|
Психология агрессии
Использование родителями силовых дисциплинарных методов
Агрессивность ребенка
Снисходительное отношение . матери к агрессии ребенка
Вспыльчивый ребенок
ть должного внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероят- сть дальнейшего развития агрессивного поведения. Олуэйз (01луеи5, 1980) от- гил, что из изученных им четырех факторов, являющихся предтечей агрессив- сти:
Негативизм матери и ее терпимость к агрессии имеют наибольший каузальный эффект... из ребенка, к которому проявляется слишком мало интереса и которому достается слишком мало материнской любви, которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено слишком мало ограничений на агрессивное поведение, скорее всего вырастет агрессивный подросток.
Паттерсон и его коллеги (РаИегаоп, 1986; РаЦегвоп, ВеВагувЬе Катаеу, 89) разработали базовую модель связи между характером семейного руковод- ва и агрессивностью, благодаря которой мы можем глубже понять процессы, /словливающие зависимость между этими параметрами. Одна из сторон моде- - незрелые методы регулирования дисциплины, означающие, что в некото- [х случаях родители могут игнорировать отклоняющееся поведение ребенка и позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случая гут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. В сле- ющий раз они могут <взорваться> и повести себя агрессивно (например, от- 1епать ребенка или задать ему взбучку). Иными словами, родители непред- азуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. кие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для воения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов. Характер семейного руководства в мире гипотетического маленького Марти- - яркий пример подкрепления родителями агрессивного поведения. Они счи- от, например, что их сын пьет слишком много прохладительных напитков, но артин, как и большинство детей, не согласен с этим. Поэтому он хнычет и жалу- ;я, когда ему отказываются дать газировки. Его родители или начинают над ним дшучивать (не потому ли, что он просто очарователен, когда расстраивается?), и уступают, потому что они <его пожалели>. Таким образом, маленький Мартин дает вывод, что иногда может получить то, что хочет, если похнычет, а неприемле- е поведение получает подкрепление. У Мартина есть еще один способ добывать жровку - он <одалживает> деньги в комнатах клиентов. Его родители снисхо- тельно относятся к такому повороту дел и разрешают ему пить газировку на ньги, добытые таким способом (они возмещают деньги, <одолженные> Марти- м), тем самым снова подкрепляя неприемлемое поведение. Мартину достается агосклонное внимание родителей плюс содовая, когда он берет чужие деньги. ли мать Мартина пытается сделать ему выговор или поговорить на тему, <как жно себя вести>, он начинает визжать, плакать и кусаться. Это ее останавливает. неприемлемое поведение снова получает подкрепление. Все эти ситуации явля- ся подкреплением для агрессивного поведения Мартина. Он усваивает, что с мощью агрессивного, <выкручивающего руки> поведения может добиться жела- ого, поэтому наверняка будет и позже применять такую тактику в других ситу- иях. Если оказываемое им давление и неподчинение не приводят к нужному зультату, Мартин обычно начинает раздувать конфликт (например, если плач помогает, начинает кусаться или драться), пока не добьется своего. Как показано на рис. 3. 3, такой стиль взаимодействия с людьми скорее всего ажется во многих ситуациях вредным для маленького Мартина. Паттерсоя
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным. Существует риск, что стиль общения, который зиж- дется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и позволит развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, не обучающих уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ самого себя>.
Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход ку- лаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми. Например, неподчинение Мартина фактически означает то, что он не обучается требуемым социальным и поведенческим умениям у сверстников или учителей. Так как эти навыки не получают должного развития, а его реакциями остаются агрессия и при- нуждение, скорее всего он будет плохо учиться, а сверстники отвернутся от него.
Рис. 3. 3. Паттерсоновская модель семейных взаимоотношений, основывающихся на принуждении, демонстрирует паттерн отношений <родитель-ребенок> - источник всех грядущих проблем ма- ленького Мартина. Он учится принуждению и неуступчивости вообще, так как родители не в состо- янии следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием принудить дру- гих к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных социальных ситуациях и в конеч- ном счете может привести к отклоняющемуся или асоциальному поведению.
Скверная атмосфера в семье (например, брань и насилие между родителями), дети предоставлены самим себе
Поведенческие проблемы (например, насилие по отношению к другим, неуступчивость, неразвитые социальные навыки)
Отвержение сверстниками
Низкая самооценка
Плохая успеваемость
Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся поведением
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
>БОЕ ПРИМЕЧАНИЕ О НАКАЗАНИЯХ
ытки сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физических на- ний зачастую напоминают метание бумеранга. Как отмечено в разделе о сти- гмейного руководства, попытки свести агрессию на нет или хотя бы контро- )вать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически являются среплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать )ень демонстрируемой агрессии (Ви55, 1961; 01048, 1980; Зеагв, МассоЬу п, 1957; ТпсЬей КисгупяЫ, 1986). Действительно, проблема наказания и роли в снижении уровня агрессивности является одной из самых противо- 1вых в области исследования агрессивного поведения человека. Эффектив- ь наказаний мы детально обсудим в главе 9, когда речь пойдет о способах гроля агрессивного поведения. А сейчас рассмотрим вкратце достоинства и )статки наказания как средства, применяемого родителями для социализации и. Разумеется, важнейшая составляющая социализации - регулирование аг- :ивного поведения.
1од наказанием мы будем подразумевать крайние формы физического наказа- , если не оговорено другое. Про родителей, прибегающих к подобным сред- м, мы будем говорить, что они применяют силовые методы поддержания дис- лины, основанные на их большей силе или власти.
д, который могут причинить наказания
:ользование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе ализации скрывает в себе ряд специфических <опасностей>. Во-первых, ро- гли, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером аг- :ивности (ВапсЬга, 1986; Ви55, 1961; е1?апс1, Нагтапп, ЬатЬ, 5тКЬ, МаЬап аи1, 1974; Реггу Ви55еу, 1984). В таких случаях наказание может провоциро- > агрессивность в Дальнейшем. Например, если маленький Мартин бьет своего ятеля, родители могут наказать его, шлепая и крича: <Я тебе покажу, как бить гих детей!>. Мартин в этом случае может сделать вывод, что агрессия по зшению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше табес себя. В общем, Мартин узнает, что физическая агрессия - средство 1СЙСТВИЯ на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при обще- с другими детьми.
Зо-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избе- > родителей или оказывать им сопротивление (Вапс1ига, 1986; Реггу Ви55еу, 4; Тпсе Кис2уп5Ь1, 1986). Если они <не сгибаются> под ударами <караю- с мечей>, вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые :огли бы им социализироваться. Вдобавок, как показывает модель Паттерсона с. 3. 3), подобное аверсивное обращение может в конце концов привести ребен- 1 компанию <людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискован- поведение, которое действительно должно быть наказано> (Вапс1ига, 1986). В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут ыть причину, породившую подобные действия (Реггу Викзеу, 1984). Факти- ки стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемо- :оведения. Если после сурового наказания Мартин расстроен или рассержен, он
И наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются при- вить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем ("ГпсЬе<+ Кис2уп5Ь1, 1986). По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного по- ведения,но не устраняет его (Вапс1ига, 1973).
Эффективные наказания
Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, тем не менее порой оно может оказаться действенным средством модификации поведения. Результаты экспериментов и исследовательских программ свидетельствуют, что наказание может вызывать устойчивые изменения в поведении, если применяется в соответ- ствии с определенными принципами (Апеу, 1983; В1апсЬаг(1 В1апсЬаг(3, 1983; Рее(1, КоЬег РогеЬапй, 1977).
Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, с тем чтобы акт наказания регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после совер- шения проступка. Временной разрыв между неприемлемым действием и наказа- нием должен быть минимален, так как наказание непосредственно после проступ- ка предполагает большую важность запрета определенной модели поведения и является более действенным, чем отсроченное, когда в течение некоторого време- ни не делается никаких замечаний и оценок нежелательных действий. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель смо- жет осознать удовольствие от совершенного проступка. <Чистое наказание убеж- дает в большей степени, чем наказание, к ощущениям от которого примешивается удовольствие от совершенного проступка> (ВапсЬга, 1986).
Выше, в разделе о стилях семейного руководства, мы отмечали, что у ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Тот, кто сотрясает словами воздух - предъявля- ет негативные вербальные стимулы или постоянно командует ребенком - не- умышленно дает ему понять, что команды и угрозы не имеют большого значения (В1апсЬагс1 В1апсЬагс1, 1986). Наказание окажется наиболее эффективным, если сто будут применять последовательно, то есть за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция; нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз - проигнорировать подобное поведение.
И наконец, предлагая альтернативу поведению, за которое ребенок был нака- зан, вы закладываете фундамент будущих поощрений (Вапс1ига, 1973). Вдобавок, Разъясняя, какой поступок повлек за собой наказание и рассматривая возможные Альтернативы поведения, вы не создаете барьеры, которые могут помешать осуще- ствлению каких-либо действий вообще и желаемых в частности. Например, Мар- тин часто перебивает взрослых, когда те разговаривают. Если родители накажут бго без объяснений, он, возможно, подумает, что ему просто запрещено говорить, и может стать робким и застенчивым, особенно в присутствии взрослых. Если же Родители Мартина объяснят ему, что нельзя перебивать других людей, и будут отвечать пебенку. кпгття он поттзебует их внимания в ппттхпяяптий мпмантьт тпгтта
}ятно, он научится проявлять в аналогичных ситуациях адекватные социаль- навыки.
Процедуры типа временной изоляции, хотя и относятся к наказаниям, означают ггствие поощрения, а не демонстрацию неприязненного отношения, поэтому не вызывают многих проблем, неизбежных при физических наказаниях (Вап. 1,1986). Такие процедуры эффективны для модификации поведения непос- [ных и агрессивных детей (В1апсЬаг(1 В1апсЬагс1, 1986). Когда ребенок ведет ( плохо, его на короткое время оставляют в одиночестве в тихой комнате.
Ребенку должно быть четко разъяснено, почему в качестве наказания выбрана менно временная изоляция. Эта процедура дает ребенку понять, что отклоняюще- ся поведение не поощряется и не принимается и что пока он не научится себя ести, ему нельзя будет общаться с другими (Ретту Визхеу, 1984).
наконец, любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать опре- нную нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и ребенком
МОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
и усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемле- социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы ссивного поведения также возникают при общении со сверстниками. В этом [еле мы рассмотрим то, как ребенок, общаясь с другими детьми, приобретает >1ки агрессивного поведения, и то, к каким последствиям приводит агрессивная сция ребенка на сверстников.
чение агрессивным действиям
а со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям гример, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры - в кото- дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются при- ять друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно <опасным> способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им зятся их партнеры по шумным играм и они редко получают травмы во время [х игр (НитрЬгеу ЗтЬ, 1987).
Существуют также свидетельства, полученные при изучении детей, посещав- дошкольные учреждения, что частое общение со сверстниками может быть ано с последующей агрессивностью (Ве15Ьу ЯешЬег, 1978; НааЫпа, 1985). кинс (НазЬпа, 1985) сообщает, что дети, которые в течение пяти лет перед лои регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрес- [ые, чем посещавшие детский сад менее регулярно. Можно предположить, что [, которые чаще <практиковались> в агрессивном поведении со сверстниками [ример, в детском саду), успешнее усвоили подобные реакции и скорее способ- фименить их в других условиях (например, в школе).
эссия и социальный статус
TT детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык <са- неприятных> (0о(1е, 1983; Вое, Со1е Вгае, 1982; ВиЬо, 1988; Наг-
ир 01агег СЬаНезоЬ, 1967; Ьуопэ, ЗегЬш МагсЬевзаи, 1988; МсОшге, 193; Реп-у, Ки5е1 Репу, 1988; ЗЬап, 1986). Кои и Купершмидт (Со1е Ки- егвппс, 1983) исследовали зависимость между агрессивностью и социальным усом на выборках знакомых между собой и незнакомых детей. Установив оциальный статус учеников четвертых классов (основой послужили отзывы их дноклассников), исследователи пригласили мальчиков - как знакомых между собой (то есть все - из одного и того же класса), так и незнакомых (например, все - из разных школ) - после школьных занятий принять участие в команд- ной игре. В полном соответствии с результатами других экспериментов, школь- ники, которые оценивались своими сверстниками как <самые неприятные>, в об- щении со сверстниками чаще демонстрировали социальное поведение, как вер- бальное (угрозы, ругательства), так и физическое (удары, пинки), вызывающее неприязнь. Согласно сообщениям других членов их команд, <самые неприят- ные> проявляли также наибольшую неуживчивость и наибольшую готовность подраться. В большинстве случаев, независимо от того, играл ли ученик со знако- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|