Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



4 страница


работы и самое главное - определить понятие социально-пс  

хологического статуса школьника. То есть мы получаем BI  

можность ответить на вопрос, что именно нужно знать о UJKOJ  

нике для организации условий его успешного обучения и р;  

 

вития. В самом общем виде социально-психологический слач  

школьника представляет собой систему психологических ;  

 

рактеристик ребенка или подростка. В эту систему включав  

ся те параметры его психической жизни, знание которых не<  

ходимо для создание благоприятных социально-психологич  

ких условий обучения и развития. В целом эти параметры MOI  

быть условно разделены на две группы. Первую группу i  

ставляют особенности школьника. Прежде всего, о  

бенности его психической организации, интересов, стиля (  

щения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учи!  

вать при построении процесса обучения и взаимодейств!  

Вторую составляют р азл и ч н ы е проблемы или тру  

н о с т и, возникающие у ученика в различных сферах его шко.  

ной жизни и внутреннем психологическом самочувствии  

школьных ситуациях. Их надо находить и корректировать (р.  

вивать, компенсировать). И те, и другие нужно выявлят>  

процессе работы для определения оптимальных форм соп|  

вождения (см. Второй раздел книги).  

 

Организационные следствия идеи сопровождения  

 

В организационных вопросах особенно ярко проявляв!  

психотехнический потенциал идеи сопровождения, так как 1  

является возможность выстроить текущую работу психол<  

как логически продуманный, осмысленный процесс, охва1  

вающий все направления и всех участников внутришкольж  

взаимодействия (см. главу 3 Первого раздела и Третий pi  

дел). Этот процесс опирается на ряд важных организаци)  

ных принципов, касающихся построения школьной психол  

ческой практики. К ним относится системный характер ея  

невной деятельности школьного психолога, организацией!  

 

26  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

крепление (в перспективных и текущих планах работы пе-  

дагогического коллектива школы) различных форм сотрудни-  

чества педагога и психолога в вопросах создания условий для  

успешного обучения и развития школьников, утверждение важ-  

нейших форм психологической работы в качестве официально-  

го элемента учебно-воспитательного процесса на уровне пла-  

нирования, реализации и контроля за результатами и др.  

 

Функционально-ролевые следствия идеи сопровождения  

 

Психолог, работающий в русле данной модели, получает  

возможность профессионально определиться в отношении всех  

участников школьной системы отношений, построить с ними  

успешные взаимоотношения. Выражаясь традиционным язы-  

ком, психолог получает представление о том, кто является и  

кто не является объектом его практической деятельности. Прав-  

да, в рамках нашего подхода более уместно было бы говорить,  

скажем, о клиенте школьной психологической  

практики. В качестве клиента школьного психолога высту-  

пают либо конкретный школьник, либо группа школьников.  

Что касается взрослых участников учебно-воспитательного  

процесса - педагогов, администрации, освобожденных воспи-  

тателей, родителей,- они рассматриваются нами как субъ-  

екты сопровождения, участвующие в этом процессе  

вместе с психологом на принципах сотрудничества, личной и  

профессиональной ответственности. Мы рассматриваем пси-  

холога как часть школьной системы обучения и воспитания  

детей. Наряду с ним, ребенка по пути развития ведут специа-  

листы разных гуманитарных профессий (педагоги, медицинс-  

кие работники, социальные педагоги и воспитатели, социаль-  

ные работники) и, конечно, его родители. В решении проблем  

конкретного школьника или при определении оптимальных  

УСЛОВИЙ его обучения и развития все заинтересованные взрое-  

те совместно разрабатывают единый подход, единую страте-  

ию психолого-педагогического сопровождения (см. Четвертый  

Раздел книги).  

 

Клиентская позиция педагога или родителя в отношени-  

ях со школьным психологом не только не продуктивна с точки  

ЗPeu.ч результатов работы с ребенком, но и вредна для  

Їwux участников неравноправного общения. Психолога она  

авичп в позицию Всешкольного Психотерапевта, лишая  

 

27  

 

М. Битянова  

 

его важнейших средств помощи и развития детей (часп  

такая помощь невозможна без активного участия родит  

лей и учителей). Практика показывает, что закономерно  

финалом такого типа отношений является устойчивая к  

ентская позиция самого школьного психолога, которая пй  

воляет ему сбросить хотя бы. часть непомерного груза рй  

нообразных школьных обязанностей.  

 

Психолог начинает жаловаться на непонимание, отсу  

стене поддержки, у него <опускаются руки> перед тем о<  

емом разнообразных функций, которые на него постепек  

перекладываются. Психолог обвиняет учителей в nacq  

ности, незаинтересованности в психическом благополу  

детей, родителей - в равнодушии и отстраненности, i  

министрацию - в неспособности воспользоваться его про<  

сиональным потенциалом. Внутренне он начинает ощущл  

себя одиноким в школе. С этим ощущением обиды и непе  

тости многие специалисты и уходят из школы, из сист  

 

образования вообще...  

 

Не менее унизительно и опасно такое положение <3лл  

дагога. Педагог, перекладывая свои обязанности на псЛ  

лога, перепоручая ему свой <педагогический брак>, дейсу  

тельно теряет свое доминирующее положение в школь  

системе. Вместе с ним он теряет и ощущение своей нуя"  

ти, теряет тот уникальный контакт с детьми, те №  

заемые нити влияния, которые в большинстве своем  

ставляют психологическую привлекательность его п  

ессии. Педагог становится функционером в школе - поз  

непродуктивная и мало удовлетворяющая.  

 

Мы хорошо понимаем, что им енн о педагог был, i  

и будет основной школьной фигурой, основ!  

проводником разнообразных воздействий и-"  

яний на школьников, важнейшим гаранте!  

интеллектуального и личностного роста в шм  

ной среде. Психолог справиться со своей сложной пр  

сиональной задачей только в том случае, если сможет l  

дить с педагогами школы прочный профессиональный ков  

истинное сотрудничество, позволяющее создавать детяй  

фортные и продуктивные учебные и развивающие усло<  

 

Сопровождение как центральный теоретический пр1  

позволяет также определиться в проблеме профессиона  

 

28  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

/."запчастей и <табу> школьного психолога. Прежде всего,  

гЬера деятельности специалиста ограничивается (а лучше ска-  

чать обрамляется) системой внутришкольных отношений и вза-  

имодействий ребенка и подростка. Семья проявляется как  

сфера профессиональной деятельности психолога только в связи  

со школьными проблемами ребенка, и чаще всего она пред-  

ставлена лишь одним своим аспектом: детско-родительскими  

отношениями. Непосредственной сферой деятельности психо-  

лога не могут является различные формы диагностики общих  

или специальных способностей детей, если только это не пред-  

усмотрено логикой учебно-воспитательной работы данной шко-  

лы. То же, на наш взгляд, относится к профессионально ори-  

ентированной диагностике, профориентационной работе вооб-  

ще. Речь идет не о том, что такая деятельность должна быть  

исключена из школьной психологической практики - она до-  

лжна специально оговариваться в контракте психолога и (или)  

дополнительно оплачиваться.  

 

Определенные ограничения существуют и в направлениях  

работы с педагогами и педагогическим коллективом. Речь идет  

о решении проблем, непосредственно не связанных со школь-  

никами, их обучением и воспитанием. Например, решение лич-  

ных социально-психологических проблем педагогов и проведе-  

ние групповой тренинговой работы с педагогическим коллек-  

тивом. Ведение такой работы непосредственно школьным  

психологом связано с серьезными этическими проблемами,  

может приводить к возникновению конфликтных ситуаций.  

 

Отметим также возможность более четко поставить вопрос  

об оценке эффективности деятельности школьного психо-  

лога. Мы считаем, что успешность профессиональных дейст-  

вий психолога в школе в большинстве случаев не может на-  

прямую измеряться в каких-либо единицах реальных измене-  

чии в поведении или обучении школьника. Мы стремимся  

"Радить психолога от попыток таким образом оценивать эф-  

Фбктивность его профессиональных шагов и методов работы и  

 

Ределяем в качестве цели его практической  

 

дельности психологическое сопровождение  

Ельников. Сопровождение же представля-  

с о б о и деятельность, направленную на с о -  

., "ие с_ц с т е м ы  

-Цйв_у_и,  

 

направленную  

социально-психологических  

способствующих успешному обцче-  

 

29  

 

М. Битянова  

 

нию и развитию каждого ребенка в к он к pei  

 

ной школьной среде.  

 

Соответственно, деятельность психолога в рамках сопри  

 

вождения предполагает: -|  

 

осуществляемый совместно с педагогами анализ школь- i  

ной среды с точки зрения тех возможностей, которые "  

она предоставляет для обучения и развития школьни- |  

ка, и тех требований, которые она предъявляет к его ;|  

психологическим возможностям и уровню развития |  

 

определение психологических критериев эффективно- ;  

 

го обучения и развития школьников i  

 

разработку и внедрение определенных мероприятий,  

форм и методов работы, которые рассматриваются как  

условия успешного обучения и развития школьников i  

 

приведение этих создаваемых условий в некоторую j  

систему постоянной работы, дающую максимальный)  

 

результат !  

 

По этим параметрам и нужно оценивать эффективно  

деятельности школьного психолога. Сами создаваемые ус  

вия могут далеко не сразу привести к реальным изменен>  

а на состоянии поведения или обучения отдельных учени  

не сказаться вообще. Нам кажется, что такие случаи сами  

себе не могут рассматриваться как результат недостаточ  

 

психологической работы.  

 

Обсуждая некоторые важнейшие принципы, которые  

 

закладываем в понятие сопровождения, мы назвали в г,  

числе и ориентацию на предоставление школьникам возм  

мости самостоятельных личностных выборов. При всей а  

кажущейся абстрактности этот гуманистический прм  

имеет конкретный технологических смысл. Задача ncuxi  

га - создать такие условия, в которых ребенок смой  

увидеть, пережить, примерить на себя различные eafK  

ты поведения, решения своих проблем, различные пути  

мореализации и утверждения себя в мире. Показать j  

тернативные пути и научить ими пользоваться - в я  

смысл профессиональной сопровождающей деятельно  

школьного психолога. Воспользуется ли ребенок эти4  

вым знанием, применит ли его в жизни, зависит от нега  

 

30  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

его и от ег0 родителей, если они все еще несут основную  

птветственность за его жизнь.  

 

Таким образом, сопровождение представляется нам чрез-  

вычайно перспективным теоретическим принципом и с точки  

чпения осмысления целей и задач школьной психологической  

практики, и с точки зрения разработки конкретной модели  

деятельности психолога, которая может быть внедрена и ус-  

пешно реализована-не в единичном авторском исполнении, а  

как массовая технология работы. Мы постараемся показать  

это в нашей работе.  

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬ-  

НОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА  

 

Направление первое: школьная прикладная психодиагностика  

 

Диагностическая работа - традиционное звено работы  

школьного психолога, исторически первая форма школьной пси-  

хологической практики. Сегодня она по-прежнему отнимает  

львиную долю рабочего времени специалиста. Причины тако-  

го положения очевидны. Во-первых, диагностика это то, чему  

больше всего и лучше всего обучили школьного психолога, какой  

бы тип образования он не получил. Во-вторых, это наиболее  

<презентабельный> вид психологической деятельности (то, что  

можно показать, чем можно отчитаться перед начальством) и  

наиболее понятный <заказчикам> - педагогам и родителям.  

Наконец, диагностика отнимает у психолога так много време-  

ни и сил на проведение, обработку и осмысление результатов,  

потому что в большинстве существующих форм она не приспо-  

соблена для использования в школьной ситуации ни техничес-  

"и, ни по существу. Взять хотя бы такой момент: как выявлен-  

ие психологические особенности школьника влияют на эф-  

Фбктивность учебной деятельности и какие педагогические  

"Риемы помогут с этими особенностями работать? Проще го-  

ЇРя, что делать с результатами тестирования? Например,  

Ильному психологу нужно знать, какие особенности психи-  

" Ребенка мешают ему успешно осваивать материал по пред-  

ам естественно-научного цикла, а психологические посо-  

и!1 предлагают ему на отвлеченном нейтральном материале  

 

31  

 

М. Битянова  

 

исследовать концентрацию и объем внимания, вербальный  

невербальный интеллект и т. д. Для того чтобы такое исследи  

вание имело смысл, его результаты надо перевести на язы  

учебных навыков и умений, способов подачи учебного матер>  

ала, язык педагогических требований к знаниям ученика.  

большинстве случаев и школьный, и академический психоло]  

исследователь затрудняются в проведении такой раТюты.  

 

Американский ли пример тому виной или наше собстве  

ное педологическое прошлое, но современные школьные псих  

логи и их ближайшие коллеги - педагоги в преобладающ  

большинстве случаев отличаются необычно трепетным}  

уважительным отношением к психодиагностике и ее-резущ  

татам. Особенным почтением всегда пользовались строг!  

научные исследования, с хитрыми ключами, шкалами лж  

профилями и проч. - то есть тесты. Собственно zoeofi  

именно с тестированием школьников и связан основной 3  

прос к психологу. Педагоги верят, что. задав детям пяя  

шесть десятков вопросов и переведя их ответы в цифра  

баллы, психолог скажет им о учениках что-то такое, ч1  

немедленно все в них объяснит и даже изменит. По крайИ  

мере, работать с ними после этого станет гораздо npot  

Если же этого не происходит - сразу разочаровываются  

психологах и их науке. Так, один московский психологичеа  

центр по запросу школы провел в ней обследование межл  

ностных отношений учащихся 8 классов, в которых, по я  

нию школы, таилась причина их неуправляемости. Когда i  

холоеи после обследования предложили начать работу i  

подростками, а с учителями, школа отказалась, nonpt  

предоставить ей подробный отчет о проведенной диагное  

ке. Происходило это в конце учебного года, а в начале см  

ющего директор школы вообще отказался сотрудничав  

центром, сообщив: <Вы месяц исследовали детей, снимал  

 

с уроков, а от этого ничего не изменилось>.  

 

Так ли уж действительно важна психодиагностъ  

школе в тех сложных формах, в которых она сегодня сМ  

твует? Позволю себе привести пример из личной пракщ  

В свое время, когда теоретические знания о детях и на  

их изучения были моим основным профессиональным l  

жом, я очень гордилась своим <диагностическим чутье.  

умением по нескольким специально подобранным для <9я1  

 

32  

 

Модель деятельности школьного психолога  

 

случая методикам дать развернутую и близкую к реальной  

характеристику тестируемого. Как-то мне довелось про-  

демонстрировать свое искусство. Мой коллега, протести-  

ровавший по ряду методик незнакомого мне, но известного  

ему ребенка, принес мне результаты и попросил дать неко-  

торое диагностическое заключение. Я постаралась сделать  

это как можно полнее, и мой коллега восхитился. Он сказал,  

что я по тесту сказала все то, что он наблюдает и чув-  

ствует в этом ребенке. Похвала показалась мне очень со-  

мнительной, и я задумалась о значимости моего искусства  

в тех. ситуациях., когда есть возможность видеть ребенка,  

общаться с ним, наблюдать его проявления и  

реакции. Школьная психологическая практика как раз из  

разряда таких ситуаций. Там, где психолог не сможет на-  

блюдать сам, он может воспользоваться глазами и анали-  

тическими способностями педагога, воспитателя. И лишь  

там и тогда, когда наблюдение невозможно, правомерно об-  

ращение к сложным формам диагностической работы.  

 

Итак, школьная диагностическая деятельность отличается  

от традиционной исследовательской диагностики. Она долж-  

на занимать меньше времени, быть простой и доступной в об-  

работке и анализе, ее результаты должны <переводиться> на  

педагогический язык. А самое главное отличие- в целях и  

задачах диагностической работы.  

 

Школьная психодиагностика имеет своей целью ин-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2363
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 25 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 24 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь