Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



3 страница


ими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими  

 

18  

 

___ ... Модель деятельности школьного психолога  

 

школьном процессе. По своему содержанию она может быть  

интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. По-  

падая в школьный мир, ребенок оказывается перед множест-  

вом разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в  

нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями,  

как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным  

требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что  

школьная Среда предлагает школьнику на выбор множество  

дорог и путей, по которым можно идти и развиваться. В по-  

мощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу  

своей социальной, профессиональной или личностной позиции  

могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде  

всего - это Педагог, Родитель и Психолог. Роль Педаго-  

га сводится, в самом общем виде, к четкой и последователь-  

ной ориентации школьника на определенные пути развития,  

прежде всего- интеллектуального и этического (<каждый  

человек должен знать то-то и то-то, уметь вести себя так-то и  

так-то>). Именно педагог задает большинство параметров и  

свойств школьной Среды, создавая и реализуя (часто неосоз-  

нанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания  

поведения и учебной успешности, стиль общения и многое дру-  

гое. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и  

транслятора определенных микрокультурных ценностей -  

религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие но-  

сит скорее не формирующий, а регулирующий характер. То  

есть родитель, на наш взгляд, в меньшей степени вмешивает-  

ся в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной  

жизнедеятельности, но стремиться отсечь, закрыть те пути  

развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже  

опасно для ребенка как с физической и правовой точки зре-  

ния, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных,  

 

национальных традиций.  

 

Наконец, в заданной нами системе четко определяется и  

РОЛЬ школьного психолога. Его задача - с о -  

3 Д а в а т ь условия для продуктивного движения ребенка  

по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требо-  

ваниями Педагога и Семьи (а иногда и в противо-  

ве им), помогать ему делать осознанные личные выборы в  

STOM сложном мире, конструктивно решать неизбежные кон-  

фликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и цен-  

 

19  

 

М. Битянова  

 

ные методы познания, общения, понимая себя и других. Т  

есть деятельность психолога во многом зада  

ется той социальной, семейной и педагогичес  

кой системой, в которой реально находите;  

 

ребенок и которая существенно ограничен,  

рамками школьной Среды.Однако в этих рам  

ках у него могут быть определены собствен  

ные цели и задач и. С нашей точки зрения, эта задан  

ность и ограниченность профессиональных возможностей и, соЯ  

ответственно, профессиональных обязанностей школьног  

психолога принципиально важна, так как позволяет ему четк  

осознать свое место и в жизни школы, и в жизни конкретно?  

ребенка и его семьи, построить систему своей деятельности, №  

распыляясь, не пытаясь <быть всем>, потому что это в преобЯ  

падающем большинстве случаев делает его в профессиональ  

ном плане <ничем>.  

 

Итак, сопровождение - это система профес  

сиональной деятельности психолога, на прав  

ленной на создание социально-психологичес;  

 

ких условий для успешного обучения и пси  

хологического развития ребенка в ситуация;  

 

школьного взаимодействия. Объектом школьной пс>  

хологической практики выступает обучение и психологически  

развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, пред  

метом - социально-психологические условия успешного обу;  

 

чения и развития. Методом и идеологией работы школьной  

психолога является сопровождение. И означает это для на<  

следующее.  

 

Во-первых, следование за естественным развитием ребен  

ка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогене-  

за. Сопровождение ребенка опирается на те личностные до-  

стижения, которые реально есть у ребенка. Оно находиться I  

логике его развития, а не искусственно задает ему цели I  

задачи извне. Это положение очень важно при определения  

содержания работы школьного психолога. Он занимается н<  

тем, что считают важным учителя или <положено> с точк<1  

зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному ребен-  

ку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего акси<  

ологического принципа в нашу модель школьной психологи  

ческой практики мы закладываем безусловную цен!  

 

20  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

"ость внутреннего мира каждого школьника,  

приоритетность потребностей, целей, и цен-  

ностей его р а з в и т и я. Во-вторых, создание условий для  

самостоятельного творческого освоения детьми системы отно-  

шений с миром и самим собой, а также для совершения каж-  

дым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внут-  

ренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый мо-  

жет сыграть важную роль в становлении и развитии этого  

уникального мира. Однако взрослый (в данном случае - пси-  

холог) не должен превращаться во внешний психологический  

<костыль> своего воспитанника, на который тот может опе-  

реться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от  

ответственности за принятое решение. В процессе сопровож-  

дения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуаль-  

ных. этических, эстетических) побуждает ребенка к нахожде-  

нию самостоятельных решений, помогает ему принять на себя  

ответственность за собственную жизнь. В-третьих, в идее  

сопровождения последовательно осуществляется принцип вто-  

ричности его форм и содержания по отношению к социальной  

и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка.  

Психологическое сопровождение, осуществляемое школьным  

психологом, не ставит своей целью активное направленное  

воздействие на те социальные условия, в которых живет ребе-  

нок, и ту систему обучения и воспитания, которую выбрали  

для него родители. Цель сопровождения > реалистичнее и праг-  

матичнее - создать в рамках объективно данной ребенку со-  

циально-педагогической Среды условия для его максимально-  

го в данной ситуации личностного развития и обучения.  

 

На первый взгляд, первое и третье положения находятся  

в противоречии: с одной стороны, мы утверждаем ценность  

ч приоритетность задач развития, решаемых самим ребен-  

ком, его право быть таким, какой он есть, а с другой сторо-  

ны, подчеркиваем и его зависимость, и вторичность деятель-  

ности психолога по отношению к содержанию и формам обу-  

чения, предлагаемых ребенку той или иной школой, выбранных  

ля него родителями. Не будем спорить - противоречие  

здесь действительно есть. Однако оно является отражени-  

ем того реального объективного противоречия, в рамках  

которого разворачивается весь процесс личностного разви-  

тия ребенка. Можно также сказать, что существование  

 

21  

 

М. Битянова  

 

такого противоречия объективно требует участия псих  

лога в этом развитии именно в форме сопровождена J  

а не руководства или помощи.  

 

Школьная среда представляет собой сложно организм  

ванную систему, в рамках которой ребенок решает нескольк  

принципиально важных задач. Прежде всего- образов!  

тельные задачи. Школьная среда, ее социальные, педагог  

ческие, материальные характеристики существенным о(  

разом задает образовательные возможности ребенка, даег  

ориентиры в образовании. Перед ребенком стоит проблем  

максимального использования этих возможностей. Далее -  

задачи социализации. В данном случае под понятием соцш  

лизации, неожиданно ставшим опальным в определенных щ  

учных кругах, мы понимаем процесс усвоения и личностное  

принятия ребенком определенных норм, правил и требов1  

ний. предъявляемых ему обществом. Школьная среда явл>  

ется одним из ведущих трансляторов этих норм и треб{  

ваний, она же санкционирует их исполнение - наказывает  

поощряет те или иные действия, поступки, решения ребе  

ка и подростка. Одновременно с этим та же школьная cpi  

да предоставляет детям возможности для социального pi  

вития и социального познания - формирования различи  

навыков и умений, повышения социально-психологической кo  

петентности и т. д. Школьнику в процессе школьного об:  

 

чения предстоит, с одной стороны, усвоить нормы и mpet  

вания социума, а с другой стороны, воспользоваться те.  

обучающими, развивающими возможностями, которые е.  

предоставляются.  

 

Наконец, объективно значительная часть детства, о  

рочество, то есть большая часть жизни ребенка проходи;  

 

в школе, занята различными видами внутришкольного вз<  

имодействия. Естественно, в процессе этих взаимодейсп  

вий - в учебном процессе и вне его - школьник решает з<  

дачи своего психологического, личностного развития. В о  

ношении этого развития школьная среда также выступси  

и. как. возможность, и как ограничение, так как задает oi  

ределенные требования к личностным проявлениям ребенк!  

 

В процессе решения школьником этих трех задач - с  

разования, социализации и психологического развития - ш  

тоянно возникают небольшие и серьезнейшие противореч  

 

22  

 

 

 

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

и конфликты. Так, требования образовательной среды мо-  

?ит приходить в противоречие с возможностями ребенка.  

Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабли-  

вать? <Корректировать> ребенка, подгоняя его под задан-  

ные требования или изменять что-то в условиях обучения?  

Мы считаем, что приоритет должен быть отдан ребенку,  

его актуальным и потенциальным возможностям. И зада-  

чей психолого-педагогического сопровождения будет созда-  

ние условий для максимально успешного обучения данного,  

конкретного школьника. Но с другой стороны, гибкость и  

пригпогабливаемость образовательной среды не может быть  

бесконечной. Для того чтобы сохранить свои изначальные  

цели ч ориентиры, она вынуждена предъявлять некоторые  

требования к ребенку и в плане его умений, наличия опреде-  

ленных интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной  

мотивации, целенаправленности в получении знаний и т. д.  

Если эти требования разумны, оправданы логикой самого  

образовательного процесса, задачей психолога будет при-  

способление ребенка к ним.  

 

То же самое можно сказать и в отношении социализирую-  

щей среды. Она также должна быть способной приспосабли-  

ваться к каждому конкретному ребенку, но не до бесконеч-  

ности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, кото-  

рые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем  

поведении и общении.  

 

Невозможно предложить один общий алгоритм решения  

таких, конфликтов. В каждом индивидуальном случае он до-  

лжен решаться с учетом приоритета внутреннего мира ре-  

бенка и значения некоторой необходимой и достаточной сис-  

темы предъявляемых ему требований со стороны образова-  

тельной и нормативной среды. Гарантом справедливого и  

продуктивного решения является психолого-педагогическое  

сопровождение, в процессе которого педагоги, психологи.  

роиители и другие взрослые, окружающие ребенка, находят  

нau.lцчшee сочетание приспособления школьной среды к нему  

ч Рго к школьной среде.  

 

Наконец, в четвертых, психологическое сопровождение  

P-wiiKa в школе преимущественно осуществляется педагоги-  

чесппп средствами, через педагога и традиционные школь-  

ныр формы учебного и воспитательного взаимодействия. По  

 

23  

 

М. Битянова  

 

крайней мере, мы постулируем преимущество таких скрыты:  

 

форм воздействия по сравнению с непосредственным вмеша  

тельством психолога в жизнь ребенка, его внутришкольные i  

внутрисемейные отношения. Это особым образом задает рол]  

педагога в нашей модели психологической практики. Он ок;  

 

зывается соратником психолога в разработке стратегии о  

провождения каждого ребенка и основным ее реализаторо!  

Психолог же помогает педагогу <настроить> процесс обуч  

ния и общение на конкретных учеников.  

 

Утверждение идеи сопровождения в качестве основы школ!  

ной психологической практики, постулирование ее объекта  

предмета в описанной выше форме имеет ряд важнейших еле;  

 

ствий, на которые и опирается вся наша модель школьной nci  

хологической работы. Следствия эти касаются целей, задач  

направлений этой деятельности, принципов ее организацш  

содержания работы, профессиональной позиции психолога  

отношениях с различными участниками учебно-воспитател!  

ного школьного процесса, а также подходов к оценке эффе!  

тивности его деятельности. Коротко остановимся на каждо)  

из этих следствий, i  

 

Концептуальные следствия идеи сопровождения  

 

Сопровождение рассматривается нами как процесс, как щ  

лостная деятельность практического школьного психолога,  

рамках которой могут быть выделены три обязательных вза|  

мосвязанных компонента:  

 

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогическо!  

статуса ребенка и динамики его психического развития в пр<  

цессе школьного обучения. Предполагается, что с первых MI  

нут нахождения ребенка в школе, начинает бережно и конф)  

денциально собираться и накапливаться информация о разлш  

ных сторонах его психической жизни и динамике развития, ч1  

необходимо для создания условий успешного обучения и лично  

тного роста каждого школьника. Для получения и анализ  

информации такого рода используются методы педагогическс  

и психологической диагностики. При этом психолог имеет че  

кие представления о том, что именно он должен знать о ребе!  

ке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательст!  

действительно необходимо и какими минимальными средств)  

ми оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что.  

 

24  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

процессе сбора и использования такой психолого-педагогичес-  

кой информации возникает множество серьезных этических и  

даже правовых вопросов.  

 

2. Создание социально-психологических условий для раз-  

вития личности учащихся и их успешного обучения. На основе  

данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные  

ц групповые программы психологического развития ребенка,  

определяются условия его успешного обучения. Реализация  

данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный про-  

цесс в учебном заведении построен по гибким схемам, может  

изменяться и трансформироваться в зависимости от психоло-  

гических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в  

данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется  

от каждого педагога, так как егх> подходы и требования к де-  

тям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить  

из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориен-  

тироваться на конкретных детей, с их реальными возможнос-  

тями и потребностями.  

 

3. Создание специальных социально-психологических усло-  

вий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психо-  

логическом развитии, обучении. Данное направление деятель-  

ности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены  

определенные проблемы с усвоением учебного материала, со-  

циально принятых форм поведения, в общении со взрослы-  

ми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для  

оказания психолого-педагогической помощи таким детям до-  

лжна быть продумана система действий, конкретных мероп-  

риятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсиро-  

вать возникшие проблемы.  

 

В соответствии с этими основным?! компонентами процесса  

сопровождения наша модель наполняется конкретными фор-  

мами и содержанием работы. Прежде всего, выделяется не-  

сколько важнейших направлений практической деятельности  

школьного психолога в рамках процесса сопровождения: школь-  

"зя прикладная психодиагностика, развивающая и психокор-  

Рбкционая деятельность, консультирование и просвещение  

ледагогов, школьников и их родителей, социально-диспетчерс-  

Ka" деятельность. В самих направлениях, сформулир )ванных  

в общем виде, нет ничего нового. Однако каждое направление  

Їбретает свою специфику, получает конкретные формы и со-  

 

25  

 

М. Битянова  

 

держательное наполнение, включаясь в единый процесс с  

провождения (см. главу 2 Первого раздела).  

 

Содержательные следствия идеи сопровождения  

 

В рамках данной идеологии оказывается возможным обо  

нованно и четко подойти к отбору содержания конкретных фор




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2385
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 24 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь