|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)ции наиболее рельефно выступают различия между от- дельными авторами. В первую очередь это различия между сторонниками скиннеровского подхода и предста- вителями, так сказать, умеренного крыла, которые нахо- дят свое проявление и в области социально-психологиче- ских исследований.
Понятия <стимул>, <реакция> являются базовыми
для данного направления в целом. Сторонники скинне- ровского подхода определяют/стимул как физическое, или материальное, событие, которое должно быть на- блюдаемым и манипулируемым,/
/ Сторонники медиаторного подхода уделяют основное внимание разделению стимулов и реакций на внутрен- ние и внешние. Схему 5-R они заменяют схемой S-г-s-R. Внутренние, имплицитные г и s выступают
как медиаторы (посредники)
Весьма важным в этом словаре является понятие дискриминативного, или дифференцирующего, стимула.
50
Это стимул, не вызывающий прямоусловной реакции, но как бы сигнализирующий организму о ней. Лишь при наличии в экспериментальной ситуации этого стимула происходит оперантная реакция.
Другим важным термином в словаре бихевиоризма является термин драйв (drive) -.побуждение. В окинне- ровском подходе драйв определяется совокупностью операций, используемых для его установления. Здесь мы имеем как раз один из ярких примеров проявления опе- рационализма. Драйв-это не реакция, не стимул, ни в коем случае не психологическое состояние, а просто термин для выражения отношения между некоторыми предшествующими операциями экспериментатора и си- лой ответа организма в результате. По мнению сторон- ников медиаторного подхода, драйв - это некая сила внутри организма (но не потребность), которая, дости- гая оптимума, активизирует поведение в направлении подкрепления и, следовательно, редукции драйв, иначе говоря, это импульс к действию. Таким образом, для представителей медиаторного подхода характерен ак- цент на энергизирующей и, так сказать, директивной функциях драйв.
Важной парой категорий выступают категории гене- рализации (обобщения) и дискриминации (различения). Если определять кратко сущность принципа генерализа- ции, то это тенденция реакции, полученной на один опре- " деленный стимул, ассоциироваться с другим, новым, но похожим стимулом. Чем более подобны стимулы, тем успешнее генерализация. Это весьма важное объясни- тельное понятие в теории научения: генерализация ока- зывается основой объяснения, в частности быстрого овла- дения языком у ребенка. В социально-психологическом контексте для бихевиоризма встает сложный вопрос о генерализации двух или более стимулов, которые не имеют общих стимульных свойств. Например, внешние физические свойства слов могут быть различны, но их характеризует эквивалентность значений.
Дискриминация (дифференциация) имеет место, ког- да индивид научается различать подобные стимулы и отвечать на один, но не на другой вследствие дифферен- цированного подкрепления. <Подобно тому, как организ- мы научаются <экономить> поведение, обобщая стимулы, они научаются специфически реагировать на отдельные стимулы> [175, 34]. Дискриминация затрудняется, когда
4
4
51
стимулы становятся слишком похожими. Оба процес- са-генерализация и дискриминация-рассматривают- ся как весьма функциональные и адаптивные для орга- низма.
Следующим важным понятием в бихевиористской
традиции является понятие подкрепления. Определения подкрепления в скиннеровском подходе по сути пред- ставляют тавтологию. Позитивные подкрепления опре- деляются как стимулы, которые, будучи представленны- ми, усиливают реакции; негативные подкрепления - это стимулы, которые усиливают реакции, будучи устранен- ными. Определения сторонников медиаторного подхода несколько шире. С их точки зрения, подкрепление при- водит к наблюдаемым изменениям во внешних реак- циях.
Формы подкреплений могут варьировать от пищи и
воды до элементов социального взаимодействия (напри- мер, одобрение словом). Последнее особенно характер- но для представителей медиаторного подхода. Подкреп- ление эффективно постольку, поскольку оно сокращает уровень напряжения, создаваемого действием первич- ных и вторичных драйв.
Приведенными понятиями, конечно, не исчерпывает- ся весь набор понятий, характерный для бихевиоризма, однако они позволяют представить не только суть дан- ного подхода, но и основные направления его социально- психологического приложения. Именно посредством этих относительно немногих концептов представители бихе- виоризма пытаются описать приобретение и модифика- цию всех возможных типов поведения. Вместо того чтобы искать причины поведения в обращении к эмпи- рически ненаблюдаемым конструктам (например, в пси- хоанализе это эго, суперэго), бихевиористы всецело усматривают их в истории подкреплений индивида и его
наличном окружении.
Обозначая круг социально-психологических теорий, разработанных в ключе необихевиористской ориентации, следует назвать прежде всего теорию агрессивного по- ведения, теорию подражания, связанные в первую оче- редь с именами Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, теэрию диадического взаимодействия, представленную в работах Д. Тибо и Г. Келли, Д. Хоманса.
52
ТЕОРИИ АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ
В развитии теорий агрессии и подражания можно вычленить два этапа: 40-50-е годы, связанные в основ- ном с исследованиями Миллера и Долларда, и 60-70-е годы, связанные с работами Бандуры. Поэтому целесооб- разно рассмотреть последовательно эти два этапа.
Подход Миллера и Долларда. В конце 30-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустра- ции-агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс.
Интересно отметить, что, по мнению Л. Берковитца, данная гипотеза <должна рассматриваться среди пер- вых примеров преимуществ, полученных от бракосоче- тания теории научения и психоанализа> [91, 610]. Дол- лард и его коллеги в своей работе признают себя обя- занными Фрейду, полагая, что впервые основная идея связи фрустрации и агрессии представлена в его ранних работах. Авторы следующим образом сформулировали гипотезу: наличие агрессивного поведения всегда пред- полагает существование фрустрации и, наоборот, су- ществование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основные используемые в теории четыре поня- тия определяются следующим образом. Фрустрация- это любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Агрессия определяется <как поведение, цель кото- рого разрушить либо сместить фрустрирующий блок.> [141, 59]. Понятие <сдерживания> относится к тенденции сдерживать действия <вследствие ожидаемых негатив- ных последствий от вовлечения в них> [95, 10], что, кстати, может явиться источником дополнительной фрустрации. <Кроме того, если другие условия препятст- вуют уничтожению или смещению фрустрации, это под- стрекательство к агрессии может быть реализовано на других объектах> [141, 59]. Для обозначения данного феномена используется понятие <смещенная агрессия>, то есть направленная не против непосредственного ис- точника фрустрации, а на какой-либо другой, как пра- вило, <безобидный объект>. Эта черта агрессивного по- ведения обстоятельно анализируется в модели конфлик- та Миллера. <Смещение>, или перенос (опять же термин из психоаналитической теории), в данном кон-
53
тексте может быть понят, по Миллеру, как случай ге- нерализации стимулов. Многие виды социального пове- дения, например этнические и расовые предрассудки, интерпретируются в зарубежной социальной психологии
с позиций данного подхода.
Рассматриваемая теория со времени своего возник- новения претерпела определенные изменения, в частно- сти в результате широкой практики экспериментальных исследований. Уже в 40-е годы авторы модифицировали формулировку своей гипотезы. Агрессия теперь рассмат- ривалась как естественное, но не неизбежное последст- вие фрустрации. Допускалось, что путем научения могут быть приобретены и неагрессивные ответы на фрустра- цию. Однако агрессия считалась все-таки доминантной реакцией на фрустрацию, и неагрессивный ответ мог произойти, <если только агрессивные реакции сталкива- лись ранее с невознаграждением или наказанием> [74, НО], и таким образом, агрессивное поведение эли- минировалось. Важно подчеркнуть, что в этой модифи- кации первоначальной гипотезы фрустрация по-прежне- му рассматривалась как неизбежный предшествующий фактор агрессии, то есть если имел место агрессивный акт, <допускалось, что фрустрация всегда представлена
как провоцирующее условие> [73, 32].
Достаточно широкая критика данной гипотезы со сто- роны зарубежных авторов шла по ряду направлений. Прежде всего она касается характера реакций на фруст- рацию. Антропологи, например, указали, что в некото- рых культурах агрессия не является типичной реакцией на фрустрацию. К. Левин, 3. Дембо и другие представи- тели групповой динамики показали в эксперименте воз- можность иных, чем агрессия, реакций на фрустрацию. А. Маслоу, С. Розенцвейг, А. Бандура и другие отме- чают, что фрустрация не единственный фактор, приво- дящий к выражению агрессивности. Например, оскор- бление и угроза более вероятно вызовут агрессию, чем блокирование поведения. Исследования обнаружили и более сложный, чем предполагалось ранее, характер от- ношения между наказанием и агрессивным поведением. <В зависимости от его природы и взаимодействия с дру- гими детерминантами,-пишет, например, Бандура,- наказание может усиливать, уменьшать агрессивное по- ведение или .вовсе не оказывать на него ощутимого дей- ствия> [73, 34]. 54
Авторы единодушно обращают внимание также на большую неоднозначность в понимании обеих сторон от- ношения <фрустрация-агрессия>. В последнее время внесен ряд дополнений и в вопрос о характере послед- ствий участия в агрессии, то есть в гипотезу катарсиса. Согласно подходу С. Фешбека, участие в агрессии мо- жет иметь три разделимых эффекта, работающих в раз- личных направлениях: оно может уменьшать агрессив- ное побуждение (драйв), может вновь усиливать агрес- сивные реакции и может изменять силу сдерживаний. фешбек, как Миллер и Доллард, исходит из предпо- ложения, что фрустирующее событие вызывает побуж- дение (драйв), которое и является непосредственной причиной агрессивного поведения. Однако в характери- стике свойств агрессивного побуждения его подход отли- чен от традиционного. Иначе описывается и основная цель агрессии: <вызывание боли в других служит вос- становлению самооценки агрессора и чувства власти> [79, 38].
Таким образом, со временем не подтвердилось поло- жение о неразрывной, необходимой связи агрессии и фрустрации, то есть представление о том, что агрессия .всегда оказывается результатом действия фрустраторов (барьеров на пути ,к цели), а фрустрация неизбежно ве- дет к агрессии. Тем не менее в настоящее время неверно было бы констатировать отбрасывание рассматриваемой теории. Скорее, более правильно говорить о ее надстраи- вании, о различных дополнениях к ней. Одно из на- правлений пересмотра и усложнения теории связано с исследованиями А. Бандуры, работы которого будут рассмотрены несколько ниже.
Другим важным сюжетом теоретических построений Миллера и Долларда является проблема подражания, или имитации.
Проблема подражания принадлежит к кругу первых проблем в зарождавшейся социальной психологии на рубеже XIX-XX вв. Изначальный повышенный интерес психологов к данной проблеме не случаен: подражание является важнейшим механизмом взаимодействия, при- частным к рождению целого ряда феноменов, характе-
" настоящее время в качестве основного соперничающего с данной теорией подхода к агрессии выступает инстинктивистский подход, наиболее четко представленный, в частности, в работе К. Лоренца <Об агрессии> (1966г.).
55
ризующих, в частности, социализацию, конформность. Однако заслуга <отцов - основателей> зарубежной со- циальной психологии скорее состояла в вычленении.фе- номена подражания, нежели в объяснении его природы. Вряд ли могло удовлетворить определение подражания как инстинктивного явления (Мак-Даугалл) или как
вида гипнотизма (Тард).
Миллер и Доллард в работе <Социальное научение и подражание> [153] отказываются от старой традиции определять подражание как инстинкт, от подхода к не- му как унитарному процессу. Они рассматривают под- ражание как объект инструментального научения и объ- ясняют его соответствующими законами. Проблема пер- вых умозрительно-спекулятивных социально-психологи- ческих теорий переносится ими на экспериментальный
уровень.
Здесь необходимо сделать отступление, отметив, что
Миллер и Доллард первыми в бихевиористской ориен- тации попытались перейти к теории социального науче- ния. Их основные допущения, сложившиеся под влия- нием позиции Халла, модифицированной ими, включа- ют постулирование четырех фундаментальных факторов всякого научения: драйв, сигнал, реакция, вознаграж- дение. Сигналы и побуждения рассматриваются в словаре Миллера и Долларда как два аспекта одного явления - стимула. Любой стимул может приобрести характер побуждения, если он становится достаточно сильным, чтобы вынудить организм действовать. Любой стимул может стать сигналом благодаря своему отли- чию от других стимулов. Сигналы определяют, когда, где произойдет реакция и какой она будет. В словаре Миллера и Долларда определение сигнала в какой-то мере синонимично определению дискриминативного сти- мула.
В своей схеме социального научения авторы вводят
среди прочих вторичных побуждений побуждение подра- жать, имитировать. По их мнению, одним из наиболее важных классов сигналов в ситуации социального на- учения является поведение других. Наблюдая открытые поведенческие реакции модели на определенные сигна- лы, одни из которых ведут к вознаграждению, а дру- гие-нет, наблюдатель приобретает, согласно Миллеру и Долларду, определенную иерархию ценностей сиг- налов.
|
Для того чтобы какая-то реакция на определенный сигнал могла быть вознаграждена и выучена, она долж- на прежде всего произойти. Авторы исходят из предпо- ложения, что индивиды владеют неким изначальным <внутренним> репертуаром реакций. Научение происхо- дит, когда определенная реакция вознаграждается в присутствии дифференцирующего сигнала. Таким обра- зом, объектом научения оказывается не реакция, уже составляющая часть поведенческого репертуара индиви- да, а связь между специфическим сигналом и опреде- ленной реакцией. У авторов получается, что новое пове- дение - это новые комбинации <старьГх> реакций. По- добная позиция является весьма уязвимой в вопросе о природе новых реакций. Отметим, что Миллер и Дол- лард рассматривают реакции и открытые, и скрытые, причем вторые предшествуют первым, как это вообще характерно,, для представителей медиаторного подхода.
Придавая большое значение механизму научения пу- тем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают вни- мание на возможность с помощью подражания ограни- чить пробы и ошибки, приблизиться ,к правильному пути через наблюдение поведения другого.
Главная функция вознаграждения, или подкрепле- ния, согласно Миллеру и Долларду, - редукция силы драйв. Именно поэтому природа побуждения определяет природу вознаграждения. Соответственно первичные по- буждения уменьшаются в силе первичными подкрепле- > ниями; вторичные, или приобретаемые,-вторичными. Одобрительный кивок, например, - это вторичное под- крепление, которое уменьшает приобретенную потреб- ность в социальном одобрении.
Итак, в целом парадигма всех ситуаций научения, включая подражание, представляет, по Миллеру и Дол- ларду, следующую пятичленку: сигнал ->- внутренняя реакция ->- драйв -- внешняя реакция -> вознаграждение. Миллер и Доллард раскрывают неоднозначность тер- мина <подражание>. По их мнению, он используется в трех случаях. Во-первых, для обозначения <тождествен- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|