|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школеным психофизиологическим особенностям, найти педагог ческие формы успешного усвоения знаний. |
Нами разработаны рабочие таблицы для каждого дия ностического минимума, в которых перечисляются важнейщ( психолого-педагогические требования к содержанию и уро ню развития показателей психолого-педагогической кар1 школьника. Ниже мы переходим к их изложению. -
В таблицах № 2-5 представлены общие психолого-педаг гические требования к содержанию основных параметров ci туса школьников, обучающихся в параллелях диагностичесй го минимума. Представленная в них информация чрезвычд но важна для всех участников сопровождения ребенка школьной среде. Психолог на основании этой таблицы па бирает конкретный диагностический материал для прове ния минимума, оценивает результаты тестирования и экспв тных опросов. Эти требования могут быть положены в оснй содержания разрабатываемых им развивающих и психокО рекционных программ, так они позволяют определить, кай навыки и умения и в каком объеме надо прежде всего фор> ровать у школьников. Педагог, используя эти таблицы (и составляя их совместно с психологом для своей конкрет! школы, конкретной авторской программы), может оценить] пользуемые им методику и стиль преподавания с точки 3) ния тех навыков и свойств, которые необходимо развить Я сформировать у учеников, наметить пути усовершенствовав своей работы. С помощью этих таблиц (точнее, эксперт опросов, составленных на их основе, о которых речь пой ниже) педагог может оценить успешность обучения, адеы ность поведения и эмоциональное состояние своих ученике
Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 1-х классов Система этих требований изложена в таблице № 2. Сс ляя ее, мы исходили из существующих в современной лит туре (прежде всего, отечественной) представлений о психе
92
... Содержание деятельности школьного психолога -
гических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе. Наиболее определенные и жесткие требования предъявляются к особенностям познавательной деятельности детей и уровню сформированности и устойчивос- ти учебной мотивации. В познавательной сфере, в свою оче- редь, как наиболее важные рассматриваются параметры про- извольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления.
Таблица NS 2. Система ний к содержанию статуса
Параметры психолого- педагогического статуса
/. Познавательная сфера 1.1. Произвольность
психических процессов
звитие мышления
психолого-педагогических требова- первоклассника.
Психолого-педагогические требования к обучению, поведению
и общению первоклассника
1. Высокий уровень активности,
самостоятельности в учебной работе.
2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий.
3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, уста- новленному взрослым.
4. Сосредоточение и поддержа- ние внимания на учебной задаче.
5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи.
6. Произвольность движений и
естественной двигательной ак- тивности.
1. Высокий уровень развития на- глядно-образного мышления:
вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использова-
93
М. Битянова
1.3. Сформированность важнейших учебных действий
1.4. Развитие речи
1.5. Развитие тонкой моторики
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
ние схем и схематических изобр, жений;способность к обобщен (на уровне конкретных предм< тов).
2. Начальный уровень развит) логического мышления: спос> ность к умозаключениям и вы водам на основе имеющихся д1 ных. !
1. Умение выделить учебную! дачу и превратить ее в цель д тельности.
2. Сформированность внутрея! го плана умственных действ!
3. Умение выполнять заданвд взрослого. |
1. Понимание смысла текста i простых понятий.
2. Использование речи как струмента мышления (влад( сложноподчиненными конст циями в устной речи).
Способность к сложной двй тельной активности при обуч письму и рисованию.
1. Способность сосредоточе работать в течение 15-20 М
2. Сохранение удовлетвори ной работоспособности в те всего учебного дня.
3. Способность работать в i ном темпе со всем классе>
2. Особенности поведения и общения школьников 2.1. Взаимодействие со сверстниками
Владение приемами и на1 ми эффективного межличв
94
__ ... Содержание деятельности школьного психолога -
го общения со сверстниками:
установление дружеских отноше- ний; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать кон- фликты мирным путем.
2.2. Взаимодействие с педагогами
Установление адекватных роле- вых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление ува- жения к учителю.
2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение класс- и этических норм ных и школьных социальных и этических норм.
2.4. Поведенческая саморегуляция
2.5. Активность и "зависимость
3- Особенности тивационной сферы. 1- Наличие и характер Уебной мотивации
2- тойчивое Циональное состояние "Рень тревожности)
Произвольная регуляция поведе- ния и естественной двигательной активности в учебных ситуаци- ях и во внеурочном взаимодей- ствии со сверстниками и взрос- лыми. Сдерживание непроиз- вольных эмоций и желаний.
Способность к ответственному поведению.
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
Желание учиться, идти в школу.
Наличие познавательного или социального мотива учения.
Отсутствие выраженных проти- воречий между:
- требованиями школы (педа- . гога) и родителей;
95
М. Битянова
- требованиями взрослых
возможностями ребенка. 4. Особенности системы отношений школьника к. миру и самому себе
4.1. Отношения Эмоционально-положительно со сверстниками восприятие ребенком систе>
своих отношений со
сверстниками.
4.2. Отношения с педагогами
4.3. Отношение к значимой деятельности
4.4. Отношение к себе
Эмоционально-положитель восприятие ребенком систем своих отношений с педагога> воспитателями.
Эмоционально- положительн восприятие школы и учения
"I Позитивная <Я-концепция>,!
тойчивая адекватная самооценка.
Таблица № 3. Система психолого-педагогических треС ний к содержанию статуса ученика 3-5 класса.
Система этих требований представлена нами в таб, № 3. Сравнивая ее с предыдущей, мы видим, что позн тельная сфера по-прежнему является ведущей. Наиба) серьезные требования предъявляются к уровню разв! умственных действий и развитию речи: навыки логичеС операций с понятиями и изучаемыми явлениями, систе тизация и перенос учебных знаний и навыков, понима смысла изучаемых понятий, грамотность и развитая уст речь, использование доказательств при изложении зна1 Качественно изменяются требования к мотивации учеб деятельности. Так, появляется новый вид учебного мотив) мотив самообразования, представленный пока в наиб< простых формах (интерес к дополнительным источникам ;
ний). Кроме того, в данной системе требований нашел о жение тот факт, что успешное обучение в среднем звене
96
... Содержание деятельности школьного психолога
бует значительно более глубоких и содержательных побуди- тельных сил: ориентации на способы получения знаний, ин- ррес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения <для себя>.
Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося
Параметры психолого- педагогического статуса
/. Познавательная сфера 1.1. Произвольность психических процессов
.2. Развитие мышления
1.3. Сформированность важнейших учебных Действий
1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
2. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных педагогом.
3. Принятие целей, заданных учителем.
4. Сосредоточение и поддержа- ние внимания на учебной задаче.
5. Определение важности и пос- ледовательности выдвигаемых целей в рамках конкретной учеб- ной или внеучебной школьной ситуации.
1. Владение приемами понятий- ного мышления: способность к установлению причинно-следст- венных связей между изучаемы- ми учебными понятиями.
1. Ориентация на всю систему требований, заданных учебной задачей.
2. Навыки логических операций:
выделение существенных при- знаков, обобщение, классифика- ция, аналогии и другие действия
7 Зак 3>0
97
М. Битянова
1.4. Развитие речи
1.5. Развитие тонкой моторики
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
с понятиями, изучаемыми в уче ных курсах.
3. Систематизация знаний, пер нос учебных навыков.
1. Понимание смысла изучаемь понятий, речи, обращенной к школьнику.
2. Использование речи как ин| струмента мышления (владей сложноподчиненными констру циями в устной речи и письме ной речи, связное изложение ев их идей, использование доказ| тельств).
3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи
1. Понятность письма.
2. Аккуратность оформления,, письменных работ. 5
3. Способность к различным , видам ручного труда.
1. Сохранение учебной актива ти в течение всего урока.
2. Адаптация к учебной нагруа
3. Способность работать в е, ном темпе со всем классом.
2. Особенности поведения и общения школьников. 2.1. Взаимодействие со сверстниками
Владение приемами и навы< ми эффективного межличнос> го общения со сверстниками! установление дружеских отно) ний; готовность к коллектива формам деятельности; уменЦ самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. I
98
___ ... Содержание деятельности школьного психолога -
2.2. Взаимодействие с педагогами
2.4. Поведенческая саморегуляция
2.5. Активность и независимость
Особенности. лотива ционной сферы. "1- Наличие и характер Учебной мотивации
собность к глубоким эмоциональ- ным привязанностям (дружбе).
Установление адекватных роле- вых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление ува- жения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами.
2.3. Соблюдение социальных и этических норм
Принятие и соблюдение класс- ных и школьных социальных и этических норм.
Произвольная регуляция поведе- ния и естественной двигательной активности в учебных ситуаци- ях и во внеурочном взаимодей- ствии со сверстниками и взрос- лыми.
Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний.
Способность к ответственному поведению.
Моральная регуляция поведения.
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
Предпочтение <трудных> заданий. Ориентация на освоение спосо- бов получения знания (а не на готовое знание).
Проявление интереса к законо- мерностям, принципам. Наличие мотива самообразова- ния, представленного интересом
99
М. Битянова
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)
к дополнительным источникам! знаний.
Отсутствие выраженных прс воречий между:
- требованиями школы (педа гога) и родителей;
- требованиями взрослых и во можностями ребенка.
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе 4.1. Отношения со сверстниками
Эмоционально-положительно восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.
4.2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное! восприятие ребенком системы| своих отношений с педагогами воспитателями.
4.3. Отношение к значимой деятельности
4.4. Отношение к себе
Эмоционально-положительно восприятие школы и учения. Понимание смысла учения себя.
Позитивная <Я-концепция>, устойчивая адекватная самооценка.
Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 8 классов
Система этих требований представлена в таблице № 4. сравнению с предыдущим этапом, требования значитель возрастают и усложняются. Кроме того, появляются кри1
100
___ ... Содержание деятельности школьного психолога -
рии, принципиально новые по сравнению с предыдущими эта- пами обучения. Так, усложняются требования к познаватель- ной деятельности, особенно - в плане умственных действий и развития мышления: выделение существенных признаков изу- чаемых научных понятий, способность к рассмотрению изуча- емого предмета с различных сторон, способность к смене стра- тегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы. Зна- чительно расширяется сфера предполагаемых поведенческих реакций: фиксируется способность к глубоким и продолжи- тельным эмоциональным привязанностям, способность к про- явлению эмпатии по отношению ко взрослым. Более развер- нутыми становятся требования к сознательному регулирова- нию поведения и общения: способность длительно подчинять поведение намеченной цели, умения предавать выражению эмоций преднамеренный характер.
Качественно новые пункты появляются в мотивационном блоке. Связаны они, прежде всего, с требованиями к процес- сам целеполагания: умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной деятельности в общественно полезной деятельности.
Эмоциональное состояние школьника начинает определять- ся значительно большим количеством различных факторов, точнее, на него начинают оказывать влияние более широкий класс социальных отношений (например, большое влияние оказывает референтная группа сверстников и соотношение
ее норм с нормами семьи, школы и возможностями самого подростка).
Чрезвычайно важную роль начинают играть показатели четвертого блока - системы отношений, так как восприятие школьником самого себя и окружающего мира и эмоциональ- "ая оценка воспринимаемого становятся принципиально важ- ными с точки зрения его эффективного обучения и психологи- ческого развития: это и субъективная включенность в отноше- ния со сверстниками, и восприятие своих отношений со рослыми как близких, но автономных, и ощущение субъек- тивной адекватности своего поведения и эмоциональных реак- Ччй. Важно также и отношение подростка к учебе, которая
перь выступает для него в качестве смыслообразующего
Мотива.
101
М. Битянова
Таблица № 4.Система психолого-педагогических ТЕ ний к содержанию статуса ученика 8 класса.
Параметры психолого- педагогического статуса
Психолого-педагогичеси требования к обучению, повс и общению учащегосй
/. Познавательная сфера 1.1. Произвольность психических процессов
1.2. Развитие мышления
1. Избирательная познав! ная активность в соответс1 учебными интересами.
2. Способность к предкам ному запоминанию, сосредд нию и поддержанию вним!
3. Способность к расп редел внимания между нескольк видами учебной деятельно
4. Самостоятельное планир ние различных видов учебв внеучебной деятельности. ;
5. Способность к организа1 условий для самостоятельн получения знаний, выходящих за пределы школьной программы.
Сформированность понятий! мышления: использование в | чении формальных логическ! операций (абстрагирование,> обобщение, анализ, синтез, i сификация, сравнение).
1.3. Сформированность 1. Выделение существенных и | важнейших учебных действий существенных признаков изу емых понятий.
2. Оперирование всей систем данных учебной задачи.
3. Ориентация на всю систем требований учебной задачи.
102
Содержание деятельности школьного психолога --
4. Способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон.
5. Способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.
развитие речи
1.5. Развитие тонкой моторики
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
2. Особенности поведения и общения школьников 2 1 Взаимодействие со сверстниками
1. Богатый опыт речевого Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|