|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе
Представляя на консилиуме конкретного ребенка, пснЯ лог может опираться и на первичные данные протокола, одй ко другим участникам консилиума для ознакомления и ра| ты предоставляются только тексты приложений.
Приведем в качестве примера один из возможных вар! тов текста такого приложения.
Ф. И. О. ученика Николай К., 1 класс <А>
Дата рождения 9 сентября 1988 г.
Дата обследования февраль 1996
Феномен развития на момент проведения обследовав
У мальчика возникают проблемы с усвоением учеб материала. Слабо развита произвольность интеллектуал! деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия у ной задачи, часто и быстро отвлекается, на уровне осталь класса не сформирован внутренний план действия: плохо ct| ляется с заданиями, выполняемыми без опоры на обрЭ Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. ношения с одноклассниками доброжелательные, с учитё| в общение практически не вступает: выглядит стеснитель! робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчива! Наличие отклонений или нарушений в развитии:
Выявлены определенные нарушения в интеллектуал
156
_-- Содержание деятельности школьного психолога. -
сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психи- ческой активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений (<педагогическая задерж- ка>). Причины - парциальные нарушения интеллектуально- го развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми
лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).
Особенности психического развития, выявленные в обсле- довании:
Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.
Возможные формы сопровождения:
Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по во- просам интеллектуального развития ребенка.
В целом вся информация, которую готовит к консилиуму психолог, может быть разделена на две группы: информация о конкретных школьниках и обобщенная информация по клас- су или параллели. О том, как может выглядеть информация первой группы, мы уже говорили. Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц.
Выскажем и наши соображения в отношении той информа- ции. которую предоставляют на консилиум педагог и медик. Классный руководитель, опираясь на результаты своих со- вственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом. Пред- ставляемая информация должна касаться, во-первых, труд- чостей, которые испытывает ученик в различных педагогичес- "ихситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт обучения, общения и самочувствия. Характеристика школь- на может складываться из следующих показателей:
157
М. Битянова
Качественные характеристики учебной деятельное
трудности и особенности, проявляющиеся при подго-Ц товке домашних заданий а
трудности и особенности, проявляющиеся при устных! и письменных ответах на уроке, особенности ответов у.| доски Ч
трудности и особенности, возникающие при выполне-Ц нии творческих заданий и рутинной трудоемкой рабо-| ты J
трудности, возникающие в процессе усвоения нового| материала или повторения пройденного ;|
виды заданий или учебного материала, вызывающие- наибольшие трудности |
предполагаемые причины описанных трудностей и осо4
бенностей. -| Количественные показатели учебной деятельности: ..|
успеваемость по основным предметам J
предполагаемые причины низкой или не ровной успе-j
ваемости | Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:.)
описание и оценка поведения с точки зрения учебной;
активности и заинтересованности
описание и оценка поведения с точки зрения соблюде- ния общепринятых правил ,
индивидуальные особенности и трудности, возникаю-J
щие в процессе общения с педагогами и сверстниками! Показатели эмоционального состояния в учебных cuit ациях: 8
описание <типичного> для школьника эмоционально>; го состояния на уроке |
описание ситуаций, вызывающих у учащегося различ? ные эмоциональные трудности (плач, раздражение, аг-;| рессия, испуг и др.)
Давая характеристику конкретному школьнику, класс> руководитель и педагог останавливается, естественно то. на тех показателях, которые содержат важную для ра( консилиума информацию.
Опросом педагогов-предметников и подготовкой педаг ческих характеристик занимается непосредственно класс> руководитель при организационной и административной
158
| ... Содержание деятельности школьного психолога --
I
рпжкс завуча и содержательной помощи психолога. По мере "о как консилиум утверждает себя в школе в качестве не- отъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая подготовка становится все менее затруднительной. Педагоги накапливают опыт и навык наблюдения за школьниками, фор- мулирования своих мнений и выводов.
Участие медицинского работника на консилиуме весьма желательно. Но если это трудно организовать технически, учас- тники консилиума должны обязательно располагать опреде- ленной информацией о состоянии здоровья и физических осо- бенностях школьников. Наши представления о тех парамет- рах, по которым должно оцениваться соматическое состояние школьников, мы сформулировали в сотрудничестве с коллега- ми центра <ДАР> им. Выготского. Выделяется три основных показателя:
Физическое состояние ребенка на момент проведения кон- силиума:
соответствие физического развития возрастным нор- мам
состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной
системы
переносимость физических нагрузок (на основании
данных учителя физкультуры) Факторы риска нарушения развития:
наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка
факторы риска по основным функциональным систе- мам, наличие хронических заболеваний Характеристика заболеваемости за последний год. Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам
характеристики, в которых содержатся важные для сопровож- дения данные.
Рассмотрим далее основные этапы работы кон- с и л н у м а и их содержание.
Подготовка консилиума осуществляется каждым участни- ком отдельно. Психолог обрабатывает данные психологи- бского минимума и углубленной диагностики, готовит прило- жения по отдельным учащимся и информацию по классу в Целом. в его задачи входит также определить, каких учеников "йудимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много
159
М. Битянова
времени, а какие дети, являясь психологически благополучнь ми, не станут предметом отдельного обсуждения на консилн;
ма (либо для разработки их сопровождения нужно немно) времени). Педагог (классный руководитель в средней старшей параллели) собирает и обрабатывает информации от педагогов-предметников, систематизирует собственные к? блюдения. Школьный медик просматривает медицин| кие карты, при необходимости получает дополнительную it- формацию от родителей или из поликлиники, также готов выписки для обсуждения на консилиуме. Педагог и мед также каждый по своей информации выделяет детей, нужд ющихся в серьезном обсуждении на консилиуме. Сразу от| тим, что, употребляя понятие <проблемный ребенок или вг росток>, мы не обязательно имеем в виду тех, кто плохо уч ся или своим поведением мешает учителю. Мы считаем, педагогам и психологам, участвующим в консилиуме, ив ходимо значительно шире подходить к этому вопросу. блемный ребенок> в школьной практике - это ученик, им
щий проблемы в освоении нового или закреплении став
материала, присвоении определенных знаний или навы
выполнении определенных школьных требований, в пост
нии общения со сверстниками или учителями, поддерж<
устойчивого позитивного эмоционального состояния в ши
ных ситуациях и др. И лишь в последнюю очередь - эт"
бенок, создающий проблемы окружающим. (Такие ел
несомненно, также обсуждаются на консилиуме, но у
точки зрения оказания помощи педагогу, имеющему пр
мы.) При такой постановке вопроса <особо проблем!
может оказаться и слабо успевающий ученик, и уче"
проблемным поведением, а также одаренные дети, кон
тующие с педагогами и сверстниками, и мнительные,.
ненные школьники.
Обсуждая данный вопрос, мы хотели бы верную
тому, о чем уже говорили в первых, разделах книги -
ренней сложности школьной среды, многообразию
решаемых ребенком в процессе школьного обучения
зование, социализация, психологическое развитие). <
вождение, подчеркивали мы, представляет собой
решения вопросов, связанных со взаимодействием, /М
и школьной системы в каждом конкретном случае.-Л
160
__. ,.. Содержание деятельности школьного психолога --
Психолого-педагогический консилиум представляет собой
одну из наиболее важных форм сопровождения, решающих
эту задачу. В процессе обсуждения индивидуальной стра-
тегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть
найдена оптимальная ситуации такого взаимодействия. В
каких-то аспектах предстоит изменить систему образова-
тельных или нормативных требований, предъявляемых кон-
кретному школьнику или всей параллели - их. содержание,
объем, организационные приемы. То есть - <приспособить>
Среду к школьнику. В других аспектах - поработать с са-
мим школьником в плане формирования определенных навы-
ков и психических процессов, коррекции сложившихся при-
емов учебной деятельности или общения, оказания помощи
в нахождении более эффективных форм. То есть - <приспо-
собить> школьника к Школьной среде.
В ходе консилиума решение этой глобальной задачи со-
провождения облекается в конкретные направления деятель-
ности, мероприятия, психологические и педагогические тех-
нологии.
Участвующий в работе консилиума завуч собирает ин-
формацию о тех учениках, в отношении которых предстоит
индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведе-
ния консилиумов. В среднем на обсуждение данных по одной
параллели необходимо проведение трех-четырех встреч. Пла-
нируя их работу, завуч прежде всего отводит время на обсуж-
дение стратегии сопровождения тех учеников, которые по дан-
ным психолога, педагога, медика или всех их вместе является
наиболее <проблемными>, затем - на обсуждение информа-
ции по школьникам с парциальными проблемами, в послед-
нюю очередь разрабатываются стратегии развивающего со-
провождения для <психологически благополучных> школьни-
к0>. При недостатке времени его можно обсуждать не
чндивидуально, а для всей группы. В конце своей работы кон-
силиум обсуждает ситуацию в параллели в целом и выраба-
тывает определенные рекомендации для классных руководи-
лей и администрации школы. В функции завуча на этапе
"одготовки может входить также и подготовка необходимой
Ументации- бланков протоколов консилиума.
Проходят заседания консилиума в определенный фиксиро-
ый день, раз-два в неделю. Ведущим консилиума являет-
11ч ш
1дш- г -
М. Битянова
ся завуч или психолог. Ведущий устанавливает порядок об
суждения, следит за соблюдением регламента обсуждения
Последний момент является чрезвычайно важным. Обсуждв
ние информации, касающейся школьников, их обучения и по
ведения, часто вызывает бурные чувства участников, перехо
с деловых проблем в область чисто эмоционального отреаг
рования. В результате - обсуждение стратегии сопровожд
ния одного особо <проблемного> ученика может поглотить бол
шую часть заседания.
Полноправными участниками консилиума могут быть та|
же социальный работник и социальный педагог. Более то
если такие специалисты в школе имеются и администрац
сумела найти для них в школьной системе действительно прс
ессиональную нишу, их участие в сопровождении может бь
неоценимым. С о ц и ал ь н ы и педагог может взять на се
организационные обязанности, связанные с консилиумом,
также помочь классным руководителям в реализации их
правлений решения консилиума. Социальный рабе
ник может профессионально осуществить те решения кон
лиума, которые касаются непосредственной работы с семь
В силу того, что должностные обязанности и профессионал)
ные возможности специалистов такого рода нам не очень;
нятны, мы не может подробнее останавливаться на их учас
в сопровождении. Если школа окажется способной опреде.
их функционал, она найдет им и достойное применение в
холого-педагогической работе.
Как уже отмечалось выше, работа психолого-педагоги
кого консилиума по результатам обследования определен
параллели начинается с обсуждения наиболее трудных ел}
ев. Разберем порядок работы консилиума в pi
ках обсуждения одного случ а я. Прежде всего!
ществляется информационный обмен между его участник!
Порядок изложения информации, видимо, не имеет при!
пиального значения. Если наиболее проблемная информ1|
поступает от психолога, он и начинает обсуждение, есл|
педагога или медика - начинают они. В случае, если все ]
тники относят данного ребенка или подростка к числу на
лее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педа
дающего <внешний> рисунок поведения, обучения и состо
ребенка в школе. Обмен информацией между участника
_- .. Содержание деятельности школьного психолога -
взаимный ответ на вопросы служит основой дАя заполнения
первой важной графы заключения консилиума, касающейся
описания актуального психолого-медико-педагогического состо-
яния школьника. По сути дела, речь на данном этапе работы
идет о <сборке целостного портрета> школьника (А. Л. Вен-
гер). Участники консилиума получают возможность увидеть
своего ученика во всем разнообразии его школьного поведе-
ния, а также понять причины его проблем, уже не будучи
ограниченными своими профессиональными школьными зада-
чами. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-пер-
вых, построить действительно системное, <объемное> сопро-
вождение школьника, во-вторых, обеспечить всю необходимую
помощь и поддержку, в третьих, обладает большим психоло-
гическим развивающим эффектом. В дальнейшем, строя свои
взаимоотношения с ребенком, консультируя по вопросам со-
провождения педагогов-предметников, родителей или адми-
нистрацию, они будут иначе смотреть на те или иные проявле-
ния и реакции, транслировать в процессе общения другое от-
ношение, иное мировосприятие.
Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсужде-
ния конкретного случая,- разработка стратегии сопровож-
дения данного ученика. Прежде всего, участники оговарива-
ют содержание сопровождающей работы: какого рода помощь
требуется школьнику, каким конкретным содержанием жела-
тельно наполнить развивающую работу с ним, какие его осо-
бенности должны быть обязательно учтены в процессе обуче-
ния и общения. Следующим шагом будет обсуждение вопроса
о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя
участники консилиума, какую необходимо осуществить сила-
ми педагогического коллектива данной параллели, а что мож-
но сделать только с помощью семьи или специалистов различ-
ного профиля вне школы. В соответствии с этим они определя-
от формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме
берет на себя работу с родителями, педагогами-предметника-
ми. а также социально-диспетчерскую деятельность.
Таким образом, деятельность консилиума по отношению к
чонкретному ребенку состоит в ответе на несколько последо-
тельных вопросов:
Каков психологический, педагогический и медицинс-
кий статус школьника на момент обследования?
М. Битянова
Какими особенностями и проблемами характеризует- Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|