Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



19 страница


 

Представляя на консилиуме конкретного ребенка, пснЯ  

лог может опираться и на первичные данные протокола, одй  

ко другим участникам консилиума для ознакомления и ра|  

ты предоставляются только тексты приложений.  

 

Приведем в качестве примера один из возможных вар!  

тов текста такого приложения.  

 

Ф. И. О. ученика Николай К., 1 класс <А>  

 

Дата рождения 9 сентября 1988 г.  

 

Дата обследования февраль 1996  

 

Феномен развития на момент проведения обследовав  

 

У мальчика возникают проблемы с усвоением учеб  

материала. Слабо развита произвольность интеллектуал!  

деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия у  

ной задачи, часто и быстро отвлекается, на уровне осталь  

класса не сформирован внутренний план действия: плохо ct|  

ляется с заданиями, выполняемыми без опоры на обрЭ  

Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая.  

ношения с одноклассниками доброжелательные, с учитё|  

в общение практически не вступает: выглядит стеснитель!  

робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчива!  

Наличие отклонений или нарушений в развитии:  

 

Выявлены определенные нарушения в интеллектуал  

 

156  

 

_-- Содержание деятельности школьного психолога. -  

 

сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психи-  

ческой активности, низкой осведомленностью и недостаточным  

запасом знаний и представлений (<педагогическая задерж-  

ка>). Причины - парциальные нарушения интеллектуально-  

го развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие  

социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми  

 

лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки  

(в настоящее время живет с родителями).  

 

Особенности психического развития, выявленные в обсле-  

довании:  

 

Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно  

переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок.  

Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.  

 

Возможные формы сопровождения:  

 

Включение в коррекционно-развивающую группу после  

нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие  

страха перед учебной деятельностью, разработка программы  

педагогической помощи, консультирование родителей по во-  

просам интеллектуального развития ребенка.  

 

В целом вся информация, которую готовит к консилиуму  

психолог, может быть разделена на две группы: информация  

о конкретных школьниках и обобщенная информация по клас-  

су или параллели. О том, как может выглядеть информация  

первой группы, мы уже говорили. Информация по классам  

представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых  

в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме  

психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии  

школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц.  

 

Выскажем и наши соображения в отношении той информа-  

ции. которую предоставляют на консилиум педагог и медик.  

Классный руководитель, опираясь на результаты своих со-  

вственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками,  

Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и  

поведения конкретных школьников и классов в целом. Пред-  

ставляемая информация должна касаться, во-первых, труд-  

чостей, которые испытывает ученик в различных педагогичес-  

"ихситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт  

обучения, общения и самочувствия. Характеристика школь-  

на может складываться из следующих показателей:  

 

157  

 

М. Битянова  

 

Качественные характеристики учебной деятельное  

 

трудности и особенности, проявляющиеся при подго-Ц  

товке домашних заданий а  

 

трудности и особенности, проявляющиеся при устных!  

и письменных ответах на уроке, особенности ответов у.|  

доски Ч  

 

трудности и особенности, возникающие при выполне-Ц  

нии творческих заданий и рутинной трудоемкой рабо-|  

ты J  

 

трудности, возникающие в процессе усвоения нового|  

материала или повторения пройденного ;|  

 

виды заданий или учебного материала, вызывающие-  

наибольшие трудности |  

 

предполагаемые причины описанных трудностей и осо4  

 

бенностей. -|  

Количественные показатели учебной деятельности: ..|  

 

успеваемость по основным предметам J  

 

предполагаемые причины низкой или не ровной успе-j  

 

ваемости |  

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:.)  

 

описание и оценка поведения с точки зрения учебной;  

 

активности и заинтересованности  

 

описание и оценка поведения с точки зрения соблюде-  

ния общепринятых правил ,  

 

индивидуальные особенности и трудности, возникаю-J  

 

щие в процессе общения с педагогами и сверстниками!  

Показатели эмоционального состояния в учебных cuit  

ациях: 8  

 

описание <типичного> для школьника эмоционально>;  

го состояния на уроке |  

 

описание ситуаций, вызывающих у учащегося различ?  

ные эмоциональные трудности (плач, раздражение, аг-;|  

рессия, испуг и др.)  

 

Давая характеристику конкретному школьнику, класс>  

руководитель и педагог останавливается, естественно то.  

на тех показателях, которые содержат важную для ра(  

консилиума информацию.  

 

Опросом педагогов-предметников и подготовкой педаг  

ческих характеристик занимается непосредственно класс>  

руководитель при организационной и административной  

 

158  

 

| ... Содержание деятельности школьного психолога --  

 

I  

 

рпжкс завуча и содержательной помощи психолога. По мере  

"о как консилиум утверждает себя в школе в качестве не-  

отъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая  

подготовка становится все менее затруднительной. Педагоги  

накапливают опыт и навык наблюдения за школьниками, фор-  

мулирования своих мнений и выводов.  

 

Участие медицинского работника на консилиуме весьма  

желательно. Но если это трудно организовать технически, учас-  

тники консилиума должны обязательно располагать опреде-  

ленной информацией о состоянии здоровья и физических осо-  

бенностях школьников. Наши представления о тех парамет-  

рах, по которым должно оцениваться соматическое состояние  

школьников, мы сформулировали в сотрудничестве с коллега-  

ми центра <ДАР> им. Выготского. Выделяется три основных  

показателя:  

 

Физическое состояние ребенка на момент проведения кон-  

силиума:  

 

соответствие физического развития возрастным нор-  

мам  

 

состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной  

 

системы  

 

переносимость физических нагрузок (на основании  

 

данных учителя физкультуры)  

Факторы риска нарушения развития:  

 

наличие в прошлом заболеваний и травм, которые  

могут сказаться на развитии ребенка  

 

факторы риска по основным функциональным систе-  

мам, наличие хронических заболеваний  

Характеристика заболеваемости за последний год.  

Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам  

 

характеристики, в которых содержатся важные для сопровож-  

дения данные.  

 

Рассмотрим далее основные этапы работы кон-  

с и л н у м а и их содержание.  

 

Подготовка консилиума осуществляется каждым участни-  

ком отдельно. Психолог обрабатывает данные психологи-  

бского минимума и углубленной диагностики, готовит прило-  

жения по отдельным учащимся и информацию по классу в  

Целом. в его задачи входит также определить, каких учеников  

"йудимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много  

 

159  

 

М. Битянова  

 

времени, а какие дети, являясь психологически благополучнь  

ми, не станут предметом отдельного обсуждения на консилн;  

 

ма (либо для разработки их сопровождения нужно немно)  

времени). Педагог (классный руководитель в средней  

старшей параллели) собирает и обрабатывает информации  

от педагогов-предметников, систематизирует собственные к?  

блюдения. Школьный медик просматривает медицин|  

кие карты, при необходимости получает дополнительную it-  

формацию от родителей или из поликлиники, также готов  

выписки для обсуждения на консилиуме. Педагог и мед  

также каждый по своей информации выделяет детей, нужд  

ющихся в серьезном обсуждении на консилиуме. Сразу от|  

тим, что, употребляя понятие <проблемный ребенок или вг  

росток>, мы не обязательно имеем в виду тех, кто плохо уч  

ся или своим поведением мешает учителю. Мы считаем,  

педагогам и психологам, участвующим в консилиуме, ив  

ходимо значительно шире подходить к этому вопросу.

блемный ребенок> в школьной практике - это ученик, им  

щий проблемы в освоении нового или закреплении став  

материала, присвоении определенных знаний или навы  

выполнении определенных школьных требований, в пост  

нии общения со сверстниками или учителями, поддерж<  

устойчивого позитивного эмоционального состояния в ши  

ных ситуациях и др. И лишь в последнюю очередь - эт"  

бенок, создающий проблемы окружающим. (Такие ел  

несомненно, также обсуждаются на консилиуме, но у  

точки зрения оказания помощи педагогу, имеющему пр  

мы.) При такой постановке вопроса <особо проблем!  

может оказаться и слабо успевающий ученик, и уче"  

проблемным поведением, а также одаренные дети, кон  

тующие с педагогами и сверстниками, и мнительные,.  

 

ненные школьники.  

 

Обсуждая данный вопрос, мы хотели бы верную  

тому, о чем уже говорили в первых, разделах книги -  

ренней сложности школьной среды, многообразию  

решаемых ребенком в процессе школьного обучения  

зование, социализация, психологическое развитие). <  

вождение, подчеркивали мы, представляет собой  

решения вопросов, связанных со взаимодействием, /М  

и школьной системы в каждом конкретном случае.-Л  

 

160  

 

__. ,.. Содержание деятельности школьного психолога --  

 

Психолого-педагогический консилиум представляет собой  

одну из наиболее важных форм сопровождения, решающих  

эту задачу. В процессе обсуждения индивидуальной стра-  

тегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть  

найдена оптимальная ситуации такого взаимодействия. В  

каких-то аспектах предстоит изменить систему образова-  

тельных или нормативных требований, предъявляемых кон-  

кретному школьнику или всей параллели - их. содержание,  

объем, организационные приемы. То есть - <приспособить>  

Среду к школьнику. В других аспектах - поработать с са-  

мим школьником в плане формирования определенных навы-  

ков и психических процессов, коррекции сложившихся при-  

емов учебной деятельности или общения, оказания помощи  

в нахождении более эффективных форм. То есть - <приспо-  

собить> школьника к Школьной среде.  

 

В ходе консилиума решение этой глобальной задачи со-  

провождения облекается в конкретные направления деятель-  

ности, мероприятия, психологические и педагогические тех-  

нологии.  

 

Участвующий в работе консилиума завуч собирает ин-  

формацию о тех учениках, в отношении которых предстоит  

индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведе-  

ния консилиумов. В среднем на обсуждение данных по одной  

параллели необходимо проведение трех-четырех встреч. Пла-  

нируя их работу, завуч прежде всего отводит время на обсуж-  

дение стратегии сопровождения тех учеников, которые по дан-  

ным психолога, педагога, медика или всех их вместе является  

наиболее <проблемными>, затем - на обсуждение информа-  

ции по школьникам с парциальными проблемами, в послед-  

нюю очередь разрабатываются стратегии развивающего со-  

провождения для <психологически благополучных> школьни-  

к0>. При недостатке времени его можно обсуждать не  

чндивидуально, а для всей группы. В конце своей работы кон-  

силиум обсуждает ситуацию в параллели в целом и выраба-  

тывает определенные рекомендации для классных руководи-  

лей и администрации школы. В функции завуча на этапе  

"одготовки может входить также и подготовка необходимой  

 

Ументации- бланков протоколов консилиума.  

Проходят заседания консилиума в определенный фиксиро-  

 

ый день, раз-два в неделю. Ведущим консилиума являет-  

 

11ч ш  

 

1дш- г -  

 

М. Битянова  

 

ся завуч или психолог. Ведущий устанавливает порядок об  

суждения, следит за соблюдением регламента обсуждения  

Последний момент является чрезвычайно важным. Обсуждв  

ние информации, касающейся школьников, их обучения и по  

ведения, часто вызывает бурные чувства участников, перехо  

с деловых проблем в область чисто эмоционального отреаг  

рования. В результате - обсуждение стратегии сопровожд  

ния одного особо <проблемного> ученика может поглотить бол  

шую часть заседания.  

 

Полноправными участниками консилиума могут быть та|  

же социальный работник и социальный педагог. Более то  

если такие специалисты в школе имеются и администрац  

сумела найти для них в школьной системе действительно прс  

ессиональную нишу, их участие в сопровождении может бь  

неоценимым. С о ц и ал ь н ы и педагог может взять на се  

организационные обязанности, связанные с консилиумом,  

также помочь классным руководителям в реализации их  

правлений решения консилиума. Социальный рабе  

ник может профессионально осуществить те решения кон  

лиума, которые касаются непосредственной работы с семь  

В силу того, что должностные обязанности и профессионал)  

ные возможности специалистов такого рода нам не очень;  

 

нятны, мы не может подробнее останавливаться на их учас  

в сопровождении. Если школа окажется способной опреде.  

их функционал, она найдет им и достойное применение в  

холого-педагогической работе.  

 

Как уже отмечалось выше, работа психолого-педагоги  

кого консилиума по результатам обследования определен  

параллели начинается с обсуждения наиболее трудных ел}  

ев. Разберем порядок работы консилиума в pi  

ках обсуждения одного случ а я. Прежде всего!  

ществляется информационный обмен между его участник!  

Порядок изложения информации, видимо, не имеет при!  

пиального значения. Если наиболее проблемная информ1|  

поступает от психолога, он и начинает обсуждение, есл|  

педагога или медика - начинают они. В случае, если все ]  

тники относят данного ребенка или подростка к числу на  

лее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педа  

дающего <внешний> рисунок поведения, обучения и состо  

ребенка в школе. Обмен информацией между участника  

 

_- .. Содержание деятельности школьного психолога -  

 

взаимный ответ на вопросы служит основой дАя заполнения  

первой важной графы заключения консилиума, касающейся  

 

описания актуального психолого-медико-педагогического состо-  

яния школьника. По сути дела, речь на данном этапе работы  

идет о <сборке целостного портрета> школьника (А. Л. Вен-  

гер). Участники консилиума получают возможность увидеть  

своего ученика во всем разнообразии его школьного поведе-  

ния, а также понять причины его проблем, уже не будучи  

ограниченными своими профессиональными школьными зада-  

чами. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-пер-  

вых, построить действительно системное, <объемное> сопро-  

вождение школьника, во-вторых, обеспечить всю необходимую  

помощь и поддержку, в третьих, обладает большим психоло-  

гическим развивающим эффектом. В дальнейшем, строя свои  

взаимоотношения с ребенком, консультируя по вопросам со-  

провождения педагогов-предметников, родителей или адми-  

нистрацию, они будут иначе смотреть на те или иные проявле-  

ния и реакции, транслировать в процессе общения другое от-  

ношение, иное мировосприятие.  

 

Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсужде-  

ния конкретного случая,- разработка стратегии сопровож-  

дения данного ученика. Прежде всего, участники оговарива-  

ют содержание сопровождающей работы: какого рода помощь  

требуется школьнику, каким конкретным содержанием жела-  

тельно наполнить развивающую работу с ним, какие его осо-  

бенности должны быть обязательно учтены в процессе обуче-  

ния и общения. Следующим шагом будет обсуждение вопроса  

о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя  

участники консилиума, какую необходимо осуществить сила-  

ми педагогического коллектива данной параллели, а что мож-  

но сделать только с помощью семьи или специалистов различ-  

ного профиля вне школы. В соответствии с этим они определя-  

от формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме  

берет на себя работу с родителями, педагогами-предметника-  

ми. а также социально-диспетчерскую деятельность.  

 

Таким образом, деятельность консилиума по отношению к  

 

чонкретному ребенку состоит в ответе на несколько последо-  

тельных вопросов:  

 

Каков психологический, педагогический и медицинс-  

кий статус школьника на момент обследования?  

 

М. Битянова  

 

Какими особенностями и проблемами характеризует-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1773
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь