Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



30 страница


ся. Школьник, испытывая затруднения или просто из любопыт-  

ства, натолкнувшись пару раз на запертую дверь, перестанет ее  

замечать. Мы уверены, что эффективно работать в школе может  

только включенный в нее специалист, а не специалист <прихо-  

дящий>. Прежде всего школьники не примут такую позицию, не  

смогут установить с ним доверительный контакт.  

 

Конечно, этот контакт зависит и от стиля поведения психо-  

лога, его открытости, доброжелательности, настроенности на  

разнообразное общение со школьниками. И в этом тоже про-  

является отличие психологической и педагогической .позиции.  

Для педагога его работа состоит в том, чтобы преподавать,  

общение со школьниками - вторично. Для психолога обще-  

ние - это работа, значимость которой часто выше самых изо-  

щренных психотерапевтических и коррекционных технологий.  

 

Третье. Зачем школьникам психолог? Вот один из наибо-  

лее точных ответов, данных ученицей 9 класса: <Психолог ну-  

жен для того, чтобы говорить с ним о том, о чем нельзя погово-  

рить с родителями>. Конечно, это не единственный ответ. Его  

содержание будет зависеть и от возраста школьника, и от его  

индивидуальных особенностей. Выделим несколько наиболее  

распространенных вариантов позиций психолога в отношени-  

ях со школьниками: <Психолог - врач, психиатр>, <Психо-  

лог - адвокат ребенка>, <Психолог - доверенное лицо>, <Пси-  

холог - массовик-затейник>.  

 

<Психолог - врач>. Эта позиция чужда и неприятна боль-  

шинству психологов и чем-то очень привлекательна для педаго-  

гов, которые часто своими действиями и словами просто <заго-  

няют> в нее психолога. <Будешь плохо себя вести, отправлю к  

чсихологу, пусть он с тобой разбирается> - такое послание  

Может быть адресовано недисциплинированному или отстаю-  

щему ученику. Ребенок может быть буквально <заброшен> в  

кабинет психолога с гневным криком: <Пусть он Вам объяснит,  

""чему он так себя ведет!> и т. д. Психолог превращается для  

 

М. Битянова  

 

школьника в еще одно пугало, наряду с директором и мя  

цией, который на свой манер, своими способами (таблеткам  

ноз, кодирование, еще что-нибудь в этом духе) перевоспщв  

ет, воздействует, наказывает бедного ученика. Это беда  

специалиста. И очень распространенная, особенно- за  

елами крупных просвещенных центров, где психологу, |  

всего прочего, еще и очень трудно противопоставить что  

профессионально весомое таким ожиданиям педагогов и J  

 

<Психолог - адвокат>. Позиция, близкая сердцу MI  

людям с хорошим психологическим образованием и гума>  

ческими взглядами. От кого надо защищать ребенка? От-|  

телей, педагогов, администрации школы, вообще всех <не  

ших> взрослых. По-своему очень привлекательная позиция  

бенно для тех, кто в основном работает с самими школьна>  

Она позволяет быстро наладить близкий доверительный  

такт с детьми под лозунгом: <Я с вами, вы не виноваты>. Ш|  

ники с удовольствием делятся своими тайнами, в OCHOI  

правда, жалуются на непонимание и произвол взрослых.  

холог же формирует у них и поддерживает у себя страда  

ную установку: дети - жертвы, им надо посочувствовать (  

рйбовать убедить взрослых, что так вести себя нельзя.  

 

Естественно, что такая позиция не вызывает симпати  

самых взрослых, но это еще полбеды. Она не продуктивн  

самих школьников, и рано или поздно они начинают этдй  

ствовать или даже понимать, так как общение с психолог"  

дает им перспектив развития и самовоспитания, что явл  

 

для них ценностью.  

 

<Психолог - массовик-затейник>. В его исполнен  

выглядит как занимательная игра- тестирование, рас  

его результатах, развивающее занятие на классном часу>!  

даже тренинговая группа по саморегуляции. Такого пся  

га очень любят дети, бегают за ним <табунами>: <А ВьЦ  

нам придете?>, <А Вы еще будете нас обследовать?>. О),  

любые его попытки поговорить чуть серьезней, наталкМ  

ся на <Давайте лучше поиграем!>. Через некоторое вреШ  

холог начинает замечать, что его работа превратилась, "  

нее сказать, <выродилась> в культурно-просветительси"  

само по себе хорошо, но несколько не про то...  

 

Мы уверены, что при всей важности различных i  

гий, позволяющих управлять вниманием и интересом  

 

284  

 

_- Психолог в школе: проблемы взаимодействия --  

 

дни не должны заслонять главную, серьезную по своей сути  

одею работы. Важно, чтобы и школьники понимали важность,  

серьезность и ответственность работы психолога. Не всегда то,  

"то приходится делать с психологом, - смешно или интерес-  

но, но это важно и полезно. Психологическая работа должна  

стать не только частью учебно-воспитательной системы для  

педагогов и администрации, такой же - необходимой, посто-  

янной - она должна стать для самих детей, не теряя по воз-  

можности своей эмоциональной привлекательности.  

 

Наконец, последняя позиция: <Психолог- доверенное  

дицо>. Школьник, доверяя психологу, веря в целесообраз-  

ность его работы и открытость его намерений, в достаточной  

степени осознанно предоставляет ему информацию о себе,  

особенностях своего развития и состояния. Он доверяет ему  

использовать эту информацию - сообщать в нужном объеме  

учителям, родителям, ему самому с тем, чтобы создать бла-  

гоприятные условия для решения школьником задач раз-  

вития, образования и социализации в рамках школьной Сре-  

ды. Подчеркнем, он делает это достаточно осознанно: он зна-  

ет, когда его тестируют и зачем, когда за ним наблюдают, он  

знает, что результаты затем обсуждаются на консилиумах и  

с педколлективом, родителями. Он понимает, зачем ему, уче-  

нику, это нужно, он может обсудить этот вопрос с психоло-  

гом. Важно и то, что психолог не скрывает и тот факт, что  

ответственность за свое обучение, поведение, успешность раз-  

вития несет и сам ребенок. И ему тоже предстоит меняться,  

предпринимать усилия, заниматься для того, чтобы решить  

свои проблемы. Психолог может ему в этом помочь. Психо-  

лог не во всем поддерживает школьника: какие-то суждения,  

поступки он может осудить, не принять. Но при этом ребенок  

знает: все, что психолог делает, он делает с установкой на  

помощь ему, поддержку и принятие.  

 

Такая позиция представляется нам наиболее эффективной.  

Четвертое. Школьник вправе отказаться от взаимодейст-  

я с психологом в любых формах. Психологическое тестиро-  

ние, консультирование, коррекция не могут быть вменены  

У в обязанность. И дети должны знать об этом своем праве.  

Ругое дело, как психолог сумеет преодолеть естественное  

 

ание любого школьника незамедлительно воспользовать-  

с)1 любым данным ему правом.  

 

285  

 

М. Битянова  

 

Психолог - родители школьников  

 

Традиционный вопрос, который задается школьными  

хологами практически всегда на семинарах, посвященных)  

ложению модели сопровождения: <Почему в Вашей мод!  

так мало внимания уделяется работе с родителями, разве)  

гут быть решены какие-либо серьезные проблемы школьнп  

без их участия?> Мы постараемся сейчас высказать нашу.;  

 

годняшнюю точку зрения на этот вопрос.  

 

Прежде всего, одинаково распространены среди профе<  

оналов или знатоков школьной практической психологии  

крайние точки зрения. Первая - невозможно решать шк<  

ные проблемы ребенка, не работая глубоко и серьезно с.<  

семьей как целостной системой. Вторая - школьный псих"  

работает со школьной системой взаимоотношений реб(  

которая не включает в себя семья как таковую. Все, что (  

нок <приносит> в школьную систему из семейной, рассмат)  

вается и корректируется не само по себе, а только в ел  

школьных его проблем. Как это ни банально, наша точка S,  

ния где-то между ними, хотя и тяготеет во второй. .  

 

В настоящий момент целесообразно привести два apryrt  

та, обосновывающих нашу позицию. Один аргумент - на  

но-методологический. Суть его в следующем. Мы рассмат  

ваем школу как целостную систему социальных взаимоо!  

шений ребенка. На его поведение, жизнедеятельность в ра>>|  

этой системы оказывают влияние внешние факторы, в том ч(  

и такой мощный, как семья. Но это влияние опосредов>  

самой школьной системой, теми отношениями, возможно  

ми, проблемами и успехами, которые существуют у ребеш  

ее рамках. Школьный психолог, делаем мы для себя опр"  

ленный рабочий вывод, может работать с этой системой а  

шений ребенка, лишь привлекая семью для решения за  

сопровождения, но не рассматривая ее как решающий <|  

тор успешности обучения, развития и воспитания.  

 

Второй аргумент - социально-практический. Сегодня в  

сии не существует нормативной базы, задающей различ  

правовые нормы деятельности школьного психолога. Но  

обязательно будет создаваться и можно прогнозировать н(  

торые ее будущие черты с учетом общемировых тенденций  

частности, семья с ее проблемами будет все больше автог"  

 

286  

 

Психолог в школе: проблемы взаимодействия  

 

зироваться от влияния школы и, соответственно, школьного пси-  

холога. Есть определенные социально-государственные струк-  

туры, за которыми будут закрепляться достаточно большие  

полномочия в отношении семьи, оказания на нее внешнего воз-  

действия. Прежде всего этим будет заниматься институт соци-  

альных работников. Однако они однозначно не будут возложе-  

ны на школьных психологов. Уже сегодня мы обязаны считать-  

ся с правом родителей не давать разрешение на психологическое  

тестирование или психологическую работу с ребенком, на пра-  

во самого школьника старше 12 лет отказаться от такого воз-  

действия даже при согласии его родителей.  

 

Итак, мы представляем себе работу школьного психолога с  

семьей как привлечение ее членов, но прежде всего - родите-  

лей, к сотрудничеству в решении школьных проблем ребенка.  

При этом при обоюдном согласии возможно обсуждение тех  

проблем общения, воспитания, которые возникают вне школы  

и на школьных отношениях никак не сказываются. Более <глу-  

бокое> проникновение школьного психолога в семейную систе-  

му - супружеские проблемы, отношения с прародительской  

семьей и др. нам кажется, выразимся мягко, весьма не жела-  

тельным. Для этого существуют другие специалисты, с други-  

ми профессиональными функциями и другой позицией в отно-  

шении семьи и ее детей школьного возраста.  

 

Основные формы организации сотрудничества школьного  

психолога и родителей это:  

 

- групповые и индивидуальные консультации по итогам  

психологического сопровождения  

 

- психологическое просвещение  

 

- индивидуальные консультации по запросу или инициа-  

тиве психолога. Все они описаны в тексте данной книги.  

 

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГ И ШКОЛА:  

 

ПРОБЛЕМЫ ПОДЧИНЕНИЯ  

 

Вопросами построения взаимоотношений не исчерпывается  

круг проблем, которые возникают в связи с появлением в шко-  

ле психолога у него самого и других участников школьной сис-  

темы. Еще один момент, который считаем нужным затронуть, -  

это проблемы административного и профессионального подчи-  

 

287  

 

М. Битянова  

 

нения психолога. Сейчас, как известно читателю, этот  

решается однозначно: все рычаги управления деятельнс  

психолога находятся в руках школьной администрации. И"!  

годня это многих не устраивает, по крайней мере, широко i  

официальном и на неофициальном уровне обсуждается BOI  

о возможных путях изменения этой ситуации. Мы в данной ]  

ге хотели бы высказать свою точку зрения только по по>  

одного аспекта проблемы - профессионального подчине  

Оно, на наш взгляд, должно выводится за рамки системы о  

шений психолога и администрации и вообще за рамки шм  

Психолог заключает со школой профессиональный контр  

он является ее сотрудником, частью школьной системы, н(  

просы его профессиональной деятельности, в том числе -  

оценки, используемых технологий, подходов, методическоГй|  

нащения должны оставаться за компетентными <инстанция>"  

Кому же в профессиональном плане должен подчиняться шк(  

ный психолог? На сегодняшний день существуют два типа ст(  

тур в народном образовании, которым могут быть перед  

такие функции: методические отделы бывших РОНО и пС)  

логические центры того административного уровня, которыв  

посредственно выходит на конкретные учреждения образ<  

ния (муниципальные, районные, сельские, городские и т3  

Наверное, этот вопрос еще рано обсуждать в силу того,1  

система психологических центров в народном образовании  

только складывается даже в Москве, однако именно им, на1  

взгляд, предпочтительнее передать функции профессионал  

го управления школьными психологами. Центры могли бы  

ществлять методическую поддержку, взять на себя просв(  

ние и профессиональное развитие психологов, даже фуня  

группы профессиональной поддержки, так как располагаю!  

ответствующими специалистами. Они могут компетентно i  

нить эффективность их деятельности, предоставив резулЫ  

своей аналитической работы школам. Центр осуществлял  

курирование школ с точки зрения осуществляемой в них nd  

логической работы, помогал при поиске специалиста, соста1  

нии контракта. Принципиально важно следующее: школИ  

психологи, находясь в тесной связи с центром, знали бы, Kyj  

как можно переадресовать запрос, направить для оказания?"  

лифицированной помощи. Методические отделы не могут  

петентно осуществлять такие функции.  

 

288  

 

.. Психолог в школе: проблемы взаимодействия  

 

Нам представляется, что изменение в области профессио-  

нального подчинения принесло бы в конечном итоге пользу  

реем участникам проблемы: школьной администрации, психо-  

догу, психологическому центру, стало бы первой ступенькой в  

процессе создания единой системы психологической поддерж-  

ки народного образования.  

 

ГЛАВА 3. ШКОЛА И ПСИХОЛОГ:  

 

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН  

 

Мы подходим к обсуждению наиболее важных моментов, ка-  

сающихся взаимодействия психолога и всей школьной системы.  

 

Мы неоднократно подчеркивали: деятельность психолога в  

школе достаточно автономна. Не потому что независима, а по-  

тому что представляет собой целостную самостоятельную сис-  

тему со своими целями и задачами. Мы хотели тем самым пос-  

тавить психолога в позицию профессионала, избавив его от роли  

<девочки на побегушках>. Однако цели и задачи психологичес-  

кой деятельности не только не противоречат педагогическим  

целям, но и, наоборот, сущностно с ними связаны. Психологи-  

ческая работа - часть общего педагогического, образователь-  

ного процесса в школе. Она становится действительно значи-  

мой и эффективной, если опосредуется соответствующей педа-  

гогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения  

как никакая другая позволяет объединить усилия педагога и  

психолога, поскольку сопровождение - это не только и не столько  

метод работы школьного психолога. Это - цель и способ орга-  

низации всего педагогического процесса в школе.  

 

Конечно, это тема другой большой работы - как техноло-  

гически ввести идею сопровождения в педагогический процесс.  

Однако мы надеемся, что эта книга дала читателю представ-  

ление о перспективности, внутренней мощи, гибкости принци-  

па психолого-педагогического сопровождения, его большого  

технологического потенциала. Одно мы хотели бы подчеркнуть  

Уже сейчас: серьезная психологическая работа неизбежно ока-  

жет огромное влияние на всю образовательную систему дан-  

ной школы, вызовет к жизни мощные силы изменения, посту-  

пательного движения вперед, к новой системе, которая смогла  

бы органично и естественно включить в себя психологическую  

 

2.SQ  

 

М Витя нова  

 

деятельность В связи с этом замечанием мы хотим общ  

ся к школьным директорам и педагогам с маленьким  

визированным <открытым письмом>  

 

ОТКРЫТОЙ ПИСЬМО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕКТЩ  

ШКОЛЫ, РЕШИВШЕМУСЯ <ЗАВЕСТИ> У СЕБЯ ПСИХОМ  

 

Многоуважаемые коллеги  

 

Прежде всего, разрешите высказать вам искреннее  

жение в связи с принятым вами решением пригласила  

работу в школу психолога. Оно современно и своевремл  

Однако мы просим вас перед принятием окончательно  

шения еще немного подумать вот над каким непраз!  

вопросом: <А зачем школе, каждому из вас нужен шко  

психолог?> Дело в том, что далеко не все ваши ожид(  

надежды сбудутся после его появления  

 

Если вы надеетесь, что с психолог снимет с вас HOI  

тяжелый педагогический груз - неуспевающих, <леь  

неуправляемых, недисциплинированных, короче говоря,  

ных> школьников, что он отдельно от вас порабоп  

ними и они вернуться к вам иными, готовыми к правый




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1491
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 25 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь