Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Формула смыслаление от него, иначе говоря, как бы это всё у них происходило, если бы с ними естественным путем спучилось нечто подобное. Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторо- ну света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а те- перь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлин- иФОРМУАЫ СМЫСЛА) ному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если ста- нут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отве- чать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь? - Конечно, он так и подумает. -А если заставить его смотреть прямо на самый свет, раз- ве не заболят у него глаза и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают? -Да, это так. - Если же кто станет насильно тащить его по крутизне вверх, в гору, и не отпустит, пока не извлечет его на солнечный свет, разве он не будет страдать и не возмутится таким насилием? А когда бы он вышел на свет, глаза его настолько были бы пора- жены сиянием, что он не мог бы разглядеть ни одного предме- та из тех, о подлинности которых ему теперь говорят. - Да, так сразу он этого бы не смог. -Тут нужна привычка, раз ему предстоитувидеть всё то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем - на отражения в воде людей и различных пред- метов, а уж потом - на самые вещи; при этом то, что на небе, и самоё небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет. - Несомненно. - И наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самоё Солнце, находящееся в его собствен- ной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь на- блюдением его обманчивого отражения в воде или в других, ему чуждых, средах. - Конечно, ему это станет доступно. - И тогда уж он сделает вывод, что от Солнца зависят и времена года, и течение лет и что оно ведает всем в види- мом пространстве и оно же каким-то образом есть причина . 1"ВДАЛБЛИВАЮ111ИЕ" ОЮРМУЛЫ, всего того, что этот человек и другие узники видели раньше в пещере. - Ясно, что он придет к такому выводу после тех наблюдений. -Так как же? Вспомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и сотоварищей по заключению, разве не сочтет он блаженством перемену своего положения и разве не пожа- леет своих друзей? - И даже очень. -А если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал гряду- щее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен? Или он испытывал бы то, о чем говорит Гомер, то есть сильнейшим образом желал бы как поденщик, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный и скорее терпеть что угодно, только бы не разделять представ- лений узников и не жить так, как они? - Я-то думаю, что он предпочтет вытерпеть всё что угодно, чем жить так. - Обдумай еще и вот что: если бы такой человек опять спу- стился туда и сел бы на то же самое место, разве не были бы его глаза охвачены мраком при таком внезапном уходе от све- та Солнца? - Конечно. - А если бы ему снова пришлось состязаться с этими веч- ными узниками, разбирая значение тех теней? Пока его зрение не притупится и глаза не привыкнут - а на это потребовалось бы немалое время, -разве не казался бы он смешон? О нем стали бы говорить, что из своего восхождения он вернулся с испорченным зрением, а значит, не стоит даже и пытаться идти ввысь. А кто принялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они не убили бы, попадись он им в руки? ФОРМУЛЫ СМЫСЛА, - Непременно убили бы. -Так вот это уподобление следует применить ко все- му, что было сказано ранее: область, охватываемая зрени- ем, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхояздение и созерцание вещей, находя- щихся в вь>1шине, - это подъем души в область умопостигае- мого. Если ты всё это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль - коль скоро ты стремишься ее узнать, - а уж богу ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага - это предел, и она с трудом различи- ма, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивает- ся вывод, что именно она - причина всего правильного и пре- красного. В области видимого она порождает свет и его впады- ку, а в области умопостигаемого она сама - владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни. {Платон, 428-347 гг. до н.э., древнегреческий философ) Аристокл Широкоплечий (Платон) 428-347 гг. до н.э. /Древнегреческий философ/ ( Формулы hh расхожего мнения тт 1ФОРМУЛЫ СМЫСЛА> Они занимают промежуточное положение между формулами-"трюизмами" и формулами- "правилами", являя собой суждения, верные в ос- нове и важные до безусловности, но столь привыч- ные попроизводимому в душе ощущению, что не замечаемы как формулировки, практическая цен- ность которых выше их первой (и любой последу- ющей тоже!) впечатляемости. Я бы объяснение этому дал такое: чем значи- мее что-то, тем меньше, значит, оно способно значить. Удобное потому и удобно, что не за- мечаемо. Если долго мучиться, что-нибудь получится. Собака бывает кусачей Только от жизни собачей. (Из песни) Ты рядом, ты рядом со мной, дорогая, Но все ж далека, как звезда. (Из песни) И даже пень В весенний день Березкой стройной стать желает! (Из песни) Полупобеда тем страшна, Что в ней лукавство утешенья. Хоть завтрашнее пораженье Уже таит в себе она. {Н. к. Доризо) .. .А если б не было дуэли? А если б не было дуэли, А если б не было дуэли... Чтож! Было всё предрешено, - И пуля та достигла б цели, Достигла б цели всё равно! {н. к. доризо. России первая любовь... Мой Пушкин) Я знаю, что если не радость В основе событий и снов, То крик - это попросту слабость, Бессильный о помощи зов. (О. А. Фокина) Неизбежен, видимо, вопрос: почему же "мне- ние" и отчего оно "расхожее"? Да оттого, что уровень закона здесь ЕЩЕ не приемлем (точно так же, как бабочками нельзя забивать гвозди: просто это дело для исполнения другой сущностью, в данном случае более ударо- способным предметом - молотком), а уровень одиночного мыслителя-владельца УЖЕ превзой- ден (как, к примеру, нельзя удержать при себе и спрятать вес: в любом сокрытии он давительно - следом, тяжестью, воздействием - проявится). То есть пол расхожим подразумевается такое мне- ние, которое способно к расходимости, будучи се- рьезным, истинепричастным наблюдением. Любовь выклянчивать - наивность, Что на беду обречена. Любовь - она и есть взаимность, Но до чего ж редка она! (н. к. Доризо) ФОРМУЛЫ СМЫСЛА, Не торопись восславить миг, Когда чего-то ты достиг. Счастливец тот, кто достигает, Не тот счастливец, кто достиг. (Он же) Популярность шумна и изменчива. По натуре она такова. Только слава - надежная женщина, Но она нежена, а вдова. (Он же) И это мука без вины, - Решать: ну что там, что там, что там, Затем недальним поворотом, Куда мы двигаться должны? (Н. М. Грибачев, советский поэт) Я знаю теперь, что любовь убивает, не ходет состраданья, не делится властью, Покуда прекрасна, покуда живая. Покуда она не утеха, а - счастье. (О. Ф. Берггольц, 1910-1975) И некогда опомниться, Книжку почитать - Едва мечта исполнится, Опять изволь мечтать! Ольга Федоровна Берггольц 1910-1975 /Советская поэтесса/ Едва найдется выход, Как он уже не тот! Вчера всё было тихо - С утра наоборот! (ю. ч. Ким) Скажи, мой друг, зачем мы так беспечны В потоке дней и суматохе дел? Не помним мы, что век не будет вечным, И всем путям положен свой предел. {Андрей Макаревич) Ч Проблемные формулы вФОРМУЛЫ СМЫСЛА} В этих формулах, а их еще - дополнительно - можно назвать "казуистическими", преобладают запутанность, хитросплетения, изысканная изощ- ренность ума. Существует старая заповедь: не укради. Есть и возраже- ние: а если я умираю с голоду, а рядом лежит, хотя и чужой, но никому не нужный кусок хлеба, неужели и тогда "не укради"? /Вот одна из попыток решения этой проблемы. Ее приво- дит А. Гулыга в своей книге "Уроки классики и современ- ность" (М., 1990): <Возьми чужой хлеб, только не назы- вай свой поступок моральным. Мораль есть мораль, а воровство есть воровство, в определениях следует быть точным>./ Рассказывают: как-то раз во дворике Парижского универси- тета у "ангелического доктора" Фомы Аквинского и "универсаль- ного доктора" Альберта Великого (род. между 1193-1207, ум. 1280) вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Несколько часов длился этот изматывающий словесный турнир - и всё безрезультатно. Каждый неуступно стоял на своем. Но случи- лось так, что этот ученый спор нечаянно подслушал садовник. Простой человек, по доброте своей, взял да и предложил этим двум знаменитым преподавателям: "Хотите, я вам сей же миг принесу настоящего живого крота? При взгляде на него все сомнения разрешатся". "Ни в коем случае, - воскликнули в один голос оба спорщика. - Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: насколько обязательно должны быть именно у крота именно глаза?" Аптекарь Лефебюр рассказал однажды о своем разговоре с королём Карлом II (1630-1685): Карп: Из чего состоят тела? ""ПРОБЛЕМНЫЕ" ФОРМУ/ Лефебюр: Если субстанция есть тело, то она должна обладать количеством и потому должна быть делима. Тепа же должны состоять илиизделимых или из неделимых вещей - из точек или частей. Но тело не может состоять из точек, ибо точка неделима и не обладает количеством. Она не может по- этому сообщать телу количество, ибо она сама его не имеет. Отсюда следует, что тела состоят из частей. Но на это можно возразить: все эти части должны быть делимы или неделимы. Если верно первое, то одна часть не может быть наивозможно меньшей, ибо она может быть разделена на еще меньшие ча- сти. Если же эта самая меньшая часть со своей стороны неде- лима, то мы наталкиваемся на то же затруднение, ибо она не может обладать количеством и потому не может сообщить та- кового телу, ибо делимость есть существенное свойство вся- кого количества. Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею... (Идея, занимавшая ум Родиона Раскольйикова, героя романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". 1866 г.) /Родион раскольников убил человека - пожилую женщину, старуху-процентщицу Алену Ивановну. Но убил не на бытовой почве - с целью ограбления, или в пылу гнева, или вслед- ствие необходимости защитить себя или кого-то другого, - а в силу сложившейся в нем идеологии: теории права на убийство. Основу своих взглядов Раскольников излагает своей пас- сии Соне Мармеладовой, и у нас, благодаря этому, есть воз- можность отследить его мысль, чтобы убедиться, что формула "Вошь ли я и тварь... или право на любой поступок имею" мо- жет в определенный период жизни человека становиться для него проблемой. То, что через тернии к звездам, - это понят- но. А к нравственности как? Через безнравственность?! Это что, ФОРМУЛЫ СМЫСЛА] закон или частный эпизод чьей-то там неправедной жизни? Кто ответит? И есть ли ответ?!?! <Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Ну, понятно теперь? - Н-нет, - наивно и робко прошептала Соня, - только... говори, говори! Я пойму, я про себя все пойму! -упрашивала она его. - Поймешь? Ну хорошо, посмотрим! Он замолчал и долго обдумывал. - Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что, если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо всех этих краси- вых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-ни- будь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдо- бавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и... и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом "вопросе" я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально... и даже не по- нял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!.. Ну и я... вышел из задумчи- вости... задушил... по примеру авторитета... И это точь-в-точь так и было! Тебе смешно? Да, Соня, тут всего смешнее то, что, может, именно оно так и было... Соне вовсе не было смешно. - Вы лучше говорите мне прямо... без примеров,-еще робче и чуть слышно попросила она. - Он поворотился к ней, грустно посмотрел на нее и взял ее за руки. <ПРОБАЕМНЫ1Е> <КЯ/>!> - Ты опять права, Соня. Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание случайно, и осужде- на таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать ка- ким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья... (Он говорил как будто заученное.) А к тому вре- мени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра... ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!.. Да и что за охота всю жизнь мимо всего проходить и от всего отвертываться, про мать забыть, а сестрину обиду, например, почтительно перенесть? Для чего? Для того ль, чтоб, их схоронив, новых нажить - жену да де- тей, и тоже потом без гроша и без куска оставить? Ну... ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, - и сде- лать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую доро- гу стать... Ну... ну, вот и всё... Ну, разумеется, что я убил старуху, - это я худо сделал... ну, и довольно! В каком-то бессилии дотащился он до конца рассказа и по- ник головой. - Ох, это не то, не то,-в тоске восклицала Соня, - и разве можно так... нет, это не так, не так! - Сама видишь, что не так!.. А я ведь искренно рассказал, правду! -Да какая ж это правда! О, господи! - Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. - Это человек-то вошь! ФОРМУЛЫ СМЫСЛА) -Да и я знаю, что не вошь, -ответил он, странно смотря на нее. - А впрочем я вру, Соня, - прибавил он, - давно уже вру... Это всё не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины"... Я давно ни с кем не гово- рил, Соня... Голова у меня теперь очень болит. Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние духа уже проглядывало страшное бессилие. Соня поняла, как он мучается. У ней тоже голова начинала кружиться. И странно он так говорил: как будто и по- Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|