Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



11 страница


в системе социально-эконо-  

мических отношений (мате-  

риальная обеспеченность,  

социально-бытовые усло-  

вия)  

 

положение школьника в  

системе внутрисемейных от-  

ношений (тип семьи, ее ко-  

личественный состав, воз-  

растные и образовательные  

характеристики членов  

семьи, характер деятельнос-  

ти членов семьи и др.)  

 

положение школьника в  

системе внутригрупповых  

отношений со сверстниками  

(социально-психологичес-  

кий статус в группе, пред-  

писанные роли, наличие  

близких друзей)  

 

соотношение уровня ум-  

ственного развития школь-  

ника и возрастной нормы  

 

соотношение уровня раз-  

вития когнитивных процес-  

сов и феноменов и педаго-  

 

83  

 

М. Битянова  

 

Особенности  

 

мотивационно-личностной  

 

сферы  

 

гических требований (в1  

ной школе, на данной |  

пени развития, в рамк|  

данной программы обд  

ния и т. д.). Конкретно!  

разумевается: уровень|  

извольности когнитивн|  

процессов, сформирова  

ность важнейших видо|  

мышления и умственна  

действий, уровень рече(  

развития и развития тощ  

моторики руки |  

 

индивидуальные ocoQ  

ности познавательной Я  

тельности школьника: К  

теллектуализм, вербал|  

шизоидность, высокая |  

теллектуальная активней  

интеллектуальная пасС)  

ность и др. |  

 

умственная работосЩ  

собность и темп умствея  

деятельности  

 

наличие учебной моти  

ции и ее конкретное сод  

жание(познавательный,!  

циальный, позиционны  

др. мотивы учения)  

 

ведущий тип регуляи  

учебной деятельности -  

стижение успеха, избегг  

неудачи  

 

конфликтность мотива!  

онной сферы (личности  

тревожность) f  

 

наличие выраженных  

личностных акцентуаци!  

 

84  

 

. Содержание деятельности школьного психолога  

 

Особенности системы  

отношений школьника  

к миру и самому себе  

 

Особенности поведения  

школьника в ситуациях  

внутришкольного  

взаимодействия  

 

отношения со сверстника-  

ми  

 

отношения в семье  

 

отношения со значимыми  

взрослыми (педагогами)  

 

отношение к важнейшим  

видам деятельности (в  

школьной среде)  

 

отношение к себе  

 

особенности поведения,  

обусловленные психодина-  

мическими свойствами  

нервной системы: повышен-  

ная энергетика, высокая  

саморегуляция, медлитель-  

ность, импульсивность,  

инертность и др.  

 

дезадаптивные поведен-  

ческие синдромы: уход от  

деятельности, нарушение  

общения со сверстниками и  

педагогами, низкая соци-  

альная нормативность  

 

дения, двигательная рас-  

торможенность, депрессив-  

ность, эмоциональная не-  

зрелость, невротические  

проявления.  

 

Мы далеки от мысли, что все эти показатели должны войти  

в массовые диагностические обследования. Выявление даже  

большинства из них в четырех установленных нами для диаг-  

"остической работы параллелях поглотит все рабочее время  

лсихолога. Психолого-педагогический статус школьника в его  

"одном объеме - это некоторый ориентир для построения пе-  

Дагогической и психологической работы: на что конкретно надо  

Тратить внимание при организации педагогического наблю-  

дения? О чем надо помнить, перестраивая учебную програм-  

 

85  

 

М. Битянова  

 

му? В каких сферах искать наиболее вероятные причины )  

блем, существующих у школьника? На изложении содер  

ния психолого-педагогического статуса строится просвецу  

педагогов. Что же касается непосредственных диагносте  

ких обследований, то в пределах статуса нами выделены!  

рактеристики, обязательные для выявления и анализа на;  

 

пе диагностического минимума, то есть определяемые для i  

школьников определенной параллели. По этим характера  

кам отслеживаются особенности обучения, поведения и не  

ческого состояния детей и подростков на протяжении всег  

школьного обучения. Они составляют основу психолц  

педагогической карты школьника, которая запо,  

ется психологом как минимум 4 раза в течение 10-ти лет  

чения, в указанные выше критические периоды школьной ж  

или личностного развития ребенка.  

 

При отборе характеристик мы ориентировались на те  

бенности, знание которых либо чрезвычайно важно для,з  

вильного построения процесса сопровождения, либо ст  

их представленности может указывать на наличие у шкс  

ка выраженных проблем обучения и развития.  

 

В настоящий момент в психолого-педаг<  

ческую карту школьника мы включаем сл<  

ющие характеристики его статуса: ;  

 

/. Особенности познавательной сферы!  

 

1.1. Соотношение уровня развития когнитивных  

цессов и феноменов педагогическим требования  

данном этапе обучения в школе) s  

 

произвольность психических процессов t|  

 

развитие мышления ;i  

 

сформированность важнейших учебных дей<  

 

развитие речи  

 

развитие тонкой моторики руки  

 

1.2. Умственная работоспособность и темп уме  

 

ной деятельности  

 

2. Особенности поведения и общ  

школьников  

 

2.1. Во взаимодействии со сверстниками  

 

2.2. Во взаимодействии с педагогами  

 

2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и<  

ческих норм поведения  

 

86  

 

... Содержание деятельности школьного психолога --  

 

2.4. Произвольная саморегуляция поведения  

 

2.5. Активность и автономность поведения  

 

3. Особенности мотивационно-л ичностной  

сферы  

 

3.1. Наличие и характер учебной мотивации  

 

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень  

личностной тревожности)  

 

4. Особенности системы отношений к миру  

и самому себе  

 

4.1. Отношения со сверстниками  

 

4.2. Отношения с педагогами  

 

4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности  

(учебе)  

 

4.4. Отношение к себе  

 

Характеристики статуса, не вошедшие в карту школьника и,  

соответственно, не выявляемые на этапе диагностического мини-  

мума, не оказываются вне поля внимания школьного психолога.  

Психолог обращается к их изучению и анализу в том, например,  

случае, если сложилась одна из описанных ниже ситуаций:  

 

1 ситуация: данных диагностического ми-  

нимума не д о ста точ но. По результатам диагностичес-  

кого минимума у школьника выявлены существенные пробле-  

мы в таких областях, как обучение, поведение или психическое  

самочувствие. Природу выявленных проблем и нарушений не  

всегда можно определить на основании данных только диаг-  

ностического минимума. В этом случае перед психологом встают  

две важные аналитические задачи.  

 

Первая задача состоит в определении той сферы жиз-  

недеятельности ребенка или подростка, в рамках которой сфор-  

мировалась проблема. Скажем, она может быть <родом> из  

семьи, межличностных отношений со сверстниками или педа-  

гогами. Она также может коренится в опыте, полученном ре-  

бенком до или вне школы, быть связанной с его здоровьем,  

конкретными проблемами физического развития и т. д. Пси-  

лог выдвигает предположения о том, из-за чего возникла  

"Роблема и к какому блоку характеристик психолого-педаго-  

ического статуса надо обратиться в поиске ее причин.  

 

Например, на основании данных диагностического минимума  

У Ученицы 3-го класса выявлен высокий уровень школьной и лич-  

Ї<"гнг)й тревожности на фоне школьной учебной успешности,  

 

87  

 

М. Битянова  

 

позитивного восприятия педагога и одноклассников, устойчив  

познавательной мотивации. В этом случае можно предполож!  

что источником высокой тревожности является мотивациов  

конфликт, связанный с отношениями в семье или восприя  

ребенком определенных аспектов семейных отношений. Для fl  

верки такого предположения необходимо провести углублЫ  

обследование личности ребенка, ориентированное на анализ  

темы его семейных отношений (предварительно заручившис  

гласием родителей). (|  

 

Вторая задача предполагает определение психом  

ческих <корней> проблемы. Школьные трудности ребенка;!  

подростка, проявляющиеся в различных формах- учев  

неуспешности, неэффективном общении, эмоциональной в  

тойчивости и проч., могут иметь самые различные псим  

гические причины. Прежде всего, они могут быть связан  

несформированностью или низким уровнем развития о  

деленных психологических функций или навыков. Так, у шн  

ника могут быть недостаточно развиты произвольность ид  

лектуальной деятельности, учебная мотивация, не выраб  

ны психолого-педагогические навыки эффективной учев  

деятельности, не сформированы навыки межличностнопк|  

щения и др. В этом случае психологу предстоит выяснить,  

именно в психологическом плане недостаточно развито и к  

вы перспективы и пути достижения необходимого уровня  

вития конкретных функций, процессов или навыков. Про  

мы школьника могут быть также вызваны искаженным .,  

витием той или иной сферы психической жизни. Иначе говй  

в их содержании присутствуют черты и свойства, создаюя  

школьнику проблемы в учебной деятельности, общении,  

ностном развитии и т. д. Например, это могут быть некотс  

личностные черты и установки, в литературе часто назы  

мые <акцентуациями>, устойчивые поведенческие прояв  

ния - агрессивность, замкнутость, тревожность, особенна  

учебной мотивации, проявляющиеся в ориентации на изб<  

ние неудачи. В такой ситуации психологу предстоит onpfl  

лить имеющие место конкретные искажения, возможности  

пути их коррекции. Наконец, проблемы могут возникать в1  

случае, если учебная или социальная ситуации, существ  

щие в школе, не соответствуют или даже находятся в i  

тиворечии с некоторыми выраженными особенностями .  

 

88  

 

... Содержание деятельности школьного психолога -  

 

ости, умственной деятельности, интересов, индивидуаль-  

ых свойств школьника. В процессе учебной и общественной  

пкольной жизни эти особенности ребенка могут либо никак  

 

достребоваться, либо всячески порицаться окружающи-  

ми. Происходить такие неприятности могут с одаренными,  

энергичными и любознательными детьми, школьниками, вы-  

падаюшими из общего потока из-за своей медлительности и  

инертности, с застенчивыми, стеснительными или, напротив,  

чрезвычайно шумными и неугомонными. Противоречие меж-  

ду присущими их психологической природе свойствами и тре-  

бованиями среды могут и часто приводят к социальной деза-  

даптации, эмоциональным нарушениям, учебным сложнос-  

тям. Психологу предстоит выяснить, какие особенности  

ребенка вызвали существующие нарушения и проблемы и  

оказать необходимую помощь. Помощь, оказываемая само-  

му школьнику, подразумевает эмоциональную поддержку,  

признание за ребенком права быть таким, какой он есть и  

обучение его эффективным приемам овладения своими осо-  

бенностями, превращения их из <недостатка> в благо, пре-  

имущество. Помощь, оказываемая взрослым - родителям,  

педагогам, состоит в приспособлении учебного и воспитатель-  

ного процесса к чертам и свойствам конкретного школьника.  

 

2 ситуация: данные диагностического ми-  

нимума отсутствуют. Полный анализ характеристик  

статуса производится в связи с запросом педагога или роди-  

телей относительно поиска причин психолого-педагогических  

трудностей, существующих у данного школьника. Если в этом  

случае психолог не располагает данными диагностического  

минимума (полученными в текущем учебном году), то на осно-  

вании информации, полученной при проверке запроса, психо-  

лог также обращается к диагностической работе с определен-  

ными параметрами статуса школьника.  

 

К психологу обратились родители ученика 7 класса с просьбой  

Разобраться в школьных трудностях мальчика. Учителя жалуют-  

ся на серьезные нарушения дисциплины, его грубость, переходя-  

щую порой все рамки приличия. Друзей в классе у мальчика нет,  

Учится он хорошо. Дома сохраняются ровные, уважительные отно-  

шения, однако говорить с родителями о школьных делах сын кате-  

рически отказывается.  

 

В этой ситуации прежде всего необходимо обратиться к анализу внут-  

 

89  

 

М. Битянова  

 

ригрупповой ситуации, социометрического статуса подростка в класс>  

группе.  

 

Таким образом,"характеристики психолого-педагогическо  

статуса школьника в их полном объеме выполняют функцн  

каталога наиболее вероятных причин тех затруднений в обуч  

нии, поведении и психическом развитии, самочувствии, котор|  

выявлены у ребенка. В качестве же основного инструмента ан  

лиза психологического состояния и динамики развития ребещ  

используются определенные фиксированные характеристин  

включенные в психолого-педагогическую карту школьника.  

 

Четыре основных показателя, составивших карту, сохраи  

ются на протяжении всех обследований школьника. Однак<  

зависимости от того, на каком этапе школьного обучения п|  

изводится данный диагностический минимум, эти показать  

приобретают различный <вес> - значимость с точки зрей  

анализа состояния ребенка. Так, на этапе приема и адап  

ции в школе принципиальное значение играют показать  

познавательной сферы, сформированность учебной мотивац  

А, скажем, в подростковом возрасте увеличивается знача  

<субъективного> показателя - системы отношений - и а  

чительно уменьшается роль некоторых интеллектуальных;  

 

казателей - развитие тонкой моторики, например. Кроме н  

и это принципиально важно, на каждом этапе обучения гф  

ъявляются свои, специфические требования к уровню раз  

тия и качественному содержанию каждого показателя.  

суждая их содержание, мы переходим к анализу второго г  

ного понятия, выделяемого нами, - психолого-педагогича  

требований к уровню развития и содержанию различных i  

понентов статуса школьника.  

 

Психолого-педагогические требования  

к содержанию статуса школьника  

 

Школьная социально-педагогическая среда обладает  

ределенным потенциалом возможностей обучения и пснХ  

гического развития. Он определяется учебными программ!  

и их методическим обеспечением, уровнем квалификаций  

дагогов и их профессиональными установками, особенй  

внутригруппового социально-психологического климата,  

мами и ценностями ученических коллективов и др. Вмей  

тем она предъявляет определенные требования практи4  

 

90  

 

._ .. Содержание деятельности школьного психолога --  

 

ко всем проявлениям ребенка, будь то учебная деятельность,  

общение или поведение. Несомненно, что каждая школа инди-  

видуально задает и систему требований и объем своих образо-  

вательных и развивающих возможностей. Вместе с тем науч-  

ная психолого-педагогическая литература позволяет выявить  

важнейшие основополагающие требования, предъявляемые  

школьной учебно-воспитательной системой к школьнику - его  

 

деятельности, поведению и внутренним психологическим осо-  

бенностям на различных этапах обучения.  

 

У многих читателей, возможно, возникнут различные  

неприятные ассоциации с тем понятием, которое мы вво-  

дим как важнейшее в нашей модели: психолого-педагогичес-  

кие требования. Слово <требования> достаточно жесткое  

и имеет определенную смысловую нагрузку в нашей культу-  

ре. Что стоит за ним? Значит ли это, что все дети, все  

ученики определенной параллели должны быть такими, ка-  

кими их видят создатели модели, а если они не соответ- ,  

ствуют каким-то из требований, их обязательно надо <кор-  

ректировать>, <формировать>, приспосабливапть и т. п.?  

 

В предлагаемую нами систему требований мы включили  

те аспекты поведения, обучения и общения, на которых  

традиционно строилась и продолжает осуществляться вся  

система предметного обучения и общения в рамках школь-  

ной среды, которые рассматриваются современной отечес-  

твенной психологической и педагогической науками как важ-  

нейшие предпосылки и условия успешного обучения и разви-  

тия в школьном возрасте. Несоответствие им ребенка  

может рассматриваться как проблема, но чья? Либо про-  

блема ребенка - тогда ему надо помочь (например, достиг-  

нуть определенного уровня развития, сформировать опре-  

деленные умения или научится использовать данные приро-  

дой особенности). Либо- проблема педагога, которому  

чеобходимо приспособить процесс обучения и воспитания к  

Їсобенностям школьника. Например, возьмем такое общее  

Требование существующей системы школьного обучения как  

особность работать в одном темпе со всем классом>.  

если ребенок ему не соответствует - не успевает усваи-  

пгь или предъявлять усвоенный материал в одном темпе  

0 всеми, он попадает в неблагоприятные образовательные-  

Чcлoвuл, что может отразиться на его психологическом со-  

 

91  

 

М. Битянова  

 

стоянии и перспективах развития. В чем цель сопровожда  

ющих действий педагога и психолога? В зависимости  

конкретных причин низкого темпа деятельности либо  

мочь ребенку выработать более быстрый темп учебной  

ятельности. либо приспособить обучение к его индивидуал!




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1600
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь