Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века



39 страница


райских моментах слияния со своей матерью. Он считает нормальной ее смерть.  

Единственное сожаление: Дидье показывал свои работы только матери. Показывать,  

провоцировать удовольствие зрительницы, наслаждаться - тем самым одновременно  

проявлять себя. Таковым было их общение, их общение без слов: от руки к глазам,  

и порок воспламенялся, находя все новые и новые сюжеты для картин, создаваемых  

им. Затем театральный маневр заканчивался, и после этого он находил гораздо  

меньше удовольствия в онанизме. Его приверженность смерти приняла другую форму:  

безлюдный вакуум, проклятая каверна. Дидье закрыл материнскую квартиру в том  

состоянии, в котором ее застала смерть. Таким образом, квартира осталась  

необходимым запретным пространством: неприкосновенность матери, из-за которой  

осуждение отца еще не заметно в речи Дидье. Отныне, вместе с этим запретом  

отношений, по правде сказать, избыточным, квартира была лишена возбуждающего  

присутствия матери. Для меня тоже появляется это материнское пространство, на  

него Дидье часто ссылается, эта страсть, предназначенная сохраняться, с закрытым  

тотальным и секретным центром, которую он называл несуществующей ("пустой"?) и к  

которой он тем не менее возвращался, чтобы просить меня разъяснить ее.  

Психоаналитический процесс - это нечто, взывающее ко мне и вновь отвергающее,  

призывающее и замыкающееся на себе, постоянно одно и то же движение.  

262 Ю. Kpucmевa  

Сначала я отмечаю манипуляции, при помощи которых пациент пытается подчинить  

аналитика при мнимой покорности: Дидье предлагает мне правила игры12.  

Одновременно он предлагает программу ограничиться всего лишь знакомством:  

"Никаких сентиментов, я только хочу знать, и все".  

По Фрейду, неосознанное влечение и объект у развратника сливаются (этот механизм  

мог бы являться основанием пары интимность/предписывать). Но неосознанное  

влечение всегда идеализируется, так как здесь была бы только "часть психической  

деятельности", начиная с возникновения извращения13. В конце концов, психическая  

деятельность идеализации является основной для развратника (случай Дидье может  

это доказать), но она жаждет двойного характера. С одной стороны, маленький  

ребенок рано улавливает материнское желание по отношению к нему и старается  

отвечать ей, конструируя оборонительный фантазм в симбиозе с фантазмом своей  

матери. С другой стороны, содержащая оборонительный характер, эта психическая  

деятельность идеализации противопоставляется хаосу влечений, на который молодое  

Я пока еще не способно. Идеализация дополняет его, не признавая этого.  

Произведенные отрицанием, психическая деятельность, идеализация, так же как и  

познание, принимают вид мастерства или артефакта, которые можно сравнить с  

"самообманом" Винникотта или с "операциональным мышлением" Марти14. Речь Дидье,  

как, впрочем, и его живописные работы, предстала предо мной в своем  

искусственном виде: одновременно отчеканенная, эрудированная, выхоленная, но  

предназначенная затушевывать распознавание неосознанных влечений, в особенности  

агрессивных.  

 

 

 

ОТРИЦАНИЕ ЯЗЫКА И ЕГО БЕССИЛИЕ  

Дидье позволил мне вскрыть его извращенную организацию, постоянно испытывавшую  

угрозу или стабилизировавшуюся через соматизации, навязчивые состояния и  

"самообман". Основанная на отрицании материнской кастрации, эта организация  

отстаивала всемогущество матери и идентифицированного с ней ребенка. Подобное  

нарциссическое всемогущество консолидировало фантазм бисексуальности у пациента  

и делало его индифферентным к любым отношениям с другими, которые могли бы  

возникнуть только в результате их недостатка. Итак, единство сливающегося  

симбиоза фаллической матери и сына-дочки способно было заменить все для этой  

учетверенной пары.  

263 Душа и образ  

Таким образом, это самоэротическое всемогущество поражало отрицанием всех  

составляющих этой закрытой системы. И фантазматическое всемогущество было  

инвертировано в материнскую импотенцию, как не конституированную в вожделенном  

объекте; она являлась только инертной подпоркой, фетишистским декором,  

самоэротическим удовлетворением сына, и импотенцию сына, который, неотделенный  

от матери, избежал эдипового испытания, что и утвердило его как субъект по  

отношению к кастрации и фаллической идентификации. Наконец, эта эротическая  

импотенция (нет объекта, нет субъекта) нашла свой аналог в мышлении Дидье:  

неплохо построенная по грамматическим, логическим и нормам социального  

включения, его кажущаяся символическая компетентность была "самообманом",  

искусственной речью, не имеющей никакой власти над эмоциями и бессознательными  

влечениями. Не доходя до расщепления, отрицание имело место в виде несогласия  

между символической деятельностью пациента и тайной областью его чудовищных  

влечений.  

Фактически Дидье потерпел неудачу в попытке создать подлинно извращенную  

структуру. Но отрицанием и сексуальностью без объекта он содержал в извращенном  

виде доэдиповы конфликты. Можно было бы предположить их большую необузданность,  

в действительности же они предстали достаточно индифферентными. Таким образом,  

символизация больного такого типа могла выполнять защитную функцию против  

приступов влечений. Сюда же вмешались и соматизации. Самоэротическая пелликула  

лопнула, чтобы оставить под видом метафоры симптом дерматоза. Что здесь: вина  

онанизма или знак хрупкости нарциссической идентичности, кожа которой образует  

архаичный покров? Кожные болезни усилились после смерти матери.  

Итак, я рассмотрела, с одной стороны, извращение как отсутствие связи между  

неосознанными влечениями и их психическими репрезентациями и, с другой стороны,  

язык как символическую функцию. Это отсутствие связи сделало тело незащищенным,  

подвергнутым соматизациям. Самоэротика и искусственная речь были попыткой  

временно загладить эти изломы через установление не идентичности, а яйцеобразной  

тотальности, самоуправляемой и самоориентирующейся, садистски-анальной, без  

необходимости другого. Нужно было парализовать эту оборонительную функцию, чтобы  

найти через язык доступ к неосознаным побуждениям и к другому, одинаково  

задавленным и отрицаемым. Только тогда было бы возможно предпринять эдипов  

анамнез, вначале для того, чтобы его реконструировать, исходя  

264 Ю. Кристева  

из доэдиповых латентностей, остающихся разрозненными и сокрытыми, прежде чем  

осуществить анализ как таковой.  

 

 

 

"ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ" СОН КАТАСТРОФИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  

Даже рассказы о снах Дидье носили оборонительный, нейтрализующий,  

"операциональный" характер15. Как и множество других, этот сон представлен в  

форме стенографированной записи и ассоциаций, не поддающихся анализу. Дидье  

свесился из окна фамильного особняка. Он себя плохо почувствовал, либо кто-то  

толкнул его, и он опрокидывается в пустоту. Мгновенный сильный страх вырывает из  

него крик, как ему, по крайней мере, кажется. Во всяком случае, сон немой. Вдруг  

он замечает, что находится перед стеклом, в котором отражается лицо его сестры.  

Смятение - не меньшее, от него он и просыпается. Дидье говорит о "крике", о  

"смятении" с характерной для него индифферентностью. Нет ни одной детали в  

описании дома, окна, стекла. Сон парализован пустотой. Леденящий сон. Я думаю о  

страхе перед пропастью: ужасе перед кастрацией жены, сестры. А может быть, это -  

ужасающий фантазм рождения или отсутствия рождения: могло ли возродить страх  

небытия появление на свет в привычном окружении? Дидье мог бы не родиться, если  

бы его отец не покинул заграницу. А если бы мать бросила (и не только бросила)  

мальчика, настолько разочарованная, что перерядила его в дочь? Безудержный страх  

небытия - словно это распахнутое окно: черная дыра нарциссизма, ведущая к  

самоуничтожению, которая открывала неисследованные мною области в психике Дидье.  

Не найдя ни выхода, ни применения, интенсивные хаотичные и агрессивные влечения  

вписали пустоту в либидо и в разум пациента.  

Если моя гипотеза "черной нарциссической дыры" была истинной, то видение себя в  

качестве сестры, бабенки, дублера своей матери означало бы создание этой "черной  

дыры". Но Дидье не смешивал себя с сестрой - это возможное перевоплощение было  

"отстраненным", так как его сковывал страх собственного уничтожения. Он был для  

него "рефлексивным". Его сестра не интересовалась ни матерью, ни отцом. Быть  

женщиной - в этой перспективе нет ничего заманчивого. Нет перспективы - нечего  

делать, кроме как оставаться импотентом. Страх быть только женщиной выражает тот  

факт, что человек избегает опасности афанисиз; (исчезновения сексуального  

желания). Между  

265 Душа и образ  

бездной за окном и лицом сестры Дидье находит... стекло. Это говорит о том, что  

он переносит на свое Я конфликты влечений, неотделимые от их объекта,  

неприступные, застывшие. Хладнокровно остается он объектом фетишизма собственной  

матери, мальчик, деформированный в дочь материнским онанизмом. Я предполагаю,  

что эта женщина компенсировала в самоэротическом, квази-аутистическом  

ограничении ту ревность, которую должно было вызвать у нее воспоминание о  

загранице, об едва скрываемой отцовской ностальгии.  

Если я могла предложить относительную интерпретацию его страха потерять свою  

сексуальную идентичность, я, равным образом, внушила себе, что за этим мог  

скрываться катастрофический страх тотального самоуничтожения. "Я этого не вижу",  

отрицал он равнодушно. Затем тишина. Занавес. Отказ. Тропинка здесь обрывается.  

В конце концов Дидье сознался мне, что он никогда бы не выбросился "из этого  

окна" и никого не "провоцировал". Может быть, он также хотел, чтобы ничего не  

получилось и из нашей работы. Я пробовала связать эту неясность с запертой  

квартирой матери: Дидье не хочет ничего выдавать мне из своей интимной жизни,  

ибо "мать" унесла все с собой. Дидье боится, что мать знала его страсти, его  

страхи, ненависть, но успокаивается, когда думает, что "она не была  

специалистом". Боялся ли он, что я позволю ему упасть из окна, если он сильнее  

раскроется? Или что я подам ему зеркало, в котором отсутствует его человеческое  

лицо?  

 

 

 

ТЕОРИЯ В СВЕТЕ КОНТР-ТРАНСФЕРА  

Применение "беспочвенной" теоретизации является, в конце концов, той третьей,  

отдаленной, но имплицитной и необходимой возможностью, которая модулирует  

заданную величину контр-трансфера в надлежащей аналитической интерпретации. Мое  

выслушивание Дидье и выстроенные затем "конструкции" напомнили мне наблюдения  

Жиллепси о всемогуществе извращения, которые связывают характеристики извращения  

с механизмом психоза (извращение, находящееся между подавляемой защитой и  

шизоидным или расщепленным характером)16. В аналогичной перспективе Е.Гловер  

рассматривал извращение как нейтрализацию инфантильной агрессивности и как  

компромисс, сохраняющий ощущение действительности17. Множество современных  

авторов, испытавших влияние работ Винникотта об отношении матери-младенца и  

замещающего ее объекта18, настаивают на психопатической латентности извращения.  

Джойс Мак-  

266 Ю. Кристева  

дугалл устанавливает отношения между извращенной индивидуальностью и архаической  

доэдиповой дезорганизацией Я19. Эти страхи, извращенность которых проявляется  

как оборонительный экран и как "самообман", как кристаллизация, возвращаются к  

нарциссической симптоматологии, проанализированной А.Грином20. Кроме того, моя  

pa6oтa с Дидье перекликается с некоторыми идеями Ж.Лакана21, касающимися  

извращения: извращенный фетишизм не устраняет отцовской функции. Сохраняя ее  

отрицаемую ценность, он ее провоцирует ("отцовскую версию")22. Передовые идеи  

Лакана о языке и психическом функционировании привели меня к самовопрошанию об  

особом статусе речи, так же как и воображаемых созданий (снов, фантазмов) у  

развратника.  

В клинико-теоретическом контексте я отметила, что единственные моменты, которые  

казались лишенными "отстраненности" Дидье, подлинно "доброжелательными", были  

те, в которых он рассказывал мне о своей живописи. Содержание его речи,  

достаточно "специализированное" и "техничное", мешало мне вообразить эти  

картины. Однако голос его оживлялся, он краснел, эмоции выплескивались. Живопись  

являлась, очевидно, скрытой частью того айсберга, который он конструировал  

посредством собственного дискурса. Слово "видеть" не "говорило" ему ни о чем. В  

его речи не было страстей. Дидье "означивал" иначе. Субституты вещественных  

репрезентаций (его картины) занимали место отношений между репрезентациями вещей  

и репрезентациями слов, чтобы обеспечивать психическую идентичность, которую не  

ухитрялось создать его нарциссическое Я. Противополагая акт и сигнификацию, он  

обеднял собственные фантазмы. Его удовольствие усиливалось в самореферентном  

акте, доходившем вплоть до онанизма. Напротив, языковые знаки были освобождены  

от смысла, представляя собой разъединенные и лишенные эмоций акты.  

Ритуализированные, пустые, абстрактные знаки.  

 

 

 

ЖИВОПИСЬ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: НАЗЫВАТЬ НЕ ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ  

Кроме того, у меня сформировалась "контр-трансферная убежденность" в том, что  

прямой язык аффекта и желания Дидье был скорее живописным, нежели словесным. И  

мы проделали, возможно, ложный путь, настаивая исключительно на защитной функции  

слова, больше чем на самом лечении, на времени, на способах выражения, в которые  

267 Душа и образ  

были вписаны (на что я меньше рассчитывала) его душевные травмы и его желания.  

Он принес мне фотографии своих работ, которые комментировал одну за другой.  

Работы Дидье представляли собой смесь живописи и коллажа. Я была потрясена  

неистовством этого живописного "дискурса", который, к тому же, порывал с  

"нейтральностью", крайней учтивостью и отвлеченностью речи, адресованной мне до  

сих пор. Изломы, осколки, частицы, как будто бы результаты какой-то резни,  

различные существа, объекты, покорные манипуляциям художника, конституировали  

новую идентичность. Таким образом, неповторимый облик заключал в себе осколки  

расщепленных личностей, в основном женских, обнаруживалась их ничтожность, их  

неожиданное уродство. Итак, "черная дыра" идентифицирующего травматизма нашла  

свое выражение в живописи. Минуя ограниченность употребления речи при навязчивых  

состояниях, садистские влечения Дидье получали здесь свободное выражение.  

Наслаждением порождалось существование, которое нуждалось в частицах других для  

подпитки фантазматического извращения, недоступного даже в момент онанистского  

акта.  

Я заняла место мертвой матери, которая одобряла работы своего сына охотно и без  

комментариев. С той лишь принципиальной разницей, что моя позиция, называвшая  

своими именами садистские фантазмы, расходилась с материнской и преследовала  

цель произвести подлинную "фан-тазматическую прививку" этому пациенту. В конце  

концов, находимся ли мы перед лицом фантазма, когда не выражено эротическое  

содержание наиболее дерзких живописных репрезентаций, снятое эстетическими  

абстракциями? Кстати, по поводу Дидье мне показался закономерным этот вопрос,  

так как столько "образов" (которые для меня представляли эти фантазмы) казались  

изолированными в его сознательной речи, непригодными для всякой ассоциативной  

работы, способной к восприятию бессознательного фантазма. Следовательно, я стала  

идентифицировать исчезнувшие фантазмы (изолированные или реально расщепленные) и  

их сексуальный смысл. Это была необычная интерпретация, в которой без труда  

усматривалось контр-трансферное влияние. Я познакомила Дидье с моими фантазмами,  

которые вызывали его картины в моем представлении. Кроме того, на этом пути  

между нами установился воображаемый и символический контакт. Все еще находя мои  

слова "упрощающими" и "наивными", Дидье принялся соглашаться или исправлять,  

уточнять, отклонять мои интерпретации его коллажей. Он дошел до того, что начал  

называть своими именами собственные фантазмы, лежавшие в основе его  

268 Ю. Кристева  

холодного техничного мастерства. Три психических события привели его к этому, и  

они, по моему мнению, являлись поворотными в работе с Дидье.  

 

 

 

"НАБИТЬ МОРДУ"  

Он передает мне разговор со своей женой, которая родилась и жила в другой  

стране. Я подчеркиваю, что он хочет "набить морду иностранке". Дидье


Просмотров: 679
Категория:


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 24 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 25 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь