|
Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школеся. Школьник, испытывая затруднения или просто из любопыт- ства, натолкнувшись пару раз на запертую дверь, перестанет ее замечать. Мы уверены, что эффективно работать в школе может только включенный в нее специалист, а не специалист <прихо- дящий>. Прежде всего школьники не примут такую позицию, не смогут установить с ним доверительный контакт.
Конечно, этот контакт зависит и от стиля поведения психо- лога, его открытости, доброжелательности, настроенности на разнообразное общение со школьниками. И в этом тоже про- является отличие психологической и педагогической .позиции. Для педагога его работа состоит в том, чтобы преподавать, общение со школьниками - вторично. Для психолога обще- ние - это работа, значимость которой часто выше самых изо- щренных психотерапевтических и коррекционных технологий.
Третье. Зачем школьникам психолог? Вот один из наибо- лее точных ответов, данных ученицей 9 класса: <Психолог ну- жен для того, чтобы говорить с ним о том, о чем нельзя погово- рить с родителями>. Конечно, это не единственный ответ. Его содержание будет зависеть и от возраста школьника, и от его индивидуальных особенностей. Выделим несколько наиболее распространенных вариантов позиций психолога в отношени- ях со школьниками: <Психолог - врач, психиатр>, <Психо- лог - адвокат ребенка>, <Психолог - доверенное лицо>, <Пси- холог - массовик-затейник>.
<Психолог - врач>. Эта позиция чужда и неприятна боль- шинству психологов и чем-то очень привлекательна для педаго- гов, которые часто своими действиями и словами просто <заго- няют> в нее психолога. <Будешь плохо себя вести, отправлю к чсихологу, пусть он с тобой разбирается> - такое послание Может быть адресовано недисциплинированному или отстаю- щему ученику. Ребенок может быть буквально <заброшен> в кабинет психолога с гневным криком: <Пусть он Вам объяснит, ""чему он так себя ведет!> и т. д. Психолог превращается для
М. Битянова
школьника в еще одно пугало, наряду с директором и мя цией, который на свой манер, своими способами (таблеткам ноз, кодирование, еще что-нибудь в этом духе) перевоспщв ет, воздействует, наказывает бедного ученика. Это беда специалиста. И очень распространенная, особенно- за елами крупных просвещенных центров, где психологу, | всего прочего, еще и очень трудно противопоставить что профессионально весомое таким ожиданиям педагогов и J
<Психолог - адвокат>. Позиция, близкая сердцу MI людям с хорошим психологическим образованием и гума> ческими взглядами. От кого надо защищать ребенка? От-| телей, педагогов, администрации школы, вообще всех <не ших> взрослых. По-своему очень привлекательная позиция бенно для тех, кто в основном работает с самими школьна> Она позволяет быстро наладить близкий доверительный такт с детьми под лозунгом: <Я с вами, вы не виноваты>. Ш| ники с удовольствием делятся своими тайнами, в OCHOI правда, жалуются на непонимание и произвол взрослых. холог же формирует у них и поддерживает у себя страда ную установку: дети - жертвы, им надо посочувствовать ( рйбовать убедить взрослых, что так вести себя нельзя.
Естественно, что такая позиция не вызывает симпати самых взрослых, но это еще полбеды. Она не продуктивн самих школьников, и рано или поздно они начинают этдй ствовать или даже понимать, так как общение с психолог" дает им перспектив развития и самовоспитания, что явл
для них ценностью.
<Психолог - массовик-затейник>. В его исполнен выглядит как занимательная игра- тестирование, рас его результатах, развивающее занятие на классном часу>! даже тренинговая группа по саморегуляции. Такого пся га очень любят дети, бегают за ним <табунами>: <А ВьЦ нам придете?>, <А Вы еще будете нас обследовать?>. О), любые его попытки поговорить чуть серьезней, наталкМ ся на <Давайте лучше поиграем!>. Через некоторое вреШ холог начинает замечать, что его работа превратилась, " нее сказать, <выродилась> в культурно-просветительси" само по себе хорошо, но несколько не про то...
Мы уверены, что при всей важности различных i гий, позволяющих управлять вниманием и интересом
284
_- Психолог в школе: проблемы взаимодействия --
дни не должны заслонять главную, серьезную по своей сути одею работы. Важно, чтобы и школьники понимали важность, серьезность и ответственность работы психолога. Не всегда то, "то приходится делать с психологом, - смешно или интерес- но, но это важно и полезно. Психологическая работа должна стать не только частью учебно-воспитательной системы для педагогов и администрации, такой же - необходимой, посто- янной - она должна стать для самих детей, не теряя по воз- можности своей эмоциональной привлекательности.
Наконец, последняя позиция: <Психолог- доверенное дицо>. Школьник, доверяя психологу, веря в целесообраз- ность его работы и открытость его намерений, в достаточной степени осознанно предоставляет ему информацию о себе, особенностях своего развития и состояния. Он доверяет ему использовать эту информацию - сообщать в нужном объеме учителям, родителям, ему самому с тем, чтобы создать бла- гоприятные условия для решения школьником задач раз- вития, образования и социализации в рамках школьной Сре- ды. Подчеркнем, он делает это достаточно осознанно: он зна- ет, когда его тестируют и зачем, когда за ним наблюдают, он знает, что результаты затем обсуждаются на консилиумах и с педколлективом, родителями. Он понимает, зачем ему, уче- нику, это нужно, он может обсудить этот вопрос с психоло- гом. Важно и то, что психолог не скрывает и тот факт, что ответственность за свое обучение, поведение, успешность раз- вития несет и сам ребенок. И ему тоже предстоит меняться, предпринимать усилия, заниматься для того, чтобы решить свои проблемы. Психолог может ему в этом помочь. Психо- лог не во всем поддерживает школьника: какие-то суждения, поступки он может осудить, не принять. Но при этом ребенок знает: все, что психолог делает, он делает с установкой на помощь ему, поддержку и принятие.
Такая позиция представляется нам наиболее эффективной. Четвертое. Школьник вправе отказаться от взаимодейст- я с психологом в любых формах. Психологическое тестиро- ние, консультирование, коррекция не могут быть вменены У в обязанность. И дети должны знать об этом своем праве. Ругое дело, как психолог сумеет преодолеть естественное
ание любого школьника незамедлительно воспользовать- с)1 любым данным ему правом.
285
М. Битянова
Психолог - родители школьников
Традиционный вопрос, который задается школьными хологами практически всегда на семинарах, посвященных) ложению модели сопровождения: <Почему в Вашей мод! так мало внимания уделяется работе с родителями, разве) гут быть решены какие-либо серьезные проблемы школьнп без их участия?> Мы постараемся сейчас высказать нашу.;
годняшнюю точку зрения на этот вопрос.
Прежде всего, одинаково распространены среди профе< оналов или знатоков школьной практической психологии крайние точки зрения. Первая - невозможно решать шк< ные проблемы ребенка, не работая глубоко и серьезно с.< семьей как целостной системой. Вторая - школьный псих" работает со школьной системой взаимоотношений реб( которая не включает в себя семья как таковую. Все, что ( нок <приносит> в школьную систему из семейной, рассмат) вается и корректируется не само по себе, а только в ел школьных его проблем. Как это ни банально, наша точка S, ния где-то между ними, хотя и тяготеет во второй. .
В настоящий момент целесообразно привести два apryrt та, обосновывающих нашу позицию. Один аргумент - на но-методологический. Суть его в следующем. Мы рассмат ваем школу как целостную систему социальных взаимоо! шений ребенка. На его поведение, жизнедеятельность в ра>>| этой системы оказывают влияние внешние факторы, в том ч( и такой мощный, как семья. Но это влияние опосредов> самой школьной системой, теми отношениями, возможно ми, проблемами и успехами, которые существуют у ребеш ее рамках. Школьный психолог, делаем мы для себя опр" ленный рабочий вывод, может работать с этой системой а шений ребенка, лишь привлекая семью для решения за сопровождения, но не рассматривая ее как решающий <| тор успешности обучения, развития и воспитания.
Второй аргумент - социально-практический. Сегодня в сии не существует нормативной базы, задающей различ правовые нормы деятельности школьного психолога. Но обязательно будет создаваться и можно прогнозировать н( торые ее будущие черты с учетом общемировых тенденций частности, семья с ее проблемами будет все больше автог"
286
Психолог в школе: проблемы взаимодействия
зироваться от влияния школы и, соответственно, школьного пси- холога. Есть определенные социально-государственные струк- туры, за которыми будут закрепляться достаточно большие полномочия в отношении семьи, оказания на нее внешнего воз- действия. Прежде всего этим будет заниматься институт соци- альных работников. Однако они однозначно не будут возложе- ны на школьных психологов. Уже сегодня мы обязаны считать- ся с правом родителей не давать разрешение на психологическое тестирование или психологическую работу с ребенком, на пра- во самого школьника старше 12 лет отказаться от такого воз- действия даже при согласии его родителей.
Итак, мы представляем себе работу школьного психолога с семьей как привлечение ее членов, но прежде всего - родите- лей, к сотрудничеству в решении школьных проблем ребенка. При этом при обоюдном согласии возможно обсуждение тех проблем общения, воспитания, которые возникают вне школы и на школьных отношениях никак не сказываются. Более <глу- бокое> проникновение школьного психолога в семейную систе- му - супружеские проблемы, отношения с прародительской семьей и др. нам кажется, выразимся мягко, весьма не жела- тельным. Для этого существуют другие специалисты, с други- ми профессиональными функциями и другой позицией в отно- шении семьи и ее детей школьного возраста.
Основные формы организации сотрудничества школьного психолога и родителей это:
- групповые и индивидуальные консультации по итогам психологического сопровождения
- психологическое просвещение
- индивидуальные консультации по запросу или инициа- тиве психолога. Все они описаны в тексте данной книги.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГ И ШКОЛА:
ПРОБЛЕМЫ ПОДЧИНЕНИЯ
Вопросами построения взаимоотношений не исчерпывается круг проблем, которые возникают в связи с появлением в шко- ле психолога у него самого и других участников школьной сис- темы. Еще один момент, который считаем нужным затронуть, - это проблемы административного и профессионального подчи-
287
М. Битянова
нения психолога. Сейчас, как известно читателю, этот решается однозначно: все рычаги управления деятельнс психолога находятся в руках школьной администрации. И"! годня это многих не устраивает, по крайней мере, широко i официальном и на неофициальном уровне обсуждается BOI о возможных путях изменения этой ситуации. Мы в данной ] ге хотели бы высказать свою точку зрения только по по> одного аспекта проблемы - профессионального подчине Оно, на наш взгляд, должно выводится за рамки системы о шений психолога и администрации и вообще за рамки шм Психолог заключает со школой профессиональный контр он является ее сотрудником, частью школьной системы, н( просы его профессиональной деятельности, в том числе - оценки, используемых технологий, подходов, методическоГй| нащения должны оставаться за компетентными <инстанция>" Кому же в профессиональном плане должен подчиняться шк( ный психолог? На сегодняшний день существуют два типа ст( тур в народном образовании, которым могут быть перед такие функции: методические отделы бывших РОНО и пС) логические центры того административного уровня, которыв посредственно выходит на конкретные учреждения образ< ния (муниципальные, районные, сельские, городские и т3 Наверное, этот вопрос еще рано обсуждать в силу того,1 система психологических центров в народном образовании только складывается даже в Москве, однако именно им, на1 взгляд, предпочтительнее передать функции профессионал го управления школьными психологами. Центры могли бы ществлять методическую поддержку, взять на себя просв( ние и профессиональное развитие психологов, даже фуня группы профессиональной поддержки, так как располагаю! ответствующими специалистами. Они могут компетентно i нить эффективность их деятельности, предоставив резулЫ своей аналитической работы школам. Центр осуществлял курирование школ с точки зрения осуществляемой в них nd логической работы, помогал при поиске специалиста, соста1 нии контракта. Принципиально важно следующее: школИ психологи, находясь в тесной связи с центром, знали бы, Kyj как можно переадресовать запрос, направить для оказания?" лифицированной помощи. Методические отделы не могут петентно осуществлять такие функции.
288
.. Психолог в школе: проблемы взаимодействия
Нам представляется, что изменение в области профессио- нального подчинения принесло бы в конечном итоге пользу реем участникам проблемы: школьной администрации, психо- догу, психологическому центру, стало бы первой ступенькой в процессе создания единой системы психологической поддерж- ки народного образования.
ГЛАВА 3. ШКОЛА И ПСИХОЛОГ:
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Мы подходим к обсуждению наиболее важных моментов, ка- сающихся взаимодействия психолога и всей школьной системы.
Мы неоднократно подчеркивали: деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а по- тому что представляет собой целостную самостоятельную сис- тему со своими целями и задачами. Мы хотели тем самым пос- тавить психолога в позицию профессионала, избавив его от роли <девочки на побегушках>. Однако цели и задачи психологичес- кой деятельности не только не противоречат педагогическим целям, но и, наоборот, сущностно с ними связаны. Психологи- ческая работа - часть общего педагогического, образователь- ного процесса в школе. Она становится действительно значи- мой и эффективной, если опосредуется соответствующей педа- гогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения как никакая другая позволяет объединить усилия педагога и психолога, поскольку сопровождение - это не только и не столько метод работы школьного психолога. Это - цель и способ орга- низации всего педагогического процесса в школе.
Конечно, это тема другой большой работы - как техноло- гически ввести идею сопровождения в педагогический процесс. Однако мы надеемся, что эта книга дала читателю представ- ление о перспективности, внутренней мощи, гибкости принци- па психолого-педагогического сопровождения, его большого технологического потенциала. Одно мы хотели бы подчеркнуть Уже сейчас: серьезная психологическая работа неизбежно ока- жет огромное влияние на всю образовательную систему дан- ной школы, вызовет к жизни мощные силы изменения, посту- пательного движения вперед, к новой системе, которая смогла бы органично и естественно включить в себя психологическую
2.SQ
М Витя нова
деятельность В связи с этом замечанием мы хотим общ ся к школьным директорам и педагогам с маленьким визированным <открытым письмом>
ОТКРЫТОЙ ПИСЬМО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕКТЩ ШКОЛЫ, РЕШИВШЕМУСЯ <ЗАВЕСТИ> У СЕБЯ ПСИХОМ
Многоуважаемые коллеги
Прежде всего, разрешите высказать вам искреннее жение в связи с принятым вами решением пригласила работу в школу психолога. Оно современно и своевремл Однако мы просим вас перед принятием окончательно шения еще немного подумать вот над каким непраз! вопросом: <А зачем школе, каждому из вас нужен шко психолог?> Дело в том, что далеко не все ваши ожид( надежды сбудутся после его появления
Если вы надеетесь, что с психолог снимет с вас HOI тяжелый педагогический груз - неуспевающих, <леь неуправляемых, недисциплинированных, короче говоря, ных> школьников, что он отдельно от вас порабоп ними и они вернуться к вам иными, готовыми к правый Категория: Библиотека » Возрастная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|