Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



12 страница


ным психофизиологическим особенностям, найти педагог  

ческие формы успешного усвоения знаний. |  

 

Нами разработаны рабочие таблицы для каждого дия  

ностического минимума, в которых перечисляются важнейщ(  

психолого-педагогические требования к содержанию и уро  

ню развития показателей психолого-педагогической кар1  

школьника. Ниже мы переходим к их изложению. -  

 

В таблицах № 2-5 представлены общие психолого-педаг  

гические требования к содержанию основных параметров ci  

туса школьников, обучающихся в параллелях диагностичесй  

го минимума. Представленная в них информация чрезвычд  

но важна для всех участников сопровождения ребенка  

школьной среде. Психолог на основании этой таблицы па  

бирает конкретный диагностический материал для прове  

ния минимума, оценивает результаты тестирования и экспв  

тных опросов. Эти требования могут быть положены в оснй  

содержания разрабатываемых им развивающих и психокО  

рекционных программ, так они позволяют определить, кай  

навыки и умения и в каком объеме надо прежде всего фор>  

ровать у школьников. Педагог, используя эти таблицы (и  

составляя их совместно с психологом для своей конкрет!  

школы, конкретной авторской программы), может оценить]  

пользуемые им методику и стиль преподавания с точки 3)  

ния тех навыков и свойств, которые необходимо развить Я  

сформировать у учеников, наметить пути усовершенствовав  

своей работы. С помощью этих таблиц (точнее, эксперт  

опросов, составленных на их основе, о которых речь пой  

ниже) педагог может оценить успешность обучения, адеы  

ность поведения и эмоциональное состояние своих ученике  

 

Психолого-педагогические требования,  

предъявляемые учащимся 1-х классов  

Система этих требований изложена в таблице № 2. Сс  

ляя ее, мы исходили из существующих в современной лит  

туре (прежде всего, отечественной) представлений о психе  

 

92  

 

... Содержание деятельности школьного психолога -  

 

гических предпосылках и условиях эффективного обучения и  

развития ребенка в школе. Наиболее определенные и жесткие  

требования предъявляются к особенностям познавательной  

деятельности детей и уровню сформированности и устойчивос-  

ти учебной мотивации. В познавательной сфере, в свою оче-  

редь, как наиболее важные рассматриваются параметры про-  

извольности познавательной деятельности и уровень развития  

наглядно-образного мышления.  

 

Таблица NS 2. Система  

ний к содержанию статуса  

 

Параметры  

психолого-  

педагогического статуса  

 

/. Познавательная сфера  

1.1. Произвольность  

 

психических процессов  

 

звитие мышления  

 

психолого-педагогических требова-  

первоклассника.  

 

Психолого-педагогические  

требования к обучению, поведению  

 

и общению первоклассника  

 

1. Высокий уровень активности,  

 

самостоятельности в учебной  

работе.  

 

2. Способность самостоятельно  

спланировать, осуществить и  

проконтролировать результат  

определенных учебных действий.  

 

3. Совершение учебных действий  

по образцу и по правилу, уста-  

новленному взрослым.  

 

4. Сосредоточение и поддержа-  

ние внимания на учебной задаче.  

 

5. Наличие собственных усилий  

для преодоления трудностей в  

решении задачи.  

 

6. Произвольность движений и  

 

естественной двигательной ак-  

тивности.  

 

1. Высокий уровень развития на-  

глядно-образного мышления:  

 

вычленение существенных  

свойств и отношений предметов  

окружающего мира; использова-  

 

93  

 

М. Битянова  

 

1.3. Сформированность  

важнейших учебных  

действий  

 

1.4. Развитие речи  

 

1.5. Развитие тонкой  

моторики  

 

1.6. Умственная  

работоспособность и темп  

учебной деятельности  

 

ние схем и схематических изобр,  

жений;способность к обобщен  

(на уровне конкретных предм<  

тов).  

 

2. Начальный уровень развит)  

логического мышления: спос>  

ность к умозаключениям и вы  

водам на основе имеющихся д1  

ных. !  

 

1. Умение выделить учебную!  

дачу и превратить ее в цель д  

тельности.  

 

2. Сформированность внутрея!  

го плана умственных действ!  

 

3. Умение выполнять заданвд  

взрослого. |  

 

1. Понимание смысла текста i  

простых понятий.  

 

2. Использование речи как  

струмента мышления (влад(  

сложноподчиненными конст  

циями в устной речи).  

 

Способность к сложной двй  

тельной активности при обуч  

письму и рисованию.  

 

1. Способность сосредоточе  

работать в течение 15-20 М  

 

2. Сохранение удовлетвори  

ной работоспособности в те  

всего учебного дня.  

 

3. Способность работать в i  

ном темпе со всем классе>  

 

2. Особенности поведения  

и общения школьников  

2.1. Взаимодействие  

со сверстниками  

 

Владение приемами и на1  

ми эффективного межличв  

 

94  

 

__ ... Содержание деятельности школьного психолога -  

 

го общения со сверстниками:  

 

установление дружеских отноше-  

ний; готовность к коллективным  

формам деятельности; умение  

самостоятельно разрешать кон-  

фликты мирным путем.  

 

2.2. Взаимодействие  

с педагогами  

 

Установление адекватных роле-  

вых отношений с педагогами на  

уроках и вне их. Проявление ува-  

жения к учителю.  

 

2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение класс-  

и этических норм ных и школьных социальных и  

этических норм.  

 

2.4. Поведенческая  

саморегуляция  

 

2.5. Активность и  

"зависимость  

 

3- Особенности  

тивационной сферы.  

1- Наличие и характер  

Уебной мотивации  

 

2- тойчивое  

Циональное состояние  

"Рень тревожности)  

 

Произвольная регуляция поведе-  

ния и естественной двигательной  

активности в учебных ситуаци-  

ях и во внеурочном взаимодей-  

ствии со сверстниками и взрос-  

лыми. Сдерживание непроиз-  

вольных эмоций и желаний.  

 

Способность к ответственному  

поведению.  

 

Активность и самостоятельность  

в познавательной и социальной  

деятельности.  

 

Желание учиться, идти в школу.  

 

Наличие познавательного или  

социального мотива учения.  

 

Отсутствие выраженных проти-  

воречий между:  

 

- требованиями школы (педа- .  

гога) и родителей;  

 

95  

 

М. Битянова  

 

- требованиями взрослых  

 

возможностями ребенка.  

4. Особенности системы  

отношений школьника к. миру  

и самому себе  

 

4.1. Отношения Эмоционально-положительно  

со сверстниками восприятие ребенком систе>  

 

своих отношений со  

 

сверстниками.  

 

4.2. Отношения  

с педагогами  

 

4.3. Отношение к значимой  

деятельности  

 

4.4. Отношение к себе  

 

Эмоционально-положитель  

восприятие ребенком систем  

своих отношений с педагога>  

воспитателями.  

 

Эмоционально- положительн  

восприятие школы и учения  

 

"I  

Позитивная <Я-концепция>,!  

 

тойчивая адекватная  

самооценка.  

 

Таблица № 3. Система психолого-педагогических треС  

ний к содержанию статуса ученика 3-5 класса.  

 

Система этих требований представлена нами в таб,  

№ 3. Сравнивая ее с предыдущей, мы видим, что позн  

тельная сфера по-прежнему является ведущей. Наиба)  

серьезные требования предъявляются к уровню разв!  

умственных действий и развитию речи: навыки логичеС  

операций с понятиями и изучаемыми явлениями, систе  

тизация и перенос учебных знаний и навыков, понима  

смысла изучаемых понятий, грамотность и развитая уст  

речь, использование доказательств при изложении зна1  

Качественно изменяются требования к мотивации учеб  

деятельности. Так, появляется новый вид учебного мотив)  

мотив самообразования, представленный пока в наиб<  

простых формах (интерес к дополнительным источникам ;  

 

ний). Кроме того, в данной системе требований нашел о  

жение тот факт, что успешное обучение в среднем звене  

 

96  

 

... Содержание деятельности школьного психолога  

 

бует значительно более глубоких и содержательных побуди-  

тельных сил: ориентации на способы получения знаний, ин-  

ррес к закономерностям и принципам, понимание смысла  

учения <для себя>.  

 

Психолого-педагогические  

требования к обучению, поведению  

и общению учащегося  

 

Параметры  

психолого-  

педагогического статуса  

 

/. Познавательная сфера  

1.1. Произвольность  

психических процессов  

 

.2. Развитие мышления  

 

1.3. Сформированность  

важнейших учебных  

Действий  

 

1. Высокий уровень активности,  

самостоятельности в учебной  

работе.  

 

2. Самостоятельная организация  

деятельности в рамках учебных  

и иных целей, заданных  

педагогом.  

 

3. Принятие целей, заданных  

учителем.  

 

4. Сосредоточение и поддержа-  

ние внимания на учебной  

задаче.  

 

5. Определение важности и пос-  

ледовательности выдвигаемых  

целей в рамках конкретной учеб-  

ной или внеучебной школьной  

ситуации.  

 

1. Владение приемами понятий-  

ного мышления: способность к  

установлению причинно-следст-  

венных связей между изучаемы-  

ми учебными понятиями.  

 

1. Ориентация на всю систему  

требований, заданных учебной  

задачей.  

 

2. Навыки логических операций:  

 

выделение существенных при-  

знаков, обобщение, классифика-  

ция, аналогии и другие действия  

 

7 Зак 3>0  

 

97  

 

М. Битянова  

 

1.4. Развитие речи  

 

1.5. Развитие тонкой  

моторики  

 

1.6. Умственная  

работоспособность и темп  

учебной деятельности  

 

с понятиями, изучаемыми в уче  

ных курсах.  

 

3. Систематизация знаний, пер  

нос учебных навыков.  

 

1. Понимание смысла изучаемь  

понятий, речи, обращенной к  

школьнику.  

 

2. Использование речи как ин|  

струмента мышления (владей  

сложноподчиненными констру  

циями в устной речи и письме  

ной речи, связное изложение ев  

их идей, использование доказ|  

тельств).  

 

3. Грамотность и богатый  

словарный запас устной речи  

 

1. Понятность письма.  

 

2. Аккуратность оформления,,  

письменных работ. 5  

 

3. Способность к различным ,  

видам ручного труда.  

 

1. Сохранение учебной актива  

ти в течение всего урока.  

 

2. Адаптация к учебной нагруа  

 

3. Способность работать в е,  

ном темпе со всем классом.  

 

2. Особенности поведения  

и общения школьников.  

2.1. Взаимодействие  

со сверстниками  

 

Владение приемами и навы<  

ми эффективного межличнос>  

го общения со сверстниками!  

установление дружеских отно)  

ний; готовность к коллектива  

формам деятельности; уменЦ  

самостоятельно разрешать  

конфликты мирным путем. I  

 

98  

 

___ ... Содержание деятельности школьного психолога -  

 

2.2. Взаимодействие  

с педагогами  

 

2.4. Поведенческая  

саморегуляция  

 

2.5. Активность  

и независимость  

 

Особенности.  

лотива ционной сферы.  

"1- Наличие и характер  

Учебной мотивации  

 

собность к глубоким эмоциональ-  

ным привязанностям (дружбе).  

 

Установление адекватных роле-  

вых отношений с педагогами на  

уроках и вне их. Проявление ува-  

жения к учителю. Способность к  

установлению межличностных  

отношений с педагогами.  

 

2.3. Соблюдение социальных  

и этических норм  

 

Принятие и соблюдение класс-  

ных и школьных социальных и  

этических норм.  

 

Произвольная регуляция поведе-  

ния и естественной двигательной  

активности в учебных ситуаци-  

ях и во внеурочном взаимодей-  

ствии со сверстниками и взрос-  

лыми.  

 

Сдерживание непроизвольных  

эмоций и желаний.  

 

Способность к ответственному  

поведению.  

 

Моральная регуляция поведения.  

 

Активность и самостоятельность  

в познавательной и социальной  

деятельности.  

 

Предпочтение <трудных> заданий.  

Ориентация на освоение спосо-  

бов получения знания (а не на  

готовое знание).  

 

Проявление интереса к законо-  

мерностям, принципам.  

Наличие мотива самообразова-  

ния, представленного интересом  

 

99  

 

М. Битянова  

 

3.2. Устойчивое  

эмоциональное состояние  

(уровень тревожности)  

 

к дополнительным источникам!  

знаний.  

 

Отсутствие выраженных прс  

воречий между:  

 

- требованиями школы (педа  

гога) и родителей;  

 

- требованиями взрослых и во  

можностями ребенка.  

 

4. Особенности системы  

отношений школьника  

к миру и самому себе  

4.1. Отношения  

со сверстниками  

 

Эмоционально-положительно  

восприятие ребенком системы  

своих отношений со  

сверстниками.  

Ориентация на мнение  

товарищей.  

 

4.2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное!  

восприятие ребенком системы|  

своих отношений с педагогами  

воспитателями.  

 

4.3. Отношение к значимой  

деятельности  

 

4.4. Отношение к себе  

 

Эмоционально-положительно  

восприятие школы и учения.  

Понимание смысла учения  

себя.  

 

Позитивная <Я-концепция>,  

устойчивая адекватная  

самооценка.  

 

Психолого-педагогические требования,  

предъявляемые к учащимся 8 классов  

 

Система этих требований представлена в таблице № 4.  

сравнению с предыдущим этапом, требования значитель  

возрастают и усложняются. Кроме того, появляются кри1  

 

100  

 

___ ... Содержание деятельности школьного психолога -  

 

рии, принципиально новые по сравнению с предыдущими эта-  

пами обучения. Так, усложняются требования к познаватель-  

ной деятельности, особенно - в плане умственных действий и  

развития мышления: выделение существенных признаков изу-  

чаемых научных понятий, способность к рассмотрению изуча-  

емого предмета с различных сторон, способность к смене стра-  

тегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы. Зна-  

чительно расширяется сфера предполагаемых поведенческих  

реакций: фиксируется способность к глубоким и продолжи-  

тельным эмоциональным привязанностям, способность к про-  

явлению эмпатии по отношению ко взрослым. Более развер-  

нутыми становятся требования к сознательному регулирова-  

нию поведения и общения: способность длительно подчинять  

поведение намеченной цели, умения предавать выражению  

эмоций преднамеренный характер.  

 

Качественно новые пункты появляются в мотивационном  

блоке. Связаны они, прежде всего, с требованиями к процес-  

сам целеполагания: умение ставить и достигать конкретные  

цели самообразования, интерес к самостоятельным формам  

учебной деятельности, интерес к использованию результатов  

учебной деятельности в общественно полезной деятельности.  

 

Эмоциональное состояние школьника начинает определять-  

ся значительно большим количеством различных факторов,  

точнее, на него начинают оказывать влияние более широкий  

класс социальных отношений (например, большое влияние  

оказывает референтная группа сверстников и соотношение  

 

ее норм с нормами семьи, школы и возможностями самого  

подростка).  

 

Чрезвычайно важную роль начинают играть показатели  

четвертого блока - системы отношений, так как восприятие  

школьником самого себя и окружающего мира и эмоциональ-  

"ая оценка воспринимаемого становятся принципиально важ-  

ными с точки зрения его эффективного обучения и психологи-  

ческого развития: это и субъективная включенность в отноше-  

ния со сверстниками, и восприятие своих отношений со  

рослыми как близких, но автономных, и ощущение субъек-  

тивной адекватности своего поведения и эмоциональных реак-  

Ччй. Важно также и отношение подростка к учебе, которая  

 

перь выступает для него в качестве смыслообразующего  

 

Мотива.  

 

101  

 

М. Битянова  

 

Таблица № 4.Система психолого-педагогических ТЕ  

ний к содержанию статуса ученика 8 класса.  

 

Параметры  

психолого-  

педагогического статуса  

 

Психолого-педагогичеси  

требования к обучению, повс  

и общению учащегосй  

 

/. Познавательная сфера  

1.1. Произвольность  

психических процессов  

 

1.2. Развитие мышления  

 

1. Избирательная познав!  

ная активность в соответс1  

учебными интересами.  

 

2. Способность к предкам  

ному запоминанию, сосредд  

нию и поддержанию вним!  

 

3. Способность к расп редел  

внимания между нескольк  

видами учебной деятельно  

 

4. Самостоятельное планир  

ние различных видов учебв  

внеучебной деятельности. ;  

 

5. Способность к организа1  

условий для самостоятельн  

получения знаний,  

выходящих за пределы  

школьной программы.  

 

Сформированность понятий!  

мышления: использование в |  

чении формальных логическ!  

операций (абстрагирование,>  

обобщение, анализ, синтез, i  

сификация, сравнение).  

 

1.3. Сформированность 1. Выделение существенных и |  

важнейших учебных действий существенных признаков изу  

емых понятий.  

 

2. Оперирование всей систем  

данных учебной задачи.  

 

3. Ориентация на всю систем  

требований учебной задачи.  

 

102  

 

Содержание деятельности школьного психолога --  

 

4. Способность к рассмотрению  

изучаемого предмета с разных  

сторон.  

 

5. Способность к смене стратегии,  

гипотезы в процессе решения  

учебной проблемы.  

 

развитие речи  

 

1.5. Развитие тонкой  

моторики  

 

1.6. Умственная  

работоспособность и темп  

учебной деятельности  

 

2. Особенности поведения  

и общения школьников  

2 1 Взаимодействие  

со сверстниками  

 

1. Богатый опыт речевого




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1620
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь