|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школеДля его обучения и развития.
Психолог нуждается в информации педагога, результатах его наблюдения и анализа характеристик учебной деятельности и
275
М. Битянова
поведения школьника. Не обладая ею, ему трудно соотнь,.. психологические факты с реальной жизнедеятельностью ка, трудно определиться в приоритетных направлениях о| с ребенком. В самом деле, психологические данные о тревож или низком социальном статусе школьника приобретайте шенно различное значение в связи с анализом качества уч< деятельности, особенностей поведения в различных ситу! внутригруппового взаимодействия со школьниками.
Педагогу необходима информация психолога о внутв <картине> наблюдаемых внешних проявлений, о глуй истоках и механизмах (если таковые имеются) существу учебных и социально-психологических проблем. Без нее лю трудно построить грамотную программу собствент дагогических действий.
Еще раз подчеркнем: цель профессиональной деятельн педагога и психолога в школе едина. Это - ребенок, уел его полноценного обучения и развития. Средства, метод различны. Однако эти специалисты объективно нуждаюч. информационном и организационном сотрудничестве др( другом, так как только в этом случае применяемые ими те логии работают на изначально заданную цель.
Соответственно, текущее сотрудничество педагогов и ЙС логов должно быть направлено на создание эффективных, ких и мобильных средств информационного обмена, выраб> общей позиции, общего плана действий. В нашу модель3 заложили несколько базовых форм такого взаимодействия.
1.Решение проблем эффективного сопрово! дения конкретных школьников и учебных nil раллелей осуществляется в процессе таких совместных ф6 работы, как
психолого-педагогический консилиум
групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума
<круглые столы> по итогам педагогической сопровож- дающей работы в определенной параллели
индивидуальные консультации по единичным запро- сам
Психолого-педагогический консилиум - важнейшая фо(] ма информационного обмена. На него <стекается> вся осно ная диагностическая информация о школьниках и ученичс
276
.. Психолог в школе: проблемы взаимодействия --
них группах исследуемой параллели. От педагогов-предмет- ников, классных руководителей поступает аналитическая ин- формация, в первую очередь- по результатам различных форм структурированного и свободного педагогического на- блюдения. При этом не исключено, что педагоги будут приме- цять не только метод наблюдения, но и опросы, различные тестовые процедуры для выявления особенностей учебной де- ятельности, поведения и общения учащихся. Социальные ра- ботники, социальные педагоги являются <поставщиками> ин- формации о семейной, социально-педагогической ситуации развития ребенка, психолог обладает информацией об особен- ностях его психического мира. Весь объем информации пере- рабатывается участниками консилиума в некоторый целост- ный взгляд, целостный образ ученика, и уже в соответствии с ним разрабатывается программа сопровождения и помощи.
В рамках другой формы сотрудничества - групповых и индивидуальных консультаций педагогов-предметников по итогам психолого-педагогического консилиума - общая <стра- тегическая> программа превращается в систему конкретных психолого-педагогических технологий работы с данным учени- ком, данным классом. Эти программы будут последовательно реализоваться педагогами в процессе обучения.
<Круглые столы> - это возможность обсудить итоги про- веденной педагогической работы в определенной параллели, представить и обсудить собственный опыт, пополнить профес- сиональный багаж находками коллег. Это также возможность выработать общую систему педагогических требований по от- ношению к тем или иным ученикам или группам. Переоце- нить значение такой семинарской творческой работы трудно и с точки зрения того, что дают такие встречи конкретным педа- гогам, и с точки зрения их благотворного влияния на учебно- воспитательный процесс.
2. Профессиональное развитие педагогов и психологов, выработка общего языка, общего смысла работы с детьми могут осуществляться в рам- ках такой регулярной коллегиальной работы, как
методические семинары с педагогами-предметниками и классными руководителями
просветительские психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива
277
М. Битянова
Мы видим смысл такой семинарской работы во взг профессиональном обогащении педагогов и психологов. стало привычным и традиционным делом говорить о нв(я мости психологического просвещения педагогов. А развей логу, работающему в школе, не нужны современные пед ческие знания? Нужны, причем очень разнообразные: сод тельного, методического плана, знание новейших методолоп подходов к построению всего процесса школьного образе
Просветительские семинары ориентированы, прехи го, на выработку общего психолого-педагогического яа помощью которого описывается ребенок, его особен>. проявления. В процессе семинаров идет сопоставление логических понятий, психологических взглядов на пр, личности, поведения, учебной деятельности школьника:
зультатами педагогических наблюдений и размышлени! дагоги получают представления об истоках, причинах и"] низмах тех или иных наблюдаемых ими проявлений. В, низации этих семинаров, по крайней мере на первых я огромную помощь окажут системы психолого-педагогиэд требований, описание параметров статуса и возможны> чин нарушений и трудностей. Они достаточно подробно! саны в этой книге. По отзывам практиков, на основе их о дения можно построить полезный и важный для педа процесс профессионального самоанализа и саморазвит
Методические семинары - это творческий процесс i за различных педагогических подходов, идей, конкретш нологий работы с точки зрения их психологического соде ния, возможных психологических следствий (и последи Это совместная попытка синтезировать психолого-педагог кое знание применительно к конкретному предмету, да4| теме, собственному стилю преподавания и общения. |
Несколько слов о различных моделях межличностных отн<| ний психолога и педагогов, складывающихся в процессе пов| невного разнообразного общения в школьной среде. ВариаЩ достаточно много: <При директоре>, <Один из нас>, себе>, <Самый умный> и др. Позиция <При директоре> ч1
всего складывается как естественный результат реализации Я
хологом другой позиции - личного психотерапевта директор!
этом случае педагоги предпочитают держать значительную М<
личностную дистанцию, подозревая (и часто не без основан!
?7Й
,.. Психолог в школе: проблемы взаимодействия
-о за закрытыми дверьми директорского кабинета они являются
"("ситами и серьезного, и досужего обсуждения. Психолога до-
ги могут уважать, но редко при этом принимают. Его личность
"сто обрастает разнообразными мифами, сплетнями, домысла-
На него с удовольствием жалуются начальству, его промахи
цеудачи редко встречают понимание - чаще закулисное зло-
"адство. Все это вполне понятно и закономерно в сложившейся
уации. Психолог, планируя и разворачивая свою деятель-
ность, мало может рассчитывать на личные контакты с педаго-
гами и воспитателями, он вынужден прибегать к помощи различ-
ных административных мер, что еще больше отделяет его от кол-
дектива. Позиция <При директоре> затрудняет и работу с
самими школьниками, так как негативное (скрытое или явное -
не имеет большого значения) отношение к психологу педагогов,
классных руководителей, сказывается и на контактах с детьми.
В любом случае учителя ближе к школьникам, их мнение тра-
диционно значимо, психолог в первые годы работы в школе не
может рассчитывать на равноценный авторитет. Близкой по
своим результатам может быть и установление позиции <Самый
умный>. Правда, она может быть никак не связана с взаимоот-
ношениями с директорами, а провоцироваться стилем поведе-
ния психолога, групповым настроем в педагогическом коллек-
тиве, несколькими конкретными наиболее авторитетными его
педагогами. В позиции <Самый умный> практически всегда
присутствует иронический, несколько обиженный тон задетых за
живое профессионалов, который в их реакциях часто приобре-
тает агрессивную форму: <Вот пусть и объяснит, как надо, раз
такой умный>. Причин, по которой педагоги вырабатывают та-
кую реакцию, достаточно много, часть из них мы уже назвали.
Молодые психологи, действительно, ее часто провоцируют надо
сказать, сделать это не трудно, учитывая тревожность и значи-
тельную нестабильность внутренней профессиональной позиции
учителей). Агрессию, негативистический отказ от сотрудничест-
ва могут вызвать внутренняя установка психолога <научить,
Їбъяснить как надо, открыть глаза>, которая так или иначе про-
явится и в стиле общения, и в приоритетных направлениях дея-
тельности психолога. Реакции возникают и в ответ на слишком
"эощренно научный язык, с помощью которого психолог пытается
Донести до учителей <истину> и на чрезмерную критичность в
"тиснении всего того, что делалось в школе до его прихода.
279
М. Битянова
Эта позиция психолога, будучи по своей сути eapi
манипулятивного давления <сверху>, как и все манипуд
ные стили отношений имеет тенденцию со временем дв
щаться в свой антипод - позицию <снизу>. Так, пси
проанализировав сложившуюся ситуацию, может nonpofl
исправить положение, найти другой стиль взаимоотнод
Многие выбирают стиль объяснения, толкования самихч
<Вот что я хотел сказать на самом деле, а совсем не то, ч
подумали...> Такого рода толкования очень часто воса
маются педагогами, да и на самом деле выглядят, как в
дания, заигрывания. А этим обстоятельством часто не ц
нет воспользоваться любой задетый человек.
Позиция <Сам по себе> нами по сути дела уже ощ
Психолог работает независимо, отдельно от педагогич
коллектива, большинство контактов с учителями возник;
их инициативе, в силу нормального человеческого любов
ва или доверия к психологии как способу решения их
блем. Однако, если психолог не предлагает развернутых<
сотрудничества, любопытство постепенно угасает, доверн
чезает, и психолога оставляют в покое.
Стиль отношений <Один из нас>, с нашей точки зрения
ходится ближе остальных к некоторой оптимальной поя
Она позволяет психологу устанавливать равноправные ,
вые отношения, налаживать дружеские контакты. В тако;
туации педагогам легче рассматривать работу психолога >
его личное дело, а как часть школьной учебно-воспитател
системы, к которой они имеют определенное, функциона
закрепленное отношение. Однако мы считаем, что в рамках|
системы взаимоотношений психологу необходимо сохранят>
которую личную дистанцию, существовать как бы отдел
от повседневных межличностных связей внутри педагогика
го коллектива. Мы уже говорили о том, что педагогический 1
лектив - очень своеобразная система и по своему составу (l
обладают женщины), и по содержанию отношений (в осно>
эмоциональные контакты). Находясь внутри сложной паут)
межличностных симпатий и антипатий, тонких эмоциональя
игр и манипуляций, психологу будет очень трудно оставаг
на профессиональной позиции, сохранять свой авторитет, п
во на экспертную независимую оценку, посредническую ;
тельность и др. Конечно, это не просто - поддерживать р<
280
Психолог 6 школе: проблемы взаимодействия
"дправные дружеские и деловые отношения и не переходить
которой эмоциональной границы. И возможно, читателям
покажется, что мы слишком усложняем вопрос, однако наш
опыт показывает, что это не так. Оптимальное сочетание вклю-
ченности и отстраненности задают успешность психолога в меж-
личностных отношениях с педагогическим коллективом школы.
Психолог - школьники
Вся профессиональная деятельность психолога в школе ори-
ентирована на школьников, создание условий для их полно-
ценного развития, образования в рамках школьной Среды,
решение возникающих у них социально-психологических про-
блем. Поэтому мы не видим смысла еще раз подробно оста-
навливаться на тех формах, в которых осуществляется взаи-
модействие психолога с конкретным ребенком, ученической
группой, параллелью и т. п. Напомним, что это:
- диагностика
- развивающая и психокоррекционная работа
- консультирование
- сопровождение в процессе работы со специалистом вне
школы
- психологическое просвещение.
Напомним также, что мы считаем важным условием эф-
фективного взаимодействия психолога со школьниками <пог-
ружение> последних на определенный период учебного года в
психологическую среду. В плане организации такое погруже-
ние реализуется как цикл работы психолога и педагогическо-
го коллектива со школьниками определенной параллели.
В рамках этого цикла осуществляются все перечисленные выше
психологические формы взаимодействия со школьниками, что,
естественно, не исключает, что работа с отдельными ученика-
ми или группами не может продолжаться и вне цикла - по их
запросу или по решению самого психолога.
Любая из названных выше видов психологической работы с
Детьми и подростками несет в себе как минимум двойную нагруз-
ку С одной стороны, решается определенная задача в рамках
процесса сопровождения - информационная, развивающая,
просветительская и др., с другой стороны, устанавливается уни-
кальный межличностный контакт между психологом и школьни-
м, сам по себе обладающий мощным развивающим, психоте-
281
М. Битянова
рапевтическим потенциалом. Величина этого потенциала зави
и от профессионализма психолога, и от выбранной им позищ
общении с учащимися. Об этой позиции мы и хотели бы поп
рить, выделив несколько принципиально важных моментов.)>
Первое. Позиция психолога в отношениях со школ
ками должна обеспечивать ему авторитет взрослого, спе
листа, личности, но не педагога. Проще говоря, школ1
психолог не должен восприниматься детьми как еще
учитель.
Не хотелось бы, чтобы за этой фразой педагоги уви
что-то обидное для себя. Просто нельзя сидеть сраз
двух стульях. Невозможно быть одновременно родител
психологом по отношению к своему ребенку, начальник
мужем по отношению к своей супруге, психологом и пе{
гом по отношению к одному и тому же ребенку. Это paai
ные позиции и по своим изначальным задачам, и по е?
стилевым, поведенческим, характеристикам, и то тем t
даниям, которые они формируют у школьника. Иначе
холог в школе не был бы нужен вообще. Ведь он не деА
что-то за педагога, он делает нечто отличное, допом
шее деятельность педагога. По психологическим кругам
чует историческая фраза одного директора, сказавшею
моей школе психолог никогда не будет вести уроков. Пс~"
лог, ведущий уроки, перестает быть психологом.>.
Чтобы не стать педагогом в глазах школьников, пет
как минимум не должен делать нечто важное, присущее 1
ко педагогу. Прежде всего- вести уроки. Причем, с НИ
точки зрения, любые, в том числе - занятия по психологи
их классическом обязательном урочном варианте, с фиксаЩ
результатов в дневнике и журнале. Такую деятельность-1
жет осуществлять приглашенный специалист- наприй
психолог соседней школы. Уроки - это не единственный!
мент. Важен и стиль поведения психолога: способ, которы!
приглашает детей прийти на обследование, устанавливаете!
с родителями, организует развивающие и просветитель
занятия, контролирует их посещение и делает замечай>
многое другое. Обсуждая другие моменты, связанные с it
цией психолога в отношениях со школьниками, мы так |
иначе вернемся к вопросу от том, как остаться психолого>
пополнив в глазах детей педагогический коллектив.
282
.. Психолог в школе: проблемы взаимодействия
Второе. Позиция психолога должна обеспечивать его до-
ступность для общения со школьником, формировать у школь-
ников уверенность в конфиденциальности всего, что происходит
в стенах психологического кабинета. Как этого можно достичь?
Прежде всего, очень важно, чтобы дети были уверены в посто-
янстве самого присутствия психолога в школе. График присут-
ствия, висящий на двери его комнаты, должен строго соблюдать- Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|