Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



13 страница


общения.  

 

2. Использование речи как инст-  

румента мышления (владение  

сложноподчиненными конструкци-  

ями в устной речи и письменной  

речи, связное изложение своих  

идей, использование доказа-  

тельств).  

 

3. Грамотность и богатый  

словарный запас устной речи.  

 

1. Понятность письма.  

 

2. Аккуратность оформления  

письменных работ.  

 

3. Способность к различным ви-  

дам ручного труда.  

 

1. Сохранение учебной активнос-  

ти в течение всего урока.  

 

2. Адаптация к учебной  

нагрузке.  

 

3. Способность работать в еди-  

ном темпе со всем классом.  

 

4. Предпочтение высокого тем-  

па работы.  

 

1. Включенность во внутригруппо-  

вое общение со сверстниками.  

 

2. Устойчивое позитивное положе-  

ние в группе сверстников, спо-  

собность к сотрудничеству со  

 

103  

 

М. Битянова  

 

2.2. Взаимодействие  

с педагогами  

 

сверстниками в учебной и  

чебной деятельности.  

3. Способность к глубоким  

продолжительным эмоциона  

ным привязанностям.  

 

Включенность в личностное.  

общение с педагогами. Cno

ность к проявлению эмпа-пщ  

отношению ко взрослым.  

 

2.3. Соблюдение социальных Принятие и соблюдение клг  

и этических норм ных и школьных социальш  

этических норм.  

 

2.4. Поведенческая  

саморегуляция  

 

2.5. Активность и  

независимость  

 

1. Способность длительно по|  

нять поведение намеченной i  

 

2. Умение сдерживать эмои  

придавать их выражению л{  

намеренный характер.  

 

3. Моральная регуляция  

поведения.  

 

4. Способность к ответствен>  

поведению.  

 

Активность, самостоятельно  

целенаправленность в позв  

тельной и социальной дея1  

ности.  

 

3. Особенности  

мотивационной сферы.  

3.1. Наличие и характер  

учебной мотивации  

 

1. Интерес к способам полу  

ния знаний.  

 

2. Умение ставить и достига  

конкретные задачи самообр  

вания.  

 

3. Интерес к знаниям, выхо;  

 

щим за пределы школьных.;  

 

4. Интерес к самостоятельи  

формам учебной деятельно  

 

104  

 

... Содержание деятельности школьного психолога  

 

3.2. Устойчивое  

эмоциональное состояние  

(уровень тревожности)  

 

5. Способность к постановке  

<гибких> и перспективных целей  

образования и самообразования.  

 

6. Интерес к использованию  

результатов учебной работы  

 

в социально-значимых формах  

деятельности.  

 

Отсутствие выраженных проти-  

воречий между:  

 

- требованиями школы (педа-  

гога) и родителей;  

 

- требованиями взрослых и  

возможностями подростка;  

 

- требованиями семьи и рефе-  

рентной группы сверстников;  

 

- требованиями референтной  

 

группы и возможностями  

подростка.  

 

4. Особенности системы  

отношений школьника к миру  

и самому себе  

 

4.1. Отношения  

со сверстниками  

 

Эмоционально-положительное  

восприятие подростком системы  

своих отношений со сверстника-  

ми: субъективная включенность  

в отношения, восприятие своего  

статуса в группе как положи-  

тельного и удовлетворенность им.  

 

2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное  

восприятие подростком системы  

своих отношений с педагогами и  

воспитателям: восприятие этих  

отношений как уважительных,  

доверительных, но сохраняющих  

его автономность.  

 

Ї- Отношение к значимой Учение выступает для подрост-  

105  

 

М. Битянова  

 

деятельности  

 

4.4. Отношение к себе  

 

ка как смыслообразующм  

мотив. |  

Позитивная <Я-концепция|  

устойчивая адекватная са(  

оценка, ориентация на буд|  

субъективное ощущение ада  

ности своего поведения и э<  

ональных реакций.  

 

Психолого-педагогические требования,  

предъявляемые к учащимся 10-х классов  

 

Система наиболее существенных, с нашей точки зрения!  

бований изложена в таблице № 5. Качественные изменения  

исходят во всех блоках системы. Значение параметров пе|  

блока (требования к познавательной деятельности) уменыЦ  

ся. Вместе с тем формулируется ряд принципиально новых [  

произвольного регулирования учебной деятельности и ос  

ностей мышления старшеклассников. Новые требования  

ются прогностических навыков - умений предвидеть, пр  

тать последствия достижения тех или иных учебных цел  

также оценивать имеющиеся для достижения цели ресур  

отношении мышления впервые речь идет об освоении ме  

теоретического, исследовательского анализа.  

 

Качественно иной смысл обретают требования, преды  

мые к общению и межличностному взаимодействию школь  

со сверстниками и взрослыми. Так, оценивается способност  

нимать и нести ответственность за решения, касающиеся ,1  

людей. Существенно усложняются требования к межличн((  

му общению со сверстниками - это и способность к довери  

ному общению, и некоторое эмоциональное постоянство в |  

шениях, и активность в создании поля и новых возможН)  

общения со сверстниками, социальная смелость. В отнош(  

со взрослыми вводится такое понятие, как партнерство.  

 

Стремление к профессиональному самоопределению с1  

твенным образом влияет на требования к мотивационн  

эмоционально-смысловым аспектам психического мира стар|  

лассников. Это и развитый мотив самообразования, и мо1(  

ционная избирательность интересов, и стремление к аналЯ  

выработке эффективного стиля познавательной деятельно  

 

106  

 

... Содержание деятельности школьного психолога  

 

Таблица № 5.Система  

"и к содержанию статуса  

 

психолого-педагогических требова-  

ученика 10 класса.  

 

Параметры  

психолого-  

педагогического статуса  

 

Психолого-педагогические  

требования к обучению, поведению  

и общению учащегося  

 

I Познавательная сфера.  

11. Произвольность  

психических процессов  

 

1. Способность к осознанному  

самоограничению в постановке и  

реализации определенных значи-  

мых целей.  

 

2. Планирование деятельности в  

соответствии с ее объективной и  

субъективной значимостью.  

 

3. Способность предвидеть  

последствия достижения тех  

или иных целей.  

 

4. Способность определять ресур-  

сы, необходимые для достижения  

цели и оценивать их реальное  

наличие.  

 

5. Использование рациональных  

способов учебной и других видов  

деятельности.  

 

1. Освоение методов теоретичес-  

кого, творческого мышления.  

 

1.2. Развитие мышления  

 

2. Использование исследователь-  

ских методов в обучении.  

 

1.3. Сформированность 1. Выделение существенных и  

важнейших учебных действий несущественных признаков  

изучаемых понятий.  

 

2. Оперирование всей системой  

данных учебной задачи.  

 

3. Ориентация на всю систему  

требований учебной задачи.  

 

4. Способность к рассмотрению  

изучаемого предмета с разных  

сторон.  

 

107  

 

М. Битянова  

 

1.4. Развитие речи  

 

1.5. Развитие тонкой  

моторики  

 

1.6. Умственная  

работоспособность и темп  

учебной деятельности  

 

5. Способность к смене стра!  

гии, гипотезы в процессе р(  

ния учебной проблемы.  

 

1. Богатый опыт речевого  

общения.  

 

2. Использование речи как  

струмента мышления (влада  

сложноподчиненными констр  

циями в устной речи и писы<|  

ной речи, связное изложение <  

их идей, использование дока  

тельств).  

 

3. Грамотность и богатый слои  

ный запас устной речи.  

 

1. Понятность письма.  

 

2. Аккуратность оформления  

письменных работ. ;|  

 

3. Способность к различным!  

дам ручного труда. >i  

 

1. Сохранение учебной активе!  

ти и работоспособности в т  

ние всего урока.  

 

2. Предпочтение высокого  

темпа работы.  

 

3. Способность работать в  

ном темпе со всем классом.  

 

4. Адаптация к учебной  

нагрузке.  

 

2. Особенности поведения  

и общения школьников  

2.1. Взаимодействие  

со сверстниками.  

 

1. Включенность в довер!  

ные, эмоциональные отношу  

со сверстниками.  

 

2. Позитивное положение в гр)  

сверстников,способность к i  

 

108  

 

... Содержание деятельности школьного психолога --  

 

дничеству со сверстниками в учеб-  

ной и внеучебной деятельности.  

 

3. Способность к глубоким и про-  

должительным эмоциональным  

привязанностям.  

 

4. Включенность в широкую со-  

циальную систему контактов  

(расширение социального про-  

странства), активность в форми-  

ровании нового социального  

пространства.  

 

2.2. Взаимодействие  

с педагогами  

 

1. Включенность в личностное  

общение с педагогами.  

 

2. Способность к установлению  

деловых, партнерских отношений  

со взрослыми.  

 

2.3. Соблюдение  

социальных и  

этических норм  

 

2.4. Поведенческая  

саморегуляция  

 

-5 Активность и  

Зависимость  

 

Принятие и соблюдение класс-  

ных и школьных социальных и  

этических норм.  

 

1. Способность длительно подчи-  

нять поведение намеченной цели.  

 

2. Умение сдерживать эмоции,  

придавать их выражению пред-  

намеренный характер.  

 

3. Моральная регуляция  

поведения.  

 

4. Способность к ответственному  

поведению.  

 

5. Способность принимать ответ-  

ственные решения, касающиеся  

других людей.  

 

1. Уверенное автономное  

поведение.  

 

2. Активность и целенаправлен-  

ность в познавательной и соци-  

альной деятельности.  

 

109  

 

М. Битянова  

 

3. Особенности  

мотивационной сферы  

3.1. Наличие и характер  

учебной мотивации  

 

3.2. Устойчивое  

эмоциональное состояние  

(уровень тревожности)  

 

1. Интерес к основам наук,  

тодам теоретического мышлен  

 

2. Развитый мотив самообра-  

зования, связанный с жизненн  

ми перспективами и самовосд  

танием.  

 

3. Стремление к анализу инд]  

видуального стиля своей учебе!  

деятельности.  

 

4. Мотивационная избиратед  

ность интересов, обусловленя  

выбором профессии.  

 

Отсутствие выраженных про  

воречий между:  

 

- требованиями взрослых и i  

можностями (потребностями  

старшеклассника;  

 

- требованиями семьи и ре  

рентной группы сверстников  

 

- требованиями референт  

группы и возможностями  

(потребностями) старшеклассн  

 

- возможностями и желания  

(потребностями) старшеклас  

 

4. Особенности системы  

отношений старшеклассника  

к миру и самому себе  

4.1. Отношения  

со сверстниками  

 

1. Эмоционально-положитель  

восприятие старшеклассник  

системы своих отношений со|  

сверстниками: субъективная  

включенность в эмоциональ!  

доверительные отношения.  

 

2. Восприятие своего статус  

группе как положительного]  

удовлетворенность им.  

 

110  

 

Содержание деятельности школьного психолога  

 

4,2. Отношения  

с педагогами  

 

4.3. Отношение  

к значимой деятельности  

 

3. Субъективная включенность в  

широкую систему социальных  

отношений.  

 

Эмоционально-положительное  

восприятие старшеклассниками  

 

системы своих отношений с пе-  

дагогами и воспитателями: вос-  

приятие этих отношений как ува-  

жительных, доверительных, но  

сохраняющих его автоном-  

ность.  

 

1. Обогащение личностным смыс-  

лом как социального, так и по-  

знавательного мотивов деятель-  

ности.  

 

2. Включение учебной деятель-  

ности и отношения к ней в более  

широкую систему профессио-  

нальных отношений и предпочте-  

ний.  

 

1. Позитивная "Я-концепция",  

устойчивая адекватная  

самооценка.  

 

2. Ориентация на будущее.  

 

3. Субъективное ощущение.  

адекватности своего поведения и  

эмоциональных реакций.  

 

4.4. Отношение к себе  

 

Таким образом, мы подробно остановились на содержании  

УХ важнейших понятий, в значительной степени определяю-  

щих деятельность практического школьного психолога. Далее  

ы хотели бы показать, как статус школьника и система пси-  

ого-педагогических требований к содержанию карты зада-  

Держание различных видов работы школьного психоло-  

~~ прежде всего, диагностической, а также коррекционно-  

ивающей и консультативной.  

 

111  

 

М. Битянова  

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА  

 

Диагностическая деятельность школьного психолога, ра4  

тающего в рамках модели сопровождения, направлена на |  

явление наиболее важных особенностей деятельности, пове;  

 

ния и психического состояния школьников, которые должны бь  

учтены в процессе сопровождения. То есть на изучение их  

холого-педагогического статуса. При этом различные диаг  

тические схемы в разном объеме используют параметры, вх  

щие в статус. Так, в ходе диагностического минимума выян  

ются особенности статуса всех школьников обследуе!  

параллели в объеме психолого-педагогической карты. В г)  

цессе же углубленных или дифференциальных обследований  

ходе которых уточняется происхождение различных психолй  

педагогических трудностей школьника, могут анализирова|  

и другие параметры статуса. Прежде всего и подробнее i  

мы остановимся на содержании диагностического миниму>  

основной диагностической схеме в нашей модели.  

 

Диагностический иивимум  

 

Напомним, что нами в рамках психолого-педагогическ(  

провождения школьников в процессе обучения предусмс  

проведение диагностических минимумов в четырех ученич  

параллелях. Их выбор, как мы уже говорили, не случае  

обусловлен теми объективными и субъективными сложи  

ми, с которыми сопряжено обучение детей и подростков  

школьные периоды. Более того, некоторые из них наст)(  

важны с точки зрения содержащихся в них потенциальнь  

можностей и опасностей развития и обучения школьнике)  

они включают в себя два диагностических обследования т  

ной схеме. Конкретно это касается периодов поступления в i  

и перехода в среднее звено. Перед психологом и педаг  

последовательно встают две важные задачи сопроводи  

которые не могут быть решены одновременно. Первая>  

определение готовности ребенка к обучению в новых усд  

будь то начало школьной жизни вообще, либо переход к|  

метному обучению. Сопровождающая деятельность на это  

ориентирована, с одной стороны, на оказание необходик  

мощи детям с низким уровнем такой готовности, а с i  

 

112  

 

__ . Содержание деятельности школьного психолога -  

 

стороны, на модификацию учебного процесса с учетом реаль-  

ных психологических особенностей и возможностей первоклас-  

сников. Вторая - это адаптация школьников в новой социаль-  

но-педагогической среде; создание условий для эффективного  

приспособления к новой ситуации и помощь школьникам, ис-  

пытывающим различные трудности в выработке приспособи-  

тльного стиля поведения и отношения.  

 

Имеющийся сегодня в распоряжении школьного психолога  

научный багаж не позволяет своевременно, еще до смены со-  

циально-педагогической ситуации, спрогнозировать все воз-  

можные варианты адаптационного периода для данного школь-  

ника и исключить деструктивные пути приспособления. Высо-  

кая степень готовности не свидетельствует однозначно о  

благоприятном прогнозе в отношении адаптации. Поэтому в  

настоящий момент мы не видим возможности обеспечить пси-  

холога и педагогов необходимой информацией для решения  

обеих задач одновременно, в процессе одного диагностическо-  

го минимума. В рамках нашей модели предполагается прове-  

дение двух диагностических минимумов на этапе поступления  

и адаптации в школе и двух диагностических минимумов при  

переходе в среднее звено. Один минимум в каждой паре на-  

правлен на определение готовности к переходу к обучению в  

 

новых условиях, второй - на выявление особенностей процес-  

са адаптации и возникающих трудностей.  

 

В целом система диагностических минимумов, через кото-  

рую проходит каждый школьник в период десятилетнего обу-  

чения, может быть представлена в следующем виде:  

 

обследование дошкольников на этапе приема в школу;  

 

обследование первоклассников на этапе адаптации в  

школьной среде;  

 

обследование третьеклассников на этапе окончания  

начальной школы;  

 

обследование пятиклассников на этапе адаптации в  

среднем звене;  

 

обследование подростков в период острого возрастно-  

го кризиса;  

 

обследование старшеклассников.  

 

В основе всех диагностических минимумов лежит психоло-  

""едагогическая карта школьника и составляющие ее пара-  

ды. Вместе с тем роль и <удельный вес> различных факто-  

 

113  

 

М. Битянова  

 

ров меняется и зависит от возраста школьников, целей и за"  

дач обследования на данной ступени обучения. Остановимс  

на этом подробнее.  

 

1. Прием в школу. Целью диагностики является од  

ределение когнитивной, мотивационной и эмоционально-вол<  

вой готовности детей к обучению в начальном звене школь  

Соответственно, в процессе анализа диагностические резул  

таты конкретного ребенка будут сравниваться с определенщ  

ми параметрами психолого-педагогических требований к q  

держанию статуса первоклассника. Чем больше урове(  

развития дошкольника на момент обследования соответству  

содержанию статуса первоклассника (по определенным пар  

метрам), тем выше будет оцениваться степень готовности р  

бенка к обучению, приобретению тех или иных психологич<  

ких и социальных навыков, формированию тех или иных п<




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1522
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 24 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь