Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



16 страница


мацию, негативно реагируют на многие формулировки. Вй|  

но, что часто им просто неприятно соотносить текст опроснйв)  

с собственным ребенком. |  

 

В качестве возможного варианта опроса родителей сошлет  

ся на <Анкету для родителей первоклассников>, приводим}  

в книге <Диагностика школьной дезадаптации> (15). Анке1  

состоит из вопросов закрытого типа, касающихся различн8  

аспектов домашнего поведения ребенка, непосредственно СЕ  

занных с учебной деятельностью и школьной ситуацией оба  

ния. Она не имеет строгих нормативов обработки, но моя  

служить источником важной качественной информации. K(i  

ме того, стандартизировать процедуру ее обработки в прост  

форме не представляет особого труда.  

 

132  

 

_-. Содержание деятельности школьного психолога -  

 

5. Тесты на работоспособность и темп  

умственной деятельности  

 

Частично информация о темповых характеристиках учебной  

деятельности школьника и его работоспособности содержится в  

психолого-педагогической карте и опросниках для родителей.  

Когда этой информации недостаточно, скрининговая батарея  

может быть дополнена тестовыми процедурами типа теппинг-  

теста и методики Равена на умственную работоспособность.  

 

Теппинг-тест. Автор методики - Ильин Е. П. (22 ).  

Методика предназначена для определения свойств нервной  

системы по психомоторным показателям. Ее практическая  

ценность состоит среди прочего в возможности выявления осо-  

бенностей темпа деятельности, характерного для конкретного  

школьника. Практика показывает, что результаты теста хоро-  

шо соотносимы с реальным поведением ребенка в различных  

учебных ситуациях. Следовательно, на основе его данных мо-  

гут быть выработаны конкретные рекомендации для педаго-  

гов и родителей по организации учебной и других видов ак-  

тивности школьника. К несомненным преимуществам теста  

 

можно отнести также его компактность, простоту обработки и  

возможность неоднократного применения.  

 

Тест Равена на умственную работоспособ-  

ность. Данная методика предназначена для работы в сред-  

нем и старшем звене школы. Она позволяет выявлять динами-  

ческие особенности интеллектуальной деятельности на вербаль-  

ном, доступном школьникам материале. Предлагаемый тестовый  

материал частично предполагает механическую работу, частично  

требует интеллектуальных усилий. Эта особенность методики  

позволяет также сравнивать темповые характеристики разных  

 

видов умственной деятельности. Методика удобна в обработке  

и не требует много времени на проведение.  

 

6. Методики изучения содержательных особенностей  

познавательной деятельности школьников  

 

Значительную часть информации, касающейся содержания  

"ознавательной деятельности школьников и присущих им в  

STOH сфере особенностей, мы считаем возможным получать в  

Де экспертного опроса педагога. Однако мы понимаем, что  

ее необходимо дополнять и теми данными, которые получают-  

 

133  

 

М. Битянова  

 

ся непосредственно в процессе обследования школьников. Мы :  

 

уже имели возможность изложить читателям наши взгляды J  

на школьную прикладную психодиагностику и ее специфику.;  

 

Большинство существующих интеллектуальных методик, пред-  

назначенных для обследования познавательной сферы детей н:  

 

подростков, представляются нам мало информативными с точки  

зрения школьной психологической практики и задач сопро-  

вождения. Наиболее соответствуют нашим целям такие мето-  

дики, как ШТУР в его различных модификациях, который мо-  

жет быть использован для изучения особенностей познаватель|  

ной деятельности подростков (8-10 классы) и методик  

определения умственного развития нормальных и аномальнь  

детей Э. Ф. Замбазявичене ( 3,16).  

 

Данная методика предназначена для изучения уровня и ш  

бенностей словесно-логического мышления у детей 7-9 лет. Д  

школьного психолога интерес представляют не столько диф(]  

ренциальные возможности теста, сколько возможности получ  

ния информации о сформированности различных элементч  

логического мышления у детей, обучающихся в массовой шК  

ле: операций обобщения и аналогий, выделения существенщ  

признаков, общей осведомленности. Данные обследования да(  

информацию, важную как для построения процесса сопровоа|  

дения конкретных детей, так и для анализа процесса преп  

авания в определенном классе, определенной параллели.  

 

7. Методика сочинения  

 

Авторы- Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л.  

 

Предлагаемая авторами методика ориентирована на.  

следование детей на этапе перехода из начального в сред  

звено. В настоящее время психологическая готовность к п

ходу в среднюю школу является в основном предметом те  

тического обсуждения, в практической деятельности реал  

ется слабо. Содержание психологической готовности с до  

точной ясностью не определено, соответственно не разработ  

критерии оценки готовности и приемы диагностики. Имев  

немногочисленные описания методик, рассчитанных на и  

видуальное применение. Массовые исследования с их йен  

зованием практически не осуществимы.  

 

Выполнение задачи массового обследования детей (и>  

ся в виду обследование всех детей одного возраста в обь  

 

134  

 

.-- Содержание деятельности школъшю психолога --  

 

школе) требует достаточно непривычных для традиционной  

психологической практики методов экспресс-диагностики. Ре-  

зультатом использования таких методов является условное  

разделение детей на группы. Такими группами в условиях  

школы могут быть высокий - средний - низкий уровень на-  

выков или свойств. Авторами предлагается экспресс-диагнос-  

тический метод оценки психологической готовности к переходу  

в среднюю школу, основанный на анализе продукта деятель-  

ности. Предполагается, что в продукте деятельности, особенно  

творческой, находят отражение основные черты личности субъ-  

екта (автора). Это относится как к интеллектуальным качест-  

вам, способностям, так и к личностным проявлениям. С опре-  

деленной степенью достоверности (результаты экспресс-диаг-  

ностики не могут быть окончательным выводом!) заключения,  

 

относящиеся к продукту деятельности, относятся и к качест-  

вам личности.  

 

Анализу подвергаются работы детей. Используется обыч-  

ный педагогический прием - дети получают задание напи-  

сать сочинение. Работа выполняется в обычных условиях, всем  

классом в течение одного урока. Предлагается тема <Моя  

любимая игра или занятие>. Оказывается необходимая орга-  

низующая помощь, не влияющая на содержание работы. Тема  

связана с непосредственными интересами детей, что важно  

для мотивации к работе, достаточно широкая для того, чтобы  

 

выявить разнообразие представлений детей об окружающем,  

их знания и умения.  

 

Сочинения рассматриваются с нескольких точек зрения. По  

разработанной авторами схеме определяется: интеллектуаль-  

ный уровень, сформированность качеств субъекта учебной де-  

ятельности, уровень волевой регуляции деятельности, эмоцио-  

нальный фон, уровень социально-личностного развития.  

 

Анализ результатов позволяет не только оценить уровень  

готовности к обучению в среднем звене, но и реализовать про-  

 

Пэамму помощи детям, испытывающим определенные психо-  

логические трудности.  

 

8. Анкеты для оценки уровня и содержания  

школьной мотивации учащихся  

 

В современной психолого-педагогической литературе пред-  

влен достаточно разнообразный тестовый материал для из-  

 

135  

 

М. Битянова  

 

мерения уровня и изучения содержания учебной мотивации .)  

школьников (21, 34, 35). Несомненно, более информативными!  

являются проективные и <полупроективные> процедуры, од-;|  

нако они мало применимы в условиях диагностического мини-  

мума (исключение составляет прием в школу, где применение  

подобных методов вполне доступно, например, может бытИ  

рекомендована методика, разработанная М. Р. Гинзбургом!  

(35). Для целей массовой экспресс-диагностики целесообраз  

но использовать текстовые методики анкетного типа. Напри-А  

мер, при проведении диагностического минимума на этап<  

адаптации в начальном звене - мотивационный опросник Hi  

Г. Лускановой и И. А. Коробейникова (21), при переходе;-!  

среднее звено - методика <Отношение к школе> (34).  

 

9. Рисуночные проективные методики  

 

В нашей модели они используются для выявления тех кое  

понентов статуса, изучение которых экспертными и даже М  

товыми методами затруднено. Прежде всего, это особенное  

системы отношений и мотивационная конфликтность. НаиЙ  

лее важными с точки зрения сопровождения мы считаем мет  

дику <Несуществующее животное> и тематические рисуВД  

ные тесты. |  

 

Методика <Несуществующее животное> от<  

сится к числу полиинформативных проективных методик.  

ществует множество авторских подходов к анализу и ит  

претации рисунков. Связано это с тем, что такие рисунки f  

ствительно содержат значительный объем информации  

личности человека. Часть этой информации труднодостув  

так как может быть вычленена и проинтерпретирована тол  

специалистами, часть же вполне может стать достоянием а  

бого практического психолога. В данном контексте мы п  

полагаем использовать информацию, содержащуюся в ри  

ках первоклассников, для исследования их актуального  

хического состояния и самооценки. Это существенно обле  

психологу процедуру обработки, так как позволит ограничи  

критериальным анализом (с точки зрения наличия-отсутс  

определенных признаков или их совокупности). Прежде ве  

выделению и анализу подлежат такие элементы рисунка,!  

торые могут свидетельствовать о проявлениях тревоги, afft  

сивности, защиты, депрессивности и низкой самооценки (3  

 

136  

 

_-. Содержание деятельности школьного психолога -  

 

Тематические рисуночные тесты <Мой  

к л а с с>, <Мо я учительница> используются в скрининго-  

вом обследовании на этапе адаптации в первом классе для  

 

изучения особенностей системы отношений первоклассника к  

педагогу, сверстникам и школе.  

 

10. Опросники на определение уровня  

тревожности школьников  

 

В данном случае также целесообразно ограничиваться тек-  

стовыми методиками выявления уровня тревожности, допол-  

няя их данными проективных рисуночных методик. При всем  

разнообразии существующих процедур достаточно трудно по-  

добрать те, которые будут успешно служить целям школьной  

прикладной психодиагностики. Скажем, традиционно исполь-  

зуемые шкалы Спилберга (22) представляются нам недоста-  

точно культурно адаптированными и чрезмерно физиологич-  

ными. Многие личностные опросники, исследующие в том чис-  

ле и такую личностную доминанту, как тревожность (ПДО,  

например), созданы в клинических традициях и к ним может  

быть отнесен тот же упрек, что и к Карте наблюдений Стотта.  

Работая с ними, подростки отмечают, что их состояние ухуд-  

шается под воздействием большого количества эмоционально  

негативных суждений, которые нужно соотнести с собой.  

 

С нашей точки зрения, в диагностическом минимуме пси-  

холога прежде всего интересует, связаны ли для ученика раз-  

личные школьные ситуации с высокой эмоциональной напря-  

женностью и негативными переживаниями. Если да, то в чем  

проявляется напряженность, к каким последствиям приводит  

и в каких сферах школьной жизни прежде всего локализуется.  

То есть последовательно ставится следующий ряд вопросов:  

 

1. Наблюдаются ли тревожные реакции состояния в раз-  

личных ситуациях школьной жизни и каковы их кон-  

кретные проявления?  

 

2. В каких сферах школьной жизни проявляется тревож-  

ность?  

 

3.К каким последствиям для деятельности, психическо-  

го состояния и общения с окружающими приводит  

высокая эмоциональная напряженность школьника?  

Частично такую информацию можно получить, анализи-  

РУ" Данные психолого-педагогической карты, собственных на-  

 

137  

 

М. Битянова  

 

блюдений психолога, опросов родителей. В виде определены!  

признаков она содержится в рисунках. Однако часто необх  

димо и непосредственно изучать тревожность, прибегая к дик  

агностике самих школьников. Это можно сделать с помощьц  

различных тестовых процедур.  

 

Для работы с младшими подростками мы рекомендует  

использовать тест школьной тревожности Филлипса. Метод>  

ка переведена и адаптирована Е. В. Новиковой. Данный он  

росник ориентирован на выявление высокого уровня тревоя  

ности подростка, проявляющегося в различных учебных и с  

циальных ситуациях школьного взаимодействия. Опроси>  

позволяет не только определить общий уровень тревожност  

но и найти сферу преимущественной локализации тревожнь  

проявлений. То есть появляется возможность говорить о пр|  

чинах и предполагаемых предпосылках негативных эмоц  

нальных переживаний ребенка.  

 

11. Методика незаконченных предложений  

 

Данная психодиагностическая процедура обладает болы  

ценностью для школьной психологической деятельности, несм<  

ря на значительные технические сложности, возникающие щ  

составлении методики, обработке и интерпретации данных, д  

 

При составлении текста методики возникает необходимо  

выбрать и обосновать тематику и направленность предлаг!  

мых для продолжения суждений. В нашей модели мы, ест  

твенно, исходим из содержания параметров психолого-педа  

гического статуса школьников. Данная методика интересна н  

прежде всего как способ выявления особенностей системы,.  

ношений школьника к миру, значимой деятельности, само  

себе. С помощью незаконченных предложений можно выяу  

когнитивные и эмоциональные аспекты этой системы. Anropij  

отбора суждений для диагностики состоит в следующем. ,  

 

Прежде всего, выделяются социальные сферы, психоло  

чески значимые для школьников данного возраста. Затем вН  

ри каждой сферы подбираются значимые критерии систв  

данных отношений, которые оцениваются в двух аспектах: 1  

школьник <видит>, воспринимает систему своих конкреП  

социальных отношений и как эмоционально оценивает их.,  

 

Например, для старших подростков одной из наиболее ;  

 

чимых является система их отношений со сверстникам!  

 

138  

 

__ . Содержание деятельности школьного психолога --  

 

рамках этой системы существенными являются такие аспекты  

взаимоотношений, как субъективная включенность в эмоцио-  

нальные доверительные отношения, включенность в широкую  

систему социальных контактов. Соответственно, в методику  

войдут суждения, позволяющие понять, как видит старшек-  

лассник свою позицию в группе, социуме и насколько эти по-  

зиции его эмоционально удовлетворяют.  

 

При обработке и анализе данных незаконченных предло-  

жений у многих практиков возникают серьезные затруднения.  

Существуют две основные формы анализа данных этой мето-  

дики - качественная, содержательная и количественная, кри-  

териальная. Первая форма, несомненно, глубже, но может быть  

с успехом использована только в индивидуальной диагности-  

ческой работе. В диагностическом массовом обследовании при-  

меняется вторая форма. Однако и сама критериальная, коли-  

чественная обработка может осуществляться разными спосо-  

бами. Например, с помощью присвоения ответам учащимся  

определенных шкальных оценок: положительное отношение к  

вопросу +1, отрицательное-1, нейтральное (уход)- 0. Такая  

система оценки описана в литературе (29, 38), однако по опы-  

ту собственной работы и консультирования практикующих  

школьных психологов мы знаем, что не всегда можно одноз-  

начно оценить ответ школьника в этой системе координат. Бо-  

лее приемлемой нам кажется обработка результатов методи-  

ки незаконченных предложений с помощью контент-анализа.  

Контент-анализ представляет собой специфический количес-  

твенно-качественный метод обработки и анализа больших мас-  

сивов неструктурированной информации (26). В нашем слу-  

чае он может быть использован для обработки данных сочине-  

ний, психотерапевтических интервью с учащимися, методики  

незаконченных предложений. Метод предполагает выделение  

определенных характеристик исследуемого текста и подсчет  

частоты их встречаемости. При обработке незаконченных пред-  

ложений в качестве характеристик могут быть выделены: кон-  

фетные темы, раскрываемые в ответах школьников, эмоцио-  

 

"альная оценка описываемых ситуаций, речевые особенности  

 

"Редложений и др.  

 

Итак, анализ данных проективной методики <Незакончен-  

чые предложения> позволяет получить представление об осо-  

нностях системы отношений школьника к миру, окружаю-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2617
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 25 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 24 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь