Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



9 страница


ие направления деятельности, как просвещение школьни-  

 

5Ч", ,<. 65  

 

М. Битянова  

 

ков, их родителей и педагогов и социально-посредниче  

работа в педагогическом коллективе при разрешении i  

ришкольных конфликтов. Что касается просвещения, то (  

целесообразным увязать во временном плане психологиче)  

просвещение школьников определенной параллели с тени  

риодом обучения, когда они больше всего общаются с п<|  

логом и ориентированы на психологическое знание - с пй  

дом организации и проведения психолого-педагогических i  

силиумов по результатам диагностического минимума.!  

самым мы включаем этот вид работы в общую систему cq  

вождения школьников определенной параллели. |  

 

Относительно социального посредничества при разрецд  

конфликтов и ведении переговоров отметим, что эта ф(|  

работы в значительной степени существует вне логики i  

дигмы сопровождения и представляет собой <скоропомощ  

психологическую деятельность, ответ психолога на акт  

ную социально-психологическую ситуацию, сложившук  

школе. При этом опосредованная связь такой работы с э<)  

тивностью сопровождения, несомненно, существует, так|  

успешное разрешение возникающих конфликтов в разлив  

системах внутришкольных отношений позволяет снять ря|  

туальных проблем, которые могут существенно сказать  

обучении и развитии учащихся.  

 

Таким образом, мы вычленили центральный, системе  

зующий аспект школьной психологической практики и с  

ли деятельность школьного психолога как целостный при  

Алгоритм работы школьного психолога, начиная с мок  

постановки проблемы и заканчивая реализацией решений]  

силиума и контролем за исполнением конкретных видов ц  

ты, представляет собой основной цикл деятельности. С уч|  

того факта, что в течение учебного года школьный пета  

организует и проводит шесть диагностических минимуэд  

различных параллелях, его работу можно представить в|  

6-ти основных циклов, плавно переходящих друг в др)  

включающих в промежутках различные формы работы с д  

других школьных параллелей (в основном работу по кон  

ным запросам педагогов, родителей, классных руководи  

или самих школьников) (см. Схему 4).  

 

Центральным моментом работы каждого цикла явля  

система психолого-педагогических консилиумов, на кс  

 

66  

 

М. Битянова  

 

обсуждаются результаты диагностического минимума и|  

блемы обучения и развития школьников других возра|  

выявленные в ходе проверки на обоснованность запросов!  

телей и родителей. Система психолого-педагогических ко  

лиумов должна быть узаконена в школе как важнейшаят|  

ма регулярного сотрудничества педагогов, администрац|  

психолога. Кроме того, и консилиумы, и сами обследовав  

рамках диагностического минимума должны быть включу  

план работы школы как обязательная форма мероприя  

проводимых с детьми, педагогами и родителями. Без выпд  

ния этих требований чрезвычайно трудно организовать cq  

ко-нибудь продуктивную работу школьного психолога,|  

более невозможно спланировать и реализовать ее как це  

ный процесс сопровождения.  

 

68  

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА  

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТА-  

ТУС ШКОЛЬНИКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ НА  

РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ  

 

разработка понятия психолого-педагогического статуса  

школьника представляется нам принципиально важной и с тео-  

петической, и с практической точек зрения. В данной работе нас  

прежде всего интересует практический аспект. Как уже отмеча-  

лось выше, работа школьного психолога реализуется в опреде-  

ленных социально-педагогических условиях. Эти условия не за-  

дают ему цели и задачи деятельности, но определяют его возмож-  

ности, диктуют те или иные формы организации работы с  

ребенком. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную  

среду, также решает свои определенные задачи, реализует свои  

индивидуальные цели психического и личностного развития, со-  

циализации, образования и др. Социально-педагогические усло-  

вия, задаваемые ему школьной средой, в ряде случаев выступа-  

ют как основной гарант достижения тех или иных целей (напри-  

мер, в случае с образованием), а в других ситуациях также  

накладывают определенные ограничения, задают конкретные  

пути достижения ребенком его целей, удовлетворения ведущих  

потребностей. Психолог, сопровождая ребенка в процессе школь-  

ного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максималь-  

но использовать предоставленные возможности для образования  

или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуаль-  

ные особенности к заданным извне условиям школьной жизне-  

деятельности. Сформулированные выше положения мы попыта-  

лись проиллюстрировать на схемах (см.Схемы 5-1 и 5-2 на с. 70).  

Для того чтобы осуществлять подобную деятельность в школь-  

ной среде, школьному психологу необходимо знать важнейшие  

"араметры школьной среды - прежде всего, со стороны тех  

требований, которые она предъявляет ребенку, - и особенное -  

ти самого школьника. В первую очередь, естественно, речь идет  

0 тх особенностях, которые существенно влияют на успешность  

о обучения и развития. Совокупность этих особенностей мы  

"лределяем как психолого-педагогический статус школьника.  

 

69  

 

М. Битянова  

 

обсуждаются результаты диагностического минимума  

блемы обучения и развития школьников других возр<  

выявленные в ходе проверки на обоснованность запросе!  

телей и родителей. Система психолого-педагогических i  

лиумов должна быть узаконена в школе как важнейшая  

ма регулярного сотрудничества педагогов, администра|  

психолога. Кроме того, и консилиумы, и сами обследова  

рамках диагностического минимума должны быть включ  

план работы школы как обязательная форма меропр>  

проводимых с детьми, педагогами и родителями. Без выл  

ния этих требований чрезвычайно трудно организовать (  

ко-нибудь продуктивную работу школьного психолог!  

более невозможно спланировать и реализовать ее как од  

ный процесс сопровождения.  

 

68  

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА  

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТА-  

ТУС ШКОЛЬНИКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ НА  

РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ  

 

разработка понятия психолого-педагогического статуса  

пкольника представляется нам принципиально важной и с тео-  

петической, и с практической точек зрения. В данной работе нас  

прежде всего интересует практический аспект. Как уже отмеча-  

лось выше, работа школьного психолога реализуется в опреде-  

ленных социально-педагогических условиях. Эти условия не за-  

дают ему цели и задачи деятельности, но определяют его возмож-  

ности, диктуют те или иные формы организации работы с  

ребенком. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную  

среду, также решает свои определенные задачи, реализует свои  

индивидуальные цели психического и личностного развития, со-  

циализации, образования и др. Социально-педагогические усло-  

вия, задаваемые ему школьной средой, в ряде случаев выступа-  

ют как основной гарант достижения тех или иных целей (напри-  

мер, в случае с образованием), а в других ситуациях также  

накладывают определенные ограничения, задают конкретные  

пути достижения ребенком его целей, удовлетворения ведущих  

потребностей. Психолог, сопровождая ребенка в процессе школь-  

ного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максималь-  

но использовать предоставленные возможности для образования  

или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуаль-  

ные особенности к заданным извне условиям школьной жизне-  

деятельности. Сформулированные выше положения мы попыта-  

"ись проиллюстрировать на схемах (см.Схемы 5-1 и 5-2 на с. 70).  

Для того чтобы осуществлять подобную деятельность в школь-  

ной среде, школьному психологу необходимо знать важнейшие  

"араметры школьной среды - прежде всего, со стороны тех  

ебований, которые она предъявляет ребенку, - и особенное -  

ти самого школьника. В первую очередь, естественно, речь идет  

х особенностях, которые существенно влияют на успешность  

г0 обучения и развития. Совокупность этих особенностей мы  

""Ределяем как психолого-педагогический статус школьника.  

 

69  

 

 

 

 

,.. Содержание деятельности школьного психолога --  

 

Таким образом, мы выходим на два принципиально важ-  

ых понятия- психолого-педагогический статус  

.кольника и система психолого-педагогичес -  

ких требований к обучению, поведению и пси-  

ддогическому развитию школ ьник а. Остановим-  

ся подробно на их содержании и начнем с понятия статуса.  

 

Что даст психологу содержательное наполнение этого па-  

паметра Прежде всего, ориентир для построения всей систе-  

му работы с ребенком в рамках школьного сопровождения.  

Например, в диагностическом плане эти понятия  

позволяют нам:  

 

разработать критерии, с помощью которых можно оце-  

нить различные аспекты психологического развития  

школьника: уровень развития определенных психичес-  

ких процессов, содержание различных сторон психи-  

ческой жизни и др.;  

 

подобрать конкретные методики для обследования  

школьников, которые позволят выявить и оценить важ-  

ные для сопровождения аспекты его психической жиз-  

ни,  

 

организовать наблюдение за состоянием и развитием  

школьника на протяжении всех лет обучения с исполь-  

зованием одних и тех же параметров анализа и оцен-  

ки,  

 

проводить сравнение показателей внутри определен-  

ной параллели, между параллелями и др.;  

 

вывести определенные нормативы по различным от-  

слеживаемым психологическим параметрам развития  

школьников, характерные для данной школы, данной  

параллели.  

 

То есть для диагностики это понятие принципиально важ-  

"о. Оно дает нам возможность проводить ее как целенаправ-  

ленный, внутренне организованный, последовательный процесс  

с четкими целями и сравнимыми результатами.  

 

Впсихокоррекционном и развивающем п л а -  

не при разработке данных понятий мы выходим на:  

 

наполнение коррекционно-развивающей работы содер-  

жанием, которое действительно позволяет работать со  

школьными трудностями и школьными задачами де-  

тей и подростков;  

 

71  

 

М. Битянова  

 

модификацию существующих коррекционно-развива|  

ющих программ в соответствии с требованиями и воз|  

можностями, которые предоставляет школьнику даи|  

ная социально-педагогическая среда (данный тип шкдЕ|  

лы, конкретный педагогический коллектив, авторска<  

обучающая программа и т. д.). |  

В консультативном и просветительском п<  

нах с помощью понятий психолого-педагогического ста1  

и психолого-педагогических требований мы можем: г  

 

проанализировать и усовершенствовать предметны  

педагогические программы в их содержательном i  

методическом аспектах, стиль педагогического общи  

ния с учетом выявленных особенностей обучающихся  

детей и подростков; Д  

 

проанализировать существующие воспитательные .  

обучающие программы с точки зрения их соответст  

вия системе научных психолого-педагогических требе  

ваний; ;:  

 

наполнить содержанием просветительскую работу  

педагогами - ознакомить их с содержанием понята  

психолого-педагогического статуса (на что прежде всес  

надо обратить внимание в наблюдении за школьника  

ми) и причинами возникающих у школьников психе  

логических проблем обучения, поведения и психичей  

кого самочувствия.  

 

Таким образом, эти понятия позволяют по-новому взгляд  

на содержание многих видов деятельности школьного псиз<|  

га. При разработке их содержания мы исходили из опредв|  

ных традиций, сложившихся в отечественной психолого-пед  

гической литературе, с одной стороны, и практики работы |  

другой. Мы не претендуем на принципиальную новизну пй]  

да - характеристики, вошедшие в статус, имеют привыя  

для специалистов названия, практически всегда за этим!  

званиями стоит и традиционное содержание. Надо сказан  

именно к этому мы и стремились. В наши задачи не вхо  

придумывание совершенно новой оригинальной терминов  

необычного подхода, в котором непривычным образом пер  

совывались бы хорошо известные психологические пони  

Наша задача представлялась нам иначе - сложить уже ИЗ  

тную совокупность научных представлений о психическом  

 

72  

 

... Содержание деятельности школьного психолога --  

 

бенка в некую систему, понятную практику, удобную в рабо-  

самое главное- адекватную опыту практического психо-  

га и целям его деятельности.  

 

Данная работа носит прикладную ориентацию, поэтому в  

рй мы бы не хотели подробно останавливаться на различных  

етодологических обоснованиях и литературных ссылках. Мы  

предлагаем читателям результат проведенного нами теорети-  

аеского анализа как научной литературы, так и практики кон-  

коетной школьной работы психолога.  

 

Психолого-педагогический статус школьника  

 

рсихолого-педагогический статус школьника представля-  

ет собой совокупность психологических характеристик важ-  

нейших видов деятельности, поведения и внутреннего психо-  

логического состояния, оказывающих существенное влияние  

на успешность его обучения и развития в школьной среде.  

 

Мы включаем в эту совокупность несколько основных блоков  

характеристик. И прежде чем перейти к их подробному описа-  

нию, остановимся на одном принципиально важном положении.  

В психолого-педагогический статус школьника в целом включе-  

ны характеристики двух разных типов. Первый тип характерис-  

тик - критериальные. Они позволяют рассмотреть состояние  

важнейших психических сфер ребенка в соотношении с различ-  

ными нормативными показателями и требованиями. Это могут  

быть нормы возрастного развития, требования конкретной соци-  

ально-педагогической среды (требования к познавательной дея-  

тельности, поведению), даже определенные морально-правовые  

нормы (в отношении некоторых аспектов поведения, например).  

По результатам соотношения могут быть установлены определен-  

ные проблемы обучения, поведения или личностного развития  

Данного школьника, связанные с несоответствием его развития  

различным нормативным показателям и требованиям. Так, обу-  

чение ребенка в данной школе может быть затруднено или даже  

иевозможно из-за снижения уровня его умственного развития по  

отношению к возрастной норме (различная степень олигофрении,  

вдержки психического развития и др.). Трудности могут возни-  

ть и у школьника, чье развитие находится в пределах возрас-  

гаой нормы, но требования к интеллектуальному потенциалу и  

""нкретным навыкам интеллектуальной деятельности очень вы-  

кие, выше его сегодняшних возможностей.  

 

73  

 

М. Битянова  

 

Именно с такими характеристиками чаще всего и работа!  

сегодня специалисты по детской психологии, в таких показач  

лях больше всего заинтересованы и педагоги. Однако они ни  

коем случае не могут исчерпывать целей и задач полноценно!  

сопровождения ребенка, так как опять сводят работу психол  

га к <скорой психокоррекционной помощи> и формируют опа  

деленный ущербный профессиональный взгляд на ребенка, к|  

на носителя психологических проблем. Избежать этого, на н|  

взгляд, позволяют характеристики второго типа - констати|  

ющие. Они позволяют выявить различные психологические о)  

бенности школьника, проявляющиеся в его познавательной |  

ятельности, общении, поведении, представлениях и отношенц  

с окружающими. Причем не все особенности, а именно те, i  

знания и учета которых, по-нашему мнению, невозможно  

здать полноценные условия для обучения и развития ребенк  

школе. Длительное игнорирование этих особенностей може  

очень часто приводит к возникновению различных проблем о  

чения и развития ребенка в школе. Но даже если этого не п|  

исходит, среда жизнедеятельности, в которую погружен шко|  

ник на протяжении значительного отрезка своей жизни, окаД  

вается неполноценной, ущербной. Она не способна полноцед  

подпитывать ребенка, способствовать его личностному ста>  

лению и развитию. Анализ развития школьника с точки зре|  

таких особенностей мы считаем принципиально важной час!  

работы психолога в рамках парадигмы сопровождения. .  

 

Итак, переходим к характеристике основных блоков, соси  

ляющих психолого-педагогический статус школьника (см. и  

же Схему 6). |  

 

1 блок - социальные особенности сре|  

обучения, воспитания и развития. В него вхя  

объективные характеристики положения школьника в pa3j|  

ных системах значимых для него социальных отношений,]  

ких, как: |




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2195
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь