|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школеся развитие школьника в целом на момент обследова- ния?
Каким содержанием должна быть наполнена индиви- дуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный ме- дик и классный руководитель?
Предусматривается ли и какая по содержанию кон- сультативная работа участников консилиума с педа- гогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?
Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?
Ответы на все поставленные выше вопросы предполагае установление сроков выполнения той или иной работы, ков кретного ответственного и форм контроля.
Возможно, кому-то из читателей покажется неумесгя ным или навязчивым употребление автором таких слов, ка <регламент>, <ответственный>, <контроль> и т. д. Haeeft нов, в данном контексте они могут показаться чрезмерЧ формальными. Однако можем уверить вас в том, не само о! употребление, а необходимость введения в практику школ4 ной психологической деятельности жестких правил и адм нистративных требований выстрадано жизнью и реальн работой в школе. Позволим себе высказаться достаточ резко: в организационном плане школьная система предста ляет собой весьма хаотическое образование. Более того, эя внутренняя объективная неупорядоченность стала настоА ко привычной, что превратилась в сознании находящих внутри нее людей в определенную иллюзию организации Годами вырабатываются стили взаимоотношений, спосс разрешения конфликтов, контроля за соблюдением опре ленных требований. В основе почти всех этих способов :
равления - эмоциональные межличностные отношения дагогов между собой и с администрацией. То, что слож<1 шаяся практика руководства школьной системой требуй серьезных изменений, - это несомненно. Но именно в сь <зашкаливающей> эмоциональности отношения в ней не .
164
_- Содержание деятельности школьного психолога --
гут быть, на наш взгляд, перестроены одномоментно, по желанию какого-либо руководителя-новатора. Переход с эмоционального на деловой стиль руководства требует вре- мени, и в этом плане предлагаемая модель планирования и
регулирования сопровождающей деятельности может сыг- рать важную позитивную роль.
Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчи- вается заполнением итогового документа - заключения кон- силиума, в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов. Приведем возмож- ную форму такого заключения.
Ф. И. О. ученика, возраст и класс Участники консилиума
Психолого-медико-педагогический статус на момент об- следования:
Актуальное состояние:
(описание) Наличие отклонений и особенностей развития:
(описание)
Содержание сопровождающей деятельности и ее предпоч- тительные формы:
Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Участник Содержание Сроки проведения консилиума и форма работы
Содержание консультативной деятельности участников
консилиума:
Участник Содержание Сроки проведения консилиума и форма работы
М. Битянова
Содержание социально-диспетчерской деятельности учас- тников консилиума:
Участник консилиума
Содержание и форма работы
Сроки проведения
Дата заполнения:
Подписи участников:
Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже при водили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в] рамках консилиума. 1
Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом|
Ф. И. О. ученика: Николай К., 1 класс <А>
Дата рождения: 9 сентября 1988 г.
Дата обследования: февраль 1995
Феномен развития на момент проведения обследована
У мальчика возникают проблемы с усвоением учебное материала. Слабо развита произвольность интеллектуальна деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия уче| ной задачи, часто и быстро отвлекается, на уровне остальн| го класса не сформирован внутренний план действия: плоа справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на о| разец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно вы<Я кая. Отношения с одноклассниками доброжелательные,- учителями в общение практически не вступает: выглядит ст( нительным, робким. Тревожность высокая, самооценка устойчивая.
Наличие отклонений или нарушений в развитии:
Выявлены определенные нарушения в интеллектуалы! сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией пси1 ческой активности, низкой осведомленностью и недостаточШ запасом знаний и представлений (<педагогическая задер| ка>). Причины - парциальные нарушения интеллектуалы! го развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутст)| социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-] лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабу! (в настоящее время живет с родителями).
166
-- Содержание деятельности школьною психолога --
Особенности психического развития, выявленные в обсле- довании:
Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.
Возможные формы сопровождения:
Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по во- просам интеллектуального развития ребенка.
Учитель по результатам собственного наблюдения и бес- едам с учителями-предметниками предоставил следующую информацию:
Качественные характеристики учебной деятельности:
При выполнении домашних заданий и в процессе классной работы возникают трудности с пониманием учебного матери- ала: в математике- при записи условий и формулировке во- просов задачи, в русском языке - при применении правил, нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние зада- ния выполняются с большим количеством мелких ошибок.
Письменные работы выполняет лучше, чем устные: затруд- няется с формулировкой своих мыслей. Творческие задания выполняет хуже рутинных, при выполнении простых заданий может быть очень старательным и трудоспособным.
Наибольшие трудности возникают при выполнении зада- ний, требующих логики, развитой речи и творчества.
Предполагаемые причины описанных трудностей и особен- ностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная фор- ма помощи - наказание за плохие оценки.
Количественные показатели учебной деятельности:
Успеваемость по основным предметам: математика - 3, Русский язык - 3, чтение - 3, труд - 5, рисование - 4. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
Активность на уроке практически не проявляет, с заинте- ресованностью относится к развивающим игровым упражне-
"ием, даже если с ними не справляется, старательно выполня- ет техническую работу на уроках.
Дисциплину на уроке нарушает редко. Очень робок в отношении с учителями: практически не об-
167
М. Битянова
Участник консилиума
Содержание и форма работы
Сроки проведен
Школьный Информирование психолог педагогов о особен- ностях и проблемах ребенка на группо- вой консультации, помощь в разработке стратегий педагоги- ческой помощи и со- провождения Проведение индиви- дуальной консульта- ции с семьей(первая встреча может быть проведена совместно с педагогом)
Педагог Проведение индивиду- альной консультации с семьей
Завуч Оказание методической помощи педагогам-пред- метникам в организации работы с ребенком
Содержание социально-диспетчерской деятельности уч тников консилиума: не предусматривается.
Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть ст тегию сопровождения веек детей возможно лишь в ма| комплектной школе К сожалению, подробное обсужде может быть проведено лишь для детей, испытывающих BJ раженные проблемы обучения и развития Время, OTBOJ мое на обсуждение концепции сопровождения <психоло чески благополучных> школьников, незначительно. Очв часто работу с ними планируют не индивидуально, а Д группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особ4 ности, на которые следует обратить внимание педагоги Об этих особенностях педагогам сообщают во время гру повой консультации В этом случае персонально на ребеН| заполняется лишь первая часть заключения, касающаС его школьного портрета
Например Алексей К , 1983 г р , 8 <А>
170
,.. Содержание деятельности школьного психолога
Психолого-медико-педагогический статус на момент об- едования:
актуальное состояние <Психологически благополучное>
Наличие отклонений и особенностей развития очень мед- лителен при выполнении практически любой работы, однако выполняет ее качественно; новый учебный материал усваива- ет медленнее, чем большинство одноклассников, однако при- обретаемые им знания прочные и систематизированные По- пытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению тем- па, но могут вызвать протест
Содержание сопровождающей деятельности и ее предпоч- тительные формы: учет индивидуальных типологических осо- бенностей при организации учебной деятельности Консульти- рование педагогов и самого подростка по освоению эффектив- ных форм работы.
В добавление к таким <укороченным> вариантам протоко- ла может быть заполнен отдельный лист, в котором фиксиру- ются содержание и направления психолого-медико-педагоги- ческой работы с детьми, не имеющими выраженных проблем обучения, воспитания и психического самочувствия
Например, по параллели 10 классов.
Участник консилиумаСодержание и форма работыСроки проведения Школьный психологОрганизация и проведение раз-
Организация и проведение раз- вивающей тренин- говой работы (груп- па набирается по желанию)
Организация пси- хологических клас- сных часов (2 ча- са на класс) по ме- тоду обучающей психодиагностики Проведение индиви- дуальных профори- ентационных консуль- таций по итогам диагностики
( ледующим этапом работы является анализ данных по
171
М. Битянова
параллели в целом и выработка соответствующих реком< ций. Что может дать такой анализ? Прежде всего, вам информацию о различных тенденциях в состоянии психеи медико-педагогического статуса школьников, определей параллели. В свою очередь, зная общий уровень, типйч;
трудности, преобладающие особенности школьников мо| вносить содержательные, осмысленные изменения в учеСЙ и воспитательный процесс, планировать психологическую педагогическую работу с параллелью, организовывать | светительскую и консультативную работу с педагогами ц. дителями. Кроме того, могут быть выявлены определен! проблемы конкретных педагогов. Скажем, заполняя псих( го-педагогические карты, педагог большинству детей въц вил оценки, которые значительно расходятся с оценками! гих педагогов: выше или ниже, в данном случае не сущесп но. Может оказаться также, что именно у этого педгп существуют выраженные конфликты с учениками или ел ности в преподавании. Психолог и завуч, располагая тай данными, могут организовать встречи с педагогом консуЙ тивного или методического характера. ;
Данные по параллели в целом составляют также осД той информации, которая передается завучем или психол(1 школьной администрации. Результаты анализа таких обобИ| ных данных желательно зафиксировать в виде письмен соглашения с описанием ситуации и выделением основ направлений деятельности (аналогично вышеописанным).!
Итак, консилиум завершается распределением обязанЦ тей между участниками консилиума по ведению сопроводи ющей и консультативной работы, с указанием примерных! ков выполнения. При хорошей организации, навыках 6ъ го и содержательного обсуждения консилиум по оД параллели может быть проведен в 3-4 встречи. Однако 1 мотное проведение психолого-педагогического консилиума 41 наступает после длительного периода привыкания его у тников друг к другу, поиска удобного стиля взаимодейст! приемлемых способов оформления документов. Очень поМ< ет на этом этапе специальное обучение, в процессе котор участники будущих консилиумов отрабатывают элементы и имодействия на смоделированных ситуациях. Наилучший- риант - проведение большой деловой педагогической игрЦ
172
.. Содержание деятельности школьного психолога --
дую был бы включен весь педагогический коллектив шко- ц школьная администрация. Часть из них возьмет на себя ни родителей, школьников, часть останется в роли учителей. де игры можно смоделировать процесс сбора информации
консилиум, ее обсуждение и реализацию решений. Подо- бная работа всегда оказывается очень полезной не только для "сновных участников консилиума, которые учатся конкретным навыкам работы. Она позволяет всем педагогам увидеть со- провождение как целостный длительный процесс, прочувство- вать свою роль и место в этом процессе, прожить позиции подителей и детей. Обучение может провести психолог. Хоро- шо также, когда такого рода учеба проводится централизо- ванно, для педагогических коллективов нескольких школ.
Мы имеем опыт организации и проведения такого цен- трализованного обучения. На специально организованную ичебу, в рамках государственной программы <Дети Черно- быля> были приглашены основные участники консилиума (завучи, психологи и медики) из школ чернобыльской зоны Российской федерации. Одним из этапов работы стала боль- шая организационная игра. Между всеми слушателями были распределены, роли основных участников внутришкольного взаимодействия: администрации, педагогов, школьников и их родителей. Затем в игровой форме отрабатывались ос- новные этапы работы со школьниками определенной парал- лели - сбор информации, ее оформление, проведение конси- лиума, заполнение документов, проведение основных консуль- тативных мероприятий (с родителями, педагогами, администрацией). В ходе игры участники не только изуча- ли и проживали определенную ролевую позицию, но и знако- мились с основными процедурами работы психолога, медика и педагога, находили формулировки и объяснения, понятные всем группам, осваивали навыки свободного обсуждения и др. Игра дала значительный эффект. Если до ее проведения каждый смотрел на школьную ситуацию и задачи консилиу- ма со своей ограниченной профессиональной позиции (а педа- ги вообще чувствовали себя обиженными тем, что не при- нимают участие в консилиуме), то после игры представле- я игроков о целях, задачах и формах работы консилиума Рачительно расширились, отношение друг к другу стало Рачительно мягче, язык общения доступнее.
173
М. Битянова
процессов, способностей и навыков, которые заложены в систему. В целом, может быть предложен следующий принц отбора содержания для развивающей работы в школе:
Выделение важнейших параметров психолого-педаго-:
гического статуса :
Анализ требований к содержанию этих параметров на1 данной ступени школьного обучения
Разработка и подбор методических приемов, которые! могут быть использованы в развивающей работе и| описание требований к ним
Подбор конкретных упражнений, соответствующих? описанным требованиям
Покажем на конкретном примере, как может осуществлю ся отбор конкретного содержания для ведения развивают работы. Ниже в таблице представлены те параметры пен лого-педагогической карты первоклассника, которые кажу нам наиболее важными с точки зрения организации развн! ющей работы, соответствующие им психолого-педагогичес! требования, а также требования к содержанию развиваюц техник и упражнений. .
Таблица № 8. Психологические требования к содержав развивающей и психокоррекционной работы в начальной цпе
Параметры психолого-педагогического статусаПсихолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассникаПсихологические требования к содержанию развивающей рабо
/. Познаватель- ная сфера.
1.1. Произволь- 1. Высокий уровень ак- ность психичес- тивности, самостоятель- ких процессов ности в учебной работе. 2. Способность самосто- ятельно спланировать, осуществить и проконт- Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|