Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



7 страница


следующим образом сформулировать основной принципа  

фективной просветительской работы со школьниками: ВЦ  

чение ситуации усвоения социально-психологических знан)  

привлекательные или актуально значимые для школьн!  

данного возраста или данной субкультуры формы активна  

Это могут быть традиционные формы школьной работ!  

КВНы, олимпиады, тематические вечера и встречи типа <  

Где? Когда?>, могут быть специально разработанные сщ  

рии типа <Цветового дня школы>, о котором мы подро(  

расскажем в других разделах работы. Итак, обобщим й|  

представления о психологическом просвещении школьний  

 

48  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

Психологическое просвещение школьников ориентиро-  

вано на создание условий для активного присвоения и  

использования школьниками социально-психологичес-  

ких знаний в процессе обучения, общения и личнос-  

тного развития.  

 

Ею эффективность определяется тем, насколько пред-  

лагаемое знание в данный момент значимо, актуаль-  

но для отдельного ученика или ученической группы и  

насколько привлекательна или привычна для них вы-  

бранная психологом форма передачи знаний.  

 

Консультирование школьников - еще один важ-  

ный вид практической работы, ориентированный на подрост-  

ков и старшеклассников. В существующей отечественной и за-  

рубежной литературе подробно особенности консультирова-  

ния школьников 13-17 лет, излагается содержательная и  

организационная специфика такой работы (2, 6, 9, 34, 39). Кон-  

сультирование может иметь различное содержание, касаться  

как проблем профессионального или личностного самоопреде-  

ления школьника, так и различных аспектов его взаимоотно-  

шений с окружающими людьми.  

 

В русле нашей модели мы рассматриваем консульти-  

рование как многофункциональный вид индивидуаль-  

ной работы психолога со школьниками, в рамках ко-  

торого могут быть решены следующие задачи:  

 

оказание помощи подросткам и старшеклассникам,  

испытывающим трудности в обучении, общении или  

психическом самочувствии  

 

обучение подростков и старшеклассников навыкам  

самопознания, самораскрытия и самоанализа, исполь-  

зования своих психологических особенностей и возмож-  

ностей для успешного обучения и развития  

оказание психологической помощи и поддержки школь-  

никам, находящимся в состоянии актуального стрес-  

са. конфликта, сильного эмоционального переживания  

 

Консультирование организуется, в большинстве случаев,  

п0 запросу со стороны школьника. Однако необходимо учиты-  

вать, что в школьной практике бывают ситуации, когда психо-  

 

49  

 

М. Битянова  

 

лог предпринимает определенные шаги, не дожидаясь доС  

вольного обращения к нему подростка или старшеклассн>  

Это часто провоцирует негативную реакцию школьника и i  

бует от психолога высоко профессиональных действий, напр|  

ленных на привлечение ученика к диалогу и процессу pei  

ния проблем.  

 

Психологическое консультирование и просвещение педагог  

 

Психологическое консультирование - принципиально ва  

ное направление школьной практической деятельности психи  

га. Эффективность всей его работы в школе в значительной м<  

определяется тем, насколько ему удалось наладить широко!  

конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацц  

школы в решении различных задач сопровождения школьник!  

Организуется же это сотрудничество в значительной мере в п|  

цессе консультирования. Таким образом, мы рассматривав  

педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в |  

шении вопросов успешного обучения и личностного развит!  

школьников. В различных видах консультирования мы вид)  

формы организации такого сотрудничества, i  

 

Пожалуй, это не совсем традиционный взгляд на цели  

задачи консультативной работы. Особенно сильно отличают  

наши представления от ожиданий педагогов. От консультаи  

с психологом учитель, воспитатель ждут готовых рецептов,  

ветов, четких и ясных объяснений, как же поступить в той и  

иной педагогической ситуации. А предлагается им... ситуаи  

равноправного сотрудничества в поиске путей и методов реп  

ния тех или иных проблем, достижения конкретных целей.  

психолог не берет на себя функцию Всезнающего СпециалиС  

и, соответственно, не принимает на себя полную ответстве  

ность за результаты обсуждения и принятое решение. Он лив  

создает среду для плодотворного обсуждения, создает услов|  

для всестороннего рассмотрения вопроса, излагает свою точ|  

зрения и предлагает возможные формы своего участия в pel  

лизации решений, которые принял сам педагог. |  

 

Итак, психолого-педагогическое консультирование - э|  

универсальная форма организации сотрудничества педаг|  

гов в решении различных школьных проблем и профессЩ  

нальных задач самого педагога. Оно основано на следующ  

принципах:  

 

50  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

оавноправное взаимодействие психолога и педагога  

формирование у педагогов установки на самостоятель-  

ное решение возникших проблем  

 

принятие участниками консультирования ответствен-  

ности за совместные решения  

 

распределение профессиональных функций между  

педагогом и психологом  

 

При всем разнообразии ситуаций, которые могут привести  

к организации психологического консультирования педагогов,  

можно выделить три основных направления.  

 

Первое направление- консультирование педаго-  

гов-предметников и воспитателей (классных руководителей)  

по вопросам разработки и реализации психологически адек-  

ватных программ обучения и воспитательного воздействия.  

Под психологической адекватностью мы понимаем соответст-  

вие программ научным психолого-педагогическим и психо-  

физиологическим требованиям к обучению школьников опре-  

деленного возраста, уровню развития и реальным возмож-  

ностям конкретных учащихся. Обсуждению могут подлежать  

как содержательные, так и методические аспекты педагоги-  

ческих программ. Однако в рамках данного направления осо-  

бенно важно установить границы профессиональной компе-  

тенции психолога-консультанта. Мы считаем, что психолог-  

школьный практик и по своему статусу и по своей подготовке  

не должен выступать экспертом по оценке эффективности  

педагогических программ. Он, несомненно, может оценить,  

насколько полно та или иная программа учитывает различ-  

ные психологические особенности детей и в какой степени  

методические приемы, предлагаемые учителем, соответству-  

ют представлениям о технике эффективного коммуникатив-  

ного воздействия. Но и такая работа может быть выполнена  

психологом грамотно только после того, как учителем сфор-  

чулированы педагогические требования к исходным знани-  

ям и умениям школьников и педагогические критерии успеш-  

чости обучения по данной программе, подробно описана ме-  

тодика обучения или воспитательного взаимодействия. То есть  

Учитель должен сформулировать все важнейшие педагоги-  

ские принципы построения своей программы.  

 

51  

 

М. Битянова  

 

Сегодня мы чрезвычайно часто сталкиваемся с ситуация  

когда психолог вынужден осуществлять такую работу]  

педагога либо, что еще печальнее, работать <в прикидку>. Эя  

утверждение можно проиллюстрировать на такой казала  

бы хорошо разработанной психологами теме, как определец  

готовности ребенка к обучению в начальном звене. На осЦ  

вании чего формулируются критерии психологической гоггщ  

ности ребенка? На основании теоретических представлен  

о феномене возрастной нормы, научных же академических пр4  

ставлений о структуре учебной деятельности и требован  

ях, которые она предъявляет к ребенку. Но как соотносит  

эта система требований с реальным процессом обученщ  

Сейчас вышло в свет множество новых учебников, чуть ли|  

каждая школа экспериментирует с программой и методиЛ  

ми обучения. Есть ли уверенность в том, что все они постц  

ены в соответствии с нашими психологическими представь  

ниями? У автора этих строк такой уверенности нет, бол  

того, чисто эмпирический опыт знакомства с различными (  

дагогическими <новшествами> убеждает в обратном. Моя  

было бы привести и конкретные примеры, но к моменту вы  

да книги они устареют: на смену сегодняшним <пробнь  

(страшное слово!) учебникам придут новые. Итак, мы п.  

тируем детей на <школьную пригодность>, не зная в больииА  

стве случаев, какие реальные требования будут им преды!  

лены. Особенно остро эта проблема стоит в различных ги/  

назических классах. Интересный и перспективный вариант  

решения данной проблемы предложен Е. Афанасьевой и Н. S  

сильевой. Их <метод экспертной оценки> позволяет педагоги  

в сотрудничестве с психологами сначала выявить систе  

требований к ребенку, его обучению, поведению, особенности  

личности, а уже затем на их основе разработать метод  

диагностики. На наш взгляд, в школах, строящих процесс об)  

чения на своих педагогических принципах, такой подход опт  

мален. Он может быть использован и для построения проц  

дуры тестирования, если педагогический коллектив наста  

вает на правомерности своей программы, и для оцени  

качества программы с точки зрения соответствия заложи  

ных в нее требований научно обоснованным критериям.  

 

Второе направление- консультирование педаг  

гов по поводу проблем обучения, поведения или межлично  

 

52  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

го взаимодействия конкретных учащихся или ученических  

т vnn Эта форма работы наиболее распространена среди  

"кольных психологов, и ее роль трудно переоценить. Очевид-  

 

что только в случае совместных и продуманных действий  

н"  

сихолога и педагога возможно решение школьных проблем  

 

ебенка, создание благоприятных условий для его развития и  

бучения. Чрезвычайно актуальным является вопрос о кон-  

коетных формах и видах такого консультирования и об адек-  

ватном распределении задач и обязанностей между его учас-  

тниками. Консультация может иметь своим началом два ис-  

точника: либо его инициатором выступает сам педагог, по его  

запросу психолог осуществляет ту или иную подготовитель-  

ную работу; либо инициатором выступает психолог, предла-  

гая учителю ознакомиться с той или иной информацией о ре-  

бенке и задуматься над проблемой оказания ему помощи или  

поддержки. Обе ситуации могут быть рассмотрены как рав-  

ноценные в том случае, если в школе уже сложилась практика  

равноправного сотрудничества психолога и педагога, оба учас-  

тника осознают свои профессиональные возможности и свою  

ответственность. В противном случае, вторая ситуация явля-  

ется мало перспективной, так как ставит психолога либо пе-  

ред необходимостью административного давления на педаго-  

га, либо делает его просителем.  

 

В целом наиболее перспективными, на наш взгляд, явля-  

ются индивидуальные консультации (в случае запроса со сто-  

роны самого учителя) и психолого-педагогические консилиу-  

мы с четким распределением функций и обязанностей внутри  

группы участников и общей ответственностью за реализацию  

принимаемых решений.  

 

Психолого-педагогический консилиум игра-  

ет в нашей системе школьной психологической деятельности  

особую, очень важную роль. Психолого-педагогический конси-  

лиум представляет собой организационную форму, в рамках  

которой происходит разработка и планирование единой пси-  

холого-педагогической стратегии сопровождения каждого ре-  

бенка в процессе его обучения, а также определенных учени-  

ческих групп и параллелей. Консилиум позволяет объединить  

информацию об отдельных составляющих школьного статуса  

Ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель,  

Школьный медик и психолог, и на основе целостного видения  

 

53  

 

М. Битянова  

 

ученика с учетом его актуального состояния и динамики "  

ыдущего развития разработать и реализовать общую ли  

его дальнейшего обучения и развития. Благодаря консил!  

психолог получает возможность передать имеющиеся у  

знания о ребенке или классе непосредственно тем взро<  

которые обладают значительно большими возможностям>  

яния и взаимодействия с ним.  

 

Психолого-педагогический консилиум позволяет пос  

троить взаимоотношения психолога и педагогов на ос  

нове равноправного сотрудничества и личной ответ,  

ственности и организовать целостное сопровожден  

школьников в процессе всего обучения, задействовав  

профессиональный и личностный потенциал всех взрос  

лых, имеющих отношение к эффективности этого прс  

цесса: их педагогов, родителей, психологов, школьш  

медиков и др.  

 

Мы уверены, что закрепление консилиума в практике  

но-воспитательной работы школы, превращение его в оС  

тельное и традиционное мероприятие самым существен!  

образом скажется и на профессиональной позиции психол,  

в школе, и на его отношениях с педагогами. Эти отношения;  

 

больше превращаются в равноправное сотрудничество в ;  

 

шении различных вопросов сопровождения школьников и (  

зания им необходимой помощи. Связано это, среди прочег  

с тем, что консилиум обладает выраженным обучающим  

фектом: он позволяет учителям стать наблюдательнее и с  

ективнее в оценке различных сторон обучения и поведения де,  

и собственных шагов и представлений, помогает им выра(|  

тать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает ой|  

коллективной деятельности и многое другое. ?  

 

Третье направление консультирования  

социально-посредническая работа школьного психолога в <  

туациях разрешения различных межличностных и межгр  

повых конфликтов в школьных системах отношений: учители  

учитель, учитель-ученик, учитель-родители и др. Мы с  

таем, что в настоящее время из всех специалистов, работают  

в школе, даже с учетом вновь вводимых должностей социал  

ного работника, социального педагога и др., психолог лучи  

всех подготовлен к оказанию конфликтологической noMori  

 

54  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

, у участникам школьного взаимодействия. Позиция проф-  

л10 онального посредника в конфликтной ситуации, несомненно,  

80 ичается от позиции психолога - консультанта, психотера-  

от та Однако школьному психологу, с его специфическим  

п игом обязанностей, она, представляется, достаточно близ-  

 

В рамках посреднической работы психолог организует си-  

уацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонен-  

отдельно, затем - совместно. Организуя разговор оппо-  

нентов <через себя>, психолог помогает снять эмоциональное  

напряжен"6, перевести обмен репликами в конструктивное  

русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые спосо-  

бы решения противоречивой ситуации. Естественно, что всю  

ответственность за принятые решения и их исполнение несут  

сами стороны конфликта.  

 

Надо сказать, что такая работа не вызывает у профес-  

сионального психолога особенных сложностей, однако в  

школьной ситуации является очень благодарной и приносит  

быстрые ощутимые результаты. Участие в разрешении  

конфликтов в качестве посредника - организатора усло-  

вий переговоров может способствовать повышению профес-  

сионального статуса психолога. Ее результаты часто пре-  

восходят не только ожидания оппонентов, но и самого пси-  

холога. В нашей практике были случаи, когда педагоги и  

родители, участвуя в подобных обсуждениях, шли на такие  

уступки и взаимные обязательства, о которых и думать не  

хотели до встречи. Однажды при обсуждении случая в пер-  

вом классе, где особо агрессивный и практически <забытый>  

семьей ребенок бил одноклассников, родители, только что  

написавшие письмо в РОНО, на полном серьезе стали обсуж-  

дать вопрос о том, кто поведет детей в воскресенье в те-  

атр, кто будет провожать этого мальчикадо дома после  

Уроков и водить на футбольную секцию и т. д. В другой  

ситуации педагоги, настаивавшие на немедленном отчисле-  

нии ученика 6 класса из школы за <злостную неуспеваемость>,  

8 Результате действий посредника пришли к решению пере-  

вести мальчика на 2 месяца на домашнее обучение по причи-  

че слабого здоровья, а мама решилась изменить график своей  

Работы, чтобы быть больше дома.  

 

Ч1кольная среда и находящиеся в ней люди, как показыва-  

ег наш опыт, весьма чувствительны к любым формам ра-  

 

55  

 

М. Битянова  

 

боты, позволяющим проявить доброжелательность, гул  

низм, внутреннюю порядочность. Именно поэтому конфлщ  

тологическая работа дает там быстрые результаты. ,|  

 

Психологическое просвещение педагоге в|  

еще одна традиционная составляющая школьной психоло|  

ческой практики. |




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2079
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 25 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 24 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь