|
Психология агрессииеременных, которые можно было считать связанными с преступностью (напр> ер, безработица, доходы, средний возраст, образование). Хотя социальные пере- :енные оказались ответственны за значительную дисперсию в уровне преступно- ги, последний продолжал определяться температурой. 1
Другими словами, в городах с большим количеством жарких дней уровень на ильственной преступности был сравнительно выше. Хотя приведенные исследо- ания показали, что температура воздуха имеет отношение к инцидентам насилий
--------------- ____.--.."-"" "Т1111ТЧТ10 ттч.т-ч ОТТ-ПЧ НЯ ЗЯНИГШипГТК ЯГПЙГСИИ ОТч
температуры. Харриес и Штадлер (Нагпев 1а(31ег, 1983), например, выяснили, что день недели более значим для предсказания уровня насильственной преступ- ности, чем индекс дискомфорта, вычисляемый на основе температуры и влажности. Харриес и Штадлер (Нагпев 81.ас11ег, 1988) рассудили, что людям в престижных кварталах легче избежать влияния жары, так как они всегда могут воспользовать- ся кондиционером, и поэтому рассматривали статус кварталов в качестве фактора, определяющего уровень насилия. Они выяснили, что температура является значи- мым фактором только в кварталах со средним и низким статусом. Роттон (КоИоп, 1986) и Де-Фронцо (ВеРгопго, 1984) отметили, что связь между климатом и пре- ступностью, в сущности, очень слабая; когда они учли в уравнении предсказания другие социокультурные и социально-экономические факторы (например, доходы, безработицу, неграмотность), влияние климата на преступность оказалось сравни- тельно слабым.
Лабораторные исследования в противопоставлении архивным: разрешение противоречия
Лабораторные и архивные исследования зависимости агрессии от температуры неизменно приводят к различным результатам. В лабораторных исследованиях подтверждается модель негативного аффекта: когда он растет вместе с ростом температуры, сначала это приводит к доминированию агрессивных реакций; по мере же роста дискомфорта (и негативного аффекта) доминирующей реакцией скорее всего станет реакция, несовместимая с агрессией, в частности, уход. Однако в архивных исследованиях уверенно обнаруживается линейная (с положитель- ным коэффициентом) функциональная зависимость агрессии от температуры - с ростом температуры растет агрессия. Чем можно объяснить различие этих ре- зультатов?
Андерсон и его коллеги (АпДегзоп, 1989; Апегэоп Ап(1ег5оп, 1984) предполо- жили, что результаты лабораторных исследований могут искажаться из-за <сабо- тажа испытуемых>, то есть испытуемые, особенно в группах с высокой температу- рой воздуха, думая, что в эксперименте проверяется расхожее представление о повышении агрессивности с ростом температуры, стараются саботировать экспе- римент, ведя себя наперекор гипотезе. Однако Андерсон и Андерсон (Ап(1ег5оп Апс1ег5оп, 1984) отмечают, что нелинейная зависимость между негативным аффек- том и агрессией была выявлена также при других негативных стимулах, таких как запахи и теснота, и в данном случае объяснение <саботажем> неприменимо, поскольку не существует заслуживающих внимания гипотез об их связи с агрес- сивным поведением. По мнению других ученых, испытуемым более свойственно Думать, что из лабораторных ситуаций легче выйти, чем из реальных (Ве11 Вагоп, 1981; Ве11 Риэсо, 1986; Оееп, 1990; МиеНег, 1983).
Фактически экспериментаторы, использовавшие в качестве испытуемых сту- дентов, из соображений профессиональной этики напоминали им, что те вольны в любой момент выйти из экспериментальной ситуации. Поскольку уход из лабора- тории действительно является очевидной альтернативой, желание избавиться от неприятной ситуации может конфликтовать у испытуемых с их агрессивными тен- денциями. <Но в реальной жизни людям в жару может быть крайне дискомфорт- но, и нет реальных надежд на избавление. В таких обстоятельствах возможно су-
ЩеСТпптаатто Г-лаа ттпатпи ГЧКТЧЪТ иаплт .отй лх -тпапхаУх Гаап 100Л
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
Кенрик и Мак-Фарлайн (КеппсЬ МасРаг1апе, 1986) попытались совместить имущества лабораторных и архивных исследований, проведя эксперимент
лаборатории. При избранной стратегии испытуемые не знали, что участвуют в перименте (и, следовательно, не могли <саботировать> его), а исследователи ли изучать поведение в <реальном мире>. Эксперимент проводился на регу- зуемом уличном перекрестке в Фениксе, штат Аризона, с апреля по август. :истентка останавливала свою машину на красный свет перед другими маши-
1И и не двигалась с места, когда загорался зеленый. Агрессия измерялась коли- :твом автомобильных сигналов, длительностью каждого сигнала и временем от иочения зеленого света до первого гудка. Исследователи сообщают о линейной (исимости между агрессивными сигналами и температурой, но полученные ре- 1ьтаты не позволяют с уверенностью отбросить нелинейную гипотезу. Джин ееп, 1990) приводит по этому поводу два соображения. Во-первых, у водителей стоящих машин не было возможности ухода, а значит, годика эксперимента не позволяла проверить нелинейную гипотезу. Во-вто- х, не исключено, что сигналы, по сути дела, были не агрессивной, а инструмен- 1ьной реакцией: водители блокированных машин могли сигналить, чтобы сто- [ий впереди автомобиль освободил им проезд!
Несколько ученых попытались заново интерпретировать или прояснить име- циеся данные, чтобы объяснить противоречие в результатах. Белл и Фуско е11 Ривсо, 1986, 1989), например, использовали данные двух архивных иссле- ваний (Сойоп, 1986; Нагпеа ас11ег, 1983) и отметили, что вариативность силия возрастает с температурой, то есть при сильном зное поведение испыту- ых было менее устойчивым - как и следовало бы ожидать в случае конфлик- между стремлением к бегству и агрессией. Джин (Оееп, 1990) отмечает также, о <Бэрон и его коллеги никогда не настаивали на утверждении о нелинейной висимости между агрессией и жарой. Они говорили лишь о том, что жара вно- т свой вклад в негативный аффект и что результирующее эмоциональное со- эяние, если эмоции окажутся достаточно сильными, вызывает реакцию бегства, <курирующую с агрессией>.
Хотя картина остается несколько туманной, разумным выглядит следующее щее заключение. Во-первых, зависимость между агрессией и температурой воз- ха гораздо сложнее, чем казалось когда-то. В результате любое чересчур широ- е или категоричное обобщение о влияниии данного параметра среды на индиви- альное и коллективное насильственное поведение представляется неприемле- >1м. Во-вторых, сложность зависимости между агрессией и жарой подразумевает, о учащение беспорядков, мародерства и тому подобных инцидентов во время рких летних месяцев не вызвано непосредственно или исключительно повы- ением температуры в эти периоды. Скорее, важную роль могут играть другие акторы - такие как большее количество людей на улицах, повышенное потрео-
ние алкоголя, удлинившийся световой день, каникулы у подростков. В итоге юлгое знойное лето> может ассоциироваться с насилием, но лишь при весьма [ецифических условиях и в силу сложных причин.
1УМ И АГРЕССИЯ: ЗВУК НАСИЛИЯ? неприятным побочным эффектам индустриализации - наличию нескольких
вычайно высокий уровень шума во многих урбанизированных регионах. На- пример, установлена связь уровня шума, типичного для многих городов, с поте- рей слуха (КгуЬег, 1970) и симптомами стресса (РеппеЬаег, Вигпат, 5сЬаеег Нагрег, 1977). Считается также, что шум оказывает негативное влияние на межличностные отношения. Скажем, например, что шумную обстановку ассоции- руют с уменьшением взаимопомощи и снижением социальности (СоЬеп Уеш- 5е1п, 1981). Вдобавок громкий и неприятный шум может способствовать про- явлениям межличностной агрессии (Оееп, 1978; Оееп 0Ыеа1, 1969; Копест, 1975Б, Мие11ег, 1983).
Доннерштайн и Уилсон (0оппег5<:еш ЛУЯзоп, 1976) провели одно из самых ранних исследований влияния шума на текущую агрессию. В первом экспери- менте мужчин-испытуемых сначала раздражал либо не раздражал помощник эк- спериментатора (оценивал написанное испытуемым сочинение благосклонно или очень резко), а затем они получали возможность проявить агрессию против этого человека в рамках разработанной Бассом (Виза, 1961) процедуры <учитель-уче- ник>. Изображая учителя, назначающего ассистенту удары током, испытуемые надевали наушники и слышали односекундные импульсы шума - либо негром- кого (65 децибелл), либо громкого (95 децибелл). У испытуемых, сердитых на ассистента, громкий шум значительно усиливал агрессию. Однако на участников, не подвергшихся провокации, уровень шума воздействия не оказывал.
Джин и Мак-Каун (Оееп МсСолуп, 1984) сосредоточились на физиологиче- ском возбуждении как основе зависимости между агрессией и шумом. Студентов выпускного курса приглашали участвовать в двух различных исследованиях. Во время первого, посвященного <выяснению эффекта от ударов электрического то- ка при межличностном взаимодействии>, помощник экспериментатора посред- ством ударов тока выражал свое несогласие с установочными заявлениями, кото- рые испытуемый зачитывал вслух. Половина участников получала десять ударов (вариант <сильная атака>), другая половина - только два (вариант <слабая атака>). Во время второго исследования испытуемых просили подвергать ассис- тента экспериментатора ударам током, чтобы можно было измерить <физиологи- ческие реакции при решении задач>. Все испытуемые надевали наушники, якобы для того чтобы не отвлекаться. В варианте <неконтролируемого шума> участники слышали серию двухсекундных импульсов белого шума мощностью в 85 деци- белл, В варианте <контролируемого шума> испытуемые могли заглушить шум, нажав на кнопку. В варианте <без шума> в наушниках шума не было. Несколько раз за время процедуры экспериментатор измерял показатели физиологического возбуждения.
На рис. 5. 3 представлены результаты: на испытуемых в группе <слабой ата- ки> шум не влиял. А вот среди испытуемых, подвергшихся сильной атаке ассис- тента, группа <неконтролируемого шума> реагировала более агрессивно, чем те, Кто мог выключать шум или вообще не получал неприятных стимулов. Вдобавок Различия в физиологическом возбуждении оказались связаны с различиями в Агрессивном отклике. Эти данные свидетельствуют, что и контроль и возбужде- ние являются значимыми параметрами для зависимости агрессии от шума. Хотя 1ум может вызывать способствующее агрессии возбуждение, сознание, что от не- приятного шума легко избавиться, видимо, подавляет его воздействие.
Контролируемый шум
Без шума ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
Неконтролируемый шум
Уровень атаки - Сильная Слабая
(с. 5.3. Когда испытуемые сильно спровоцированы, неконтролируемый шум вызывает больше рессии, чем контролируемый шум или тишина. (Сееп МсСоппг, 1984)
Связь между агрессией и возбуждением мы обсудим несколько более детально одной из следующих глав. В данный же момент нам представляется важным юмянуть одно замечание, касающееся предположения, что в основе зависимости рессии от шума лежит возбуждение. Харрис и Хуанг (Нагпз Ниап, 1974) <наружили, что у испытуемых, которым сказали, что громкий шум вызывает воз- ждение, агрессивность из-за шума не усиливалась. Исследователи утверждают, о, поскольку испытуемые имели атрибуцию для своего возбуждения (а именно м), они не были склонны ассоциировать свой дискомфорт с жертвой.
>ФЕКТЫ ТЕСНОТЫ
есмотря ни на что, население земного шара продолжает возрастать, в то время к пригодное для обитания человека пространство остается практически неиз- рнным. Проживание большого количества людей в ограниченном географичес- рм районе порождает много проблем. Природные ресурсы не беспредельны, я ружающей среде может быть причинен невосполнимый ущерб.
Существуют определенные свидетельства того, что высокая плотность населе- ния для самих людей тоже неприятна и вызывает стрессы (Ер51еш, 1981). Неясно, однако, до какой степени этот дискомфорт трансформируется в агрессию. Обзор исследований по зависимости между соотносимыми с агрессией переменными и плотностью населения не допускает однозначного заключения. В то время как часть исследований показывает, что теснота усиливает агрессию (0п1<+ УеКсЬ, 1971), другие свидетельствуют, что она подавляет этот тип поведения (1-.оо, 1972; МаЬеУ5 е1 а1., 1979). Кроме того, в нескольких экспериментах продемонстриро- вано усиление агрессии в тесной толпе мужчин, но не женщин (Ргеес1тап, Ьеуу, ВисЬапап Рпсе, 1972; ЗсЬеШпо Вогеп, 1976; <х)Ьо15, Ка11, Ршпег сЬор1ег, 1973).
Несколько исследователей пытались объяснить эти противоречия. Большин- ство из них поднимали вопрос о критическом факторе, который может быть от- ветственным за эффекты тесноты. Другими словами, почему люди в толпе более агрессивны?
Гипотеза интенсификации Фридмана (РгеесЬпап, 1975) подразумевает, что в тесноте обостряются или усиливаются типичные реакции индивидуума на любые ситуации. Если типичными являются позитивные реакции, теснота превратит их в еще более благоприятные. Если же типичные реакции относятся к разряду негативных, теснота обострит их негативную природу. Фридман говорил по это- му поводу следующее:
Я предполагаю, что теснота сама по себе не оказывает на людей ни хорошего, ни дурного эффекта, но она служит катализатором индивидуальных типичных реак- ций на ситуацию. Если для человека привычно приятное окружение, он любит, когда рядом с ним есть люди, думает об окружающих как о своих друзьях, - одним словом, позитивно реагирует на других людей, его реакции в условиях тесноты также бу- дут более позитивны. Напротив, если обычно он не симпатизирует другим людям, ему неприятно их присутствие, он чувствует к ним агрессивность и в целом нега- тивно реагирует на других людей, его реакции в условиях тесноты также будут более негативны.
Уорчел и Тедли СУогсЬе1 ТейсШе, 1976) предположили, что <не объем дос- тупного индивидууму пространства сам по себе, а расстояние между людьми - вот что определяет степень стресса, возникающего в конкретной ситуации>. По- этому они провели исследование, в котором варьировали плотность и расстояние взаимодействия. Студенты-мужчины, группами по семь или восемь человек, уча- ствовали в эксперименте по <групповой работе> в маленьком (с <высокой плот- ностью>) или большом (с <низкой плотностью>) помещении. Исследователи ма- нипулировали дистанцией, расставляя стулья по кругу, либо так, что их ножки практически соприкасались (вариант <плечом к плечу>), либо так, что между стульями было полметра (вариант <на расстоянии>). В этих условиях испытуе- мые заполняли опросники, решали лингвистические задачи и обсуждали пробле- мы человеческих взаимоотношений. Последнее давало возможность измерения склонности к наказаниям, в данном эксперименте - переменной, связываемой с агрессией. А именно: испытуемые, индивидуально и в группе, давали рекоменда- ции по мерам борьбы с подростковыми правонарушениями. В то время как плот- ность не оказывала влияния на частоту появления в рекомендациях испытуемых призывов к применению карательных мер, дистанция повлияла на их суждения: как индивидуальные, так и групповые рекомендации, когда стулья стояли близко,
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
Призывы к исполь- зованию каратель- ных мер в группе
Призывы к исполь- зованию каратель- ных мер индивиду- ально
Оценки агрессивности
Варианты
1 <На расстоянии> 3 <Плечом к плечу>
дей. Предполагалось, что в вариантах как конкуренции, так и высокой плотности негативный аффект будет сильнее. Вспомним, что модель негативного аффекта предсказывает нелинейную зависимость между негативными эмоциями и агресси- ей, то есть те, кто испытывает сравнительно слабые или очень сильные негативные эмоции, склонны реагировать менее агрессивно, чем те, у кого негативный аффект находится на среднем уровне. И действительно, исследователи сообщают, что уча- стники в вариантах высокой плотности и конкуренции реагировали более агрес- сивно, чем те, кто перед возможностью проявить агрессию выполнял требующее Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|