Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



7 страница


ции наиболее рельефно выступают различия между от-  

дельными авторами. В первую очередь это различия  

между сторонниками скиннеровского подхода и предста-  

вителями, так сказать, умеренного крыла, которые нахо-  

дят свое проявление и в области социально-психологиче-  

ских исследований.  

 

Понятия <стимул>, <реакция> являются базовыми  

 

для данного направления в целом. Сторонники скинне-  

ровского подхода определяют/стимул как физическое,  

или материальное, событие, которое должно быть на-  

блюдаемым и манипулируемым,/  

 

/ Сторонники медиаторного подхода уделяют основное  

внимание разделению стимулов и реакций на внутрен-  

ние и внешние. Схему 5-R они заменяют схемой  

S-г-s-R. Внутренние, имплицитные г и s выступают  

 

как медиаторы (посредники)  

 

Весьма важным в этом словаре является понятие  

дискриминативного, или дифференцирующего, стимула.  

 

50  

 

Это стимул, не вызывающий прямоусловной реакции,  

но как бы сигнализирующий организму о ней. Лишь при  

наличии в экспериментальной ситуации этого стимула  

происходит оперантная реакция.  

 

Другим важным термином в словаре бихевиоризма  

является термин драйв (drive) -.побуждение. В окинне-  

ровском подходе драйв определяется совокупностью  

операций, используемых для его установления. Здесь мы  

имеем как раз один из ярких примеров проявления опе-  

рационализма. Драйв-это не реакция, не стимул, ни  

в коем случае не психологическое состояние, а просто  

термин для выражения отношения между некоторыми  

предшествующими операциями экспериментатора и си-  

лой ответа организма в результате. По мнению сторон-  

ников медиаторного подхода, драйв - это некая сила  

внутри организма (но не потребность), которая, дости-  

гая оптимума, активизирует поведение в направлении  

подкрепления и, следовательно, редукции драйв, иначе  

говоря, это импульс к действию. Таким образом, для  

представителей медиаторного подхода характерен ак-  

цент на энергизирующей и, так сказать, директивной  

функциях драйв.  

 

Важной парой категорий выступают категории гене-  

рализации (обобщения) и дискриминации (различения).  

Если определять кратко сущность принципа генерализа-  

ции, то это тенденция реакции, полученной на один опре- "  

деленный стимул, ассоциироваться с другим, новым, но  

похожим стимулом. Чем более подобны стимулы, тем  

успешнее генерализация. Это весьма важное объясни-  

тельное понятие в теории научения: генерализация ока-  

зывается основой объяснения, в частности быстрого овла-  

дения языком у ребенка. В социально-психологическом  

контексте для бихевиоризма встает сложный вопрос о  

генерализации двух или более стимулов, которые не  

имеют общих стимульных свойств. Например, внешние  

физические свойства слов могут быть различны, но их  

характеризует эквивалентность значений.  

 

Дискриминация (дифференциация) имеет место, ког-  

да индивид научается различать подобные стимулы и  

отвечать на один, но не на другой вследствие дифферен-  

цированного подкрепления. <Подобно тому, как организ-  

мы научаются <экономить> поведение, обобщая стимулы,  

они научаются специфически реагировать на отдельные  

стимулы> [175, 34]. Дискриминация затрудняется, когда  

 

4  

 

4  

 

51  

 

стимулы становятся слишком похожими. Оба процес-  

са-генерализация и дискриминация-рассматривают-  

ся как весьма функциональные и адаптивные для орга-  

низма.  

 

Следующим важным понятием в бихевиористской  

 

традиции является понятие подкрепления. Определения  

подкрепления в скиннеровском подходе по сути пред-  

ставляют тавтологию. Позитивные подкрепления опре-  

деляются как стимулы, которые, будучи представленны-  

ми, усиливают реакции; негативные подкрепления - это  

стимулы, которые усиливают реакции, будучи устранен-  

ными. Определения сторонников медиаторного подхода  

несколько шире. С их точки зрения, подкрепление при-  

водит к наблюдаемым изменениям во внешних реак-  

циях.  

 

Формы подкреплений могут варьировать от пищи и  

 

воды до элементов социального взаимодействия (напри-  

мер, одобрение словом). Последнее особенно характер-  

но для представителей медиаторного подхода. Подкреп-  

ление эффективно постольку, поскольку оно сокращает  

уровень напряжения, создаваемого действием первич-  

ных и вторичных драйв.  

 

Приведенными понятиями, конечно, не исчерпывает-  

ся весь набор понятий, характерный для бихевиоризма,  

однако они позволяют представить не только суть дан-  

ного подхода, но и основные направления его социально-  

психологического приложения. Именно посредством этих  

относительно немногих концептов представители бихе-  

виоризма пытаются описать приобретение и модифика-  

цию всех возможных типов поведения. Вместо того  

чтобы искать причины поведения в обращении к эмпи-  

рически ненаблюдаемым конструктам (например, в пси-  

хоанализе это эго, суперэго), бихевиористы всецело  

усматривают их в истории подкреплений индивида и его  

 

наличном окружении.  

 

Обозначая круг социально-психологических теорий,  

разработанных в ключе необихевиористской ориентации,  

следует назвать прежде всего теорию агрессивного по-  

ведения, теорию подражания, связанные в первую оче-  

редь с именами Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры,  

теэрию диадического взаимодействия, представленную в  

работах Д. Тибо и Г. Келли, Д. Хоманса.  

 

52  

 

ТЕОРИИ АГРЕССИИ  

И ПОДРАЖАНИЯ  

 

В развитии теорий агрессии и подражания можно  

вычленить два этапа: 40-50-е годы, связанные в основ-  

ном с исследованиями Миллера и Долларда, и 60-70-е  

годы, связанные с работами Бандуры. Поэтому целесооб-  

разно рассмотреть последовательно эти два этапа.  

 

Подход Миллера и Долларда. В конце 30-х годов  

была сформулирована ставшая впоследствии широко  

известной в психологической науке гипотеза фрустра-  

ции-агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер,  

Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс.  

 

Интересно отметить, что, по мнению Л. Берковитца,  

данная гипотеза <должна рассматриваться среди пер-  

вых примеров преимуществ, полученных от бракосоче-  

тания теории научения и психоанализа> [91, 610]. Дол-  

лард и его коллеги в своей работе признают себя обя-  

занными Фрейду, полагая, что впервые основная идея  

связи фрустрации и агрессии представлена в его ранних  

работах. Авторы следующим образом сформулировали  

гипотезу: наличие агрессивного поведения всегда пред-  

полагает существование фрустрации и, наоборот, су-  

ществование фрустрации всегда ведет к некоторой форме  

агрессии. Основные используемые в теории четыре поня-  

тия определяются следующим образом. Фрустрация-  

это любое условие, блокирующее достижение желаемой  

цели. Агрессия определяется <как поведение, цель кото-  

рого разрушить либо сместить фрустрирующий блок.>  

[141, 59]. Понятие <сдерживания> относится к тенденции  

сдерживать действия <вследствие ожидаемых негатив-  

ных последствий от вовлечения в них> [95, 10], что,  

кстати, может явиться источником дополнительной  

фрустрации. <Кроме того, если другие условия препятст-  

вуют уничтожению или смещению фрустрации, это под-  

стрекательство к агрессии может быть реализовано на  

других объектах> [141, 59]. Для обозначения данного  

феномена используется понятие <смещенная агрессия>,  

то есть направленная не против непосредственного ис-  

точника фрустрации, а на какой-либо другой, как пра-  

вило, <безобидный объект>. Эта черта агрессивного по-  

ведения обстоятельно анализируется в модели конфлик-  

та Миллера. <Смещение>, или перенос (опять же  

термин из психоаналитической теории), в данном кон-  

 

53  

 

тексте может быть понят, по Миллеру, как случай ге-  

нерализации стимулов. Многие виды социального пове-  

дения, например этнические и расовые предрассудки,  

интерпретируются в зарубежной социальной психологии  

 

с позиций данного подхода.  

 

Рассматриваемая теория со времени своего возник-  

новения претерпела определенные изменения, в частно-  

сти в результате широкой практики экспериментальных  

исследований. Уже в 40-е годы авторы модифицировали  

формулировку своей гипотезы. Агрессия теперь рассмат-  

ривалась как естественное, но не неизбежное последст-  

вие фрустрации. Допускалось, что путем научения могут  

быть приобретены и неагрессивные ответы на фрустра-  

цию. Однако агрессия считалась все-таки доминантной  

реакцией на фрустрацию, и неагрессивный ответ мог  

произойти, <если только агрессивные реакции сталкива-  

лись ранее с невознаграждением или наказанием>  

[74, НО], и таким образом, агрессивное поведение эли-  

минировалось. Важно подчеркнуть, что в этой модифи-  

кации первоначальной гипотезы фрустрация по-прежне-  

му рассматривалась как неизбежный предшествующий  

фактор агрессии, то есть если имел место агрессивный  

акт, <допускалось, что фрустрация всегда представлена  

 

как провоцирующее условие> [73, 32].  

 

Достаточно широкая критика данной гипотезы со сто-  

роны зарубежных авторов шла по ряду направлений.  

Прежде всего она касается характера реакций на фруст-  

рацию. Антропологи, например, указали, что в некото-  

рых культурах агрессия не является типичной реакцией  

на фрустрацию. К. Левин, 3. Дембо и другие представи-  

тели групповой динамики показали в эксперименте воз-  

можность иных, чем агрессия, реакций на фрустрацию.  

А. Маслоу, С. Розенцвейг, А. Бандура и другие отме-  

чают, что фрустрация не единственный фактор, приво-  

дящий к выражению агрессивности. Например, оскор-  

бление и угроза более вероятно вызовут агрессию, чем  

блокирование поведения. Исследования обнаружили и  

более сложный, чем предполагалось ранее, характер от-  

ношения между наказанием и агрессивным поведением.  

<В зависимости от его природы и взаимодействия с дру-  

гими детерминантами,-пишет, например, Бандура,-  

наказание может усиливать, уменьшать агрессивное по-  

ведение или .вовсе не оказывать на него ощутимого дей-  

ствия> [73, 34].  

54  

 

Авторы единодушно обращают внимание также на  

большую неоднозначность в понимании обеих сторон от-  

ношения <фрустрация-агрессия>. В последнее время  

внесен ряд дополнений и в вопрос о характере послед-  

ствий участия в агрессии, то есть в гипотезу катарсиса.  

Согласно подходу С. Фешбека, участие в агрессии мо-  

жет иметь три разделимых эффекта, работающих в раз-  

личных направлениях: оно может уменьшать агрессив-  

ное побуждение (драйв), может вновь усиливать агрес-  

сивные реакции и может изменять силу сдерживаний.  

фешбек, как Миллер и Доллард, исходит из предпо-  

ложения, что фрустирующее событие вызывает побуж-  

дение (драйв), которое и является непосредственной  

причиной агрессивного поведения. Однако в характери-  

стике свойств агрессивного побуждения его подход отли-  

чен от традиционного. Иначе описывается и основная  

цель агрессии: <вызывание боли в других служит вос-  

становлению самооценки агрессора и чувства власти>  

[79, 38].  

 

Таким образом, со временем не подтвердилось поло-  

жение о неразрывной, необходимой связи агрессии и  

фрустрации, то есть представление о том, что агрессия  

.всегда оказывается результатом действия фрустраторов  

(барьеров на пути ,к цели), а фрустрация неизбежно ве-  

дет к агрессии. Тем не менее в настоящее время неверно  

было бы констатировать отбрасывание рассматриваемой  

теории. Скорее, более правильно говорить о ее надстраи-  

вании, о различных дополнениях к ней. Одно из на-  

правлений пересмотра и усложнения теории связано с  

исследованиями А. Бандуры, работы которого будут  

рассмотрены несколько ниже.  

 

Другим важным сюжетом теоретических построений  

Миллера и Долларда является проблема подражания,  

или имитации.  

 

Проблема подражания принадлежит к кругу первых  

проблем в зарождавшейся социальной психологии на  

рубеже XIX-XX вв. Изначальный повышенный интерес  

психологов к данной проблеме не случаен: подражание  

является важнейшим механизмом взаимодействия, при-  

частным к рождению целого ряда феноменов, характе-  

 

" настоящее время в качестве основного соперничающего с данной  

теорией подхода к агрессии выступает инстинктивистский подход,  

наиболее четко представленный, в частности, в работе К. Лоренца  

<Об агрессии> (1966г.).  

 

55  

 

ризующих, в частности, социализацию, конформность.  

Однако заслуга <отцов - основателей> зарубежной со-  

циальной психологии скорее состояла в вычленении.фе-  

номена подражания, нежели в объяснении его природы.  

Вряд ли могло удовлетворить определение подражания  

как инстинктивного явления (Мак-Даугалл) или как  

 

вида гипнотизма (Тард).  

 

Миллер и Доллард в работе <Социальное научение  

и подражание> [153] отказываются от старой традиции  

определять подражание как инстинкт, от подхода к не-  

му как унитарному процессу. Они рассматривают под-  

ражание как объект инструментального научения и объ-  

ясняют его соответствующими законами. Проблема пер-  

вых умозрительно-спекулятивных социально-психологи-  

ческих теорий переносится ими на экспериментальный  

 

уровень.  

 

Здесь необходимо сделать отступление, отметив, что  

 

Миллер и Доллард первыми в бихевиористской ориен-  

тации попытались перейти к теории социального науче-  

ния. Их основные допущения, сложившиеся под влия-  

нием позиции Халла, модифицированной ими, включа-  

ют постулирование четырех фундаментальных факторов  

всякого научения: драйв, сигнал, реакция, вознаграж-  

дение. Сигналы и побуждения рассматриваются в  

словаре Миллера и Долларда как два аспекта одного  

явления - стимула. Любой стимул может приобрести  

характер побуждения, если он становится достаточно  

сильным, чтобы вынудить организм действовать. Любой  

стимул может стать сигналом благодаря своему отли-  

чию от других стимулов. Сигналы определяют, когда,  

где произойдет реакция и какой она будет. В словаре  

Миллера и Долларда определение сигнала в какой-то  

мере синонимично определению дискриминативного сти-  

мула.  

 

В своей схеме социального научения авторы вводят  

 

среди прочих вторичных побуждений побуждение подра-  

жать, имитировать. По их мнению, одним из наиболее  

важных классов сигналов в ситуации социального на-  

учения является поведение других. Наблюдая открытые  

поведенческие реакции модели на определенные сигна-  

лы, одни из которых ведут к вознаграждению, а дру-  

гие-нет, наблюдатель приобретает, согласно Миллеру  

и Долларду, определенную иерархию ценностей сиг-  

налов.  

 

|  

 

Для того чтобы какая-то реакция на определенный  

сигнал могла быть вознаграждена и выучена, она долж-  

на прежде всего произойти. Авторы исходят из предпо-  

ложения, что индивиды владеют неким изначальным  

<внутренним> репертуаром реакций. Научение происхо-  

дит, когда определенная реакция вознаграждается в  

присутствии дифференцирующего сигнала. Таким обра-  

зом, объектом научения оказывается не реакция, уже  

составляющая часть поведенческого репертуара индиви-  

да, а связь между специфическим сигналом и опреде-  

ленной реакцией. У авторов получается, что новое пове-  

дение - это новые комбинации <старьГх> реакций. По-  

добная позиция является весьма уязвимой в вопросе  

о природе новых реакций. Отметим, что Миллер и Дол-  

лард рассматривают реакции и открытые, и скрытые,  

причем вторые предшествуют первым, как это вообще  

характерно,, для представителей медиаторного подхода.  

 

Придавая большое значение механизму научения пу-  

тем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают вни-  

мание на возможность с помощью подражания ограни-  

чить пробы и ошибки, приблизиться ,к правильному пути  

через наблюдение поведения другого.  

 

Главная функция вознаграждения, или подкрепле-  

ния, согласно Миллеру и Долларду, - редукция силы  

драйв. Именно поэтому природа побуждения определяет  

природу вознаграждения. Соответственно первичные по-  

буждения уменьшаются в силе первичными подкрепле- >  

ниями; вторичные, или приобретаемые,-вторичными.  

Одобрительный кивок, например, - это вторичное под-  

крепление, которое уменьшает приобретенную потреб-  

ность в социальном одобрении.  

 

Итак, в целом парадигма всех ситуаций научения,  

включая подражание, представляет, по Миллеру и Дол-  

ларду, следующую пятичленку: сигнал ->- внутренняя  

реакция ->- драйв -- внешняя реакция -> вознаграждение.  

Миллер и Доллард раскрывают неоднозначность тер-  

мина <подражание>. По их мнению, он используется в  

трех случаях. Во-первых, для обозначения <тождествен-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2088
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь