|
Психология агрессиидействительно способствует снижению уровня агрессии, как и предполагает гипо- теза несовместимых реакций. Однако высокие уровни возбуждения, вызванные более откровенным материалом, могут вызвать отрицательные реакции и сильное возбуждение, которое не уменьшает агрессию.
Чтобы проверить опытным путем это заключение, Бэрон и Белл (Вагоп Ве11, 1977) провели эксперимент, на первой стадии которого мужчин-испытуемых про- воцировал помощник экспериментатора. Затем различным группам испытуемых, прежде чем им была предоставлена возможность ответить на действия этого чело- века, предъявлялись резко отличающиеся типы эротических стимулов. Одна груп- па смотрела нейтральные (не возбуждающие) фотографии - изображения пейза- жей и интерьеров. Вторая - фотографии очаровательных девушек в купальных костюмах и неглиже. Третья - фотографии обнаженных красавиц. В еще двух группах либо смотрели фотографии, на которых были изображены половые акты между мужчинами и женщинами, либо читали рассказы с откровенно сексуальной тематикой. Результаты подтвердили вышеизложенную гипотезу: умеренное сексу- альное возбуждение (вызванное фотографиями полуобнаженных и обнаженных девушек) уменьшало агрессию. Напротив, сильное возбуждение (то есть возник- шее в результате откровенно сексуальных пассажей) не стало средством, способ- ным уменьшить агрессию, оно, напротив, даже повысило вероятность демонстрации подобного поведения.
Подобные результаты были получены в ходе последующих экспериментов, проводившихся с участием женщин (Вагоп, 1976Б). Таким образом, можно ска- зать, что нелинейная связь между уровнем сексуального возбуждения и уровнем агрессии характерна для обоих полов. Как и прогнозирует гипотеза несовмести- мых реакций, умеренные сексуальные стимулы вызывают положительные чув- ства, ведущие к снижению уровня агрессии в дальнейшем поведении. Напротив, откровенные сексуальные стимулы генерируют высокие уровни возбуждения, ко- торые могут вызвать фрустрацию, а также смешение положительных и отрица- тельных реакций. Таким образом, эти стимулы не только не уменьшают агрессию, а могут даже усилить ее.
ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ ГИПОТЕЗЫ НЕСОВМЕСТИМЫХ РЕАКЦИЙ: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ
Конфликтные ситуации создают серьезные проблемы для многих организаций. Действительно, руководители утверждают, что от 15 до 25% своего времени они тратят на разрешение конфликтов, проявляющихся в той или иной форме (Вагоп, 1989; ТЬотаа, 1992). Учитывая это обстоятельство, исследователи сделали своей задачей выявление источников конфликтов и разработку различных техник, кото- рые могли бы быть полезны в случае возникновения конфликтных ситуаций (ТЬо- гпос 1001 оэгттт.таттиттгтптIЯТТIТттпазттэапт итгтпгмипгиуттлгггаауттпииттнпй
производственного конфликта являются социальные факторы, такие как исг ваемое в течение длительного времени недовольство, стереотипы, неверная и претация мотивов поступков других людей и т. п. Если это утверждение вео; вполне логично предположить, что гипотеза несовместимых реакций может полезна для решения производственного конфликта. В нескольких недавно веденных исследованиях этому предположению искали подтверждение.
В первом из поставленных экспериментов (Вагоп, 1984) испытуемые, муж и женщины, изображали руководителей большой организации, которые о( дали две проблемы, постоянно стоящие на повестке дня в их воображаемой пании: следует ли переместить ее на крайний юг США и следует ли вклады огромные средства в производство нового продукта? Одним из участнике суждения был помощник экспериментатора, выражавший несогласие с любо1 кой зрения, излагаемой испытуемыми. Однако способ выражения несоглас которому он прибегал, постоянно менялся. В одном случае он выражал нес сие спокойным, уверенным тоном (например, <Я понимаю вас, но согласитьс же не могу>). В другом случае он выражал свое несогласие в брюзгливо-вьп мерной манере (например, <Боже мой, что за чушь вы несете?>). Следующий эксперимента начинался после окончания обсуждения <двух проблем>. На раз экспериментатор на несколько минут покидал комнату, якобы для того ч взять необходимые формы. Все это время его помощник либо сидел спокс либо действовал в соответствии с одной из трех моделей поведения, предназ] нием которой являлась генерация у испытуемых положительных эмоций, н местимых с гневом. Он либо предлагал им конфеты, заявляя, что еще не <пр] в себя> после важных экзаменов; либо просил их оказать ему помощь в вы самой смешной карикатуры для очередного эксперимента.
Когда экспериментатор возвращался, участники эксперимента заполнял: росник, в котором им предлагалось оценить помощника экспериментатора п скольким характеристикам (например, привлекательность, любезность) и ука каким способом они предпочли бы разрешить возможный конфликт с ним (] гание, соперничество, согласие, компромисс, сотрудничество (КаЫт, 1983)).
Результаты показали, что испытуемые давали более низкую оценку помощ экспериментатора и указывали на большую вероятность отрицательного отн ния к нему в будущем, если он вел себя надменно, а не благоразумно. Кроме что для нас более важно, испытуемые выразили большее желание сотруднич ним, когда они были в ситуации с актуализированной гипотезой несовместа реакций. Получившие небольшой подарок попадали под влияние просмотрен карикатур или проникались сочувствием к помощнику экспериментатора и (. более склонны к сотрудничеству с ним, нежели испытуемые из контрольной гр) (см. рис. 9.10).
Эти результаты нашли подтверждение в дальнейших работах, где для гег ции несовместимых реакций у разгневанных испытуемых использовались личные процедуры (Вагоп, РогНп, Рге1, Наиуег ЗЬасЬ, 1990). Результаты экспериментов показывают, что такие действия помощника экспериментатора ненавязчивая лесть и самоуничижение, также эффективны для изменения нас ения испытуемых и для повышения вероятности выбора ими в качестве спо разрешения будущих конфликтов сотрудничества, нежели соперничества ил1 бегания. Кроме того, вышеупомянутое поведение ассистента приводило к ус
ТЯМ С.Г) СТГггл потттлтттотгтггмз таг тэтост пп>п- >_<->
Контрольная группа Подарок Эмпатия ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
Рис. 9. 10. Испытуемые, у которых было вызвано состояние, несовместимое с гневом, выражали большее желание разрешать будущие конфликты со своим оппонентом посредством сотрудниче- ства. Важно, что такое воздействие на испытуемых оказывали небольшие подарки, демонстрация юмористических карикатур или сочувствие к оппоненту. Эти результаты дают возможность ис- пользовать теорию несовместимости реакций для разрешения производственных конфликтов.
Вместе взятые, эти результаты свидетельствуют о том, что интенсивность и продолжительность конфликта могут иногда быть уменьшены путем индукции положительных эмоций, несовместимых с гневом или агрессией. Несмотря на то что эти результаты кажутся вполне обнадеживающими, это отнюдь не означает, что участники переговоров должны мчаться в магазин и запасаться конфетами и сувенирами, начинать собирать карикатуры или учиться делать комплименты: здесь требуется осторожность, ибо все способы генерации несовместимых реакций иногда могут приводить к неожиданным результатам. Если реципиенты понима- ют, что подарки, юмор, лесть и другие подходы используются для того, чтобы их <умаслить>, они могут отреагировать агрессией и насущный конфликт раздуется еще больше (Шеп МсЬеН, 1988). Однако, если негативных результатов уда- стся избежать, то этот и прочие методы генерации реакций, несовместимых с гне- вом и агрессией, могут найти практическое применение при решении организаци- онных проблем самого широкого спектра.
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ: КАК НАУЧИТЬСЯ НЕ СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ПРОБЛЕМЫ
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблем- ные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных
умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы шить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представ не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очен страиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. Зачаст манера самовыражения по мягкости и деликатности напоминает наждак. / присовокупить к этому безразличие к эмоциональному состоянию други; результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и ют вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже, что лю; обладающие социальными умениями, занимают в каждом обществе свою среди лиц, совершающих насилие (ТосЬ, 1985). Таким образом, обучая этих.) социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно умен; количество случаев проявления агрессии.
К счастью, существуют различные способы обучения людей таким уме: Более того, овладение ими, похоже, резко снижает вероятность быть втянут) агрессивные взаимоотношения (с11пе1с1ег Вугпе, 1987). Положительные с ны обучения социальным умениям были продемонстрированы наиболее я исследовании, осуществленном Шнейдером (5сЬпе1с1ег, 1991). В рамках его 1 дования мальчики и девочки в возрасте от 7-ми до 14-ти лет из лечебного ц для детей с отклоняющимся поведением прошли тренинг социальных ум целью которого было снижение их очень высокого уровня агрессии. С : детьми, разделенными на две группы численностью от 2-х до 4-х человек, в ние 12 недель проводились 30-40-минутные занятия, во время которых выполняя различные упражнения, обучались тому, как лучше всего вести (. ситуациях, которые в противном случае могут привести к агрессии. Напр: они научились неагрессивно реагировать на поддразнивания, не принимать ко к сердцу фрустрирующие ситуации и с большим пониманием относит чувствам и поступкам других детей.
После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бы участники во время отдыха и игр. Было зафиксировано заметное снижение ня агрессивности и рост потребности в совместных действиях. Эти и аналога данные позволяют предположить, что привитие социальных умений агресси людям может оказаться весьма полезным - оно поможет им избежать опа стычек с другими. Другие же способы, позволяющие расширить репертуар альных умений у жестких, склонных к агрессии людей, обычно основывают следующих процедурах:
Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию лицам, не и щим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. Г показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намече цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собств1 го поведения.
Ролевые игры. Этот метод предлагает лицам, проходящим тренинг < альных умений, представить себя в ситуации, когда требуется реализ базовых умений. Это дает им возможность проверить на практике мс поведения, которым они научились в ходе моделирования или родстве] с ним процедур.
Установление обратной связи. Во время этой ступени тренинга сот ных умений (которая может сочетаться с ролевыми играми и даже с ?
лированием) с индивидами устанавливается обратная связь в виде реак- ций - как правило, позитивных - на их поведение. Они поощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное поведение. Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.
Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обста- новку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внима- ние уделятся тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отра- жение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы заверша- ются тем, что их участников учат общим принципам - принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как мож- но больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения.
Описанные методы зачастую практикуются в группах, состоящих из 6-12 че- ловек. Члены этих групп тщательно отбираются с тем, чтобы они не слишком отли- чались по уровню дефицита социальных умений. Такие группы обычно занимают- ся 2-3 раза в неделю по 1-2 часа. Обучение продолжается до тех пор, пока все члены группы не добьются заметных успехов в овладении социальными умениями, необходимыми для большого количества ситуаций - от межличностного общения 0011115011, 1978) до способности нормально реагировать на отказ (МсРа11 Теп- утап, 1973) и справляться со стрессом. Более того, тренинги социальных умений разработаны для самых разнообразных групп индивидов - от сверхагрессивных подростков до полицейских и родителей, плохо обращающихся со своими детьми (0о1(351:еш,1981). В большинстве своем посещение такого рода тренингов приво- дит к весьма заметным сдвигам в поведении обучающихся - к снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений. Таким образом, если принимать все эти факты в расчет, получается, что обучение адекватным соци- альным умениям является многообещающим методом снижения интенсивности и уменьшения количества случаев человеческого насилия.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АГРЕССИЕЙ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗЫВ К ОПТИМИЗМУ
Несколько лет тому назад одного из нас (Ричарда Бэрона) попросили выступить на тему: <Неужели агрессия неизбежна?>. Каждая фраза в сделанном им докла- де подразумевала решительное <нет!>. Основанием для такого ответа являлись и являются идеи, изложенные в этой главе. Учитывая всю информацию, мы стоим на позиции, что агрессия отнюдь не является неизбежной. Более того, мы твердо убеждены, что уже обладаем знаниями о многочисленных способах предотвраще- ния или снижения количества случаев ее проявления и что со временем мы узна- ем еще больше.
Если эти заключения верны (а мы уверены, что так оно и есть), то вдумчивые читатели могут спросить: <Откуда же этот вечный пессимизм у исследователей
данного вопроса?>. Почему многие приверженцы бихевиорального направ./ до сих пор в отчаянии всплескивают руками, когда речь заходит о превенти мерах для случаев проявления человеческого насилия? По нашему мнению, ( ствует три фактора, по причине которых этот вопрос все еще остается в тр неопределенности.
Во-первых, подобный пессимизм, по крайней мере отчасти, порождаете. фактом, что вплоть до сегодняшнего дня мы оказались не в состоянии, осно; ясь на результатах исследований агрессии, разработать единую эффективну] тодику для снижения вероятности проявлений подобного поведения в любо туации. Короче говоря, многие из наших коллег сохраняют пессимизм, пс что мы до сих пор не в состоянии дать прямого, четкого ответа на вопрос: уменьшить количество случаев насилия?>. Однако мы считаем, что это не г для пессимизма. Агрессия, как не раз отмечалось нами на протяжении всей ю весьма сложное явление; источником ее возникновения могут быть самые ра: ные факторы и обстоятельства. Если это так, то почему мы должны считать агрессивным поведением можно управлять только одним, в лучшем случае д1 тремя способами? Напротив, логично предположить, что во время поиска ме1 снижения уровня агрессии или управления агрессией мы должны разобрать всех хитросплетениях <корневой системы> подобного поведения и искать 1 самыми разнообразными способами. Именно об этом говорят данные пров< ных исследований, и именно поэтому мы считаем нынешнее состояние дел ос) нием для оптимизма, а не наоборот.
Во-вторых, преобладание у многих ученых в области социальных наук п мистического взгляда на возможность управления человеческой агрессией ется отражением убеждения в том, что, даже если мы разработаем соответст щую методику управления агрессивным поведением, никто нас просто слу не станет. Короче говоря, даже если наши исследования увенчаются успе полученная информация будет проигнорирована. С такими убеждениями н споришь: у общества действительно печальный опыт внедрения в жизнь от Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|