Психология агрессии



44 страница


ность, то это вполне убедительно подтверждает существование связи между нару-  

шениями функции коры и формированием агрессивного поведения.  

 

Криницки (КгушсЫ, 1978) обратил внимание на наличие признаков дисфунк-  

ции левого полушария у лиц с органическими заболеваниями мозга и у людей,  

склонных к агрессии, что наводит на мысль о существовании связи между этой  

дисфункцией и агрессивностью поведения. Аллен, Колсон и Койн (АНеп, Со15оп  

Соупе, 1988) обнаружили, чщу лиц, имеющих, согласно результатам нейропсихо-  

логических исследований, органические повреждения мозга, существуют пробле-  

мы, связанные с контролированием агрессивности. Брайэн, Скотт, Голден и Тори  

(Вгуап, 8соИ, СоЫеп Топ, 1984) сообщают, что заключенные, у которых диаг-  

нозировались повреждения мозга, были более склонны к совершению преступле-  

ний с применением насилия, нежели те, у кого таких повреждений не было.  

 

Спелласи (ре11асу, 1977, 1978) провел два нейропсихологических исследовав 1  

ния с целью выявления связи между возникновением импульсов к совершению-  

насилия и нарушениями функций коры головного мозга. В одной из этих работ  

Спелласи (ре11асу, 1978) отмечает, что если у лиц, склонных к насилию, недоста- 1  

точный контроль импульсивности объясняется дисфункцией мозга, то у этих лиц -  

определяются довольно плохие показатели в тестах, предназначенных для оцен-  

ки когнитивных, моторных и перцептивных способностей. Он также предполо-  

жил, что использование таких параметров функции мозга позволяет лучше, чем  

использование параметров личности, прогнозировать проявления насилия (на-  

пример, опросник ММР1, общие показатели личностных характеристик). При  

определении степени функциональной активности коры головного мозга у соро-  

ка преступников, применивших насилие, и у сорока преступников, не склонных к  

насилию, исследователь рассматривал показатели интеллекта, языковых способ-  

ностей, слухового восприятия, памяти и визуальной организации. При этом он  

обнаружил, что преступники, не склонные к насилию, показывают относительно  

хорошие результаты при оценке когнитивных, языковых, перцептивных и психо-  

моторных способностей, что подтверждает наличие нарушенной функции мозга у  

субъектов, склонных к насилию.  

 

Используя позитронную эмиссионную томографию (ПЭТ) - метод, позволя-  

ющий получить изображение функционально активных структур головного моз-  

га, - Волков и Танкреди (УоНсолу ТапсгесИ, 1987) изучили характеристики  

мозговой деятельности четырех индивидов, склонных в прошлом к чрезвычайно  

буйному поведению. Хотя каких-то специфических изъянов обнаружено не бы-  

ло, ПЭТ показала <значительные нарушения церебральной функции>. Подобно  

Спелласи (ре11асу, 1978), эти исследователи воздержались от утверждения о  

существовании жесткой взаимосвязи между повреждениями головного мозга и  

агрессивным поведением:  

 

<Важно подчеркнуть, что мы не считаем причиной буйного поведения, характерного  

для этих случаев, только аномалии мозга. Скорее всего церебральная дисфункция  

способствовала возникновению вспышек насилия. В целом же агрессивное поведение,  

характерное для пациентов, видимо, является репрезентацией комплексного взаимо-  

действия различных отделов нервной системы, нейромедиаторов, гормонов, внешних  

раздражителей и усвоенных реакций> (УоНоц) ТапстесИ, 1987).  

 

Горенштейн (Согепаеш, 1990) воспользовался луриевской теорией дефицита,  

префронтальных отделов лобных долей мозга для объяснения преступности не-  

совершеннолетних с позиции нейропсихологии. Во-первых, он обратил внимание  

на сходство антисоциального поведения малолетних преступников с поведением  

лабораторных животных с повреждениями лимбической системы и лобной части  

коры головного мозга. Он также изучил работы по нейропсихологическому функ-  

ционированию малолетних преступников. Теория дефицита префронтальных от-  

делов лобных долей головного мозга утверждает, что повреждение префронталь-  

ной коры вызывает у индивида какой-то внутренний процесс, благодаря которому  

человек <становится необычайно слабым и поэтому чрезмерно подверженным  

разрушительным воздействиям> (Согеп51е1п, 1990). Таким образом, дело не в  

лобной доле коры, являющейся субстратом контролирования планов и намерений,  

а в том, что человек с повреждением префронтальной коры будет склонен к при-  

вычным или стереотипным реакциям. Вполне возможно, что подобные поврежде-  

 

ния коры у антисоциальных личностей объясняют их равнодушие к возможном  

наказанию, а также отсутствие у них желания и способности его предотвратить.  

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  

 

Зильманн (2Н1тапп, 1988) в обзоре научных исследований, касающихся взаимо  

зависимости познавательного процесса и процесса возбуждения, утверждает:  

 

<Нет сомнения в том, что тенденция с чрезвычайным возбуждением реагировать ш  

угрозу была и остается наиболее приемлемой для большинства видов. Повышенная  

бдительность и готовность прибегнуть к силе необходимы для того, чтобы имет  

шанс победить в сражении или спастись бегством. Однако целесообразность реак  

ции подобного типа у современного человека вызывает весьма серьезные сомнения  

Зачастую то, что раньше было выгодным, ныне становится бесполезным. "Эмоцио  

нальная" реакция на что-либо, угрожающее здоровью, существующей власти, обще  

ственному положению или чувству собственного достоинства, может не тольк<  

быть бессмысленной, но и вести к обратным результатам>.  

 

Большую часть времени сильно развитая лобная доля коры головного мозга  

позволяющая осуществлять планирование на высоком уровне и подавляющая аг  

рессивность, удерживает нас от <чрезмерной> реакции на провокации. Однако по  

вреждение головного мозга или ее дисфункция могут вывести из строя механизмь  

контроля возникновения агрессии. Марк и Эрвин (МагЬ ЕГУШ, 1970) предполо  

жили, что такие механизмы выходят из строя при повреждении лимбической систе  

мы или при нарушении передачи сигнала со стороны коры головного мозга, 0н1  

считают, что подобные сигналы являются продуктами научения - <процесса, оп  

ределяющего развитие структуры мозга после рождения и закладывающего в моз]  

опыт прошлого (включая культурные и семейные модели поведения)>. Ученьп  

полагают, например, что у некоторых лиц научение может привести к более част(  

повторяющемуся и интенсивному восприятию мозгом угроз, а это способствует то  

му, что лимбическая система быстрее и чаще приводится в действие.  

 

Несмотря на то что эта глава посвящена биологическим основам человече  

ского агрессивного поведения, мы вновь вынуждены вспомнить о социальном кон  

тексте, в котором действуют эти факторы. Ведь действительно, многие социолоп  

подчеркивают, что лучший способ понять поведение любого человека - это рас  

сматривать его поведение с позиции взаимосвязи биологических процессов и на  

учения (Ншоп, 1981; КагИ, 1983; Ьеу15 Ршсиз, 1989; Ье5, 8Ьапо1с, Сгап Д  

КУО, 1983; МешсЬ е1 а1., 1988; Уа1геШ, 1981). К примеру, Льюис и др. (Бета  

о<:Ьегз, 1983) исследовали факторы, имеющие отношение к представляющим опас  

ность для жизни окружающих случаям проявления насилия у детей. Они при  

шли к выводу, что причинами подобного поведения являются как средовые, так 1  

биологические детерминанты. В ходе одного из своих последних исследований  

они обнаружили, что, хотя нарушение центральной нервной системы (ЦНС) явля  

ется одним из биологических факторов, возможность прогнозировать поведение  

опасное для жизни, становится более реальной, если принимать во внимание таки<  

средовые переменные, как насильственные действия со стороны отца по отноше  

нию к матери или прохождение матерью курса лечения в психиатрической кли  

Нике. Так же, как наша центральная нервная система влияет на наше поведение  

нащ опыт влияет на наш мозг.  

 

ВОЗБУЖДЕНИЕ И АГРЕССИЯ  

 

Агрессивное поведение человека связано с активизацией симпатической нер1  

системы - того компонента вегетативной нервной системы, который побуждает  

<вступать в сражение или спасаться бегством>. Основной механизм этой сис  

заключается в том, что ситуация, представляющая угрозу для нашей безопасней  

вызывает самые разнообразные соматические реакции (например, расшит  

зрачков, повышение артериального давления, учащение пульса и усиление по  

деления), которые помогают нам встретить надвигающуюся опасность во вс  

жии или убежать от нее.  

 

Несколько официально признанных теорий агрессии (ВегЬоуЦ:г, 1981,  

2411тапп, 1988) и некоторые иные объяснения влияния прочих переменных  

пример, шума), основываются на мнении, что агрессия и возбуждение тесно с  

ны. Наиболее общепринятая версия этой точки зрения гласит, что возбуя  

повышает вероятность развития агрессивности. Несмотря на то что больший  

ученых не игнорируют факт влияния ситуационного возбуждения, некоторы  

следователи целью своих научных изысканий ставят изучение влияния Л1  

ных особенностей на возбудимость и физиологическую реактивность. Дру  

считают, что и агрессия, в свою очередь, влияет на возбуждение. Например, с  

но теории катарсиса, люди после вспышки агрессивности, являющейся реа  

на чьи-либо нападки, ощущают спад напряжения (то есть снижение уровн  

буждения).  

 

ВЛИЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ НА АГРЕССИЮ  

 

Рассмотрим конкретный пример. Допустим, вы увлекаетесь бегом трусце  

время одной из утренних пробежек вы останавливаетесь поболтать с со  

Однако он, встав утром <не с той ноги>, отвечает вам очень грубо, факт]  

оскорбляет вас. Согласно нашим представлениям о наличии связи между в<  

дением и агрессивным поведением, следует ожидать, что вы, пробежав нес]  

кругов и повысив тем самым уровень своего физиологического возбужден  

ветите этому человеку со значительно большей агрессивностью, чем это бь  

при других обстоятельствах. Повышенная возбудимость, источником которц  

жет быть различная деятельность в условиях конкуренции (СЬпу, Се1  

Нагтапп, 1971), интенсивные занятия спортом (Штапп, Ка<:сЬег МЯа  

1972), шум (Ооппегэеш ЛУЯзоп, 1976; Копест, 1975Ь) и использование  

ляторов (Реги5оп, Ки1е Цпау, 1982; 0Меа1 Качтап, 1972), можете]  

ствовать актуализации агрессии, по крайней мере, при определенных услов  

 

В процессе разработки и обоснования своей теории влияния возбуждев  

формирование агрессивного поведения Зильманн с коллегами провели р>  

следований, результаты которых могли бы пролить свет на характер взаимс  

между агрессией и физиологическим возбуждением (2111тапп, 1988). Напр  

в эксперименте Зильманна, Катчера и Милавски (2111тапп, КасЬег М41<  

1972) некоторых испытуемых до начала выполнения заданий провоцИ]  

мужчина - помощник экспериментатора. Чтобы уровень физиологической  

буждения испытуемых разнился между собой, часть из них в течение  

 

ддовиной минут заставляли делать физические упражнения, требующие усилий;  

евшиеся испытуемые занимались менее трудоемкой моторной деятельностью.  

ем участникам эксперимента предлагалось наказать помощника эксперимен-  

гора, провоцировавшего их, ударами электрического тока. Физическая нагруз-  

(то есть повышенное возбуждение) способствовала возникновению агрессии у  

,ц{,1туемых, сильно фрустрированных помощником экспериментатора, и совер-  

 

- ,,м ппЛптппп тт> тт> ,1 >, -ттп ттттт, тт тт ?л?л иттоТТУ ТТТТЗГТИТТТЙ ТТ-Г  

 

не действовала на тех, кто не испытал на себе никаких провокаций. Эти  

 

Ї  

 

зультаты дали бы основание Зильманну и его коллегам утверждать, что после  

тий бегом ваша агрессивная реакция в ответ на грубость соседа будет гораз-  

 

более вероятна. Исследователи сказали бы, что источником своего <вздрючен-  

дго> состояния (сформировавшегося у вас под влиянием остаточного от бега  

буждения), вы, вероятно, посчитаете поведение оскорбившего вас соседа и по-  

тому отреагируете на его грубость более агрессивно, чем при отсутствии подоб-  

но возбуждения. Но представим себе, что вы объясняете сильное сердцебиение  

учащенное дыхание своим плохим физическим состоянием; будете ли вы столь  

же агрессивны, реагируя на грубость соседа, в этом случае?  

 

Целая серия сложных, но весьма оригинальных опытов, проведенных Зиль-  

манном и коллегами (2111тап Вгуап1:, 1974; 2Штап, .ТоЬпаоп Вау, 1974), наво-  

дит на мысль, что высокий уровень возбуждения способствует появлению агрес-  

сии в последующем поведении в тех случаях, когда испытуемые неправильно  

интерпретируют или определяют источник чувств, подобных гневу. Но, каким бы  

сильным ни было возбуждение, оно не в состоянии спровоцировать агрессию в  

гех случаях, когда субъекты правильно определяют истинную причину своих эмо-  

ций. Зильманн, Джонсон и Дэй (2111тапп, .оЬпзоп Вау, 1975) провели экспери-  

мент, в котором испытуемые мужчины, предварительно разделенные на три группы  

по уровню физической подготовки, получали возможность наказать помощника  

экспериментатора. В первом варианте эксперимента провокация отсутствовала  

полностью, в то время как во втором помощник экспериментатора выводил испы-  

1уемых из себя оскорбительными, насмешливыми замечаниями в их адрес. Воз-  

можность отомстить была предоставлена участникам эксперимента лишь какое-  

то время спустя после провокации. В одном случае участников просили сначала  

спокойно посидеть в течение шести минут, затем полторы минуты они выполняли  

физические упражнения - крутили педали велотренажера, и только потом им  

Давали возможность отреагировать на действия помощника экспериментатора.  

Исследователи предположили, что, если возможность отомстить будет предостав-  

"№а сразу же после выполнения физических упражнений, испытуемые посчита-  

ют испытываемое ими возбуждение - независимо от его подлинной природы  

Усмешек помощника экспериментатора или занятий спортом) - результатом  

Физической нагрузки и в итоге не прореагируют столь агрессивно, как при отсут-  

ии физической нагрузки. Во втором варианте испытуемые сначала выполняли  

Физические упражнения, потом отдыхали и только затем получали возможность  

мстить помощнику экспериментатора за его оскорбительные действия. Иссле-  

атели предположили, что шестиминутный перерыв между окончанием физи-  

Кой деятельности и актом мести приведет к тому, что участники эксперимента  

свяжут испытываемое ими возбуждение с предшествующей физической актив-  

"гью, а посчитают его гневом, вызванным действиями помощника эксперимен-  

и по этой причине ответят агрессивно.  

 

 

 

 

 

Физическая нагрузка,  

непосредственно  

предшествующая  

ответной реакции  

 

Физическая нагрузка  

за шесть минут  

до ответной реакции  

 

 

 

Провокация  

 

Провокация отсутствует  

 

Условные обозначения  

 

ВН <Возбуждающие>  

таблетки  

 

ХХ1 <Успокаивающие>  

таблетки  

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ  

 

ис. 7. 3. Повышенное возбуждение как результат физической нагрузки способствует проявлению  

грессии только в случае, если испытуемые ошибочно относят ее к ответной реакции на провокации  

э стороны помощника экспериментатора, то есть тогда, когда возможность нанесения ответного  

дара была предоставлена через шесть минут после физических упражнений. (2Н1тапп, ]оНп5оп  

)ау, 1974)  

 

Как видно из рис. 7. 3, прогноз исследователей в точности совпал с диаграм-  

1ой полученных результатов: среди всех участников эксперимента, если не при-  

шмать во внимание наиболее физически подготовленных, усиление агрессии на-  

блюдалось только в той группе, в которой физическая нагрузка предшествовала  

<тветному удару с разрывом в несколько минут. (Отсутствие подобной реакции у  

руппы хорошо подготовленных в физическом отношении лиц также прогнозиро-  

(алось и объясняется тем, что физиологическое возбуждение таких людей после  

Упражнений падает настолько быстро, что в сущности у них просто не остается  

юзбуждения, которое можно было бы отнести к гневу.)  

 

Неправильная интерпретация может также привести к ослаблению агрессив-  

1ого поведения. Юнгер и Дуб (Уоипег ПооЬ, 1978) давали испытуемым таб-  

1етки плацебо (безвредные таблетки), убеждая одних участников эксперимента в  

"ом, что в результате принятия таблеток они почувствуют возбуждение, а других  

 

Рис. 7. 4. Юнгер и Дооб (Уоипег ПооЬ, 1978) показали, как ошибочное приписывание возбуж-  

дения таблетке может привести к ослаблению агрессивного поведения. Субъекты, ожидавшие от




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 739
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Психология познавательного процесса » 2 страница
  • Психология познавательного процесса » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь