|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе
процесс могут быть также включены социальный педагог и циальный работник школы. Но их функции и обязанн(Х остаются на сегодняшний день очень неопределенными (Д авторов модели), поэтому мы лишь коснулись их возможи участия в разделе, посвященном психолого-педагогичесг консилиуму и его работе.
Сопровождающую деятельность каждого из участников у но-воспитательного процесса рассмотрим в двух уже описывав
214
Планирование психологической деятельности
ранее важных ситуациях: в случае проведения диагностического минимума и в случае индивидуального запроса к психологу.
Первая ситуация - источником информации о школь- нике служит психодиагностический минимум. В этом случае со- провождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы с данной параллелью. Напомним, что этот цикл состоит из нескольких основных этапов - поста- новки и уточнения проблемы, а также ее решения. Постановка и решение проблемы в значительной степени - это диагностичес- кая работа, решение проблемы закладывается на психолого-пе- дагогическом консилиуме и осуществляется в целой системе кон- кретных мероприятий. В процессе всего цикла сопровождения определенной параллели каждым участником сопровождения решаются следующие задачи, реализуются конкретные виды работ, представленные ниже в сводной таблице № 9:
Деятельность Деятельность Деятельность по на этапе подго- в рамках психо- пряличапыи "а
сопровож- дения
в рамках психо- лого-педагогиче- ского конси- лиума
товки к конси- лиуму
Проведение не- обходимой диа-
реализации ре- шений психоло- го-педагогичес- кого консилиума
Проведение психокоррек- ционных,разви- вающих и кон- сультативных
Предоставление участникам
гностической ра- консилиума не- боты: диагности- обходимой ин- ческого миниму- ма и различных схем углублен- ной диагностики
формации по конкретным уче- мероприятий никам и учени- со школьниками ческим группам Проведение Участие в раз- групповых и ин- группы <проблем- работке стратегии дивидуальных ных детей> сопровождения консультаций с Подготовка мате- Планирование педагогами и риалов к коней- форм и направле- родителями """ ний работы в рам- Консультиро- ках сопровожде- вание админи- ния конкретных страции учеников и учени- Планирование
в отношении
лиуму
215
М. Битянова
ческих групп в целом
Классный руководитель
Педагог-пред- метник
Сбор информа- Предоставление ции о педагоги- необходимой пе- ческих аспектах дагогической ин- статуса школьни- формации участ- ка (собственные никам коней- наблюдения, бе- лиума седы или анкети- Участие в раз- рование педаго- работке страте- гов-предметников) гни сопровож- дения Планирование форм и направ- лений работы в рамках сопро- вождения кон- кретных учени- ков и учениче- ских групп в целом
Участие в эксперт- Не участвует ных опросах на этапе диагности- ческого минимума Предоставление необходимой ин- формации класс- 216
совместной ра- боты с классны- ми руководите- лями
Социально-дис- петчерская дея-;
тельность , Психологичес- кое просвещение Проведение конкретных
форм воспита-", е тельной работ!
в рамках реш ний консилиум Консульти- рование родит< лей и педагоге! предметников! по вопросам о провождения, школьников I ученических групп
Участие в гр повых и инд> дуальных ко сультациях/ проводимых j
ПСИХОЛОГОМ,i
вучем или
Планирование психологической деятельности
"ому руководи- телю и психологу в Рамках их под- готовки к конси- лиуму
Организационная Организация ра- помощь в прове- боты консилиума, дении основных участие в его диагностических работе, разработ-
217
диком
Разработка ин- дивидуальных стратегий педа- гогического со- провождения конкретных
школьников и ее последую- щая реали- зация Работа с содер- жательными и методическими аспектами учебных про- грамм Консульти- рование роди- телей Участие в мето- дических семи- нарах, посвя- щенных содер- жанию сопро- вождающей пе- дагогической деятельности в различных
школьных па- раллелях
Помощь педаго- гам з разработ- ке стратегий со- провождения
М. Битянова
Школьная администра- ция
Родители школьников
мероприятий ка педагогических аспектов сопро- вождения от- дельных школьни- ков и классных параллелей
Организационная Не участвует помощь в проведе- нии диагностиче- ской работы
Предоставление Не участвует необходимой ин- формации психо- логу и классному руководителю в рамках подго- товки к консилиуму
Консультиро- вание педагогов по методичес- ким и содержа- тельным вопро- сам
Консультиро- вание админи- ч! страции
Встречи с пси- хологом и заву чем по обсужде-1 нию результа- тов консилиум Участие в при ведении сопро вождающей р| боты,предпол| гающей адми нистративно?! руководство! Участие в гру повых консу тациях с пснз| логом и педа(| гами по резу< татам коней-. лиума i Сотрудниче-1 ство с психо гом и класс руководите в решении школьных И лем ребенк
218
Планирование психологической деятельности --
Таким образом, на этапе подготовки к консилиуму актив- ную сопровождающую работу осуществляют психолог и клас- сный руководитель, собирая информацию о школьниках, за- вуч и школьная администрация оказывают организационную поддержку, педагоги-предметники и родители выступают ос- новными <поставщиками> информации (см. Схему 7 на с. 220).
На этапе проведения психолого-педагогического консилиу- ма активно работают психолог, классный руководитель, завуч
и школьный медик при организационной поддержке админис- трации.
Наконец, на третьем этапе число активных участников сопровождения возрастает: <своя> работа есть у психолога,
классного руководителя, завуча, педагогов-предметников и
родителей.
Вторая ситуация - началом психологической рабо- ты служит индивидуальный запрос, поступающий от школь- ника, его родителей и педагога. В данном случае также может быть предложен некоторый алгоритм работы с запросом. Для его изложения воспользуемся схемой, разработанной Е. В. Бурмистровой, М. С. Гончаровой и Р. А. Васильевой и не- сколько модифицированной нами. В процессе работы психо- лога с реальным запросом может быть выделено несколько основных этапов (см. Схему 8 на с. 221).
Первый этап - непосредственная работа психолога с <ав- тором> запроса. В первом случае это работа со школьником, обратившимся к психологу с определенной проблемой, во вто- ром - с родителем, в третьем - с педагогом. Во втором и третьем случаях взрослые могут обратиться к психологу как с собственными проблемами, так и с проблемами, которые воз- никают у них во взаимодействии с ребенком, учеником. На первом этапе психолог пытается решить любую из них, не об- ращаясь к другим лицам, в частности, ученику, послуживше- му поводом для обращения. Часто это оказывается возмож- иым либо потому, что проблема оказывается личностной, ре- бенок выступил поводом для ее проявления, либо той чнформации, которую предоставляет взрослый, достаточно для го, чтобы дать необходимую консультацию. Если же в таком Рном взаимодействии решить проблему клиента не пред- ъявляется возможным, работа психолога переходит на вто- й этап.
219
- Этап сопро-i фор>.вождения
мы участия .
Активное участие в процессе сопровож- дения
Организаци- онная под- держка процесса сопровож- дения
Выполнение конкретных частных за- дач сопро- вождения (информацион-
про-i мя 1 этап.2 этап.3 этап. Постановка проблемыУточнение проблемыРешение проблемы ---- 0 0 0V V 0 0 0Т V V VV V VПсихо- Кл. Залог рук. вуч0 0 -Психолог Кл. рукПсихо- Кл. За- Школь-лог рук. вуч ныйV V медикПедагог- Родители предметник и-1-0 000 >V VVV ;-Завуч ШкольнаяШкольнаяШкольная администрацияадминистрацияадминистрация ие>1Ха-0000 э-V V VV яПедаго- Роди- Школь-Школь- 40Н-ги-пред- тели ныи метники медикМЙВ>...,"..."г.., . "ный медик
ГТЇК 1
М. Битянова
К работе с запросом школьника на втором этапе психолог привлекает педагога и (или) родителя в зависимости от содер- жания проблемы. И родитель, и педагог в данном случае рас- сматриваются психологом как субъекты сопровождения, он об- ращается к ним как к коллегам для совместного решения про- блемы ребенка. Конечно, в случае, если взрослые не готовы к:
принятию на себя ответственности за ее решение, психологу пред-;
стоит и определенная работа с ними как с клиентами. К работе;
с запросом педагога и родителя, касающегося взаимоотнрше-1 ний с ребенком, психолог привлекает самого школьника. Можете быть проведена дополнительная психологическая диагностика беседа или собственно консультативная и коррекционная раС ;
та со школьником. Если в рамках данной системы проблема может быть решена, круг участников расширяется.
На третьем этапе к процессу сопровождения привлекав классный руководитель и (или) завуч. Причиной может бь например, то, что педагог не может или не хочет в сотруднв честве с психологом решить проблему ребенка либо их совме< тных усилий недостаточно. Может потребоваться специальна воспитательная работа, проводимая классным руководителе! организация методической педагогической помощи (завуч), пр( влечение сил всех педагогов-предметников данного класса.
Четвертый этап работы с запросом разворачивается, если с держащаяся в нем проблема требует участия администрации- заместителя директора по воспитательной работе или самого/- ректора. И, наконец, пятый этап - это выход через админист( цию на внешние инстанции - муниципалитет, милицию, окру ные комиссии и т. д. При этом на любом этапе работа может ли прекратиться, либо найти выход на специализированные учре дения - психологический центр, поликлинику и др.
Разберем этот алгоритм на гипотетическом примере. К психол<1 обратился педагог, преподаватель математики в 7-8 классах с про" бой помочь решить учебные проблемы ученицы 7-го класса. Проб мы, по мнению учителя, возникают из-за крайней невнимательно несобранности и незаинтересованности девочки, а также из-за <ч( мерного интереса к противоположному полу>. На уроках, считает! дагог, она думает только о том, как понравиться мальчикам. Ест психолога достаточно информации о самом подростке, уровне ее-) вития и психологическом состоянии, он может провести консульта ную встречу с педагогом по разработке мер педагогического влия
222
Планирование психологической деятельности --
организации обучения ученицы, не расширяя круг вовлеченных в про- блему. В противном случае, психолог приступит к сбору диагностичес- кой информации, беседуя с другими педагогами, родителями и самой школьницей. Полученные данные могут опять же привести его к необ- ходимости проконсультировать только данного педагога, но могут и поставить его перед необходимостью вести соответствующую работу и с ее родителями (по вопросам воспитания девочки, отношения домаш- них к ее школьным проблемам и т. д), и с самой девочкой. Если ее про- блемы окажутся шире взаимоотношений с конкретным педагогом и восприятием конкретного предмета, психолог может обратиться к за- вучу или классному руководителю с просьбой провести рабочий конси- лиум по обсуждению данного случая, либо непосредственно выйти на педагогический коллектив данной параллели. Участие школьной адми- нистрации может оказаться необходимой в том случае, если педагоги займут жесткую позицию по отношению к ученице либо возникнет не- обходимость оставить ее на повторное обучение, перевести в коррекци- онную группу, оказать административное влияние на родителей.
Описанные выше схемы работы могут послужить основой организационной работы не только самого психолога. Осмыс- ленные и принятые другими участниками учебно-воспитатель- ной системы, они помогут внести в ясность в задачи психоло- гической службы, формы участия в ее работе педагогов, ад- министрации и родителей. Мы считаем, что есть смысл провести специальный методический совет школы по обсуждению и принятию алгоритмов такого типа за основу работы со школь- ником, его психологическими и педагогическими проблемами. Его можно проработать в деловой игре, в схематичном виде раздать всем педагогам с тем, чтобы он заработал как живой механизм психолого-педагогического сотрудничества.
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ШКОЛЕ
Теперь мы хотели бы более подробно остановиться на пл а - яировании практической работы в течение года, предло- жив специалистам определенные алгоритмы, по которым они могут построить свою деятельность. Речь пойдет, прежде все- г". о понедельном планировании основных направлений, опи-
223
М. Битянова
раясь на которое психологу будет удобно структурировать свою ежедневную работу.
Стержнем годового плана в нашей модели, как уже отме- чалось выше, является психолого-педагогический консилиум и связанные с ним формы практической деятельности, предва- ряющие его поведение и реализующие его решения. Все вмес- те они образуют цикл работы школьного психолога. Его нача- лом служат либо психодиагностический минимум, либо инди- видуальный запрос, далее по итогам психолого-педагогического,] консилиума разворачивается разнообразная психологическая! деятельность, направленная на создание условий для успещ>- ного обучения и развития школьников, ц
В процессе планирования каждый этап цикла разворачивав ется как цепь взаимосвязанных конкретных действий и шагсад. Реализация каждого шага требует определенного времени Hi преобладающем большинстве случаев дальнейшая деятельно становится низко эффективной и даже невозможной в ситуа> неуспешной реализации предыдущего этапа работы.
В целом планирование работы с каждой из 4-х ученич< ких параллелей, подлежащих психолого-педагогическому следованию, представляет собой построение следующей г ледовательности конкретных практических шагов: ,;(
1. Организационная и методическая подготовка к про! дению цикла. Этот этап работы заключается в чети почасовом планировании предстоящих диагностичео) мероприятий, консилиумов, оповещении всех участвуй щих лиц, подготовке необходимых методических матеЦ алов - бланков, текстов методик, ключей, таблиц обработки и т. д.
2. Проведение первого этапа диагностического оба вания.
2.1. Наблюдение за учащимися на уроках, регис ция данных в протоколе (по 2 часа на класс).
2.2. Проведение методик диагностического мини> со всеми учащимися данной параллели.
2.3. Проведение экспертного опроса педагогов. я|
2.4. Проведение (если он предполагается при р<1 с данной параллелью) экспертного опроса роди"
2.5. Обработка результатов, заполнение бланю ключений по всем учащимся, отбор группы шкс
224
--- Планирование психологической деятельности --
ков для проведения различных схем углубленной пси- ходиагностики.
2.6. Организационная и методическая подготовка ко второму этапу психодиагностики.
3. Проведение второго этапа психодиагностического об- следования.
3.1. Проведение диагностического обследования школь- ников.
3.2. Обработка данных, заполнение заключений по обследованию.
4. Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
4.1. Проведение консультаций со школьным врачом и
классными руководителями относительно предстояще- го консилиума.
4.2. Подготовка аналитической информации по клас- сам и параллели в целом.
4.3. Составление плана обсуждения: выделение групп
психологически благополучных школьников и школь- ников с разными типами проблем.
4.4. Подготовка бланков для заключения консилиума. 5. Проведение психолого-педагогического консилиума.
5.1. Обмен информацией между участниками конси- лиума относительно конкретных школьников.
5.2. Разработка и планирование стратегии сопровож- дения каждого школьника.
5.3. Заполнение бланка заключения консилиума по Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|