Психология агрессии



26 страница


ороны мужчины, была продемонстрирована экспериментом Канекара, Нанджи,  

олсаваллы и Мукерджи (КапеЬаг, Мап{1, Ко15аа11а МиЬег)1, 1981), в котором  

дяснилось, что мужчины, проявляющие агрессию по отношению к объекту жен-  

;ого пола, воспринимаются как более аморальные, чем проявляющие агрессию  

) отношению к объекту мужского пола. Интересно, что объекты агрессии жене-  

но пола тоже оценивались сравнительно негативно.  

Ричардсон, Ванденберг и Хамфриз (ШсЬагоп, УапйепЬег НипрЬпеа, 1986)  

 

исследований, но предложили несколько иную интерпретацию. В их эксперимен-  

те мужчины и женщины выполняли процедуру Тэйлора на время реакции, сорев-  

нуясь с противником мужского либо женского пола. При этом уровень агрессии  

измерялся по трем родственным шкалам: 1) мощность электрического разряда,  

выбранная до провокаций со стороны объекта, была показателем уровня началь-  

ной агрессии, 2) мощность электрического разряда, выбранная в ответ на нараста-  

ющую провокацию объекта, - показателем уровня агрессии как акта возмездия,  

3) частота выбора чрезвычайно высокой мощности электрического разряда (ис-  

пытуемые были уверены в чрезвычайной болезненности удара для объекта) -  

показателем реакция насилия. В соответствии с ранее полученными результата-  

ми участники эксперимента реагировали на объект мужского пола более агрес-  

сивно, чем на объект женского пола, по всем трем шкалам. Исследователи предпо-  

ложили, что женщины вызывают меньшую агрессивность, так как воспринимают-  

ся менее угрожающими, чем мужчины. <То есть от женщин не ждут ответных  

агрессивных действий, считают их менее опасными, и поэтому им скорее всего не  

будут мстить так жестоко, как мужчинам>.  

 

Хотя лабораторные эксперименты неизменно свидетельствуют о сдерживании  

агрессивных действий по отношению к женщинам, случаи изнасилований и грубо-  

го обращения с женами указывают на тот факт, что женщины часто становятся  

жертвами насилия. Исследователи, пытавшиеся объяснить расхождения между  

полицейской статистикой и экспериментальными данными, сообщают, что мужчи-  

на склонен <спускать тормоза>, когда угроза, исходящая от женщины, восприни-  

мается однозначно (0о1ш КотапоУ51, 1977; К1сЬагс15оп, 1981; ТЬотрзоп  

К1сЬагс1зоп, 1983). В эксперименте, поставленном для выявления факторов, уве-  

личивающих вероятность агрессии мужчин против женщин, Ричардсон, Леонард,  

Тэйлор и Хэммок (ШсЬагйаоп, Ьеопагс1, Тау1ог НаттосЬ, 1985) сталкивали  

мужчин-испытуемых с двумя вариантами страха. Узнав, что цель эксперимен-  

та - изучение влияния утомления на время реакции в условиях соревнования,  

испытуемые выполняли задание, предназначенное для измерения их физической  

силы (сжимание ручного динамометра) в присутствии ассистентки эксперимента-  

тора, которая регистрировала <показания>. Одну половину испытуемых уверяли,  

что их показатели близки к зарегистрированной норме (которую женщина назы-  

вала вслух), - группа средних показателей. Показатели силы у другой половины  

испытуемых оказывались значительно ниже установленной нормы - группа низ-  

ких показателей. Внутри этих групп реакция женщины в соответствии с условия-  

ми эксперимента менялась. В половине случаев ассистентка отпускала о показа-  

телях испытуемых (как низких, так и средних) пренебрежительные реплики типа  

<я-то думала, что мужчины должны быть сильными> или <может быть, у меня это  

получится> - вариант <вербального унижения>. При работе с другой половиной  

ипытуемых женщина просто записывала их результат, объявляя вслух норму и  

воздерживаясь от дальнейших комментариев, - вариант <без вербального уни-  

жения>. На рис. 4. 7 представлены результаты этого эксперимента. Когда испы-  

туемые позднее получали возможность проявить агрессию по отношению к асси-  

стентке в процедуре Тэйлора, их ничто не сдерживало от того, чтобы осуществить  

агрессивные действия по отношению к женщине, пренебрежительно отзывавшей-  

ся о их показателях, особенно если эти показатели были очень низкими. Страха  

выглядеть <хуже других> в глазах женщины, а также страха от высказанного ею  

 

птпппппТ птт,ппптт. ттпп "нппппптп пппшпп ___ъл__  

 

 

 

Унижение было Унижения не было  

НАЛИЧИЕ ВЕРБАЛЬНОГО УНИЖЕНИЯ  

 

Качество исполнения  

 

Рис. 4. 7. Воздействие вербального унижения и качества исполнения <мужского дела> на мужскую  

агрессивность по отношению к женщине. Низкое качество плюс критика со стороны женщины  

вызывают максимальный уровень агрессии. (КкНат(1юп, еопа(1, Тау1от НаттосЬ, 1985)  

 

ня агрессивности мужчины по отношению к женщине. Очевидно, рыцарство про-  

являетя только по отношению к безобидным объектам.  

 

В итоге нет оснований считать, что женщины подвергаются агрессии реже муж-  

чин. Страх является одним из множества факторов, подавляющих предполагае-  

мое сдерживающее начало не причинять вреда женщине (Ъе, 1983). Одним из  

важных факторов, который мы изучим в главе 8, является пол агрессора.  

 

РАСА ОБЪЕКТА АГРЕССИИ  

 

Большинство исследований по влиянию расовой принадлежности объекта агрес-  

сии на агрессивность нападающего основано на двух распространенных предпо-  

южениях. Первое: люди склонны быть более агрессивными по отношению к ли-  

пам, чья раса отличается от их собственной, чем к лицам одной с ними расы. Более  

комплексное предположение: люди с расовыми предрассудками будут вести себя  

"Ї-1 агрессивно по отношению к расе, против которой имеют какое-либо преду-  

 

беждение, чем по отношению к собственной расе. Данные исследований не под-  

тверждают однозначно ни одно из этих предположений.  

 

Что касается первого предположения, будто человеку свойственно вести себя  

более агрессивно по отношению к лицам другой расы, чем по отношению к лицам  

одной с ним расы, здесь данные противоречивы и подразумевают наличие множе-  

ства промежуточных факторов в зависимости агрессивности от расы объекта  

(Ко ег5, 1983). Хотя Уилсон и Роджерс (Наоп Коег5, 1975) сообщают, что  

чернокожие более агрессивны по отношению к белым, чем к черным, во многих  

исследованиях агрессии было выявлено одинаковое отмщение к обеим расам  

(ОепЙшег, ЗЬшШсЬ ВипНпб, 1975; СепЙшег Тау1ог, 1973; Ьеопагс1 Тау1ог,  

1981). Однако, если учитывать и другие факторы, мы обнаружим, что белые ис-  

пытуемые иногда более агрессивны по отношению к черным, чем к белым, а иног-  

да - наоборот. Например, Доннерштайн и другие (Ооппегзеш е а1., 1972) со-  

общают, что при условии предполагаемого возмездия со стороны жертвы испыту-  

емые были более агрессивны по отношению к белым, чем к черным, а в случае,  

когда у жертвы не было возможности отомстить, испытуемые выбирали для чер-  

нокожих жертв более мощные разряды тока, чем для представителей белой расы.  

В других экспериментах Доннерштайна, где экспериментальным условием была  

анонимность испытуемых, были получены алогичные результаты: анонимные ис-  

пытуемые (то есть те, чье поведение нельзя было оценивать и порицать) реаги-  

ровали на черных более агрессивно, чем на белых, в то время как испытуемые,  

которых можно было идентифицировать, больше агрессивности проявляли по  

отношению к белым, чем к черным (Ооппегвеш Воппегэеш, 1973; Воппегзеш  

Ооппегвеш, 1978). Рис. 4. 8 иллюстрирует влияние анонимности на межрасо-  

вую агрессию. Выглядит это так, будто белые боятся мести черных и/или обще-  

ственного порицания за поведение, которое может быть интерпретировано как  

расизм; поэтому они подавляют свою агрессивность, если возможно возмездие  

или общественное осуждение, но проявляют ее, когда защищены анонимностью.  

 

Утверждая, что значительная часть межрасовой агрессии имеет место в контек-  

сте групповой деятельности, Роджерс и Прентис-Данн (Коег5 РгепНее-Випп,  

1981) изучали влияние расовой принадлежности объекта агрессии и чувства гне-  

ва на агрессивное поведение людей в группе. В различных вариациях парадигмы  

Басса <учитель-ученик> белым мужчинам-испытуемым говорили, что на основе  

мощности электрического разряда, которую выбирали для объекта они сами и  

трое других испытуемых, подсчитано среднее значение мощности и длительности  

разряда, которому будет на самом деле подвергнут объект. Перед этим половина  

испытуемых слышала, как белый или чернокожий испытуемый, игравший роль  

объекта агрессии, позволял себе оскорбительные высказывания о данной группе  

испытуемых, адресованные экспериментатору (вариант <оскорбление), другая  

половина испытуемых вербальному оскорблению не подвергалась (вариант <без  

оскорбления>). Результаты напоминают полученные в исследованиях Доннерш-  

тайна: в случае <оскорбления> испытуемые проявляли больше агрессии против  

черных, чем против белых; в варианте <без оскорбления> белым назначались  

более мощные разряды тока, чем черным.  

 

Эти и аналогичные им результаты других экспериментов могут быть интер-  

претированы в терминах регрессивного расизма (Коег5, 1983; Ко егз РгепНа-  

чпп, 1981). Испытуемые, если только они не возбуждены и не оскорблены, своим  

Поведением склонны демонстрировать неприятие традиционных, ныне социально  

 

ГЛАВА  

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

3,9  

 

1  

 

ш  

о.  

 

3,5  

л  

ш  

 

 

>  

 

3,1  

 

 

 

Неанонимные Анонимные  

АНОНИМНОСТЬ  

 

другой расы, также дает нам минимум подтверждений (СепЙгпег еЪ а1., 1975; Сеп-  

Ьпег Тау1ог, 1973). Зато эти исследования неизменно доказывали факт, что  

люди с предрассудками в общем более агрессивны, чем люди без предрассудков,  

независимо от расы объекта.  

 

Утверждая, что в первых экспериментах по этой теме такая переменная, как  

раса объекта, могла быть недостаточно выражена, Леонард иТэйлор (Ьеопаг(1  

Тау1ог, 1981) попытались заострить внимание испытуемых на данной характери-  

стике объекта. Ожидая начала эксперимента, белые мужчины-испытуемые (кри-  

терием отбора которых послужило наличие и отсутствие у них расовых предрас-  

судков) видели, как белый или черный испытуемый (объект будущей агрессии)  

вел интимную беседу с белой женщиной, с которой, по всей видимости, жил. Полу-  

чив возможность проявить агрессию против объекта (в процедуре Тэйлора), все  

испытуемые реагировали на белого и чернокожего одинаково. Тем не менее име-  

ющие расовую предубежденность испытуемые были в общем более агрессивны по  

отношению и к белым, и к черным, чем испытуемые без расовых предрассудков.  

Представляется, что люди с предрассудками могут в целом быть более враждебно  

настроены и склонны подозревать окружающих в агрессивных намерениях, чем  

люди без предрассудков. Более детально мы обсудим влияние установок индиви-  

да на его агрессивное поведение в главе 6.  

 

Раса жертвы  

- Белые  

Чернокожие  

 

ис. 4. 8. Межрасовая агрессия. Уровень агрессии белых испытуемых по отношению к чернокожей  

кертве ниже, чем по отношению к белой, если ожидается возмездие со стороны жертвы (без аноним-  

[ости). Однако они предпринимают более сильные нападки на чернокожую жертву, чем на белую,  

:огда подозревают, что возмездия не будет (то есть в варианте анонимности). (ОоппегЛет е1 а1.,  

 

осуждаемых, расовых предрассудков. Реакция белых испытуемых может дойти  

1о уровня обратной дискриминации, когда по отношению к чернокожим проявля- ;  

тся очень низкий уровень агрессии. Однако, если чернокожие возбуждены или  

Оскорблены, испытуемые белой расы <регрессируют> до <старых, традиционный  

Шаблонов поведения, имеющих своей целью дискриминацию черных, которые ус- ,  

Юены во время первичной социализации> (Коег5, 1983). Итак, предположение,  

то люди проявляют против чужой группы больше агрессии, чем против своей, Ж  

олучило серьезного подтверждения. Скорее представляется, что ситуационные  

факторы, такие как анонимность и раздражение, являются промежуточными звС-  

рями в цепи зависимости между расой объекта и агрессивностью. Люди, кажется,  

олее склонны к дискриминации чужой группы, когда оскорблены, ощущают утро  

у и/или свободны от общественного осуждения. 1  

Литература, посвященная исследованию другой гипотезы, что лица, имеющие  

 

ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ ОКРУЖАЮЩИХ  

КАК ПРЕДПОСЫЛКА АГРЕССИИ  

 

До сих пор мы рассматривали то, каким образом поведение и характеристики  

жертвы предопределяют агрессивную реакцию. В этом разделе мы продолжим  

изучать влияние социального окружения, а также рассмотрим социальное влия-  

ние других людей, а не потенциальной жертвы.  

 

Третья сторона - люди присутствующие, но не являющиеся ни агрессором,  

ни жертвой - может повлиять на агрессивные взаимодействия множеством спо-  

собов. Например, третья сторона может обладать властью и приказать одному  

человеку причинить вред другому. Менее авторитетная третья сторона может  

влиять на агрессию простым подстрекательством или <подначиванием> агрессо-  

ра или его жертвы. Как это ни удивительно, даже простое присутствие другого  

человека, который не распоряжается и не подстрекает, может повлиять на взаи-  

модействие конфликтующих.  

 

ПРИКАЗ ЕСТЬ ПРИКАЗ: ПОДЧИНЕНИЕ ВЛАСТИ  

 

Вообразите, что вы идете по улице, но вдруг вас останавливает абсолютно незна-  

комый человек и вручает вам заряженный пистолет, требуя выстрелить в кого-то,  

поставленного с завязанными глазами к стенке. Что вы сделаете? По всей вероят-  

ности, откажетесь: действительно, пока незнакомец будет требовать и убеждать, вы  

запросто сможете убежать и позвать на помощь, чтобы задержать этого явно су-  

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

а. Вы солдат, а тот, кто дает вам пистолет, - генерал в мундире со всевозмож-  

ии регалиями. Как вы поступите в этом случае? Вполне вероятно, что подчини-  

ь и расстреляете человека, которого никогда прежде не видели.  

Эти гипотетические примеры заставляют обратить внимание на то, как прямые  

1казы представителя власти могут влиять на развитие и течение агрессивного  

ведения. Совершение большого количества агрессивных действий - особенно  

лицейскими, солдатами, моряками и летчиками - является следствием прика-  

; начальства, а вовсе не провокаций жертвы и фрустраций (Напоя-Раоигоз,  

?8). Такое деструктивное и бездумное повиновение никого не удивляет. В кон-  

концов, за приказами скрывается весомость служебного положения и вся мощь  

;ударства. Более неожиданно, однако, то, что даже лица, не облеченные реаль-  

й властью и просто использующие некоторые ее внешние атрибуты, зачастую  

зсобны заставить других вести себя жестоко и разрушительно. Наиболее систе-  

тические и сенсационные исследования по этой теме были проведены Милгра-  

м и его коллегами в серии широко известных экспериментов (М11гат, 1963;  

65а, Ь; 1974). Для изучения способности не самого авторитетного представите-  

власти побудить индивидуумов к антисоциальным жестоким действиям Мил-  

ам (МЯгат, 1963) разработал простую, но хитроумную процедуру. Испытуе-  

1м говорили, что они участвуют в исследовании, посвященном влиянию наказа-  

я на обучаемость. Затем им предлагали наказывать ударом тока <ученика> (на  

иом деле - помощника экспериментатора) каждый раз, когда он допустит  

шбку в учебном задании. Мощность разряда устанавливалась посредством пе-  

ключателей, и участников инструктировали следовать простому правилу: после  

ждой ошибки <ученика> увеличивать мощность разряда на один пункт. Трид-  

ть делений, обозначающих возрастающее напряжение в вольтах, были отмечены  

овами и цифрами. На рис. 4. 9 воспроизведены надписи на панели управления.  

>1ло очевидно, что ученик вскоре подвергнется мощным и потенциально опас-  

.1м электрическим разрядам, если будет часто ошибаться. Разумеется, помощник ;  

самом деле не получал ударов током; единственным настоящим ударом быЛ  

:а6ый 45-вольтный импульс, соответствующий третьему делению, с помощью кО-  

рого испытуемому предлагали лично убедиться, что агрегат функционирует ис-  

)авно. 1  

 

В соответствии с указаниями помощник делал большое количество ошибок.  

спытуемый оказывался перед лицом крайне неприятной дилеммы: он мог либо;  

юдолжать наказывать <ученика>, доводя мощность разрядов до откровенно бо-  

зненных, либо отказаться от этого и потребовать прекращения эксперимента. ;  

гобы усугубить положение, экспериментатор каждый раз, когда у испытуемого Д  

)зникало желание остановиться, все более непреклонным тоном приказывал




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 895
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь