Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



24 страница


 

процесс могут быть также включены социальный педагог и  

циальный работник школы. Но их функции и обязанн(Х  

остаются на сегодняшний день очень неопределенными (Д  

авторов модели), поэтому мы лишь коснулись их возможи  

участия в разделе, посвященном психолого-педагогичесг  

консилиуму и его работе.  

 

Сопровождающую деятельность каждого из участников у  

но-воспитательного процесса рассмотрим в двух уже описывав  

 

214  

 

Планирование психологической деятельности  

 

ранее важных ситуациях: в случае проведения диагностического  

минимума и в случае индивидуального запроса к психологу.  

 

Первая ситуация - источником информации о школь-  

нике служит психодиагностический минимум. В этом случае со-  

провождающая работа со школьниками будет осуществляться в  

рамках всего цикла работы с данной параллелью. Напомним,  

что этот цикл состоит из нескольких основных этапов - поста-  

новки и уточнения проблемы, а также ее решения. Постановка и  

решение проблемы в значительной степени - это диагностичес-  

кая работа, решение проблемы закладывается на психолого-пе-  

дагогическом консилиуме и осуществляется в целой системе кон-  

кретных мероприятий. В процессе всего цикла сопровождения  

определенной параллели каждым участником сопровождения  

решаются следующие задачи, реализуются конкретные виды  

работ, представленные ниже в сводной таблице № 9:  

 

Деятельность Деятельность Деятельность по  

на этапе подго- в рамках психо- пряличапыи "а  

 

сопровож-  

дения  

 

в рамках психо-  

лого-педагогиче-  

ского конси-  

лиума  

 

товки к конси-  

лиуму  

 

Проведение не-  

обходимой диа-  

 

реализации ре-  

шений психоло-  

го-педагогичес-  

кого консилиума  

 

Проведение  

психокоррек-  

ционных,разви-  

вающих и кон-  

сультативных  

 

Предоставление  

участникам  

 

гностической ра- консилиума не-  

боты: диагности- обходимой ин-  

ческого миниму-  

ма и различных  

схем углублен-  

ной диагностики  

 

формации по  

конкретным уче- мероприятий  

никам и учени- со школьниками  

ческим группам Проведение  

Участие в раз- групповых и ин-  

группы <проблем- работке стратегии дивидуальных  

ных детей> сопровождения консультаций с  

Подготовка мате- Планирование педагогами и  

риалов к коней- форм и направле- родителями  

""" ний работы в рам- Консультиро-  

ках сопровожде- вание админи-  

ния конкретных страции  

учеников и учени- Планирование  

 

в отношении  

 

лиуму  

 

215  

 

М. Битянова  

 

ческих групп  

в целом  

 

Классный  

руководитель  

 

Педагог-пред-  

метник  

 

Сбор информа- Предоставление  

ции о педагоги- необходимой пе-  

ческих аспектах дагогической ин-  

статуса школьни- формации участ-  

ка (собственные никам коней-  

наблюдения, бе- лиума  

седы или анкети- Участие в раз-  

рование педаго- работке страте-  

гов-предметников) гни сопровож-  

дения  

Планирование  

форм и направ-  

лений работы  

в рамках сопро-  

вождения кон-  

кретных учени-  

ков и учениче-  

ских групп  

в целом  

 

Участие в эксперт- Не участвует  

ных опросах на  

этапе диагности-  

ческого минимума  

Предоставление  

необходимой ин-  

формации класс-  

216  

 

совместной ра-  

боты с классны-  

ми руководите-  

лями  

 

Социально-дис-  

петчерская дея-;  

 

тельность ,  

Психологичес-  

кое просвещение  

Проведение  

конкретных  

 

форм воспита-",  

е  

тельной работ!  

 

в рамках реш  

ний консилиум  

Консульти-  

рование родит<  

лей и педагоге!  

предметников!  

по вопросам о  

провождения,  

школьников I  

ученических  

групп  

 

Участие в гр  

повых и инд>  

дуальных ко  

сультациях/  

проводимых j  

 

ПСИХОЛОГОМ,i  

 

вучем или  

 

Планирование психологической деятельности  

 

"ому руководи-  

телю и психологу  

в Рамках их под-  

готовки к конси-  

лиуму  

 

Организационная Организация ра-  

помощь в прове- боты консилиума,  

дении основных участие в его  

диагностических работе, разработ-  

 

217  

 

диком  

 

Разработка ин-  

дивидуальных  

стратегий педа-  

гогического со-  

провождения  

конкретных  

 

школьников и  

ее последую-  

щая реали-  

зация  

Работа с содер-  

жательными и  

методическими  

аспектами  

учебных про-  

грамм  

Консульти-  

рование роди-  

телей  

Участие в мето-  

дических семи-  

нарах, посвя-  

щенных содер-  

жанию сопро-  

вождающей пе-  

дагогической  

деятельности в  

различных  

 

школьных па-  

раллелях  

 

Помощь педаго-  

гам з разработ-  

ке стратегий со-  

провождения  

 

М. Битянова  

 

Школьная  

администра-  

ция  

 

Родители  

школьников  

 

мероприятий ка педагогических  

аспектов сопро-  

вождения от-  

дельных школьни-  

ков и классных  

параллелей  

 

Организационная Не участвует  

помощь в проведе-  

нии диагностиче-  

ской работы  

 

Предоставление Не участвует  

необходимой ин-  

формации психо-  

логу и классному  

руководителю  

в рамках подго-  

товки к консилиуму  

 

Консультиро-  

вание педагогов  

по методичес-  

ким и содержа-  

тельным вопро-  

сам  

 

Консультиро-  

вание админи- ч!  

страции  

 

Встречи с пси-  

хологом и заву  

чем по обсужде-1  

нию результа-  

тов консилиум  

Участие в при  

ведении сопро  

вождающей р|  

боты,предпол|  

гающей адми  

нистративно?!  

руководство!  

Участие в гру  

повых консу  

тациях с пснз|  

логом и педа(|  

гами по резу<  

татам коней-.  

лиума i  

Сотрудниче-1  

ство с психо  

гом и класс  

руководите  

в решении  

школьных И  

лем ребенк  

 

218  

 

Планирование психологической деятельности --  

 

Таким образом, на этапе подготовки к консилиуму актив-  

ную сопровождающую работу осуществляют психолог и клас-  

сный руководитель, собирая информацию о школьниках, за-  

вуч и школьная администрация оказывают организационную  

поддержку, педагоги-предметники и родители выступают ос-  

новными <поставщиками> информации (см. Схему 7 на с. 220).  

 

На этапе проведения психолого-педагогического консилиу-  

ма активно работают психолог, классный руководитель, завуч  

 

и школьный медик при организационной поддержке админис-  

трации.  

 

Наконец, на третьем этапе число активных участников  

сопровождения возрастает: <своя> работа есть у психолога,  

 

классного руководителя, завуча, педагогов-предметников и  

 

родителей.  

 

Вторая ситуация - началом психологической рабо-  

ты служит индивидуальный запрос, поступающий от школь-  

ника, его родителей и педагога. В данном случае также может  

быть предложен некоторый алгоритм работы с запросом. Для  

его изложения воспользуемся схемой, разработанной Е. В.  

Бурмистровой, М. С. Гончаровой и Р. А. Васильевой и не-  

сколько модифицированной нами. В процессе работы психо-  

лога с реальным запросом может быть выделено несколько  

основных этапов (см. Схему 8 на с. 221).  

 

Первый этап - непосредственная работа психолога с <ав-  

тором> запроса. В первом случае это работа со школьником,  

обратившимся к психологу с определенной проблемой, во вто-  

ром - с родителем, в третьем - с педагогом. Во втором и  

третьем случаях взрослые могут обратиться к психологу как с  

собственными проблемами, так и с проблемами, которые воз-  

никают у них во взаимодействии с ребенком, учеником. На  

первом этапе психолог пытается решить любую из них, не об-  

ращаясь к другим лицам, в частности, ученику, послуживше-  

му поводом для обращения. Часто это оказывается возмож-  

иым либо потому, что проблема оказывается личностной, ре-  

бенок выступил поводом для ее проявления, либо той  

чнформации, которую предоставляет взрослый, достаточно для  

го, чтобы дать необходимую консультацию. Если же в таком  

Рном взаимодействии решить проблему клиента не пред-  

ъявляется возможным, работа психолога переходит на вто-  

й этап.  

 

219  

 

- Этап сопро-i  

фор>.вождения  

 

мы участия .  

 

Активное  

участие в  

процессе  

сопровож-  

дения  

 

Организаци-  

онная под-  

держка  

процесса  

сопровож-  

дения  

 

Выполнение  

конкретных  

частных за-  

дач сопро-  

вождения  

(информацион-  

 

 

 

про-i мя 1 этап.2 этап.3 этап.  

Постановка проблемыУточнение проблемыРешение проблемы  

---- 0 0  

0V V 0 0 0Т V V VV V VПсихо- Кл. Залог рук. вуч0 0  

-Психолог Кл. рукПсихо- Кл. За- Школь-лог рук. вуч ныйV V  

медикПедагог- Родители  

предметник  

и-1-0 000  

>V VVV  

;-Завуч ШкольнаяШкольнаяШкольная  

администрацияадминистрацияадминистрация  

ие>1Ха-0000  

э-V V VV  

яПедаго- Роди- Школь-Школь-  

40Н-ги-пред- тели ныи метники медикМЙВ>...,"..."г.., . "ный медик  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГТЇК 1  

 

М. Битянова  

 

К работе с запросом школьника на втором этапе психолог  

привлекает педагога и (или) родителя в зависимости от содер-  

жания проблемы. И родитель, и педагог в данном случае рас-  

сматриваются психологом как субъекты сопровождения, он об-  

ращается к ним как к коллегам для совместного решения про-  

блемы ребенка. Конечно, в случае, если взрослые не готовы к:  

 

принятию на себя ответственности за ее решение, психологу пред-;  

 

стоит и определенная работа с ними как с клиентами. К работе;  

 

с запросом педагога и родителя, касающегося взаимоотнрше-1  

ний с ребенком, психолог привлекает самого школьника. Можете  

быть проведена дополнительная психологическая диагностика  

беседа или собственно консультативная и коррекционная раС ;  

 

та со школьником. Если в рамках данной системы проблема  

может быть решена, круг участников расширяется.  

 

На третьем этапе к процессу сопровождения привлекав  

классный руководитель и (или) завуч. Причиной может бь  

например, то, что педагог не может или не хочет в сотруднв  

честве с психологом решить проблему ребенка либо их совме<  

тных усилий недостаточно. Может потребоваться специальна  

воспитательная работа, проводимая классным руководителе!  

организация методической педагогической помощи (завуч), пр(  

влечение сил всех педагогов-предметников данного класса.  

 

Четвертый этап работы с запросом разворачивается, если с  

держащаяся в нем проблема требует участия администрации-  

заместителя директора по воспитательной работе или самого/-  

ректора. И, наконец, пятый этап - это выход через админист(  

цию на внешние инстанции - муниципалитет, милицию, окру  

ные комиссии и т. д. При этом на любом этапе работа может ли  

прекратиться, либо найти выход на специализированные учре  

дения - психологический центр, поликлинику и др.  

 

Разберем этот алгоритм на гипотетическом примере. К психол<1  

обратился педагог, преподаватель математики в 7-8 классах с про"  

бой помочь решить учебные проблемы ученицы 7-го класса. Проб  

мы, по мнению учителя, возникают из-за крайней невнимательно  

несобранности и незаинтересованности девочки, а также из-за <ч(  

мерного интереса к противоположному полу>. На уроках, считает!  

дагог, она думает только о том, как понравиться мальчикам. Ест  

психолога достаточно информации о самом подростке, уровне ее-)  

вития и психологическом состоянии, он может провести консульта  

ную встречу с педагогом по разработке мер педагогического влия  

 

222  

 

Планирование психологической деятельности --  

 

организации обучения ученицы, не расширяя круг вовлеченных в про-  

блему. В противном случае, психолог приступит к сбору диагностичес-  

кой информации, беседуя с другими педагогами, родителями и самой  

школьницей. Полученные данные могут опять же привести его к необ-  

ходимости проконсультировать только данного педагога, но могут и  

поставить его перед необходимостью вести соответствующую работу и  

с ее родителями (по вопросам воспитания девочки, отношения домаш-  

них к ее школьным проблемам и т. д), и с самой девочкой. Если ее про-  

блемы окажутся шире взаимоотношений с конкретным педагогом и  

восприятием конкретного предмета, психолог может обратиться к за-  

вучу или классному руководителю с просьбой провести рабочий конси-  

лиум по обсуждению данного случая, либо непосредственно выйти на  

педагогический коллектив данной параллели. Участие школьной адми-  

нистрации может оказаться необходимой в том случае, если педагоги  

займут жесткую позицию по отношению к ученице либо возникнет не-  

обходимость оставить ее на повторное обучение, перевести в коррекци-  

онную группу, оказать административное влияние на родителей.  

 

Описанные выше схемы работы могут послужить основой  

организационной работы не только самого психолога. Осмыс-  

ленные и принятые другими участниками учебно-воспитатель-  

ной системы, они помогут внести в ясность в задачи психоло-  

гической службы, формы участия в ее работе педагогов, ад-  

министрации и родителей. Мы считаем, что есть смысл провести  

специальный методический совет школы по обсуждению и  

принятию алгоритмов такого типа за основу работы со школь-  

ником, его психологическими и педагогическими проблемами.  

Его можно проработать в деловой игре, в схематичном виде  

раздать всем педагогам с тем, чтобы он заработал как живой  

механизм психолого-педагогического сотрудничества.  

 

ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ  

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  

СОПРОВОЖДЕНИЯ В ШКОЛЕ  

 

Теперь мы хотели бы более подробно остановиться на пл а -  

яировании практической работы в течение года, предло-  

жив специалистам определенные алгоритмы, по которым они  

могут построить свою деятельность. Речь пойдет, прежде все-  

г". о понедельном планировании основных направлений, опи-  

 

223  

 

М. Битянова  

 

раясь на которое психологу будет удобно структурировать свою  

ежедневную работу.  

 

Стержнем годового плана в нашей модели, как уже отме-  

чалось выше, является психолого-педагогический консилиум и  

связанные с ним формы практической деятельности, предва-  

ряющие его поведение и реализующие его решения. Все вмес-  

те они образуют цикл работы школьного психолога. Его нача-  

лом служат либо психодиагностический минимум, либо инди-  

видуальный запрос, далее по итогам психолого-педагогического,]  

консилиума разворачивается разнообразная психологическая!  

деятельность, направленная на создание условий для успещ>-  

ного обучения и развития школьников, ц  

 

В процессе планирования каждый этап цикла разворачивав  

ется как цепь взаимосвязанных конкретных действий и шагсад.  

Реализация каждого шага требует определенного времени Hi  

преобладающем большинстве случаев дальнейшая деятельно  

становится низко эффективной и даже невозможной в ситуа>  

неуспешной реализации предыдущего этапа работы.  

 

В целом планирование работы с каждой из 4-х ученич<  

ких параллелей, подлежащих психолого-педагогическому  

следованию, представляет собой построение следующей г  

ледовательности конкретных практических шагов: ,;(  

 

1. Организационная и методическая подготовка к про!  

дению цикла. Этот этап работы заключается в чети  

почасовом планировании предстоящих диагностичео)  

мероприятий, консилиумов, оповещении всех участвуй  

щих лиц, подготовке необходимых методических матеЦ  

алов - бланков, текстов методик, ключей, таблиц  

обработки и т. д.  

 

2. Проведение первого этапа диагностического оба  

вания.  

 

2.1. Наблюдение за учащимися на уроках, регис  

ция данных в протоколе (по 2 часа на класс).  

 

2.2. Проведение методик диагностического мини>  

со всеми учащимися данной параллели.  

 

2.3. Проведение экспертного опроса педагогов. я|  

 

2.4. Проведение (если он предполагается при р<1  

с данной параллелью) экспертного опроса роди"  

 

2.5. Обработка результатов, заполнение бланю  

ключений по всем учащимся, отбор группы шкс  

 

224  

 

--- Планирование психологической деятельности --  

 

ков для проведения различных схем углубленной пси-  

ходиагностики.  

 

2.6. Организационная и методическая подготовка ко  

второму этапу психодиагностики.  

 

3. Проведение второго этапа психодиагностического об-  

следования.  

 

3.1. Проведение диагностического обследования школь-  

ников.  

 

3.2. Обработка данных, заполнение заключений по  

обследованию.  

 

4. Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.  

 

4.1. Проведение консультаций со школьным врачом и  

 

классными руководителями относительно предстояще-  

го консилиума.  

 

4.2. Подготовка аналитической информации по клас-  

сам и параллели в целом.  

 

4.3. Составление плана обсуждения: выделение групп  

 

психологически благополучных школьников и школь-  

ников с разными типами проблем.  

 

4.4. Подготовка бланков для заключения консилиума.  

5. Проведение психолого-педагогического консилиума.  

 

5.1. Обмен информацией между участниками конси-  

лиума относительно конкретных школьников.  

 

5.2. Разработка и планирование стратегии сопровож-  

дения каждого школьника.  

 

5.3. Заполнение бланка заключения консилиума по




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1727
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 25 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь