|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школемацию, негативно реагируют на многие формулировки. Вй| но, что часто им просто неприятно соотносить текст опроснйв) с собственным ребенком. |
В качестве возможного варианта опроса родителей сошлет ся на <Анкету для родителей первоклассников>, приводим} в книге <Диагностика школьной дезадаптации> (15). Анке1 состоит из вопросов закрытого типа, касающихся различн8 аспектов домашнего поведения ребенка, непосредственно СЕ занных с учебной деятельностью и школьной ситуацией оба ния. Она не имеет строгих нормативов обработки, но моя служить источником важной качественной информации. K(i ме того, стандартизировать процедуру ее обработки в прост форме не представляет особого труда.
132
_-. Содержание деятельности школьного психолога -
5. Тесты на работоспособность и темп умственной деятельности
Частично информация о темповых характеристиках учебной деятельности школьника и его работоспособности содержится в психолого-педагогической карте и опросниках для родителей. Когда этой информации недостаточно, скрининговая батарея может быть дополнена тестовыми процедурами типа теппинг- теста и методики Равена на умственную работоспособность.
Теппинг-тест. Автор методики - Ильин Е. П. (22 ). Методика предназначена для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям. Ее практическая ценность состоит среди прочего в возможности выявления осо- бенностей темпа деятельности, характерного для конкретного школьника. Практика показывает, что результаты теста хоро- шо соотносимы с реальным поведением ребенка в различных учебных ситуациях. Следовательно, на основе его данных мо- гут быть выработаны конкретные рекомендации для педаго- гов и родителей по организации учебной и других видов ак- тивности школьника. К несомненным преимуществам теста
можно отнести также его компактность, простоту обработки и возможность неоднократного применения.
Тест Равена на умственную работоспособ- ность. Данная методика предназначена для работы в сред- нем и старшем звене школы. Она позволяет выявлять динами- ческие особенности интеллектуальной деятельности на вербаль- ном, доступном школьникам материале. Предлагаемый тестовый материал частично предполагает механическую работу, частично требует интеллектуальных усилий. Эта особенность методики позволяет также сравнивать темповые характеристики разных
видов умственной деятельности. Методика удобна в обработке и не требует много времени на проведение.
6. Методики изучения содержательных особенностей познавательной деятельности школьников
Значительную часть информации, касающейся содержания "ознавательной деятельности школьников и присущих им в STOH сфере особенностей, мы считаем возможным получать в Де экспертного опроса педагога. Однако мы понимаем, что ее необходимо дополнять и теми данными, которые получают-
133
М. Битянова
ся непосредственно в процессе обследования школьников. Мы :
уже имели возможность изложить читателям наши взгляды J на школьную прикладную психодиагностику и ее специфику.;
Большинство существующих интеллектуальных методик, пред- назначенных для обследования познавательной сферы детей н:
подростков, представляются нам мало информативными с точки зрения школьной психологической практики и задач сопро- вождения. Наиболее соответствуют нашим целям такие мето- дики, как ШТУР в его различных модификациях, который мо- жет быть использован для изучения особенностей познаватель| ной деятельности подростков (8-10 классы) и методик определения умственного развития нормальных и аномальнь детей Э. Ф. Замбазявичене ( 3,16).
Данная методика предназначена для изучения уровня и ш бенностей словесно-логического мышления у детей 7-9 лет. Д школьного психолога интерес представляют не столько диф(] ренциальные возможности теста, сколько возможности получ ния информации о сформированности различных элементч логического мышления у детей, обучающихся в массовой шК ле: операций обобщения и аналогий, выделения существенщ признаков, общей осведомленности. Данные обследования да( информацию, важную как для построения процесса сопровоа| дения конкретных детей, так и для анализа процесса преп авания в определенном классе, определенной параллели.
7. Методика сочинения
Авторы- Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л.
Предлагаемая авторами методика ориентирована на. следование детей на этапе перехода из начального в сред звено. В настоящее время психологическая готовность к п ходу в среднюю школу является в основном предметом те тического обсуждения, в практической деятельности реал ется слабо. Содержание психологической готовности с до точной ясностью не определено, соответственно не разработ критерии оценки готовности и приемы диагностики. Имев немногочисленные описания методик, рассчитанных на и видуальное применение. Массовые исследования с их йен зованием практически не осуществимы.
Выполнение задачи массового обследования детей (и> ся в виду обследование всех детей одного возраста в обь
134
.-- Содержание деятельности школъшю психолога --
школе) требует достаточно непривычных для традиционной психологической практики методов экспресс-диагностики. Ре- зультатом использования таких методов является условное разделение детей на группы. Такими группами в условиях школы могут быть высокий - средний - низкий уровень на- выков или свойств. Авторами предлагается экспресс-диагнос- тический метод оценки психологической готовности к переходу в среднюю школу, основанный на анализе продукта деятель- ности. Предполагается, что в продукте деятельности, особенно творческой, находят отражение основные черты личности субъ- екта (автора). Это относится как к интеллектуальным качест- вам, способностям, так и к личностным проявлениям. С опре- деленной степенью достоверности (результаты экспресс-диаг- ностики не могут быть окончательным выводом!) заключения,
относящиеся к продукту деятельности, относятся и к качест- вам личности.
Анализу подвергаются работы детей. Используется обыч- ный педагогический прием - дети получают задание напи- сать сочинение. Работа выполняется в обычных условиях, всем классом в течение одного урока. Предлагается тема <Моя любимая игра или занятие>. Оказывается необходимая орга- низующая помощь, не влияющая на содержание работы. Тема связана с непосредственными интересами детей, что важно для мотивации к работе, достаточно широкая для того, чтобы
выявить разнообразие представлений детей об окружающем, их знания и умения.
Сочинения рассматриваются с нескольких точек зрения. По разработанной авторами схеме определяется: интеллектуаль- ный уровень, сформированность качеств субъекта учебной де- ятельности, уровень волевой регуляции деятельности, эмоцио- нальный фон, уровень социально-личностного развития.
Анализ результатов позволяет не только оценить уровень готовности к обучению в среднем звене, но и реализовать про-
Пэамму помощи детям, испытывающим определенные психо- логические трудности.
8. Анкеты для оценки уровня и содержания школьной мотивации учащихся
В современной психолого-педагогической литературе пред- влен достаточно разнообразный тестовый материал для из-
135
М. Битянова
мерения уровня и изучения содержания учебной мотивации .) школьников (21, 34, 35). Несомненно, более информативными! являются проективные и <полупроективные> процедуры, од-;| нако они мало применимы в условиях диагностического мини- мума (исключение составляет прием в школу, где применение подобных методов вполне доступно, например, может бытИ рекомендована методика, разработанная М. Р. Гинзбургом! (35). Для целей массовой экспресс-диагностики целесообраз но использовать текстовые методики анкетного типа. Напри-А мер, при проведении диагностического минимума на этап< адаптации в начальном звене - мотивационный опросник Hi Г. Лускановой и И. А. Коробейникова (21), при переходе;-! среднее звено - методика <Отношение к школе> (34).
9. Рисуночные проективные методики
В нашей модели они используются для выявления тех кое понентов статуса, изучение которых экспертными и даже М товыми методами затруднено. Прежде всего, это особенное системы отношений и мотивационная конфликтность. НаиЙ лее важными с точки зрения сопровождения мы считаем мет дику <Несуществующее животное> и тематические рисуВД ные тесты. |
Методика <Несуществующее животное> от< сится к числу полиинформативных проективных методик. ществует множество авторских подходов к анализу и ит претации рисунков. Связано это с тем, что такие рисунки f ствительно содержат значительный объем информации личности человека. Часть этой информации труднодостув так как может быть вычленена и проинтерпретирована тол специалистами, часть же вполне может стать достоянием а бого практического психолога. В данном контексте мы п полагаем использовать информацию, содержащуюся в ри ках первоклассников, для исследования их актуального хического состояния и самооценки. Это существенно обле психологу процедуру обработки, так как позволит ограничи критериальным анализом (с точки зрения наличия-отсутс определенных признаков или их совокупности). Прежде ве выделению и анализу подлежат такие элементы рисунка,! торые могут свидетельствовать о проявлениях тревоги, afft сивности, защиты, депрессивности и низкой самооценки (3
136
_-. Содержание деятельности школьного психолога -
Тематические рисуночные тесты <Мой к л а с с>, <Мо я учительница> используются в скрининго- вом обследовании на этапе адаптации в первом классе для
изучения особенностей системы отношений первоклассника к педагогу, сверстникам и школе.
10. Опросники на определение уровня тревожности школьников
В данном случае также целесообразно ограничиваться тек- стовыми методиками выявления уровня тревожности, допол- няя их данными проективных рисуночных методик. При всем разнообразии существующих процедур достаточно трудно по- добрать те, которые будут успешно служить целям школьной прикладной психодиагностики. Скажем, традиционно исполь- зуемые шкалы Спилберга (22) представляются нам недоста- точно культурно адаптированными и чрезмерно физиологич- ными. Многие личностные опросники, исследующие в том чис- ле и такую личностную доминанту, как тревожность (ПДО, например), созданы в клинических традициях и к ним может быть отнесен тот же упрек, что и к Карте наблюдений Стотта. Работая с ними, подростки отмечают, что их состояние ухуд- шается под воздействием большого количества эмоционально негативных суждений, которые нужно соотнести с собой.
С нашей точки зрения, в диагностическом минимуме пси- холога прежде всего интересует, связаны ли для ученика раз- личные школьные ситуации с высокой эмоциональной напря- женностью и негативными переживаниями. Если да, то в чем проявляется напряженность, к каким последствиям приводит и в каких сферах школьной жизни прежде всего локализуется. То есть последовательно ставится следующий ряд вопросов:
1. Наблюдаются ли тревожные реакции состояния в раз- личных ситуациях школьной жизни и каковы их кон- кретные проявления?
2. В каких сферах школьной жизни проявляется тревож- ность?
3.К каким последствиям для деятельности, психическо- го состояния и общения с окружающими приводит высокая эмоциональная напряженность школьника? Частично такую информацию можно получить, анализи- РУ" Данные психолого-педагогической карты, собственных на-
137
М. Битянова
блюдений психолога, опросов родителей. В виде определены! признаков она содержится в рисунках. Однако часто необх димо и непосредственно изучать тревожность, прибегая к дик агностике самих школьников. Это можно сделать с помощьц различных тестовых процедур.
Для работы с младшими подростками мы рекомендует использовать тест школьной тревожности Филлипса. Метод> ка переведена и адаптирована Е. В. Новиковой. Данный он росник ориентирован на выявление высокого уровня тревоя ности подростка, проявляющегося в различных учебных и с циальных ситуациях школьного взаимодействия. Опроси> позволяет не только определить общий уровень тревожност но и найти сферу преимущественной локализации тревожнь проявлений. То есть появляется возможность говорить о пр| чинах и предполагаемых предпосылках негативных эмоц нальных переживаний ребенка.
11. Методика незаконченных предложений
Данная психодиагностическая процедура обладает болы ценностью для школьной психологической деятельности, несм< ря на значительные технические сложности, возникающие щ составлении методики, обработке и интерпретации данных, д
При составлении текста методики возникает необходимо выбрать и обосновать тематику и направленность предлаг! мых для продолжения суждений. В нашей модели мы, ест твенно, исходим из содержания параметров психолого-педа гического статуса школьников. Данная методика интересна н прежде всего как способ выявления особенностей системы,. ношений школьника к миру, значимой деятельности, само себе. С помощью незаконченных предложений можно выяу когнитивные и эмоциональные аспекты этой системы. Anropij отбора суждений для диагностики состоит в следующем. ,
Прежде всего, выделяются социальные сферы, психоло чески значимые для школьников данного возраста. Затем вН ри каждой сферы подбираются значимые критерии систв данных отношений, которые оцениваются в двух аспектах: 1 школьник <видит>, воспринимает систему своих конкреП социальных отношений и как эмоционально оценивает их.,
Например, для старших подростков одной из наиболее ;
чимых является система их отношений со сверстникам!
138
__ . Содержание деятельности школьного психолога --
рамках этой системы существенными являются такие аспекты взаимоотношений, как субъективная включенность в эмоцио- нальные доверительные отношения, включенность в широкую систему социальных контактов. Соответственно, в методику войдут суждения, позволяющие понять, как видит старшек- лассник свою позицию в группе, социуме и насколько эти по- зиции его эмоционально удовлетворяют.
При обработке и анализе данных незаконченных предло- жений у многих практиков возникают серьезные затруднения. Существуют две основные формы анализа данных этой мето- дики - качественная, содержательная и количественная, кри- териальная. Первая форма, несомненно, глубже, но может быть с успехом использована только в индивидуальной диагности- ческой работе. В диагностическом массовом обследовании при- меняется вторая форма. Однако и сама критериальная, коли- чественная обработка может осуществляться разными спосо- бами. Например, с помощью присвоения ответам учащимся определенных шкальных оценок: положительное отношение к вопросу +1, отрицательное-1, нейтральное (уход)- 0. Такая система оценки описана в литературе (29, 38), однако по опы- ту собственной работы и консультирования практикующих школьных психологов мы знаем, что не всегда можно одноз- начно оценить ответ школьника в этой системе координат. Бо- лее приемлемой нам кажется обработка результатов методи- ки незаконченных предложений с помощью контент-анализа. Контент-анализ представляет собой специфический количес- твенно-качественный метод обработки и анализа больших мас- сивов неструктурированной информации (26). В нашем слу- чае он может быть использован для обработки данных сочине- ний, психотерапевтических интервью с учащимися, методики незаконченных предложений. Метод предполагает выделение определенных характеристик исследуемого текста и подсчет частоты их встречаемости. При обработке незаконченных пред- ложений в качестве характеристик могут быть выделены: кон- фетные темы, раскрываемые в ответах школьников, эмоцио-
"альная оценка описываемых ситуаций, речевые особенности
"Редложений и др.
Итак, анализ данных проективной методики <Незакончен- чые предложения> позволяет получить представление об осо- нностях системы отношений школьника к миру, окружаю- Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|