|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школеследующим образом сформулировать основной принципа фективной просветительской работы со школьниками: ВЦ чение ситуации усвоения социально-психологических знан) привлекательные или актуально значимые для школьн! данного возраста или данной субкультуры формы активна Это могут быть традиционные формы школьной работ! КВНы, олимпиады, тематические вечера и встречи типа < Где? Когда?>, могут быть специально разработанные сщ рии типа <Цветового дня школы>, о котором мы подро( расскажем в других разделах работы. Итак, обобщим й| представления о психологическом просвещении школьний
48
Модель деятельности школьного психолога
Психологическое просвещение школьников ориентиро- вано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологичес- ких знаний в процессе обучения, общения и личнос- тного развития.
Ею эффективность определяется тем, насколько пред- лагаемое знание в данный момент значимо, актуаль- но для отдельного ученика или ученической группы и насколько привлекательна или привычна для них вы- бранная психологом форма передачи знаний.
Консультирование школьников - еще один важ- ный вид практической работы, ориентированный на подрост- ков и старшеклассников. В существующей отечественной и за- рубежной литературе подробно особенности консультирова- ния школьников 13-17 лет, излагается содержательная и организационная специфика такой работы (2, 6, 9, 34, 39). Кон- сультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопреде- ления школьника, так и различных аспектов его взаимоотно- шений с окружающими людьми.
В русле нашей модели мы рассматриваем консульти- рование как многофункциональный вид индивидуаль- ной работы психолога со школьниками, в рамках ко- торого могут быть решены следующие задачи:
оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии
обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, исполь- зования своих психологических особенностей и возмож- ностей для успешного обучения и развития оказание психологической помощи и поддержки школь- никам, находящимся в состоянии актуального стрес- са. конфликта, сильного эмоционального переживания
Консультирование организуется, в большинстве случаев, п0 запросу со стороны школьника. Однако необходимо учиты- вать, что в школьной практике бывают ситуации, когда психо-
49
М. Битянова
лог предпринимает определенные шаги, не дожидаясь доС вольного обращения к нему подростка или старшеклассн> Это часто провоцирует негативную реакцию школьника и i бует от психолога высоко профессиональных действий, напр| ленных на привлечение ученика к диалогу и процессу pei ния проблем.
Психологическое консультирование и просвещение педагог
Психологическое консультирование - принципиально ва ное направление школьной практической деятельности психи га. Эффективность всей его работы в школе в значительной м< определяется тем, насколько ему удалось наладить широко! конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацц школы в решении различных задач сопровождения школьник! Организуется же это сотрудничество в значительной мере в п| цессе консультирования. Таким образом, мы рассматривав педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в | шении вопросов успешного обучения и личностного развит! школьников. В различных видах консультирования мы вид) формы организации такого сотрудничества, i
Пожалуй, это не совсем традиционный взгляд на цели задачи консультативной работы. Особенно сильно отличают наши представления от ожиданий педагогов. От консультаи с психологом учитель, воспитатель ждут готовых рецептов, ветов, четких и ясных объяснений, как же поступить в той и иной педагогической ситуации. А предлагается им... ситуаи равноправного сотрудничества в поиске путей и методов реп ния тех или иных проблем, достижения конкретных целей. психолог не берет на себя функцию Всезнающего СпециалиС и, соответственно, не принимает на себя полную ответстве ность за результаты обсуждения и принятое решение. Он лив создает среду для плодотворного обсуждения, создает услов| для всестороннего рассмотрения вопроса, излагает свою точ| зрения и предлагает возможные формы своего участия в pel лизации решений, которые принял сам педагог. |
Итак, психолого-педагогическое консультирование - э| универсальная форма организации сотрудничества педаг| гов в решении различных школьных проблем и профессЩ нальных задач самого педагога. Оно основано на следующ принципах:
50
Модель деятельности школьного психолога
оавноправное взаимодействие психолога и педагога формирование у педагогов установки на самостоятель- ное решение возникших проблем
принятие участниками консультирования ответствен- ности за совместные решения
распределение профессиональных функций между педагогом и психологом
При всем разнообразии ситуаций, которые могут привести к организации психологического консультирования педагогов, можно выделить три основных направления.
Первое направление- консультирование педаго- гов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адек- ватных программ обучения и воспитательного воздействия. Под психологической адекватностью мы понимаем соответст- вие программ научным психолого-педагогическим и психо- физиологическим требованиям к обучению школьников опре- деленного возраста, уровню развития и реальным возмож- ностям конкретных учащихся. Обсуждению могут подлежать как содержательные, так и методические аспекты педагоги- ческих программ. Однако в рамках данного направления осо- бенно важно установить границы профессиональной компе- тенции психолога-консультанта. Мы считаем, что психолог- школьный практик и по своему статусу и по своей подготовке не должен выступать экспертом по оценке эффективности педагогических программ. Он, несомненно, может оценить, насколько полно та или иная программа учитывает различ- ные психологические особенности детей и в какой степени методические приемы, предлагаемые учителем, соответству- ют представлениям о технике эффективного коммуникатив- ного воздействия. Но и такая работа может быть выполнена психологом грамотно только после того, как учителем сфор- чулированы педагогические требования к исходным знани- ям и умениям школьников и педагогические критерии успеш- чости обучения по данной программе, подробно описана ме- тодика обучения или воспитательного взаимодействия. То есть Учитель должен сформулировать все важнейшие педагоги- ские принципы построения своей программы.
51
М. Битянова
Сегодня мы чрезвычайно часто сталкиваемся с ситуация когда психолог вынужден осуществлять такую работу] педагога либо, что еще печальнее, работать <в прикидку>. Эя утверждение можно проиллюстрировать на такой казала бы хорошо разработанной психологами теме, как определец готовности ребенка к обучению в начальном звене. На осЦ вании чего формулируются критерии психологической гоггщ ности ребенка? На основании теоретических представлен о феномене возрастной нормы, научных же академических пр4 ставлений о структуре учебной деятельности и требован ях, которые она предъявляет к ребенку. Но как соотносит эта система требований с реальным процессом обученщ Сейчас вышло в свет множество новых учебников, чуть ли| каждая школа экспериментирует с программой и методиЛ ми обучения. Есть ли уверенность в том, что все они постц ены в соответствии с нашими психологическими представь ниями? У автора этих строк такой уверенности нет, бол того, чисто эмпирический опыт знакомства с различными ( дагогическими <новшествами> убеждает в обратном. Моя было бы привести и конкретные примеры, но к моменту вы да книги они устареют: на смену сегодняшним <пробнь (страшное слово!) учебникам придут новые. Итак, мы п. тируем детей на <школьную пригодность>, не зная в больииА стве случаев, какие реальные требования будут им преды! лены. Особенно остро эта проблема стоит в различных ги/ назических классах. Интересный и перспективный вариант решения данной проблемы предложен Е. Афанасьевой и Н. S сильевой. Их <метод экспертной оценки> позволяет педагоги в сотрудничестве с психологами сначала выявить систе требований к ребенку, его обучению, поведению, особенности личности, а уже затем на их основе разработать метод диагностики. На наш взгляд, в школах, строящих процесс об) чения на своих педагогических принципах, такой подход опт мален. Он может быть использован и для построения проц дуры тестирования, если педагогический коллектив наста вает на правомерности своей программы, и для оцени качества программы с точки зрения соответствия заложи ных в нее требований научно обоснованным критериям.
Второе направление- консультирование педаг гов по поводу проблем обучения, поведения или межлично
52
Модель деятельности школьного психолога
го взаимодействия конкретных учащихся или ученических т vnn Эта форма работы наиболее распространена среди "кольных психологов, и ее роль трудно переоценить. Очевид-
что только в случае совместных и продуманных действий н" сихолога и педагога возможно решение школьных проблем
ебенка, создание благоприятных условий для его развития и бучения. Чрезвычайно актуальным является вопрос о кон- коетных формах и видах такого консультирования и об адек- ватном распределении задач и обязанностей между его учас- тниками. Консультация может иметь своим началом два ис- точника: либо его инициатором выступает сам педагог, по его запросу психолог осуществляет ту или иную подготовитель- ную работу; либо инициатором выступает психолог, предла- гая учителю ознакомиться с той или иной информацией о ре- бенке и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки. Обе ситуации могут быть рассмотрены как рав- ноценные в том случае, если в школе уже сложилась практика равноправного сотрудничества психолога и педагога, оба учас- тника осознают свои профессиональные возможности и свою ответственность. В противном случае, вторая ситуация явля- ется мало перспективной, так как ставит психолога либо пе- ред необходимостью административного давления на педаго- га, либо делает его просителем.
В целом наиболее перспективными, на наш взгляд, явля- ются индивидуальные консультации (в случае запроса со сто- роны самого учителя) и психолого-педагогические консилиу- мы с четким распределением функций и обязанностей внутри группы участников и общей ответственностью за реализацию принимаемых решений.
Психолого-педагогический консилиум игра- ет в нашей системе школьной психологической деятельности особую, очень важную роль. Психолого-педагогический конси- лиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой пси- холого-педагогической стратегии сопровождения каждого ре- бенка в процессе его обучения, а также определенных учени- ческих групп и параллелей. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса Ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, Школьный медик и психолог, и на основе целостного видения
53
М. Битянова
ученика с учетом его актуального состояния и динамики " ыдущего развития разработать и реализовать общую ли его дальнейшего обучения и развития. Благодаря консил! психолог получает возможность передать имеющиеся у знания о ребенке или классе непосредственно тем взро< которые обладают значительно большими возможностям> яния и взаимодействия с ним.
Психолого-педагогический консилиум позволяет пос троить взаимоотношения психолога и педагогов на ос нове равноправного сотрудничества и личной ответ, ственности и организовать целостное сопровожден школьников в процессе всего обучения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех взрос лых, имеющих отношение к эффективности этого прс цесса: их педагогов, родителей, психологов, школьш медиков и др.
Мы уверены, что закрепление консилиума в практике но-воспитательной работы школы, превращение его в оС тельное и традиционное мероприятие самым существен! образом скажется и на профессиональной позиции психол, в школе, и на его отношениях с педагогами. Эти отношения;
больше превращаются в равноправное сотрудничество в ;
шении различных вопросов сопровождения школьников и ( зания им необходимой помощи. Связано это, среди прочег с тем, что консилиум обладает выраженным обучающим фектом: он позволяет учителям стать наблюдательнее и с ективнее в оценке различных сторон обучения и поведения де, и собственных шагов и представлений, помогает им выра(| тать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает ой| коллективной деятельности и многое другое. ?
Третье направление консультирования социально-посредническая работа школьного психолога в < туациях разрешения различных межличностных и межгр повых конфликтов в школьных системах отношений: учители учитель, учитель-ученик, учитель-родители и др. Мы с таем, что в настоящее время из всех специалистов, работают в школе, даже с учетом вновь вводимых должностей социал ного работника, социального педагога и др., психолог лучи всех подготовлен к оказанию конфликтологической noMori
54
Модель деятельности школьного психолога
, у участникам школьного взаимодействия. Позиция проф- л10 онального посредника в конфликтной ситуации, несомненно, 80 ичается от позиции психолога - консультанта, психотера- от та Однако школьному психологу, с его специфическим п игом обязанностей, она, представляется, достаточно близ-
В рамках посреднической работы психолог организует си- уацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонен- отдельно, затем - совместно. Организуя разговор оппо- нентов <через себя>, психолог помогает снять эмоциональное напряжен"6, перевести обмен репликами в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые спосо- бы решения противоречивой ситуации. Естественно, что всю ответственность за принятые решения и их исполнение несут сами стороны конфликта.
Надо сказать, что такая работа не вызывает у профес- сионального психолога особенных сложностей, однако в школьной ситуации является очень благодарной и приносит быстрые ощутимые результаты. Участие в разрешении конфликтов в качестве посредника - организатора усло- вий переговоров может способствовать повышению профес- сионального статуса психолога. Ее результаты часто пре- восходят не только ожидания оппонентов, но и самого пси- холога. В нашей практике были случаи, когда педагоги и родители, участвуя в подобных обсуждениях, шли на такие уступки и взаимные обязательства, о которых и думать не хотели до встречи. Однажды при обсуждении случая в пер- вом классе, где особо агрессивный и практически <забытый> семьей ребенок бил одноклассников, родители, только что написавшие письмо в РОНО, на полном серьезе стали обсуж- дать вопрос о том, кто поведет детей в воскресенье в те- атр, кто будет провожать этого мальчикадо дома после Уроков и водить на футбольную секцию и т. д. В другой ситуации педагоги, настаивавшие на немедленном отчисле- нии ученика 6 класса из школы за <злостную неуспеваемость>, 8 Результате действий посредника пришли к решению пере- вести мальчика на 2 месяца на домашнее обучение по причи- че слабого здоровья, а мама решилась изменить график своей Работы, чтобы быть больше дома.
Ч1кольная среда и находящиеся в ней люди, как показыва- ег наш опыт, весьма чувствительны к любым формам ра-
55
М. Битянова
боты, позволяющим проявить доброжелательность, гул низм, внутреннюю порядочность. Именно поэтому конфлщ тологическая работа дает там быстрые результаты. ,|
Психологическое просвещение педагоге в| еще одна традиционная составляющая школьной психоло| ческой практики. | Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|