэты XVII века: Литературные очерки. - М.: Изд-во Моек. ун-та, 1984. За рубежом. -1990.-№40. Знание-сила.-1989.-№8. ИбраевЛ. Сквозь лики мира. - М., 1979. Ильф И. А., Петров Е. П. Двенадцать стульев. Золотой теленок: Романы.-Одесса: Маяк, 1990. Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение: Пер. с исп./ Сост., вступит, статья А. Л. Штейна. - М.: Искусство, 1977. Историярусскойлитературы. - М.; Л., 1948. -Т. П-Ч. 2. КавдаловД. П., Суименко Е. И. Психология единонача- лия и коллегиальности. - М., 1979. Камю А. Бунтующий человек: философия, политика, ис- кусство.-М.: ИПЛ, 1990. КардошЛ. Этика в торговле: Пер. с венг. - М., 1983. Китайская пейзажная лирика. - М.: Изд-во Моск. ун- та, 1984. Книга рекордов Гиннесса. - М.: Прогресс, 1991. Комсомольская правда. - 1990. - 19окт. КристиН. Пределынаказания. - М.: Прогресс, 1985. Кукин Ю. Дом на полпути: Сб. /Сост. и прим. А. и М. Левитанова. М.: Сов. фонд культуры, 1990. - 1 -е нотное издание. КругловА. Формулы. - М.: Изд-во "Прометей" МГПИ им. В. И.Ленина, 1990. Курьер "Для Вас". - 1992. - № 4. Лекции по истории эстетики. -Л.: Изд-во Ленингр. ун- та, 1973.-Кн. 1. Литературная газета. -1985. - Март. Литературное обозрение .-1991.-№4. Лучи света его философии: Извлечено из Полн. собр. соч. А. Шопецгауэра Юлиусом Фраунштертом. - М., 1886. МаккейХ. Как уцелеть среди акул. -М., 1991. Мальгин А. Роберт Рождественский: Очерк творчества. -М.:Худож. лит., 1990. МичиД.,ДжонстонР. Компьютер-творец. - М.: Мир 1987. НикитанаА. Узел на память// Рабочая смена. - 1987 - №12. Ноздрева P. Б., ЦигичноЛ. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1991. НуйкинА. Отказ от солдафонства?//Сов. литература. - 1990.-№3. ОгденК. Маргарет Тэтчер, женщина у власти. - М.: Но- вости, 1992. Огонек. -1987.-№38; 1990.-№ 32,36; 1991. -№45. Палькин Н. О, Волга. - М.: Мол. гвардия, 1985. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. Парус. - 1990. - № 10. Пигоров Г. С., Таран Ю. Н., Бельгольсиш Б. П. Интенси- фикация инженерного творчества. - М., 1989. Пикуль В. Барбаросса: Роман-размышление//Наш совре- менник. -1991.-№2-8. Парнов Е. ТронЛюцифера: Критические очерки магии и оккультизма.-М.: ИПЛ, 1991. Перекличка веков: Размышления, суждения, высказы- вания/Сост. В. Г. Носков. - М.: Мысль, 1990. Пермяков Г. Тропой женьшеня. - Хабаровск, 1965. Покровский Н. Е. Генри Торо. - М.: Мысль, 1983. Пособие по развитию речевых навыков и умений. - М., 1988. Поэзия Фрайции. Век XIX: Пер. с фр. /Вступит, ст. С. Великовского.-М.:Худож. лит., 1985. Примост В. Лекарство против морщин // Юность. -1991. -№6. Причудылюбви. - М.: Вивасват, 1992. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.: Наука, 1979. Работница. - 1990. - № 8. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/Сост. В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. - М.: Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|