|
Психология агрессиисотрудничества задание. Представляется, что те, на кого действовали оба парамет- ра негативного аффекта, были более заинтересованы в выходе из ситуации, чем в агрессии.
Итак, видимо, накапливаются некоторые свидетельства того, что теснота ведет к негативным ощущениям и негативным реакциям на окружающих. Однако, как читатель уже мог заметить, меры <агрессии>, использованные в большинстве экс- периментов по эффекту тесноты, сравнительно непрямые. Другими словами, во многих экспериментах не использовались традиционные методы измерения аг- рессии (см. главу 2), в которых имитируется прямое причинение вреда другому человеку; вместо этого используются непрямые измерения по <карательному ук- лону> или по оценкам агрессивных эмоций.
Эксперимент Мэттьюса и других (Ма<+Ьелу5 оЬега, 1979) является исключе- нием. Таким образом, нам следует быть осторожными при заключении о воздей- ствии тесноты на агрессивное поведение. И все же исследования подтверждают тезис, что теснота порождает негативные чувства, которые при некоторых услови- ях могут трансформироваться в агрессивное поведение.
[с. 5. 4. Дистанция, при которой осуществляется взаимодействие, является более значимой детер- [нантой агрессии, чем фактическая плотность. (}УогсНе1 ТеМНе, 1976)
чце содержали в себе подобные призывы, чем в случае, когда между стульями >1ло некоторое расстояние. Кроме того, испытуемые в варианте <плечом к пле- г> оценивали других членов своей группы как более агрессивных и менее симпа- [чных, чем это было в варианте <на расстоянии> (см. рис. 5. 4). Уорчел и Тедли огсЬе1 ТесйИе, 1976) заключают, что <дистанция, а не плотность сама по себе, Шляется параметром пространства, соотносимым с фактором тесноты>.
Стокдейл (8осЫа1е, 1978) утверждает, что исследователи игнорируют разницу жду плотностью и теснотой. Плотность есть количество людей на единицу ространства - это объективная количественная характеристика. Теснота же яв- ется субъективно воспринимаемым состоянием, которое может возникать при осокой плотности скопления людей. Ожидаемая зависимость между агрессией и ртютностыо, видимо, определяется тем положением, что плотность создает негатив- Ьтй аффект из-за ощущения тесноты. И в самом деле, существуют некоторые дан- Ме, что в то время как реальная, объективная площадь, приходящаяся на члена мьи, не связана с семейными ссорами, в семьях, где жалуются на тесноту, происхо- Ит сравнительно больше семейных скандалов СУе1сЬ ВооЬ, 1975).
Мэттьюс и другие (МайЬе оЬегз, 1979) попытались объяснить эффект кученности в контексте модели негативного аффекта по Бэрону и Беллу (Вагоп 1 Ве11, 1976). Испытуемые в этом эксперименте выполняли кооперативное или
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕННОГО ВОЗДУХА НА АГРЕССИЮ
Озабоченность общественности загрязнением воздуха привела к некоторым суще- ственным социальным изменениям. Например, беспокойство из-за вреда пассивно- го курения привело к запрещению курения в общественных местах. Последствия загрязнения воздуха для физического здоровья вполне очевидны (Еуап асоЬ5, 1981). Однако лишь немногие знают, может ли проживание в загрязненной атмос- фере иметь социальные последствия. Например, из-за плохого качества воздуха могут уменьшаться взаимопомощь (СиппшЬат, 1979) и искажаться социальные взаимодействия (В1ейа В1ес1а, 1978).
Нет необходимости жить в сильно задымленных городах, таких как Лос-Анд- желес или Чикаго, чтобы испытать негативное воздействие нездорового воздуха. Хотя антиникотиновая кампания избавляет нас от пассивного курения, сигарет- ный дым - загрязнитель воздуха, знакомый почти каждому. Исследования воз- действия табачного дыма на агрессивное поведение Оопея Воа 1978; 2111- гоапп, Вагоп ТатЬопт, 1981) показали, что пассивное курение действительно Усиливает агрессивность. Например, в эксперименте Зильманна и других (2111- папп о1Ьег5, 1981) испытуемые мужского и женского пола - предварительно Рассерженые или нет - дышали либо дымом, который приписывался экспери- ментатору или его помощнику, либо чистым воздухом. Те, кто смотрел фильм в Дымной комнате, независимо от источника дыма проявляли к экспериментатору
Оолттт пглагIЛЛгя ттотт тл т/"г ягг лхпя п тхттот а п--ТТЧТП
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
Роттон и его коллеги (КоИоп Ргеу, 1985; Ко<Лоп о<-Ьег5, 1979) изучали зави- 1ость между загрязнением воздуха и поведением в межличностном общении, юльзуя как лабораторные, так и архивные методы. Роттон, Барри, Фрей и Со- гр (Койоп, Ваггу, Ргеу о1ег, 1978) сообщают, что из-за неприятных запахов татуемые выражали антипатию к ассистенту экспериментатора. В последую- :х архивных исследованиях выяснилось, что в Дейтоне, штат Огайо, увеличение
щентрации озона связано с количеством вызовов полиции из-за семейных ссор оЦоп Ргеу, 1985).
Эффекты загрязненности воздуха, на которую жалуется большинство людей, не менее являются непрямыми, такими как непрозрачность, раздражение глаз .ловоние. <Атака на чувства>, производимая загрязненным воздухом, способна звать негативный аффект, который при определенных обстоятельствах может еличивать вероятность агрессивного поведения. Эффект, который большинство )дей отмечают в связи с загрязнением воздуха, - это запах. Так, Роттон и другие .оПоп оЬег5, 1979) варьировали эту переменную в лабораторном исследова- и, предназначенном также для проверки описанной выше модели негативного <фекта. Участники, подвергавшиеся действию очень неприятного и умеренно не- <ятного запаха или вовсе не ощущавшие его, выступали в роли учителя и назна- ли удары током человеку (ассистенту экспериментатора), который перед этим ссердил либо не рассердил их. Они становились <учителями> либо после (вари- т <с примером> ), либо до того (вариант <без примера> ), как роль учителя играл систент и подвергал жертву самым сильным ударам электрического тока. Таким разом, исследователи варьировали три независимых переменных: раздражение, блюдение примера агрессии и запах. В соответствии с моделью негативного аф- жта, они обнаружили, что, не считая нескольких начальных попыток, испытуемые
агируют более агрессивно, если чувствуют умеренно неприятный запах, чем если пах сильно неприятный или если воздух чист. Исследователи пришли к выводу, о <загрязнение воздуха не только вредит здоровью и причиняет неудобство, но 1ин из видов загрязнения воздуха способствует агрессивному поведению. Кроме то, хотя люди могут жаловаться лишь на крайне неприятный дым и протестовать ютив очень высокого уровня загрязнения, агрессивность их реакций выше, когда ювень загрязнения умеренный>.
Менее заметная характеристика воздуха - концентрация в нем положитель- лх и отрицательных ионов - также может влиять на настроение и социальное зведение. В нескольких лабораторных исследованиях изучалось влияние ионя- щии на негативный аффект, работоспособность и взаимоотношения (Вагоп, 1987Ь; Ьаггу НаЬшаЫге, 1981; Кгиеег Кее, 1976; оогй, 1966). Кажется, отри- ательные ионы оказывают как негативное, так и позитивное действие. Хотя ояя чучшают работоспособность в простых заданиях (Вагоп, 1987а), они также вызы- 1ют у агрессивно настроенных людей агрессивное поведение.
Бэрон и другие (Вагоп оЬега, 1985) создавали низкую, среднюю и высокую онцентрацию отрицательных ионов во время мнимого <исследования биологи- еской обратной связи>, где мужчины-испытуемые посылали порции горячего воз- уха через манжету на запястье ассистента, который перед этим рассердил либо не ассердил их. У испытуемых также измерялся личностный тип - <А> или <Б> 1юди типа <А> характеризуются высокой раздражительностью и сильной реакиЯ- й на стресс, поэтому исследователи предполагали, что положительное воздействие гттстт.и1
Средняя КОНЦЕНТРАЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ИОНОВ
Высокая
Испытуемые ->- Тип <А> -1- Тип <Б>
Рис. 5. 5. При средней и высокой концентрации отрицательных ионов раздражительные люди типа <А> реагируют более агрессивно, чем <добряки> типа <Б>. (Вагоп, Кш5е1 Апп5, 1985)
для личностей этого типа. Однако, против их ожиданий, люди типа <А> при высо- кой и средней концентрации отрицательных ионов посылали жертве порции более горячего воздуха, чем при низкой концентрации (см. рис. 5. 5). На поведение ос- тальных участников эксперимента концентрация ионов не влияла.
Бэрон и его коллеги интерпретировали эти результаты в терминах активирую- щего действия отрицательных ионов. Другими словами, повышая возбуждение, отрицательные ионы увеличивают вероятность доминирующей реакции. Учиты- вая раздражительность людей типа <А>, предполагалось, что их активированной Доминирующей реакцией будет агрессия. Отметив, что приборы, предназначенные для повышения в воздухе концентрации отрицательных ионов, продаются как средства улучшения настроения и повышения работоспособности, исследователи напоминают, что <различные их эффекты... не выглядят неизменно благоприят- ными... вмешательство в окружающую человека среду путем искусственной гене- рации отрицательных ионов представляется и безответственным, и нецелесооб- разным> .
ПРОДОЛЖЕНИЕ САГИ ПРО БИЛЛА И ДИАНУ После сцены, описанной в начале данной главы, Диана и Билл, извинившись друг
и предположили, что условия, в которых они жили, могли повлиять на их отно- ние друг к другу. Диана согласилась обратиться за советом к своему приятелю бу, профессору психологии в местном университете. Боб уверил Диану, что наиболее вероятной причиной трений между ней и Бил- ч была дискомфортная обстановка, воцарившаяся в их доме. Он пояснил, что )есс из-за неблагоприятных окружающих условий способен вызывать негатив- е чувства и приводить к конфликту и что проблемы, с которыми столкнулись :ана и Билл, не имеют отношения ни к одному из них, но объясняются диском- ртными стрессовыми условиями, возникшими из-за происходящего в их доме чонта. Боб предложил ей с Биллом по мере возможности отдыхать от жары, ма, сутолоки и пыли в доме. Не подумать ли им о том, чтобы переехать на :колько месяцев в местный мотель?
1ЕШНИЕ ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ К ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
:воих попытках изучить влияние классических условных рефлексов на поведе- еБерковитц(Вег1<)т2, 1964, 1969, 1974) разработал программу исследований гналов к агрессии. В частности, он предположил, что люди (и даже предметы) гут становиться посылами для возникновения агрессии, если между ними и раз- ажением или наблюдаемым насилием и агрессией вообще устанавливается по- эрная ассоциативная связь. Коль скоро они приобрели такое значение, их при- . гствие может стимулировать или <вытаскивать на поверхность> агрессивные акции человека, который был рассержен или иным способом подготовил почву я агрессии. Короче говоря, такие посылы будут действовать на поведение анало- чно действию любых других посылов - они станут внешними детерминанта- 1 агрессивного поведения. Подобные сигналы могут иметь самое различное про- хождение. Например, черная форма команд спортсменов-профессионалов ассо- :ируется с более агрессивной игрой, большим числом штрафов и зрительским сприятием большей агрессивности (РгапЬ ОЯоуЬ, 1988). Агрессивная рекла- также может изобиловать посылами к агрессии (Саргага, В1трепо, ОепШото, аттисап, Кепг1 Тгауа11а, 1987). В своих исследованиях Берковитц основное имание уделял индивидуальным характеристикам (например, именам) и ору- дю в качестве сигналов к агрессии. В этом разделе мы также обратимся к иссле- ваниям по влиянию масс-медиа на агрессию у взрослых.
ИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ
гобы выявить, как характеристики индивида, выступающие в качестве посылов к рессии, воздействуют на силу направленной на него атаки, Берковитц и его коЛ- ги провели ряд взаимосвязанных экспериментов (Веготг, 1965; ВеЛот геп, 1966; ВегЬотг КпигеЬ, 1969). Базовая процедура всех экспериментов стояла в следующем. Испытуемым сообщали, что они, разбившись на пары, будут участвовать в ЭКС-
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ 175
испытуемых - представить в письменном виде решение данной им задачи. В качестве стрессогенного фактора выступало то, что напарник (являющийся на самом деле ассистентом) должен был оценить решение испытуемого - нанести определенное количество ударов электротоком (от 1 до 10). По окончании зада- ния половина участников получала от ассистента один удар током (очень хоро- шая оценка), а остальные - семь (очень плохая оценка). Таким образом, одна половина испытуемых стала испытывать раздражение, в то время как чувства другой оставались нейтральными.
На следующей стадии эксперимента испытуемые смотрели либо фильм, изоби- лующий агрессивными действиями (демонстрировалась жестокая схватка боксе- ров), либо фильм, где не было элементов агрессии (с захватывающими гонками). После просмотра участники менялись ролями - теперь настоящих испытуемых просили проверить и оценить решения, якобы сделанные ассистентом. Методы оценивания оставались прежними - определенное количество (от 1 до 10) уда- ров электротоком в зависимости от правильности решения задачи. Количество и длительность разрядов, назначаемых испытуемыми ассистенту, рассматривались как показатели агрессивности.
Чтобы изменить силу посылов (в данном случае помощник экспериментатора), были предприняты попытки варьировать степень ассоциации ассистента с уви- денным в фильме насилием. Например, в первом эксперименте (ВегЬзтг, 1965) половине испытуемых ассистента представляли как студента колледжа, увлекаю- щегося боксом, для остальных он фигурировал как <студент, специализирующий- ся в филологии>. Исследователи считали, что первый вариант характеристики ассистента (боксер) вызовет ассоциации или установит связь между персоной ассистента и сценой боксерского поединка, усилив посылы к агрессии (разумеется, это касалось только испытуемых, смотревших фильм с демонстрацией агрессии). Предполагалось, что самую сильную агрессию ассистент вызовет у тех, кому он был представлен в качестве боксера, кого рассердил на предварительной стадии эксперимента, и у тех, кто посмотрел фильм о боксерском матче. Результаты под- твердили этот прогноз: по количеству и длительности разряды электрического тока, назначаемые ассистенту этими испытуемыми, превосходили аналогичные по- казатели в других вариантах эксперимента.
В нескольких дополнительных экспериментах (Вегсо-г Оееп, 1966; Оееп Вег1сот1,2, 1966) исследователи сделали попытку усилить посылы к агрессии, установив связь между именем (а не специализацией) ассистента и увиденными на экране сценами насилия. Например, в эксперименте Берковитца и Джина (ВегЬотг Оееп, 1966) половине испытуемых ассистент был представлен как <Боб> Андерсон, а остальным - как <Кирк> Андерсон. Поскольку одним из главных героев фильма о боксе был актер Кирк Дуглас, имя <Кирк> (но не <Боб>) порождало ассоциацию между персоной ассистента, представленного под этим именем, и увиденным насилием. Как и ожидалось, испытуемые назначали ассистенту самое большое число ударов, когда были предварительно рассержены, посмотрели фильм со сценами насилия и считали, что помощника эксперимента- тора зовут Кирк Андерсон (см. табл. 5. 1).
Рассматриваемые в комплексе с другими данными (ВегЬотг, 1974; Вегот Рго(11, 1979; ВеЛот КпигеЬ, 1969; Саг1воп, Магсиа-МеЬаИ М111ег, 1990), Результаты этих исследований подтверждают следующую точку зрения: на часто-
)лица5. 1. Результаты эксперимента Берковитца и Джина (1966)
Фильм со сценами насилияФильм огонках 1 ассистентаНе рассерженныеРассерженныеНе рассерженныеРассерженные к1,45 1,734,55 6,091,64 1,544,00 4,18 о данным Берковитца и Джина (ВеЛоЯг Оееп, 1966). амое большое количество ударов ассистенту назначали те, кто смотрел фильм со сценами агрес- [, был раздражен ассистентом и ассоциировал его имя с увиденным на экране насилием (то есть тал его <Кирком> Андерсоном).
казанное число показывает среднее количество ударов электротоком, назначенных ассистенту Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|