|
Психология агрессииороны мужчины, была продемонстрирована экспериментом Канекара, Нанджи, олсаваллы и Мукерджи (КапеЬаг, Мап{1, Ко15аа11а МиЬег)1, 1981), в котором дяснилось, что мужчины, проявляющие агрессию по отношению к объекту жен- ;ого пола, воспринимаются как более аморальные, чем проявляющие агрессию ) отношению к объекту мужского пола. Интересно, что объекты агрессии жене- но пола тоже оценивались сравнительно негативно. Ричардсон, Ванденберг и Хамфриз (ШсЬагоп, УапйепЬег НипрЬпеа, 1986)
исследований, но предложили несколько иную интерпретацию. В их эксперимен- те мужчины и женщины выполняли процедуру Тэйлора на время реакции, сорев- нуясь с противником мужского либо женского пола. При этом уровень агрессии измерялся по трем родственным шкалам: 1) мощность электрического разряда, выбранная до провокаций со стороны объекта, была показателем уровня началь- ной агрессии, 2) мощность электрического разряда, выбранная в ответ на нараста- ющую провокацию объекта, - показателем уровня агрессии как акта возмездия, 3) частота выбора чрезвычайно высокой мощности электрического разряда (ис- пытуемые были уверены в чрезвычайной болезненности удара для объекта) - показателем реакция насилия. В соответствии с ранее полученными результата- ми участники эксперимента реагировали на объект мужского пола более агрес- сивно, чем на объект женского пола, по всем трем шкалам. Исследователи предпо- ложили, что женщины вызывают меньшую агрессивность, так как воспринимают- ся менее угрожающими, чем мужчины. <То есть от женщин не ждут ответных агрессивных действий, считают их менее опасными, и поэтому им скорее всего не будут мстить так жестоко, как мужчинам>.
Хотя лабораторные эксперименты неизменно свидетельствуют о сдерживании агрессивных действий по отношению к женщинам, случаи изнасилований и грубо- го обращения с женами указывают на тот факт, что женщины часто становятся жертвами насилия. Исследователи, пытавшиеся объяснить расхождения между полицейской статистикой и экспериментальными данными, сообщают, что мужчи- на склонен <спускать тормоза>, когда угроза, исходящая от женщины, восприни- мается однозначно (0о1ш КотапоУ51, 1977; К1сЬагс15оп, 1981; ТЬотрзоп К1сЬагс1зоп, 1983). В эксперименте, поставленном для выявления факторов, уве- личивающих вероятность агрессии мужчин против женщин, Ричардсон, Леонард, Тэйлор и Хэммок (ШсЬагйаоп, Ьеопагс1, Тау1ог НаттосЬ, 1985) сталкивали мужчин-испытуемых с двумя вариантами страха. Узнав, что цель эксперимен- та - изучение влияния утомления на время реакции в условиях соревнования, испытуемые выполняли задание, предназначенное для измерения их физической силы (сжимание ручного динамометра) в присутствии ассистентки эксперимента- тора, которая регистрировала <показания>. Одну половину испытуемых уверяли, что их показатели близки к зарегистрированной норме (которую женщина назы- вала вслух), - группа средних показателей. Показатели силы у другой половины испытуемых оказывались значительно ниже установленной нормы - группа низ- ких показателей. Внутри этих групп реакция женщины в соответствии с условия- ми эксперимента менялась. В половине случаев ассистентка отпускала о показа- телях испытуемых (как низких, так и средних) пренебрежительные реплики типа <я-то думала, что мужчины должны быть сильными> или <может быть, у меня это получится> - вариант <вербального унижения>. При работе с другой половиной ипытуемых женщина просто записывала их результат, объявляя вслух норму и воздерживаясь от дальнейших комментариев, - вариант <без вербального уни- жения>. На рис. 4. 7 представлены результаты этого эксперимента. Когда испы- туемые позднее получали возможность проявить агрессию по отношению к асси- стентке в процедуре Тэйлора, их ничто не сдерживало от того, чтобы осуществить агрессивные действия по отношению к женщине, пренебрежительно отзывавшей- ся о их показателях, особенно если эти показатели были очень низкими. Страха выглядеть <хуже других> в глазах женщины, а также страха от высказанного ею
птпппппТ птт,ппптт. ттпп "нппппптп пппшпп ___ъл__
Унижение было Унижения не было НАЛИЧИЕ ВЕРБАЛЬНОГО УНИЖЕНИЯ
Качество исполнения
Рис. 4. 7. Воздействие вербального унижения и качества исполнения <мужского дела> на мужскую агрессивность по отношению к женщине. Низкое качество плюс критика со стороны женщины вызывают максимальный уровень агрессии. (КкНат(1юп, еопа(1, Тау1от НаттосЬ, 1985)
ня агрессивности мужчины по отношению к женщине. Очевидно, рыцарство про- являетя только по отношению к безобидным объектам.
В итоге нет оснований считать, что женщины подвергаются агрессии реже муж- чин. Страх является одним из множества факторов, подавляющих предполагае- мое сдерживающее начало не причинять вреда женщине (Ъе, 1983). Одним из важных факторов, который мы изучим в главе 8, является пол агрессора.
РАСА ОБЪЕКТА АГРЕССИИ
Большинство исследований по влиянию расовой принадлежности объекта агрес- сии на агрессивность нападающего основано на двух распространенных предпо- южениях. Первое: люди склонны быть более агрессивными по отношению к ли- пам, чья раса отличается от их собственной, чем к лицам одной с ними расы. Более комплексное предположение: люди с расовыми предрассудками будут вести себя "Ї-1 агрессивно по отношению к расе, против которой имеют какое-либо преду-
беждение, чем по отношению к собственной расе. Данные исследований не под- тверждают однозначно ни одно из этих предположений.
Что касается первого предположения, будто человеку свойственно вести себя более агрессивно по отношению к лицам другой расы, чем по отношению к лицам одной с ним расы, здесь данные противоречивы и подразумевают наличие множе- ства промежуточных факторов в зависимости агрессивности от расы объекта (Ко ег5, 1983). Хотя Уилсон и Роджерс (Наоп Коег5, 1975) сообщают, что чернокожие более агрессивны по отношению к белым, чем к черным, во многих исследованиях агрессии было выявлено одинаковое отмщение к обеим расам (ОепЙшег, ЗЬшШсЬ ВипНпб, 1975; СепЙшег Тау1ог, 1973; Ьеопагс1 Тау1ог, 1981). Однако, если учитывать и другие факторы, мы обнаружим, что белые ис- пытуемые иногда более агрессивны по отношению к черным, чем к белым, а иног- да - наоборот. Например, Доннерштайн и другие (Ооппегзеш е а1., 1972) со- общают, что при условии предполагаемого возмездия со стороны жертвы испыту- емые были более агрессивны по отношению к белым, чем к черным, а в случае, когда у жертвы не было возможности отомстить, испытуемые выбирали для чер- нокожих жертв более мощные разряды тока, чем для представителей белой расы. В других экспериментах Доннерштайна, где экспериментальным условием была анонимность испытуемых, были получены алогичные результаты: анонимные ис- пытуемые (то есть те, чье поведение нельзя было оценивать и порицать) реаги- ровали на черных более агрессивно, чем на белых, в то время как испытуемые, которых можно было идентифицировать, больше агрессивности проявляли по отношению к белым, чем к черным (Ооппегвеш Воппегэеш, 1973; Воппегзеш Ооппегвеш, 1978). Рис. 4. 8 иллюстрирует влияние анонимности на межрасо- вую агрессию. Выглядит это так, будто белые боятся мести черных и/или обще- ственного порицания за поведение, которое может быть интерпретировано как расизм; поэтому они подавляют свою агрессивность, если возможно возмездие или общественное осуждение, но проявляют ее, когда защищены анонимностью.
Утверждая, что значительная часть межрасовой агрессии имеет место в контек- сте групповой деятельности, Роджерс и Прентис-Данн (Коег5 РгепНее-Випп, 1981) изучали влияние расовой принадлежности объекта агрессии и чувства гне- ва на агрессивное поведение людей в группе. В различных вариациях парадигмы Басса <учитель-ученик> белым мужчинам-испытуемым говорили, что на основе мощности электрического разряда, которую выбирали для объекта они сами и трое других испытуемых, подсчитано среднее значение мощности и длительности разряда, которому будет на самом деле подвергнут объект. Перед этим половина испытуемых слышала, как белый или чернокожий испытуемый, игравший роль объекта агрессии, позволял себе оскорбительные высказывания о данной группе испытуемых, адресованные экспериментатору (вариант <оскорбление), другая половина испытуемых вербальному оскорблению не подвергалась (вариант <без оскорбления>). Результаты напоминают полученные в исследованиях Доннерш- тайна: в случае <оскорбления> испытуемые проявляли больше агрессии против черных, чем против белых; в варианте <без оскорбления> белым назначались более мощные разряды тока, чем черным.
Эти и аналогичные им результаты других экспериментов могут быть интер- претированы в терминах регрессивного расизма (Коег5, 1983; Ко егз РгепНа- чпп, 1981). Испытуемые, если только они не возбуждены и не оскорблены, своим Поведением склонны демонстрировать неприятие традиционных, ныне социально
ГЛАВА
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
3,9
1
ш о.
3,5 л ш
>
3,1
Неанонимные Анонимные АНОНИМНОСТЬ
другой расы, также дает нам минимум подтверждений (СепЙгпег еЪ а1., 1975; Сеп- Ьпег Тау1ог, 1973). Зато эти исследования неизменно доказывали факт, что люди с предрассудками в общем более агрессивны, чем люди без предрассудков, независимо от расы объекта.
Утверждая, что в первых экспериментах по этой теме такая переменная, как раса объекта, могла быть недостаточно выражена, Леонард иТэйлор (Ьеопаг(1 Тау1ог, 1981) попытались заострить внимание испытуемых на данной характери- стике объекта. Ожидая начала эксперимента, белые мужчины-испытуемые (кри- терием отбора которых послужило наличие и отсутствие у них расовых предрас- судков) видели, как белый или черный испытуемый (объект будущей агрессии) вел интимную беседу с белой женщиной, с которой, по всей видимости, жил. Полу- чив возможность проявить агрессию против объекта (в процедуре Тэйлора), все испытуемые реагировали на белого и чернокожего одинаково. Тем не менее име- ющие расовую предубежденность испытуемые были в общем более агрессивны по отношению и к белым, и к черным, чем испытуемые без расовых предрассудков. Представляется, что люди с предрассудками могут в целом быть более враждебно настроены и склонны подозревать окружающих в агрессивных намерениях, чем люди без предрассудков. Более детально мы обсудим влияние установок индиви- да на его агрессивное поведение в главе 6.
Раса жертвы - Белые Чернокожие
ис. 4. 8. Межрасовая агрессия. Уровень агрессии белых испытуемых по отношению к чернокожей кертве ниже, чем по отношению к белой, если ожидается возмездие со стороны жертвы (без аноним- [ости). Однако они предпринимают более сильные нападки на чернокожую жертву, чем на белую, :огда подозревают, что возмездия не будет (то есть в варианте анонимности). (ОоппегЛет е1 а1.,
осуждаемых, расовых предрассудков. Реакция белых испытуемых может дойти 1о уровня обратной дискриминации, когда по отношению к чернокожим проявля- ; тся очень низкий уровень агрессии. Однако, если чернокожие возбуждены или Оскорблены, испытуемые белой расы <регрессируют> до <старых, традиционный Шаблонов поведения, имеющих своей целью дискриминацию черных, которые ус- , Юены во время первичной социализации> (Коег5, 1983). Итак, предположение, то люди проявляют против чужой группы больше агрессии, чем против своей, Ж олучило серьезного подтверждения. Скорее представляется, что ситуационные факторы, такие как анонимность и раздражение, являются промежуточными звС- рями в цепи зависимости между расой объекта и агрессивностью. Люди, кажется, олее склонны к дискриминации чужой группы, когда оскорблены, ощущают утро у и/или свободны от общественного осуждения. 1 Литература, посвященная исследованию другой гипотезы, что лица, имеющие
ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ ОКРУЖАЮЩИХ КАК ПРЕДПОСЫЛКА АГРЕССИИ
До сих пор мы рассматривали то, каким образом поведение и характеристики жертвы предопределяют агрессивную реакцию. В этом разделе мы продолжим изучать влияние социального окружения, а также рассмотрим социальное влия- ние других людей, а не потенциальной жертвы.
Третья сторона - люди присутствующие, но не являющиеся ни агрессором, ни жертвой - может повлиять на агрессивные взаимодействия множеством спо- собов. Например, третья сторона может обладать властью и приказать одному человеку причинить вред другому. Менее авторитетная третья сторона может влиять на агрессию простым подстрекательством или <подначиванием> агрессо- ра или его жертвы. Как это ни удивительно, даже простое присутствие другого человека, который не распоряжается и не подстрекает, может повлиять на взаи- модействие конфликтующих.
ПРИКАЗ ЕСТЬ ПРИКАЗ: ПОДЧИНЕНИЕ ВЛАСТИ
Вообразите, что вы идете по улице, но вдруг вас останавливает абсолютно незна- комый человек и вручает вам заряженный пистолет, требуя выстрелить в кого-то, поставленного с завязанными глазами к стенке. Что вы сделаете? По всей вероят- ности, откажетесь: действительно, пока незнакомец будет требовать и убеждать, вы запросто сможете убежать и позвать на помощь, чтобы задержать этого явно су-
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
а. Вы солдат, а тот, кто дает вам пистолет, - генерал в мундире со всевозмож- ии регалиями. Как вы поступите в этом случае? Вполне вероятно, что подчини- ь и расстреляете человека, которого никогда прежде не видели. Эти гипотетические примеры заставляют обратить внимание на то, как прямые 1казы представителя власти могут влиять на развитие и течение агрессивного ведения. Совершение большого количества агрессивных действий - особенно лицейскими, солдатами, моряками и летчиками - является следствием прика- ; начальства, а вовсе не провокаций жертвы и фрустраций (Напоя-Раоигоз, ?8). Такое деструктивное и бездумное повиновение никого не удивляет. В кон- концов, за приказами скрывается весомость служебного положения и вся мощь ;ударства. Более неожиданно, однако, то, что даже лица, не облеченные реаль- й властью и просто использующие некоторые ее внешние атрибуты, зачастую зсобны заставить других вести себя жестоко и разрушительно. Наиболее систе- тические и сенсационные исследования по этой теме были проведены Милгра- м и его коллегами в серии широко известных экспериментов (М11гат, 1963; 65а, Ь; 1974). Для изучения способности не самого авторитетного представите- власти побудить индивидуумов к антисоциальным жестоким действиям Мил- ам (МЯгат, 1963) разработал простую, но хитроумную процедуру. Испытуе- 1м говорили, что они участвуют в исследовании, посвященном влиянию наказа- я на обучаемость. Затем им предлагали наказывать ударом тока <ученика> (на иом деле - помощника экспериментатора) каждый раз, когда он допустит шбку в учебном задании. Мощность разряда устанавливалась посредством пе- ключателей, и участников инструктировали следовать простому правилу: после ждой ошибки <ученика> увеличивать мощность разряда на один пункт. Трид- ть делений, обозначающих возрастающее напряжение в вольтах, были отмечены овами и цифрами. На рис. 4. 9 воспроизведены надписи на панели управления. >1ло очевидно, что ученик вскоре подвергнется мощным и потенциально опас- .1м электрическим разрядам, если будет часто ошибаться. Разумеется, помощник ; самом деле не получал ударов током; единственным настоящим ударом быЛ :а6ый 45-вольтный импульс, соответствующий третьему делению, с помощью кО- рого испытуемому предлагали лично убедиться, что агрегат функционирует ис- )авно. 1
В соответствии с указаниями помощник делал большое количество ошибок. спытуемый оказывался перед лицом крайне неприятной дилеммы: он мог либо; юдолжать наказывать <ученика>, доводя мощность разрядов до откровенно бо- зненных, либо отказаться от этого и потребовать прекращения эксперимента. ; гобы усугубить положение, экспериментатор каждый раз, когда у испытуемого Д )зникало желание остановиться, все более непреклонным тоном приказывал Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|