Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



17 страница


 

139  

 

М. Битянова  

 

щим людям и самому себе. В ответах школьников содержится  

также важная информация об их эмоциональном состоянии.!  

Косвенно по первичным ответам можно судить и об интеллект  

туальном развитии школьника (правильность речи, понима-fl  

ние смысла незаконченного высказывания, грамотность, раз<|  

вернутость ответа и т. д.).  

 

Существует большое количество вариантов данной метод  

ки для детей школьного возраста. В своей практической раС  

те мы ориентируемся на два основных варианта: для младш.  

подростков, составленный Е. В. Новиковой, и для старших по  

ростков, составленный М. Р. Битяновой и А. Ф. Шадурой.  

 

По итогам диагностического минимума  

полняется итоговый документ обследования - психолого-|  

дагогическая карта школьника. Ее заполнение позволяет rig  

хологу определить, какими особенностями обучения, общее  

(поведения) и психического состояния характеризуется д  

ный школьник и существуют ли выраженные проблемы,;  

 

психологического развития на данный момент школьного>!  

чения. Психолого-педагогическая карта составляется п0(|  

же параметрам, по которым отслеживается статус школ  

ка. Как уже отмечалось выше, на этом этапе обследован!  

всегда удается четко определить суть и происхождение су  

твующих психологических трудностей. Во многих случаяэ((  

буется более детальное обследование, ориентированное на|  

нение выдвигаемых гипотез.  

 

Углубленное диагностическое обследование  

 

Детальное обследование, о котором речь шла в кош,  

ыдущего раздела, может приобретать различные форм  

 

дифференциация нормы и патологии, J  

 

изучение особенностей познавательной деятельив  

школьников в рамках возрастной нормы,  

 

исследование зоны и содержания конфликта,  

 

изучение психологических особенностей лич1  

школьников.  

 

В любом случае, предварять второй этап диагнос  

лжно выдвижение гипотезы о причинах нарушение>  

способствовало бы резкому сокращению зоны диаг  

ких поисков. В процессе анализа данных диагнс  

 

Содержание деятельности школьного психолога -  

 

минимума психолог может выявить такие особенности н нару-  

шения в рамках психолого-педагогического статуса, причины  

которых остаются неопределенными. Следовательно, затруд-  

нено эффективное сопровождение. Данный раздел нашей ра-  

боты может оказать помощь в формулировании предположе-  

ний о природе и происхождении выявленных особенностей и  

проблем. Мы постарались описать наиболее вероятные при-  

чины тех или иных трудностей и психологических несоответст-  

вий требованиям, которые могут быть выявлены в процессе  

диагностического минимума.  

 

Описание построено по следующей схеме:  

 

1. Параметр психолого-педагогического статуса.  

 

2. Наиболее вероятные психологические трудности, вы-  

явленные в диагностическом минимуме.  

 

3. Наиболее вероятные психологические и социально-пе-  

дагогические причины их возникновения. При этом, в  

отношении некоторых параметров статуса причины  

описываются под двумя различными рубриками: при  

объективном снижении умственных способностей по  

отношению к возрастной норме и без такого сниже-  

ния. То есть предполагается, что психолог на основа-  

нии имеющихся данных или после проведения первич-  

ного дифференциального обследования имеет представ-  

ление о соотношении умственного развития школьника  

и возрастной нормы.  

 

/. Особенности познавательной сферы  

Проблемы:  

 

Низкий уровень произвольности познавательных процессов  

Низкий уровень развития мышления  

 

Несформированность важнейших учебных умственных дей-  

 

ЇЇзможные причины:  

 

Р и объективном снижении умственных с п о -  

 

н Ї с т е и по отношению к возрастной норме  

Умственная отсталость  

 

здержка психического развития или снижение отдель-  

"ых функций  

 

хофизический инфантилизм (в данном случае это  

"ачает своеобразное <застревание> ребенка на до-  

 

141  

 

М. Битянова  

 

школьном уровне развития, что особенно явственно j  

прослеживается в отношении к нормам, правилам  

поведения и деятельности, а также в особенностях са- ;|  

мооценки, которая часто оказывается несформирован-  

ной). Психофизический инфантилизм может провоци- ]  

роваться стилем семейного воспитания, особенности-  

ми социально-педагогической среды жизнедеятельности л  

ребенка, однако в данном случае можно предполагать,  

что он сформировался на фоне определенной цереб-  

ральной недостаточности (9).  

 

Без объективного снижения умственных сп<  

собностей по отношению к возрастной норме  

 

высокая личностная или школьная тревожность, вы- ,1  

званная нарушениями общения с педагогами или со  

сверстниками, а также семейными проблемами  

 

низкий уровень учебной мотивации, вызванный объ-  

ективным педагогическим отставанием по програм-  

ме, низким уровнем психологической готовности к обу-  

чению на данной школьной ступени, интеллектуаль-  

ной пассивностью и др. В целом низкая учебная-  

мотивация может быть следствием двух совокупное"  

тей факторов. Первая совокупность факторов приво-|  

дит к не сформированности учебной мотивации. Са  

такими ситуациями психолог и педагог чаще всего|  

сталкиваются в начальном звене школы. В основа-1  

нии этих ситуаций могут лежать особенности интел-j  

лектуального и волевого развития ребенка, социаль-1  

но-педагогические факторы. Вторая совокупность  

факторов приводит к снижению учебной мотивации.!  

Такая ситуация может сложиться на любой ступени;  

 

школьного обучения. Провоцируют ее нарушения зна-1  

чимых социальных отношений, объективное отстава-|  

ние по программе, семейные проблемы и другие фак-|  

торы (9, 23).  

 

Проблема:  

 

Низкий уровень речевого развития  

Возможные причины:  

 

При объективном снижении умственных cl  

собностей по отношению к возрастной н о р м е: |  

 

142  

 

. Содержание деятельности школьного психолога -  

 

умственная отсталость  

 

задержка психического развития или снижение отдель-  

ных функций  

 

психофизический инфантилизм  

 

Без объективного снижения умственных спо-  

собностей по отношению к возрастной норме:  

 

высокая личностная или школьная тревожность  

 

низкий уровень учебной мотивации  

 

специфические логопедические проблемы  

 

социально-педагогические условия развития (характер  

и стиль общения в семье, особенности речевого разви-  

тия той субкультуры, которой принадлежит семья и  

референтная группа школьника).  

 

Таким образом, при выявлении ряда проблем в познава-  

тельной сфере ребенка, таких, как низкий уровень произволь-  

ности познавательной деятельности, недостаточный для ус-  

пешного обучения уровень развития мышления и речи, не-  

сформироваиность важнейших учебных познавательных  

действий, в ряде случаев требуется проведение дифференци-  

ального обследования. Оно будет ориентировано на соотне-  

сение уровня интеллектуального развития ребенка возраст-  

ной норме. В случае, если предположение об умственном сни-  

жении не подтверждается или психолог и без его проведения  

может отказаться от такого предположения, необходимо так  

спланировать углубленное обследование, чтобы проверить  

другие наиболее вероятные предположения о причинах су-  

ществующих трудностей. При этом он, естественно, может  

опираться на всю совокупность данных, полученных в ходе  

диагностического минимума.  

 

Например, ученица второго класса Валентина К. с большим  

fpywM была переведена во второй класс, материал первого класса  

"стался практически не усвоенным: девочка плохо читает (но любит  

Елушать книги), не справляется с логическими задачами и приме-  

рами. требующими вычислений с переходом через десяток. Послуш-  

 

н3, спокойна. Не опрятна, не аккуратна. Любит играть, много вре-  

ченп проводит с куклами.  

 

Диагностическое обследование, проведенное по запросу педаго-  

га. показало низкий уровень развития мышления, несформирован-  

"ть важнейших умственных действий, плохо развитую устную речь,  

Заинтересованность девочки в успешном обучении. Девочка тре-  

 

143  

 

М. Битянова  

 

вожна, с недоверием относится к взрослым, в классе не пользуете!  

популярностью и уважением.  

 

Из бесед с педагогом стало известно, что девочка три последки  

года перед школой провела в деревне с прабабушкой, так как в семь  

родился еще один ребенок, очень ослабленный и болезненный.  

 

Психолог предположил наличие серьезных нарушений умственно!  

развития и организовал дифференциальное углубленное обследован>  

с использованием детского варианта теста Векслера. Интеллектуал  

ный показатель девочки оказался равен 99, при этом по невербальнм  

субтестам - 104, а по вербальным - 94. Особенно низкие результм  

были получены по субтестам осведомленности, понятливости, матем  

тическому, последовательным картинкам. Последний субтест был по  

торен после завершения обследования и в условиях обучения и пои  

щи девочка справилась с ним весьма успешно.  

 

Умственное снижение оказалось не столь значительным и провоц  

ровалось в основном низким запасом знаний о мире, несформироМ  

ностью навыков логического мышления. Учебные проблемы прово  

ровались низкой социальной и познавательной готовностью ребенк  

обучению, отсутствием должной поддержки и предметной помоц  

семье, а также самой школьной неуспешностью, которая породила i  

неуверенность в своих силах, апатию.  

 

Проблема:  

 

Низкий уровень развития тонкой моторики  

Возможные причины:  

 

специфические нейропсихологические проблемы (3, 24  

 

леворукость (необходимо различать трудности, возни  

кающие при обучении письму и рисованию (черчению  

у левшей, продолжающих писать левой рукой и труд  

ности переученных левшей, привыкающих к право  

руке) (5).  

 

психофизический инфантилизм  

 

Проблема:  

 

Низкий темп умственной деятельности и низкая уче  

работоспособность.  

 

Возможные причины:  

 

При объективной обусловленности сущесч  

ющей проблемы:  

 

особенности нервной системы (инертный или сла(  

 

144  

 

__ ... Содержание деятельности школьного психолога -  

 

типы нервной деятельности)  

 

астенизация нервной системы, обусловленная объек-  

тивными причинами генетического или онтогенетичес-  

кого характера, условиями жизни и деятельности, кон-  

кретными событиями  

 

физическая ослабленность на фоне хронических или  

острых соматических заболеваний  

 

При защитной обусловленности существую-  

щей проблемы:  

 

высокая личностная или школьная тревожность  

 

нарушения общения в школе (с педагогами и свер-  

стниками)  

 

стиль семейного воспитания (гиперпротекция) (46)  

 

негативный эмоциональный фон внутрисемейных от-  

ношений  

 

В большинстве случаев по итогам психодиагностического  

минимума психолог может судить о том, какими причинами  

обусловлены имеющиеся психодинамические нарушения -  

 

объективными или защитными, и соответственно построить  

дальнейшее уточнение проблемы.  

 

Например, учащийся 8-го класса, Вячеслав Д., во время диагности-  

ческого минимума продемонстрировал крайне низкие показатели по  

произвольности познавательной деятельности, темпу и умственной ра-  

ботоспособности, сниженную учебную мотивацию. Результаты значи-  

тельно отличались от показателей предыдущего минимума. На невни-  

мательность, вялость, пассивность и низкую эффективность работы  

жаловались все учителя. Вместе с тем родители отмечали, что при вы-  

полнении домашних заданий мальчик может собраться и остается очень  

успешен во внешней деятельности (занятия в танцевальном кружке).  

 

На основании имеющейся информации психолог предположил, что  

медлительность, низкая работоспособность и сниженная учебная мо-  

вация являются отражением школьных проблем. Вероятнее, в ка-  

и-либо системе социальных отношений. Беседа с классным руково-  

Яителем позволила уточнить этот вопрос. Педагог отметил, что послед-  

"че месяцы мальчик практически не общается с одноклассниками, они  

Носятся к нему пренебрежительно. Дальнейшее обследование, в час-  

ччстн, консультативная работа с подростком, позволило обосновать  

0 "редположение и выяснить причины его конфликта с наиболее вли-  

 

ьными членами класса, повлекшими за собой серьезные внутри-  

постные и учебные проблемы.  

 

145  

 

М. Битянова  

 

2. Особенности поведения и общения школьников  

Проблема:  

 

Нарушения общения со сверстниками и педагогами пре-  

имущественно агрессивного характера  

Возможные причины:  

 

агрессивность как сформировавшаяся черта личности  

ребенка и подростка (личностная акцентуация). Она  

может быть связана как с определенными социально-  

педагогическими условиями жизни ребенка вне шко-  

лы, в частности, усвоением стиля агрессивного пове-  

дения в семье,особенностями подростковой референт-  

ной группы, кроме того, она может быть отражением  

определенных клинических проблем (так называемой  

церебральной недостаточности) (45)  

 

агрессивность защитного характера, как проявление  

тревожности, неуверенности школьника в принятии его  

значимыми взрослыми или сверстниками, неадекват-  

ное проявление внутренней незащищенности  

 

агрессивность как отражение несформированности  

продуктивных форм общения, связанная со стилем  

семейного воспитания, условиями жизни, опытом пред-  

ыдущего общения со взрослыми и сверстниками,  

либо- аутизмом в различной степени выраженности ч|  

(под аутизмом мы в данном случае понимаем сниже-  

ние потребности в общении) (9)  

 

агрессивность как отражение непринятой одаренное-  

ти, нестандартности личности ребенка  

 

Проблема:  

 

Нарушения общения со сверстниками, проявляющиеся  

форме замкнутости, избегания контактов со сверстниками  

педагогами ;,  

 

В оз моясные п р ичины: |  

 

объективно обусловленные особенности общения реЧ  

бенка и подростка, связанные с особенностями интел!  

лектуального или эмоционального развития(интеллек-  

туализм, аутизм)(9) 1  

 

особенности защитной психологической природы, свя-  

занные с высокой личностной или школьной тревож-  

ностью. В этом случае замкнутость ребенка часто со"  

 

146  

 

Содержание деятельности школьного психолога -  

 

четается с недоверчивостью, опасливостью, особенно -  

по отношению к новым жизненным ситуациям. Такого  

ребенка во многих случаях характеризует непродук-  

тивный тип учебной и социальной мотивации - ори-  

ентация на избегание неудачи  

 

замкнутость как отражение низкого уровня сформи-  

рованности продуктивных средств общения, связан-  

ного со стилем воспитания и общения в семье (условно  

говоря, аутизация социально-педагогической природы)  

 

П р об л ем а:  

 

Нарушение общения со сверстниками и педагогами пре-  

имущественно в форме негативистической демонстративнос-  

 

ти - сознательном нарушении правил и норм школьного  

 

поведения.  

 

Возможные причины:  

 

несформированность адекватных форм реализации  

потребности во внимании и признании окружающих,  

 

связанная чаще всего с особенностями стиля семейно-  

го воспитания  

 

непризнанная окружающими одаренность и нестан-  

дартность личности ребенка или подростка  

 

высокая личностная тревожность, приводящая к не-  

 

уверЕнгюстп в принятии значимыми взрослыми и свер-  

стниками  

 

как демонстрация подростковой независимости, свя-  

занная в большинстве случаев с нарушением нормаль-  

ного эмоционального контакта школьника с педагога-  

ми и сверстниками  

 

Проблема:  

 

Нарушения общения с педагогами и сверстниками, прояв-  

ляющиеся в чрезмерной исполнительности, конформности ре-  

бенка. Общение такого школьника характеризует <прилипчи-  

сть>, демонстративная лояльность.  

 

Возможные причины:  

 

высокая личностная тревожность, проявляющаяся в  

неуверенности ребенка в любви и принятии значимы-  

ми взрослыми и педагогами. Иногда такое поведение  

выступает своеобразной формой компенсации семен-  

 

147  

 

М. Битянова  

 

ных проблем ребенка (например, таких стилей семей-  

ного воспитания как гипоопека)  

 

эмоционально-личностная инфантильность ребенка,  

проявляющаяся в высокой конформности, несформи-  

рованности представлений о своем <Я>, мотивацион-  

ной незрелости. Часто такие особенности провоциру-  

ются и поддерживаются определенным стилем семей-  

ного воспитания, отношением к ребенку (гиперопека).  

В ее основе может также лежать и определенная це-  

ребральная недостаточность (45)  

 

Проблема:  

 

Двигательная расторможенность, неугомонность, низки  

уровень контроля над своим поведением и эмоциональны




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1707
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь