Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



15 страница


обследования.  

 

Схема наблюдения  

(содержание методик  

зависит от возраста  

обследуемых  

школьников).  

Анкета для родителе  

(особое значение имес  

для 1-4 минимумов). |  

 

Методика |  

Э. Ф. Замбацявичен<|  

(1-3 классы). |  

ШТУР и его модифик  

ции (8-10 классы).  

Психолого-педагоги  

екая карта школьниц  

 

Схема наблюдения.1,  

 

Психолого-педагог  

екая карта школьна  

 

Схема наблюдения!  

 

1.4. Развитие речи. Основной:  

 

1.5. Развитие  

тонкой моторики.  

 

опрос педагогов.  

Дополнительный:  

 

анализ речевых  

высказываний  

ребенка в процессе  

обследования.  

 

Основной:  

 

опрос педагогов.  

 

122  

 

Психолого-педаго  

екая карта школьн  

 

Схема наблюдения  

 

Психолого-педагог  

екая карта школь  

 

-- Содержание деятельности школьного психолога  

 

, с /..-_  

 

1.6. Умственная  

 

работоспособность  

и темп учебной  

деятельности.  

 

Основной:  

 

обследование  

школьника,  

опрос педагогов.  

 

Теппинг-тест.  

Тест Равена  

(5-8 классы).  

 

Психолого-педагогиче-  

ская карта школьника.  

 

Дополнительный:  

 

наблюдение лсма наолюдения.  

за ребенком в процессе Анкета для родителей.  

обследования.  

 

Схема наблюдения.  

 

Опрос родителей.  

 

2. Особенности  

поведения и обще-  

ния школьников.  

2.1. Взаимодей-  

ствие со сверст-  

никами.  

 

Основной:  

 

опрос педагогов.  

 

2.2. Взаимодействие Основной:  

 

с педагогами.  

 

3. Соблюдение  

Ниальных и  

ических норм.  

 

24 п  

 

- ""оеденческая  

 

"Регуляция.  

 

опрос педагогов.  

 

Дополнительный:  

 

наблюдение за  

ребенком в процессе  

обследования.  

 

Основной:  

 

опрос педагогов.  

 

Дополнительный:  

 

наблюдение за  

ребенком в процессе  

обследования.  

 

Основной:  

 

опрос педагогов.  

Дополнительный:  

 

наблюдение за  

 

123  

 

Психолого-педагогиче-  

ская карта школьника.  

Карта наблюдений  

Стотта (1-3-5 классы).  

 

Психолого-педагогиче-  

ская карта школьника.  

Карта наблюдений  

Стотта (1-3-5 классы).  

 

Схема наблюдения.  

 

Психолого-педагогиче-  

ская карта школьника.  

 

Схема наблюдения.  

 

Психолого-педа гогиче-  

ская карта школьника.  

 

Схема наблюдения.  

 

М. Битянова  

 

2.5. Активность и  

независимость.  

 

3. Особенности  

мотивационной  

сферы  

 

3.1. Наличие и  

характер учебной  

мотивации.  

 

3.2. Устойчивое  

 

эмоциональное  

 

состояние  

 

(уровень  

 

тревожности).  

 

ребенком в процессе  

обследования.  

 

Основной:  

 

опрос педагогов.  

 

Психолого-педагогиче-  

ская карта школьника.  

 

Основной.  

 

обследование ребенка.  

Дополнительный.  

опрос педагогов;  

 

опрос родителей.  

 

Основной:  

 

обследование ребенка.  

Дополнительный:  

 

опрос педагогов;  

 

опрос родителей.  

 

Мотивационные анкеты g  

(содержание методики|  

зависит от возраста  

обследуемых школь- 1  

ников). N  

П с ихолого-п еда гогичй  

екая карта школьниК!  

Анкета для  

родителей.  

 

Тест <Несуществуюи  

животное>.  

Опросники на  

определение уровн<Н  

тревожности. J;  

 

Методика сочинений  

(третий класс). |  

Психолого-педагоги1!  

екая карта школьн>  

Анкета для роди!  

 

4. Особенности  

системы  

отношений  

ребенка к миру  

и самому себе.  

4.1. Отношения  

со сверстниками.  

 

Основной:  

 

обследование ребенка.  

Дополнительный:  

 

опрос педагогов;  

 

опрос родителей.  

 

Рисуночные метод!  

(1-3 классы). я  

Мотивационные -."  

 

анкеты.  

 

Методика незако  

ных предложенИй|  

(5-8-10 классы).  

 

124  

 

Содержание деятельности  

 

школьного психолога  

 

4.2. Отношения  

с педагогами.  

 

Основной:  

 

обследование ребенка.  

Дополнительные:  

 

опрос педагогов;  

 

опрос родителей.  

 

Карта наблюдений  

Стотта. Анкета для  

Родителей.  

 

Рисуночные методы.  

Незаконченные  

"Редложения.  

Карта наблюдений  

Стотта. Анкета для  

Родителей.  

 

4.3. Отношение  

к значимой  

деятельности.  

 

Основной:  

 

обследование ребенка.  

 

Дополнительный:  

 

опрос педагогов;  

 

опрос родителей.  

 

Мотивационная анкета.  

 

Незаконченные  

предложения.  

 

Методика сочинения.  

Психолого-педагогиче-  

ская карта школьника.  

Анкета для  

родителей.  

 

4.4. Отношение  

к себе.  

 

Основной: Тест <Несуществующее  

обследование ребенка, животное>.  

 

Незаконченные  

предложения.  

 

В этом разделе мы не предполагаем подробно освящать  

содержание диагностической деятельности в различных школь-  

ных параллелях, так как этому будут посвящены отдельные  

книги. Дадим лишь краткую характеристику предлагаемых  

методов. Часть из них является авторскими, разработанными  

в Русле парадигмы сопровождения либо близкими по духу ее  

принципам, другие- более или менее известны. Среди этой  

"оследней группы - те методики, которые, с нашей точки зре-  

"ия, хорошо зарекомендовали себя в школьной практике. В  

чашей модели все они используются в несколько модифициро-  

нном виде. Наиболее значительному уточнению и измене-  

нию методики подверглись в области обработки, интерпрета-  

ци1! и представления данных. Связано это с проблемой, уже  

Осуждавшейся выше: большая часть методик создана в кли-  

 

125  

 

М. Битянова  

 

нических или исследовательских целях, предлагаемые их со-  

здателями способы обработки и интерпретации данных часто  

мало применимы в практической деятельности либо не соот-  

ветствуют целям и задачам последней.  

 

1. Психолого-педагогическая карта школьника  

 

Авторы: Афанасьева Е. И., Битянова М. Р., Васильева Н. Л.  

 

Данная методика представляет собой схему структуриро-  

ванного наблюдения особенностей обучения и поведения школь-  

ников, осуществляемого педагогами в различных учебных и;  

 

внеучебных ситуациях. В ее основу положены представление  

авторов об основных психологических характеристиках школь>  

ного статуса ребенка и важнейших психологических требовав  

ниях к их содержанию на конкретном этапе обучения. Требо-|  

вания представлены в виде описания конкретных поведенчес?  

ких проявлений ребенка. Прием в педагогической психологив  

не новый, существует целый ряд методик, построенных по типд  

экспертных опросов педагогов и воспитателей в отношени!  

наблюдаемых ими особенностей поведения и деятельности pel  

бенка. Мы также прибегли к этому эффективному, на нац|  

взгляд, приему диагностики. Особенность нашей схемы на|  

блюдения заключается в следующем: описываемые фрагме>  

ты поведения скомпонованы в соответствии с теми параметр  

ми психолого-педагогического статуса, которым они соотве  

ствуют; описание поведения дано на понятном педагогу язык  

все проявления описаны в позитивном ключе.  

 

Данной методике отводится значительное место в наш<  

диагностической системе. Из приведенной выше таблицы ви  

но, что большое число параметров статуса в объеме психол  

го-педагогической карты школьника изучается и оценивает  

на основе ее данных. По своей сути данная методика являет  

экспертным опросом. Она заполняется педагогами на осно  

целенаправленных наблюдений. Содержание психолого-пед  

гогической карты, естественно, изменяется от одного диагн<  

тического минимума к другому. Несколько изменяется на(  

тех параметров статуса, по которым проводится опрос пед  

гов, существенно изменяются конкретные описания повед|  

ческих проявлений. Однако на любом этапе школьного o6y4j  

ния психолого-педагогическая карта сохраняет свое значе1|  

как ведущий скрининговый метод, и остаются неизменны!  

 

126  

 

__ .. Содержание деятельности школьного психолога -  

 

подходы к ее построению. Общий алгоритм создания конкрет-  

ной опросной методики такого типа следующий:  

 

Разработка представлений о психолого-педагогичес-  

 

ком статусе школьника и наиболее значимых его па-  

раметрах на данном этапе развития  

 

-----  

 

Разработка системы психолого-педагогических требо-  

ваний к содержанию выделенных параметров статуса |  

 

----  

Выделение тех параметров статуса, которые могут быть  

 

исследованы методом экспертного опроса  

:-----  

 

Подбор конкретных описаний поведения и деятель-  

ности 1  

 

В качестве примера ниже мы приводим текст методики, пред-  

назначенной для организации наблюдения первоклассников на  

этапе адаптации в школе (второй диагностический минимум). В  

правом столбце перечисляются основные психологические харак-  

теристики школьного статуса первоклассника, состояние кото-  

рых, с нашей точки зрения, может быть изучено с помощью эк-  

спертных опросов. В левом столбце дается перечень поведенчес-  

ких проявлений ребенка, которые могут быть рассмотрены как  

индикаторы успешного приспособления к школе в сферах обуче-  

ния, общения и психологического самочувствия на данном этапе  

возрастного развития.  

 

Таблица As 7. Психолого-педагогическая карта первоклас-  

сника.  

 

Параметры психолого-  

педагогического статуса  

школьника  

 

Конкретные поведенческие  

проявления  

 

Ценности учебной  

дельности  

 

л- окзвольность  

 

Нических процессов  

 

Способен сосредоточиться на  

 

задаче и не отвлекаться в  

nnnirpro о" ----  

 

процессе ее решения  

 

Может поставить перед собой  

 

конкретную учебную цель и  

 

последовательно добиваться ее  

достижения  

 

127  

 

М. Битянова  

 

.2. Развитие мышления  

 

1.3. Сформированность  

важнейших учебных  

действий  

 

1.4. Развитие речи  

 

1.5. Развитие тонкой  

моторики  

 

1.6. Умственная  

 

Понимает требования учителя MJ  

старается их выполнять  

При возникновении учебных а  

трудностей на уроке прилагает.3  

усилия для их преодоления  

 

На уроке демонстрирует спос  

 

ность обобщать имеющиеся  

 

знания  

 

Способен отделить существенш  

 

свойства предмета от несущее  

 

венных  

 

Может связно рассказать о  

 

событиях своей жизни ;  

 

Понимает и выполняет указав  

 

учителя на уроке без напомш  

 

ния  

 

Способен выделить в задан>  

 

основной вопрос и определит  

 

пути выполнения задания ;  

 

Может осуществлять простейв  

мыслительные операции в у>  

без опоры на наглядный  

материал  

 

Может пересказать содержа  

 

текста или рассказа учител>  

 

своими словами  

 

Связно выражает свои мыс  

 

Имеет достаточный словар!  

 

запас  

 

Пишет разборчиво, выполи  

основные требования к пис  

Способен рисовать  

мелкие детали,  

точно обводить контур  

 

Сохраняет удовлетворите  

128  

 

-- . Содержание деятельности школьною психолога --  

 

работоспособность и темп работоспособность в течение  

учебной деятельности всего урока  

 

Способен работать в одном  

темпе со всем классом  

 

Особенности поведения  

и общения  

 

2.1. Взаимодействие  

со сверстниками  

 

2.2. Взаимодействие  

с педагогами  

 

2.3. Соблюдение  

 

социальных и этических  

норм  

 

4 веденческая  

""Регуляция  

 

2  

Живность и  

 

93  

 

Активен в общении со сверстни-  

ками, сам выбирает себе  

партнеров для игр и занятий  

Не провоцирует конфликты со  

сверстниками, не бьет первым  

 

Имеет постоянных приятелей в  

классе  

 

Может обратиться с просьбой  

к учителю  

 

Уважительно относится к учите-  

лю и соблюдает необходимую  

дистанцию в общении с ним  

Прислушивается к замечаниям  

и требованиям учителя, старает-  

ся их выполнить  

 

Поддерживает опрятный внеш-  

ний вид в течение дня  

 

Не списывает домашние задания  

Соблюдает принятые в классе  

правила поведения и общения  

 

При ответе у доски контролиру-  

ет движения тела (позу, положе-  

ния рук, ног)  

 

Владеет собой в ситуациях, тре-  

бующих сосредоточенности, мол-  

чания или ограничения  

движений  

 

Контролирует свои эмоции  

 

Достаточно активен на уроке,  

129  

 

М. Битянова  

 

независимость  

 

стремится проявить свои знания,  

 

Проявляет заинтересованность  

 

в получении новых знаний  

 

Самостоятельно добирается  

 

до школы  

 

Умеет пользоваться школьным  

 

буфетом  

 

Способен справиться с дежурс  

 

вом по классу  

 

Отношение к учебной  

 

деятельности  

 

3.1. Наличие и характер  

 

учебной мотивации  

 

3.2. Устойчивое  

эмоциональное состояние  

 

Редко пропускает занятия  

Проявляет заинтересованност  

в хорошей оценке  

Имеет на уроке все необходима  

школьные принадлежности  

 

В меру переживает за оценкв|  

критические замечания учите  

 

В зависимости от возраста школьников содержание пра|  

го столбца таблицы существенно изменяется, а левого - ос  

ется неизменной. В него мы поместили те параметры стату  

которые, с нашей точки зрения, вполне доступны грамотна  

педагогическому наблюдению и оценке.  

 

2. Схема наблюдения поведения школьника  

в процессе психологического обследования  

 

Автор - Битянова М.Р.  

 

Предлагаемая схема наблюдения может использоваться  

вспомогательное средство получения информации об умет  

ной деятельности, поведении и общении школьника. Пре  

всего, в ситуации индивидуального обследования. При i  

мы не исключаем возможность использования данной cxet  

в других психолого-педагогических ситуациях взаимодейс1  

взрослого и ученика. Схема представляет собой набор оп(|  

ний конкретных поведенческих проявлений ребенка, набли  

емых психологом или педагогом в процессе общения, кс  

 

130  

 

-- Содержание деятельности школьного психолога -  

 

соотнесены с различными параметрами его психолого-педаго-  

гического статуса.  

 

3. Карга наблюдения Стотта  

 

Данная методика представляет собой специализированный  

опросник для изучения содержания и природы дезадаптивно-  

го поведения школьника 7-12 лет. По форме он, также как и  

психолого-педагогическая карта, представляет собой техноло-  

гию структурированного наблюдения учителем особенностей  

поведения ребенка. Однако наблюдению и оценке подверга-  

ются в данном случае такие фрагменты поведения школьни-  

ка, которые могут быть квалифицированы как проявления  

дезадаптации. Несомненным достоинством Карты наблюде-  

ния (сокращенно - КН) являются ее дифференциальные воз-  

можности - на основе заполненной педагогом карты можно  

не только установить факт наличия-отсутствия дезадаптации  

в поведении школьника, но и выяснить преимущественный  

характер существующих нарушений (замкнутость, враждеб-  

ность, тревожность и др.), а также социальную сферу их про-  

явлений (отношения со взрослыми, со сверстниками).  

 

Соответственно, основное направление анализа данных -  

 

качественный анализ, позволяющий понять характер и глуби-  

ну нарушений и наметить пути коррекции.  

 

Серьезным недостатком метода является его трудоемкость.  

Поэтому заполнение КН рекомендуется по отношению к тем де-  

тям, нарушения в поведении у которых уже зафиксированы пси-  

хологом и педагогом. Кроме того, на наш взгляд, у данной мето-  

дики есть еще один серьезный недостаток, так сказать, идеологи-  

ческого характера. Он связан с клинической ориентацией метода  

и проявляется в самих формулировках поведенческих фрагмен-  

тов. Учитель, заполняющий текст КН на всех детей класса, поне-  

воле начинает смотреть на них, как на носителей негативных,  

патологических черт. Это не способствует формированию у него  

манистической установки относительно детей, а соответствен-  

чо усложняет реализацию идеи психолого-педагогического со-  

"Ровождения ребенка в процессе школьного обучения.  

 

4. Анкеты для родителей  

 

Анкетирование родителей предусматривается во всех диа"-  

стнческих минимумах, однако особую значимость они име-  

 

131  

 

М. Битянова  

 

ют во 2-м и 4-м скринингах, направленных на изучение осо-  

бенностей процесса адаптации школьников в новых социаль-  

но-педагогических условиях. Выявляемая в процессе опроса  

родителей информация является важным компонентом диаг-1  

ностического минимума, так как она позволяет:  

 

соотнести поведение ребенка дома с его школьными  

проявлениями;  

 

уточнить происхождение той или иной школьной про-  

блемы ребенка или подростка;  

 

дополнить данные, полученные при опросе педагогов  

и обследовании ребенка.  

 

В соответствии с задачами анкетирования родителей зада.  

ется и содержание опросников. В него входят вопросы ил<  

позитивные суждения, касающиеся интереса к школе, эмоций  

ональных переживаний ребенка, возникающих в связи ей)  

школьными ситуациями, особенностей организации учебное  

деятельности дома, общего психофизического состояния школй|  

ника и др.  

 

Мы не считаем возможным и нужным использовать в мае  

совой школьной практике западные вопросники для родите  

лей, ориентированные на выявление различных симптомо  

дезадаптивного поведения. Например, вопросник АхенбахЯ  

Они громоздки, сложны в обработке и самое главное- ори  

ентированы на выявление детей с различными дезадаптивн  

ми, асоциальными, ненормативными формами поведения. Ont3  

применения опросника Ахенбаха убедил нас в том, что род!  

тели в процессе его заполнения скрывают значимую инф(я




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 3477
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь