|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школеданному школьнику,
5.4. Разработка и планирование стратегии сопровож- дения каждого школьника.
5.5. Разработка и планирование стратегии сопровож- дения в целом по классу или параллели. 6. Реализация решений консилиума.
6.1. Осуществление общих консультативных меропри- ятий: проведение родительских собраний, консульти- рование администрации, проведение групповых кон- сультаций педагогов-предметников.
6.2. Планирование совместных действий классных руководителей и психолога.
6.3. Отбор школьников в специальные развиваю- щие группы, планирование и проведение индиви-
225
М. Битянова
дуальных консультаций родителей, педагогов и школьников.
6.4. Проведение индивидуальных консультаций педа- гогов-предметников, родителей и старшеклассников.
6.5. Осуществление социально-диспетчерской деятельнос- ти (поиск специалиста, обеспечение его контакта с кли- ентом, осуществление поддерживающих мероприятий).
6.6. Планирование и осуществление сопутствующих;
форм работы (просвещение, общая развивающая pa-1 бота и т. д.). |
7. Планирование и осуществление контроля за эффек-|
тивностыо проводимой работы.
7.1. Консультации с педагогами-предметниками и классными руководителями по итогам проведение психолого-педагогического цикла работы со школьник ками данной параллели.
7.2. Перспективное планирование сопровождающей деятельности по завершению цикла (совместно с пе> дагогами и воспитателями). "J Таков в общем виде алгоритм работы школьного психолог| с определенной школьной параллелью- детьми, их родите лями и педагогами. Осуществление основных, описанных выш< мероприятий по одному циклу (в рамках работы с одной щ раллелью) занимает при должной организации 14-15 недел| Покажем в общем виде, как могут распределяться основнц направления деятельности в рамках данного цикла в течен! указанных 14-ти недель:
/ неделя
Организационная и методическая подготовка (1)
Проведение наблюдения в классах (2.1)
2 неделя
Проведение основных мероприятий первого этапа диагНО| тики (2.2, 2.3, 2.4) !
3 неделя | Обработка данных первого этапа диагностики (начало) (2.1 Подготовка ко второму этапу диагностики (2.6)
4 неделя
Обработка данных первого этапа диагностики (завер! ние)(2.5)
Углубленная психодиагностика (3.1)(начало)
226
Планирование психологической деятельности
fpri/f я о
5 неделя
Углубленная психодиагностика (3.1) (завершение)
Обработка данных второго этапа (начало) (3.2)
6 неделя
I Обработка данных второго этапа (завершение) (3.2)
Подготовка к консилиуму (4.1, 4.2, 4.3, 4.4)
7 неделя
Психолого-педагогический консилиум (5)
Проведение развивающих мероприятий (6.6)
8 неделя
Психолого-педагогический консилиум (5) Проведение развивающих мероприятий (6.6)
9 неделя
Психолого-педагогический консилиум (5) Планирование психокоррекционной работы (6.3) Проведение развивающих мероприятий (6.6)
10 неделя
Проведение психокоррекционной работы (6.3)
Проведение общей консультативной работы (6.1, 6.2) // неделя
Проведение психокоррекционной работы (6.3) Проведение индивидуальных консультаций (начало) (6.4)
Осуществление социально-диспетчерской деятельности (6,5)
12 неделя
Проведение психокоррекционной работы (6.3)
Проведение индивидуальных консультаций (продолжение)
(6.4)
Проведение развивающих и просветительских мероприя- тий (6.6)
13 неделя
Проведение психокоррекционной работы (6.3)
Проведение индивидуальных консультаций (окончание) (6.4)
Проведение развивающей и просветительской работы (6.6)
14 неделя
Осуществление контроля за эффективностью проводимой сопровождающей деятельностью (7.1)
15 неделя
Планирование работы с данной параллелью в соответст- вии с свободным временем психолога.
Рассмотрим в качестве примера возможный вариант реа-
227
М. Битянова
вождающие циклы изображены в том порядке, в которомг осуществляются в течение года. Можно заметить, где, на ка этапах работы к сопровождающей деятельности в одной пац, лели добавляется другая. Видно также, что середина годая ляется наиболее насыщенной и разнообразной по реализуе! психологом видам деятельности, но одновременно он раб<п не более чем с тремя ученическими параллелями. ,а
Итак, после 14 недель интенсивной работы со школьш ми, родителями и педагогами данной параллели работа с в практически замирает. Как показывает опыт, если пен> работает в школе один, <свободного рабочего времени> продолжения каких-либо постоянных форм работы практичй не бывает. Исключение может быть сделано психокорре! онной работе, в которой иногда дети испытывают край! необходимость, консультациям с педагогами и единичным! чаям работы по срочному запросу со стороны родителей; телей или самого школьника. Принимая во внимание этот ( мы все-таки уверены в том, что такое циклическое пострс работы более эффективно. Вклад психолога в конкретно!" бенка, помощь сопровождающим его взрослым - педап родителям - будет в этом случае значительно больше.
Мы уверены в том, что работа психолога в школе дола начинаться с реализации описанных выше циклов. В заЕ мости от количества рабочего времени, отдаваемого шко, размера самой школы это может быть одна, две или во тыре параллели. Работа со школьниками, родителями >> дагогами других параллелей будет в этом случае плаив ваться в остающееся свободное время в соответствии с по< пившими запросами. Конечно, в этом случае психолог может охватить своим вниманием всю школу, но разве l другом планировании, построенном по принципу <лоску! го одеяла>, у него есть такая возможность? Тем более Планирование по предложенному нами типу позволяет l вратить школьную психологическую практику в систему, лать школьного психолога и его работу неотъемлемой час единого учебно-воспитательного процесса, в наименьшие cf сделать психолого-педагогическую деятельность традиця ной и привычной для школы. К тому же предлагаемая сие ма организации является открытой для усложнения и вв< ния новых элементов, они легко могут быть привнесены в-1
232
, Планирование психологической деятельности
" приходом второго и третьего психолога, созданием в школе "холого адагогической службы. И наоборот. В случае, если школа мол<ет позволить себе иметь лишь одного психолога при значительной наполняемости классов и больших парал- лелях, объем работы в рамках модели сопровождения может быть приведен в соответствие с реальной ситуацией за счет <изъятия> определенных параллелей (например, 10-го клас- са) или определенных направлений (например, приход в школу и переход в среднее звено рассматривается только с точки
зрения адаптации или только с позиций психологической го- товности).
Однако для того чтобы все указанные преимущества дан- ной системы планирования проявились, необходимо выдержать и соблюсти ряд правил, на которых мы бы хотели подробно остановиться. Определим условия эффективного фун- кционирования предлагаемой модели плани- рования:
Первое. Планирование должно осуществляться в начале сентября на весь учебный год. Речь идет, естественно, о поне- дельном планировании основных мероприятий цикла и тех форм работы, которые важны с точки зрения данной школы: кон- цепции ее учебно-воспитательной деятельности, специфики преподавания, традиций и др. Например, проведение диффе- ренцированной диагностики при формировании специализи- рованных классов, профориентационные обследования, психо- логическая учеба для педагогического коллектива, психологи- ческая неделя школы и проч.
Второе. Ряд направлений деятельности школьного психо- лога должны быть внесены на стадии планирования в планы шкпльт. Речь идет, прежде всего, о диагностических миниму- мау. Первый этап диагностики должен проводиться в дневные часы, вместо уроков, и этот факт должен быть зафиксирован н учебном плане. Это же относится к психолого-педагогическим консилиумам и экспертным опросам педагогов, групповым консультациям учителей-предметников и родительским собра- ниям по итогам общего диагностического обследования. Воз- можно, наиболее оптимальным будет утверждение определен- но дня рабочей недели как дня психолого-педагогической Работы учительского .коллектива. И уже в рамках этого дня, ециально отведенных часов, будут планироваться все обя-
233
М. Битянова
Запланировано проведение в течение года двух семи> каждого типа для педагогов 1-3, 5-7 и 8-11 классов
При описании основных направлений деятельности йен зуются следующие условные обозначения:
Д - диагностическая деятельность
КР - консультирование родителей
КП - консультирование педагогов и администрации
Р - развивающая и консультативная работа со школ ками i<
А - аналитическая деятельность
Ниже мы приступаем к изложению примерного плана ] ты школьного психолога в течение учебного года. В тав № 10 (см. с. 237) годовой план представлен в общем cxel ческом виде. Далее мы даем более подробные планы на> дую рабочую неделю.
1-2 недели Основное направление деятельности:
планирование работы на учебный год и ближайш) четверть
методическая работа с классными руководителями
начало сопровождающей работы в параллели перв( классов
Вид деятельностиСодержание деятельности ДПланирование работы психолога, разр ка совместных планов с классными ру дителями, предметниками и админис> цией, внесение необходимых разделов нирования в учебный план школы (скр1 ги, специализированные недели) и плав ведения родительских собраний и мао КРПроведение групповых консультаций телей в первых классах КППроведение методического семинара < дагогами первых классов по вопросам низации процесса школьной адаптаШ детей
238
Планирование психологической деятельности
Проведение индивидуальных консультаций с педагогами первых классов по результа- там тестирования детей на этапе приема в школу
Проведение методических семинаров с класс- ными руководителями 8-11 и 5-7 классов по вопросам организации внеклассной работы с ученическими коллективами____
3 неделя
Основное направление деятельности:
психологическое сопровождение процесса адаптации в 1 -х и 3-х клягряу
в 1-х и 3-х классах "ЕГид
Содержание деятельности
деятельности
Д
Наблюдение за учащимися 5-х классов во
время и вне учебных занятий, регистрация данных nafini""o""" " -----
- --.-., . Jtk- I L/UUM/I
данных наблюдения в протоколе (2 часа на класс)_______________________
Проведение групповых консультаций в 5-х
классах (родительские собрания) по вопро- сам япяптяпчм гто-п,". " ----
сам адаптации детей в среднем звене___ Проведение индивидуальных консультаций с педагогами первых классов по результа- там тестирования детей на этапе приема в школу и организации психолого-педагогичес- кой поддержки на этапе адаптации в школе
Проведение групповых консультаций педа- гогов по вопросам адаптации пятиклассни- ков в среднем звене
Завершение планирования Подготовка к углубленной диагностике
в первых классах
Планирование развивающей работы
в пятых классах____
239
М. Витянова
4 неделя Основное направление деятельности:
психологическое сопровождение процесса адапта! в 1-х и 5-х классах
проведение углубленной психодиагностики в парал лели 1-х классов
Вид деятельностиСодержание деятельности ДНаблюдение за поведением первоклассв в учебных и внеучебных ситуациях Углубленная диагностика учащихся первых классов КР кпПроведение индивидуальных консультаций с педагогами первых классов по результатам тестирования детей на этапе приема в школу и организации психолого-педа< ческой поддержки на этапе адаптация? в школе Проведение индивидуальных консулы педагогов по вопр рВедение развивающих групп (или рязц ющих занятий) в 5-х классах Ведение развивающей работы в 1-х классах j АОбработка и анализ данных наблюдея! углубленной диагностики по первым к1
5 неделя Основное направление деятельности:
психологическое сопровождение процесса адаптаци в 1-х и 5-х классах.
проведение углубленной психодиагностики в пара! лели 1-х классов
.. Планирование психологической деятельности
Содержание деятельности
Вид. [тельности
Наблюдение за поведением первоклассни- ков в учебных и внеучебных ситуациях
УгЛиЛгТО""0" " -""-- -----
-_, -------о ..JtU,n
Углубленная диагностика учащихся первых классов
Проведение психолого-педагогического про-
PRPTUTP rTL/I/" rt..".---- -
светительского семинара с педагогами на- чального звена школы
Проведение индивидуальных консультаций с педагогами первых классов по результа- там тестирования детей на этапе приема в школу и организации психолого-педагогичес- кой поддержки на этапе адаптации в школе Проведение индивидуальных консультаций
педагогов по вопросам адаптации пятикласс- ников в среднем звене____________
Ведение развивающих групп (или развива- ющих занятий)в 5-х классах
Ведение развивающей работы в 1-х классах Обработка и анализ данных наблюдения и углубленной диагностики по первым клас-
---- -.v .UL>11VJ IWld;-
сам, внесение информации в психолого-пе- дагогические карты школьников 1-х классов
б неделя
СЯМ RHPPCUUQ шгА>--------
Основное направление деятельности:
психологическое сопровождение процесса адаптации в 1-х и 5-х клясгяу
в 1-х и 5-х классах "Вид Деятельности
Содержание деятельности
Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий, регистрация данных наблюдения в протоколе (2 часа на класс)______
Проведение индивидуальных консультаций педагогов по вопросам адаптации пятикласс- ников в среднем звене___________
рВедение развивающих групп в 5-х классах Ведение развивающей работы в 1-х классах АОбработка данных углубленной психодиа гностики в 1-х классах, заполнение психолого-педагогических карт Планирование психокоррекционной работы! в первых классах j
7 неделя Основное направление деятельности:
подготовка к проведению диагностического минимума
в 8 классах.
психологическое сопровождение процесса адаптации
в 1-х и 5-х классах
психокоррекционная работа в параллели 1-х классов
Вид деятельностиСодержа ние деятельности ДНаблюдение за учащимися 8-х классов время и вне учебных занятий, регистра! данных наблюдения в протоколе (2 часа на класс) КРПроведение индивидуальных консульта! родителей первоклассников по итогам угл ленной диагностики кпПроведение индивидуальных консульта) педагогов 1-х классов по итогам углубл ной диагностики: разработка психологом дагогических программ помощи детям, D хологически неготовым в школьному обучению 1 рВедение развивающих групп в паралл(| 5-х классов f Ведение психокоррекционных групп в пар лели 1-х классов АОрганизационная и методическая подПЯ ка к проведению психодиагностического нимума в параллели 8-х классов J|
242
Планирование психологической деятельности --
8 неделя Основное направление деятельности:
проведение диагностического минимума в параллели 8 классов
психологическое сопровождение процесса адаптации в 1-х классах
психокоррекционная работа в первых классах
Вид Содержание деятельности________деятельности_______
П Проведение диагностического минимума в параллели 8-х классов (2 часа на класс) Проведение экспертного диагностического
обследования педагогов-предметников 8-х классов
Проведение экспертного диагностического обследования родителей учащихся 8-х классов___
Проведение индивидуальных консультаций педагогов 1-х классов по итогам углублен- ной диагностики: разработка психолого-пе- дагогических программ помощи детям, пси- хологически неготовым в школьному обуче- нию_______________________
Ведение психокоррекционных групп в парал- лели 1-х классов_____
9 неделя Основное направление деятельности:,
проведение психодиагностического минимума в парал- лели 8-х классов
психологическое сопровождение в параллели 8-х клас- сов Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|