|
Психология агрессииИ ЕСЛИ ЭТО ТАК, ТО ПОЧЕМУ?
Существуют ли различия между мужчиной и женщиной как потенциальны субъектами и объектами агрессивного поведения? И здравый смысл, и обыкяД венное наблюдение показывают, что некоторая разница, безусловно, имеется, и"-"" первых, принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины, и боЛ< склонны в своих взаимоотношениях с другими выбирать в качестве модели по> дения агрессию, особенно физическую. Во-вторых, как отмечалось в главе 4, ""
роко распространено мнение, что, при всех равных условиях, мужчины чаще вы- ступают в качестве мишени агрессии, нежели женщины.
Эти различия обычно относят на счет генетических или социальных факто- ров. С одной стороны, утверждается, что мужчины уже на генетическом уровне запрограммированы на большую склонность к агрессии, чем женщины. С другой стороны, во многих культурах считается, что представители мужского пола не только являются, но и должны быть грубее, самоувереннее и агрессивнее женщин.
Несмотря на то что утверждения о существовании важных различий между мужчинами и женщинами относительно агрессии, похоже, согласуются с наблю- дениями, сделанными в повседневной жизни, мы уже не раз отмечали на страни- цах данной книги, что здравый смысл зачастую является ненадежным средством для точного познания природы агрессии. Таким образом, прежде чем делать ка- кие-либо заключения, следует рассмотреть эмпирические данные, подтверждаю- щие или не подтверждающие их правоту. Многочисленные данные действитель- но говорят о том, что между мужчинами и женщинами как группами существует различие относительно агрессии (Еа 1у 5ееп, 1986). Однако природа этих различий не столь примитивна, как предполагает здравый смысл, а причины их возникновения куда сложнее, чем предполагает общепринятая точка зрения (Еа- IV оо(1,1991).
ГЕНДЕР И АГРЕССИЯ: МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ КАК АГРЕССОРЫ
И результаты скрупулезной обработки данных, полненных в исследованиях ин- дивидов (СепЬу, 1970; Нагпв, 1974Ь, 1992; Ьаегарег, ВгЬ Рейопеп, 1988), и данные мета-анализа, сделанного на основе этих работ (Еа 1у <:ееп, 1986), позволяют сделать следующее заключение: мужчины действительно более склон- ны прибегать к открытой" физической агрессии. Как велика эта разница? Это, похоже, зависит от целого ряда переменных (Еа1у Уоо(1, 1991). Например, гендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. В-третьих, склонность мужчин демонстри- ровать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, нежели при ее отсутствии.
Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обер- нуться для них самих, - например, возможностью получить отпор со стороны Жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что и мужчины и женщины при- держиваются противоположных социальных представлений - противополож- ных моделей и теорий о функциях - об агрессии (СатрЬеН, Мипсег Согтап, 93). Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию - как сред- ство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энер- гии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее Моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного соци- ального и материального вознаграждения.
Дополнительные данные, касающиеся гендерных различий в агрессии, свиде льствуют о том, что мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрес [и, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые на- )сят вред противнику окольным путем. Например, Лагерспетц и его коллега .аег5рег оЬега, 1988; ВзоЛу15, Ьаег5ре12 КаиЬ1а1пеп, 1992) опрашивала 1льчиков и девочек в возрасте от 8 до 15 лет, как ведут себя школьники из вд 1асса, когда сердятся. Полученные результаты показали, что мальчики прибега- т к прямым формам агрессии, включающим такие действия, как погоня за про- 1вником, подножки, пинки, толчки, дразнилки, значительно чаще девочек. Зато вочкам более свойствены косвенные формы агрессии, например, наговор на пр(к 1вника за его спиной, бойкотирование обидчика, разрыв дружеских отношений; змонстрация обиды. "
Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга 3 гносительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к подобном 1 эведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется 1.1 1ВИСИМОСТИ от обстановки и других факторов, а также от формы агрессии. 4
ЕНДЕР И АГРЕССИЯ: 1УЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ КАК ОБЪЕКТЫ АГРЕССИИ
[есмотря на то что различия в агрессивном поведении в целом между мужчин> Д и и женщинами окончательно не выяснены, мы неплохо осведомлены в вопробЯН акова вероятность представителей обоего пола оказаться объектами агрессии., 1ак уже отмечалось в главе 4, большинство лабораторных исследований, в кого-. ых в качестве манипулируемой переменной выступал пол, подтвердили широк) аспространенную точку зрения, что мужчины чаще становятся объектом физи-1 еской агрессии (РгосН, Масаи1у ТЬоте, 1977). Аналогичные данные были пу1 учены в результате огромного числа исследований, разработчики которых и :ользовали разнообразные методики и способы оценки агрессии и подбирали качестве испытуемых людей с самыми разными характеристиками (Вивв, 196611 агоп Ве11, 1973; Ка1е<-а Виаз, 1973). Более того, статистические данные пок ывают, что убийства значительно чаще являются причиной смерти среди моло [ых мужчин, чем женщин. В целом же женщины реже выступают в качеств мшени определенных форм агрессии, нежели мужчины. ,
Однако из этого <правила> имеются свои исключения. Как уже отмечалосЫ )анее в этой главе, женщины значительно чаще становятся жертвами супружеск о насилия и сексуальной агрессии. Поскольку причиной изнасилований являет жорее агрессия (например, крайняя форма неприязни по отношению к женщ 1ам; СгоЬ, 1979; Ма1ати, 1986), нежели сексуальные мотивы, становится ясЩ по в этом смысле женщины скорее станут объектами насилия, нежели мужчин Наконец, как отмечалось в главе 4, женщины легко могут стать объектом агресс ;о стороны мужчин, если представляют для них определенную угрозу: в подор 1ых случаях нежелание мужчин не прибегать к насилию против женщин, похояЯ зезко уменьшается (ШсЬагоп е а1., 1985). Если не принимать в расчет исключения, имеющиеся данные, однако, свидетельствуют о том, что женщиньМ делом значительно реже бывают объектом агрессии.
ПЕРВОПРИЧИНА ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В АГРЕССИИ: ГЕНЕТИКА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ?
То обстоятельство, что гендерные различия влияют на становление, протекание и демонстрацию агрессии, было убедительно доказано на примере исследований индивидов, а также анализом имеющейся литературы (Еа1у 8<:ееп, 1986; Еа - 1у Уоос1, 1991). Первопричина этих различий, однако, так и осталась невыяс- ненной. Многие биологи, занимающиеся изучением социального поведения, при- держиваются мнения, что гендерные различия в агрессии обусловлены в основном генетическими факторами. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Они утверждают, что агрессия помогала нашим предкам, ищущим самку для спа- ривания, побеждать соперников и тем самым увеличивала их возможность <уве- ковечить> свои гены в будущих поколениях. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии, а также к демонстрации физиологической адап- тации и механизмов, связанных с подобным поведением (см. главу 7, где рассмат- риваются физиологические механизмы, имеющие отношение к агрессии).
Такие предположения, безусловно, нельзя проверить с помощью прямого эм- пирического исследования. Однако кое-какие данные могут быть интерпретиро- ваны как подтверждение предположения, что гендерные различия в агрессии по- рождаются, по крайней мере отчасти, генетическими факторами. Например, Са- далла, Кенрик и Вершур (5ас1а11а, КеппсЬ УегяЬиге, 1987) пришли к выводу, что женщины, в отличие от мужчин, считают склонность к доминированию у сво- его возможного супруга весьма привлекательной чертой. Такие данные свиде- тельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действитель- но помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению - глав- ная проблема, согласно доктрине биологов, изучающих социальное поведение. И вновь, однако, нет возможности напрямую проверить потенциальный вклад гене- тических факторов в гендерные различия в агрессии. Таким образом, роль этих факторов по-прежнему интересует нас, но остается недоступной возможностью для проверки.
В другом объяснении гендерных различий в агрессии делается акцент на вли- яние социальных и культурных факторов. Было предложено много различных вариантов этого объяснения, но, наверное, большинство фактов подтверждает ги- потезу интерпретации социальной роли, предложенную Игли и ее коллегами э1у> 1987; Еа1у Уоос1, 1991). Согласно этой теории, гендерные различия в агрессии порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что Женщины, в отличие от мужчин, более общественные создания - для них дол- жно быть характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональная эксп- рессивность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы - неза- висимости, уверенности в себе, хозяйственности. Согласно теории социальных Ролей, гендерные различия в агрессии порождаются в основном тем обстоятель- ством, что в большинстве культур считается, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины.
)та теория нашла свое подтверждение в самых разнообразных работах (Еад- 987). Пожалуй, самое убедительное из них было получено в мета-аналитичес- исследовании, в ходе которого испытуемых просили проранжировать описа- специфического агрессивного поведения, изучавшегося в различных работах трессии (Еа 1у Зееп, 1986). Испытуемые оценивали степень пагубности с поступков, чувство тревоги или вины, которое они бы ощутили, действуя эбным образом, а также отвечали на вопрос, почему средний человек выбирает :ссию в качестве модели поведения. Полученные результаты показали, во-пер- , что женщины в большей степени воспринимают эти поступки как пагубные и ождающие чувство вины или тревоги. Во-вторых, представители обоих полов черкнули, что мужчины более склонны прибегать к подобным действиям, неже- кенщины. Эти данные свидетельствуют о том, что гендерные роли, предписы- 1щие различные уровни агрессии для мужчин и женщин, действительно в ка-
-то степени опосредуют гендерные различия. Но возможно, самое главное то разница в оценках, выставленных испытуемыми мужского и женского пола ностью коррелирует с реальными гендерными различиями в агрессии наблю- мых в рассматривавшихся исследованиях. Иными словами, чем больше муж- :ы и женщины отличались друг от друга в своем восприятии различных видов едения, которые они оценивали, тем сильнее проявлялась склонность мужчин :онстрировать более высокие уровни агрессии. Результаты этого исследования, как, впрочем, и многих других, свидетельству- о том, что гендерные различия в агрессии, подобно гендерным различиям 90 )гих других видах поведения, порождаются, хотя бы отчасти, противоположно ю гендерных ролей и стереотипами, имеющими место во многих культурах, нако следует отметить, что некоторые данные наводят на мысль, что имевдо <логические или генетические факторы обусловливают большую склонность кчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убе-
ельным свидетельством в этом отношении является демонстрация наличие зи между уровнем тестостерона (мужской половой гормон) и проявлениями ессивного характера. Несколько различных работ показывают, что более вы- :ие концентрации тестостерона ассоциируются с более высокими уровнями щ сии мужчин (Веппап, С1а(1ие Тау1ог, 1993; 01еи5, 1986). Кроме того, оказав
тся, что гендерные различия в агрессии в равной степени имеют значение и для с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией (С1а(1ие, 1991). ЕСЯН (иальные факторы и гендерные роли играют основную роль в гендерных раат тях в агрессии, можно ожидать, что подобные различия будут в большей сте 1и проявляться среди гетеросексуалов. Тот же факт, что на самом деле это ЧЦ, :, говорит о том, что биологические факторы действительно могут играть опре- тенную роль в порождении гендерных различий в агрессии, л Но, пожалуйста, обратите внимание на следующее: это ни в коем случае ЯВ 1ачает, что мужчины обязаны демонстрировать более высокие уровни агрессию кели женщины. Напротив, как мы отметим в главе 9, агрессию всвозможны рм можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить с помощью соотвег? >ующих методик. Таким образом, нет причин полагать, что биологически о6у<к вленные агрессивные наклонности мужчин обязательно должны превращаться ткрытые проявления насилия. Биология отнюдь не судьба, поэтому неправяЛЬ и неверно воспринимать мужчин как лиц, вынужденных вести себя агрессивно
по причинам, лежащим вне их контроля. Это положение также справедливо по отношению ко многим формам социального поведения.
РЕЗЮМЕ
Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некото- рые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров - те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. Что касается агрессии <нормальных> (то есть не страдающих явной психопатологией) личностей, то в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражитель- ность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость атрибуций враждебности), убежденность индивидуума в том, что он в любой ситу- ации остается хозяином своей судьбы (локус контроля), модель поведения типа <А> и склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.
Важную категорию агрессоров составляют экстремисты, то есть мужчины и женщины, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты отчетливо подразделяются на две группы, к первой из которых от- носятся лица со сниженным, а ко второй - с повышенным самоконтролем. У агрессоров первого типа внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма слабо, и поэтому агрессоры со сниженным самоконтролем прибегают к насилию чрезвычайно часто. Агрессоры второго типа, напротив, обладают необычайно раз- витыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия, проявляемая лица- ми с повышенным самоконтролем, может принимать крайние, а порой даже фа- тальные формы.
Поведенческие реакции идивидуума зависят также от его установок и внут- ренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрес- сивное поведение, относятся различные формы предрассудков. Например, расо- вые предрассудки являются одним из важнейших источников межрасовой агрес- сии: так, лица питающие сильное предубеждение против представителей другой расы, ведут себя гораздо более агрессивно с вызывающими у них неприязнь <чу- жаками>, нежели с членами собственной группы. За последние годы расовые ус- тановки как белых, так и черных американцев претерпели достаточно серьезные Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|